22
ЗНиСО апрель №4 (И7)
СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕКИХ ФУНКЦИЙ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
А.Р. Наниева, А.Р. Кусова, Л.Г. Хетагурова, И.Р. Тагаева, Н.А. Меркулова
PSYCOPHYSIOLOGICAL FUNCTIONS STATE AND CAPACITY FOR WORK OF FINAL FORM SCHOOLCHILDREN
A.R. Nanieva, A.R. Kusova, Z.Y. Khetagurova, L.R Tagaeva, N.A. Merculova
ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Росздрава»
Современные подходы к аттестации выпускников общеобразовательных учреждений требуют чрезмерно повышенной умственной работоспособности, что резко снижает качество их здоровья. Изучена динамика психофизиологических функций в период подготовки к единому государственному экзамену у двух групп школьников, в большинстве у которых выявлено состояние затяжного стресса с доклиническими нарушениями здоровья.
Ключевые слова: психофизиологические функции, затяжной стресс, адаптационный (приспособительный) синдром, «стрессорная реакция».
The Modern approaches to qualifications graduate general institutions require excessively raised mental capacity to work that sharply reduces the quality of their health. The Studied track record психофизиологических function at period of preparation to united state exam beside two groups schoolboy, in majority beside which is revealled condition затяжного stress with доклиническими breaches of health.
Keywords: physiological functionbi, prolonged stress, adaptation (adaptive) syndrome, «stress reaction».
В организме в ответ на каждое изменение условий, требующее повышение работоспособности, возникает серия стереотипных приспособительных реакций, направленных на обеспечение его защиты. Совокупность этих защитных реакций известный физиолог Ганс Селье определил как адаптационный (приспособительный) синдром или стресс. Повышение или понижение температуры окружающей среды, эмоциональное напряжение или обездвиживание — все это вызывает ряд изменений в организме, которые объединяются в понятие «стрессорная реакция». Стрессорная реакция выгодна для организма тем, что она стереотипна: организм имеет возможность сразу приступить к защите, использовав для этого одну закрепленную реакцию в ответ на все многообразие чрезвычайных раздражителей. Большая группа болезней адаптации возникает именно в условиях стресса.
Современные подходы к аттестации выпускников общеобразовательных учреждений требуют чрезмерно повышенной умственной
работоспособности, что резко снижает качество их здоровья.
Биологический ритм функционирования основных систем жизнеобеспечения — чуткий индикатор качества адаптации человека к воздействию неблагоприятных экологических факторов всех рангов: химических, физических (электромагнитных и др.), температурных, социально-производственных, межличностных взаимоотношений и прочее. Важнейшим принципом биоритмической организации является согласованность (синхронность) биологических ритмов. Как подчеркивает Ю. Ашофф [4], временная последовательность жизненных функций, выработанная всем ходом эволюции, — необходимая предпосылка хорошего здоровья и работоспособности. Любое нарушение структуры или синхронизации ритма приводит к нарушениям в работе всего организма, перенапряжению систем адаптации, падению работоспособности, развитию, так называемого, десинхроно-за, а в отдельных случаях к патологии. Вместе
апрель №4 (217)
23
с тем, единство согласованности и рассогласованности, синхронизации и десинхрониза-ции — фактическое состояние любой живой системы, и именно поэтому в определенно согласованной системе с необходимостью присутствуют элементы десинхронизации [1]. Согласование со средой, как и определенный разлад с ней — две стороны единого феномена адаптации [2]. Ведущее значение в системе всех ритмов организма придается циркадному (околосуточному) ритму, который объединяет все остальные ритмы в единую колебательную систему [1]. Изучение временной организации физиологических функций как критерий доклинических нарушений здоровья является четким маркером состояния адаптации организма, особенно подростков.
Нами обследованы две группы школьников: 1 группа — 35 11-классников и 2-я группа — 35 10-классников. Психодиагностическое тестирование проводили с помощью специальных компьютерных программ психологических тестов (тесты Айзенка, Спил-бергера, САН — тревожность, экстра- и ин-траверсия, нейротизм, самочувствие, активность, настроение). Были изучены биоритмы психофизиологических функций: внимание (корректурная проба по Анфимову), тест «индивидуальная минута», тест «индивидуальный дециметр». Хронотип обследуемых оценили по анкете Эстберга.
При определении хронотипа выявили, среди школьников четко выраженный утренний тип у 1 человека, слабо выраженный утренний
тип — 9, индифферентный - 48, слабо и четко выраженный вечерний тип — 10 и 2 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. При анализе результатов обследования школьников установлены нарушения здоровья: 1 группа — выявлено 30 лиц с признаками психического стресса и патологическим де-синхронозом (доклиническими нарушениями здоровья), 5 человек с физиологическим де-синхронозом; 2 группа — выявлено 15 человек с патологическим десинхронозом, 10 — физиологическим десинхронозом, 5 — успешной адаптацией. Доля лиц с высокой тревожностью (рис. 1) также преобладает в 1 группе обследуемых (58 %), а доля лиц с легко выраженной тревожностью — минимальна (5 %).
Высокий нейротизм по тесту Айзенка и наиболее низкие значения показателей самочувствия, активности и настроения (тест САН) также наблюдаются у 11-класников и свидетельствуют о преобладании признаков психического стресса у школьников (рис. 2). В сравнении с 10-классниками значимо (в среднем в 2 раза) выше показатели теста САН, а процент лиц с неврозами ниже (в среднем на 20 %), что, возможно, является следствием накопления утомления в течение учебного года и снижения психической адаптации (рис. 3).
Анализ изучения динамики психофизиологических функций (ПФФ) в период подготовки к единому государственному экзамену у школьников с целью выявления утомления. По результатам исследований проводимых перед, в период и после проведения контрольных от-
60-/
50 40 30 20 10 0
1 группа
2 группа
Рис. 1. Сезонный анализ тревожности у школьников по данным психологических тестов
24
ЗНиСО апрель №4 (21/)
Н самочувствие
□ активность
□ настроение
^ И
У-71
11-классники
10-классники
Рис. 2. Сравнительный анализ показателей теста САН у школьников
80 60 40 20 0
✓ У
\
/ /
11-классники 10-классники
Рис.3. Сравнительный анализ нейролизма у школьников
Таблица 1. Динамика показателей психофизиологических функций школьников
в процессе контрольного занятия
Показатели Интенсивность внимания Устойчивость внимания Сред. коэф. памяти
до в ходе после до в ходе после до в ходе после
11-классники
M 1075,5 1119,2 935,2 10 8 18 47,8 55,1 43,6
s ± 91,9 94,4 106,1 8,1 4,8 5,3 2,8 6,4 5,4
m ± 53,1 54,2 53,1 4,7 2,4 3,1 1,6 3,7 2,7
П 35 35 35 35 35 35 35 35 35
10-классники
M 1134,6 1189,5 1013,5 7 5 10 52,7 56,5 50,5
s ± 76,9 83,7 95,4 6,3 2,9 4,2 2,5 5,8 4,5
m ± 48,3 56,8 53,6 3,6 1,8 2,8 1,1 3,5 2,8
п 35 35 35 35 35 35 35 35 35
апрель №4 (217)
25
мечается следующая закономерность: перед контрольном задании выявлено повышение значений интенсивности внимания и среднего коэффициента памяти, снижение устойчивости, что характерно для состояния возбуждения головного мозга; во время контроля отмечается четкое повышение значений интенсивности, устойчивости внимания и среднего коэффициента памяти, что указывает на удовлетворительную организацию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако после окончания каждого контрольного занятия наблюдается существенное снижение показателей интенсивности и устойчивости внимания, среднего коэффициента памяти, т. е. превалируют тормозные процессы, что является признаком утомления.
В сравнительном анализе с 10 -классниками, отмечается такая же тенденция изменений, как у 11-класников, характерная для кривой работоспособности, с более повышенным ме-зором всех показателей, что подтверждает, что 10-классники находятся в менее стрессовой обстановке. Сравнительный анализ показателей мезоров «индивидуальной минуты» и «индивидуального дециметра» у 11-классников снижается (42 с и 0,74 см соответственно), в
сравнении с 10-класниками (52 с и 1,12 см), что указывает на снижение адаптационных сил организма.
Таким образом, среди школьников 11-х классов большее число лиц находящихся в состоянии затяжного стресса, с патологическим десинхронозом (доклиническими нарушениями здоровья).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алякринский Б. С. Десинхроноз — компонент общего адаптационного синдрома //Стресс и его патогенетические механизмы. Кишинев, 1973. С. 9—11.
2. Алякринский Б.С. Проблема десинхроноза в космическом полете: Обзор //Косм. биология и авиакосмос. 1989. № 5. С. 4—8.
3. Морозов В.Н., Хадарцев А.А. К современной трактовке механизмов стресса //Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т XVII. № 1. С. 15—17.
4. Aschoff J. Desynchronization and resynchronization of human circadian rhythms //Aerospace med. 1969. v. 40. N 8. P. 844—849.
Контактная информация:
Меркулова Наталья Аркадьевна, тел.: 8 8672 51 90 40
Contact information:
Merkulova Natalie Arkadivna, тел.: 8 8672 51 90 40