Научная статья на тему 'Методические подходы к организации непрерывного экологического образования в медицинском вузе'

Методические подходы к организации непрерывного экологического образования в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ковальчук В. К., Каредина В. С., Чарыкова Н. Ф.

Conceptually the process of teaching the questions concerning the role of environmental factors in the human surviving abilities is considered in our University not only in ecologic-hygienic, but also ecologic-clinical interpretation. As a whole, the teaching of ecology of the human should be practiced from the position of the structural systemic approach concerning the goal of the objective, comprehensive and on various levels estimation the role of environmental factors and the organism homeostasis, to predict the health of a society, to form a healthy way of life. The education of students from these positions will allow preparing ecologically competent doctors for all the areas of practical public health services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION IN THE MEDICAL UNIVERSITY

Conceptually the process of teaching the questions concerning the role of environmental factors in the human surviving abilities is considered in our University not only in ecologic-hygienic, but also ecologic-clinical interpretation. As a whole, the teaching of ecology of the human should be practiced from the position of the structural systemic approach concerning the goal of the objective, comprehensive and on various levels estimation the role of environmental factors and the organism homeostasis, to predict the health of a society, to form a healthy way of life. The education of students from these positions will allow preparing ecologically competent doctors for all the areas of practical public health services.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к организации непрерывного экологического образования в медицинском вузе»

Литература

1. Лекционный материал ЦНТМ«Прогресс» //Семинар «Организация работы приемного отделения медицинского учреждения». — СПб., 2004.

2. Мыльников И. // Справочник главного врача. — М.: Гарантъ, 2000. — С. 650-660.

3. О состоянии организации стационарного лечения ветеранов войн и Госпиталя для инвалидов Отечественной войны. - Приказ Министерства здравоохранения РФ № 41 от 15.03.1993 г.

4. Справочник заведующего приемным отделением. — М. : Гарантъ, 2000.

5. Справочник по организации работы стационара. — М.: Гарантъ, 1998.

Поступила в редакцию 03.06.05.

УДК 378.661(571.63):577.4

В.К. Ковальчук, В.С. Каредина, Н.Ф. Чарыкова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: медицинская экология, обучение, медицинский вуз.

Экологическое образование в последние годы научно- и учебно-методически оформилось в самостоятельную сферу деятельности в области образования. В структуре экологического образования в медицинском университете, как и в большинстве других высших учебных заведений, преобладает тенденция к расчленению экологии на ряд дисциплин, причем только за экологией биологических систем сохраняются задачи и функции классической экологии [5]. Вместе с тем одна из важнейших проблем наступившего столетия — это надвигающийся экологический кризис, преодолеть который можно лишь перейдя к новой системе ценностей — ценностям экологического плана [3].

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, на показатели которого в основном влияет состояние окружающей среды. Отрицательное влияние окружающей среды и неправильное отношение к своему здоровью явилось причиной большинства заболеваний (77%), неправильного физического развития (57%) и более половины случаев смерти [2]. В связи с этим возникла медицинская экология как комплексное направление медицинской науки, включающая гигиенические проблемы в экологии, а также частные вопросы экологии человека в медико-биологических и клинических дисциплинах. В задачу медицинской экологии входит вы-

THE PROGRAM OF SCHEDULED HOSPITALIZATION IN HOSPITAL FOR VETERANS OF WARS V.N.Prihodko, N.V.Borisenko, V.I.Pirogova Hospital for Veterans of Wars (Vladivostok) Summary — The model of scheduled hospitalization of patients in Hospital for Veterans of Wars, developed by authors is described. Due to the created program patients of a preferential category of all cities and areas of Primorski Krai (the Hospital works as regional medical institution) have been taken into the list. On the basis of beforehand widespread permits at the time of the admitting it was possible to provide the admitting according to the profile and sequence of hospitalization of patients (in the day of discharge on this free place it was possible to take a new patient). All this has allowed to supervise the amount of beds, to analyze the parameters of work of a hospital in dynamics, to make the conclusions and to correct the program as required, and also to observe the continuity between medical institutions.

Pacific Medical Journal, 2006, No. 2. p. 81—83.

явление и исследование закономерностей развития заболеваемости населения в связи с особенностями формирования и комплексного воздействия экологических факторов, исследования по обнаружению ранних реакций организма человека на воздействие вредных факторов среды обитания, по вскрытию механизмов их комбинированного действия и патогенеза преморбидных состояний [6]. В связи с этим результативность экологического образования студентов в медицинском вузе зависит от использования разнообразных форм работы и их удачного сочетания.

Методически для экологического образования все более значимым становится требование его непрерывности. Непрерывность экологического образования прежде всего подразумевает междисциплинарность и профессиональную направленность [1]. Во Владивостокском государственном медицинском университете для реализации непрерывного образования в 1993 г. была сформирована комиссия по экологическому образованию и воспитанию студентов. На протяжении двенадцати лет она выступает в роли координатора экологического образования в системе непрерывного медицинского образования между блоками дисциплин: 1) правовых, социальных и экономических; 2) медико-биологических; 3) гигиенических; 4) клинических, а также элективом «Медицинская экология». Преподавание этого электива завершает экологическое образование студентов в вузе на всех факультетах.

Координация экологического образования на кафедрах университета проводится по нескольким направлениям. Первым является помощь кафедрам и студентам в оперативном получении информации об экологии человека. В этом плане, с периодичностью в 3-4 года, регулярно создаются библиографические указатели литературы «Экология и здоровье», отражающие фонды библиотеки университета, изданы библиографический указатель «Экологическое воспитание и образование студентов» (1996), брошюра «Экологический бюллетень» (1997), методические рекомендации «Экологические термины в вопросах преподавания медицинской экологии» (2002).

84

ПЕДАГОГИКА

Таблица 1

Включение вопросов типовой межкафедральной программы по экологии человека в экзаменационные билеты

в 1996-1997 и 2000-2001 учебных годах, %

Раздел

Блок дисциплин этиология заболевания патогенез заболевания клиника заболевания диагностика и лечение профилактика заболевания

1996-97 2002-03 1996-97 2002-03 1996-97 2002-03 1996-97 2002-03 1996-97 2002-03

Математические и естественно-научные 100 100 - - - - - - - -

Гуманитарные и социально-экономические 100 100 - - - - - - 100 10

Медико-биологические 100 100 71 83 - - - - 14 14

Терапевтические 100 100 30 75 - 50 - 50 25 50

Хирургические 43 70 15 70 - 30 - - - 10

Прочие клинические 100 100 61 100 15 73 - 25 50 50

Вторым направлением по координации непрерывного экологического образования является периодический контроль включения материалов по экологии человека в учебный процесс на отдельных кафедрах. Для этого анализируются новые рабочие программы по дисциплинам. По итогам этой работы кафедрам предлагается корректировка вопросов по экологическому образованию. Кроме этого, проводится систематическая проверка экзаменационных билетов по включению в них вопросов экологии человека (табл. 1). Результаты анализа показали, что математические, естественно-научные, медико-биологические и терапевтические дисциплины всегда содержат экологические вопросы этиологии заболеваний в билетах, в то время как проблемы профилактики болезней в билетах на кафедрах медико-биологического направления отражены слабо, а на терапевтических кафедрах вопросов профилактики в билетах явно недостаточно. Несколько улучшилось отражение в билетах вопросов этиологии и патогенеза за 2002—2003 гг. по сравнению с 1996—1997 гг. по блоку хирургических дисциплин; однако проблемы клиники и профилактики заболеваний, их связь с экологическими факторами были отражены в билетах по этому блоку явно недостаточно (30 и 10% соответственно). В вопросах диагностики и лечения экологические аспекты совсем не содержались в блоке хирургических, и их явно недостаточно (50%) в блоке терапевтических дисциплин. Вместе с тем по всем блокам просматривалась тенденция к росту показателя включения вопросов по экологии человека в билеты за 2002—2003 гг. по сравнению с таковыми за 1996—1997 гг. В частности, вопросы патогенеза по медико-биологическим дисциплинам по этому критерию увеличились на 12%, по терапевтическим — на 45%, по хирургическим — на 55%.

Третьим направлением координации непрерывного экологического образования и воспитания студентов является анкетирование кафедр по использованию источников информации по экологии для об-

новления и совершенствования учебного материала. Оценивался процент использования источников из максимально возможного по хирургическим, терапевтическим и прочим клиническим дисциплинам (рис. 1). В ходе анализа учитывались монографии, учебники и учебные пособия, сборники трудов из библиотечного фонда университета, авторефераты диссертаций, доклады специалистов на съездах и конференциях, материалы, полученные на курсах ФПК и в Интернете. Результаты анализа показали, что стабильно высокий процент использования этих источников информации отмечается на терапевтических дисциплинах (более 65%), прочих клинических дисциплинах (33—65% в зависимости от источников информации) и самый низкий — на хирургических дисциплинах (30—50%). При этом на терапевтических дисциплинах зафиксирован высокий процент использования Интернета (более 65%), монографий, учебных пособий и сборников (76,4%). Низкий процент использования Интернета характерен для хирургических и прочих клинических кафедр. На

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1 2 3 4 5 6

Прочие дисциплины

II II

123456 123456 Хирургические Терапевтические дисциплины дисциплины

1 — монографии, учебные пособия, сборники трудов и периодические издания; 2 — диссертационные работы; 3 — Интернет; 4 — доклады на научных конгрессах, съездах и конференциях; 5 — материал, полученный на курсах ФПК; 6 — другие источники.

Рис. 1. Использование клиническими кафедрами источников информации для обновления и совершенствования материала по экологическому образованию, %.

Терапевтич. Хирургич. дисциплины дисциплины

Прочие

Военно-

медицинские

Рис. 2. Сравнительная характеристика охвата кафедрами вопросов экологии по результатам анкетирования 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов в 2003—2004 гг., %.

Терапевтич. Хирургич. Прочие Военно-

дисциплины дисциплины медицинские

Рис. 3. Сравнительная характеристика охвата кафедрами вопросов экологии по результатам анкетирования 6-х курсов лечебного и педиатрического факультетов в 2002—2003 гг., %.

хирургических кафедрах установлен невысокий процент использования материалов диссертаций (28%), хотя монографии, учебные пособия, сборники трудов используются довольно широко (50%).

Четвертым направлением координации непрерывного экологического образования является реализация обратной связи. Обратная связь осуществляется путем анкетирования студентов по двум направлениям: 1) оценка полноты охвата кафедрой вопросов экологии человека; 2) включение вопросов экологии в санпросветработу студентов.

Было определено, что вопросы экологии охватываются всеми кафедрами. Однако здесь лидировали кафедры терапевтического блока (рис. 2). На 5-х курсах основное различие между факультетами прослеживается по терапевтическим, хирургическим и военно-медицинским дисциплинам. На педиатрическом факультете вопросы этиологии лучше преподаются на терапевтических и хирургических дисциплинах, на лечебном — на военно-медицинских (рис. 3). Студенты 6-х курсов считают, что наибольшее внимание вопросам экологии уделяют кафедры терапевтического и военно-медицинского профиля. Причем экологические проблемы на этих дисциплинах также лучше освещаются на педиатрическом факультете. Отличительной чертой 6 курса является уделение большего внимания вопросам экологии на лечебном факультете при изучении хирургических дисциплин, чем на педиатрическом факультете.

Таким образом, принятая в нашем вузе система организации экологического образования студентов позволяет в полной мере соблюдать принцип его непрерывности. Отмечается положительная динамика в улучшении преподавания вопросов экологии человека. Реализация этой системы дает возможность вывести экологическое образование за рамки «чистой теории», превратить его на практике обучения и воспитания студентов в реальную составляющую всех кафедр университета. Именно такое образование в настоящее время рассматривается как согласованная стратегия выживания и установления баланса между природными вопросами и здоровьем человека [4].

Концептуально процесс преподавания вопросов, касающихся роли факторов окружающей среды в жиз-

недеятельности человека, рассматривается в нашем университете не только в эколого-гигиеническом, но и эколого-клиническом толковании. В целом преподавание экологии человека, по нашему мнению, следует практиковать с позиции структурно-системного подхода, чтобы объективно, всесторонне и на различных уровнях оценивать роль факторов окружающей среды и состояние организма, прогнозировать здоровье общества, формировать здоровый образ жизни. Образование и воспитание студентов с этих позиций позволит подготовить экологически грамотных врачей для всех областей практического здравоохранения.

Литература

1. Головко О.О. //Alma Mater. - 2003. - № 2. - С. 52.

2. Довгуша В.В., Тихонов М.Н. // Гигиена и санитария. - 1994. - № 4. - С. 70-74.

3. Калинникова М. // Высшее образование в России. -2003. - № 1. - С. 84-86.

4. Полесский В.А., Усачев Н.С., Шанов Д.М. и др. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -1998. - № 6. - С. 10-13.

5. Шевченко А.В., Аматняк Л.К., Заева М.П. и др. // Дальневосточный медицинский журнал. - 2002. -№ 3. - С. 89-90.

6. Шрага М.Х., Теддер Ю.Р., Сидоров П.И. // Здравоохранение РФ. - 1995. - № 5. - С. 29-32.

Поступила в редакцию 15.11.05.

METHODICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION

OF CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION IN THE

MEDICAL UNIVERSITY

V.K. Kovalchuk, V.S. Karedina, N.F. Charykova

Vladivostok State Medical University

Summary — Conceptually the process of teaching the questions concerning the role of environmental factors in the human surviving abilities is considered in our University not only in ecolog-ic-hygienic, but also ecologic-clinical interpretation. As a whole, the teaching of ecology of the human should be practiced from the position of the structural — systemic approach concerning the goal of the objective, comprehensive and on various levels estimation the role of environmental factors and the organism homeostasis, to predict the health of a society, to form a healthy way of life. The education of students from these positions will allow preparing ecologically competent doctors for all the areas of practical public health services.

Pacific Medical Journal, 2006, No. 2, p. 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.