УДК 796.011.1
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ SOCIALIZATION OF ORPHANS CHILDREN BY MEANS OF BOXING
Румянцева Наталья Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теоретических основ физического воспитания
и спортивных дисциплин» Вологодский государственный университет
г. Вологда, Россия Rumyantseva Nataliya Vaierievna Ph.D., associate professor department "Theoretical foundations of physical education
and sports disciplines " Vologda State University Vologda, Russia
Аннотация. Рассматриваются результаты>/ экспериментального обоснования эффективности занятий боксом на процесс социализации детей-сирот. Занятия боксом у детей-сирот формируют умеренно вы^/сокий уровень мотивации достижения успеха, более вызсокую степень вы1раженности склонности к риску, выз/сокий уровень коммуникативны^/х и организаторских способностей.
Abstract. The results of the experimental study of the effectiveness of boxing on the process of socialization of orphans are considered. Boxing lessons for orphans form a moderately high level of motivation to succeed, a higher degree of manifestation of risk appetite, a high level of communication and organizational skills.
Ключевые слова: дети-сироты, социализация, занятия боксом.
Keywords: orphans, socialization, boxing.
Рассматривая проблему социализации личности детей-сирот средствами физической культуры и спорта можно констатировать факт ограниченного использования средств бокса. По всей вероятности это связано с возможным появлением у боксеров негативных черт характера - агрессивности и жестокости, усиливающиеся в сочетании с недовольством жизнью детей-сирот. Однако, по мнению Репина С. А., Насырова М. Р., бокс является видом спорта, который является полноценным средством способным формировать и воспитывать нравственные, морально-волевые качества личности юного боксера [4, с. 59]. Хлебцевич К. В., €фiменко П. Б. отмечают, что под влиянием целенаправленного тренировочного процесса в боксе у занимающихся повышается степень развития сдержанности, психологической устойчивости. С повышением спортивных результатов у юных спортсменов появляются уверенность в себе и умение держать удар от всяких невзгод [6, с.39]. Учитывая потенциальные возможности данного вида спорта в развитии важных для социализации личности качеств, нами была поставлена цель - выявить влияние занятий боксом на процесс социализации детей-сирот.
В исследовании приняли участие две группы испытуемых, составленные из
33/143
воспитанников Вологодских центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В качестве экспериментальной группы выступили воспитанники центров, систематически занимающиеся боксом (п=26, средний возраст 14,54±2,4 лет) на базе секции бокса при спортивном зале «Лидер» Вологодского центра помощи детям № 1. В состав контрольной группы вошли воспитанники этих же учреждений не занимающиеся боксом (п=26, средний возраст 15,06±1,18 лет). Группы не отличались статистически значимо друг от друга по возрасту 0ф (1,02) >т (2,68) при р>0,05).
С целью сбора фактических данных применялось психологическое тестирование: методика мотивации к успеху Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, методика изучения коммуникативных и организаторских способностей В. В. Синявского и В. А. Федоршина. Полученные данные подвергнуты статистическому анализу.
По мнению ряда авторов несформированность мотивационной сферы, в частности мотивации достижения успеха, выражается в личностных проблемах социализации детей-сирот связанных с их негативизмом, ленью, иждивенчеством, неуверенностью в себе [1, с.13]. Рассматривая результаты диагностики мотивации к успеху можно отметить, что в экспериментальной группе средний результат теста соответствует умеренно высокому уровню мотивации, он составил 18,27±1,85 баллов. В контрольной группе данный параметр соответствует среднему уровню мотивации к успеху и составляет 14,04±2,51 баллов, что на 24% ниже, чем в экспериментальной группе. Различия между группами по рассматриваемому параметру статистически достоверны ^ф (7,8) > 1т (2,68) при р<0,01). Следует отметить, что в экспериментальной группе преобладает умеренно высокий уровень сформированности мотивации к успеху (65,4%), а в контрольной - средний (80,8%). Полученные нами результаты согласуются с данными Хлебцевич К. В., €фiменко П. Б. Авторами установлено, что под влиянием занятий боксом у детей-сирот 12-13 лет улучшаются показатели «восприятия себя», «избегания проблем». В более старшем возрасте (15-16 лет) растет «внутренний» и снижается «внешний локус контроля», повышается «эмоциональный комфорт» и снижается «дискомфорт», снижается параметр «убегания от решения проблем» [6, с.37-38].
Тестирование склонности к риску показало, что дети-сироты обеих групп обладают склонностью к риску. Это соотносится с данными Кравцовой Т. М., отмечающей данное качество детей-сирот как отдельную черту личности, свойство, с помощью которого они извлекают новый опыт в жизненных ситуациях, и повышают свою успешность в эффективной жизненной борьбе, позволяя противостоять неудачам [3, с. 106]. Однако, в экспериментальной группе параметр отражающий степень выраженности склонности к риску (18,08±3,41 баллов) на 37,1% выше, чем в контрольной группе (11,38±4,37 баллов), различия меду группами статистически достоверны ^ф (6,6) > 1т (2,68) при р<0,01). При этом, в экспериментальной группе детей склонных к риску 69,2% и склонных к безудержному риску 30,8%, в то время как в контрольной группе отмечается 57,7% детей с ситуативным поведением в отношении к риску, 34,6% детей склонных к риску и 7,7% склонных к безудержному риску. Скорее всего, более высокая степень склонности к риску у занимающихся боксом обусловлена привыканием к постоянному риску на ринге. Следует учитывать, что
дети-сироты относятся к группе социального риска и склонны к аддиктивному поведению, для них склонность к безудержному риску может явиться средством достижения удовольствия. Данный факт актуализирует тренерский контроль их психо-эмоционального состояния с целью его коррекции посредством адекватных педагогических воздействий.
Важную роль в процессе социализации личности играют коммуникативные навыки. На протяжении всей жизни человек принимает и передает информационные сообщения, устанавливает и поддерживает контакты в процессе общения с другими людьми. По мнению Беляевой Л. А. низкий уровень коммуникативных навыков у детей-сирот обусловливает трудности общения со сверстниками, а общение с взрослыми характеризуется ранней депривацией неформального общения [2, с. 195]. Обобщенная оценка коммуникативных способностей показала, что в экспериментальной группе уровень их сформированности выше, чем в контрольной. Результат боксеров составил 4,23±0,65 балла, что соответствует высокому уровню и на 16% выше чем в контрольной группе, где результат 3,48±0,87 балла соответствует среднему уровню ^ф (3,78) > 1т (2,68) при р<0,01). Уровень ниже среднего выявлен у 11,5% респондентов только в контрольной группе. Средний уровень выявлен у 38,5% подростков, не занимающихся боксом, и у 11,5% подростков, занимающихся боксом. У 53,8% подростков экспериментальной группы был выявлен высокий уровень коммуникативных способностей, в контрольной группе данный уровень отмечается у 34,6% респондентов. Очень высокий уровень данных способностей отмечается у 34,6% респондентов экспериментальной группы и 15,5% контрольной группы.
Как показывает практика, иждивенческая позиция воспитанников центров социальной помощи обуславливает дезадаптацию их организационного поведения и пассивность жизненной позиции, что в свою очередь затрудняет процесс социализации [5, с.195]. В тоже время спорт является хорошей базой для формирования организаторских способностей, так как данные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток. В процессе тренировочной деятельности спортсмен непосредственно принимает участие в его организации, это касается вопросов соблюдения рационального режима дня, правил личной гигиены, соблюдения дисциплины, ответственного выполнения заданий тренера во время тренировок и самостоятельно проводимых утренней зарядки и дополнительных занятий по физической подготовке. Все это помогает юному спортсмену научиться планировать свою деятельность и самому контролировать ее результаты.
Оценка организаторских способностей показала, что в экспериментальной группе средний результат составил 4,08±0,63 балла, что соответствует высокому уровню, а в контрольной группе 3±0,98 балла, что на 26% меньше и соответствует среднему уровню организаторских способностей ^ф (5,07) > 1т (2,68) при р<0,01). Уровень ниже среднего выявлен только в контрольной группе у 11,5% респондентов. Средний уровень проявления организаторских способностей был выявлен у 15,4% экспериментальной группы и 30,8% респондентов контрольной группы. Высокий уровень отмечается у 61,5% подростков экспериментальной группы и 34,6% контрольной группы. И в той, и другой группах очень высокий уровень организаторских способностей
зарегистрирован у 23,1% воспитанников.
Таким образом, результаты исследования позволили выявить, что занятия боксом создают благоприятные условия для социализации детей-сирот. Для воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, занимающихся в секции бокса, характерен более высокий уровень показателей социализированности: умеренно высокий уровень сформированности мотивации достижения успеха; более высокая степень выраженности склонности к риску с преобладанием детей склонных к риску и склонных к безудержному риску; высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. С целью избегания проявления негативных личностных качеств связанных с проявлением более высокой степени риска в тренировочном процессе детей-сирот занимающихся боксом особое внимание обратить на контроль психоэмоционального состояния и применение адекватных средства педагогического воздействия в его коррекции.
Литература
1. Багандова Г Х, Ахмедпашаева K. А., Ибрагимова Л. А. Особенности развития мотивации достижения подростков-сирот // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2(31). С. 1114.
2. Беляева Л. А., Гриднева Т. Г. Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11(126). С. 192-197.
3. Кравцова Т. М. Особенности строения картины/ мира девиантны/х подростков (на примере детей-сирот и подростков с криминальным поведением) // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 96-107.
4. Репин С. А., Насы/ров М. Р. Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1(65). С. 53-59.
5. Тимур О. Ю, Вачков И. В. Коммуникативные и организаторские способности и ценностные ориентации подростков - воспитанников интернатных учреждений // Молодежь и наука: актуальные проблемы/ педагогики и психологии. 2017. № 2. С. 191-196.
6. Хлебцевич К. В., Еф/'менко П. Б. Influence of boxing on forming the personality of children-orphans // Педагог/'ка, психолог/я та медико-бюлопчнi проблеми ф/'зичного виховання i спорту : наукова монограф/'я за ред. проф. Ермакова СС: Харкв : ХДАДМ (ХХП1). 2007. № 5. С. 36-39.
References
1. Bagandova G. Kh. Akhmedpashaeva K. A., Ibragimova L. A. Osobennosti razvitiya motivatsii dostizheniya podrostkov-sirot [Features of the development of the motivation to achieve orphan adolescents]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [News of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences], 2015, no. (31), pp. 11-14.
2. Belyaeva L. А, T. G. Gridneva. Osobennosti proyavleniya kommunikativnykh
sposobnostey podrostkov v usloviyakh detskogo doma [Features of the manifestation of the communicative abilities of adolescents in an orphanage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2012, no. 11 (126), pp. 192-197.
3. Kravtsova T. M. Osobennosti stroyeniya kartiny mira deviantnykh podrostkov (na primere detey-sirot i podrostkov s kriminal'nym povedeniyem) [Features of the structure of the picture of the world of deviant adolescents (on the example of orphans and adolescents with criminal behavior)]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. [Siberian Psychological Journal], 2012, no. 46, pp. 96-107.
4. Repin S. A., Nasyrov M. R. Boks kak sredstvo formirovaniya nravstvennykh kachestv lichnosti podrostka [Boxing as a means of forming the moral qualities of the personality of a teenager]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd State Pedagogical University], 2012, no. 1 (65), pp. 53-59.
5. Timur O. Yu., Vachkov I. V. Kommunikativnyye i organizatorskiye sposobnosti i tsennostnyye oriyentatsii podrostkov - vospitannikov internatnykh uchrezhdeniy [Communicative and organizational skills and value orientations of adolescents - students of boarding schools]. Molodozh'inauka: aktual'nyye problemypedagogikiipsikhologii[Youth and Science: Actual Problems of Pedagogy and Psychology], 2017, no. 2. pp, 191-196.
6. Khlebtsevich K.V., Efimenko P.B. Influence of boxing on the formation of the personality of children-orphans. Pedahohika, psykholohiya ta medyko-biolohichni problemy fizychnoho vykhovannya i sportu - Pedagogics, psychology and medical and biological problems of physical education and sports, 2007, no. 5, pp. 36-39.