Научная статья на тему 'Социализация детей-сирот посредством занятий боксом'

Социализация детей-сирот посредством занятий боксом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗАНЯТИЯ БОКСОМ / ORPHANS / SOCIALIZATION / BOXING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Румянцева Наталья Валерьевна

Рассматриваются результаты экспериментального обоснования эффективности занятий боксом на процесс социализации детей сирот. Занятия боксом у детей-сирот формируют умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха, более высокую степень выраженности склонности к риску, высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Румянцева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF ORPHANS CHILDREN BY MEANS OF BOXING

The results of the experimental study of the effectiveness of boxing on the process of socialization of orphans are considered. Boxing lessons for orphans form a moderately high level of motivation to succeed, a higher degree of manifestation of risk appetite, a high level of communication and organizational skills.

Текст научной работы на тему «Социализация детей-сирот посредством занятий боксом»

УДК 796.011.1

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ SOCIALIZATION OF ORPHANS CHILDREN BY MEANS OF BOXING

Румянцева Наталья Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теоретических основ физического воспитания

и спортивных дисциплин» Вологодский государственный университет

г. Вологда, Россия Rumyantseva Nataliya Vaierievna Ph.D., associate professor department "Theoretical foundations of physical education

and sports disciplines " Vologda State University Vologda, Russia

Аннотация. Рассматриваются результаты>/ экспериментального обоснования эффективности занятий боксом на процесс социализации детей-сирот. Занятия боксом у детей-сирот формируют умеренно вы^/сокий уровень мотивации достижения успеха, более вызсокую степень вы1раженности склонности к риску, выз/сокий уровень коммуникативны^/х и организаторских способностей.

Abstract. The results of the experimental study of the effectiveness of boxing on the process of socialization of orphans are considered. Boxing lessons for orphans form a moderately high level of motivation to succeed, a higher degree of manifestation of risk appetite, a high level of communication and organizational skills.

Ключевые слова: дети-сироты, социализация, занятия боксом.

Keywords: orphans, socialization, boxing.

Рассматривая проблему социализации личности детей-сирот средствами физической культуры и спорта можно констатировать факт ограниченного использования средств бокса. По всей вероятности это связано с возможным появлением у боксеров негативных черт характера - агрессивности и жестокости, усиливающиеся в сочетании с недовольством жизнью детей-сирот. Однако, по мнению Репина С. А., Насырова М. Р., бокс является видом спорта, который является полноценным средством способным формировать и воспитывать нравственные, морально-волевые качества личности юного боксера [4, с. 59]. Хлебцевич К. В., €фiменко П. Б. отмечают, что под влиянием целенаправленного тренировочного процесса в боксе у занимающихся повышается степень развития сдержанности, психологической устойчивости. С повышением спортивных результатов у юных спортсменов появляются уверенность в себе и умение держать удар от всяких невзгод [6, с.39]. Учитывая потенциальные возможности данного вида спорта в развитии важных для социализации личности качеств, нами была поставлена цель - выявить влияние занятий боксом на процесс социализации детей-сирот.

В исследовании приняли участие две группы испытуемых, составленные из

33/143

воспитанников Вологодских центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В качестве экспериментальной группы выступили воспитанники центров, систематически занимающиеся боксом (п=26, средний возраст 14,54±2,4 лет) на базе секции бокса при спортивном зале «Лидер» Вологодского центра помощи детям № 1. В состав контрольной группы вошли воспитанники этих же учреждений не занимающиеся боксом (п=26, средний возраст 15,06±1,18 лет). Группы не отличались статистически значимо друг от друга по возрасту 0ф (1,02) >т (2,68) при р>0,05).

С целью сбора фактических данных применялось психологическое тестирование: методика мотивации к успеху Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, методика изучения коммуникативных и организаторских способностей В. В. Синявского и В. А. Федоршина. Полученные данные подвергнуты статистическому анализу.

По мнению ряда авторов несформированность мотивационной сферы, в частности мотивации достижения успеха, выражается в личностных проблемах социализации детей-сирот связанных с их негативизмом, ленью, иждивенчеством, неуверенностью в себе [1, с.13]. Рассматривая результаты диагностики мотивации к успеху можно отметить, что в экспериментальной группе средний результат теста соответствует умеренно высокому уровню мотивации, он составил 18,27±1,85 баллов. В контрольной группе данный параметр соответствует среднему уровню мотивации к успеху и составляет 14,04±2,51 баллов, что на 24% ниже, чем в экспериментальной группе. Различия между группами по рассматриваемому параметру статистически достоверны ^ф (7,8) > 1т (2,68) при р<0,01). Следует отметить, что в экспериментальной группе преобладает умеренно высокий уровень сформированности мотивации к успеху (65,4%), а в контрольной - средний (80,8%). Полученные нами результаты согласуются с данными Хлебцевич К. В., €фiменко П. Б. Авторами установлено, что под влиянием занятий боксом у детей-сирот 12-13 лет улучшаются показатели «восприятия себя», «избегания проблем». В более старшем возрасте (15-16 лет) растет «внутренний» и снижается «внешний локус контроля», повышается «эмоциональный комфорт» и снижается «дискомфорт», снижается параметр «убегания от решения проблем» [6, с.37-38].

Тестирование склонности к риску показало, что дети-сироты обеих групп обладают склонностью к риску. Это соотносится с данными Кравцовой Т. М., отмечающей данное качество детей-сирот как отдельную черту личности, свойство, с помощью которого они извлекают новый опыт в жизненных ситуациях, и повышают свою успешность в эффективной жизненной борьбе, позволяя противостоять неудачам [3, с. 106]. Однако, в экспериментальной группе параметр отражающий степень выраженности склонности к риску (18,08±3,41 баллов) на 37,1% выше, чем в контрольной группе (11,38±4,37 баллов), различия меду группами статистически достоверны ^ф (6,6) > 1т (2,68) при р<0,01). При этом, в экспериментальной группе детей склонных к риску 69,2% и склонных к безудержному риску 30,8%, в то время как в контрольной группе отмечается 57,7% детей с ситуативным поведением в отношении к риску, 34,6% детей склонных к риску и 7,7% склонных к безудержному риску. Скорее всего, более высокая степень склонности к риску у занимающихся боксом обусловлена привыканием к постоянному риску на ринге. Следует учитывать, что

дети-сироты относятся к группе социального риска и склонны к аддиктивному поведению, для них склонность к безудержному риску может явиться средством достижения удовольствия. Данный факт актуализирует тренерский контроль их психо-эмоционального состояния с целью его коррекции посредством адекватных педагогических воздействий.

Важную роль в процессе социализации личности играют коммуникативные навыки. На протяжении всей жизни человек принимает и передает информационные сообщения, устанавливает и поддерживает контакты в процессе общения с другими людьми. По мнению Беляевой Л. А. низкий уровень коммуникативных навыков у детей-сирот обусловливает трудности общения со сверстниками, а общение с взрослыми характеризуется ранней депривацией неформального общения [2, с. 195]. Обобщенная оценка коммуникативных способностей показала, что в экспериментальной группе уровень их сформированности выше, чем в контрольной. Результат боксеров составил 4,23±0,65 балла, что соответствует высокому уровню и на 16% выше чем в контрольной группе, где результат 3,48±0,87 балла соответствует среднему уровню ^ф (3,78) > 1т (2,68) при р<0,01). Уровень ниже среднего выявлен у 11,5% респондентов только в контрольной группе. Средний уровень выявлен у 38,5% подростков, не занимающихся боксом, и у 11,5% подростков, занимающихся боксом. У 53,8% подростков экспериментальной группы был выявлен высокий уровень коммуникативных способностей, в контрольной группе данный уровень отмечается у 34,6% респондентов. Очень высокий уровень данных способностей отмечается у 34,6% респондентов экспериментальной группы и 15,5% контрольной группы.

Как показывает практика, иждивенческая позиция воспитанников центров социальной помощи обуславливает дезадаптацию их организационного поведения и пассивность жизненной позиции, что в свою очередь затрудняет процесс социализации [5, с.195]. В тоже время спорт является хорошей базой для формирования организаторских способностей, так как данные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток. В процессе тренировочной деятельности спортсмен непосредственно принимает участие в его организации, это касается вопросов соблюдения рационального режима дня, правил личной гигиены, соблюдения дисциплины, ответственного выполнения заданий тренера во время тренировок и самостоятельно проводимых утренней зарядки и дополнительных занятий по физической подготовке. Все это помогает юному спортсмену научиться планировать свою деятельность и самому контролировать ее результаты.

Оценка организаторских способностей показала, что в экспериментальной группе средний результат составил 4,08±0,63 балла, что соответствует высокому уровню, а в контрольной группе 3±0,98 балла, что на 26% меньше и соответствует среднему уровню организаторских способностей ^ф (5,07) > 1т (2,68) при р<0,01). Уровень ниже среднего выявлен только в контрольной группе у 11,5% респондентов. Средний уровень проявления организаторских способностей был выявлен у 15,4% экспериментальной группы и 30,8% респондентов контрольной группы. Высокий уровень отмечается у 61,5% подростков экспериментальной группы и 34,6% контрольной группы. И в той, и другой группах очень высокий уровень организаторских способностей

зарегистрирован у 23,1% воспитанников.

Таким образом, результаты исследования позволили выявить, что занятия боксом создают благоприятные условия для социализации детей-сирот. Для воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, занимающихся в секции бокса, характерен более высокий уровень показателей социализированности: умеренно высокий уровень сформированности мотивации достижения успеха; более высокая степень выраженности склонности к риску с преобладанием детей склонных к риску и склонных к безудержному риску; высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. С целью избегания проявления негативных личностных качеств связанных с проявлением более высокой степени риска в тренировочном процессе детей-сирот занимающихся боксом особое внимание обратить на контроль психоэмоционального состояния и применение адекватных средства педагогического воздействия в его коррекции.

Литература

1. Багандова Г Х, Ахмедпашаева K. А., Ибрагимова Л. А. Особенности развития мотивации достижения подростков-сирот // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2(31). С. 1114.

2. Беляева Л. А., Гриднева Т. Г. Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11(126). С. 192-197.

3. Кравцова Т. М. Особенности строения картины/ мира девиантны/х подростков (на примере детей-сирот и подростков с криминальным поведением) // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 96-107.

4. Репин С. А., Насы/ров М. Р. Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1(65). С. 53-59.

5. Тимур О. Ю, Вачков И. В. Коммуникативные и организаторские способности и ценностные ориентации подростков - воспитанников интернатных учреждений // Молодежь и наука: актуальные проблемы/ педагогики и психологии. 2017. № 2. С. 191-196.

6. Хлебцевич К. В., Еф/'менко П. Б. Influence of boxing on forming the personality of children-orphans // Педагог/'ка, психолог/я та медико-бюлопчнi проблеми ф/'зичного виховання i спорту : наукова монограф/'я за ред. проф. Ермакова СС: Харкв : ХДАДМ (ХХП1). 2007. № 5. С. 36-39.

References

1. Bagandova G. Kh. Akhmedpashaeva K. A., Ibragimova L. A. Osobennosti razvitiya motivatsii dostizheniya podrostkov-sirot [Features of the development of the motivation to achieve orphan adolescents]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [News of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences], 2015, no. (31), pp. 11-14.

2. Belyaeva L. А, T. G. Gridneva. Osobennosti proyavleniya kommunikativnykh

sposobnostey podrostkov v usloviyakh detskogo doma [Features of the manifestation of the communicative abilities of adolescents in an orphanage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2012, no. 11 (126), pp. 192-197.

3. Kravtsova T. M. Osobennosti stroyeniya kartiny mira deviantnykh podrostkov (na primere detey-sirot i podrostkov s kriminal'nym povedeniyem) [Features of the structure of the picture of the world of deviant adolescents (on the example of orphans and adolescents with criminal behavior)]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. [Siberian Psychological Journal], 2012, no. 46, pp. 96-107.

4. Repin S. A., Nasyrov M. R. Boks kak sredstvo formirovaniya nravstvennykh kachestv lichnosti podrostka [Boxing as a means of forming the moral qualities of the personality of a teenager]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd State Pedagogical University], 2012, no. 1 (65), pp. 53-59.

5. Timur O. Yu., Vachkov I. V. Kommunikativnyye i organizatorskiye sposobnosti i tsennostnyye oriyentatsii podrostkov - vospitannikov internatnykh uchrezhdeniy [Communicative and organizational skills and value orientations of adolescents - students of boarding schools]. Molodozh'inauka: aktual'nyye problemypedagogikiipsikhologii[Youth and Science: Actual Problems of Pedagogy and Psychology], 2017, no. 2. pp, 191-196.

6. Khlebtsevich K.V., Efimenko P.B. Influence of boxing on the formation of the personality of children-orphans. Pedahohika, psykholohiya ta medyko-biolohichni problemy fizychnoho vykhovannya i sportu - Pedagogics, psychology and medical and biological problems of physical education and sports, 2007, no. 5, pp. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.