Научная статья на тему 'Социализации дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивном образовании'

Социализации дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1622
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / КУЛЬТУРА ОСЯЗАНИЯ В СОЦИУМЕ / ТИФЛОПЕДАГОГИКА / SOCIALIZATION OF PRESCHOOLERS WITH VISION DISORDERS / CULTURE OF SENSE OF TOUCH IN THE SOCIETY / METHODS OF TEACHING THE BLIND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна

В данной статье раскрыта актуальность теоретико-методологического подхода к проблеме социализации детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования дошкольного образовательного учреждения. Рассмотрено понятие «социализация дошкольников с нарушениями зрения», «культура осязания в социуме», представлены тифлопедагогические условия социализации, а также раскрыто содержание парциальной программы «Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности», представлена структура и ее реализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализации дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивном образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 376. 352

О. Г. Болдинова

Южный федеральный университет

СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье раскрыта актуальность теоретико-методологического подхода к проблеме социализации детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования дошкольного образовательного учреждения. Рассмотрено понятие «социализация дошкольников с нарушениями зрения», «культура осязания в социуме», представлены тифлопедагогические условия социализации, а также раскрыто содержание парциальной программы «Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности», представлена структура и ее реализация.

Социализация дошкольников с нарушениями зрения, культура осязания в социуме, тифлопедагогика.

The article reveals the theoretical- methodical approach to the problem of socialization of children with vision disorders in condition of inclusive pre-school education. Such concepts as «socialization of preschool children with vision disorders» and «culture of children's sense of touch in the society» are considered in the paper. Conditions of socialization of methods of teaching the blind are presented in the paper. The content of the partial program «Socialization of preschoolers with vision disorders in combined focus groups», its structure and realization are presented.

Socialization of preschoolers with vision disorders, culture of sense of touch in the society, methods of teaching the blind.

Введение.

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире ожидается увеличение зрительных нарушений от 180 млн в 2013 г. до 275 млн к 2020 г. Амблиопия, близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, нистагм, косоглазие (гетеротропия) и другие более тяжелые нарушения зрения уже в дошкольном возрасте приводят к серьезным затруднениям не только в обучении, общении, но и в целостном процессе социализации. Преодолеть эти затруднения помогает включение ребенка в систему специального образования (В. З. Денискина, Л. И. Кириллова, Р. Д. Максютова, Г. В. Никулина, И. В. Новичкова, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.).

В современном российском образовании особую значимость приобретает процесс вхождения детей с нарушениями зрения в социальную среду, усвоения ими социального опыта, системы социальных связей и отношений, требующий теоретического обоснования и практической реализации. Эти важные аспекты социализации до настоящего времени не являлись предметом специальных исследований. Кроме того группы комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении не рассматривались в исследованиях в качестве реально существующей среды для дошкольников с нарушениями зрения, хотя в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) предусмотрено функционирование таких групп, что усиливает актуальность данного исследования.

Цель исследования - разработка комплекса тифлопедагогических условий социализации дошкольников с нарушениями зрения.

Основная часть.

В современной дефектологии специальное образование понимается как обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии, предполагающее их интеграцию в общество посредством социализации и с учетом их индивидуальных особенностей с целью полноценного развития и самореализации личности (Н. М. Назарова, Л. И. Плаксина, Е. А. Стребелева, Л. М. Шипицина, Deborah R. Shapiro, Lauren J. Lieberman и др.). Эта цель может быть достигнута, если дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются социальными благами наравне со всеми людьми, в том числе правом на доступность качественного образования. Для дошкольного образования детей с нарушениями зрения существует сеть специализированных образовательных учреждений, где не всегда созданы необходимые условия для их социализации. Восполнить этот пробел возможно посредством инклюзии дошкольников с нарушениями зрения в обычную образовательную среду. Одной из форм постепенной инклюзии дошкольников с нарушениями зрения могут стать группы комбинированной направленности в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа. Эта форма образования является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования в связи с реализуемой реструктуризацией образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В тифлопедагогике социализация рассматривается с разных точек зрения: реабилитации, социальной адаптации, успешной интеграции, развития активности и стремления к самореализации у лиц с нарушениями зрения. Разработка теоретических основ социализации ведется в направлении трансформации накопленного человечеством социального опыта в личностный потенциал детей с нарушениями зрения (И. П. Волкова, В. З. Кантор, А. Г. Литвак, Г. В. Никулина, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, Aaron Moffett и др.).

На основе идей социальной интеграции детей с нарушениями зрения социализацию рассматривают В. З. Кантор, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова и др. Современная педагогическая ситуация характеризуется активным исследованием проблем дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и инклюзивного обучения их со здоровыми сверстниками, с другой. В России накоплен опыт совместного обучения детей с различными сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями в обществе здоровых сверстников (Е. Ф. Архипова, Л. В. Белкина, О. А. Денисова, М. И. Земцова, Л. М. Кобрина, И. Ю. Левченко, М. И. Никитина, Т. С. Овчинникова, М. Л. Скуратов-ская и др.). Ученые предлагают разные модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: полную, частичную (фрагментарную) и временную, эпизодическую. Однако все они требуют дополнительных специальных условий социализирующего педагогического сопровождения. Модели интегрированного обучения в тифлопедагогике разработаны в основном относительно школьников. Интегрированное образование детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности в отечественной специальной педагогике изучено недостаточно. Следует констатировать определенный дефицит педагогических и методических рекомендаций для педагогов, специалистов, родителей и детей с нарушениями зрения в части социализации последних. Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для практики социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности определяют актуальность нашего исследования.

В содержание процесса социализации в психолого-педагогических концепциях включены культурные ценности, нормы и правила поведения, способы общения и коммуникации, отношения к самому себе, окружающим людям, деятельности, предметам, явлениям, социальный опыт, социальная среда, социальные роли, ролевое поведение, познавательная деятельная. В нашем исследовании понятие «социализация дошкольников с нарушениями зрения» рассматривается как индивидуально-дифференцированный процесс и результат специфического освоения и накопления ребенком социального опыта в детско-взрослом сообществе, обеспечивающем его адаптацию, интеграцию и индивидуализацию в социуме через приобщение к общечеловеческим ценностям. При этом основными субъектами детско-

взрослого сообщества являются: дети с нарушениями зрения и с сохранным зрением, их родители, другие родные и близкие, педагоги и специалисты.

В условиях специального обучения в группах комбинированной направленности необходимо использовать адекватные приемы и методы стимулирования слухового, тактильного, обонятельного и других анализаторов, являющихся сенсорной основой развития психических процессов. В результате этого развиваются высшие формы познавательной деятельности, являющиеся ведущими в компенсаторном развитии восприятия. По нашему мнению, воспитание культуры осязания в социуме должно стать одним из направлений в работе с дошкольниками с нарушениями зрения, обязательным условием процесса их социализации. Культура осязания в социуме (КОС) для детей с нарушением зрения имеет свою специфику в сравнении с обычными сверстниками. КОС ребенка с нарушением зрения - это система сочетания нормативных и необходимых действий, направленных на полноценное восприятие и осознание окружающего мира. КОС детей с нарушениями зрения предполагает систему действий и сопровождающих ее речевых выражений, направленных не только на обследование предметов, вещей и явлений, но и людей. Применительно к последним следует вести речь о системе допущенных прикосновений к человеку, которые для ребенка с сохранным зрением являются неприемлемыми, так противоречат принятым в обществе нормам. Наглядность и действия осязания должны стать основными методами в процессе социализации детей с нарушением зрения.

Оставаясь только в позиции объекта социализации, ребенок с нарушениями зрения после окончания дошкольного образовательного учреждения не всегда готов самостоятельно включиться в процесс присвоения социального опыта, в процесс самостоятельного освоения социальных отношений, что значительно осложняет функционирование его в обществе, реализацию его возможностей и потребностей в различных сферах жизни. Овладение культурой осязания в социуме помогает ему обрести необходимую для жизнедеятельности активность, и, как следствие, стать субъектом социализации.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, разработанного комплекса тифлопедагогических условий социализации дошкольников с нарушениями зрения, результатов констатирующего эксперимента были выработаны основные направления социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности, которые нашли отражение в разработанной и апробированной программе «Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности». Эта программа определила содержание формирующего эксперимента. В пояснительной записке программы определены цель, задачи, принципы, условия обогащения социального опыта ребенка с нарушением зрения, раскрывающие особенности его социализации в детско-взрослой среде в группах комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения.

Требования к созданию условий социализации детей с нарушениями зрения включают тифлопедагогические условия социализации детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности (организационно-педагогический, программно-педагогический, технолого-педагогический блоки).

Данная программа содержит две части, сформированные на основе основных направлений работы с детьми с нарушениями зрения с учетом описанных в работе блоков условий.

Первая часть - диагностическая. Она содержит диагностический комплекс методик, направленный на выявление уровня социализации дошкольников с нарушениями зрения. Диагностику рекомендуется проводить не реже 2 раз в год (в начале и конце учебного года) для определения динамики социализации и конкретизации индивидуальной программы социализирующих влияний на каждого конкретного ребенка с нарушениями зрения.

Вторая часть - процессуально-содержательная.

Принципиально новым в содержании программы является освоение детьми с нарушениями зрения «Азбуки вербальных и невербальных знаков коммуникации», взаимодействие в детско-взрослом сообществе на уровне социально-ролевых отношений посредством освоения «культуры осязания в социуме».

Процессуально-содержательная часть программы ориентирована на ФГОС ДО. Согласно п. 3.2.7. ФГОС ДО «Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» [1].

Разработанная в процессе исследования программа является парциальной. Содержание данной парциальной программы может стать гармоничным дополнением образовательной программы дошкольного образования, как основной, так и вариативной части. Содержание выстраивали с учетом реализации специальных педагогических и тифлопедагогических условий специалистами дошкольного образовательного учреждения в группах комбинированной направленности: тифлопедагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей групп комбинированной направленности. Программа строится с учетом возраста детей с нарушениями зрения с 4 до 5 лет, с 5 до 6 лет, включает в себя систему целей, задач, упражнений, занятий.

Социальная направленность проявляется в воспитании культурно-гигиенических навыков, формировании представлений об опасных для человека ситуаций и способах поведения в них; приобщении к правилам безопасного для человека поведения; формировании осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуаци-

ям; передаче детям знаний о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; в знакомстве с правилами поведения дома, на улице, в природе, в детском саду, безопасного пользования бытовыми предметами.

В соответствии с принципом индивидуализации, дифференциации и комплексности достижение поставленных целей и задач при освоении детьми программы «Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности» осуществляется поэтапно.

Процессуально-содержательная часть программы представлена двумя большими разделами, в каждом из которых содержание строится по трем направлениям.

Первый раздел «Педагогическая поддержка ребенка с нарушениями зрения» предполагает работу со специалистами и родителями по созданию необходимых условий социализации ребенка с нарушениями зрения в целостной образовательной среде его жизнедеятельности, оказание ребенку, пребывающему в группах комбинированной направленности, педагогической поддержки, обеспечения педагогического сопровождения, подготовки детей с сохранным зрением к принятию ребенка с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, ретинопатия).

Содержание раздела реализуется по следующим направлениям.

Направление «Социальная адаптация ребенка в группах комбинированной направленности» предполагает взаимодействие специалистов (тифлопедагога, педагога-психолога, логопеда, воспитателя группы комбинированной направленности, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в деятельности по организации социальной адаптации детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности.

Рекомендуется использование следующих способов деятельности специалистов по изучению детей с нарушениями зрения и работе с родителями, по коррекции поведения и взаимоотношений в семье, по оказанию детям с нарушениями зрения педагогической поддержки: наблюдения, консультации, собрания, беседы, тренинговые занятия. Результаты наблюдений, тестов, опросников, анкет позволяют собрать базу данных о ребенке с нарушением зрения и характере отношений в его семье, на основе чего и строятся дальнейшие занятия с родителями и их детьми.

Для специалистов (тифлопедагога, педагога-психолога, логопеда, воспитателей групп комбинированной направленности, музыкального руководителя) дошкольного образовательного учреждения предусмотрено проведение информационно-аналитических, ознакомительных, просветительских, познавательных лекций, семинаров, круглых столов, консультаций, дискуссий, педагогических советов.

Направление «Педагог - помощник в социализации» содержит методы социально-педагогической поддержки дошкольников с нарушением зрения посредством искусства (изобразительного, музыкального, литературного). В этом направлении представ-

лена система методов знакомства с искусством с целью социальной адаптации и интеграции дошкольников с нарушениями зрения в среду сверстников с сохранным зрением. Искусство представлено как своеобразное средство социализации дошкольников с нарушениями зрения в познавательной деятельности. В ходе эксперимента были разработаны, апробированы и систематизированы различные формы организации процесса приобщения дошкольников с нарушениями зрения к разным видам искусства в целях их педагогической поддержки в группах комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения: занятия поддержка, активизация опыта, занятие на основе улыбки и радости, хоровая, групповая и попарная работа, вариативные задания, стимулирование, использование песен, рифмовок, стихотворений в совместной и самостоятельной деятельности, предсказание.

Направление «Интеграция и Я» включает методы педагогической поддержки и социально-эмоциональной коррекции поведения дошкольников с сохранным и нарушенным зрением, развития способов социального взаимодействия в совместной и самостоятельной деятельности. Реализуется направление посредством серии бесед: «Измени свое настроение»; «Почему люди сердятся?»; «Справимся со своими эмоциями» и др.

Второй раздел «Я в детско-взрослом сообществе» направлен на развитие коммуникативности, толерантности, социальных взаимоотношений в детско-взрослом сообществе у дошкольников с нарушениями зрения. Содержание второго раздела реализуется по следующим направлениям.

Направление «Я коммуникативный» предполагает создание условий для возникновения у дошкольников основ рефлексии, адекватных самооценки поведения, самочувствия и взаимоотношений в детско-взрослом сообществе. Данное содержание программы реализуется посредством серии занятий «Когда ты себя чувствуешь...?»; «Расскажи интересный случай о себе» и др.

Направление «Я толерантный» позволяет детям осваивать способы, приобретать опыт социального взаимодействия, разрешать возникающие конфликты. Для этого были отработаны способы социально-педагогической поддержки, применяемые в свободной деятельности посредством серии занятий «Неуверенный ребенок»; серии занятий «Мой поступок»; серии занятий «Смотри, действуй, контролируй»; методы «Сопровождения».

Направление «Я в сообществе» обеспечивает возможность дошкольникам вступить в социальное взаимодействие, приобрести опыт обращения за помощью в ситуации решения сложных проблем или для получения удовольствия. Для реализации данного направления программы использовались серии ролевых игр: «Я в семье»; «Я в детском саду»; «Я в магазине»; «Я на улице»; «Мальчики и девочки»; «Я и моя страна», серии ролевых игр «Что вы можете сказать о..., сделать в... ситуации?».

Обозначенные ролевые игры, проводимые после закрепления первичных коммуникативных навыков

социализирующей направленности и взаимодействия, позволяют обеспечить становление необходимого социального опыта, ориентированного на общие нормы и правила поведения в обществе, развитие представлений о социальном поведении, на осознанное объяснение мотивов своего поведения и формирование образа социального поведения в конкретных ситуациях.

Программа направлена на социализацию детей с нарушениями зрения и включает рассмотренные выше специальные педагогические и тифлопедагогические условия, обеспечивающие социальную адаптацию, интеграцию детей с нарушениями зрения и педагогическую поддержку дошкольникам групп комбинированной направленности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Выводы.

В результате реализации программы «Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности» дети с нарушениями зрения обретут:

- основные культурно-гигиенические навыки;

- интерес к новому, неизвестному в окружающем мире (миру предметов и вещей, миру отношений и своему внутреннему миру);

- способность самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому;

- способность проявлять эмоциональную отзывчивость: откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками через использование вербальных и невербальных средств, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, согласовывает, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве), способность изменять стиль взаимодействия со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

- способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др. );

- способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации преобразовывать способы решения задач (проблем); способность предложить

собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

- первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

- предпосылки к учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Таким образом, программа «Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности» представляет собой комплекс целевых, содержательных и организационно-педагогических процессуально-результативных мер, направленных на социализацию дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

УДК 13.00.00

А. Л. Боровицкая

Университет Бар-Илан, Израиль

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

С ДИАГНОЗОМ А8Б

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме аутизма как отклонения в нормальном развитии ребенка, которая представляет собой одну из самых сложных и загадочных проблем современности. Обосновывается идея о том, что музыкальная деятельность, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с ASD, в состоянии улучшить нарушенные и сформировать недостающие ребенку-аутисту функции в разных сферах: эмоциональной, поведенческой, когнитивной.

Аутизм, музыкальные коррекционные занятия, эмоции, эмоционально-коммуникативные нарушения, клиническая импровизация.

The article is devoted to the urgent today problem of Autism as the deviations in the normal development of the child, which is one of the most complex and mysterious problems of our time. The idea that musical activities aimed at correcting deviations in the development of children with ASD are able to improve impaired functions and set the functions that autistic child lacks in different fields: emotional, behavioral, cognitive is substantiated.

"The Impact on Emotional and Communicative Disorders" Chapter places the main emphasis on the music's advantage as a powerful and affordable tool for remedial work for preservation and restoration of the emotional and communicational skills for people with autism.

Based on the analysis of the studies performed on hearing musical representations compliance with the visual representation on different emotions in children with autism, it was found that the reaction to the music on a physiological level in people with autism spectrum disorders appears in the same way as in people with ordinary development. This means that in case of difficulties on interpreting social stimuli, the music provides an opportunity to learn and handle emotions. Taking into account the potential therapeutic implications of this phenomenon and using the ability of autistic children to understand and recognize emotions through music, one can solve the problem of recognition of the same emotions in the verbal information.

"Music Remedial Lessons. Approaches and Methods" Chapter emphasises and describes the peculiarities of remedial lessons technique developed by the author which include a variety of methods and means of musical pedagogy: listening to music, singing, teaching the theoretical concepts and skills of playing different instruments and so on.

The article reveals the content of the GAME concept. One can compare the process of music lessons with developing games. On the early stages of development, the child derives particular pleasure from the games associated with the use of voice, intonation and vocalization of speech.

The child makes a discovery: the sound produced by him finds an immediate response from the adults responding to him. Thus, the system of communications and interpersonal relations is established in the mind of a child. The autistic child often misses these stages of development and never takes part in such interactive games.

Corrective musical lessons allow to fill these gaps partially and allow the autistic child to go back to the initial stage of development, to gain the experience of getting a spontaneous joy.

By extracting sounds from different musical instruments, singing and improvising, the child gets the same sensations that are experienced by the baby, trying the strength of his own voice.

Continuing the topic of corrective studies conducting methods, the article exposes the views of clinical improvisation. The child is involved in the creative process, in a musical dialogue that takes place "here and now". The clinical improvisation does not require a prior knowledge and musical training. Improvisation cannot be right or wrong. It is performed by the musical means and implies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.