УДК 37.013.42:376.352-053«465.00/. 06»
ББК 4466.02+4453.091 ГСНТИ 14.29.25 Код БАК 13.00.03
J1. В. Фомичева
Санкт-Петербург, Россия
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Аннотация. Актуализируется проблема личностного развития ребенка с нарушением зрения в ранние годы жизни. Центральным вопросом работы является социализация слепого или слабовидящего ребенка раннего возраста. Обозначены и раскрыты необходимые условия успешного социального развития таких детей.
Ключевые слова: социализация; ранняя социализация; социальное развитие; ребенок с нарушением зрения; особые потребности; абилитация, социальная среда; семья; образовательное учреждение; коррекционно-педагогическое сопровождение; «педагогика Успеха».
Сведения об авторе: Фомичева Лидия Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, (Санкт-Петербург).
Контактная информация: 197046. ская, 26.
E-mail: [email protected].
В психологии период от рождения человека до школы определяется как период ранней социализации. Известно также, что семья и общественное дошкольное воспитание выступают в качестве институтов социализации ребенка. Сущностная характеристика социализации заключается в том, что она представляет собой механизм фор© Фомичева Л. В., 2014 Специальное образование. 2014. № 2
L. V. Fomicheva
St. Petersburg, Russia
TO THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF THE EARLY AGE CHILDREN WITH EYESINGIIT DISABILITIES
Abstract. The article deals with the problem of the personal development of a child with eyesight disabilities in the early years of his life. The major role at this stage belongs to the question of socialization of the blind child or a child with eyesight disabilities in the early years of his life. Necessary conditions of effective social development of such children are described.
Key words: socialization; early socialization; social development; child with sight disability; special needs; rehabilitation; social environment; family; educational institution; corrective and pedagogical support; pedagogy of success.
About the author:. Fomicheva Lidia Valentinovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Herzen State Pedagogical University of Russia.
, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посад-
мирования и функционирования личности. В семье ребенок усваивает первые социальные роли, нормы и ценности, происходит первичное формирование образа «Я». Общественное дошкольное воспитание как институт социализации ребенка предоставляет ему возможность более широкого освоения всех трех сфер формирования и функ-
ционирования личности: сферы деятельности, сферы общения, сферы самосознания.
Решение вопросов ранней социализации ребенка с нарушением зрения лежит в границах знания и понимания особых потребностей детей этой группы: их развития, содержания и путей удовлетворения. Такое отношение объясняется тем, что именно удовлетворение потребностей (коммуникативных, физических, познавательных и др.) является основным условием повышения активности ребенка в разных сферах его жизнедеятельности и его перехода с позиции объекта социального воздействия на позицию активного субъекта социализации, естественно, в соответствии с возрастом. Если же воздействие социальной среды в виде воспитательного процесса устраняет активность ребенка, т. е. не дает возможность удовлетворить потребности, то формируется пассивная либо агрессивная личность, что будет негативным фактором последующей социализации [1; 2].
Развитие потребностей у детей с нарушением зрения в ранние годы жизни обусловлено спецификой факторов, влияющих на развитие ребенка в условиях зрительной депривации. Именно аномальный фактор в виде повреждения детского организма, в том числе различные клинические формы и степень нарушения зрения [3], оказывает значительное влияние на характер потребностей, удовлетворение или неудовлетворение которых в жизнедеятельности ребенка со зри-
тельной депривацией в период раннего детства во многом определяет его способность активно взаимодействовать с окружающим миром.
Нарушение зрения в ранний период жизни приводит к депривации (подавлению, недоразвитию, трудности становления) роли зрения в жизнедеятельности ребенка в социуме зрячих, значительно снижая проявление таких врожденных потребностей, как сенсорная и двигательная активность. Это, в свою очередь, приводит к пассивности ориентировочно-поисковых, познавательных, регуляторных и контролирующих действий и, как следствие, к пассивности, трудностям подражательного освоения сфер предметно-практической деятельности и общения и сферы самосознания. Приведем примеры этого явления из тифлологии: «незрячий ребенок в первые месяцы жизни может не понимать, что у него есть ножки», «малыш с глубоким нарушением зрения без посторонней помощи не пытается пользоваться предметами быта», «социальная улыбка появляется значительно позднее, чем у нормально видящего сверстника», «объем и качество двигательных умений разного порядка у ребенка с нарушением зрения ниже, чем у зрячего сверстника», и др. Таким образом, трудности зрительного отражения вследствие врожденного поражения зрительной системы осложняют ребенку с нарушением зрения в период раннего детства вхождение в социальную среду, освоение социальных связей и тем
самым — раннее усвоение социального опыта.
Понятно, что такое явление не фатально, и дети раннего возраста с нарушением зрения, как и их зрячие сверстники, имеют различный социальный опыт, что во многом определяется социальными факторами, влияющими на развитие ребенка. Социализация ребенка с нарушением зрения, ее успешность или недостаточность зависят от ряда факторов, их силы или слабости, полноты, направленности и др.
Социальная среда и условия жизнедеятельности малыша с нарушением зрения являются основополагающим фактором успешности его социализации, личностного развития, которая, в свою очередь, характеризуется опытом и широтой ориентировки в различных видах деятельности, способностью осваивать новые виды деятельности и осмысливать их значимость, опытом и способностью к общению, опытом самовыражения, освоения знаний о себе и др.
Социальное развитие в рамках возрастных возможностей ребенка со зрительной депривацией в период раннего детства как процесс усвоения им путем внешнего отражения социального опыта обусловлено рядом условий. Рассмотрим их.
Важнейшим, первостепенным условием социального развития ребенка с нарушением зрения является отношение ближайшего взрослого социума к зрительным проблемам малыша. Научно-практические данные в области тифлопе-
дагогики позволяют обозначить две основные позиции (характер отношения) взрослых к зрительным возможностям малыша: адекватное и неадекватное. Понятно, что такое обозначение имеет векторный характер: в жизни каждого ребенка с нарушением зрения в отношениях взрослого социума к его зрительным возможностям имеется множество нюансов. Однако адекватное отношение взрослых к зрительному нарушению ребенка имеет ряд выраженных характеристик. Оно проявляется в принятии ребенка таким, каким он есть, но с пониманием того, что несостоятельность и трудности зрительного отражения часто осложняют малышу реализацию его потребностей, способностей, интересов, самостоятельное освоение разных сторон жизнедеятельности детей. Руководствуясь этим, взрослый социум повышает свою роль в организации доступной для освоения незрячим или слабовидящим малышом предметнопространственной среды в соответствии с особыми сенсорными и компенсаторными потребностями. Стараясь не подавлять активность самого малыша, взрослый выступает инициатором общения, взаимодействия с ребенком, осваивает противоположные подражательному приему методы прямого обучения малыша с глубоким нарушением зрения двигательным умениям, практическим действиям, ориентировке в пространстве и др.
Другим важнейшим условием социального развития ребенка с нарушением зрения выступает отно-
шение общества (взгляды, законодательная готовность, государственное исполнение и др.) к решению вопросов ранней социализации детей с нарушением зрения. Аспектами этого условия выступают, в частности, решение государством вопросов абилитации ребенка с глубоким нарушением зрения, тифлопедагогическое сопровождение дошкольника с нарушением зрения.
Цель абилитации — нормализация личностного развития ребенка с нарушением зрения, который выступает субъектом этого процесса, в период раннего детства. Первостепенную роль в абилитации малыша с тяжелым нарушением зрения играет семья, которая, как основополагающий фактор становления личности ребенка (что характерно для любой семьи), выступает объектом профессиональной поддержки специалистов в выполнении ею целого ряда необходимых функций как социального института воспитания [4; 5].
Абилитация ребенка с глубоким нарушением зрения как процесс во времени характеризуется определенной, хотя и условной, этапностью:
• ранняя психологическая помощь родителям, узнавшим о факте глубокого нарушения зрения у новорожденного, с целью ослабления и преодолениями полученного ими психологического шока, стресса и развития позитивного взгляда на настоящую и дальнейшую жизнь ребенка. Необходимая и возможная ранняя медицинская (офтальмологическая) реабилитация ребенка с
целью восстановления функционирования зрительной системы в период онтогенетического становления акта видения (первый год жизни);
• поддержка специалистами семьи ребенка с глубоким нарушением зрения (социальная, правовая, психологическая, педагогическая) с целью преодоления родителями чувства «брошенности», «одинокости», повышения ее воспитательного потенциала, освоения семьей:
- коррекционно-компенсаторной составляющей воспитательной функции;
- позиции адекватного отношения к зрительным возможностям ребенка;
- приемов и способов общения, взаимодействия в роли зрячего (нормально видящего) партнера в коммуникации с партнером со зрительной депривацией и др.;
• расширение социальных контактов семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания детей с глубоким нарушением зрения с целью дальнейшей актуализации и усиления позитивного отношения взрослого социума к возможным личностным достижениям незрячего или слабовидящего ребенка, осознания своей роли в личностном развитии ребенка;
• сопровождение ребенка специалистами (коррекционно-педагогическое, психологическое, медицинское) в соответствии с его индивидуальными потребностями с целью нормализации хода психического, физического, личностного
развития в условиях зрительной депривации;
• подготовка ребенка с нарушением зрения к самостоятельной деятельности в среде детского коллектива. Это важнейший этап аби-литации малыша с глубоким нарушением зрения, предполагающий не только формирование личности, но и вторую сторону социализации — освоения опыта функционирования в группе партнеров с равными возрастными возможностями.
Другим аспектом такого условия социального развития ребенка с нарушением зрения, как отношение общества к решению вопросов его ранней социализации, является совершенствование общественного дошкольного воспитания с точки зрения актуализации образовательным учреждением решения вопросов обеспечения системной работы с семьей воспитанника с нарушением зрения раннего возраста. Содержание и методы этой работы должны быть направлены на повышение воспитательной функции семьи малыша с глубоким нарушением зрения с целью обеспечения его психоэмоционального благополучия и личностного развития в соответствии с возрастом.
Важнейшей задачей общественного дошкольного воспитания выступает также профилактика и, при необходимости, ранняя коррекция вторичных нарушений в физическом и психическом развитии воспитанника раннего возраста с нарушением зрения. Эта задача решается посредством коррекционно-компенсаторного сопровождения разви-
тия незрячего или слабовидящего ребенка раннего возраста, целенаправленной деятельностью тифлопедагога и других специалистов.
Одним из путей и условием социализации воспитанника с нарушением зрения выступает осуществление взрослым социумом образовательной среды «педагогики Успеха».
Даже незначительные, на взгляд окружающих, успехи ребенка с нарушением зрения выступают для него, с одной стороны, важным аспектом самопознания, самосознания, самоактуализации, самоутверждения, развития чувства собственного достоинства и другого, что актуально для любой развивающейся личности, с другой стороны — необходимым условием усиления потребности в самостоятельности, побуждения к активности, самовыражению, проявления уверенности и т. п., т. е. всего того, что может быть проблемным в личностном развитии слепого или слабовидящего ребенка. В связи с этим педагогика успеха как деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на успешность воспитанников, очевидно, должна пронизывать образовательное пространство детей с нарушением зрения.
Педагогика успеха слепого или слабовидящего ребенка в условиях специальной и инклюзивной образовательной среды базируется на освоении взрослым социумом следующих сфер:
• сферы общения зрячих со слепым или слабовидящим ребенком (область межличностных отношений);
• сферы практического взаимодействия зрячих со слепым или слабовидящим ребенком (область обучения, передачи опыта овладения разными видами деятельности и его практического осуществления);
• сферы организации образовательного пространства ребенка с нарушением зрения в соответствии с его запросам и возможностям (область организации предметнопространственной среды жизнедеятельности слепого или слабовидящего воспитанника).
Удовлетворение ребенком с нарушением зрения субъективной потребности в активности и самостоятельности, без чего немыслим успех даже в самых скромных его проявлениях, во многом определяется адекватностью позиции окружающих по поводу возможностей (реальных, потенциальных) слепого или слабовидящего воспитанника. В основе адекватного отношения нормально видящего субъекта общения к личностным проявлениям ребенка со зрительной депривацией лежат:
- объективная оценка зрительных возможностей воспитанника (например, их недооценка или переоценка чаще всего приводят к выдвижению неадекватных требований);
- знание особенностей развития в условиях зрительной депривации, причин их появления;
- знание особых сенсорно-перцептивных потребностей, обусловленных зрительной деприваций;
- усилия взрослых (стремление, практические шаги, действия) по
саморазвитию, расширению знаний, умений в сфере воспитания и обучения ребенка со зрительной депривацией.
Самоактуализация, самовыражение ребенка с нарушением зрения в процессе делового общения с нормально видящим партнером во многом определяется ролью, которую ему отводит этот партнер, тем, признается ли личностная состоятельность воспитанника с нарушением зрения, или он постоянно находится в ситуации ведомого, чрезмерно опекаемого или непризнанного неудачника. При этом нормально видящий партнер пагубную для личностного проявления слабовидящего воспитанника позицию в большинстве случаев занимает неосознанно. В соответствии с этим в образовательной среде ребенка с нарушением зрения усиливается роль «педагогики Успеха», так как ее важнейшими и обязательными компонентами являются рефлексия взрослого в процессе взаимодействия с воспитанником и установка взрослого на его успех. Именно позитивная установка взрослого на частый успех ребенка с нарушением зрения, ее реализация обеспечивают устойчивую мотивацию воспитанника на достижение результатов в разных сферах жизнедеятельности. Рефлексия же взрослого должна быть направлена на преодоление им субъективизма в оценке перцептивных возможностей воспитанника с нарушением зрения.
Важным аспектом «педагогики Успеха» является сфера практиче-
ского взаимодействия взрослого с ребенком с нарушением зрения. Зрячий взрослый, предъявляя требования к воспитаннику с нарушением зрения, должен учитывать следующее:
• отсутствие или нарушение зрения затрудняет, осложняет самостоятельное овладение практическими действиями и умениями в рамках разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной и др.);
• детям с нарушением зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих;
• во взаимодействии со слепым или слабовидящим приоритетным должно быть накопление ребенком опыта самостоятельности и инициативности в том, чем он владеет.
Особая организация предметно-пространственной среды для ребенка с нарушением зрения в образовательном учреждении — мощнейшее средство поддержания его самостоятельности и активности в осуществлении ориентировочнопоисковой, познавательной деятельности. Например, в данной среде обязательно должны присутствовать ориентиры — внешние раздражители, позволяющие ребенку со зрительной недостаточностью безошибочно определять свое местоположение в знакомом пространстве.
Коррекционно-компенсаторное сопровождение развития незрячего или слабовидящего ребенка — это одно из важнейших условий расширения его возможностей реализовать свой потенциал в разных
сферах жизнедеятельности, так как целью этого процесса выступает профилактика и, при необходимости, коррекция вторичных нарушений в физическом и психическом развитии воспитанника, в том числе через формирование сенсорных, предметных, социальных, пространственных представлений.
Успех ребенка с глубоким нарушением зрения в образовательном пространстве дошкольного учреждения обусловлен не только активностью взрослых как субъектов непосредственного взаимодействия с воспитанником, но и активностью, настроем семьи по отношению к успехам или неуспехам дошкольника. В связи с этим образовательное учреждение призвано вести системную работу с семьей воспитанника с нарушением зрения для улучшения выполнения воспитательной функции семьи, что будет залогом психоэмоционального благополучия, личностного развития ребенка.
Таким образом, ранняя социализация ребенка с нарушением зрения имеет ряд особенностей.
Литература
1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Г. Литвак. — СПб.: КАРО, 2006.
2. Саблин, В. С. Психология человека / В. С. Саблин, С. П. Спаква. — М.: Экзамен, 2004.
3. Фомичева, Л. В. Кпинико-педаго-гические основы воспитания и обучения детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические
аспекты охраны и развития зрения : учеб.-метод, пособие. — СПб. : КАРО, 2007.
4. Фомичева, Л. В. Некоторые вопросы влияния аномального фактора на личностное развитие ребенка с нарушением зрения // Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве :
материалы 16 междунар. конф. «Ребенок в современном мире». — СПб., 2009.
5. Фомичева, Л. В. Некоторые аспекты абилитации детей с глубокими нарушениями зрения // 13 Царскосельские чтения «Высшая школа — инновационному развитию». — СПб., 2009. — Т. 5.