ными возможностями здоровья к общечеловеческим ценностям, социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Наиболее значимые задачи модернизации дополнительного образования детей с ОВЗ состоят, во-первых, в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Во-вторых, всем обучающимся с ограниченными возможностями должен быть обеспечен равный доступ к получению качественного дополнительного образования с учетом индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
В-третьих, необходимо обеспечить вариативность общеразвивающих программ (по уровню сложности, объему содержания и направленности) и разнообразие организационных форм их реализации с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и мнения их родителей.
Формирование современной модели дополнительного образования детей с ОВЗ будет способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; обеспечению духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся.
О. Г. Болдинова
Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности
В содержание процесса социализации в психологопедагогических концепциях включены культурные ценности, нормы и правила поведения, способы общения и коммуникации, отношение к самому себе, окружающим людям, деятельности, предметам, явлениям; социальный опыт, социальная среда, социальные роли, ролевое поведение, познавательная деятельная. В данном исследовании понятие «социализация дошкольников с нарушениями зрения» рассматривается как индивидуально-дифференцированный процесс и результат специфического освоения и накопления ребенком социального опыта в детско-взрослом сообществе, обеспечивающем его адаптацию, интеграцию и индивидуализацию в социуме через приобщение к общечеловеческим ценностям [1].
79
Социализация дошкольников с нарушениями зрения групп комбинированной направленности характеризуется: а) поэтапностью, б) деятельностной направленностью, в) зависимостью от сформированных навыков взаимодействия в детско-взрослом сообществе.
Для успешной социализации детей с нарушениями зрения должны быть созданы специальные тифлопедагогические условия. До настоящего времени в тифлопедагогике при исследовании социализации и социального опыта людей с нарушениями зрения приоритет отдавался решению данной проблемы лишь применительно к детям школьного возраста и взрослым. Между тем известно, что становление социального опыта происходит в дошкольный период. До настоящего времени особенности становления и развития социального опыта у дошкольников с нарушениями зрения не были предметом специального теоретико-экспериментального педагогического изучения.
Анализ пласта исследований (Т.П. Головина, Л.П. Григорьева,
B. 3. Денискина, Л.А. Дружинина, И.Г. Корнилова, И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, В.А. Феоктистова, Л.М. Шипицина,
C. М. Хорош и др.), содержащих специальные педагогические и тифлопедагогические условия социализации детей с нарушениями зрения, позволил сгруппировать в блоки выделенные в процессе данного исследования тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности: 1. Организационно-педагогический блок тифлопедагогических условий. 2. Программно-педагогический блок тифлопедагогических условий. 3. Технолого-педагогический блок тифлопедагогических условий [2].
Организационно-педагогический блок тифлопедагогических условий социализации дошкольников с нарушениями зрениями в группах комбинированной направленности способствует решению целого комплекса задач. Нарушенное зрение препятствует вхождению ребенка в окружающих мир без поддержки хорошо видящих людей. Ребенок с нарушением зрения медленно осваивает игровую деятельность, что тормозит развитие его психики. Есть достаточно много примеров обучения слабовидящих и слепых детей в специальных дошкольных образовательных учреждениях. Эта вынужденная интеграция стала возможной по нескольким причинам: 1) отсутствие специальных дошкольных образовательных учреждений в районе проживания такого ребенка; 2) отсутствие условий для социализации ребенка.
Важнейшей целью групп комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения (В.3. Денискина, Л.И. Плаксина и др.) является воспитание детей с особыми образовательными потребностями, способных быстро и свободно адаптироваться в обществе [3, 6]. В свою очередь, протекание процесса
80
социализации детей с нарушением зрения зависит от целей всех участников образовательного процесса.
В группах комбинированной направленности (Л.А. Дружинина, Е.Н. Подколзина, В.А. Феоктистова и др.) специально организованная, целенаправленная и систематическая коррекционнопедагогическая работа помогает детям с нарушениями зрения максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех видах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой) [5]. Создание условий для успешной социализации детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения должно быть предусмотрено с первых дней их пребывания.
Группа комбинированной направленности (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова и др.) создается с целью реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное и доступное образование, создания условий, наиболее благоприятных для их социальной адаптации и включения в общество [4].
В организационно-педагогический блок были включены следующие тифлопедагогические условия: оптимальная наполняемость группы комбинированной направленности; согласие родителей на пребывание ребенка с нарушениями зрения в группе комбинированной направленности; создание предметной социализирующей среды; организация встреч родителей дошкольников с нарушениями зрения с детьми с нарушениями зрения школьного возраста, показ возможностей и творческого потенциала детей с нарушениями зрения; беседы тифлопедагога и воспитателей с детьми с сохранным зрением в группе, куда будет ходить ребенок с нарушениями зрения.
Программно-педагогический блок тифлопедагогических условий также направлен на решение целого ряда задач. Определяющим в этом блоке является развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения на основе коммуникативных процессов, а также полноценного восприятия детско-взрослого сообщества. В этот блок включены следующие тифлопедагогические условия: наличие программы «Социализации дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности»; развитие зрительного восприятия у ребенка с нарушениями зрения на основе компенсаторных процессов; развитие сенсорно-перцептивных навыков у детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности; создание ситуаций взаимодействия в детско-взрослом сообществе, в совместной игровой деятельности взрослого и детей, в безопасной, статичной, с неизменностью предметов развивающей среде.
Технолого-педагогический блок тифлопедагогических условий предполагает систему форм и методов работы с детьми с наруше-
81
ниями зрения, среди которых особое место отводится индивидуальной коррекционно-педагогической работе по восполнению имеющихся у ребенка пробелов в социальном опыте, постепенному включению его в коллективные формы деятельности (В.З. Денискина, И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина).
Технолого-педагогический блок включает следующие специальные тифлопедагогические условия: система форм и методов индивидуальной коррекционно-педагогической работы по
восполнению имеющихся у ребенка пробелов в социальном опыте, постепенное включение ребенка в коллективные формы деятельности; включение детей с нарушениями зрения в деятельность, способствующую накоплению ими социального опыта через
взаимодействие в мире людей, вещей, социальных и природных явлений; наличие специального образования у воспитателей групп комбинированной направленности; использование индивидуальнодифференцированной специальной наглядности в зависимости от нарушения зрения (косоглазие, амблиопия, ретинопатия) в группах комбинированной направленности; специфическая структура занятий, проводимых в игровой форме с четким соблюдением зрительной нагрузки и включением зрительных пауз для снятия зрительного напряжения.
Таким образом, социализация детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности имеет определённую специфику, обусловленную особенностями развития детей с нарушениями зрения, и включает в себя не только представления об окружающей социальной действительности и овладение практическими умениями, но и освоение навыков взаимодействия с окружающими, эмоциональной отзывчивости в детско-взрослом сообществе, адаптации к новым жизненным ситуациям.
Список литературы
1. Болдинова О.Г., Захараш Т.Б. Социализация детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения. - М.: Вузовская книга, 2013. - 208 с.
2. Болдинова О.Г. Тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения // Социально-гуманитарные знания, 2013. - № 7.
3. Денискина В.З. Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения: сб. ст. регион. обществ. орг. инвалидов «ИРИС» / сост. И.Н. Зарубина; науч. ред. Л.И. Плаксина; ред. И.Б. Антонова. - М.: Флинта: Наука, 2005. -210 с.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М.,
1996.
5. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: метод. пособие. - М., 2009.
6. Плаксина Л.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2001.
82