ры и даже европейские средневековые фольклорные произведения, чем русский фольклор. Тем важнее представляется нам изучение русской традиционной культуры.
Литература:
1. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. - 2-е изд. - М.: «Лепта-Пресс», 2003. - 320 с. - (Испытание мудростью. Вып. 3)
2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: «Наука», 1990. - 224 с.
3. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: «Гнозис»; «Прогресс», 1992. - 272 с.
4. Ахиезер А. С. Труды. - М.: Новый хронограф, 2006. - 480 с.
5. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура.
- М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители XX века).
6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 368 с.
7. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в 3-х томах / Изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков.
- М.: «Наука», 1984. - Т. 1 - 512 с.
8. Когда Ану сотворил небо. Литература древней Месопотамии / Пер. с аккадского, сост. В. К. Афанасьевой и И. М. Дьяконова. - М.: «Алатейа», 2000.
- 455 с.
9. Сказки и песни Белозерского края / Сборник Б. и Ю. Соколовых. - С.-Пб.: Тропа Троянова, 1999.
- Кн. 1. - 798 с.
10. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в 3-х томах / Изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков.
- М.: «Наука», 1985. - Т. 2 - 464 с.
11. Левкиевская Е. Е. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим светом // Концепт движения в языке и культуре. - М.: Ин-дрик, 1996. - С. 185-211.
12. Щепанская Т. Б. Сокровенное материнство // Секс и эротика в русской традиционной культуре. - М.: Ладомир, 1996. - С. 395-443.
13. Кодзики. Записки о деяниях древних / Сост. и общ. ред. Р. В. Грищенкова. Свиток 1. - С-Пб.: «Кристалл», 2000. - 606 с.
14. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования.
- М.: Лабиринт, 2004. - 176 с.
15. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2001. - 989 с.
16. Леви-Строс К. Структурная антропология.
- М.: «Наука», 1985. - 536 с.
17. Толкин Д. Р. Р. Дерево и лист / О волшебных историях. Лист работы Мелкина. - М.: «Прогресс» «Гнозис», 1991. - 142 с.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы: экстремальные условия профессии и их следствия
Аннотация: в статье анализируются экстремальные условия профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и следствие их влияния.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессиональная девиация, профессиональная деформация, экстремальные условия, специфическая среда.
Н. Б. Королева
Специалисты, работающие в уголовно-исполнительной системе, отвечают насущной потребности общества в защите от преступников. Эта категория людей - охранников, контролеров за исполнением наказания,воспитателей, социальных работников, психологов, сама остро нуждается в психологической диагностике и сопровождении. Деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в
напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия оказывают сильные воздействия и именуются экстремальными. Жизнь сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в постоянном стрессе. Среди экстремальных ситуаций работы в УИС выделяют захваты заложников, массовые беспорядки, неповиновение и т. д. Однако в большинстве исследований отмечаются сложности совершенно другого рода. Прежде всего, сама повседневная служба сотрудников УИС представляется как крайне напряженная [7]. Один из основных факторов - скорее не сама вероятность конкретных экстремальных ситуаций, а контингент, с которым приходится работать. Еще - условия труда. «Кто бы что ни говорил, но в тюремной жизни нет никакой романтики - только жестокость, страдания, грязь, и к ним вольно или невольно вырабатывается привычка» [3].
Первый экстремальный фактор -контингент осужденных. Среди таких осужденных чаще всего встречаются психопаты, олигофрены, эпилептики. По мере ужесточения режима исправительно-трудовой колонии и концентрации в ней рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, происходит «накопление» осужденных с высокой криминогенной опасностью [1].
Второй экстремальный фактор - изоляция условий профессиональной деятельности. Сотрудники УИС являются невольными узниками своей работы [4]. Территория их жизнедеятельности ограничена колонией и часто поселком, в котором они проживают.
Третий экстремальный фактор - низкая престижность профессии, клеймо сатрапа. Повсюду в мире люди, работа-
ющие в тюрьмах, чувствуют, что в глазах общества клеймо, лежащее на заключенных, ложится и на них [7]. В глазах обывателя «тюремщик» обязательно является сатрапом, действующим самовластно, деспотически, не считаясь с законом. Сотрудники УИС поставлены в условия, когда требуется непрерывно доказывать социальную значимость своей профессии.
Термин «девиация» применяется в ряде наук для обозначения отклонения от нормы или какой-то заданной величины. Он может быть вполне применим и для обозначения тех изменений, которые могут произойти с работником ИТУ под влиянием профессиональной деятельности.
Профессиональная девиация состоит в незначительных, не носящих ярко выраженного негативного характера изменениях личностных качеств работника ИТУ. Как правило, это явление не приводит к отрицательным изменениям в основных личностных характеристиках, не влияет значительно на эффективность профессиональной деятельности.
Профессиональная деформация -это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик работника ИТУ в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности.
Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости - это крайние формы проявления профессиональной деформации.
Профессиональная деградация может быть определена как крайняя степень профессиональной деформации, когда встает вопрос о профессиональной пригодности работника ИТУ вообще.
Причинами такой деформации являются частое взаимодействие (по роду службы) с криминальной средой, лицами с аморальным поведением; испытание больших физических и эмоционально-психологических перегрузок. Личностная деградация возникает как результат долговременной деятельности в экстремальных условиях. В ряде случаев можно говорить уже о профессиональной деформации и деградации, доходящей до деградации личности, когда происходит значительное сужение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, «огрубление» личности в целом. Часто это проявляется в обычных межличностных отношениях [5].
Экстремальные условия объективно содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воздействие на сотрудников УИС. Выделяют следующие группы факторов:
1 - экстремально психологические;
2 - экстремальные морально-психологические;
3 - экстремальные профессионально-психологические [2].
Деформирующее влияние на личность сотрудников исправительных учреждений оказывает специфическая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. При этом следует учитывать сопутствующие факторы, такие, как закрытость исправительных учреждений; идентификация сотрудниками себя с «властью», а осужденных с «невольниками»; постоянный, неизбежный контакт с криминальной средой (особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях); стрессо-вость профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной и физической агрессии со сто-
роны осужденных; высокий уровень эмоционального напряжения в общении.
Таким образом, деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, в опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать при любых экстремальных условиях.
Литература:
1. Белослудцев В. И., Козюля В. Г. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А. В. Пилещко, В. А. Уткина. Домодедово, 1996. С. 56-57.
2. Беляева Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. С. 531533.
3. Грибов В. В тюремном интерьере / / Ветеран. 2003. № 5 (718). С. 14.
4. Ильина Е. С. Экстремальная профессия - сотрудник УИС // Развитие личности. 2002. №4. С. 169-173. С. 171.
5. Лихачев Д. С. Черты первобытного примитивизма воровской речи / / Словарь тюремно-лагер-но-блатного жаргона. М., 1992. С. 359-364;
6. Мухина В. С. Стигматизация личности в подростковой среде / / Развитие личности. 2000. № 34. С. 187-190.
7. Свинаренко И. Н. Русские сидят. М., 2002. С. 330.
Роль денег в структуре потребностей личности в молодежном возрасте
Е. С. Ткаченко, В. С. Худоконенко
Аннотация: эта статья посвящена изучению роли денег в структуре потребностей личности в молодежном возрасте (на примере курсантов Академии ФСИН России).
Ключевые слова: деньги, роль денег в структуре потребностей личности, молодежный возраст, основные потребности человека, актуализация духовных потребностей.
Современное состояние развития науки в обществе характеризуется интеграцией и взаимопроникновением различных отраслей научного знания. Особенно это касается таких наук, как психология и экономика.
Одной из главных проблем, связанных с деньгами, является то, что деньги воспринимаются людьми не только своей экономической, финансовой стороной, но и как своеобразный энергетический потенциал, источник достижения политических и социальных целей, выдвижения и самоутверждения, власти отдельных лиц и групп.
В итоге деньги превращаются в финансово-психологический феномен, регулирующий поведение человека, занимая определенное место в структуре потребностей личности.
А. Маслоу выделил пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей и считал, что не сама потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения [1]. Только
неудовлетворённая потребность организует поведение индивида, заставляет его предпринимать действия, чтобы удовлетворить потребность.
Идеи А. Маслоу получили развитие в теории мотивации Фредерика Херцберга [3]. Она основывается на двух факторах, влияющих на поведение людей: 1) деньги, условия жизни, окружение; 2) престижность профессии, самореализация в профессии. Оказывается, что деньги не являются постоянным побуждающим фактором. Люди стремятся к деньгам до определенного уровня. Не достигая этот уровень, они чувствуют себя неудовлетворенными. Но достигнув его, люди не обязательно почувствуют себя счастливыми и удовлетворенными. Это состояние у них возникнет только в случае самореализации в жизни и в профессии.
Таким образом, деньги, занимая определенное место в структуре потребностей, могут играть в регуляции поведения личности роль цели или средства.
В данном исследовании была поставлена цель исследовать роль денег в структуре потребностей личности в молодежном возрасте. В качестве объекта исследования нами были выбраны курсанты Академии ФСИН России и Владимирского юридического института ФСИН России.
В процессе исследования было опрошено 99 курсантов 1, 2, 5, курсов. Использовались следующие методики:
1) «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» потребностей»