Научная статья на тему 'Причины возникновения депрессивного состояния у сотрудников УИС'

Причины возникновения депрессивного состояния у сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1194
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомичева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения депрессивного состояния у сотрудников УИС»

Таким образом, полученные результаты позволяют нам не только проанализировать некоторые поведенческие особенности в трудных профессионально значимых ситуациях, но и рассмотреть в качестве предрасполагающих факторов формирование психического «выгорания». При развитии синдрома психического «выгорания» выработанный личностью комплекс поведенческих стратегий может способствовать как самосохранению, так и, наоборот, приводить к саморазрушению, дезадаптации и малоконструктивному поведению.

Доминирование такой поведенческой стратегии, как изменение самооценки, в сочетании с аутизмом, соматизацией указывает на крайне деструктивный характер разрешения личностных и профессиональных проблем. Совладание со стрессовыми ситуациями происходит через эмоциональное и личностное реагирование. Мы разделяем мнение исследователей, рассматривающих аффективно ориентированные стратегии, направленные в большей мере на себя, чем на решение проблемы, в качестве негативных, деструктивных форм выхода из стрессовых ситуаций. В нашем же случае этому можно найти подтверждение исходя из анализа результатов исследования психического «выгорания» как самостоятельного феномена. У испытуемых прослеживается ярко выраженный уровень профессионального стресса. Накопленное психическое напряжение и отрицательный эмоциональный фон создают основу для различных психосоматических нарушений.

Выступая важным результатом поведения, ядром личности, изменение самооценки можно считать индикатором негативных изменений на уровне глубинных личностных структур. Естественно, этот процесс протекает на фоне переживания таких эмоций, как тревога, гнев, и сопровождается формированием различных защит, таких, как проекция, регрессия, агрессия, аутизм, которые еще в большей мере усугубляют деструктивный характер сложившихся способов преодоления трудных ситуаций.

Имеющийся у испытуемых набор конструктивных стратегий, представленных такими видами, как физическая активность, общая адаптация, приспособление к ситуациям, поведение, связанное с религиозным опытом, отрицание, акцептация, фантазирование и рационализация, в значительной степени позволяют снизить уровень психического напряжения в сложных профессиональных ситуациях и адаптироваться к ним. Вместе с тем, согласно результатам корреляционного анализа, позитивные поведенческие стратегии лишь в незначительной степени защищают от формирования такого сложного и грозного явления в профессиональной деятельности, как синдром психического «выгорания».

В заключение важно подчеркнуть, что в ряде профессий социономического типа, например сотрудников правоохранительных органов, в силу таких специфических особенностей профессиональной деятельности, как высокая степень риска для жизни и здоровья; постоянное психоэмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех человеческих ресурсов; конфликтность профессионального общения; высокие требования к личностным и профессионально важным качествам, особенно возрастает актуальность исследований синдрома психического «выгорания» и его детерминирующих факторов, в том числе и особенностей типа поведения в сложных профессиональных ситуациях. В связи с этим аспектом психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов должно, на наш взгляд, идти одновременно по трем направлениям: во-первых, разработка комплекса специальных приемов психологической подготовки сотрудников к действиям в сложных, стрессовых ситуациях; во-вторых, освоение эффективных способов преодоления эмоционального напряжения, расширяющих поведенческий репертуар и развивающих такие качества, как гибкость, мобильность, нестандартность; в-третьих, повышение общей пси-холого-педагогической культуры, необходимой как для развития собственной аутопсихологической компетентности, так и для более эффективного воспитательного воздействия на граждан в целях формирования правовой культуры и правопослушного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности. - СПб., 2004.

2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - № 2.

3. Водопьянова Н. Е., Серебрякова Е. С., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности// Вестник СПбГУ. Сер 6. - 1997. - Вып. 2 (№ 13).

4. Дементей Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3.

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - 1997. -Т. 18. - № 6.

6. Климов Е. А. Психология профессионала. - М., 1996.

7. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1.

8. Психология профессионального здоровья: учебное пособие / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2006.

9. Рогинская Т. И. Синдром «выгорания» в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3.

10. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального «сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ У СОТРУДНИКОВ УИС

М. А. Фомичева

Центр психодиагностики ФГУ ВВК ГУФСИН России

по Новосибирской области

Существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации, к их числу относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС). Деятельность работающих в уголовно-исполнительной системе специалистов отвечает насущной потребности общества - защите от преступников. Эта категория людей, охранников, контролеров за исполнением наказания, воспитателей, социальных работников, психологов, сама остро нуждается в психологической диагностике и сопровождении. Как известно, психологическая напряженность усиливается, психологические проблемы обостряются в экстремальной ситуации работы с заключенными.

На сегодняшний день исследований, посвященных проблемам осужденных, гораздо больше, чем исследований, посвященных категориям лиц, ответственных за них (1, 56-57; 3). Криминальная психология - более развитая отрасль науки, чем пенитенциарная психология: деятельность работников УИС протекает в напряженных, часто конфликтных ситуациях, иногда опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия, оказывающие сильное воздействие, именуются экстремальными. Они создают сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности деятельности, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения действовать в экстремальных условиях. В связи с тем, что их деятельность связана с постоянным стрессом, сотрудники УИС испытывают депривацию.

Одним из самых важных факторов, вызывающих депрессивные состояния у сотрудников УИС, является сама повседневная служба сотрудников УИС. Профессиональная служба сотрудников УИС представляется как крайне напряженная (4, 3). Один из основных факторов, скорее, не сама вероятность конкретных экстремальных ситуаций, а контингент, с которым приходится работать. Следующий фактор, вызывающий депрессию у сотрудников, - условия труда.

Первый экстремальный фактор - контингент осужденных. Среди осужденных к лишению свободы удельный вес лиц с психическими аномалиями составляет 20,0-25,0% (без учета наркоманов, алкоголиков и токсикоманов). Их количество увеличивается в прямом соотношении с возрастанием суровости режима исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание. Среди таких осужденных чаще всего встречаются психопаты, олигофрены, эпилептики. По мере ужесточения режима колонии и концентрации в ней рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, происходит увеличение числа осужденных с высокой криминогенной опасностью (1,56-57). Обнаруживается также прямая зависимость между степенью криминогенной опасности осужденных (с психопатическими особенностями личности), видом режима ИТК и удельным весом совершенных ими тяжких преступлений. Когда такой осужденный начинает кричать и оскорблять сотрудника, тот вполне может применить к нему меры физического воздействия, что правомерно, однако, скорее всего, неадекватно; таких лиц следует помещать в больницу.

Особое место занимают категория осужденных, отбывающих долгосрочное наказание в условиях строгого режима, а также пожизненно заключенные. Условия содержания этой категории осужденных включают в себя, помимо строгого режима содержания, еще и специфические уставные формы общения администрации и охраны с заключенными. Эти формы общения постепенно формируют у сотрудников УИС особый тип поведения, что нередко влияет и на личностные характеристики.

Ситуация общения с осужденными иногда описывается как постоянная провокация; риск не столько непосредственный (физический), сколько психологический, так как постоянно чувствовать себя «под прицелом» возможной критики, жалоб, провокаций - дело нелегкое. Будучи в большинстве своем людьми нечестными, осужденные особенно щепетильно и придирчиво следят за тем, чтобы сотрудники были непогрешимыми. Поэтому офицер с незапятнанной репутацией всегда пользуется уважением, а соблазнившийся на подачки, вступивший с заключенными или их родственниками в незаконную связь, особенно ненавидим и презираем. Если сотрудник добросовестно исполняет свой долг, осужденный всегда в моральном проигрыше.

С другой стороны, в этих взаимоотношениях налицо устойчивый психологический конфликт с осужденными. Применение силы против осужденного - ситуация хотя и вероятная, но все же достаточно редкая, поскольку сотрудник УИН чаще всего не допускает, чтобы он вышел из повиновения. Главным во все времена остается выйти победителем в психологической борьбе, не прибегая к угрозам, насилию, заставить выполнять законные требования.

Второй экстремальный фактор - изоляция условий профессиональной деятельности. Сотрудники УИС являются невольными «узниками» своей работы (3). Территория их деятельности ограничена колонией и часто - поселком, в котором они проживают. Особые проблемы вызывает оперативная обстановка именно в лесных, относительно изолированных учреждениях системы УИН. Количество особо учитываемых преступлений и побегов в них почти в три раза выше (3), чем в территориальных УИН.

Условия профессиональной деятельности, изоляция приводят к тому, что в учреждениях ФСИН у персонала отмечаются физическая и психическая усталость; профессиональная некомпетентность; запрещенные связи с осужденными и нарушения трудовой дисциплины.

Третий экстремальный фактор - низкая престижность профессии. Деморализация возникает также из-за традиционно негативного отношения к «тюремщикам» со стороны как населения, так и средств массовой информации (такова ситуация в США). Повсюду в мире люди, работающие в тюрьмах, чувствуют, что в глазах общества клеймо, лежащее на осужденных, ложится и на них (4, 3). Мир тюрем - это мрачный мир, мир страданий людей и бесчеловечности систем. В России отношение к сотрудникам тюрем и колоний также весьма недоброжелательное. В глазах обывателя «тю-

ремщик» обязательно является сатрапом, действующим самовластно, деспотически, не считаясь с законом. Сотрудники УИС поставлены в условия, когда требуется непрерывно доказывать социальную значимость своей профессии.

Особо актуальным является решение проблем, связанных с профилактикой профессионально-нравственной деформации сотрудника. Часто это явление считают обусловленным снижением эффективности профессиональной деятельности, изменением человеческих качеств, прежде всего, нравственных, когда сотрудник теряет верное представление о смысле службы, не уважает себя за то, что работает в правоохранительных органах, воспринимает службу как средство достижения узкоэгоистических целей. Иногда в это понятие включают утерю способности самостоятельно мыслить, принимать решения, нешаблонно действовать. Пропадает инициатива, возникает мелочная регламентация своих действий. Одной из главных сторон деформации является утеря способности к самооценке. Происходит огрубление чувств, развиваются черствость, конфликтность, раздражительность, нарастает неуравновешенность, возникает депрессия. Кроме того, явно снижается ориентировочная активность познавательных функций.

Пики проявлений профессиональных депрессий приходятся на 3-4-й и 6-7-й годы работы в ИУ, при этом такие проблемы интернациональны. По данным специальных изданий, в США у сотрудников исправительных учреждений также отмечаются кризисные явления, вызываемые жестким режимом работы, обилием жалоб и заявлений заключенных, возможностью нападения с их стороны, возникновением конфликтов, низким уровнем престижа профессии.

В ряде исследований настойчиво подчеркивается, что профессиональная деятельность при определенных условиях (повышенная опасность или эмоционально-психологическая напряженность в процессе деятельности, неблагоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в коллективе, неверный стиль руководства и ряд других) может оказать отрицательное воздействие наличность, вызвать депрессивные состояния. Специальных исследований этой темы недостаточно, слабо разработана проблема применительно к практике профессиональной деятельности работников ИТУ.

Экстремальные условия профессии требуют изучения специфики психологических требований к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений. Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, существенное внимание уделяется обоснованию психологических требований, предъявляемых сотрудникам данной системы.

В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белослудцев В. И., Козюля В. Г. Организационно-управ-ленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний / под ред. А. В. Пилещко, В. А. Уткина. - Домодедово, 1996.

2. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1976.

3. Исправительно-трудовая психология / под ред. К. К. Платонова. - М., 1996.

4. Ковтун В. Н. Организационные проблемы становления и функционирования психологической службы ИТУ // Социаль-но-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний / под ред. А. В. Пилещко, В. А. Уткина. - Домодедово, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.