самостоятельных студенческих групп, как в учебной, так и внеучебной деятельности.
В-третьих, проект «Территория творчества» - это экспериментальная площадка для создания творческих работ студентов, к которым относятся: спектакли, танцевальные и музыкальные композиции, художественные произведения и т.д. Цель данного проекта - профессионально-творческая самореализация студентов.
Итак, при эффективной деятельности «Центра профессионально-творческой самореализации» на хореографическом факультете, могут быть достигнуты следующие результаты:
- повышение уровня профессиональной готовности будущих педагогов-хореографов как содержательно-деятельностной основы их профессионально-творческой самореализации;
- повышение уровня мотивированности студентов к овладению профессией;
- усиление активности будущих педагогов-хореографов в учебной и внеучебной деятельности факультета.
Практика показывает, что учебная и внеучебная деятельности должны дополнять друг друга, взаимодействовать, быть едины в своих целях и составлять целостную систему, направленную на изменение студента, придания ему новых качеств, на воспитание потребности в постоянном обучении и самореализации себя.
Подводя итог вышеизложенному материалу, мы пришли к следующему выводу, что:
1). Учебная деятельность и организация студенческого самоуправления, должны быть едины в своих целях и составлять целостную систему, направленную на изменение студента и его совершенствование.
2). Итогом совместной деятельности должно стать формирование у выпускников хореографического факультета таких качеств, как профессионализм, высокая культура, коммуникабельность, толерантность мышления, интеллект, патриотизм.
3). Факторы и условия, способствующие углублению самопознания, творческому самовыражению, повышению эф-
Библиографический список
фективности самоорганизации, самосовершенствованию и творческой самореализации личности студента присущи органам студенческого самоуправления.
4). Особенности подготовки специалистов в области культуры предполагают учет специфики их профессиональной подготовки, которая заключается как в содержании образования, так и в формах организации образовательного процесса.
5). Сформированность профессиональной готовности у студентов на хореографическом факультете, можно определить по следующим компонентам: интеллектуально-познавательный, потребностно-мотивационный, исполнительский, направленный на профессиональное мастерство и коммуникативный.
6). Создание Центра профессионально-творческой самореализации студентов (на примере хореографического факультета), как форму студенческого самоуправления.
7). Целью Центра является - обеспечение взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности студентов-хореографов, направленной на профессионально-творческую самореализацию и самовыражение студентов, а также повышение качества профессиональной подготовки посредствам инновационной деятельности.
8). Профессионально-творческая самореализация будущего специалиста в области хореографии является необходимым условием в процессе вузовского обучения.
9). Необходима поддержка существующих и создаваемых органов студенческого самоуправления со стороны администрации вуза.
10). Студенческое самоуправление является реальной формой студенческой демократии и средством социальноправовой самозащиты студентов, выполняющий условия реализации творческой активности, направленной на саморазвитие, самореализацию и самовоспитание студентов в вузе, то есть нацеленный на системную организацию студенческой жизни.
1. Маслоу, А. Самоактуализация: пер. с англ. - Психология личности: Тексты. - М., 1982.
2. Исаев, И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: учеб. пособие / И.Ф. Исаев, М.И. Ситникова. - Белгород: Изд-во БГУ, 1999.
3. Агеева, И.В. Проблема становления профессионально-познавательного статуса специалиста в вузе / И. В. Агеева. - Челябинск: ЧГАКИ, -2005.
4. Калугин, Ю.Е. Самообразование, формирование готовности к профессиональному самообразованию: [микроформа]: учеб. пособие. - М.: Юж. - Урал. гос. ун-т. РГБ, 2003.
5. Рожков, М.И. Детские организации / М.И. Рожков, А.В. Волхов: Возможности выбора. - М.: Народное образование, 1996.
6. Сериков, Г.Н. Целостный взгляд на студенческое самоуправление. - Челябинск: ЧПИ, 1987.
7. Конституция Российской федерации. - М.: ИКФ Омега. - Л, 2002.
8. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект). - М.: Логос, 2001.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение правительства РФ // Образовательное право. -
2002. - 7 марта.
10. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Рос. газ. - 1996. - 23 янв.
Статья отправлена в редакцию 10.07.08
УДК 159.923+159.97
Т. С. Козырева, ст. преп. НГУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлены экспериментальные модели конфликтной, травмированной и кризисной идентичности, разработанные на основе психодиагностического исследования сотрудников учреждений пенитенциарной системы. Описаны диагностические критерии для определения каждого вида идентичности, а также особенности их структурных компонентов. Доказано, что особые условия профессиональной деятельности определяют изменения в содержании ядерных и околоядерных компонентов идентичности личности сотрудников. Особая роль в процессе развития кризисной идентичности принадлежит экстремальным факторам внешней среды.
Ключевые слова: особые условия деятельности, конфликтная идентичность, травмированная идентичность, кризисная идентичность, диагностические критерии, структурно-содержательные компоненты идентичности, динамика идентичности.
18б
В отечественной и западной психологии личности вопросы, связанные с процессами формирования и развития идентичности являются особо актуальными, образующими проблемное поле современных исследований, представленное такими темами, как функционирование идентичности в различных социальных ситуациях [1]; становление идентичности на разных возрастных этапах; соотношение различных видов идентичности, особенности профессиональной идентичности, особенности этнической идентичности [2]. Многообразие тем и содержательных аспектов в исследовании феномена обогащают психологическую теорию идентичности, привнося в нее большое количество эмпирических данных. Вместе с тем, представленные в отечественной науке исследования, мало нацелены на изучение трансформации идентичности личности, ее изменений под влиянием различных социальных факторов. Особенно, если речь идет об онтогнентически более поздних этапах, нежели подростковый и юношеский возраст.
В традиционной Эго-психологии идентичность рассматривается как самотождественность и непрерывность личности во времени, которая определяет как возможности адаптации субъекта к внешним условиям, так и его внутреннюю целостность, непротиворечивость. Процесс развития идентичности в Эго-психологии рассматривается как интеграция и дифференциация ее структурных элементов. Биологические или социальные изменения жизнедеятельности определяют интегрирующую работу Эго в направлении переструктурирования элементов идентичности, результатом которого является новая конфигурация, отвечающая задачам психосоциального развития на данном возрастном этапе. При неблагоприятных обстоятельствах процесс развития идентичности может остановиться или вернуться к ранним, примитивным ее формам (Э. Эриксон, 1968).
Основываясь на базовых положениях Эго-психологии, выдвинуто предположение о том, что в процессе онтогенетического развития личность может сталкиваться с особыми условиями жизнедеятельности, влияние которых изменяет содержание структурных компонентов идентичности и приводит к их дисгормоничному функционированию. В качестве особых условий, прежде всего, выступают особенности профессиональной деятельности и экстремальные факторы внешней среды. Данные условия являются особенностями такой профессиональной сферы, как трудовая деятельность в пенитенциарной системе (уголовно-исполнительной).
Освоение военизированных субъект-субъектных условий труда, к которым относится профессиональная деятельность сотрудников исправительно-трудовых учреждений, относится к деятельности в особых условиях. Профессиональные обязанности сотрудников пенитенциарной системы направлены на обеспечение безопасности личности, общества и государства, создание правопорядка на основе принципов законности и демократии. Эта деятельность связана с элементами риска, стресса, непредсказуемости, а также условиями жесткого психологического давления. В отечественных исследованиях отмечается, что профессиональная деятельность в условиях исправительно-трудового учреждения приводит к формированию специфического склада личности, профессиональной деформации ценностно-смысловой, личностной, когнитивной и поведенческой составляющих Образа-Я профессионала [3; 4; 5].
Особые условия профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы также связаны с воздействием экстремальных факторов, интенсивность которых особенно выражена в период служебных командировок для поддержания законности и правопорядка в местах вооруженных локальных конфликтов. Экстремальные воздействия внешней среды в ряде случаев приводят к развитию посттравматиче-ских стрессовых состояний личности.
В отечественных и зарубежных исследованиях по-сттравматические стрессовые состояния являются объектом пристального изучения. Эти исследования принимают междисциплинарный характер -изучаются психологические, биологические, социальные и юридические аспекты проблемы [6;
7; 8]. Однако в отечественной литературе недостаточно полно освещены вопросы, связанные с динамическим аспектом развития личности, пережившей экстремальное психотравмирующее воздействие, на отдаленных этапах реадаптации.
Основываясь на представленных теоретических положениях, разработана программа психодиагностического исследования, направленная на подтверждение следующей гипотезы. Идентичность личности сотрудников пенитенциарной системы имеет конфликтный характер, что проявляется в особенностях ценностно-смыслового, личностного и поведенческого компонента в общей структуре идентичности. Выполнение профессиональных функций, связанных с деятельностью в экстремальных условиях, выступает в качестве детерминанты развития посттравматических стрессовых состояний, и определяет развитие травмированной идентичности. Особенности переживания психотравмы лежат в основе дальнейшего развития кризисной идентичности личности сотрудников, которая отличается выраженной дисгармоничностью, отсутствием согласованности между компонентами общей структуры, а также нарушением интегративной функции идентичности, связанной с затруднением построения единого пространственно-временного континуума. Необходимо отметить, что кризисная идентичность не является феноменом, близким к определению кризиса идентичности в Эго-психологии Э. Эриксона. Кризис идентичности рассматривается как нормативный период, решающий задачи психогенетического развития. Формирование кризисной идентичности, в свою очередь, связано с неуспешными попытками личности встроить экстремальный опыт в структуру идентичности, под влиянием которого происходят структурные изменения в компонентах идентичности, нарушающие процессы адаптации и вызывающие интенсивный психический дискомфорт.
Для экспериментальной проверки данной гипотезы использовались тестовые стандартизированные методы, анкетирование и методы статистического анализа данных.
На первом этапе проведения эксперимента разработаны диагностические критерии, определяющие тот или иной вид идентичности. Так, конфликтная идентичность диагностируется через наличие противоречий между:
- значимыми терминальными ценностями и значимыми жизненными сферами (Морфологический тест жизненных ценностей, тест «Личностная и социальная идентичность»);
- восприятием различных отрезков жизненного пути -прошлого, настоящего и будущего (Тест смысложизненных ориентаций);
- значимыми временными отрезками и возможностью их рефлексии (тест Карпова «Рефлексия»);
- личностными качествами сотрудников и их терминальными ценностями (тест Леонгарда-Шмишека, тест Басса-Дарки, Шкала базовых утверждений)
- наличием эмоциональных проблем и возможностью их решения (опросник Карвера «Копинг-стратегии»; методика «Эмоциональное выгорание» Бойко);
- терминальными ценностями и возможностями их реализации в конкретной жизненной ситуации (методика «Социальная адаптация» Роджерса-Даймонда)
Кроме того, учитывалось наличие вербализованных клиентом психологических проблем (техника полуструктуриро-ванного интервью), низкие способности к их осознанию (тест «Личностная и социальная идентичность»), а также тенденции к возникновению межличностных конфликтов (опросник Бас-са-Дарки, Шкала базовых утверждений, опросник Карвера «Копинг-стратегии»).
Травмированная идентичность является результатом воздействия экстремального опыта и диагностируется через критерии определения посттравматических стрессовых состояний (Опросник травматического стресса, Тест «Личностный профиль кризиса»).
Кризисная идентичность формируется на протяжении периода хронизации посттравматических стрессовых состояний и диагностируется через искаженную систему базовых установок, эмоционально-нравственную дезориентацию, пси-
хосоматические и адаптационные проблемы (Опросник травматического стресса, Личностный профиль кризиса, Шкала базовых утверждений, Морфологический тест жизненных ценностей, тест Карпова «Рефлексия», опросник Карвера «Копинг-стратегии»; методика «Эмоциональное выгорание» Бойко; Тест смысложизненных ориентаций; тест Леонгарда-Шмишека; Тест «Социальная адаптация» Роджерса - Даймонда; опросник Басса-Дарки).
Таблица 1
Психодиагностические методики, использованные для выявления особенностей конфликтной, травмированной и кризисной идентичности____________________________________
В и д Ком- по- нен- ты Название методики / шкалы Критерии диагностики, определяющие вид идентичности
Морфологический тест жизненных ценностей: шкалы, выявляющие терминальные ценности Незначимость высших духовных ценностей и ценностей саморазвития
Тест смысложизненных ориентаций: шкалы «Цели жизни», «Удовлетворенность самореализацией», «Эмоц.насыщенность жизни» Неравнозначность в восприятии временных отрезков жизненного пути -прошлого, настоящего и будущего.
Тест Карпова «Рефлексия» Противоречие между значимым временным отрезком жизни и возможностью его рефлексии
Шкала базовых утверждений Установка на негативное восприятие окружающего мира, что может провоцировать межличностные конфликты.
Я-идентичность Техника полуструктури-рованного интервью Позволяет диагностировать наличие осознаваемых и неосознаваемых психологических проблем клиента, которые являются выражением различных видов внут-риличностных конфликтов
Стру кту- ры лич- Тест смысложизненных ориентаций: шкалы «Ло-кус контроля «Я», «Локус контроля «Жизнь» -
ност- ной иден- тич- ности Тест акцентуаций Леон-гарда-Шмишека. -
Тест «Личностная и социальная идентичность» Низкая значимость ориентации на собственный внутренний мир, что препятствует осознанию внутриличност-ных конфликтов.
Методика «Самооценка». -
1 Конфликтная идентичность Стру кту- ры соци- аль- Методика «Социальная адаптация» Роджерса -Даймонда: шкала «Принятие других» Низкий уровень принятия других, что может вступать в противоречие с базовыми терминальными ценностями, например, ценностью семьи.
нт иден- ед тич- ности Морфологический тест жизненных ценностей -шкалы, выявляющие ведущие жизненные сферы респондента Противоречие между значимыми жизненными сферами и актуализированными терминальными ценностями, например, при значимости профессиональной деятельности незначимыми ценностями являются обучение и развитие
Тест «Личностная и социальная идентичность» -
По- ве- ден- че- ский ком- по- нент Опросник Карвера «Ко-пинг-стратегии»: шкалы, направленные на изучение поведенческого ко-пинга Тенденции к использованию непродуктивного копинга -поведенческое отстранение, алкоголь и др. Свидетельствует о сниженном уровне способности к продуктивному открытому решению конфликтов
Методика «Социальная адаптация» Роджерса -Даймонда: шкалы «Адаптация»; «Стремление к доминированию» Высокий уровень стремления к доминированию, что может провоцировать межличностные конфликты
Тест Бассса-Дарки. Высокий уровень агрессии, что может провоцировать
межличностные конфликты
Эмо- цио- наль ный ком- по- нент Опросник Карвера «Ко-пинг-стратегии»: шкалы, направленные на изучение эмоционального копинга. Низкая значимость эмоционального копинга при наличии эмоциональных проблем (например, высокий уровень эмоционального выгорания).
Методика эмоционального выгорания Бойко Средний и высокий уровень эмоционального выгорания. Выявляется противоречие между ценностью профессиональной деятельности, установкой на достижение успеха и реальной служебной ситуацией (снижением эмоциональной заинтересованности в работе, отсутствие видения карьерной перспективы, формальный подход к выполнению должностных обязанностей и т.д.)
Травмированная идентичность ьт Пси-ос хо-нч трав ма Опросник травматического стресса Проявление отдельных симптомов, частичное ПТСР и тенденции к клинически выраженному состоянию. Переживание психотравмы как условие дальнейшего развития кризисной идентичности
Тест «Личностный профиль кризиса» Общий показатель кризисного состояния высокий и выше среднего. Физиологические и психологические дисфункции.
Кризисная идентичность Я- иден- тич- ность Опросник травматического стресса Проявление отдельных симптомов, частичное ПТСР и тенденции к клинически выраженному состоянию. Утяжеление и хронизация признаков постстрессовых состояний.
Тест «Личностный профиль кризиса» Общий показатель кризисного состояния выше среднего или высокий.
Шкала базовых утверждений Трансформация базовых утверждений относительно справедливости, контролируемости, доброты окружающего мира
Морфологический тест жизненных ценностей -шкалы, выявляющие терминальные ценности респондентов Низкий уровень ценностей саморазвития, духовной удовлетворенности, креативности, активных социальных контактов. Снижение ценности профессиональной деятельности.
Тест Карпова «Рефлексия» Низкий уровень рефлексии событий прошлого, настоящего и будущего.
Тест «Эмоциональное выгорание»: шкалы «Переживание психотравмы»; «Эмоционально-нравственная дезориентация» Высокий уровень симптомов выгорания
Лич- но- стная иден- тич- ность Шкала базовых утверждений: ценность собственного Я Снижение ценности собственного Я
Тест смысложизненных ориентаций Нарушение интегративной функции идентичности: снижена удовлетворенность прошлыми достижениями, эмоциональное неприятие настоящей ситуации и слабо сформированы жизненные цели. Отмечается крайне низкая удовлетворенность прожитой частью жизни.
Тест акцентуаций Леон-гарда-Шмишека Акцентуации на уровне выраженных тенденций
Опросник Карвера «Ко-пинг-стратегии» Использование пассивного, непродуктивного копинга
Тест «Эмоциональное выгорание»: шкала «Неудовлетворенность собой» Высокая неудовлетворенность собой.
Тест «Социальная адаптация» Роджерса -Даймонда: шкала «Принятие себя» Низкий уровень принятия себя
Личностный профиль кризиса» - шкалы: «Попытки уйти от проблемы»; «Поглощенность проблемой» Высокие значения по шкалам, отражающим различные стратегии переживания психотравмы
Со- ци- аль- ная иден- тич- ность Агрессия Бассса-Дарки Высокий уровень физической агрессии, раздражения и т.д.
Тест «Эмоциональное выгорание»: шкала «Редукция профессиональных обязанностей» Снижение заинтересованности в профессиональной деятельности, упрощение выполнения профессиональных функций
Адаптация Роджерса-Даймонда: калы «Адаптивность»; «Принятие других» Низкий уровень адаптации, негативное отношение к окружающим
Эмо- цио- наль ный ком- по- нент Тест «Эмоциональное выгорание»: шкалы -«Неадекватное эмоциональное реагирование»; «Эмоциональный дефицит»; «Эмоциональная отстраненность». Высокие значения по шкалам, отражающим отсутствие эмоционального комфорта, положительных эмоций в жизнедеятельности респондента.
СЖО: шкалы «Локус контроля «Я» и «Локус контроля жизнь» Низкий уровень самоконтроля
Пси- хо- фи- зио- ло- гиче- ский ком- по- нент «Личностный профиль кризиса» шкалы, связанные с исследованием физиологического состояния респондента Нарушения функционирования вегетативной системы, сердечной деятельности, дыхания, проблемы со сном, осложнения функционирования внимания, восприятия, мышления и памяти
Описанная батарея тестов использовалась при обследовании выборки из 129 человек из числа охранников, контролеров за исполнением наказания и воспитателей. Респонденты являлись сотрудниками учреждений пенитенциарной системы Новосибирска и Новосибирской области, включенными в сборные отряды для выполнения служебных задач на территории Чеченской республики. Эксперимент проводился на базе Центра психологической диагностики Федерального Государственного Учреждения Военно-врачебная Комиссия Главного Управления Федеральной Службы исполнения наказания России по Новосибирской области (ФГУ ВВК ГУФ-СИН). Также в экспериментальном исследовании были задействованы сотрудники ФГУ ИК (исправительной колонии) -2 ГУФСИН России по Новосибирской области. Исследование проводилось в течение 2002 - 2007 годов.
В обследованную выборку включены следующие категории сотрудников:
1) экспериментальная группа, состоящая из 89 человек -это сотрудники, принимавшие участие в урегулировании военного конфликта на территории Северного Кавказа в период с 2002-2005 гг. У данной категории в анамнезе отмечается наличие ситуации «исключительно угрожающего характера».
В процессе диагностического исследования экспериментальная группа была разделена на две подгруппы по критерию наличия/отсутствия признаков посттравматических стрессовых состояний. В первую подгруппу включено 46 сотрудников с признаками посттравматических стрессовых состояний различной степени выраженности. Вторая подгруппа состояла из 43 человек, обладающих боевым опытом, но без признаков посттравматических стрессовых состояний.
2) контрольная группа представлена сотрудниками в количестве 40 человек, не участвовавших в военных действиях на территории Чечни.
Экспериментальное исследование было направлено на описание структурных компонентов идентичности и выявление динамики их развития под воздействием экстремальных факторов внешней среды.
По результатам проведенного исследования в структуре идентичности выделены три взаимосвязанных компонента -социальная идентичность, личностная идентичность и Я-идентичность. В процессе жизнедеятельности и развития лич-
ности каждый элемент имеет свои функциональную нагрузку. Социальная идентичность предназначена для обеспечения группового членства, научения и адаптации в наиболее широком ее понимании. Личностная идентичность играет основную роль в процессах смыслообразования, самоопределения и ингрупповой дифференциации. Я-идентичность предназначена для интеграции психосоциальных элементов идентичности в единое целое, связанное в общем пространственном, временном и смысловом континууме. Данные компоненты образуют ядерные структуры идентичности. Содержательными характеристиками околоядерных компонентов являются эмоциональные реакции (эмотивный компонент), поведенческие паттерны и предпочитаемые способы регуляции стрессовых состояний (поведенческий компонент); психосоматическое функционирование и особенности психоаналитической деятельности (психофизиологический компонент).
Под влиянием особых условий деятельности содержание и значимость каждого компонента в структуре идентичности может существенно изменяться. В процессе экспериментального исследования выявлен целый ряд особенностей, характеризующих конфликтную, травмированную и кризисную идентичность.
Развитие конфликтной идентичности определяется специфическими условиями профессиональной деятельности в исправительно-трудовых учреждениях, которые способствуют профессиональным деформациям личности. В основе данного вида идентичности лежат изменения ценностно-мотивационной, когнитивной, эмоциональной, личностной и поведенческой сфер личности сотрудников пенитенциарной системы. Особенности конфликтной идентичности связаны с незначи-мостью высших ценностей, нарушенной интеграцией жизненного пути, противоречивостью базовых смыслообразующих установок, низкой рефлексией, несогласованностью между ожиданиями и осознанием личных ресурсов, требуемых к достижению целей. Сотрудники демонстрируют ориентацию на активный поведенческий копинг, который, исходя из личностных особенностей, реализуется в виде различных форм агрессии и стремлении к доминированию. Конфликтная идентичность также содержит в себе признаки эмоционального выгорания, что рассматривается как еще один признак конфликтной идентичности: ценности профессиональной деятельности не получают конкретной реализации на рабочем месте. Кроме того, отсутствует ориентация на использование продуктивного эмоционального копинга, что, наряду с низкой способностью к осознанию внутриличностных конфликтов, осложняет процессы их разрешения. При этом большинство сотрудников в процессе полуструктурированного интервью описывали наличие межличностных и организационных конфликтов. Низкий уровень рефлексии снижает возможности осознавания собственной роли в образовании конфликтных взаимоотношений в референтом окружении.
Механизмом развития травмированной идентичности является психологическая травма как следствие воздействия экстремальных факторов внешней среды, в данном случае -участия в урегулировании военного конфликта на территории Чеченской республики. Инкапсулированная травма на начальных этапах реадаптации приводит к формированию новых структурных взаимосвязей между компонентами идентичности личности сотрудников, формирующих травмированную идентичность. Данное новообразование включает в себя признаки посттравматических стрессовых состояний и выраженные признаки интрапсихического конфликта. Признаками посттравматических стрессовых состояний являются первичное переживание травмы, избегание стимулов, связанных с травмой, повышенная возбудимость, тревожность, депрессия, импульсивность поведения, нарушения сна, соматические проблемы и т.д. У сотрудников с признаками по-сттравматических состояний обнаружены нарушения дыхания, цикла «сон - бодрствование», осложнения функционирования памяти. Отмечены генерализованные реакции гнева, стыда и вины, а также копинг-стратегии, связанные с попыткой уйти от решения проблемы. Обнаружены перемены в поведении и деятельности, выражающиеся в поглощенности переживанием и переосмыслением проблемной ситуации, а
также сложности с исполнением домашних и служебных обязанностей. Эти характеристики составляют содержание травмированной идентичности.
На отдаленных этапах реадаптации под воздействием процессов переживания экстремального опыта и неблагоприятных социальных факторов, к числу которых относится и специфика выполняемых профессиональных обязанностей сотрудниками исправительных учреждений, формируется кризисная идентичность, в основе которой лежит глубокий внутриличностный конфликт. Кризисная идентичность включает в себя психотравматический опыт, связанный с симптомами посттравматического стрессового расстройства, вызывающими высокий уровень личностной тревожности и такие генерализованные эмоциональные реакции, как страх и чувство вины. В ядерные структуры кризисной идентичности включена система искаженных базовых установок, проявляющихся в недоверии к окружающему миру, невозможности логичного объяснения происходящих событий и их контроля, убежденности в отсутствии справедливости происходящих событий, восприятии окружающих людей как источника опасности и недоброжелательности. Самоотношение отличается сниженной самооценкой, самообвинениями и неудовлетворенностью собственным поведением. Кризисная иден-
тичность характеризуется изменениями социального функционирования личности, затрагивающими межличностную, профессиональную и семейную сферу отношений; развивается дальнейшая деформация личности сотрудников, в том числе проявляются выраженные акцентуации характера и признаки дезадаптации, включающие аутодеструктивное и аддиктивное поведение. Социальная сфера соотносится с личностными и поведенческими паттернами агрессивности. Кризисная идентичность проявляется в неадекватном эмоциональном реагировании на внешние обстоятельства, во многом обусловленном низким уровнем саморегуляции. Кроме этого,
эмоциональный компонент отличается такими характеристиками, как отстраненность, дефицитарность и низкий уровень комфортности в установлении эмоциональных контактов. Трансформация идентичности сопровождается стойкими нарушениями приспособляемости, депрессией и психосоматическими дисфункциями. Функциональные проблемы связаны с вегетативной, сердечно-сосудистой системой и желудочнокишечным трактом. Познавательная деятельность отличается снижением в функционировании внимания, восприятия, памяти и мышления. В целом кризисная идентичность является дисгармоничной структурой с несогласованными между собой ядерными и околоядерными компонентами и нарушенной функцией интеграции.
В целом идентичность личности сотрудников представляет собой динамичное образование, трансформация которого связана с необходимостью адаптироваться к требованиям особых условий профессиональной деятельности (рис. 1).
В результате экспериментального исследования сделан вывод о существенном влиянии профессиональной деятельности в особых условиях на трансформацию структурных компонентов идентичности личности сотрудников учреждений пенитенциарной системы.. Ядерные и околоядерные компоненты идентичности обладают статично-динамичным характером взаимосвязей. Под влиянием изменяющихся условий внешней среды и необходимости адаптации к новым требованиям действительности структура идентичности претерпевает существенные изменения в содержании ядерных и околоядер-ных компонентов идентичности. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о профилактике деструктивных форм идентичности личности, что является необходимым условием сохранения профессионализма, личной и социальной компетентности, высокого уровня психического и физического здоровья персонала исправительно-трудовых учреждений.
^ Постояннаяугрсиа жизни и здоровью Постоянный ^ непосредственный контакт с осужденными Реализация карательной, воспитательной и профилактической функций
Высокий риск экстремальных ситуаций
Особые условия профессиональной дсятсл^-м^сти в ИТУ
ТС^-Ь-Ц^СП
► Военно-технические, социальные, природные условия
В числс функций — создание безопасности для военных преступников Участие в событиях.
-► угрожающих жизни
или здоровью__________
Экстремальные условия профессиональной деятельности
.^Реалинация карательной, воспитательной и профилактической функций
► Непосредственный контакт с осужденными ] высокий риск
► экстремальных ситуации, у грота житии и тдороптто
► Неблагоприятные условия рсадаптции
Особые условия профессиональной дсяте тьцоети в ИТУ
Формирование
конфликтной
идентичности
к цсшюстси. нарушенная интеграция /кишепного пути, противоречивость счгыелс)0ора:5ую|ци\ уиановок. ничкая рефлексия
Личностная идентичность:
► противоречия между личностными ресурсами и терминальными ценностями
Социальная идентичность: высокая ориентация на семейные и профессиональные роли ^ Эмоциональный компонент: иришаки омотшоналыгого выгорания, отсутствие :>моциоешльеюго коииш'а
Повсдснческий 7\Омпопсит: актишгытт ^КОШШ!', реализуемый в повышенной Ш'реееИНИОСТИ, стремлении к доминированию
Формирование
травмированной
идентичности
пе]>2ЖИБаігия психотравмтл. выражающиеся в іфизнжах посттракмашческих состояний: гиперактивация, вторжение. Высокий уровень личностного кризиса
Эмоциональный компонент:
генерали ювапшле реакщш гнева, стыда и вины Поведенческий компонент: поведенческий КОНІЇНІ', СИЯ:шШ1ЫЙ с попыткой уйти от проблемы
Психофизиологический компонент: тіаруптеїгия дыхания. цикла «сон -бодретнонание»; осложнения в работе пошавателытых процессов
ЯТС^^ОС]
Формирование кризисной идентичности
Я-іпенпгпіостії: отсутствие тплсіпнх цонносісй. оірииаіе.іьная оценка прошлою; низкая рефлексия, базовые установки связаны с псдобро"/келательностт,то. боскон іролкнос іт.ю. утрочами окружающего мира.
Личііогтіііія идентичность: агрессия.
ПИ1КИЙ самоконтролі». '>мощіоияльнос выгорание, часіреваюшая. возбудимая, циклоіимная и іревожнаи акцентуании.
( оциа іьнин идентичность: ни'.кнй уровень адоптации, редукция проф. обязанностей, потеря значимости профессиональной деяте/гыюети.
')>іоцм<>на,іьнмй компонент: неалекваїное эмоциональное реагирование, отстраненность, дефицит
Психофігіїт.ші ичсілсіііі комноисігі:
негативны й (функциональные^ состояния, снижение по'-інаваїельно-аналиі и чес кой ден і ель носі и
Рис. 1. Этапы трансформации идентичности личности сотрудников учреждений пенитенциарной системы под воздействием особых условий профессиональной деятельности
Библиографический список
1. Калиненко, В.И. Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности / В.И. Калиненко, Г.Э. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Смысл. -2002.
2. Короленко, Ц.П. Идентичность в норме и патологии / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. - Новосибирск: НГПУ, 2000-2007.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологические защиты // Психологический журнал. - 1994. - № 1.
4. Ильина, Е.С. Экстремальная профессия - сотрудник УИС // Развитие личности. - 2002. - № 4.
5. Шаров, А. А. Динамика личностных особенностей сотрудников исправительно-трудовых учреждений: автореф. дис.... канд. психол. наук. -Ярославль, 2005.
6. Ахмедова, Х.Б. Изменения личности при ПТСР (по данным обследования мирного населения, пережившего военные действия): автореф. дис.. д-ра психол. наук. - М., 2004.
7. Пищелко, А.В. Психология посттравматического стресса: учебное пособие. - Домодедово: РИНК работников МВД России, 1998.
8. Решетников, М.М. Психическая травма. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.
9. Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: сборник статей / под ред. А.В. Пилещко. - Домодедово, 1996.
Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 378:373
Е.В. Гнатышина, докторант ЧГПУ, доц. ЧГПУ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрены основные теоретические аспекты проблемы формирования информационной культуры в процессе экономической подготовки педагога профессионального обучения: на основе анализа теоретического и практического опыта определены ведущие теоретико-методологические подходы к исследуемой проблеме, конкретизировано понятие «информационная культура педагога профессионального обучения», представлена периодизация и выявлены социально-исторические предпосылки становления проблемы.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, экономическая подготовка в вузе, информационная культура, информационная культура педагога профессионального обучения, теоретико-методологические подходы.
Увеличение и постоянный рост информационного потока, ускорение развития общественно-экономических процессов требуют изменений в ценностно-смысловых ориентациях специалистов экономического профиля. Основой деятельности, результат которой можно считать эффективным, становится информационная культура. Информация сейчас выступает как один из базисов функционирования общественных процессов, более того информационный обмен является условием взаимосвязи между ними. Как отмечено в программе «Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях» несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям. Среди принципиальных отличий новой модели, на построение которой направлены все текущие образовательные реформы, можно выделить следующие: 1) информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков; 2) культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления; 3) жесткие рамки формальной системы образования размываются; появляются новые «несистемные» образовательные институты -научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-произ-водителей и дистрибуторов; частные консультанты, коучеры и репетиторы; 4) реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося [1].
Система профессионально-педагогического образования решает задачи экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Появление самого термина «профессионально-педагогическое образование» связано с новыми потребностями систем начального и среднего профессионального образования, рынка туда, с появлением новых профессий. Как пишет В.А. Федоров «В рамках профессионально-педагогического образования наряду со сложившимся инженерно-педагогическим образованием реализуются программы подготовки специалистов для «нетехнических» учебных заведений всех уровней и профилей, например экономического, агроэкономического, зоотехнического, дизайнерского и т.п.» [2, с. 22].
В системе профессионально-педагогического образования формирование информационной культуры является первоочередной задачей вследствие того, что в современной экономической ситуации востребован специалист - педагог, эффективно работающий в информационной среде, решающий профессиональные задачи, направленные на обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества.
В результате анализа профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения (специализация -экономика и управление) были выявлены следующие тенденции:
• отсутствует система информационной подготовки студентов экономических специальностей, зачастую подобный опыт сводится к освоению основ информатики, студенты привыкают к «однобокому» информационному анализу, отсутствует критичность в восприятии информации, не сформированы потребности в постоянной информационной деятельности;
• несмотря на переход к компетентностной парадигме в практике превалирует теоретическая подготовка, сводящаяся исключительно к формированию «знаний», а не практического опыта, основанного на творческой информационной деятельности;
Анализ культурологической, психолого-педагогической и методической литературы, а также существующего опыта профессионального образования позволил выявить проблему нашего исследования, заключающуюся в разрешении противоречий между
- осознаваемой в обществе потребностью в формировании нового поколения специалистов экономического профиля с высоким уровнем информационной культуры и существующей традиционной подготовкой в вузе, не обеспечивающей данного уровня;
- требованиями современного рынка труда к конкурентоспособному специалисту, информационно грамотному, склонному к самообучаемости, и уровнем готовности будущего педагога профессионального обучения к работе в новых условиях;
- необходимостью повышения уровня информационной культуры в процессе экономической подготовки педа-