Научная статья на тему 'Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России'

Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1207
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СОТРУДНИКИ ФСИН РОССИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / SPECIFICITY OF ACTIVITY OF EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купцов Иван Иванович, Карпова Галина Сергеевна

В СТАТЬЕ ПРИВЕДЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ, ВЕСЬМА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ — В ПЕРИОД ЕЕ АКТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ. ПРЕДЛАГАЕТСЯ АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ, А ТАКЖЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ОБЛАСТЬ ЕЕ ВОЗМОЖНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Купцов Иван Иванович, Карпова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the results of theoretical study of the problem of professional competence of the personnel of the penitentiary system. This problem is very relevant today, in the period of active reformation of the penal system. The author suggests the model of professional competence of the employees of the Federal penitentiary service of Russia, and discusses the range of its possible practical applications.

Текст научной работы на тему «Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России»

55. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 59-68.

56. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема психодинамической типологии личности осужденных за убийство // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 1. — С. 6-21.

57. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности- толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — С. 28-41.

58. ФельдштейнД.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 2. — С. 90-100.

59. Черненилов В.И. Цивилизационная миссия юридической психологии // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 1. — С. 19-26.

60. Шафажинская Н.Е. Характеристика когнитивной деятельности в опыте христианской психологии святителя Феофана Затворника // Прикладная юридическая психология. — 201 2. — № 4. — С. 126-130.

61. Юшкова Л.Б. О роли междисциплинарного статуса юридической психологии // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 2. — С. 1415.

62. Юшкова Л.Б. Становление индивидуальности в образовательном процессе // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 3. — С. 36-43.

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ

Аннотация: в статье приведены результаты теоретического исследования проблемы профессиональной компетентности сотрудников пенитенциарной системы, весьма актуальной сегодня —в период ее активного реформирования. Предлагается авторская модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России, а также рассматривается область ее возможного практического применения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, структура профессиональной компетентности, модель профессиональной компетентности, сотрудники ФСИН России, компетенции, специфика деятельности сотрудников ФСИН России.

Summary: the article contains the results of theoretical study of the problem of professional competence of the personnel

И. И. Купцов, Г. С. Карпова

of the penitentiary system. This problem is very relevant today, in the period of active reformation of the penal system. The author suggests the model of professional competence of the employees of the Federal penitentiary service of Russia, and discusses the range of its possible practical applications.

Keywords: professional competence, structure of professional competence of the model of professional competence of the employees of the Federal penitentiary service of Russia, competence, specificity of activity of employees of the Federal penitentiary service of Russia.

В настоящее время уголовно-исполнительная система нашей страны интенсивно совершенствуется. Приоритетными направлениями кадровой политики Федеральной службы исполнения

наказаний (ФСИН России), определенной Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, являются повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений и предупреждение коррупции среди личного состава [1, п. 7; 16]. В связи с этим в научной литературе, в частности в издании «Прикладная юридическая психология», находят свое отражение рассуждения, результаты эмпирических исследований и предложения многих авторов по решению данных вопросов с точки зрения правового и психологического подходов. Так, А.Л. Журавлев и А.В. Юревич анализируют психологические факторы коррупции [8], социально-психологическим и психологическим аспектам данной проблемы посвящены работы О.Г. Ананьева [3], Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина [4]. О.А. Рожков, анализируя причины и процессы профессиональной криминализации сотрудников УИС, обращается к психологической теории профессиональной деформации личности [13], а В.П. Поздняков рассматривает криминализацию, опираясь на уголовно-правовую теорию данной проблематики [17].

В последнее время укрепил свои позиции компетентностный подход к профессиональному и дополнительному образованию сотрудников ФСИН России, кроме того, в процессе аттестации служащих в УИС анализируется уровень их профессиональной компетентности [7, 9, 11, 15, 14]. Таким образом, исследование особенностей профессиональной компетентности личного состава пенитенциарной системы является весьма актуальным направлением в современной юридической психологии.

Изучение профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы России невозможно без определения ее структуры. Чтобы понять, каким образом оценивать уровень компетентности служащих, отслеживать конкретные изменения, происходящие в человеке на пути профессионального становления, необходимо установить компоненты профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России, учитывая специфику службы в учреждениях и органах УИС, а также предъявляемые к ним требования.

Для всестороннего изучения профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России мы будем использовать метод моделирования с целью теоретической разработки структуры данного явления, характеристики его составных компонентов, определения наличия и характера взаимосвязей между ними.

В широком понимании модель (от латинского modulus — мера, образец) — это условный или мысленный образ (изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) какого-либо явления или физического объекта либо системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя». Модель создается с помощью моделирования — исследования объектов познания на их моделях, которое заключается в построении и изучении моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п. [5]. В психологии моделирование представляет собой

создание формальной модели психического или социально-психологического явления, процесса, то есть формализованной абстракции данного явления, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью экспериментального изучения.

Наличие отношения частичного подобия — гомоморфизма — позволит нам использовать модель изучаемой профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России как ее заместитель или представитель. Создание относительно упрощенной модели дает возможность проверить истинность и полноту теоретических представлений о феномене профессиональной компетентности сотрудников УИС [6].

В изучении профессиональных компетенций, которыми должен обладать служащий исправительной колонии, необходимо учитывать специфику его профессиональной деятельности, поэтому, приступая к моделированию, мы провели анализ специфических особенностей деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений и пришли к выводу о том, что специфическими особенностями профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений являются: ее принадлежность к типу «человек — человек» [10], что определяет отличительные признаки этой профессии; нормативность, проявляющаяся в строгой регламентации и контроле со стороны государства; экстремальность, которая заключается в многообразии служебных задач и экстремальных условиях несения службы; властный характер, обусловленный контролирующей, надзирающей, воспитательной функциями,

возложенными на работников исправительных учреждений.

Основными подструктурами профессиональной деятельности сотрудников системы, исполняющей наказания, являются: познавательно-прогностическая (когнитивная), коммуникативная, организационно-управленческая и воспитательная. Анализируя содержание подструктур профессиональной деятельности сотрудников УИС, можно сказать, что они предполагают наличие у них тех или иных знаний, умений, навыков, определенных способностей и профессионально значимых качеств.

Понятия «компетентность» и «компетенция» употребляются в разных значениях. Разрабатывая модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России, вслед за А.В. Хуторским мы рассматриваем эти понятия следующим образом: компетенции — как совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентности — как владения, обладания сотрудником соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности [19].

Таким образом, профессиональная компетентность служащих пенитенциарных учреждений может быть представлена совокупностью профессионально важных личностных качеств, общих и специфических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления сотрудниками своей профессиональной деятельности, а также для их личностного и профессиональ-

ного роста. Путем выделения компетенций для каждой из подструктур специфичной профессиональной деятельности пенитенциарных работников, а также раскрытия содержания этих компетенций мы получили самостоятельные, но при этом тесно связанные друг с другом компоненты профессиональной компетентности, которые, по сути, являются видами компетентности, создающими структуру изучаемого нами емкого понятия «профессиональная компетентность».

Итак, модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России можно представить в виде взаимосвязи трех основных компонентов: специальной (операционально-технологической) компетентности, этико-поведенческой компетентности и профессиональной психолого-педагогической компетентности. Рассмотрим каждый компонент подробнее.

В состав специального (операционально-технологического) компонента входят необходимые именно для данной профессии знания, умения, навыки. Для сотрудников ФСИН России принципиальным является обладание знанием нормативной базы профессиональной деятельности, в которой описаны и регламентированы права и обязанности, ответственность сотрудников, а также порядок их действий в тех или иных профессиональных ситуациях. Сотрудники должны знать специфические стороны своей профессии, а именно: правовые, психологические особенности спецконтингента, субкультуры осужденных. Кроме того, им необходимы знания в сфере профессиональной этики и организационной культуры, свойственной пенитенциарным учреждениям.

Из числа профессиональных умений в состав данного компонента входят умения проводить специфические действия и мероприятия, например: осуществлять обысковые мероприятия (для сотрудников отдела безопасности); проводить процедуру просчета осужденных (для начальников отряда); устанавливать психологический контакт с осужденным (для психологов колонии) и т. д. Необходимыми для сотрудников всех отделов и служб профессиональными умениями являются умения: противостоять негативному воздействию со стороны осужденных, а также стрессу, рационально мыслить в экстремальных ситуациях, сохранять самообладание и т. д. Наряду со специальными профессиональными навыками, которые обеспечивают технологическую сторону профессиональной деятельности служащих в УИС и непосредственно позволяют осуществлять функционирование подразделения (например, навыки надевания наручников, пользования огнестрельным оружием и специальными средствами защиты и т. д.) можно выделить навыки профессионального общения с осужденными, вышестоящим начальством и бесконфликтного общения.

Компетенции специальной (операционально-технологической) компетентности приобретаются сотрудниками ФСИН России не только на первоначальном этапе профессиональной деятельности — в период обучения в учебном центре и стажировки в исправительном учреждении, а на протяжении всего профессионального пути, то есть усваиваются с опытом. Процесс усвоения данных компетенций происходит за счет стремления сотрудника к обучению, профессиональному развитию (то есть при

условии соответствующей мотивации), а также при наличии развитых умственных способностей, ответственного отношения к учебе, труду.

Таким образом, специальная (операционально-технологическая) компетентность сотрудников ФСИН России в модели профессиональной компетентности представляет собой совокупность компетенций, включающих в себя такие специфические знания, умения, навыки, без обладания которыми становится невозможной эффективность функционирования пенитенциарного учреждения и профессиональной деятельности его работников.

Компетенции этико-поведенческой компетентности отображают этические, духовно-нравственные и отчасти моти-вационные, коммуникативные, экстремальные аспекты профессионального поведения сотрудников УИС.

Профессиональное поведение служащие пенитенциарных учреждений должны строить, соблюдая принципы законности, этичности, безопасности, которые можно назвать фундаментом эффективной профессиональной деятельности. Законное поведение со стороны сотрудника ФСИН России обеспечивается высокой моральной нравственно-стью,правосознанием, порядочностью, осознанием ответственности за свои действия и слова, серьезным отношением к труду, отсутствием халатности в профессиональной деятельности, способностью противостоять воздействию со стороны осужденных (коррупции).

Поведение, соответствующее этическим нормам, принятым в УИС, формируется за счет не только специальных знаний об этике, имидже и организационной культуре, но и осознания не-

обходимости, а также способности их соблюдать и применять в практической деятельности. Кроме того, изначально установочное положительное отношение к осужденным является, на наш взгляд, важнейшим звеном в цепи этически правильно выстроенного профессионального поведения, поскольку только сотрудники, способные по принципу исправления видеть в осужденных людей, которые могут стать лучше, заинтересованы в процессе своей профессиональной жизни, наделяют свой труд смыслом, осознают его значение. Такие сотрудники являются субъектами труда, проявляя гибкость профессионального поведения, исключающую стереотипность принимающихся решений, действий, отношений. Не только положительное отношение к осужденным, но и позитивное отношение к профессии в целом предполагают субъектность труда сотрудников. Отметим, что подобное поведение формируется на базе таких качеств, как самостоятельность, невысокая конформность, самоуважение, уверенность в себе, креативность, гибкость в общении, гибкость мышления, самоэффективность.

Профессиональная психолого-педагогическая компетентность как самостоятельный элемент нашей модели включает в себя экстремальный, когнитивно-креативный, моти-вационно-ценностный, социально-психологический, эмоционально-волевой, рефлексивный компоненты профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России. Именно она обусловливает эффективность всех направлений их профессиональной деятельности, в особенности педагогического, функция которого является основ-

ной в процессе исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях.

Способность и готовность сотрудника плодотворно работать в экстремальных условиях, которые, как мы уже говорили, весьма типичны для службы в уголовно-исполнительной системе, обеспечиваются экстремальной компетентностью, которая подразумевает наличие способности сохранять самообладание, рационально мыслить и действовать в нестандартной ситуации, умения противостоять стрессу и негативному воздействию со стороны осужденных, а также таких личностных качеств, как решительность, смелость, сообразительность, уверенность в себе, ориентация на достижение успеха в жизни и работе.

Когнитивно-креативная компетентность объединяет в себе познавательную, мыслительную и креативную стороны профессиональной деятельности субъекта труда. Когнитивная часть данного компонента характеризуется уровнем интеллектуального развития, умственных способностей, общей эрудированностью, способностью оценивать и анализировать свои успехи и неудачи в труде, стремлением умственно развиваться. Все это достигается за счет способности сотрудника к обучению, старательного отношения к труду, сообразительности, внимательности, развитых памяти, речи, пространственного и гибкого мышления, способности обобщать и анализировать информацию, способности к рефлексии, широкого кругозора, начитанности.

Когнитивная часть когнитивно-креативного компонента модели отражает способность сотрудника нестандартно подходить к решению профессиональных задач и осуществляется че-

рез оригинальность, гибкость мышления, общую креативность, инициативность, независимость от чужого мнения, самостоятельность и некоторую смелость. В целом, можно сказать, что наличие у сотрудника пенитенциарного учреждения умения и способности, оставаясь в рамках регламента профессиональной деятельности, разрабатывать и внедрять новые приемы и методы работы, говорит о том, что он, безусловно являясь субъектом своего труда, овладел профессией настолько, что вступил в стадию новаторства (суперпрофессионала, по А.К. Марковой [12]) на пути своего профессионального развития.

Мотивационно-ценностная компетентность как элемент модели профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России, на наш взгляд, характеризует профессиональную мотивацию сотрудника исправительного учреждения и его отношение к своей профессии и жизни, смысложизнен-ные и ценностные ориентации. Формирование его профессиональной компетентности, без сомнения, обусловлено наличием устойчивых, выраженных и при этом, скорее, нематериальных потребностей, удовлетворяемых в профессии, таких как потребность в уважении, принадлежности к группе людей, общности (аффилиативные потребности), самоактуализации. Последняя опосредует мотивацию профессионального роста и стремление сотрудника продвигаться по служебной лестнице (здоровый карьеризм). Кроме того, профессионально-мотивационная сторона данного компонента подразумевает ориентацию на достижение, управленческую и исполнительскую деятельность, гармоничное сочетание личной и профессиональной

частей жизни, ориентацию на стабильность. Немаловажными элементами мотивационно-ценностного компонента являются сформированные цели в жизни, целеустремленность, осмысленность труда, его результатов и жизни в целом, развитые духовно-нравственные ценности.

Позитивное отношение сотрудника к своей профессии и жизни рассматриваются в модели через наличие у сотрудника профессиональной идентификации, гордости за свою профессию, осознания и принятия своего места в организации, собственного предназначения, выраженной деятельностной самоэффективности, оптимизма, интернально-сти. Нужно обратить внимание на то, что овладение мотивационно-ценностной компетентностью возможно только при способности субъекта подвергать анализу и оценке (рефлексии) мотивы, ценности в своей профессиональной жизни, их влияние на результаты труда.

Социально-психологическая компетентность включает в себя знания, умения, навыки, профессионально важные качества в сфере общения, а также положительное отношение субъекта труда к партнерам по профессиональной коммуникации.

Среди специальных знаний, которые необходимы сотруднику ФСИН России для эффективного, грамотного общения на службе, мы выделяем знание этикета профессионального взаимодействия, педагогические знания, знание специфических особенностей общения с осужденными, а также социально-психологических процессов и явлений в среде осужденных. Среди профессиональных навыков и умений бесценными, на наш взгляд, можно назвать на-

вык бесконфликтного общения, умение устанавливать доверительные отношения, сохранять дистанцию в общении и др. Развитые коммуникативные качества и способности — социальная экстраверсия, уверенность и активность в общении, отсутствие социальной неуклюжести, способность работать в команде, социальная самоэффективность —также являются составляющими социально-психологического компонента описываемой нами модели профессиональной компетентности. Кроме того, мы обращаем внимание на важность обладания сотрудниками социально-перцептивными качествами (наблюдательностью, чуткостью, эмпатией), организаторскими способностями, которые в пенитенциарной системе должны сочетаться с готовностью подчиняться, а также способностью оказывать воздействие на осужденных и подчиненных. Развитие коммуникативной компетентности сотрудника тоже происходит за счет его рефлексивных способностей.

Эмоционально-волевая компетентность в модели представлена высоким самоконтролем, внутренним локу-сом контроля, развитыми волевыми качествами, стрессоустойчивостью, уверенностью в себе, адекватностью самооценки, устойчивостью к негативному влиянию со стороны осужденных, создающему риск совершения сотрудниками должностных преступлений, а также к профессиональной деформации и другим профессиональным заболеваниям. Рассматривая более подробно данный компонент, перечислим его составляющие — психологические качества и способности, на базе которых формируется эмоционально-волевая компетентность: ответственность, самостоятель-

СПЕЦИАЛЬНАЯ (ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ)

КОГНИТИВНО-КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

-^Г

этико-

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Рис. 1. Модель профессиональной компетентности сотрудника ФСИН России

ность, невысокая конформность, самообладание, выдержка, настойчивость, целеустремленность, самоэффективность, организаторские способности, способность анализировать свое эмоциональное состояние, волевым усилием регулировать его.

Рефлексивная компетентность в нашей модели включает в себя психологические знания о рефлексии, способности самоанализа и анализа поведения других людей. В рамках данного вида компетентности мы выделяем осознание роли рефлексивных процессов регуляции поведения, личностного и профессионального развития, осознание наличия психологических защит, способность самоизменения в процессе профессионального развития, противостояния стрессам, экстремальным факторам служебной деятельности, профессиональной деформации, профессиональному маргинализму, способность распознавать причины тех или иных ре-

акций со стороны окружающих и прогнозировать поведение партнера по общению. Все эти компетенции достигаются за счет заинтересованности сотрудника в получении психологических знаний о рефлексии, наблюдательности, внимательности, наличия способности к рефлексии деятельности, планированию своей деятельности и жизни в целом, целеустремленности, способности к рефлексии общения и взаимодействия с другими людьми, проницательности и эмпатии.

Предлагаемая нами модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России представлена на рисунке 1.

Из описания каждого компонента нашей модели понятно, что все виды профессиональной компетентности тесно связаны между собой, и в практической деятельности сотрудников недостатки развития компетенций, входящих в состав одного элемента модели,

могут быть компенсированы компетенциями другого. Но возникает вопрос: какой именно характер носят взаимоотношения и взаимосвязи каждого элемента предложенной нами модели?

Отвечая на этот вопрос, полагаем, что специальная компетентность как вершина айсберга представляет ту малую часть его составляющих, необходимых для эффективной деятельности специалиста, замещающего конкретную должность, которая находится на поверхности, поскольку знания, навыки, умения проявляются внешне, их можно обнаружить или не обнаружить невооруженным глазом, понаблюдав за работой сотрудника, задав ему несколько вопросов о службе, проанализировав результаты его труда. Разделяя точку зрения Л.М. Спенсера и С.М. Спенсера, мы считаем, что специальные знания и навыки являются относительно поверхностными компетенциями, которые довольно просто развить, сформировать, скорректировать в отличие от глубинных психологических образований, таких как мотивация, эмоционально-волевые или коммуникативные качества, Я-концепция, которая характеризует отношение человека к себе, его ценностные ориентиры и установки [18, с.11-12]. Не случайно авторы настоятельно рекомендуют в качестве решающего критерия при отборе персонала использовать именно наличие сформированных внутренних, психологических компетенций, а не специального образования, которое свидетельствует о наличии знаний, но не о способности и умении их применять на практике. Однако это не значит, что мы преуменьшаем значение специальной (операционально-технологической) компетенции, — оно колоссально, посколь-

ку именно специальные знания, навыки, умения в специфичных условиях труда сотрудников исправительных учреждений создают технологическую основу эффективности их профессиональной деятельности.

Этико-поведенческая компетентность служит внешним проявлением внутренних качеств и переживаний, но также зависит от наличия специальной компетентности. Невозможно соблюдать этические нормы в профессиональном поведении, не имея о них представления, но вместе с тем у сотрудника в личностном плане не должно быть таких качеств, которые препятствуют этичному профессиональному поведению, например у него не могут отсутствовать правосознание, ответственность, воспитанность, ориентация на духовно-нравственные ценности и т. д. В связи с этим, определяя место этико-поведенческой компетентности среди других компонентов модели ПК и их взаимосвязь, абстрактно полагаем, что данный элемент должен находиться между специальной и психолого-профессиональной компетентностью.

Наконец, самый емкий по содержанию компонент нашей модели — профессиональная психолого-педагогическая компетентность — является невидимой частью айсберга, внутренней психологической подструктурой, формирование и развитие компонентов которой представляет собой сложный, длительный процесс. В ходе развития социально-психологической, мотивационно-цен-ностной, эмоционально-волевой, когнитивно-креативной и экстремальной компетентности рефлексивная компетентность через механизмы самоанализа и самооценки играет, на наш

Рис. 2. Взаимосвязь компонентов модели профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России

взгляд, важнейшую роль, так как именно осознание потребности, а также путей и способов развития психологических компетенций детерминирует процессы профессионализации, превращает сотрудника в субъект трудовой деятельности. Следовательно, рефлексивный компонент выполняет функцию контролирующую, стимулирующую к развитию всех составляющих психолого-педагогической компетентности.

Тесная взаимосвязь остальных элементов психолого-педагогической компетентности выражается в том, что за счет некоторых компетенций одного элемента происходит формирование другого (рис. 2). Например, на базе способности быстро принимать эффективные решения (когнитивно-креативная

компетентность) у сотрудника формируется экстремальная компетентность; при общем позитивном отношении сотрудника к своей профессии складывается положительное, терпимое отношение к спецконтингенту, что представляет собой одну из значимых компетенций, входящих в состав социально-психологической компетентности, то есть в их состав входят одни и те же компетенции.

Практическая значимость разработанной нами модели профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России заключается в следующем: во-первых, становятся очевидными план и программа дальнейшего эмпирического изучения данного феномена; во- вторых, благодаря модели становится возможной в рамках просветительской де-

ятельности разработка лекционного и семинарского материала, предназначенного для повышения психологической компетентности сотрудников подразделений; в-третьих, разработанная модель служит основой для проведения сотрудником самоанализа, а совместно с психологом учреждения — объективного психологического анализа на предмет развития того или иного вида компетентности для дальнейших просветительских, развивающих и психокоррек-ционных занятий.

Таким образом, разработанная нами модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России включает в себя взаимосвязанные профессионально-психологические компетенции, условно объединенные в отдельные компоненты и составляющие подробный, разноплановый портрет сотрудника пенитенциарного учреждения, обладающего профессиональной компетентностью.

Литература

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. — П. 7.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 2. — Ст. 8, 9.

3. Ананьев О.Г. Проблема коррупции в уголовно-исполнительной системе ФСИН России (социально-психологические аспекты) // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 4. — С.164-181.

4. Богданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Психологические аспекты формирования коррупционной направленности личности // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 15-22.

5. Булынко Д.М. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. — Минск, 1998.

6. Головин СЮ. Словарь практического психолога. — Минск: Харвест, 1998.

7. Горностаев С.В. Реинтегрирующий подход к профессиональному развитию сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. — 2007. — № 1. — С. 37-43.

8. Журавлев АЛ., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 1. — С. 8-12.

9. Иванов Г.П., Коваленко Е.Ф. Личностные факторы, влияющие на процесс становления профессионала в период получения высшего профессионального образования // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — С. 135-142.

10. КлимовЕ.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

11. Маланьин В.С. Специфика применения ком-петентностного подхода в профессиональной подготовке слушателей учебных центров ФСИН России // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1.-С. 123-127.

12. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.

13. Рожков О.А. Профессиональная деформация ценностно-мотивационной сферы сотрудников правоохранительных органов как фактор их криминализации // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 3. — С.112-121.

14. Огородников В.И., Домин А.Ю. Правовые основы проведения аттестации персонала // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 3. — С. 134-137.

15. Огородников В.И., Летунов В.Н. Компетентность сотрудников с точки зрения европейских стандартов // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 113-119.

16. Огородников В.И., Мельникова Ю.А. Проблемы, состояние и предложения по совершенствованию кадровой политики уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. — 2010. -№ 1. — С. 149-152.

17. Поздняков В.Н. Уголовно-правовая теория криминализации и востребованность психологии при разработке уголовной и уголовно-исполнительной политики и модернизации законодательства // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 3. — С.17-28.

18. Спенсер МЛ., Спенсер С.М. Компетенции на работе: пер. с англ. -М.: HIPPO, 2005.

19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апр. — URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.