Научная статья на тему 'Сотрудник правоохранительных органов как субъект профессионального общения'

Сотрудник правоохранительных органов как субъект профессионального общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1138
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ФУНКЦИИ / SUBJECT / PROFESSIONAL COMMUNICATION / COMMUNICATION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудермина Елена Ивановна

Деятельности правоохранительных органов имманента социальность: обеспечение правопорядка реализуется в условиях социального взаимодействия и влияет непосредственно на протекание социальных процессов в обществе. Указанное определяет сквозной характер проблемы общения для анализа психологических особенностей личности сотрудника правоохранительных органов. Статья посвящена анализу теоретических основ изучения психологических особенностей сотрудника правоохранительних органов в качестве субъекта профессионального общения. Предложеный аналитический каркас наиболее полно отображает особенности профессионального общения сотрудника правоохранительных органов.Он представляет собой вариант классификации его функций как субъекта общения. Приведенная аналитическая схема позволяет обобщить большинство явлений человеческой психики согласно логике их функционирования в процессе общения и может служить основой для проведения последующего экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудермина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS AS THE SUBJECT OF PROFESSIONAL COMMUNICATION

Activities law enforcement is typical the sociality. The rule of law is carried out in conditions of social interaction, as well as direct influence on the course of social processes in society. This determines the significant character of the problem of communication for the analysis of psychological characteristics of personality police officer. In this article analyzes the theoretical foundations of the study of psychological characteristics of a law enforcement officer as the subject of professional communications. Analytical framework, which we offer, displays the most complete of the characteristics of professional communication of the employee of law enforcement bodies. It is a variant of classification functions a police officer as the subject of communication. Marked analytical scheme allows us to generalize most phenomena of the human psyche according to the logic of their functioning in the process of communication. It can be used as the basis for a subsequent experiment the subject of the psychology of professional communication.

Текст научной работы на тему «Сотрудник правоохранительных органов как субъект профессионального общения»

УДК 159.9:34.01 СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Кудермина Е.И.

Деятельности правоохранительных органов имманента социальность: обеспечение правопорядка реализуется в условиях социального взаимодействия и влияет непосредственно на протекание социальных процессов в обществе. Указанное определяет сквозной характер проблемы общения для анализа психологических особенностей личности сотрудника правоохранительных органов. Статья посвящена анализу теоретических основ изучения психологических особенностей сотрудника правоохранительних органов в качестве субъекта профессионального общения. Предложеный аналитический каркас наиболее полно отображает особенности профессионального общения сотрудника правоохранительных органов.Он представляет собой вариант классификации его функций как субъекта общения. Приведенная аналитическая схема позволяет обобщить большинство явлений человеческой психики согласно логике их функционирования в процессе общения и может служить основой для проведения последующего экспериментального исследования.

Ключевые слова: субъект, профессиональное общение, функции

общения.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS AS THE SUBJECT OF PROFESSIONAL COMMUNICATION

Kudermina E.I.

Activities law enforcement is typical the sociality. The rule of law is carried out in conditions of social interaction, as well as direct influence on the course of social processes in society. This determines the significant character of the problem of communication for the analysis of psychological characteristics of personality police officer. In this article analyzes the theoretical foundations of the study of psychological characteristics of a law enforcement officer as the subject of professional communications. Analytical framework, which we offer, displays the most complete of the characteristics of professional communication of the employee of law enforcement bodies. It is a variant of classification functions a police officer as the subject of communication. Marked analytical scheme allows us to generalize most phenomena of the human psyche according to the logic of their functioning in the process of communication. It can be used as the basis for a subsequent experiment the subject of the psychology of professional communication.

Keywords: subject, professional communication, communication functions.

Введение. Сотрудник правоохранительных органов как элемент системы социальных и профессиональных отношений выступает носителем совокупности системных качеств, которые генерируются в ходе его жизнедеятельности в обществе и профессиональной среде. В этой системе субъект правоохранительной деятельности оказывается под влиянием законов детерминации природных и социально-исторических факторов своей профессиональной активности. «Вторая природа» (социальная и профессиональная обусловленность качеств субъекта) приобретается путем

вхождения в широкое пространство социальных отношений, характерных для правоохранительной деятельности. Одновременно с этим, правоохранительная деятельности относится к видам деятельности, которые определяются прежде всего системой взаимосвязей «человек - человек». Сущность ее представлена многовариативностью профессиональных задач, решение которых непосредственно зависит от объективных и субъективних факторов протекания процесса профессионального общения. Общение, как полифункциональный феномен, вплетен во все многообразие правоохранительной деятельности. Деятельности правоохранительных органов имманента социальность: обеспечение правопорядка реализуется в условиях социального взаимодействия и имеет непосредственное влияние на протекание социальных процессов в обществе. Указанное определяет сквозной характер проблемы общения для анализа психологических особенностей личности сотрудника правоохранительных органов.

Изложение основного материала. Человек как субъект общения рассматривается в психологической науке неоднозначно, что обуславливается, прежде всего, принадлежностью исследователя к определенной научной школе и содержанием поставленных исследовательских задач. Среди знаковых исследований данной проблемы, по нашему мнению, необходимы выделить работы А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Н.Н. Обозова, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Г.А. Ковалева, А.В. Петровского, А.У. Хараша, Дж. Мида, Э. Берна, Д. Картрайта, П. Танненбаума, Д. Тибо и Дж. Келли и др.

Используя существующую в науке дифференциацию качеств на материально-структурные, функциональные и системные, Б.Ф. Ломов считает, что «в исследовании психического выявляются не только функциональные характеристики, но и модус системного качества» [4, с. 79]. Безусловно, что сотрудник правоохранительных органов является элементом социальной, в том числе профессиональной систем. В пространстве каждой из этих систем существуют связи и отношения субъекта правоохранительной деятельности с

окружающими, которые обеспечивают необходимые условия для его существования, развития и осуществления профессиональной деятельности. Принадлежность его к указанным системам обусловливает, прежде всего, социальные качества субъекта. По мнению Б.Г. Ананьева, в характеристике человека как субъекта, социально-психологический аспект личности является наиболее выраженным. При таком рассмотрении личность выступает в нескольких ипостасях: «она - объект и субъект исторического процесса, объект и субъект социальных отношений, субъект и объект общения, и наконец, что особенно значимо, субъект социального поведения - носитель морального сознания» [1, с. 52].

Сказанное позволяет нам сформулировать определенные выводы, а именно: системным качеством сотрудника правоохранительных органов

выступают его социальные качества; социально-психологический аспект личности сотрудника обуславливает его профессиональную принадлежность; проявление социально-психологического аспекта личности сотрудника приобретает особое значение в русле его статусно-ролевой позиции как представителя государства и субъекта социального поведения; одной из позиций рассмотрения социальных признаков сотрудника правоохранительных органов является анализ его особенностей как субъекта профессионального общения. Это требует, на наш взгляд, уточнения авторской позиции -указанные социальные качества и социально-психологические аспекты субъекта правоохранительной деятельности мы трактуем в широком смысле, а именно: как внутренние основы его внешней представленности в процессе профессионального общения.

Целью данной статьи является определение теоретических основ исследования психологических особенностей сотрудника правоохранительных органов как субъекта профессионального общения.

Совокупность конкретных качеств и свойств личности, раскрывающих ее сущность как субъекта общения, определяется разными исследователями по-

разному. Например, М.И. Бобнева акцентирует внимание на значимости социально-психологических свойств личности, одновременно наделяя их признаком «вторичности» по сравнению с «базовыми» -общепсихологическими свойствами и качествами личности [2]. Исследователь отмечает, что эта группа неоднородна, в ней можно выделить ряд подгрупп, а именно:

- первая подгруппа включает свойства личности, обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта);

- вторая подгруппа состоит из свойств, которые формируются в процессе взаимодействия членов группы и в результате ее социального воздействия (конформность, доверие и другие свойства, обуславливающие принятие личностью общих для участников группы ценностных ориентаций и установок);

- третья подгруппа содержит более общие свойства, связанные с социальным поведением и позицией личности (социальная активность, ответственность, готовность помочь другому, склонность к сотрудничеству);

- четвертая подгруппа включает социальные свойства личности, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к «авторитарному» или «демократическому» способу действий и мышления, к «догматическому» или «открытому» отношению к проблемам и т.д.).

К.В. Вербова и Г.В. Парамей [3] определяют социально-психологические свойства личности как субъекта общения в несколько ином ракурсе. Они различают в структуре личности следующие способности: способность

понимать внутренний мир другого человека (рефлексию); способность отождествлять себя с другими (идентификацию); способность сочувствовать другому (эмпатию); способность к инициативному и гибкому воздействию на

партнера по общению (динамизм); способность владеть собой (эмоциональную устойчивость).

В то же время, Е.В. Руденский [7] предлагает использовать следующие векторы особенностей личности субъекта общения путем оценки: типологической составляющей; статусной составляющей; диспозиционной составляющей; функциональной составляющей; технологической составляющей. На основе определения каждой составляющей, по мнению автора, можно сформулировать психограмму субъекта общения.

М. В. Молоканов [5] отстаивает позицию, согласно которой к базисными факторами успешности профессионального общения субъекта в профессиях типа «человек - человек» следует отнести «степень интереса к другому» и уровень «доминантности». Он считает, что фактор «интереса к другому» определяет предмет профессионального общения субъекта. При выраженном интересе к другому человеку общение строится на основе (или с учетом) «внутренней картины» состояния партнера по общению, его собственной Я-концепции, его субъективного восприятия себя и своего состояния; при слабо выраженном интересе к другому - на материале, «внешнем» для партнера: на общих законах коммуникативного взаимодействия, на нормах, принципах, техниках, на объективных симптомах. Фактор доминантности определяет меру ответственности (она прямо пропорциональна степени проявления фактора), которая ложится на специалиста в связи с выбором целей взаимодействия и способов их достижения.

Указанные факторы, по нашему мнению, не могут выступать критериями оценки особенностей сотрудника правоохранительных органов как субъекта профессионального общения: во-первых, профессиональное общение

сотрудника изначально базируется на доминантности субъекта в процессе взаимодействия (именно на него государство возлагает ответственность за выбор средств и условий общения); во-вторых, профессиональное общение сотрудника направленно на решение задач правоохранительной деятельности,

которые основываются изначально на интересе к объективным факторам поведения объекта, а их субъективная оценка последним считается вспомогательным фактором.

Обобщение существующих в научной литературе подходов к определению личностных качеств и свойств субъекта профессионального общения свидетельствует, что в большинстве случаев они не позволяют определить специфические особенности, присущие именно сотруднику правоохранительных органов, учитывая функциональную «нагрузку» его профессионального общения. На наш взгляд, решение указанной проблемы возможно путем анализа и трансформации, относительно особенностей правоохранительной деятельности, функций субъекта профессионального общения.

Продуктивная разработка проблемы классификации функций представлена в работах Б.Ф. Ломова. В них предпринята попытка классификации основных функций общения, в том числе выделены два ряда функций на разных основаниях. Первая группа включает три класса функций: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную; другая - обуславливается иной схемой и включает организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование межличностных отношений. Исходя из этого, можно предположить свойственность успешному сотруднику правоохранительных органов развитости эмоционально-волевой сферы личности, умений воспринимать, передавать и понимать коммуникативные сигналы и т.д.

В то же время, большинство исследователей реализацию субъектом указанных функций связывает со степенью развития, прежде всего, «операциональных» способностей, то есть коммуникативных умений и навыков, обуславливающих успешность осуществления указанных функций степенью овладения коммуникативными психотехниками.

Наиболее концептуальной и отвечающей приведенным выше требованиям, по нашему мнению, является классификация функций субъекта общения, разработанная В.Н. Панферовым [6]. Кроме выделенных Б.Ф. Ломовым функций общения, он предлагает включить в классификацию еще три основных функций, а именно: эмотивную, конативную и креативную. Таким образом, можно говорить о наличиие шести основных функций сотрудника как субъекта профессионального общения: коммуникативной, информационной, когнитивной, эмотивной, конативной, креативной.

Каждая из обозначенных функций субъекта не теряет своей самостоятельности в процессе общения сотрудника, и каждая из них может стать доминирующей в зависимости от содержательного контекста взаимодействия. В тоже время, исследователь обосновывает наличие еще трех групп функций в структуре человека как субъекта общения (психические, социально-психические, социальные). Речь идет о свойствах сотрудника, которые включаются в процесс общения в виде психических отправлений как функций мозга, социально-психологических явлений как функций человеческих отношений, социальных проявлений как функций общественнотрудовой жизнедеятельности. Первый уровень горизонтального рассмотрения (классификация психических функций) по шести основным функциям субъекта свидетельствует о своеобразии их структурной организации. В целом этот ряд в процессе общения приобретает содержание функций - средств, которые раскрывают индивидуальные психические потенции сотрудника как субъекта общения и психические механизмы процесса профессионального общения. Второй уровень горизонтального анализа (классификация социальнопсихологических функций) раскрывает процесс межличностного взаимодействия, выступающий источником психологических качеств личности как субъекта взаимосвязей, взаимопроявления, ваимопознания, взаимоотношения, согласования взаимодействия, взаимовлияния. Этот ряд функций характеризует особенности стиля субъекта общения. Рассмотрение

третьего уровня структуры функций (социальные функции) основывается на положении, что профессиональное общение подчинено решению, прежде всего, задач правоохранительной деятельности и сосредоточено на решении потребностей общества. В связи с этим, профессиональное общение сотрудника правоохранительных органов реализует конкретные социальные функции, в которые включены внешние цели общения. Важным, по нашему мнению, в контексте обсуждаемых проблем, является акцентирование внимания на следующем: в профессиональном общении сотрудника существует четкая определенность социальных функций - они обуславливаются статусноролевыми позициями субъекта и объекта правоохранительной деятельности. Исходя из этого, мы можем предполагать, что горизонталь социальных функций - целей имеет в профессиональном общении сотрудника специфические особенности, так как сотрудник правоохранительных органов в процессе реализации профессиональной деятельности осуществляет жестко регламентированную нормами права социальную роль.

Заключение. Приведенная аналитическая схема представляет собой вариант классификации функций сотрудника правоохранительных органов как субъекта общения и позволяет обобщить большинство явлений человеческой психики согласно логике их функционирования в процессе общения. Это предполагает более точную разработку предметного смысла психологических особенностей субъекта профессионального общения, дифференцирование научных подходов к комплексным программам их изучения, систематизацию механизмов их формирования и анализ причинно-следственных связей между отдельными личностными качествами и свойствами субъекта профессионального общения.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды // Т. 1: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. 232 с.

2. Бобнева М.И. Шорохова Е.В. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. 344 с.

3. Вербова К.В., Парамей Г.В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник МГУ, Серия 14 «Психология». 1990. № 2. С. 60-66.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

5. Молоканов М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 5161.

6. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4. С. 51-60.

7. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. М.: ИНФРА -М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 224 с.

References

1. Ananev B.G. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Collection of selected psychological publications]. M.: Pedagogika, 1980. 232 p.

2. Bobneva M.I. Shorokhova E.V. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti [Psychology social of personality]. M.: Nauka, 1979. 344 p.

3. Verbova K.V., Paramey G.V. Vestnik MGU, Seriya 14 «Psikhologiya» [The Moscow University Herald. Series 14. Psychology], no. 2 (1990): 60-66.

4. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. M.: Nauka, 1984. 444 p.

5. Molokanov M.V. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], no. 5 (1995): 51-61.

6. Panferov V.N. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], no. 4 (1987): 51-60.

7. Rudenskiy E.V. Sotsial'naya psikhologiya [Psychology social]. M.: INFRA - M, Novosibirsk: NGAEiU, 1997. 224 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кудермина Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии

Национальная академия внутренних дел пл. Соломенская, 1, г. Киев, 03035, Украина magniky@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kudermina Elena Ivanovna, PhD psychological, docent, Professor department of juridical psychology

National Academy of Internal Affairs 1, Solomenskaya, Kiev, 03035, Ukraine magniky@yandex. ru

Рецензент:

Моисеева Е.Е., доктор психол.наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.