Д. Усмонов, Н.Хошимова
ФИЛОСОФСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
Ключевые слова: общение, социализация, психология, педагогика, личность, закономерность, деятельность, формирование, будущий учитель
В условиях коренного обновления общества научные исследования, разрабатывающие проблемы воспитания, развития и формирования личности не потеряли своей актуальности, а приобрели иное, новое содержание и направление.
Учеными на материале многолетних исследований доказано, что процесс формирования личности необходимо начинать, прежде всего, с изучения самой феноменологии личности и факторов, обуславливающих ее становление. Среди важнейших факторов становления и развития личности общение занимает ведущее место. В последние десятилетия общение стало объектом изучения таких наук, как философия, социальная и общая психология, психотерапия, психолингвистика, педагогика и многих других. Большой интерес их к феноменологии, закономерностям и механизмам общения вызван, прежде всего, значимостью его в жизнедеятельности человека.
Философские вопросы теории общения, как и теории деятельности в отечественной философской науке, разрабатываются лишь со второй половины 60-х годов прошлого столетия. Наиболее глубоко рассматриваются такие проблемы, как соотношение деятельности и общения, общение как способ реализации общественных отношений, как особый вид человеческой деятельности, как процесс социализации человека (Буева Л.П.)
В рамках данной статьи свое внимание мы акцентировали на двух аспектах проблемы: соотношение деятельности и общения, своеоб-
— 204-Г НОМАИ донишгох
разие общения как особого вида деятельности. Итак, в философско-энциклопедическом словаре общение трактуется «как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» (17, 447).
Соотношение общения и деятельности - одна их ключевых проблем в философии, и по данному вопросу нет однозначного мнения. Каган М.С. рассматривает общение как коммуникативный вид деятельности наряду с познавательной, преобразовательной и ценностно-ориентирующей деятельностями (6,69), тогда как Буева Л.П. полагает, что "деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого (индивидуального и общественного) процесса жизни (4,133).
При этом она подчеркивает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма» (4,116-117).
Тем самым она подвергает тщательному анализу категории деятельности и общения, общественных отношений.
Очень интересна позиция Соковнина В.М. в этом вопросе, он определяет понятие «общение» как коммуникацию, как взаимовлияние, как взаимопонимание, как деятельность и как отношение. Таким образом, В.М.Соковнин, проводя философский анализ общения, впервые замечает сложность и многогранность этого явления. По мнению ученого, деятельностный характер социальной коммуникации (т.е. общения) и делает общение реальностью, ибо только благодаря ему все стороны общения наделяются признаком факта, признаком существования, бытия» (15,65).
Исходя из этого, Соковнин В.М. подчеркивает, что общение как деятельность подлежит программированию, организации, управлению, контролю и анализу.
Разрабатывая теорию деятельности, философы отмечают, что деятельность, характеризующаяся формой субъектно-объектных отношений, не есть единственно возможный, универсальный способ бытия человека, культуры, социальности, не есть единственный всеохватывающий способ взаимосвязи человека с миром (2, 206).
Общение (понимаемое как любые субъектно-субъектные отношения) - одна из сущностных сторон человеческой жизни, и без него нет человеческой целостности.
Наиболее ясно показывает своеобразие общения как особого вида деятельности Каган М.С. в своих работах (6, 69):
- социальная природа человека делает общение людей условием совместного труда, условием познания и выработки системы ценностей;
- общение есть взаимодействие, которое строится по принципу субъектно-субъектных отношений;
«А это значит, что общение есть практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а напротив, ориентирующаяся на них как на субъектов».
- взаимодействие людей осуществляется с помощью средств, присущих только ему, среди которых основное место занимает язык.
Как известно, первые исследования проблемы общения были вызваны необходимостью изучения языка, речи в единстве с процессами общения (Бодуэн де Куртене И.А., Выготский Л.С, Якубинский Л.П. и др.). В связи с этим, в психолингвистике введено понятие речевой деятельности, которое стало центральным в ней. Речевая деятельность, как реализующаяся система целенаправленных речевых действий, является внешней структурной частью коммуникативной деятельности.
По мнению Сафроновой В.В., «социализация предполагает включение человека в сферу материальной и духовной культуры общества, и язык является одним из основных факторов этого процесса. Он выступает формой социальной памяти, средством выражения общности культуры, орудием цивилизации» (14, 18).
Наряду с этим, мы особое внимание обращаем на тот факт, что язык, являясь по своей природе общественным продуктом и основным средством общения, способен влиять на сознание и поведение человека, он формирует мышление, выражает опыт самосознания. Следовательно, налицо тесная связь между общением и сознанием, которая проявляется в языке.
Таким образом, философский анализ проблемы общения позволяет нам сделать вывод о том, что бытие человека определяется не только его взаимоотношением с предметным миром в форме предметно-практической деятельности, но он также взаимо-
— 206-<" номаи донишгох ")
действует с социальным миром, т.е. с людьми в форме общения. Общение, будучи по своей природе многоаспектным явлением, имеет ряд функций в истории развития человека и всего общества: актуализация господствующих общественных отношений, регуляция поведения людей, социализация человека.
Учитывая междисциплинарный принцип изучаемой проблемы, мы обратились к источникам по социальной и общей психологии, раскрывающим сущность общения. Социальная психология, исследуя связь индивида с другими людьми, личности и общества, рассматривает проблему общения в плане анализа межличностных отношений, восприятия людьми друг друга, структуры и динамики малых групп, механизмов социальной регуляции поведения людей, процессов массовой коммуникации.
Анализ работ по теории общения в социальной психологии (Андреева Г.М., Брудный A.A., Кветной М.С., Ночевник М.Н., Панферов В.Н., Парыгин В.Д., Петровский A.B., Рыкун P.O. и др.) определили основные направления в разработке данной проблемы. Почти все ученые сходятся во мнении, что это сложный, многогранный, многофункциональный процесс. Так, ряд ученых (Брудный A.A., Ощепкова А.П., Парыгин В.Д., Рыкун P.O.) дополняют характеристику понятия общения, данную философами, такими аспектами, как процесс сопереживания, сочувствия и взаимного понимания людьми друг друга, то есть, вводятся социальные аспекты в понятие общения.
Неоднозначное мнение ученых вызывает вопрос относительно построения модели межличностного общения. Так, например, по мнению Парыгина Б.Д., каждый из участников может рассматриваться одновременно и как объект, и как субъект социально-психологического общения, тогда как Кветной СМ. вслед за Каган М.С. полагает, что понимание индивида как объекта общения затушевывает "встречно-активный" характер процесса общения, идущего как взаимодействие в своей особой форме. Здесь оба участника общения активны по отношению друг к другу, одинаково ориентированы друг на друга как общающиеся партнеры (8. 105).
Особый интерес для нас представляют исследования Панферова В.Н. относительно роли общения в человеческом обществе. Так, он отмечает, что если в период становления человеческого общества роль общения определялась его значением лишь как необходимого
условия существования людей, то в процессе общественно-исторического прогресса общение начинает постепенно приобретать черты, свойственные трудовой деятельности, и выступать в роли специфической формы труда (12. 69).
Наиболее глубоко и плодотворно проходили исследования в отечественной психологии. Историю развития проблемы общения условно можно подразделить на три основных периода.
Первый период (с 1910 по 1920 гг. XX в) связан с именем Бехтерева В.М. - создателя теории «объективной психологии», или, как ее иначе назвали, «коллективной рефлексологии». Он разработал принцип сравнительного изучения познавательных процессов в условиях изолированной деятельности индивида и в условиях его взаимодействия (общения с другими людьми).
Работы Бехтерева В.М. позволяют сделать выводы, касающиеся специфики протекания психических процессов в условиях общения, факторов, опосредующих характер и степень воздействия общения на те или иные психические процессы, зависимости данного воздействия от содержания деятельности, индивидуально-психологических характеристик участников взаимодействия, социально-психологических условий (9,118).
Как мы видим, актуальность и научность исследований Бехтерева В.М. послужила своего рода основой для развития психологической теории общения в дальнейшем.
Во втором периоде (1920 - 1960г.г. XX в) общение преимущественно исследуется в онтогенезе: как благодаря общению формируется речь, определяющая протекание психических процессов (Ананьев Б.Г., Блонский П.П., Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Я. и др.). Однако традиции Бехтерева В.М. не были забыты в этот период и были продолжены Ананьевым Б.Г. и, особенно, Мясищевым В.Н. и его сотрудниками.
Впервые в психологической науке в 60-е годы прошлого века Ананьев Б.Г. рассматривает человека как субъект труда, познания и общения (1,7).
Раскрывая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Ананьев Б.Г. неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предпо-
лагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом знании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.
В свою очередь, работы Мясищева В.Н. и Ананьева Б.Г. оказали прямое воздействие на их учеников - Ломова Б.Ф. и Бодалева A.A.
В третий период (конец 60-х - начало 70-х годов XX века) наблюдается анализ того, как меняется протекание психических процессов и поведение взрослых людей в ситуациях прямого общения; влияние общения на восприятие (социальная перцепция), прикладные аспекты общения как целенаправленного воздействия (Андреева Г.М., Леонтьев A.A., Ломов Б.Ф., Матюшкин A.M., Петровский A.B.).
Следует подчеркнуть, что различные психические функции, формы и состояния изменяются, развиваются не сами по себе в процессе общения, а только как атрибуты или функции того реального целого, которому они принадлежат, т.е. личности как субъекта. С этих позиций Рубинштейн С.Я. реализует в психологии основной для материалистической концепции тезис, согласно которому сознание человека есть общественный продукт и вся его психика социально обусловлена. «Общественные отношения - это отношения, в которые вступают не отдельные органы чувств или психические процессы, а человек, личность. Определяющее влияние общественных отношений труда на формирование психики осуществляется лишь опосредованно через личность» (13,112).
Следовательно, с развитием и формированием психических форм и функций развивается и формируется и личность в целом. «Связь категорий общения и личности двусторонняя в том смысле, что, с одной стороны, через процессы общения мы раскрываем особенности личности, т.е. анализ общения выступает как средство анализа личности, а с другой стороны, исследуя общение, необходимо рассматривать его относительно личностных особенностей участвующих в нем людей» (16, 42).
Данное положение особо важно при рассмотрении, например, общения учителя с учащимися.
Как мы отмечали выше, наиболее глубоко проблема общения разрабатывалась в психологии, но следует отметить и различие
подходов в понимании этого феномена.
Так, в психологии сложились два основных подхода к общению. По мнению Леонтьева A.A., общение - это прежде всего деятельность, но деятельность социальная по своему характеру, не просто совместная, коллективная и групповая. Признавая общение одним из видов деятельности, он понимает, что психологическая теория деятельности может быть успешно применена и к анализу общения (10,109).
Общение, являясь сложным, многоаспектным явлением, выступает как полифункциональный процесс, что отражается в множестве существующих классификаций функций общения (Андреева Г.М., Ломов Б.Ф., Брудный A.A., Карпенко Л.А.). В наиболее обобщенных классификациях выделяются три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Андреева Г.М.). Близкая классификация предлагается в работах Ломова Б.Ф.: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема-передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Основываясь на вышеназванных функциях общения, в целях разработки теоретических основ исследуемой нами проблемы необходимо знать, какими качествами нужно обладать человеку для того, чтобы общение проходило на оптимальном уровне.
На этот вопрос дает ответ известный психолог Бодалев A.A. в своей работе «О качествах личности, нужных для успешного общения»:
- во-первых, это сформированные в личности направленности на другого человека, на других людей, причем ориентировка на положительные качества в другом человеке;
- во-вторых, это сформировавшийся уровень интеллекта, который включает в себя внимание, воспитание, память, мышление и воображение;
- в-третьих, это соответствующая воспитанность его эмоциональной сферы, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои, способен ли он, говоря словами А.Н. Радищева, "попечалиться человеку и повеселиться ему";
- в-четвертых, автор считает, что важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним (3,58).
Мы полагаем, что вышеназванные качества необходимо развивать и формировать у будущих учителей, так как их профессиональная деятельность строится на общении с учащимися, с их родителями и коллегами.
Итак, психологический анализ общения показывает, что общение, подобно деятельности, выступает в роли основания психических явлений. Оно определяет развитие познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирование личности, овладение индивидом общественно-историческим опытом.
Психика, в свою очередь, расширяет процесс общения и является условием его развития, наиболее полно в общении реализуется ее коммуникативная функция.
Таким образом, рассмотрение проблемы общения в философской и социально-психологической литературе позволяет нам сделать вывод о том, что общение играет большую роль в жизнедеятельности человека, в процессе становления его как личности.
Нельзя не отметить сложный, многоаспектный и многофункциональный характер данного процесса. Ввиду того, что общение как деятельность, проявляется в активности людей, мы вслед за философами и психологами склонны рассматривать его как взаимодействие субъектов, в процессе которого проис-ходит социализация человека, осуществляется его взаимосвязь с другими людьми, с обществом, развиваются как социальные, так и психические качества, функции индивида, а также происходит формирование личности в целом.
На наш взгляд, правомерным будет рассмотрение общения как особого вида деятельности человека, который, в свою очередь, подразделяется на следующую структуру: программирование, организация, управление, контроль и анализ.
Своеобразие общения как вида деятельности находит свое выражение в том, что:
- во-первых, общение, являясь самостоятельным видом деятельности, выступает в то же время и как необходимое условие
осуществления других видов деятельности (труд, познание, игра):
- во-вторых, общение осуществляется только в форме взаимодействия, основанного на принципе субъектно-субъектных отношений;
- в-третьих, общение реализуется через специфические для него средства - язык, речь, которые, в свою очередь, влияют на сознание, мышление и поведение общающихся сторон;
- в-четвертых, успешное протекание данного вида деятельности предъявляет ряд требований к познавательным, эмоциональным и организаторским качествам человека.
Учет вышеназванных особенностей общения как вида деятельности обеспечивает его организаторам наибольшую эффективность протекания данного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968
2. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль: ЯрГУ, 1986
3. Бодалев A.A. Об изучении общения с позиции В.Н.Мясищева // Вопросы психологии. - 1983.-№ 3
4. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: философские, заметки. - М.: Знание, 1988
5. Ильин E.H. Искусство общения: Из опыта работы учителей литературы 307-й школы г. Ленинграда. - Минск: Нар. света. 1987
6. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974
7. Камаева Т.П. Функции учителя в осуществлении речевого взаимодействия с учащимися при обучении иностранному языку в школе ШЛЯ в СШ. - 1991. - № 4
8. Киричук A.B. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дисс... докг. пед. наук. - Киев, 1974
9.Кондратьева СВ. Понимание учителем личности учащегося//Вопр. психологии. - 1980. -№ 5
ЮЛеонтьевА. А. Общение как объект психологического исследования. -Вкн.: Методические проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1975 11 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984
12.Панферов В.Н. Психология общения//Вопросы философии. -1971.-№4
13.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2-х томах. - М.:
—212-Ç НОМАИ донишгох )
Педагогика, 1989
14. Сафронова Е.В. Роль общения в социализации личности: Автореф. дисс...канд. философ, наук. - М„ 1986
15.Соковнин В.М. О природе человеческого общения: Опыты философского анализа. - Фрунзе: Мектеп, 1974
16 Фернандо Гонсалес Рей. Общение и его значение в разработке проблемы личности психологии, журнал.-1983.-Т.4, № 4 17. Философско-энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1983
Философский и социально-психологический аспекты проблемы общения
Д.Усмоное, Н.Хошимоеа
Ключевые слова: общение, социализация, психология, педагогика, личность, закономерность, деятельность, формирование будущего учителя
Статья посвящена изучению и анализу философской и социально-психологической литературы, посвященной проблеме общения.
Научно обоснованы роль и место общения в человеческом обществе. Проблема общения рассматривается в плане анализа межличностных отношений, восприятия людьми друг друга, структуры и динамики малых групп, механизмов социальной регуляции поведения людей, процессов массовой коммуникации.
Philosophical and Social-Psychological Aspects of the Problem of Communication
D. Usmanov, N.Khoshimova
Key words: communication, socialization, psychology, pedagogics, individual, regularity, activity, formation of a future teacher
The article dwells on the study and analysis of philosophical and social-political literature devoted to the problem of communication. The role and place of communication in human society are scientifically grounded. The problem of communication is canvassed in the aspect of analysis of relations between individuals, people's interperception of one another, structure and dynamics of minor groups, mechanisms of social regulation in reference to people's conduct, processes of global communication.