УДК 159.9:34.01 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТИПИЧНОГО ПРОФИЛЯ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ОВД
Кудермина Е.И.
В настоящее время можно констатировать, что в предметном поле общей и юридической психологии практически отсутствуют комплексные, интегративные исследования сотрудника ОВД як субъекта профессионального общения. В статье рассматриваются психологические особенности будущих сотрудников милиции как субъектов профессионального общения в зависимости от специфики выполняемых ими в дальнейшем правоохранительных функций. Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют выделить особенности социально-типичных профилей будущих сотрудников криминальной милиции и следователей, которые реализуются в процессе профессионального общения. Эти социально-типичные профили включают в себя типологический (характерологический), мотивационный и инструментальный (операционный) компоненты. Особенности социально-типичных профилей выявляются уже на начальном этапе профессионального становления - в процессе вхождения в профессиональное пространство.
Ключевые слова: субъект общения, интегральный подход,
типологический компонент, мотивационный компонент, инструментальный компонент.
THE SOCIALLY-TYPICAL PROFILE OF FUTURE POLICE OFFICERS AS SUBJECT OF PROFESSIONAL œMMUNICATION
Kudermina E.I.
Currently we can say that in the subject field of general and legal psychology virtually no studies of complex and integrative, where the object is a police officer as a subject of professional communication. In article contains the characteristic psychological features of future police officers as subjects of professional communications, depending on the specifics of their future law enforcement functions. Results of the experimental research allow to allocate a socially-typical profile of the future employees of criminal police and investigators is realized in the course of professional communication. It contains a typological (characterological), motivational and instrumental (operational) components. Socio-typical profile includes quantitative and qualitative differences depending on the type of law enforcement activity. Peculiarities of socio-typical profiles are allocated at the initial stage of professional development - in the beginning of the entry into professional space.
Keywords: the subject of communication, the integrated approach, a typological component, a motivational component, an instrumental component.
Введение. Современное постсоветское пространство переживает сложный и ответственный этап своего развития, который характеризуется трансформацией всех сфер жизнедеятельности общества, включая и правоохранительную. Возрастающие требования общества к эффективности действий сотрудников правоохранительных органов в борьбе с преступностью и охране общественного порядка требуют, кроме прочего, проведения углубленных научных разработок проблемы субъекта правоохранительных органов.
Анализ научных исследований. Исследования, проведенные Л.И. Анцыферовой [1] позволяют утверждать, что сформированность личности как субъекта жизни существенным образом определяет качество ее развития, в том числе профессионального. Реальный, конкретный сотрудник ОВД творит свой уникальный жизненный путь через овладение профессиональными обстоятельствами, контролем над собой в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности ради утверждения своей необходимости в конкретно-историческом мире. Согласно общепринятой классификации профессий, разработанной Е.О. Климовым, профессия сотрудников оперативного и следственного подразделений относятся к профессиям социономического типа «человек - человек». Этому типу присущи некоторые особенности, а именно: основное содержание профессий заключается во взаимодействии между людьми (результат деятельности обуславливается степенью успешности протекания процесса взаимодействия субъекта деятельности с другими людьми); профессия требует от субъекта двойной подготовки (наличия знаний содержания деятельности - операциональная составляющая деятельности, и знаний, умений и навыков в пространстве профессионального общения - коммуникативная составляющая деятельности) [2]. В настоящее время можно констатировать, что в предметном поле общей и юридической психологии практически отсутствуют комплексные, интегративные исследования сотрудника ОВД як субъекта профессионального общения.
Указанная выше актуальность обсуждаемой проблемы обусловила цель нашего исследования - выявление психологических особенностей будущих сотрудников ОВД как субъектов профессионального общения в зависимости от специфики выполняемых ими в дальнейшем правоохранительных функций.
Интегральный подход к пониманию индивидуальности человека привносит в анализ субъекта правоохранительной деятельности неоценимый вклад - он позволяет выделить единичное, особенное и общее в его оценке. В
свою очередь, выстраивается разрозненный ряд современного понимания актуальных для юридической психологии понятий: индивидуальные
особенности сотрудника ОВД, субъектные характеристики, индивидуальный стиль общения и т.д.
Интегральное изучение субъекта правоохранительной деятельности в процессуальном и результативном аспекте профессиональных достижений на отдельном этапе профессионального становления требует выбора соответствующего подхода в экспериментальном исследовании. Наиболее обоснованным для достижения поставленной нами цели выступает подход, предложенный В.С. Мерлином. Взгляды исследователя на способность личности индивидуальным образом интегрировать социально-типичные качества позволяет нам рассматривать его концепцию как наиболее оптимальный базис для определения конкретной формы (симптомокомплекса) личностных качеств и свойств будущих субъектов правоохранительной деятельности на определенном этапе профессионализации. В то же время, влияние содержательной характеристики будущей деятельности на процесс профессионального становления субъектов обуславливает наш интерес к отличиям социально-типичного профиля личности в зависимости от вида выбранной будущими сотрудниками ОВД специализации правоохранительной деятельности.
Материалы и методы. В экспериментальном исследовании приняли участие курсанты 1-го курса Национальной академии внутренних дел (Украина, г. Киев). Все респонденты - мужчины, идентичные по возрастному признаку. Общий объем выборки составил 96 человек, из них 48 человек - будущие сотрудники оперативных подразделений милиции, соответственно - 48 будущие следователи.
Для достижения поставленной цели мы интерпретировали результаты применения 10 стандартизированных психологических методик, что позволило выявить степень проявления 37 характеристик личности будущих сотрудников
правоохранительных органов как субъектов профессионального общения. Их выбор обуславливался: во-первых, обобщением научных взглядов на
определение конкретных качеств и свойств личности, раскрывающих их сущность как субъекта общения; во-вторых, определением основных субъектных качеств, рассмотрение которых в наибольшей степени приближает нас к сквозному анализу последних через функции профессионального общения сотрудников криминальной милиции и следственных подразделений. Выбранный нами методический подход предопределил использование сравнительного, корреляционного и факторного анализа в рамках обработки и интерпретации полученных результатов.
Применение факторного анализа полученных результатов экспериментального исследования позволило выделить три компонента симптомокомплекса будущего сотрудника ОВД как субъекта профессионального общения, а именно: типологического
(характерологического), мотивационного и инструментального (операционного).
Первый компонент - типологический (характерологический) - это ответ на вопрос, «какими» индивидуально-типологическими особенностями обуславливается профессиональное общение сотрудников ОВД на определенном этапе профессиогенеза. Второй компонент - мотивационный -это ответ на вопрос, «чем» руководствуется будущий сотрудник в процессе профессионального общения. Выделение третьего компонента -инструментального - попытка определить, с помощью «чего» общается сотрудник как субъект профессионального взаимодействия.
Результаты и их обсуждение. Полученные результаты экспериментального исследования позволяют нам определить следующие психологические особенности социально-типичного профиля личности будущих сотрудников ОВД как субъектов профессионального общения.
1. Среди типологических (характерологических) особенностей
будущих сотрудников оперативных подразделений наиболее значимыми для профессионального общения являются: эмоциональное возбуждение,
эмоциональная лабильность, подверженность чувствам, скрытность, самоконтроль, нормативность. Соответственно полученным результатам, успешность будущей практической деятельности в представлении курсантов определяется степенью нивелирования эмоциональных состояний субъекта правоохранительной деятельности в процессе профессионального взаимодействия. То есть, будущие субъекты оперативно-розыскной деятельности считают необходимым наличие жесткого контроля эмоционального реагирования на изменения в ситуациях социального взаимодействия. В тоже время, высокий уровень самоконтроля и нормативности поведения будущих субъектов профессионального общения сопряжен с наличием желания быть менее скрытными. Можно предположить, что выявленные результаты обусловлены объективными возрастными особенностями курсантов (17 лет) и стремлением расширить круг общения со сверстниками.
2. Первый компонент симптомокомплекса будущих сотрудников
следственных подразделений ОВД состоит из следующих качеств и свойств личности: темп реакции, экстраверсия, эмоциональная лабильность,
самоконтроль. Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность процесса профессионального общения будущих следователей, имеют разную степень проявления, а именно: средний уровень темпа реакции и самоконтроля, высокий уровень экстраверсии, очень низкий уровень эмоциональной лабильности. Это позволяет констатировать, что профессиональное общение будущих следователей обуславливается высокой коммуникативностью, стойкостью эмоциональных состояний, достаточным уровнем сообразительности, скоростью принятий решений. В то же время, будущие сотрудники следственных подразделений милиции считают
необходимым снижение уровня самостоятельности в процессе профессионального общения. Имеющийся уровень независимости не соответствует актуальным стремлениям к общению с другими, к самоутверждению в пространстве социального взаимодействия, ожиданиям внимания со стороны окружающих (высокая экстраверсия) будущих субъектов профессионального общения.
3. В процессе профессионального общения будущие сотрудники оперативных подразделений руководствуются следующими личностными особенностями: мотивационной ориентацией на адекватное восприятие и понимание партнера, мотивационной ориентацией на принятие партнера по общению, ригидностью, брюзжанием, обоснованным негативизмом, мотивационной ориентацией на достижение компромисса. В представлении курсантов будущее социальное взаимодействие в пространстве профессиональной деятельности должно разворачиваться на основе построения гармоничных отношений с окружающими. Тогда как выявленные признаки негативной коммуникативной установки субъекта - брюзжание и обоснованный негативизм, в представлении курсантов требуют коррекции в сторону снижения. Существующий высокий уровень ригидности усложняет, по мнению будущих сотрудников криминальной милиции, протекание процесса профессионального общения и требует снижения присущего ей уровня проявления.
4. Анализ содержания мотивационного компонента социальнотипичного профиля будущих следователей позволяет констатировать, что в процессе профессионального общения будущие субъекты правоохранительной деятельности руководствуются, прежде всего, мотивацией, которая характеризует негативную коммуникативную установку (высокий уровень открытой жестокости, обоснованного негативизма, средний уровень негативного опыта общения и брюзжания). Обобщая полученные результаты, можно предположить, что, по мнению курсантов, профессиональное общение
следователя требует высокой коммуникабельности, легкости установления социальных контактов, но его протекание должно основываться на скрытности истинных личностных мотивов и стремлений.
5. Инструментальный (операционный) компонент симптомокомплекса будущих оперативных сотрудников обусловлен наличием ряда личностных особенностей, а именно: эмоционального интеллекта, умений воздействовать на эмоциональное состояние других людей, социальной креативности, эмпатии, стилей профессионально-ориентационного общения на действие и перспективу, эмоциональной информированности. Во внешнем, видимом для других людей пространстве профессионального общения, сотрудник оперативного подразделения милиции, в представлении курсантов, должен выглядеть человеком действующим, определять перспективные возможности раскрытия преступлений. Основными способами достижения этого выступают: умения ориентироваться в нестандартных ситуациях профессионального общения, эмпатия, умения воздействовать на состояние других и группа ментальных способностей, которая облегчает достижение целей профессиональной деятельности в процессе социального взаимодействия. Существующий уровень развития последних определяется как низкий.
6. Поведенческая представленность следователя в процессе профессионального общения, по мнению курсантов, должна базироваться на наличии значительного объема знаний об эмоциональной сфере другого человека, невербальных средствах общения и достигается с помощью умений «оперировать» эмоциональными состояниями партнера по общению. В то же время, важность проявления эмпатии в ходе социального взаимодействия (высокий факторный вес характеристики) сопровождается наличием среднего уровня ее развития. Характерной особенностью социально-типичного профиля будущих следователей как субъектов профессионального общения выступает осознание курсантами необходимости демонстрации в социальном поведении ориентации на людей при наличии мотивационной ориентации на действие.
Заключение. Обобщение полученных результатов экспериментального исследования позволяет прийти к следующим выводам.
1. Социально-типичный профиль будущего сотрудника ОВД как субъекта профессионального общения может быть проанализирован на основе рассмотрения его типологического (характерологического), мотивационного и инструментального (операционного) компонентов.
2. Социально-типичный профиль будущих сотрудников ОВД как субъектов профессионального общения имеет количественные и качественные различия в зависимости от вида правоохранительной деятельности.
3. Особенности социально-типичных профилей субъектов профессионального общения в зависимости от разновидности правоохранительной деятельности выявляются на начальном этапе профессиогенеза - в начале вхождения в профессиональное пространство. Отличия обусловлены, прежде всего, стихийно сформированными представлениями вчерашних выпускников средних образовательных школ о содержании и особенностях будущей деятельности, поскольку реалии настоящего времени свидетельствуют об отсутствии целенаправленной профориентационной работы с молодежью.
Список литературы
1. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги
исследования // Психологичний журнал. 1992. № 5. С. 12-25.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. 304 с.
References
1. Antsyferova L.I. Psikhologichniy zhurnal [Psychological Journal], no. 5 (1992): 12-25.
2. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self]. M.: Akademiya, (2010). 304 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кудермина Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии
Национальная академия внутренних дел Соломенская площадь, 1, г. Киев, 03035, Украина magniky@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kudermina Elena Ivanovna, PhD psychological, docent, Professor department of juridical psychology
National Academy of Internal Affairs 1, Solomenskaya Square, Kiev, 03035, Ukraine magniky@yandex. ru
Рецензент:
Медведев В.С., доктор психол.наук, профессор