УДК 327+327.8+327.81
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-68-75
СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЯПОНИИ COOPERATION BETWEEN CENTRAL ASIA AND JAPAN
E. В. Ким,
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск [email protected]
E. Kim,
Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk
Л. О. Конопьянова,
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск [email protected]
L. Konopyanova,
Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk
Рассматривается динамика развития внешнеполитических отношений Японии с Центральной Азией на примере Казахстана и Узбекистана, а именно: сферы совместного сотрудничества. Показано, как и при каких условиях с распадом Советского Союза центральноазиатские государства и Япония установили дипломатические и партнерские отношения. Отмечено, что с конца XX в. сотрудничество между странами Центральной Азии и Японией неуклонно росло, о чем свидетельствует уровень официальных контактов. Относительно трехстороннего сотрудничества, кооперации Японии с Казахстаном и Узбекистаном авторы выделяют конкретные аспекты, из которых можно извлечь выгоду данным акторам международных отношений. Переломным моментом стала формулировка концепции дипломатии Шелкового пути для политики Японии в отношении Центральной Азии. У Японии с Центральной Азией есть несколько областей, представляющих интерес, в том числе сотрудничество в области образования, экономического развития региона, политические реформы, а также энергетические ресурсы. В отношениях между Центральной Азией и Японией существуют некоторые проблемы, однако не исключены возможности для будущих двусторонних и многосторонних отношений. Определены перспективы сотрудничества в сфере внешней политики. Непрекращающиеся потоки инвестиций между участниками, которые превышают миллионы долларов, делают данные отношения крепче. Отмечены факты и договоры, с которых зародилась совместная кооперация. Сделан прогноз развития отношений стран Центральной Азии и Японии
Ключевые слова: Центральная Азия; Япония; Казахстан; Узбекистан; многосторонние отношения; двусторонние отношения; международное сотрудничество; дипломатические отношения; динамика развития; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
The dynamics of the Japan's foreign policy relations development with Central Asia is examined on the example of Kazakhstan and Uzbekistan, namely, spheres of joint cooperation. It is shown how and under what conditions with the collapse of the Soviet Union, the Central Asian states and Japan established diplomatic and partner relations. It is noted that from the end of the XX century cooperation between the countries of Central Asia and Japan has steadily increased, as evidenced by the level of official contacts. Concerning tripartite cooperation, Japan's cooperation with Kazakhstan and Uzbekistan, the authors identify specific aspects from which these actors of international relations can benefit. The turning point was the formulation of the concept of diplomacy of the "Silk Road" for Japan's policy towards Central Asia. Japan with Central Asia has several areas of interest, including cooperation in education, economic development of the region, political reforms, and energy resources. There are some problems in the relations between Central Asia and Japan, but opportunities for future bilateral and multilateral relations are not ruled out. The prospects for cooperation in the sphere of foreign policy have been determined. Continuous flows of investment between participants, which exceed millions of dollars, make these relations stronger. The facts and treaties, from which joint cooperation was born, are noted. A forecast is made for the development of relations between the countries of Central Asia and Japan
Key words: Central Asia; Japan; Kazakhstan; Uzbekistan; multilateral relations; bilateral relations; international cooperation; diplomatic relations; dynamics of development; Association of Southeast Asian Nations
© E. В. Ким, Л. О. Конопьянова, 2018
68
ведение. На фоне активизации процесса международных отношений становится ясно, что кооперация не обойдет стороной и страны Востока. И после распада Советского Союза сотрудничество во внешней политике стран Центральной Азии начинает набирать обороты. В данных условиях для Японии становится вполне очевидно, что необходимо перехватить инициативу и стать следующим центром влияния. Возможно, что для Японии такой опорой может стать Центральная Азия с достаточным количеством природных ресурсов и удобным геополитическим положением. Безусловно, для развития данного диалога делается все возможное со стороны Японии и обеих стран Центральной Азии. Поэтому, на наш взгляд, сотрудничество стран Востока в данном аспекте следует рассмотреть более подробно.
Методология и методика исследования. Базой исследования послужили в большей степени информационные ресурсы и официальные документы. Это связано с тем, что законодательные базы стран периодически претерпевают некоторые изменения. Договоры, которые союзники заключают между собой, могут быть приняты в любой момент, а также могут быть внесены какие-либо поправки. Для анализа динамики развития отношений использован сравнительный метод, а для рассмотрения кооперации всех имеющихся объектов применен системный подход.
Цель статьи — рассмотрение сотрудничества Центральной Азии и Японии, а именно: перспективы развития двусторонних и многосторонних отношений (на примере Казахстана и Узбекистана).
Только в постсоветский период страны Центральной Азии и Япония установили дипломатические, политические и экономические отношения. Япония в числе первых установила дипломатические связи с новыми государствами Центральной Азии. Стороны пытались развивать отношения в разных областях [20].
В 1992 г. Япония и страны Центральной Азии вступили в дипломатические отношения [4], которые в течение двух деся-
тилетий партнерства начали развиваться. В 1997 г. сформулирована концепция дипломатии «Шелкового пути» для политики Японии в отношении Центральной Азии [5].
В настоящее время Япония является одним из наиболее важных инвесторов в Центральной Азии. Существует несколько областей, представляющих интерес для Японии по отношению к Центральной Азии, включая сотрудничество в области образования, экономического развития региона, политических реформ, а также энергоресурсов. Еще одним шагом в сближении отношений стало создание диалога «Центральная Азия плюс Япония» (2004), являющегося частью ее многосторонней дипломатии [19].
Приоритет японского правительства направлен на Казахстан и Узбекистан. Если Казахстан важен из-за его больших нефтяных резервов, то Узбекистан занимает геополитически важное место в центре евразийского континента.
Министр иностранных дел Японии Митио Ватанабэ нанес визит в Казахстан в 1992 г., а Президент Казахстана Н. Назарбаев посетил Японию в апреле 1994 г. [3]. Однако Казахстан, богатый нефтяными ресурсами, «не в восторге» от получения японской экономической помощи, которая и так для Японии является одним из ее ограниченных средств для развития двусторонних отношений. В середине 1990-х гг. в казах-станско-японских отношениях были некоторые проблемы [14], и для многих японцев казахстанские чиновники казались несговорчивыми, что приводило к предпочтению сотрудничества с узбеками.
В 1994 г. Президент Узбекистана И. Каримов совершил первый визит в Японию [10], а к 1997 г. Япония должна была выделить 500 млн долл. в виде льготных кредитов и грантов Узбекистану, делая последнюю демонстрацию помощи в Центральной Азии [22].
В 1997 г. инициирована «Евразийская» дипломатия, или «Шелковый путь» — концепция политики Японии в отношении Центральной Азии, которая имела трехслойную структуру: политический диалог,
экономическое сотрудничество, сотрудничество в области ядерного нераспространения. Дипломатия Шелкового пути также дала японскому правительству шанс развивать свою систематическую поддержку по отношению к Центральной Азии [5].
Министр иностранных дел Японии Кавагучи 28 августа 2004 г. провел совместное заседание в Астане с министрами иностранных дел всех стран Центральной Азии, кроме Туркменистана. На саммите достигнута договоренность о более глубоком сотрудничестве между Японией и странами Центральной Азии по вопросам борьбы с терроризмом, экономического развития и безопасности человека [24]. Последующее совместное заявление гласило, что Япония и четыре страны Центральной Азии договорились о запуске нового форума «Центральная Азия плюс Япония». В августе 2006 г. премьер-министр Японии Коидзуми впервые посетил среднеазиатские республики — Казахстан и Узбекистан, которые являются важными для Японии в формировании внешней политики в отношении этого стратегически важного и богатого ресурсами региона [6].
Следует отметить, что нефть и газ — не единственные ресурсы, вызвавшие интерес Японии к Центральной Азии, но также уран. Япония является третьей по величине в мире ядерной державой с точки зрения количества гражданских ядерных установок.
Японское министерство иностранных дел приступило к созданию Дуги Свободы и Процветания (ДСП) как к новому сценарию японской дипломатии. ДСП представлена программа для внешней политики по демократии, направленная на Евразийский континент, включая страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Центральную и Южную Азию, Ближний Восток, Черноморский регион, Центральную и Восточную Европу [21].
Страны Центральной Азии и Япония в течение короткого периода установили двусторонние отношения, основывающиеся на различных уровнях и направлениях. Однако существует вакуум информации,
который создает взаимное недопонимание и негативное воздействие на развитие двустороннего сотрудничества между странами Центральной Азии и Японии.
Как уже было сказано, отношения между Казахстаном и Японией в начале 1990-х гг. характеризовались рядом трудностей. В 1994 и 1999-х гг. Президент Казахстана принял участие в визитах в Токио и подписал Совместную декларацию о дружбе, партнерстве и сотрудничестве, а также ряд других документов в экономической и культурной сферах [7]. В ходе визита министра экономики, торговли и промышленности Японии А. Амари 30 апреля 2007 г. в Астану и премьер-министра К. К. Масимо-ва подписано совместное заявление об укреплении стратегического партнерства в мирном использовании атомной энергии [8]. Кроме того, министр энергетики и минеральных ресурсов Б. С. Измухамбетов и генеральный директор Агентства природных ресурсов и энергетики Японии X. Мочизу-ки подписали меморандум о сотрудничестве в подготовке специалистов для установки водных ресурсов. Стороны также подписали ряд соглашений об увеличении экспорта казахстанского урана в Японию, а также начали сотрудничество в сфере реакторных технологий, производства ядерного топлива и природного урана [15].
Двустороннее экономическое сотрудничество между Казахстаном и Японией включает область промышленных технологий и атомной энергии (экспорт природного урана, производство ядерного топлива, обмен технологиями в области строительства реактора и обучение персонала). Японский бизнес занимается транспортировкой, энергетикой, производством, торговлей, обслуживанием и добычей полезных ископаемых.
В ноябре 2008 г. Президент Казахстана Н. Назарбаев совершил третий визит в Токио и встретился с премьер-министром Японии Я. Фукуда. В рамках визита подписан меморандум к проекту Конвенции между Республикой Казахстан и Японией о предотвращении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от на-
логообложения в отношении подоходного налога, а также Меморандум о взаимном сотрудничестве в области развития торговли и инвестиций [2].
Энергетическое партнерство является основой экономических отношений между двумя странами, причем ядерная энергия играет все более важную роль. Национальная атомная компания Казахстана «Казатомпром» и одна из крупнейших в Японии фирм «Сумитомо» подписали соглашение о создании совместного предприятия "SARECO". Проект предусматривает строительство горно-обогатительного комплекса по добыче и переработке редкоземельных металлов, преимущественно из отработанных месторождений полезных ископаемых в Восточном Казахстане [9].
Несмотря на некоторые проблемы, в 1990-х гг. казахстанско-японские отношения претерпели позитивные изменения, переориентировавшись на расширение отношений в различных областях, включая энергетику, транспортно-коммуникацион-ное и экономическое партнерство.
Относительно Узбекистана следует сказать, что Япония рассматривает его, как и Казахстан, как важную страну в Центральной Азии и стремится развивать сотрудничество с Узбекистаном в более широкой сфере двусторонних отношений. Что касается узбекско-японских отношений, то Япония является одним из старейших и надежных инвестиционных партнеров страны.
В ходе первого визита президента Узбекистана И. Каримова в Японию в мае 1994 г. подписан ряд документов и проведено первое заседание узбекско-японского и японско-узбекского комитетов по экономическому сотрудничеству на основе договоренности с мая 1994 г. о проведении ежегодных совместных заседаний комитетов. В этом же году создана Парламентская Лига Дружбы «Япония — Узбекистан» в Токио. Узбекистан регулярно посещает миссия представителей крупного японского бизнеса и государственных чиновников. С 1999 г. состоялся обмен визитами министров иностранных дел [16].
Во время визита президента И. Каримова в Японию в июле 2002 г. подписано четырнадцать документов, направленных на укрепление политических и культурных обменов, экономических связей за счет увеличения японских инвестиций в частный сектор, а также подписана совместная декларация о дружбе, стратегическом партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Японией [11].
Президент И. Каримов поддержал идею строительства новой железной дороги для снижения зависимости от России и Туркменистана, тем самым получив возможность открыть новый маршрут транспортировки: в Персидский залив через Афганистан. Президент также заявил, что японская модель является наиболее подходящей для развития Узбекистана [23].
В мае 1995 г. подписан контракт на строительство нефтеперерабатывающего завода в Бухаре между национальной компанией «Узбекнефтегаз», компанией «Марубени» и французской компанией «Техпип» [13].
В течение последних двадцати лет получены льготные и коммерческие кредиты, которые направлены на проекты по развитию телекоммуникационных сетей, реконструкции вагоноремонтного завода в Ташкенте, модернизации аэропортов в Самарканде, Бухаре, Ургенче, а также на железнодорожный проект Ташгузар — Байсун — Кумкурган [12]. В 2014 г. Япония предоставила кредит Узбекистану на сумму 86, 839 млрд йен на развитие электроэнергетического сектора [23].
Узбекистан поддержал Азиатский Банк Развития (АБР) в реализации проекта по строительству железной дороги Хайратон — Мазари — Шариф и считает необходимым дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры в Афганистане, что позволит реализовать проект строительства трансафганского коридора и открыть кратчайший путь для железнодорожного транзита грузов из Центральной Азии в ближайшие порты Индийского океана, будет способствовать экономическому развитию Афганистана [1].
В то же время существует ряд проблем в развитии экономических отношений между Узбекистаном и Японией. По мнению японских компаний, это заключается в частых изменениях законов и правил, отсутствии прозрачности в получении лицензий, коррупции, проблемной конвертируемости валюты, проблемах с логистикой и перевозками, процедуре неустойчивых налогов и др.
В странах Центральной Азии, в том числе в Узбекистане, есть проблемы с использованием сельскохозяйственной техники и несовершенством системы образования. Однако узбекская сторона отчасти готова к более активному участию Японии в делах Центральной Азии, а также к расширению узбекско-японских отношений.
Динамика узбекско-японских отношений за последние годы свидетельствует о позитивной трансформации двустороннего партнерства и многостороннего диалога. Но важно решить обоюдные проблемы и расширить сотрудничество между Японией и Узбекистаном во всех аспектах.
В заключение отметим, что страны Центральной Азии и Япония на протяжении почти двух десятилетий расширяли двусторонние отношения и многостороннее партнерство. Существуют некоторые проблемы в отношениях, однако есть большой потенциал и перспективы для улучшения дальнейшего развития. Япония имеет сильный позитивный имидж в Центральной Азии, что можно рассматривать как дополнительный фактор для укрепления двусторонних и многосторонних отношений в Восточной и Центральной Азии, регионального сотрудничества в Центральной Азии.
Относительно перспектив более широкого двустороннего и многостороннего партнерства отметим, что необходимо разработать новую концепцию, которую можно условно назвать «Концепция широкого партнерства». Она станет основой межконтинентального пространства доверия, политического диалога, взаимопонимания и более широкого спектра сотрудничества между европейскими и азиатскими странами, а также другими странами с разных континентов.
Будущее сотрудничество между странами Центральной Азии и Японией, а также другие международные и региональные организации должны учитывать следующие аспекты:
— необходимо расширить академическое партнерство и совместные проекты на двусторонней основе;
— следует проводить систематические совместные исследования динамики двусторонних и многосторонних отношений между Центральной Азией и Японией, политических, экономических и культурных преобразований в регионе;
— Центральной Азии, Японии и другим партнерам необходимо продолжить партнерство в отношении альтернативных транспортных коридоров и трубопроводов, а также сотрудничество в решении широкого круга проблем, в том числе экологических;
— международные и региональные организации должны иметь прочные отношения и объединять проекты по Центральной Азии с СНГ, ШОС, Евразийским экономическим сообществом, Центральноазиат-ско-корейским форматом и другими региональными организациями.
Будущее прочное партнерство может способствовать устойчивому развитию и укреплению стабильности в Центральной Азии, а также международной стабильности.
Заключение. Япония является одним из важных инвесторов для стран Центральной Азии. Именно совместная кооперация и согласованность общих решений помогла продвинуться вперед данным субъектам международных отношений. Взаимодействие с такой страной, как Япония, способствовало строительству новых компаний, увеличению культурных обменов и образованию новых потоков инвестиций. Более того, многие суммы, выделяемые Центральной Азии, продолжают выдаваться на безвозмездной основе. Совместная кооперация и активное сотрудничество привели к улучшению жизни населения стран Центральной Азии: появились новые рабочие места, образовательные программы. На
наш взгляд, данный вид кооперации, когда все страны готовы идти на контакт, наиболее приемлем в современном международ-
Список литературы_
ном сообществе и способен изменить мир к лучшему.
1. В Афганистане запускают первую железную дорогу Хайратон — Мазари-Шариф [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.regnum.ru/news/polit/1421394.html (дата обращения: 11.02.2018).
2. В Токио прошли встречи главы государства Нурсултана Назарбаева с руководителями Палат парламента Японии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/events/v-tokio-proshIi-vstrechi-gIavy-gosudarstva (дата обращения: 19.03.2018).
3. Двусторонние отношения между Японией и Республикой Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kz.emb-japan.go.jp/reIations/index.htm (дата обращения: 17.03.2018).
4. Дипломатическим отношениям Казахстана и Японии — 25 лет [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/fiIes/000254521.pdf (дата обращения: 25.02.2018).
5. Евразийская дипломатия Японии (1997—2001 гг.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.nippon.com/ru/features/c00205/?pnum=2 (дата обращения: 21.02.2018).
6. Казахстан — Япония: грани взаимовыгодного сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zakon.kz/114195-kazakhstan-japonija-grani.htmI (дата обращения: 05.02.2018).
7. Казахстан — Япония: сотрудничество в век процветания Азии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/articIes/view/kazahstan--yaponiya (дата обращения: 24.02.2018).
8. Казахстан и Япония заключили меморандум об укреплении сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.investkz.com/ articIes/3660.htmI (дата обращения: 10.04.2018).
9. «Казатомпром» и японская Sumitomo Corporation создали СП SARECO [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestikavkaza.ru/news/17120.htmI (дата обращения: 01.04.2018).
10. К итогам официального визита Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в Японию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uza.uz/ru/poIitics/k-itogam-ofitsiaInogo-vizita-prezidenta-respubIiki-uzbekistan (дата обращения: 23.02.2018).
11. К итогам официального визита президента Республики Узбекистана Ислама Каримова в Японию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russian.peopIe.com.cn/31519/7285949.htmI (дата обращения: 11.03.2018).
12. На линии Ташгузар — Байсун — Кумкурган открыто пять мостов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2009/07/29/bridges (дата обращения: 29.03.2018).
13. О строительстве компрессорной станции на месторождении Кокдумалак [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.nrm.uz/contentf?doc=321833_postanovIenie_kabmeta_ministrov_respubUki_ uzbekistan (дата обращения: 21.03.2018).
14. Отношения между Казахстаном и Японией выходят на новый уровень [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zakon.kz/4552854-otnoshenija-mezhdu-kazakhstanom-i.htmI (дата обращения: 14.02.2018).
15. Премьер-Министр РК и министр экономики Японии подписали швместное заявление в области мирного использования атома [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zakon.kz/86561-premer-ministr-rk-i-ministr-jekonomiki.htmI (дата обращения: 19.02.2018).
16. Президент Узбекистана совершит официальный визит в Японию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.regnum.ru/news/1371719.htmI (дата обращения: 23.04.2018).
17. Романова Н. П., Леконцева К. В. Трансграничный регион: эволюция теоретико-методологических подходов // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 6. С. 95—105.
18. Романова Н. П., Дробышевский В. С. Особенности формирования антикоррупционной системы в приграничном регионе // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 7. С. 54—59.
19. Троицкий Е. Ф., Ким М. Ю. Политика Японии в Центральной Азии (1992—2016 гг.). // Вестник Томск. гос. ун-та. 2017. № 50. С. 84-88.
20. ЦА — Япония: общие перспективы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazpravda. kz/articIes/view/tsa--yaponiya-obshchie-perspektivi/ (дата обращения: 02.02.2018).
21. Япония начинает строить «дугу свободы и процветания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.news.Iiga.net/news/worId/325014-yaponiya-nachinaet-stroit-dugu-svobody-i-protsvetaniya.htm (дата обращения: 21.04.2018).
22. «Японский путь» для Центральной Азии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. dn.kz/index.php?option=com_content&view=articIe&id=2743:I-r-&catid (дата обращения: 01.02.2018).
23. Central Asia and Caucasus [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/ files/000175909.pdf (дата обращения: 28.04.2018).
24. Japan's Strategy for Central Asia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thediplomat. com/2015/07/japans-strategy-for-central-asia/ (дата обращения: 18.04.2018).
25. Uyama Tomohiko. Japan's diplomacy towards Central Asia in the context of Japan's Asian. Diplomacy and Japan — U.S. relations // Japan's Silk Road Diplomacy Paving the Road Ahead. Singapore, 2008. P. 101 — 120.
References_
1. VAfganistane zapuskayut pervuyu zheleznuyu dorogu Hayraton — Mazari-Sharif (In Afghanistan, the first Hayraton-Mazar-i-Sharif railway). Available at: https://www.regnum.ru/news/polit/1421394.html (Date of access: 11.02.2018).
2. V Afganistane zapuskayut pervuyu zheleznuyu dorogu Hayraton — Mazari-SHarif (In Tokyo, President Nursultan Nazarbayev met with leaders of the Chambers of the Japanese Parliament). Available at: http://www. akorda.kz/en/events/v-tokio-proshli-vstrechi-glavy-gosudarstva. (Date of access: 19.03.2018).
3. Dvustoronnie otnosheniya mezhdu Yaponiey i Respublikoy Kazahstan (Bilateral relations between Japan and the Republic of Kazakhstan). Available at: http://www.kz.emb-japan.go.jp/relations/index.htm (Date of access: 17.03.2018).
4. Diplomaticheskim otnosheniyam Kazahstana i Yaponii — 25 let (Diplomatic relations between Kazakhstan and Japan - 25 years). Available at: http://www.mofa.go.jp/fiIes/000254521.pdf (Date of access: 25.02.2018).
5. Evraziyskaya diplomatiya Yaponii (1997—2001 gg.) (Eurasian Diplomacy of Japan (1997-2001)). Available at: https://www.nippon.com/ru/features/c00205/?pnum=2 (Date of access: 21.02.2018).
6. Kazahstan — Yaponiya: grani vzaimovygodnogo sotrudnichestva (Kazakhstan-Japan: the sides of mutually beneficial cooperation). Available at: https://www.zakon.kz/114195-kazakhstan-japonija-grani.html (Date of access: 05.02.2018).
7. Kazahstan — Yaponiya: grani vzaimovygodnogo sotrudnichestva (Kazakhstan-Japan: Cooperation in the Age of Prosperity of Asia). Available at: http://www.kazpravda.kz/articles/view/kazahstan--yaponiya (Date of access: 24.02.2018).
8. Kazahstan i Yaponiya zaklyuchili memorandum ob ukreplenii sotrudnichestva v oblasti mirnogo ispolzovaniya yadernoy energii (Kazakhstan and Japan have concluded a memorandum on strengthening cooperation in the peaceful use of nuclear energy). Available at: http://www.investkz.com/articles/3660.html (Date of access: 10.04.2018).
9. «Kazatomprom» i yaponskaya Sumitomo Corporation sozdali SP SARECO (Kazatomprom and the Japanese Sumitomo Corporation created the SARECO JV). Available at: http://www.vestikavkaza.ru/ news/17120.html (Date of access: 01.04.2018).
10. K itogam ofitsialnogo vizita Prezidenta Respubliki Uzbekistan Islama Karimova v Yaponiyu (To the results of the official visit of President of the Republic of Uzbekistan Islam Karimov to Japan). Available at: http://www.uza.uz/en/politics/k-itogam-ofitsialnogo-vizita-prezidenta-respubliki-uzbekistan (Date of access: 23.02.2018).
11. K itogam ofitsialnogo vizita prezidenta Respubliki Uzbekistana Islama Karimova v Yaponiyu (To the results of the official visit of President of the Republic of Uzbekistan Islam Karimov to Japan). Available at: http://www.russian.people.com.cn/31519/7285949.html (Date of access: 11.03.2018).
12. Na linii Tashguzar — Baysun — Kumkurgan otkryto pyat mostov (Five bridges are open on the Tashguzar-Boysun-Kumkurgan line). Available at: https://www.gazeta.uz/en/2009/07/29/bridges (Date of access: 29.03.2018).
13. O stroitelstve kompressornoy stantsii na mestorozhdenii Kokdumalak (On the construction of a compressor station at the Kokdumalak field). Available at: https://www.nrm.uz/contentf?doc=321833_ postanovlenie_kabineta_ministrov_respubliki_uzbekistan (Date of access: 21.03.2018).
14. Otnosheniya mezhdu Kazahstanom i Yaponiey vyhodyat na novy uroven (Relations between Kazakhstan and Japan are reaching a new level). Available at: https://www.zakon.kz/4552854-otnoshenija-mezhdu-kazakhstanom-i.html (Date of access: 14.02.2018).
15. Premier-Ministr RK i ministr ekonomiki Yaponii podpisali sovmestnoe zayavlenie v oblasti mirnogo ispolzovaniya atoma (The Prime Minister of the RK and the Minister of Economy of Japan signed a joint statement in the field of peaceful use of the atom). Available at: https://www.zakon.kz/86561-premer-ministr-rk-i-ministr-jekonomiki.html (Date of access: 19.02.2018).
16. Prezident Uzbekistana sovershit oficial'nyj vizit v YAponiy (The President of Uzbekistan will make an official visit to Japan). Available at: https://www.regnum.ru/news/1371719.html (Date of access: 23.04.2018).
17. Romanova N. P., Lekontseva K. V. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 6, pp. 95-105.
18. Romanova N. P., Drobyshevsky V. S. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 7, pp. 54-59.
19. Troitsky E. F., Kim M. Yu. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2017, no. 50, pp. 84-88.
20. TsA — Yaponiya: obshchieperspektivy (Central Asia - Japan: general perspectives). Available at: http:// www.kazpravda.kz/articles/view/tsa--yaponiya-obshchie-perspektivi/ (Date of access: 02.02.2018).
21. Yaponiya nachinaet stroit «dugu svobody i protsvetaniya» (Japan begins to build "an arc of freedom and prosperity"). Available at: http://www.news.liga.net/news/world/325014-yaponiya-nachinaet-stroit-dugu-svobody-i-protsvetaniya.htm (Date of access: 21.04.2018).
22. «Yaponskiy put» dlya Tsentralnoy Azii ("The Japanese way" for Central Asia). Available at: http:// www.dn.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=2743:l-r-&catid (Date of access: 01.02.2018).
23. Central Asia and Caucasus [Central Asia and Caucasus]. Available at: http://www.mofa.go.jp/ files/000175909.pdf (Date of access: 28.04.2018).
24. Japan's Strategy for Central Asia [Japan's Strategy for Central Asia]. Available at: https://www. thediplomat.com/2015/07/japans-strategy-for-central-asia/ (Date of access: 18.04.2018).
25. Uyama Tomohiko. Japan's Silk Road Diplomacy Paving the Road Ahead [Japan's Silk Road Diplomacy Paving the Road Ahead]. Singapore, 2008. P. 101-120.
Коротко об авторах_
Ким Елизавета Вячеславовна, аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: международные отношения, международное право, международное сотрудничество, мировая политика, иностранные языки [email protected]
Конопьянова Любовь Оскаровна, аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: международные отношения, международное право, международное сотрудничество, мировая политика, иностранные языки [email protected]
Briefly about the authors_
Elizaveta Kim, postgraduate, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia. Sphere of scientific interests: international relations, international law, international cooperation, global politics, foreign languages
Lyubov Konopyanova, postgraduate, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia. Sphere of scientific interests: international relations, international law, international cooperation, global politics, foreign languages
Образец цитирования _
Ким E. В., Конопьянова Л. О. Сотрудничество Центральной Азии и Японии // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 6. С. 68-75. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-68-75.
Kim E., Konopyanova L. Cooperation between Central Asia and Japan // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 6, pp. 68-75. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-68-75.
Статья поступила в редакцию: 15.05.2018 г. Статья принята к публикации: 28.05.2018 г.