УДК [94+008]:327(575.1+520)
https://doi.org/10.24158/fik.2017.9.15
Уразаева Фатима Пайзуллаевна
докторант Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б.Н. Ельцина
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА И ЯПОНИИ
Urazaeva Fatima Paizullaevna
Doctoral student, Kyrgyz-Russian Slavic University
THE HISTORICAL AND CULTURAL DEVELOPMENT PROSPECTS OF COOPERATION BETWEEN UZBEKISTAN AND JAPAN
Аннотация:
В статье показано, что сотрудничество Узбекистана и Японии носит длительный характер в экономическом, техническом и социальном аспектах. Поднимается вопрос о том, что Япония заинтересована в расширении сотрудничества с Узбекистаном. Доказано, что это выражается не только через сотрудничество в сфере двусторонних отношений, а есть определенная цель - решение общих вопросов для Центрально-Азиатского региона. Япония - один из крупных инвесторов для экономики Узбекистана. Чтобы реализовать приоритетные проекты, Японией были сделаны финансовые вложения, которые составили более 2,3 млрд долларов, а также по линии государственных льготных йеновых кредитов - около 1,5 млрд долларов и коммерческих кредитов - более 700 млн долларов. В работе представлена авторская оценка относительно возможности для исторически обусловленной интеграции между государствами. Структура взаимодействия Узбекистана и Японии прослеживается через анализ экономической, культурной, образовательной сфер сотрудничества, что составляет новизну исследования.
Ключевые слова:
Япония, Узбекистан, региональное сотрудничество, взаимодействие, развитие, Центральная Азия.
Summary:
The article shows that Uzbekistan and Japan have the long-term economic, technological and social relations. The question is that Japan does not oppose the expansion of its cooperation with Uzbekistan. The author proves that it is expressed not only through cooperation in the field of bilateral relations; there is a definite goal to address the common issues for the Central Asian region. Japan is one of the major investors in Uzbekistan's economy. To implement the priority projects, Japan made a financial investment amounted to more than $ 2.3 billion. It allocated about $ 1.5 billion for the state concessional yen loans and more than $ 700 million for commercial loans as well. The author provides an overview of the potential for the historical integration between the states. The structure of interaction between Uzbekistan and Japan can be reviewed through the analysis of economic, cultural, educational cooperation which is the novelty of this research.
Keywords:
Japan, Uzbekistan, regional cooperation, interaction, development, Central Asia.
Сотрудничество Узбекистана и Японии основывается традиционно на культурных и исторических связях, которые рассматриваются через призму общественного взаимодействия, политического процесса и культурного сотрудничества. При этом исторические концепции сотрудничества базируются на вопросах принятия решений - когда в Узбекистане в течение значительного времени господствовали идеи изоляции и развития сотрудничества со странами Европы в рамках имперского и советского государства [1]. Несмотря на полную ориентацию на Восток, на азиатские страны, Узбекистан был более 200 лет изолирован от процессов, происходящих в самой Азии. Это и невозможность интеграции в межстрановые исламские финансовые инструменты, снижение возможностей по функционированию культурного представительства в ряде других стран, таких как Китай и Япония [2]. Поэтому историческая возможность прямого диалога является решающей по отношению к текущему развитию через исторические, культурные и иные связи. Узбекистан в своем политическом развитии пытается постепенно идти по пути Японии, повторяя те шаги, которые способствовали бы развитию демократического, открытого и устойчивого общества. Это достигается через заимствование опыта в культурных, общественных и частично корпоративных отношениях [3].
По мнению многих исследователей, самым тяжелым испытанием в становлении многопартийности центральноазиатских стран бывшего СССР стало преодоление специфических особенностей религиозного, этнического, кланового содержания, широко представленных в генезисе национальных сообществ этого региона [4]. Но в каждой стране оно проявляется со своими особенностями. Республика Узбекистан (РУ) - одна из крупнейших в этом регионе с населением 31,5 млн человек и площадью 447,4 тыс. кв. км [5].
Общественно-политическое состояние в Узбекистане можно охарактеризовать так. Во-первых, партийная система в республике пребывает на стадии формирования. Оппозиционные партии находятся за пределами закона, действуют нелегально, что свидетельствует о незрелости политической системы страны.
Во-вторых, нормативно-правовая база дает возможность легализованным политическим партиям участвовать в парламентских и местных выборах, но по мажоритарной избирательной системе, которая является зависимой от административного ресурса и дает возможность через механизм подписных листов отслеживать оппозицию. Практика «назначения» депутатов через законодательные нормы свидетельствует об определенном авторитаризме в формировании представительных органов власти [6].
Анализ политической системы страны и системы парламентских и местных выборов в стране (в том числе президентских) позволяет сделать вывод о лишь зарождении демократических устоев и традиций в стране. Но после смерти президента Узбекистана И. Каримова основная часть политикума страны ожидала усиления динамики демократических изменений [7]. Дальнейшее развитие политической системы страны является актуальным для исследования процессов формирования и укрепления основ национальной демократии [8].
Исторически развитие отношений между странами определялось возможностью признания самого факта существования обоих государств. Так, независимость Узбекистана получила признание со стороны Японии 28 декабря 1991 г. В течение 1992 г. были установлены отношения дипломатического типа, которые укрепились с визитами в 1994, 2002 и 2011 гг. И. Каримова как главы государства. Премьер-министры Японии совершали государственные визиты в 2006 и 2015 гг.
Если определить перспективы исторического контекста отношений Японии и Узбекистана, то по сравнению с соседями значительную роль получили такие формы, как межкультурное и полностью совместное решение межправительственных комиссий, согласно которому помощь Японии как драйвера демократических изменений в Узбекистане и Центральной Азии в целом определяется необходимостью становления дальнейшего демократического процесса и постепенного расширения сотрудничества между странами и регионами [9]. Так, в рамках исторического визита, который состоялся в 2015 г., были подписаны документы о равноправном сотрудничестве Японии и Узбекистана [10]. Они четко были выявлены в форме противодействия как России, так и Китаю. Однако даже в этих условиях документ, который является программой сотрудничества до 2025 г., был подписан в структуре общего пакета экономического обмена. Сумма первоначального технологического обмена составила около 9 млрд долларов [11 ]. Япония - один из крупных инвесторов для экономики Узбекистана. Чтобы реализовать приоритетные проекты, Японией были сделаны финансовые вложения, которые составили более 2,3 млрд долларов, а также по линии государственных льготных йеновых кредитов - около 1,5 млрд долларов и коммерческих кредитов - более 700 млн долларов.
В последующем основанием для развития территорий и, соответственно, сотрудничества стало являться соотношение того, что каждый из партнеров способствовал развитию уже политических институтов. Так, были проведены форумы с участием парламентских лиг дружбы «Японская парламентская лига дружбы с Узбекистаном» и «Демократическая партия Японии - Узбекистан». Благодаря этому историческое взаимодействие между странами постепенно приводит к новому пониманию процедуры политического и исторического транзита [12].
Формирование исторических отношений происходит за счет структурирования внешней политики Японии и постепенного становления таких форм, как направленная стратегия в формате диалога «Центральная Азия + Япония», который был инициирован в 2004 г. Это способствует тому, что для японского капитала полностью открыт рынок Узбекистана. Так, в Узбекистане создано более 15 японских компаний, из которых 30 % - это напрямую компании только с национальным японским капиталом без участия местных лиц. Это привело к тому, что по итогам 2016 г. товарооборот между государствами составил порядка 260 млн долларов.
С 1999 г. в Узбекистане аккредитованы региональные офисы Японского агентства. Они осуществляют деятельность по международному сотрудничеству (ДЖАЙКА). Также принимает участие Японская организация внешней торговли (ДЖЕТРО), в том числе Узбекско-японский центр. Быстрыми темпами успешно развивается сотрудничество и в культурно-гуманитарной сфере. Археолог К. Като, внесший большой вклад в открытие памятников эпохи раннего буддизма в южном Узбекистане, был награжден орденом «Дустлик». Вместе с ним за открытие памятников были награждены бывший первый проректор Банковско-финансовой академии РУ Т. Китамура и ректор Университета Васэда Т. Окушима. Первому президенту Республики Узбекистан И. Каримову в 2002 г. было присуждено звание почетного доктора университетов Васэда и Сока. На территории последнего установлен памятник А. Навои в 2004 г. В Японии прошли обучение более 300 человек. Это связано с проектом развития людских ресурсов, который осуществляется с 2000 г. Более 2000 специалистов РУ прошли стажировку в Японии - по линии ДЖАЙКА. Сам процесс подготовки кадров осуществляет Узбекско-японский центр, его посетили больше 700 тыс. человек.
В 1999 г. было учреждено Общество дружбы «Узбекистан - Япония», основными партнерами которого являются Общество дружбы «Япония - Узбекистан» и Ассоциация культурно-экономического сотрудничества «Фукушима - Узбекистан». В Ташкенте открылся Узбекско-японский научно-творческий центр «Караван-сарай культуры Икуо Хираяма».
Со 2 по 5 августа 2016 г. был организован визит в Узбекистан делегации деятелей культуры и искусства Японии, которую возглавляла супруга премьер-министра Японии Акиэ Абэ. В рамках этого визита был проведен концерт японского творческого коллектива «Драм ТАО» в ГАБТ им. А. Навои.
В соответствии с подписанными 7 августа 2015 г. Обменными Нотами между правительством Японии и правительством Республики Узбекистан, Японское агентство международного сотрудничества (JICA) в Узбекистане подписало Грантовое соглашение на сумму 211 млн японских йен (около 1,69 млн долларов США) для организации обучения сотрудников министерств и ведомств, исследовательских учреждений и государственных компаний Республики Узбекистан в рамках Проекта по предоставлению стипендий для подготовки кадров (JDS) по программе безвозмездной помощи правительства Японии.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что постепенно сотрудничество Узбекистана и Японии определяется на уровне развития культурных, экономических, образовательных и политических связей. Государство Узбекистан становится все более весомым участником мирового исторического процесса и постепенно формирует общество, которое основывается на опыте Японии, - более безопасное, имеющее тенденцию к интенсивному социально-историческому развитию. Это будет выражаться в ускорении накопления социального капитала в Узбекистане на перспективу 5-10 лет.
Ссылки:
1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000106856.pdf (дата обращения: 13.09.2017).
2. Zakhidov R.A., Lutpullayev S.L. Global trends in alternative energies and problems in Uzbekistan for the development of renewable energy sources // Applied Solar Energy. 2015. Vol. 51, no. 1. P. 50-61.
3. Эркаев А.Н. Основные направления структурных изменений в экономиках развитых стран // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 1212-1215.
4. Komatsu H. Collective Memory, Oral History and Central Eurasian Studies in Japan // Kazakhstan, Kyrgyzstan, and Uzbekistan: Life and Politics during the Soviet Era / eds. T. Dadabaev, H. Komatsu. N. Y., 2017. P. 1-19.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.uz.emb-japan.go.jp/itpr_ja/cooperation.html (дата обращения: 13.09.2017).
6. Dadabaev T., Tsujinaka Y., Ismailov M. Theoretical Implications of and Methodological Approaches to Studying Social Capital in Uzbekistan // Social Capital Construction and Governance in Central Asia: Communities and NGOs in post-Soviet Uzbekistan / eds. T. Dadabaev, M. Ismailov, Y. Tsujinaka. N. Y., 2017. P. 1-27.
7. H^^^ffi^lfaltT [Электронный ресурс]. URL: http://www.jp-ca.org/navoiforum/materi-als/zantai/2meti.j.pdf (дата обращения: 13.09.2017).
[Электронный ресурс]. URL: http://www.uz.emb-ja-
pan.go.jp/itpr_ja/00_000043.html (дата обращения: 13.09.2017).
9. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jetro.go.jp/biznews/2016/04/e9dde8fc37cab22d.html (дата обращения: 13.09.2017).
10. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jica.go.jp/uzbekistan/ (дата обращения: 13.09.2017).
11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nikkei.com/arti-cle/DGXZZ076056900T20C14A8000076/ (дата обращения: 13.09.2017).
12. Ismailov M., Tsujinaka Y. Comparing Two Asian Perspectives: Nurturing Social Capital in Uzbekistan and Japan // Social Capital Construction ... P. 157-177.
References:
Dadabaev, T, Tsujinaka, Y & Ismailov, M (eds.) 2017, 'Theoretical Implications of and Methodological Approaches to Studying Social Capital in Uzbekistan', Social Capital Construction and Governance in Central Asia: Communities and NGOs in postSoviet Uzbekistan, New York, pp. 1-27. https://doi.org/10.1057/978-1-137-52233-7_1.
Erkaev, AN 2016, 'Main directions of the structural changes in the developed countries' economy', Ekonomika i predprini-matel'stvo, no. 9 (74), pp. 1212-1215, (in Russian).
Ismailov, M, Tsujinaka, Y & Dadabaev, T (eds.), 'Comparing Two Asian Perspectives: Nurturing Social Capital in Uzbekistan and Japan', Social Capital Construction and Governance in Central Asia: Communities and NGOs in post-Soviet Uzbekistan, New York, pp. 157-177. https://doi.org/10.1057/978-1-137-52233-7_8.
Komatsu, H & Dadabaev, T (eds.) 2017, 'Collective Memory, Oral History and Central Eurasian Studies in Japan', Kazakhstan, Kyrgyzstan, and Uzbekistan: Life and Politics during the Soviet Era, New York, pp. 1-19. https://doi.org/10.1057/978-1-137-52236-8_1.
Zakhidov, RA & Lutpullayev, SL 2015, 'Global trends in alternative energies and problems in Uzbekistan for the development of renewable energy sources', Applied Solar Energy, vol. 51, no. 1, pp. 50-61. https://doi.org/10.3103/s0003701x15010144.
VftaitroPsiroipMlft^—b^—vy^ro 2017, viewed 13 Sep-
tember 2017, <http://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000106856.pdf>, (in Japanese).
2017, viewed
13 September 2017, <http://www.uz.emb-japan.go.jp/itpr_ja/cooperation.html>, (in Japanese).
uro 2017, viewed 13 September 2017, <http://www.jp-ca.org/navoifo-
rum/materials/zantai/2meti.j.pdf>, (in Japanese).
2017, viewed 13 September 2017, <http://www.uz.emb-ja-pan.go.jp/itpr_ja/00_000043.html>, (in Japanese).
2017, viewed 13 September 2017,
<https://www.jetro.go.jp/biznews/2016/04/e9dde8fc37cab22d.html>, (in Japanese).
^X^^X-^V 2017, viewed 13 September 2017, <https://www.jica.go.jp/uzbekistan/>, (in Japanese).
l'ffiHs^S^tSL 2017, viewed 13 September 2017, <http://www.nikkei.com/arti-cle/DGXZZO76056900T20C14A8000076/>, (in Japanese).