Научная статья на тему 'Историческая роль и место Туркмении во внешней политике Японии'

Историческая роль и место Туркмении во внешней политике Японии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
279
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / HISTORY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ТУРКМЕНИЯ / TURKMENISTAN / ЯПОНИЯ / JAPAN / ИСТОРИЯ РЕГИОНА / HISTORY OF REGION / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / ПОЛИТИКА / POLITICS / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ / DURATION / ПЕРСПЕКТИВА / PERSPECTIVE / ВОЗМОЖНОСТЬ / POSSIBILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уразаева Фатима Пайзуллаевна

Статья посвящена вопросам исторического развития сотрудничества Японии и стран Центральной Азии. Предметом анализа является историческое развитие перспектив сотрудничества Туркмении как ключевого государства в Центральноазиатском регионе, которое имеет возможность ориентации на сотрудничество как с Японией, так и с такими же крупными экономическими державами Китаем и Южной Кореей. Основу исследования образуют исторический экономико-математический и аналитический методы. Возможности по расширению сотрудничества определены в использовании прогностического метода. Результаты работы заключаются в следующем выводе: страны Центральной Азии и Японии в своих отношениях преодолели ряд последовательно сменивших друг друга исторических этапов. В настоящее время эти отношения базируются на основе равноправного партнерства независимых государств. Результаты исследования могут быть применены в сфере проектирования на основе исторических традиций инновационного взаимодействия в сферах социального, культурного, а также экономического взаимодействия. Новизной исследования является положение о том, что основным элементом исторической внешней политики Японии относительно Центральноазиатского региона является возможность использования политики «мягкой силы», сущность которой, в частности, заключается в научно-историческом сотрудничестве и реализации культурно-образовательных программ, инвестиционной привлекательности энергетического сектора, телекоммуникаций и инфраструктуры в целом. Все это происходит на фоне конкуренции в регионе с Китаем и Россией, которые имеют серьезное геополитическое влияние на страны Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ROLE AND PLACE OF TURKMENISTAN IN THE JAPAN FOREIGN POLICY

The article is devoted to the historical development of cooperation between Japan and Central Asian countries. The subject of analysis is the historical development of prospects of cooperation of Turkmenistan as a key state in the Central Asian region, which has the ability to focus on collaboration in Japan, and with the same major economic powers like China and South Korea. The basis of the research form historical mathematical and analytical methods. Opportunities for greater cooperation identified in the predictive method. The results of the work are the Central Asian countries and Japan in their relations overcome a number of sequentially successive historical stages. Currently, these relations are based on equal partnership as independent States. The results of the study can be applied in the design based on historic traditions of innovative interaction in the areas of social and cultural and economic interaction. The novelty of this study is the fact that the main element of historical Japan's foreign policy regarding the Central Asian region is the ability to use a policy of "soft power" the essence of which, in particular, is the scientific and historical cooperation in the implementation of cultural and educational programs in the investment attractiveness of the energy sector, telecommunications and infrastructure in General. All this is happening amid competition in the region with China and Russia, which have significant geopolitical influence in Central Asia.

Текст научной работы на тему «Историческая роль и место Туркмении во внешней политике Японии»

УДК 720 (354)

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-96-101

УРАЗАЕВА Фатима Пайзуллаевна Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина г. Бишкек, Киргизия [email protected]

Fatima P. URAZAEVA Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin Bishkek, Kyrgyzstan [email protected]

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ И МЕСТО ТУРКМЕНИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ

Статья посвящена вопросам исторического развития сотрудничества Японии и стран Центральной Азии. Предметом анализа является историческое развитие перспектив сотрудничества Туркмении как ключевого государства в Центральноазиатском регионе, которое имеет возможность ориентации на сотрудничество как с Японией, так и с такими же крупными экономическими державами - Китаем и Южной Кореей. Основу исследования образуют исторический экономико-математический и аналитический методы. Возможности по расширению сотрудничества определены в использовании прогностического метода. Результаты работы заключаются в следующем выводе: страны Центральной Азии и Японии в своих отношениях преодолели ряд последовательно сменивших друг друга исторических этапов. В настоящее время эти отношения базируются на основе равноправного партнерства независимых государств. Результаты исследования могут быть применены в сфере проектирования на основе исторических традиций инновационного взаимодействия в сферах социального, культурного, а также экономического взаимодействия. Новизной исследования является положение о том, что основным элементом исторической внешней политики Японии относительно Центральноазиатского региона является возможность использования политики «мягкой силы», сущность которой, в частности, заключается в научно-историческом сотрудничестве и реализации культурно-образовательных программ, инвестиционной привлекательности энергетического сектора, телекоммуникаций и инфраструктуры в целом. Все это происходит на фоне конкуренции в регионе с Китаем и Россией, которые имеют серьезное геополитическое влияние на страны Центральной Азии.

Ключевые слова: история, взаимодействие, Туркме- Keywords: history; interaction, Turkmenistan, Japan, ния, Япония, история региона, Центральная Азия, history of region, Central Asia, politics, duration, per-политика, длительность, перспектива, возможность spective, possibility

Актуальность исследования

Исторически помощь Японии для стран Центральной Азии осуществлялась в виде гуманитарной и экономической. Официальная помощь этой страны для развития хозяйства и демократизации общества - успешный и наглядный пример эффективной помощи в развитии. Япония - крупнейший донор ОПР в регионе. Япония всегда подчеркивает, что ее помощь является бескорыстной. Она не стремится к усилению влияния в регионе для получения доступа ко всем природным богатствам рассматриваемой территории. Япония настроена на формирование долгосрочных дружеских связей со странами Центральной Азии.

HISTORICAL ROLE AND PLACE OF TURKMENISTAN IN THE JAPAN FOREIGN POLICY

The article is devoted to the historical development of cooperation between Japan and Central Asian countries. The subject of analysis is the historical development of prospects of cooperation of Turkmenistan as a key state in the Central Asian region, which has the ability to focus on collaboration in Japan, and with the same major economic powers like China and South Korea. The basis of the research form historical mathematical and analytical methods. Opportunities for greater cooperation identified in the predictive method. The results of the work are the Central Asian countries and Japan in their relations overcome a number of sequentially successive historical stages. Currently, these relations are based on equal partnership as independent States. The results of the study can be applied in the design based on historic traditions of innovative interaction in the areas of social and cultural and economic interaction. The novelty of this study is the fact that the main element of historical Japan's foreign policy regarding the Central Asian region is the ability to use a policy of "soft power" the essence of which, in particular, is the scientific and historical cooperation in the implementation of cultural and educational programs in the investment attractiveness of the energy sector, telecommunications and infrastructure in General. All this is happening amid competition in the region with China and Russia, which have significant geopolitical influence in Central Asia.

Цель исследования

Исследование ставит целью определить, насколько Япония в периоде исторической трансформации отношений после распада СССР стала ключевым партнером для стран Центральной Азии, а также насколько значительно влияние проявляется не только через культурные и политические, но и через социальные и экономико-исторические связи в длительной временной перспективе.

Методы исследования

К методам исследования стоит отнести в первую очередь метод исторической перспективы. Она показывает, на какой основе в целом появилось сотрудничество между анализируемыми странами. Метод статистической оценки показывает количественное, равно как и качественное развитие сотрудничества в инфраструктурных (культурных, исторических и правовых) отраслях, а также в последующем экономическом и политическом сотрудничестве.

Источники исследования

Источниками исследования являются статические, исторические и культурные показатели, а также материалы национальных статистических бюро.

Результаты исследования

Историческое взаимодействие стран Центральной Азии определяется в приложении к Японии с условием, что еще в 1992 г. CNPC совместно с «Эксон» и «Мицубиси» рассмотрели все предпроектные проработки по предлагаемому газопроводному маршруту Туркменистан-Китай-Япония, который известен всем как Энергетический Шелковый путь. Но предложение было отвергнуто. ТЭО посчитало, что протяженность маршрута слишком уж велика для того, чтобы была обеспечена его экономическая приемлемость

[7].

Практическая реализация японской внешнеэкономической политики осуществляется через систему двусторонних связей со странами региона. Например, Казахстан представлял собой особый интерес из-за больших запасов нефти. В 1995 г. Япония впервые произвела финансовое вливание в экономику Казахстана для развития инфраструктуры страны. Долгое время отношения между государствами не развивались из-за нежелания Назарбаева допускать в нефтяную сферу иностранный капитал. Энергетическое сотрудничество - создание общего предприятия при участии «Казатомпром» и японских корпораций «Мицуи» и «Кансай Электрик» для разведки месторождения урановых руд на Мангышлаке, что позволяет покрыть 10% потребностей японской стороны в урановой руде. Аналогичные «урановые» проекты могут быть реализованы и в Узбекистане. Японские автомобильные компании «Ниссан» и «Тойота» уже занимают значительную долю рынка автомобильной продукции Казахстана [4].

Официальные взаимные визиты этих стран, несомненно, играют большую роль в развитии плодотворных партнерских отношений. Положительный результат отмечен после визита президента Туркменистана в Японию в декабре 2009 г. и в сентябре 2013 г. Подобные визиты придают импульс для укрепления отношений, углубления сотрудничества между Японией и Туркменистаном. Это происходит в различных областях экономики, а также политике и культуре.

Историческое взаимодействие складывается достаточно длительное время на основе культурных и исторических проектов. Особое внимание стоит уделять экономическому партнерству. Так, в значительной степени важным является налаженный экспорт высоких технологий и дальнейшее сотрудничество в процессах развития нефтегазовых отраслей и строительства промышленно развитых структур и опосредованного воздействия на структуру общего хозяйства стран Центральной Азии.

Продолжением исторического диалога является стремление к равномерному распределению баланса сил в регионе. Так, партнерство для Японии, которая традиционно не имеет широкого доступа к природным ресурсам, возможность импорта переработан-

ного и сжиженного туркменского газа позволяет восполнить материально-техническую базу и, таким образом, строительство заводов нефтегазового профиля.

Японские инвестиции дают возможность внедрять новые технологии и ряд маркетинговых инноваций, что в перспективе позволит осуществить переход от экономики ручного труда и возвратного капитала, по сути рентного капитала, к множественным структурам постиндустриальной экономики. То есть в данном аспекте речь идет исключительно о возможностях цивилизационного развития. К этому подталкивает мыль о том, что ведущее отношение было представлено в ходе визита Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Японию в 2013 г. Особое внимание было уделено подписанию документов в гуманитарной сфере. По итогам анализа стоимости проектов, которые были упомянуты и реально осуществлены к 2017 г., выделяются проекты компаний с государственными концернами «Туркменгаз», «Туркменхимия» и «Туркменнебит», компаниями с учетом японского капитала Sojitz, Chiyoda, Nippon, ITOCHU, JGC, Kawasaki, TOYO, Mitsui, Tsukishima, Mitsubishi, Sumitomo» и рядом государственных банков и иных финансовых учреждений с участием обеих стран. Общая стоимость текущих реализуемых проектов составляет более 10 млрд долл. [16].

Особое внимание японскими представителями уделяется в случаях, когда речь заходит о крупных долгосрочных контрактах. Но стоит отметить также и тот аспект, что крупнейшая система взаимодействия между сторонами определяется на уровне министерств и ведомств. То есть историческая параллель привела к тому, что каждый из участников данного процесса позволяет говорить о том, что необходимо четко понимать, каким образом формируется процесс исторического развития. Именно эту роль выполняют комитеты по стратегическому сотрудничеству.

Так, в ряде каналов, таких как Каянлы, проходит строительство расширенного воспроизводства объектов бытовой химии. Более широко внедряется система переработки природного газа, что позволит Туркмении формировать ускоренный исторический вектор социально-политического влияния.

Обсуждение исследования

Туркменистан на постсоветском пространстве воспринимался как территория, постоянно требовавшая инвестиционной поддержки и получившая полномасштабное развитие своей культуры не более столетия назад. В Японии имеется понимание того, что Туркменистан - одна из самых обеспеченных стран в социальном и ресурсном отношении и может вполне обойтись без привлечения внешних инвестиций, а также без участия в геополитике на протяжении уже 20 лет. Именно это, а также стремление к всестороннему развитию позволяет формировать плодотворный диалог с Японией как равноправным партнером. Постепенно происходит развитие межправительственных комиссий, становление межгосударственных научных организаций, которые последовательно приводят к тому, что каждый из участников сотрудничества накапливает технологический и структурный потенциалы и может это реализовать как драйвер развития государства. В этом ключе в Ашхабаде по инициативе Гурбангулы Бердымухамедова реализован технологический парк - крупный комплекс, включающий ряд научно-исследовательских учреждений. Таким образом, используется совместная деятельность ряда структур. Особое внимание получают проекты, связанные с разработкой туристической среды, а также обоснования расширения сферы сотрудничества на научно-технической основе.

Выводы

В качестве выводов относительно результатов исторического сотрудничества между Туркменистаном и Японией можно выделить то, что в последнее время Япония воспринимает Туркменистан как равноправного долгосрочного партнера, который способен не только к накоплению проблем и стремлению к их решению за счет помощи со стороны более высокоразвитого государства, но также и обеспечению возможностей становления самостоятельной внешней политики.

Сотрудничество между Японией и Туркменистаном получило развитие на основании взаимодействия в культурной и политической сфере в ходе становления самого туркменского государства. В течение последующих 20 лет основания для сотрудничества были постепенно реализованы в экономической и социальной сферах. Данное сотрудничество будет последовательно располагать к тому, что по мере возникновения исторических параллелей будет происходить развитие в области туризма и образовательного сотрудничества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Attanasi E.D., Freeman P.A. (2012). Role of Stranded Gas from Central Asia and Russia in Meeting Europe's Future Import Demand for Gas // Natural Resources Research. - № 21(2). - Pp. 193-220. doi:10.1007/s11053-012-9172-6

2. Banks A.S., Muller T.C. (1980). Intergovernmental Organizations. In A.S. Banks & T.C. Muller (Eds.), Political Handbook of the World: 1998: Governments and Intergovernmental Organizations as of January 1,1998. - London: Palgrave Macmillan UK. - Pp. 1057-1228.

3. Drifte R. (2001). Japan's Eurasian Diplomacy: Hard-Nosed Power Politics, Resource Diplomacy, or Romanticism? In A. Holzhausen (Ed.), Can Japan Globalize? Studies on Japan's Changing Political Economy and the Process of Globalization in Honour of Sung-Jo Park. - Heidelberg: Physica-Verlag HD. - Pp. 257-274.

4. Hutchings R. (1999). Japan and the non-Russian Successor States of the Former Soviet Union Japan's Economic Involvement in Eastern Europe and Eurasia. - London: Palgrave Macmillan UK. - Pp. 36-50.

5. Kawato A. (2007). Japan's Strategic Thinking toward Central Asia. In G. Rozman, K. Togo, & J. P. Ferguson (Eds.), Japanese Strategic Thought toward Asia. - New York: Palgrave Macmillan

US. - Pp. 225-242.

6. Kolb R.W. (2014). The Natural Gas Revolution and Central Asia. In A. Dorsman, T. Gök, & M. B. Karan (Eds.), Perspectives on Energy Risk. - Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg. - Pp. 71-87.

7. Korpeyev I.R. (2007). Priority directions of developing renewable energy in Turkmenistan / / Applied Solar Energy. - № 43(4). - Pp. 254-257. doi:10.3103/s0003701x07040159

8. Kuniholm B. (2000). The Geopolitics of the Region. In W. Ascher & N. Mirovitskaya (Eds.), The Caspian Sea: A Quest for Environmental Security. - Dordrecht: Springer Netherlands. - Pp. 91-116.

9. Mozaffari M. (1997). CIS' Southern Belt: Regional Cooperation and Integration. In M. Mozaffari (Ed.), Security Politics in the Commonwealth of Independent States: The Southern Belt. - London: Palgrave Macmillan UK. - Pp. 151-188.

10. Pomfret R. (2000). Central Asian Regional Integration and New Trade Patterns. In Y. Kalyuzhnova & D. Lynch (Eds.), The Euro-Asian World: A Period of Transition. - London: Palgrave Macmillan UK. - Pp. 188-206.

11. Pomfret R. (2001). Turkmenistan: From Communism to Nationalism by Gradual Economic Reform. MOST: Economic Policy in Transitional Economies. - № 11(2). - Pp. 165-176. doi:10.1023/a:1012202313876

12. Stroev E.S., Bliakhman L.S., Krotov M.I. (1999). Denationalisation, Privatisation and Economic Security in the CIS Countries Russia and Eurasia at the Crossroads: Experience and Problems of Economic Reforms in the Commonwealth of Independent States. - Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg.- Pp. 80-142.

13. Stroev E.S., Bliakhman L.S., Krotov M.I. (1999). CIS Countries on the way to Regional Economic Integration Russia and Eurasia at the Crossroads: Experience and Problems of Economic Reforms in the Commonwealth of Independent States. - Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg. - Pp. 384-484.

14. Zhiltsov S.S., Grishicheva O.G. (2016). Chinese Pipeline Projects in the Caspian Region. In S.S. Zhiltsov, I.S. Zonn, A.G. Kostianoy (Eds.), Oil and Gas Pipelines in the Black-Caspian Seas

gion. - Cham: Springer International Publishing. - Pp. 105-116.

15. Zonn I.S., Zhiltsov S.S., Semenov A.V. (2016). Export of Hydrocarbons from Turkmenistan: Results and Perspectives. In S.S. Zhiltsov, I.S. Zonn, A.G. Kostianoy (Eds.), Oil and Gas Pipelines in the Black-Caspian Seas Region. - Cham: Springer International Publishing. - Pp. 125-137.

16. Туркменистан - Япония: горизонты конструктивного сотрудничества / [Электронный ресурс] - http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article324&cat14/ (дата обращения: 30.08.2017).

17. Влияние Японии на страны Центральной Азии / [Электронный ресурс] - http://www.ca-portal.ru/article:9703/ (дата обращения: 30.08.2017).

REFERENCES

1. Attanasi E.D., & Freeman P.A. (2012). Role of Stranded Gas from Central Asia and Russia in Meeting Europe's Future Import Demand for Gas. Natural Resources Research, 21(2), 193-220. doi:10.1007/s11053-012-9172-6

2. Banks A.S., & Muller T.C. (1980). Intergovernmental Organizations. In A. S. Banks & T. C. Muller (Eds.), Political Handbook of the World: 1998: Governments and Intergovernmental Organizations as of January 1, 1998 (pp. 1057-1228). London: Palgrave Macmillan UK.

3. Drifte R. (2001). Japan's Eurasian Diplomacy: Hard-Nosed Power Politics, Resource Diplomacy, or Romanticism? In A. Holzhausen (Ed.), Can Japan Globalize? Studies on Japan's Changing Political Economy and the Process of Globalization in Honour of Sung-Jo Park (pp. 257-274). Heidelberg: Physica-Verlag HD.

4. Hutchings R. (1999). Japan and the non-Russian Successor States of the Former Soviet Union Japan's Economic Involvement in Eastern Europe and Eurasia (pp. 36-50). London: Palgrave Macmillan UK.

5. Kawato A. (2007). Japan's Strategic Thinking toward Central Asia. In G. Rozman, K. Togo, & J. P. Ferguson (Eds.), Japanese Strategic Thought toward Asia (pp. 225-242). New York: Palgrave Macmillan US.

6. Kolb R.W. (2014). The Natural Gas Revolution and Central Asia. In A. Dorsman, T. Gök, & M. B. Karan (Eds.), Perspectives on Energy Risk (pp. 71-87). Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg.

7. Korpeyev I.R. (2007). Priority directions of developing renewable energy in Turkmenistan. Applied Solar Energy, 43(4), 254-257. doi:10.3103/s0003701x07040159

8. Kuniholm B. (2000). The Geopolitics of the Region. In W. Ascher & N. Mirovitskaya (Eds.), The Caspian Sea: A Quest for Environmental Security (pp. 91-116). Dordrecht: Springer Netherlands.

9. Mozaffari M. (1997). CIS' Southern Belt: Regional Cooperation and Integration. In M. Mozaffari (Ed.), Security Politics in the Commonwealth of Independent States: The Southern Belt (pp. 151188). London: Palgrave Macmillan UK.

10. Pomfret R. (2000). Central Asian Regional Integration and New Trade Patterns. In Y. Kalyuzhnova & D. Lynch (Eds.), The Euro-Asian World: A Period of Transition (pp. 188-206). London: Palgrave Macmillan UK.

11. Pomfret R. (2001). Turkmenistan: From Communism to Nationalism by Gradual Economic Reform. MOST: Economic Policy in Transitional Economies, 11(2), 165-176. doi:10.1023/a:1012202313876

12. Stroev E.S., Bliakhman L.S., & Krotov M.I. (1999). Denationalisation, Privatisation and Economic Security in the CIS Countries Russia and Eurasia at the Crossroads: Experience and Problems of Economic Reforms in the Commonwealth of Independent States (pp. 80-142). Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg.

13. Stroev E.S., Bliakhman L.S., & Krotov M.I. (1999). CIS Countries on the way to Regional Economic Integration Russia and Eurasia at the Crossroads: Experience and Problems of Economic Reforms in the Commonwealth of Independent States (pp. 384-484). Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg.

14. Zhiltsov S.S., & Grishicheva O.G. (2016). Chinese Pipeline Projects in the Caspian Region. In S. S.

Zhiltsov, I. S. Zonn, & A. G. Kostianoy (Eds.), Oil and Gas Pipelines in the Black-Caspian Seas Region (pp. 105-116). Cham: Springer International Publishing.

15. Zonn I.S., Zhiltsov, S. S., & Semenov, A. V. (2016). Export of Hydrocarbons from Turkmenistan: Results and Perspectives. In S. S. Zhiltsov, I. S. Zonn, & A. G. Kostianoy (Eds.), Oil and Gas Pipelines in the Black-Caspian Seas Region (pp. 125-137). Cham: Springer International Publishing.

16. Turkmenistan - Yaponiya: gorizonty konstruktivnogo sotrudnichestva. [Turkmenistan - Japan: horizons of constructive cooperation]. Available at:

http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article324&cat14/ (accessed 30 August 2017)

17. Vliyaniye Yaponii na strany Tsentral'noy Azii. [The influence of Japan on the countries of Central Asia]. Available at: http://www.ca-portal.ru/article:9703/ (accessed 30 August 2017)

Информация об авторе:

Уразаева Фатима Пайзуллаевна, докторант, Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, Киргизия [email protected]

Получена: 28.06.2017

Для цитирования: Уразаева Ф. П. Историческая роль и место Туркмении во внешней политике Японии. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 4. Часть 2. с.96-101.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-96-101.

Information about the author:

Fatima P. Urazaeva, Doctoral Student, Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyzstan [email protected]

Received: 28.06.2017

For citation: Urazaeva F.P. Historical role and place of Turkmenistan in the Japan foreign policy. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.4. Part. 2. Pp. 96-101. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-96-101. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.