Научная статья на тему 'Сотрудничество стран евразийского региона в сфере противодействия терроризму и экстремизму'

Сотрудничество стран евразийского региона в сфере противодействия терроризму и экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕГИОН / СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EURASIAN REGION / COOPERATION / SECURITY / TERRORISM / EXTREMISM / REGIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаповалова Анна Михайловна, Булавкин Александр Александрович

В статье рассматривается сотрудничество государств евразийского региона в рамках региональных организаций в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State cooperation of the Eurasian region in the sphere of effort of terrorism and extremism

The article consider the state cooperation of the Eurasian region within the regional organizations in the sphere of effort of terrorism and extremism

Текст научной работы на тему «Сотрудничество стран евразийского региона в сфере противодействия терроризму и экстремизму»

А.М. Шаповалова*

кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

А.А. Булавкин**

кандидат социологических наук, доцент Краснодарского университета МВД России

Сотрудничество стран евразийского региона в сфере противодействия терроризму

и экстремизму1

Современное мировое сообщество на рубеже XXI в. столкнулось с одной из самых опасных проблем, которая раньше не была столь ощутимой. Таким негативным явлением является проявление терроризма и экстремизма, которые выступают наиболее значимыми угрозами для социальной стабильности и политического благополучия современного общества. В современных условиях борьба с этими явлениями становится наиболее актуальной для всего международного сообщества, одним из основных средств обеспечения государственной безопасности и целостности гражданского общества.

Как показывает исторический опыт, от «проявления терроризма и экстремизма не застрахованы страны ни с развитой экономикой, ни отстающие в своем социальном и экономическом развитии. В настоящее время терроризм и экстремизм не имеют ни родины, ни языка, ни пола, ни национальности, ни религии и представляют реальную угрозу для любого государства, его национальной безопасности. Многие государства мира столкнулись с действия международных террористов и экстремистов, ощутив на себе ужасные последствия»2.

Одной из приоритетных задач Организации Объединенных Наций является деятельность по противодействию терроризму и экстремизму. Основными направлениями деятельности ООН в данной сфере выступают создание нормативно-правовой базы на международном уровне, повышение уровня жизни населения и социально-экономической сферы, на территориях которых существуют вооруженные конфликты, форми-

* Шаповалова Анна Михайловна, e-mail: annasfedu@gmail.com ** Булавкин Александр Александрович, e-mail: bulavkin_aleksan@mail.ru

1 Работа выполнена в рамках реализации гранта РФФИ № 16-33-01131-ОГН «Социальные и гуманитарные технологии профилактики и противодействия агрессии, экстремизму и терроризму на Юге России в контексте геополитической конкуренции в Черноморско-Каспийском регионе».

2 Дорошков В.В. Международно-правовые проблемы борьбы с экстремизмом // Международное уголовное право и международные юстиции. 2008. № 3.

рование в странах и регионах постоянно действующих антитеррористических центров, а также в борьбе с террористическими и экстремистскими организациями применение вооруженных силовых методов решения проблемы1.

Международное взаимодействие стран-участниц под эгидой ООН по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом и экстремизмом, опирается на основные принципы и нормы международной нормативно-правовой базы, что, в свою очередь, определяет принятие международного законодательства странами ООН. В принятой странами - участницами ООН резолюции о недопустимости определенных видов практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, государства призываются к осуждению и непринятию организаций, ведущих пропагандистскую деятельность по расовой дискриминации и ненависти, идеи которых основываются на расовом превосходстве одной расы над другой или пытаются оправдать это превосходство в любой форме. Резолюция рекомендует всем государствам, где такие организации ведут противозаконную деятельность, обнародовать информацию о них и запрещать им введение пропагандистской деятельности, основанной на расовой дискриминации и подстрекательстве, и деятельность в таких организациях признавать преступлением, которое преследуется по за-кону2.

В рамках ООН «основными особенностями международной ответственности за различные проявления экстремизма являются:

- признание экстремизма в качестве угрозы для международной законности и правопорядка в мире;

- недостаточная разработанность категориального аппарата, в частности отсутствует общепринятое международно-правовое определение экстремизма и его форм;

- наличие правовых механизмов привлечения к ответственности за наиболее опасные и распространенные проявления экстремизма (преимущественно за террористическую деятельность, за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности);

- задержка со стороны ряда государств - членов ООН в подписании уже существующих международных конвенций и протоколов о противодействии экстремизму»3.

1 Сериков А.В. Социальные технологии консолидации российского общества в условиях геополитической конкуренции // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12-2. С. 26-33.

2 Резолюция «Недопустимость определенных видов практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/sections/documents/general-assembly-resolutions/ (дата обращения: 11.06.2018).

3 Петрянин А.В. Международное регулирование борьбы с экстремизмом: преемственность и перспективы // Юридическая техника. 2011. № 5.

Резолюция о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, призывает «государства обеспечивать, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали всем их обязательствам по международному праву, и принимать такие меры в соответствии с международным правом, в частности международными стандартами в области прав человека, международным беженским правом и международным гуманитарным правом, подчеркивая необходимость и далее укреплять международное сотрудничество между государствами и между международными организациями и учреждениями, региональными организациями и механизмами и Организацией Объединенных Наций в целях предотвращения терроризма, борьбы с ним и его ликвидации во всех его формах и проявлениях, где бы и кем бы он ни осуществлялся, как того требуют принципы устава, нормы международного права и соответствующие международные конвенции. Отмечая региональные усилия по предупреждению, пресечению и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях, где бы и кем бы он ни осуществлялся, в том числе посредством разработки и соблюдения региональных конвенций»1.

Международные процессы, имеющие интеграционный характер в евразийском регионе, приобретают значительное место в современных международных отношениях. На евразийском пространстве появляются новые организации и развиваются уже существующие региональные межгосударственные организации, деятельность которых оказывает значительное влияние на международные процессы: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

В современных условиях в рамках регионального сотрудничества государства стали уделять больше внимания вопросам, касающимся противодействия международному терроризму и экстремизму, что выражается в изменениях и уточнениях в нормативно-правовой базе, в которой прописываются меры по противодействию международному терроризму, экстремизму и сепаратизму. В этой связи следует отметить активное региональное сотрудничество государств в евразийском регионе в рамках сотрудничества ШОС. Основные цели и принципы деятельности организации прописывается в Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества, такие как «укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической и иных областях, совмест-

1 Резолюция «Меры по ликвидации международного терроризма» [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/63/129 (дата обращения: 11.06.2018).

ные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построение нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка; организация не является союзом, направленным против других государств и регионов, и придерживается принципа открытости»1.

В деятельности ШОС уделяется внимание вопросам противодействия терроризму и экстремизму, следствием чего было принятие Конвенции о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. В основных положениях конвенции подчеркивается, что государства, входящие в ШОС, взаимодействуют по вопросам, относящимся к предупреждению, выявлению и пресечению терроризма, экстремизма и сепаратизма в рамках своих государств, так и на международной арене, с учетом всех международных обязательств, взятых на себя и не противоречащих национальным законодательствам. Были созданы компетентные органы, занимающиеся данным вопросом, в частности Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС ШОС), основной задачей которой являются «сбор и анализ информации, предоставляемой государствами-членами, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, создания банка данных антитеррористической структуры, разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества» в этой сфере. Также организацией ведется работа по созданию Перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств - членов ШОС. РАТС, помимо оперативного информирования с целью задержания или ликвидации террористических групп, «проводит информирование государств - членов ШОС о новых тенденциях в терроризме, формах и методах деятельности террористических и сепаратистских организаций, представляющих угрозу безопасности государств - членов ШОС; о мерах, принимаемых за рубежом, по противодействию терроризму и т.п.»2.

С момента образования в деятельности ШОС уделяется большое внимание военным учениям, так как в современных условиях борьбы с террористическими и экстремистскими организациями необходимо не только взаимное информирование спецслужб государств - членов организации, но и возможное применение силы3.

Когда «современный терроризм идет на любые меры, способные привести к многочисленным жертвам, в том числе среди мирного населения, дестабилизировать обстановку не только в отдельно взятой стране, но и во всем регионе, охрана и опыт обороны потенциально опасных радиоактивных, химических и биологических объектов стано-

1 Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/579310 (дата обращения: 11.06.2018).

2 Петрянин А.В. Международное регулирование борьбы с экстремизмом...

3 Сериков А.В. Профилактика политического экстремизма молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4.

вятся как никогда необходимыми и важными. Значит, в дальнейшем антитеррористическим силам ШОС необходимо будет повторять подобные учения по быстрому реагированию и защите подобных объектов. Таким образом, совместные антитеррористические учения не ограничиваются только борьбой, поиском и нейтрализацией террористических групп на какой-то территории, проводятся также мероприятия по освобождению заложников, защите государственных объектов, представляющих потенциальную опасность. РАТС предпринимает различные меры по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как через антитеррористические учения, так и в целом через выполнение задач, поставленных перед ней соответствующим соглашением стран-участниц и отдельно Шанхайской организацией сотрудничества и ее хартией. Большой спектр действий в борьбе с терроризмом позволяет сделать вывод о хорошем будущем этой деятельности в рамках ШОС»1.

«Новые угрозы международной безопасности требуют совершенствования методов борьбы с ними, принятия адекватных и своевременных мер, поэтому сохраняется преемственность и совершенствуются механизмы по противодействию терроризму и экстремизму в евразийском регионе, развиваются и реализуются проекты Плана действий на 2018-2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС, Программы сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2019-2021 годы, совместные обращения глав государств к молодежи и программы действий по предупреждению вовлечения молодежи в деятельность деструктивных структур и ряда других документов, направленных на углубление многопланового взаимодействия в рамках организации».

Россия уделяет особое внимание задачам совершенствования и консолидации ШОС, активно выступает за продвижение основных направлений взаимовыгодного сотрудничества и сопряжение на площадке организации национальных и многосторонних интеграционных проектов, нацеленных на гармоничное развитие всех заинтересованных государств2.

В последние годы для России приоритетным направлением является развитие отношений с государствами-соседями по вопросам коллективной безопасности. Евразийский экономический союз, образованный на договорно-правовой базе ЕврАзЭС, обеспечивает фундамент для дальнейшей евразийской интеграции. Несмотря на то что основной целью ЕАЭС является региональная экономическая интеграция и вопросы безопасности не стоят в приоритете, между участниками союза в

1 Старчак М.В. Шанхайская организация сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии [Электронный ресурс]. URL: http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p2648_1.pdf (дата обращения: 20.07.2018).

2 Заседание Совета министров иностранных дел государств - членов ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.rU/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/ content/ id/ 3190680 (дата обращения: 20.07.2018).

области безопасности заключены некоторые договоренности. Среди наиболее значимых договоренностей можно отметить Договор о сотрудничестве в охране внешних границ членов ЕАЭС.

Вопросы, отражающие меры по противодействию терроризму и проявлению экстремизма, затронуты и в рамках сотрудничества СНГ. Одной из важнейших задач в рамках сотрудничества стран СНГ по данному вопросу является обеспечение национальной безопасности. Важным моментом выступает приведение законодательной базы странами -участницами СНГ в соответствие не только в области обеспечения международной и национальной безопасности, принятия мер по противодействию терроризму и экстремизму, но и в других областях сотрудничества.

В своей деятельности страны - участницы СНГ уделяют значительное внимание вопросам борьбы с проявлением терроризма и экстремизма. Между участниками организации заключены некоторые договоренности в этой сфере, наиболее значимой является Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. В положениях концепции уделяется особое внимание основным направлениям и формам деятельности, задачам по совершенствованию и консолидации СНГ, продвижению взаимовыгодного сотрудничества по вопросам принятия мер по противодействию терроризму и экстремизму с учетом взятых на себя международных обязательств и в соответствии с национальным законодательством.

Странами - участницами СНГ был создан Антитеррористический центр государств - участников СНГ (АТЦ). Он является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Работу АТЦ возглавляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб СНГ. Целью данного совета является координация государств - участников СНГ и их специализированных органов по сотрудничеству в борьбе с международными террористическими организациями и различного рода проявлениями экстремизма. В центре осуществляют анализ информации, которая поступает не только от стран - участниц СНГ, но и от других государств, о состоянии и динамике развития международных террористических и экстремистских организаций, о тенденциях появления и распространения в мире терроризма и экстремизма; сформирован и развивается Специализированный банк данных (СБД), где концентрируется информация из различных источников о существующих в мире различных международных террористических и экстремистских организациях, о руководителях и причастных к деятельности лиц, о неправительственных организациях и лицах, которые оказывают материальную поддержку международным организациям с террористической и экстремистской

направленностью1; также в центре проводятся ежегодные совместные антитеррористические учения.

«Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданная на основе Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ, и принятые на его базе международные соглашения специализируются по вопросам военного сотрудничества и международной и региональной безопасности. В рамках организации заключен ряд многосторонних и двусторонних соглашений о военном сотрудничестве, о противостоянии вызовам и угрозе мира и безопасности, о борьбе против терроризма и по другим аспектам военного сотрудничества. ОДКБ принимает непосредственное участие в организации и проведении военно-технических учений для сотрудников спецслужб. Основной целью всех учений является координация усилий спецслужб и правоохранительных органов государств - участников региональных организаций в борьбе с терроризмом»2.

В рамках стран евразийского региона была создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая призвана играть важную роль в снижении угрозы международного терроризма и обеспечении прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств и их дальнейшей интеграции в международную инфраструктуру борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств - членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и стандартами противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма других международных организаций, участниками которых являются государства - члены ЕАГ.

Создание ЕАГ способствовало объединению потенциала для снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечению этих стран в международную систему. Эти процессы сейчас затрагивают не только указанные страны, но и Турцию, с которой выстраиваются новые векторы взаимодействия3.

Необходимо подчеркнуть, что региональное сотрудничество государств в рамках евразийского пространства является наиболее эффективным. Россия стремится стать центром интеграционного взаимодействия в евразийском регионе, проявляет активное участие во всех сферах взаимодействия. Она составляет основу всех организаций и союзов

1 Антитеррористический центр государств - участников СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisatc.org/132 (дата обращения: 22.08.2017).

2 Нагиева А.А. Сотрудничество государств - участников СНГ в области борьбы с терроризмом // Международное уголовное право и международная юстиция. 2011. № 1. С 8.

3 Сериков А.В., Венцель С.В. Современные геополитические перспективы Турции в Европейском союзе // Caucasian Science Bridge. 2018. № 1. С. 12-25.

в евразийском регионе (ШОС, ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, ЕАГ и др.), являясь центром евразийской интеграции.

Исходя из опыта, можно говорить, что многие нормативно-правовые решения, принятые на региональном уровне, можно применить и на международном уровне1. Совершенствование стандартов в международно-правовой сфере, меняющиеся национальные законодательства, комплексный и системный характер проведения антитеррористических мероприятий дают возможность улучшить эффективность политики государств в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Шаповалова А.М., Булавкин А.А. Сотрудничество стран евразийского региона в сфере противодействия терроризму и экстремизму. В статье рассматривается сотрудничество государств евразийского региона в рамках региональных организаций в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

Ключевые слова: евразийский регион, сотрудничество, безопасность, терроризм, экстремизм, региональные организации.

Shapovalova A.M., Bulavkin A.A. State cooperation of the Eurasian region in the sphere of effort of terrorism and extremism. The article consider the state cooperation of the Eurasian region within the regional organizations in the sphere of effort of terrorism and extremism

Keywords: Eurasian region, cooperation, security, terrorism, extremism, regional organizations.

1 Хопёрская Л.Л. «Исламское государство 2.0»: нарастающая угроза на евразийском пространстве // Caucasian Science Bridge. 2018. № 1. С. 49-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.