Научная статья на тему 'Противодействие терроризму и экстремизму в актах регионального характера с участием Российской Федерации (на примере Шанхайской организации сотрудничества)'

Противодействие терроризму и экстремизму в актах регионального характера с участием Российской Федерации (на примере Шанхайской организации сотрудничества) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1158
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОПАГАНДА ЭКСТРЕМИЗМА / EXTREMISM / YOUTH / INTERNET / FACTORS OF EXTREMISM FORMATION / EXTREMIST ORGANIZATIONS / PROPAGANDA OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаркова Дарья Александровна, Кондаурова Анна Юрьевна

18-19 сентября 2017 года в г. Москве прошел Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде». На секции «Международный опыт противодействия идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде» на юридических факультетах ВУЗов Российской Федерации рекомендовано изучение положительного опыта противодействия идеологии терроризма и экстремизма стран партнеров России по Шанхайской организации сотрудничества и Конвенции Шанхайской организации сотрудничества от 9 июня 2017 года по противодействию экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction to terrorism and extremism in acts of regional character with participation of the Russian Federation (by the example of the Shanghai cooperation organization)

On September 18-19, 2017, Moscow hosted the all-Russian forum "Countering the ideology of terrorism and extremism in the educational sphere and the youth environment". In the section "international experience of counteraction of ideology of terrorism and extremism in the youth environment" in the law faculties of the Universities of the Russian Federation recommended the study of the positive experience of counteraction of ideology of terrorism and extremism of the partner countries of Russia in the Shanghai cooperation organization and the Convention of the Shanghai cooperation organization of June 9, 2017 to combat extremism.

Текст научной работы на тему «Противодействие терроризму и экстремизму в актах регионального характера с участием Российской Федерации (на примере Шанхайской организации сотрудничества)»

Противодействие терроризму и экстремизму в актах регионального характера с участием Российской Федерации

(на примере Шанхайской организации сотрудничества)

Агаркова Дарья Александровна - сотрудник аппарата антитеррористической комиссии Орловской области, секретарь Экспертного совета по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма Орловской области

Кондаурова Анна Юрьевна - сотрудник аппарата Антитеррористической комиссии Орловской области

18-19 сентября 2017 года в Москве прошёл Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодёжной среде». На секции «Международный опыт противодействия идеологии терроризма и экстремизма в молодёжной среде» было рекомендовано организовать на юридических факультетах вузов Российской Федерации изучение положительного опыта противодействия идеологии терроризма и экстремизма стран-партнеров России по Шанхайской организации сотрудничества и Конвенции Шанхайской организации сотрудничества от 9 июня 2017 года по противодействию экстремизму

Современное общество напрямую столкнулось с терроризмом, который является одной из наиболее значимых угроз социальной стабильности и политическому благополучию. В условиях глобализации борьба с терроризмом становится всё более актуальной в качестве одного из ключевых средств обеспечения государственной безопасности и целостности гражданского общества. Это проблема всего международного сообщества в целом [1].

Создание Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) 15 июня 2001 г. стало принципиально важным стратегическим выбором ше-

сти государств — России, Китая и четырёх центральноазиат-ских республик — Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в условиях новых тенденций развития обстановки в регионе и в мире, а также перед лицом новых вызовов и угроз после распада биполярной системы. ШОС создавалась как организация для решения проблем приграничного характера и вопросов безопасности. Сегодня она всё более чутко реагирует на такие современные вызовы, как глобализация, экономический кризис, социальная нестабильность, экологические проблемы [2]. В своём первоначальном виде она стала наследницей «Шанхайской пятерки», образовавшейся в результате подписания в конце 1990-х годов двух прорывных соглашений между Российской Федерацией, тремя централь-ноазиатскими республиками бывшего СССР и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе общей границы. Деятельность ШОС направлена также на обеспечение безопасности и поддержание стабильности на обширном Евроазиатском пространстве, на совместное противостояние новым вызовам и угрозам, укрепление торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Обширное пространство ШОС - от Арктики до Индийского океана с севера на юг и

от китайского Лияньюньгана до российского Калининграда с востока на запад - с общим населением почти 44% от общемирового - позволяет решать принципиальную задачу коллективного обеспечения стабильности, эффективного противодействия совместными усилиями угрозам и вызовам безопасности по всему контуру зоны ответственности крупнейшей на сегодняшний день в мире региональной организации. Объединяя четыре ядерные державы - половину мирового ядерного клуба - формат ШОС представляет собой дополнительный опорный элемент системы поддержания мировой стратегической стабильности.

Провозгласив принцип открытости в качестве одной из фундаментальных основ новой организации, государства чле ны во главу угла своей деятельности по ставили поддержание регионального мира и стабильности, решительное противодействие экстремизму, терроризму и сепаратизму, незаконному обороту нарко тиков, транснациональной преступности и т. д.

Все это было направлено на обеспечение благоприятных условий для вступления участников ШОС в новый исторический период взаимодействия на основе добрососедства и дружественного, равноправного партнёрства. Важнейшим эле-

ментом отношений в рамках «Шестёрки», объединившей государства с различными историческими судьбами, культурными и духовными основами, стало особое внимание и к развитию межцивилизационного диалога. Это же стало и важнейшей составной частью философии «шанхайского духа» ШОС, который определяется как взаимные доверие и выгода, безусловное равенство, уважение многообразия культур и стремление к совместному развитию.

Прочная правовая основа ШОС была заложена в её Хартии. Многие её принципиальные положения получили развитие в таких базовых документах разных лет, как Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, документы, регламентирующие антинаркотическую деятельность ШОС, Долгосрочная программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, получившая развитие в 2015 году в заявлении глав правительств государств ШОС, определившем главный вектор регионального экономического взаимодействия, и целый ряд других. Всё это дало возможность развернуть сотрудничество в области безопасности, сформулировать

долгосрочные планы и ориентиры региональных экономических связей, определить их цели, приоритетные направления и первоочередные задачи.

Вместе с тем, в первое десятилетие деятельность ШОС была преимущественно сконцентрирована на решении вопросов её институализации и организационно-правового становления, выработке и принятии ряда многосторонних документов, принципиально важных для её долговременной стратегии. За это время было налажено предметное взаимодействие государств-членов в различных областях, которое обеспечивалось более двумя десятками механизмов - от министерского до экспертного уровня. Параллельно уделялось серьёзное внимание установлению рабочих контактов и связей с международными организациями, прежде всего ООН и её специализированными учреждениями, а также СНГ, ОДКБ, АСЕАН и рядом других.

Важнейшим элементом всей деятельности ШОС стал принцип консенсуса при принятии решений, а также её открытость, предусматривающая, в том числе, различные формы сотрудничества с другими государствами, включая и их предусмотренное членство в новом объединении. Индия и Пакистан стали одними из первых государств, которым в 2005 г. был предоставлен статус наблюдателей (в числе других были также Монголия и Иран,

позднее к ним присоединились Афганистан и Белоруссия). В течение последних лет Дели и Исламабад проводили активную линию на развитие взаимодействия с ШОС по важнейшим направлениям и, прежде всего, в области безопасности.

Государства-члены ШОС были первыми в сообществе наций, кто согласовал подобный правовой акт на основе консенсуса. В ООН, например, почти 40 лет идут дебаты по выработке Всеобщей конвенции по борьбе с терроризмом.

Многогранная деятельность ШОС, интенсивные контакты по представляющим обоюдную заинтересованность проблемам и принятие по ним согласованных решений создает дополнительный позитивный фон, способствующий поддержанию и всемерному развитию атмосферы взаимного уважения и добрососедства.

Развивается важнейший постоянно действующий орган -Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС. В этой связи вопросы противодействия терроризму, экстремизму, как и в целом проблемы безопасности, были и остаются ключевыми в деятельности ШОС.

Саммит ШОС в Астане 8-9 июня 2017 года открыл новый этап развития организации. Одним из его значимых итогов стало предоставление Индии и Пакистану статуса полноправных членов объединения. Вступление в ШОС двух мощных и

авторитетных государств Южной Азии расширило потенциал и спектр возможностей работы организации, в том числе в сфере совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам. Был подведён итог работы ШОС в формате шести государств, и дан старт развития в новом формате восьми государств. Вступление в ШОС двух таких мощных и авторитетных держав, как Индия и Пакистан, придал мощный импульс сотрудничеству в самых разных сферах. Компетентные органы Индии и Пакистана помогут по-новому взглянуть на проблемы региональной безопасности, в том числе в отношении Республики Афганистан.

Семнадцатую встречу Совета глав государств членов ШОС 8-9 июня 2017 г. в Астане можно с полным основанием охарактеризовать как значимую веху не только для дальнейшего развития ШОС, но и всей структуры международных отношений на евразийском пространстве. Они в последние годы всё в возрастающей сте пени определяют динамику и общемирово го процесса в целом

Оформление официального присоединения к ШОС таких весомых игроков на региональной и мировой арене, какими являются ядерные Индия и Пакистан, существенно раздвигает трансрегиональные рамки Шанхайской организа-

ции, превращая её в крупнейшее международное объединение с охватом почти половины населения Земли и около трети общемирового ВВП. Новый исторический рубеж, который пересекла «Шанхайская восьмёрка», стал логическим завершением периода активной деятельности, в ходе которой ШОС, шаг за шагом наращивая свой политический капитал, превращалась в одну из влиятельных структур международного развития.

Расширение Шанхайской организации придаёт и новый импульс дальнейшему интересу к ней со стороны других государств и мирового сообщества, в целом. Открываются и дополнительные благоприятные возможности для расширения географии её международных связей, а также диалога с другими многосторонними структурами. Такое движение представляется всё более целесообразным в интересах обеспечения региональной и международной стабильности, совместного противодействия новым вызовам и угрозам, решения насущных экономических проблем и, в целом, для постепенного создания принципиально новых международных отношений. Одновременно вопросы противодействия терроризму, экстремизму остаются ключевыми в деятельности ШОС.

Нарастающая террористическая активность в различных регионах мира диктует

необходимость совершенствовать и развивать методы и приемы совместной борьбы с этим злом. Принятое в Астане заявление глав государств-членов ШОС о противодействии международному терроризму является важным политическим документом, содержащим оценки состояния дел, подходы к укреплению международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и призыв к мировому сообществу объединиться в рамках широкой международной антитеррористической коалиции в противодействии глобальному терроризму.

Главную угрозу ШОС связывает с проблемой иностранных боевиков-террористов. Это люди, которые выехали из стран, входящих в шанхайскую семью для участия в деятельности международных террористических организаций в афгано-пакистанской зоне, и в первую очередь в сирийско-иракской зоне. Свои усилия компетентные органы сконцентрировали на том, чтобы, во-первых, предотвратить выезд этот людей, максимально сократить количество выезжающих, а во-вторых, организовать работу надлежащим образом с теми боевиками, которые возвращаются в страны исхода. Люди, которые принимали участие в боевых действиях, обладают знаниями, опытом, навыками, но и, самое главное, они мотивированы на продолжение террористической деятельности уже в тех странах, откуда они выехали, и поэтому

представляют большую угрозу. Благодаря взаимодействию спецслужб, правоохранительных и иных компетентных органов стран шанхайской семьи, удалось задержать и привлечь к уголовной ответственности большое количество лиц из этой категории.

Одна из актуальных задач на ближайшую перспективу -практическое подтверждение готовности к активному участию в постепенном строительстве многогранной евразийской идентичности и региональной безопасности с равным учётом интересов всех участников процесса. Поэтому проблематика безопасности в самом широком смысле слова, в том числе и противодействие терроризму и экстремизму, остается в сфере приоритетного внимания «Шанхайской восьмёрки». Сталкивающиеся с этими же вызовами Индия и Пакистан могут и готовы вносить свой существенный вклад на данном направлении, включая участие в работе Региональной антитеррористической структуры ШОС.

Принятие Конвенции ШОС по противодействию экстремизму более чем актуально. Государства-члены Организации не только выразили глубокую озабоченность эскалацией проявлений экстремизма в 21 веке, но и объединились в понимании связи экстремизма и терроризма.

Конвенция 2017 года закрепляет комплексную систему мер противодействия экстремизму

по сравнению с предыдущими правовыми актами, определяет и устанавливает пределы юрисдикции сторон, в том числе при наличии взаимной компетенции.

До принятия нового документа в 2017 году сотрудничество государств-членов ШОС в указанной сфере регламентировалось двумя документами: Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года и Концепцией сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 5 июля 2005 года. Конвенция от 2001 года впервые закрепила понятие «экстремизм», принцип неоправдания и неотвратимости наказания за совершение данной категории преступлений, определила субъекты взаимодействия, формы, направления и механизмы сотрудничества. Концепция от 2005 года предметно и структурированно определила основные цели, задачи, принципы, направления, формы и механизмы взаимодействия в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.

Экстремизм был определен как «какое либо деяние, направленное на насилъ ственный захват власти или насилъ ственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства а равно насильственное посягательство на обще ственную безопасность...»

С течением времени в документах ШОС наблюдается не только увеличение количества дефиниций в сфере противодействия экстремизму, общих для пространства ШОС, но и развитие уже существующего понятийного аппарата, что говорит о своевременной реакции на изменение политической конъюнктуры и ситуации в сфере безопасности.

В Конвенции ШОС по противодействию экстремизму 2017 года это определение отнесено к понятию «экстремистский акт», что стало более содержательно и раскрывает формы данной деструктивной деятельности. Термин «экстремизм» раскрывается не как «деяние», а как «идеология и практика». Закреплены также по нятия «финансирование экстремизма», «экстремистские материалы», «экстре мистская организация», «противодействие экстремизму» и другие

В документе экстремизм определяется как питательная среда терроризма, представляющего угрозу миру и безопасности, территориальной целостности государств, развитию дружественных отношений между ними и обеспечению прав и свобод человека. Государства-члены ШОС особо подчеркнули недопустимость использования экстремизма в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей.

Важнейшей новацией документа является общее видение

правовых основ противодействия насильственному покушению на законную власть не только в контексте растущих террористических угроз, но и в более широком смысле предупреждения любого государственного переворота. Конвенция стала стержневым, системообразующим актом, вокруг дефинитивных норм которого на пространстве ШОС формируется весь массив антиэкстремистского законодательства. Этот документ - коллективный ответ ШОС на новые формы, методы и специфику экстремист-кой деятельности. Помимо существующих направлений противодействия Конвенция акцентирует внимание на разработке и реализации мер, включающих в себя предупреждение распространения экстремистской идеологии, предотвращение использования сети Интернет в экстремистских целях, усиление пропагандистской деятельности и патриотического воспитания, взаимодействие с международными и региональными организациями, исследовательскую деятельность, защиту потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и другие.

Конвенция формирует механизмы взаимодействия в сфере предупредительно-профилактической деятельности, совместного противодействия экстремизму, в том числе при проведении оперативно-ра-

зыскных и процессуальных действий, принятия мер обеспечения ответственности и конфискации имущества физических или юридических лиц, причастных к совершению экстремистских преступлений, информационного обмена, оказания правовой помощи, способствует унификации национальных законодательств.

В современных условиях особую опасность представляет распространение террористической идеологии и пропаганды, включая публичное оправдание терроризма с целью подстрекательства к совершению террористических актов. В этой связи ШОС намерена наращивать совместные усилия по противодействию радикализации общества, ведущей к проявлениям край-

них форм экстремизма, в том числе к терроризму, прежде всего среди молодёжи, а также по профилактике религиозного, этнического, идеологического и политического экстремизма, этнической и расовой нетерпимости, ксенофобии. Наряду с сотрудничеством по линии правоохранительных и судебных органов особый акцент в этой работе будет сделан на усилении ведущей роли государств в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму с добровольным и ответственным привлечением потенциала структур гражданского общества, в том числе традиционных религиозных организаций, образовательных и научных учреждений, СМИ, общественных и неправительственных объединений

День открытых дверей в штаб-квартире ШОС

государств-членов ШОС, действующих на их территориях в соответствии с национальным законодательством.

Новые угрозы международной безопасности требуют совершенствования методов борьбы с ними, принятия адекватных и своевременных мер. Конвенция 2017 года, подписанная в ходе саммита в Астане, сохраняет преемственность предыдущих актов и направлена на совершенствование механизма противодействия экстремизму и терроризму в пространстве ШОС, развивает положения Стратегии развития ШОС до 2025 года, «перекликается» с основной тематикой и проблемами, решаемыми в рамках Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Ключевой основой укрепления взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членами ШОС выступает взаимодействие в гуманитарной сфере. Налаженный в рамках ШОС устойчивый диалог различных культур и цивилизаций способствует их взаимному обогащению и, в конечном итоге, большему взаимопониманию. Диалог культур сплачивает людей, объединяет их на основе общих гуманистических ценностей и устремлений, исключает проявления ксенофобии, религиозной или этнической нетерпимости, дискриминации по национальному признаку. Именно в этом заключается главная цивилиза-ционная миссия ШОС.

Богатое историческое и культурное наследие народов стран ШОС, воплощённое в объектах материального культурного наследия составляет около 20% репрезентативного списка ЮНЕСКО. Знакомство с ними дарит уникальную возможность соприкоснуться с живой историей Евразийского макрорегиона, погрузиться в пёструю палитру национальных и культурных особенностей, глубже понять мироощущение проживающих в нём людей.

В этом контексте углубление культурных связей в рамках ШОС, укрепление взаимопонимания между народами, уважение культурных традиций и обычаев государств-членов, сохранение и поощрение многообразия культур, проведение международных выставок, фестивалей и конкурсов, интенсификация культурного обмена и сотрудничества между странами, а также изучение и сохранение культурного и природного наследия региона - будут оставаться в числе важнейших приоритетов практической работы ШОС по продвижению мира, обеспечению безопасности и поддержанию устойчивого развития.

Руководствуясь положениями Соглашения о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремист-

ской деятельности от 2006 года и Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии государств-членов ШОС по пограничным вопросам от 2015 года, государства-члены будут и далее развивать взаимодействие по предотвращению деятельности и перемещения иностранных террористов-боевиков и террористических групп посредством эффективного пограничного контроля; обмена информацией о лицах, причастных к террористической деятельности; подложных и похищенных документах, удостоверяющих личность; проведения совместных расследований террористических преступлений транснационального характера.

Государства-члены намерены также развивать сотрудничество по противодействию деятельности физических и юридических лиц по вербовке, обучению и использованию террористов, публичным призывам к террористической деятельности или оправданию актов терроризма, финансированию террористической деятельности.

ШОС не является военным блоком, однако бескомпромиссная борьба с террористической угрозой диктует необходимость развития и укрепления механизмов, своим остриём направленных на радикальное искоренение террористической деятельности. В этой связи ШОС продол-

жает практику проведения на регулярной основе совместных антитеррористических учений, в том числе, учений «Мирная миссия».

Исходя из опыта деятельности международных организаций, можно сделать вывод, что сотрудничество государств в рамках одного региона является наиболее эффективным. Нормативно-правовые решения, апробированные на региональном уровне, могут послужить хорошей основой, а зачастую даже образцом для заключения универсальных договоров. Необходимо подчеркнуть, что учёт изменяющихся международно-правовых стандартов, совершенствование национального законодательства, системный и комплексный характер антитеррористических мер позволят повысить эффективность политики государств в сфере борьбы с терроризмом [3].

Литература:

1. Соловьев М.В., Агаркова Д. А. Противодействие идеологии терроризма среди молодёжи // Обзор. НЦПТИ. 2017. № 10. С. 32.

2. Колегова О.Ю. Ключевые сферы международного сотрудничества в рамках ШОС // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 6 (33). С. 166.

3. Нигматуллин Р.В. Деятельность международных организаций по совершенствованию нормативной базы борьбы с терроризмом: история и тенденции развития // Правовое государство: теория и практика. 2014. 4 (38). С. 166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.