Научная статья на тему 'Сотрудничество с национальными культурными центрами как важное условие формирования нравственных качеств'

Сотрудничество с национальными культурными центрами как важное условие формирования нравственных качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЕ / CONDITION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / АКТУАЛЬНОСТЬ / RELEVANCE / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNOPEDAGOGICS / АКТУАЛИЗАЦИЯ / UPDATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морданова Светлана Мугтасимовна

Данная статья раскрывает у студентов колледжа актуальность формирования нравственных качеств, которые детерминируются нормативными документами Казахстана и Российской Федерации. Аргументирован выбор трех условий, результативно влияющих на решение данной проблемы. Особое внимание уделено сотрудничеству с национальными культурными центрами как авторскому условию успешного формирования нравственных качеств. Результаты сформированности нравственных качеств у студентов колледжа представлены в сравнении на разных этапах эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation with national cultural centers as an important condition for the formation of moral qualities

This article opens relevance of formation of moral qualities at students of college who are determined by normative documents of Kazakhstan and the Russian Federation. The choice of three conditions which are productively influencing the solution of this problem is reasoned. Particular attention is paid to cooperation with national cultural centers as a condition of copyright successful formation of moral qualities. Results of formation of moral qualities at students of college are presented in comparison at different stages of experiment.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество с национальными культурными центрами как важное условие формирования нравственных качеств»

УДК 373 ББК 74.464

С.М. Морданова

сотрудничество с национальными культурными центрами как важное условие формирования нравственных качеств

Данная статья раскрывает у студентов колледжа актуальность формирования нравственных качеств, которые детерминируются нормативными документами Казахстана и Российской Федерации. Аргументирован выбор трех условий, результативно влияющих на решение данной проблемы. Особое внимание уделено сотрудничеству с национальными культурными центрами как авторскому условию успешного формирования нравственных качеств. Результаты сформирован-ности нравственных качеств у студентов колледжа представлены в сравнении на разных этапах эксперимента.

Ключевые слова, условие, взаимодействие, нравственные качества, актуальность, этнопедагогика, актуализация.

S.M. Mordanova

cooperation with national cultural centers as an important condition for the formation

of moral qualities

This article opens relevance of formation of moral qualities at students of college who are determined by normative documents of Kazakhstan and the Russian Federation. The choice of three conditions which are productively influencing the solution of this problem is reasoned. Particular attention is paid to cooperation with national cultural centers as a condition of copyright successful formation of moral qualities. Results of formation of moral qualities at students of college are presented in comparison at different stages of experiment.

Key words condition, interaction, moral qualities, relevance, ethnopedagogics, updating.

Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы: возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахского народа и других национальностей, проживающих в стране, являются одной из важнейших задач государственности. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено на сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма, этническое возрождение народа.

Современная педагогика находится в активном поиске новой парадигмы воспитания, способной эффективно влиять на духовно-нравственное развитие подрастающих поколений [2], в процессе которого формируется признание мно-

гокультурности мирового общества, создается возможность поддержания традиций, побуждение личности к активному творческому созидательному изменению существующих в жизни проблемных ситуаций [3]. Особый подход в решении проблемы формирования нравственных качеств у подрастающего поколения необходим в молодежной среде. Но, обобщая сказанное, отметим, что пути решения данной задачи осложнены негативными изменениями в общественной жизни. Реформы, произошедшие за последние десятилетия в Казахстане, значительно изменили социально-культурную жизнь, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения [5]. Но нравственные качества (в частности, патриотизм, межэтническая толерантность, ответственность) не являются значи-

мыми для студенческой среды. Особенно актуальна проблема формирования нравственных качеств у студентов, обучающихся в колледже, получающих специальность на базе основного общего образования.

В соответствии со сказанным, следует отметить, что преподавательскому составу необходимо целенаправленно формировать нравственные качества обучающихся студентов, что позволит им не только успешно пройти адаптацию в учебном учреждении в процессе образовательной деятельности, приобрести чувство ответственности за свои действия, осознать необходимость устойчивой социально-политической обстановки в социуме, но и поможет вхождению подрастающего поколения в жизнь общества и его становлению в качестве субъекта конкретного исторического процесса. На данном этапе формирование нравственных качеств в условиях колледжа у обучаемых, находящихся в единстве с представителями других этносов, - важная задача, так как студенты - это многонациональная социальная группа.

Включенный в диссертационное исследование раздел, раскрывающий педагогические условия реализации экспериментальной области работы, выявляет становление той среды, способной повысить эффективность рассматриваемого вопроса, описание которой позволяет раскрыть авторское видение решения изучаемой проблемы, определяет его место в образовательном процессе и связано с анализируемым состоянием и представлением сочетания условий, непосредственно влияющих на эффективное использование потенциала рассматриваемого педагогического феномена.

Для более полного раскрытия сущности и содержания педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики, обратимся к рассмотрению понятия «условие».

Термин «условие» трактуется в словаре С.И. Ожегова как, во-первых, «обстоятельство, от которого что-либо зависит», во-вторых, как «требование, предъявляемое одной из договаривающихся сто-

рон», и, в-третьих, как «правило, установленное в какой-либо области жизнедеятельности и требования, из которых следует исходить» [4].

Процесс формирования нравственных качеств является сложной системой, реализация которой возможна в сознательно созданных условиях, которые мы, вслед за Е.А. Гнатышиной, представляем как систему [1], и в связи с этим определение данных понятий является основным путем достижения результата.

Мы выделили три педагогических условия формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопе-дагогики:

- сотрудничество с национальными культурными центрами (НКЦ);

- актуализация этнических особенностей студентов, обучающихся в колледже;

- взаимодействие преподавательского состава и родителей в системе учебно-воспитательного процесса в колледже.

Остановимся более подробно первом условии - сотрудничество с национальными культурными центрами.

В образовательном процессе учебных учреждений (который, на наш взгляд, будет результативным при условии сотрудничества с национальными культурными центрами, в связи тем, что задачей работы данных структур является приобщение молодежи к ценностям народа, определенного этноса), скрыт огромный потенциал в вопросе формирования нравственных качеств. Основной целью многих направлений деятельности центров является создание убеждений, базирующихся на знании и понимании самобытности культур различных этносов, умении уважительно относиться к ценностям народа, этническим особенностям, осознании сохранения культуры мира. Для более полного раскрытия условия, определим понятие лексемы «национальный культурный центр» (НКЦ), которое трактуется как организация, образованная представителями определенного этноса, объединенных задачей возрождения, пропаганды или приобщения к национальным культурным ценностям представителей народов, населяющих Республику Казахстан. Тождественен это-

_ со

£ ГС ф *

.о X _ I .0 Ф

I со

^

5 та 5 а-

^ к к

х

го ш о

л

X .0

с; го

X О О. ^ О

ГО

X <и ^

ей

о ^

о >.

О)

^го Ь ^

О «

О ^

о

му понятию конструкт «этнокультурные объединения», которые «Этнополити-ческий словарь» объясняет «как организации в форме общественных объединений, призванные способствовать развитию этнической культуры, языка, сохранению традиций и обычаев этнических групп в стране проживания».

В соответствии со сказанным деятельность центров направлена на:

- приобщение личности к языку (каждый НКЦ открыл воскресные школы), литературе, истории, развитие интереса к изучению традиций своего этноса, направленное на сохранение самобытности народа;

- внедрение системы формирования нравственных качеств через процесс передачи этнокультурного наследия;

- формирование культуры межнациональных отношений вследствие посещения центров представителями разных национальностей.

Следует отметить, что каждая структура работает по индивидуальному плану, составленному на год, раскрывающему задачи Ассамблеи народа Казахстана и государственных документов. В рамках нашего исследования содержание воспитательных планов национальных культурных центров и колледжа тождественны, вследствие одинакового направления работы: мероприятия, посвященные актуальности изучения языка, нравственного, патриотического, спортивного, духовного воспитания, вопроса преемственности поколений. Проанализировав данные изучения деятельности национально-культурных центров, определим факторы сотрудничества.

К объективным факторам, определяющим задачу сотрудничества с национальными культурными центрами в процессе формирования нравственных качеств, мы отнесли: содержание государственного образовательного стандарта по учебным дисциплинам; нормативные документы (календарно-тематические, рабочие, учебные, воспитательные планы), разработанные и нормативно закрепленные требования к работе преподавателя (использование определенных методик или технологий, частота и вид форм ра-

боты со студентами и т. д.); степень заинтересованности обучаемых.

Субъективными факторами выступают: опыт индивидуальной педагогической деятельности; квалификация преподавателя; личностное отношение не только к преподаваемому предмету, но и внеклассной работе.

Современное студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи формирования нравственных качеств: вследствие достигнутого уровня развития возросшие возможности подростка вызывают у него актуализацию позиционирования себя как самостоятельной личности, потребности самоутверждения, признания со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей.

Одним из определяющих моментов в развитии личности студента является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. Стремление к познанию и оценке определенных качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психической жизни и отношением личности, необходимость сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Таким образом он создаёт представление о себе как личности.

Студентам с их возросшей умственной пытливостью интересна такая организация общения, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки, спор. Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка - поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод.

Особенности данного возраста требуют очень внимательного воспитательного подхода. Предъявление подростку растущих требований должно сочетаться с уважением к нему, с изменением видов контроля, которому необходимо придавать более тактичные формы, в частности - устранять мелочный контроль и назойливую опеку, отказаться от авторитарного, диктаторского тона.

Все сказанное нами учитывает сотрудничество с НКЦ, которое предусматривает широкий охват студентов посредством их включения в процесс формирования нравственных качеств.

В нашем исследовании сотрудничество мы рассматриваем как совместную деятельность преподавателей (кураторов), студентов и активистов НКЦ, которая направлена на достижение цели в процессе взаимодействия всех субъектов.

Внедрение данного условия в образовательный процесс мы определили следующими этапами:

1) Ознакомление студентов с деятельность национальных культурных центров путем проведения встреч, бесед, круглых столов с руководителями и активистами центра, экскурсий, пассивного наблюдения за проведением мероприятий с последующим анализом, обсуждением, нахождением интересных задумок. Данные виды работ позволяют студентам не только узнать новую информацию о разных этносах, но и решить проблему этнического самоутверждения;

2) Составление плана мероприятий, в которых студенты желают принять участие, приобщение к данному этапу родителей с целью оказания консультативной помощи. Второй этап характеризуется появлением мотивации студентов как основного из аспектов формирования нравственных качеств;

3) Непосредственное участие в мероприятиях, организованных и проводимых национальными культурными центрами (фестивалях, дебатах, конкурсах, форумах и т.д.), что способствует самовыражению, самоопределению, формированию этнического самосознания, социально-этических норм поведения в сфере межнациональных отношений (межэтнической толерантности), ответственности за порученное дело.

Студенты, как субъекты образовательного процесса, отражают влияние преподавателей (кураторов) и действуют в соответствии со своим мировоззрением, которое включает уровень сфор-мированности нравственных качеств, способностей и т. д. При этом в процессе

происходит присвоение данных характеристик на фоне развития будущих специалистов.

Отметим, что специфика работы субъектов в рамках данного условия связана с тем, что в процессе формирования нравственных качеств возлагается важная функция на проведение педагогических действий в образовательном процессе через сотрудничество с НКЦ, при котором данные от преподавателей служат источником определения дальнейших действий по его усовершенствованию. Именно это обеспечивает установление точной картины состояния связи между уровнями управления: уровнем стратегического управления и контроля, уровнем взаимодействия и его отражением между НКЦ и образовательным учреждением. Реализация данного условия осуществляется путем проведения встреч, круглых столов, диалоговых площадок, мероприятий (фестивалей, конкурсов, форумов), тренингов, семинаров и др.

Реализованные мероприятия являются важным звеном процесса, поскольку упорядочивают деятельность субъектов на каждом уровне проведения исследования, оказывают непосредственное влияние на развитие процесса формирования нравственных качеств.

В ходе экспериментальной работы сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов эксперимента позволил подтвердить положительную динамику, которая произошла в процессе формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики (уровень нравственных качеств повысился в ЭГ-1 более чем на 33%).

Таким образом, результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены. Выявленные педагогические условия действительно обеспечивают эффективность процесса формирования нравственных качеств средствами этнопеда-гогики.

Библиографический список

^ со

£ гс ф *

i !

.0 Ф

I со

^

5 го 5 а-

^ к

— к

х

го со о

л

X

.0 ц

го

X О О. ^ О

ГО

X ф

О 5 ^ ей

о о

СО с;

£ |£

^го

£^С0

Я ГС

О ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения [Текст]: монография / Е.А Гнатышина. - СПб. : Кн. Дом, 2008. - 410 с.

2. Дивногорцева, С.Ю. Развитие православной педагогической культуры в современной России [Текст] / С.Ю. Дивногорцева // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 50-59.

3. Жумаканова, Р.А. Развитие образования в Республике Казахстан и воспитание гражданственности у школьников [Текст] / Р.А. Жумаканова // Вестник академии педагогических наук Казахстана. - 2010. - № 4. - С. 66-68.

4. Полынская, И.Н. Воспитательный потенциал этнохудожественного образования школьников в условиях поликультурного образовательного пространства / И.Н. Полынская // Образование и наука. - 2009. - № 7. - С. 104-115.

5. Тажимишев, А.А. О цели нравственного воспитания подрастающего поколения / А.А. Тажи-мишев // Билим-Образование. - 2009. - № 5. - С. 122-124.

References

1. Gnatyshina E.A. Competence-oriented management of the vocational training teachers' preparation. SPb.: Kn.Dom, 2008. P.410. [in Russian].

2. Divnogortseva S.Yu. The development of orthodox pedagogical culture in present-day Russia. Pedagogika. 2011. P. 50-59. [in Russian].

3. Zhumakanova R.A. The development of education in the Republic of Kazakhstan and the fostering of civic consciousness in schoolchildren. Vestnik akademiipedagogicheskih nauk Kazahstana. 2010. P. 66-68. [in Russian].

4. Polynskaya I.N. Educational potential of ethnoart education of students in a multicultural educational environment. Obrazovanie i nauka. 2009. P. 104-115. [in Russian].

5. Tazhimishev A.A. On the purpose of moral education of the younger generation. Bilim-Obrazovanie. 2009. P. 122-124. [in Russian].

Сведения об авторе:

Морданова Светлана Мугтасимовна,

преподаватель русского языка и литературы, Костанайский социально-технический колледж, г. Костанай. Е-таИ smordanova@inbox.ru

Information about the author: Mordanova Svetlana Mugtasimovna,

The teacher of the Russian language and literature, Kostanai

E-mail: smordanova@inbox.ru

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.