УДК 371:371.011 ББК 74. 65:74.200.51
С.М. Морданова, Д.А. Морозова
этнопедагогика как фактор становления личности в современном обществе
В статье рассматривается этнопедагогика как важный фактор становления личности в студенческой среде на современном этапе, различные средства этнопедагогики, дана их характеристика, раскрыты определения. Уточнено влияние каждого средства на студента, раскрыта актуальность данного вопроса в аспекте напряженной ситуации в социуме.
Ключевые слова: этнопедагогика, личность, средства, обычаи, традиции, специфические средства.
S.M. Mordanova, D.A. Morozova
ethnopedagogy as a factor of formation of a person in the modern society
The article considers ethnopedagogy as an important factor in the formation of the personality in the student environment at the present stage, various means of ethno-pedagogy, their characteristics are given, definitions are disclosed. The influence of each means on the student is clarified, the urgency of this issue is revealed in the aspect of the tense situation in the society.
Key words: ethnopedagogy, personality, means, customs, traditions, specific means.
Одной из задач, отмеченной в законодательном документе «Об Ассамблее народа Казахстана», является участие в разработке и реализации мер в сфере межэтнической толерантности и общественного согласия, развития государственного языка и других языков народа Казахстана. На данный момент для развития общества необходимо решение глобальной задачи - воспитание современной молодежи, способной сохранить единство межэтнических отношений [2].
В связи с различными политическими процессами, происходящими в мире, в образовательных учреждениях необходимо систематизировать учебно-воспитательную деятельность в аспекте развития личности студента, направленную на формирование значимых моральных качеств.
Анализ вопросов формирования нравственных качеств показал, что решение проблем на современном этапе состояния процесса и установление результативных направлений развития данного феномена обеспечивает активизация идей этнопедагогики в образовательных учреждениях.
По утверждению М.Е. Ержанова, в Республике Казахстан основу системы образования должны составлять национальные ценности и идеи, сложившиеся на данной территории в процессе развития и сплочения различных наций, и включать культурное наследие казахского народа и других казахстанских этносов, духовные и нравственные традиции.
Этнопедагогика - сравнительно новый раздел педагогической науки. Исследовательские работы в данном направлении активно проводились во второй половине 20 в., но необходимо отметить, что частично вопросами в области этнического воспитания занимались К.Д. Ушинский, П.И. Ковалевский, П.А. Кропоткин.
Г.В. Нездемковская определила эт-нопедагогику как междисциплинарную область научного знания, сформировавшуюся на стыке этнокультуры, этнопсихологии, изучающую традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала
ф са
Ь ф
^
ю о
о
X
X
ф
ф ^
са о о
I-
о о
X
т
S
с; к s
X
ф
^
m о
X
га I-
о
О
Ё го
го ^
го
ГО
ч ф
С О X I-
О
в современных учебно-воспитательных системах.
Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Г.Н. Волков, который определил ее как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе вос-
питания, и претерпевающую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа [4].
Соответственно, в условиях образовательного процесса в многонациональных коллективах учебного учреждения необходимо применять универсальные средства воспитания, характерные для каждого этноса (табл. 1).
Табл. 1. Характеристика средств этнопедагогики
№ Средство этно-педагогики Значение понятия «средства этнопедагогики» Возможности средств этнопедагогики Примеры
1 Загадки Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке Решение задач умственного воспитания Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (рус.)
2 Пословицы Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм Формирование нравственных качеств Гость адыга сидит в крепости (в безопасности, адыг.); Долг детей - уважение матери, послушание отцу (каз.)
3 Песни Стихотворение и музыкальное произведение для исполнения голосом (созданное народом) Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного Во поле береза стояла (русск.); Кыр казлары, Алиема (песня о матери, та-тарск.)
4 Традиции Форма поведения, передающаяся от поколения к поколению (образ действий, идеи) Формирование сознательного восприятия нравственных норм Путь к роднику (татар.); укладывание в колыбель (бесш, киргиз.); новруз (Сялями, азерб.)
5 Обычаи, обряды Традиционно установившиеся правила общественного поведения Осознанная выработка позиций, взглядов Имя наречение, тусау кесу, надевание сережек (каз.)
6 Айтыс Песенное состязание акынов Формирование ответственного отношения к своим действиям Айтыс Сары и Биржан-сала (каз.)
го ш о
со
о
О
< С
(О ей о
X
го ^
о
о
В работах Г.Н. Волкова выстроена система организации учебно-воспитательного процесса, включающая средства этнопедагогики, основанная на осмыслении основных ценностей различных этносов - истины, добра и красоты, которые отображаются в различных фольклорных жанрах: загадках, пословицах и песнях. Каждое из них направлено
на решение своей задачи: загадки - на умственное, пословицы - на нравственное, песни - на эстетическое воспитание.
В качестве основных средств воспитания этнопедагогика использует все компоненты народной педагогики: фольклор, песню, сказку, пословицы, поговорки, традиции и обычаи. Существуют и своеобразные средства воспитания ко-
чевников - благословление, клятва, напутствие, айтыс (песенные состязания), которые раскрывают содержание воспитания и обучения студентов: данные средства переходят в форму проведения мероприятий, характеризующих основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Народные наставления подчас содержат прямые воспитательные советы, почти полностью соответствующие рекомендациям современных педагогов и психологов.
Важную роль в вопросах формирования нравственных качеств играют педагогические наставления, стимулирующие студентов на соответствующее поведение в обществе, используемые зачастую в процессе бесед, восприятие которых составляют основу этнопедаго-гических воззрений, определяющих задачу воспитания в различных аспектах.
Принимая во внимание распространенность такой сложной формы народного поэтического творчества, как песня, мы можем утверждать, что она является формой влияния - раскрываются целевые установки личности. Необходимо отметить, что данное средство этнопеда-гогики применимо не только во внеурочной деятельности, но и в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.
Резюмируя сказанное, приходим к выводу об универсальной функциональной значимости песен и пословиц в формировании нравственных качеств.
Сегодня перед исследователями стоит задача формирования нравственных качеств в рамках становления личности, которая способна осознавать, давать оценку своим действиям, решающим проблемы этнической направленности. В аспекте сказанного отметим, что мировая культура вбирает в себя лучшие достижения традиционных этнических культур, вековых традиций, основанных на общечеловеческих ценностях.
В данном аспекте уточним, что целью традиции как средства этнопедаго-
гики является сбор информации педагогического воздействия в разрезе воспитания и формирования личности. Обычаи определяют форму общественного поведения, которое формирует шаблон выработки поведенческих действий в социуме, отражающуюся в определенных моментах в сознании индивидуума, содействующего интересу к этнокультуре. Опыт доказывает, что традиции и обычаи являются одними из результативных средств развития личности на протяжении длительного времени.
Философский энциклопедический словарь трактует термин «традиция» как передачу духовных ценностей от поколения к поколению [1]. Предлагает рассматривать понятие как систему условий духовно-нравственного становления личности М.В. Захарченко [5].
Термины «традиция», «обычай» сходны по структуре с термином «обряд», «ритуал». Обряд, будучи действенной частью традиции, присутствует на определенном этапе жизни индивида, характеризуется установленным типом поведения. Одна из основных задач обряда, содержащего ритуал, церемонию, - это формирование нравственных качеств личности, который как часть обычая регулирует норму поведения, привычного уклада личности. Обряды и ритуалы являются структурными составляющими обычая.
Необходимо обратить внимание на проблемы в становлении личности в студенческий период, так как именно в данное время складываются основные черты личности, формируются стержневые социально-психологические свойства и механизмы регуляции поведения. Кризисы данного возраста связаны со стремлением показа сформированной личности, главенствующими признаками выступает «чувство взрослости» интерпретация оценки происходящего, связанная с осознанием адекватности своих действий. Активно идет формирование моральных качеств, определенных взглядов, позиций, принципов, которые становятся руководящими в выборе стиля поведения, сущности самооценки: в нее включаются этические
ф
CÛ
ь ф
Ю О
О X
X
ф
s ф
CÛ
о о
I-
о о
X
т s с; к s
X
ф
с;
CÛ
о
X
го
I-
о
Q.
О
го
го ^
го
го ч ф с о
X I-
О
проявления отношения к окружающим, собственные возможности, оценка качеств становится насущной задачей. Актуальность данной проблемы, на наш взгляд, дает возможность возродить систему этнического воспитания, которое с использованием обычаев, обрядов, а также традиций, связанных с народными праздниками, больше относится к функции семьи, а основанное на прогрессивных традициях, ориентированных на воспитание любви к Родине, взаимоотношения с представителями
других этносов, уважению к окружающим - к функции учебного заведения.
По мнению О.В. Аракелян, «построение этноориентированного учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных идей, народных традиций, культур и обычаев всех этнических групп студентов, а также их целенаправленная совместная деятельность должны способствовать решению актуальной проблемы этнического самоутверждения, самовыражения и самоопределения обучаемых» [3, с. 11].
Библиографический список
1. Аверинцев, С.С. Философский энциклопедический словарь [Текст] / С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
2. Алиев, Ж. Толерантность - залог стабильности (Роль Ассамблеи народа Казахстана в межнациональных отношениях) [Текст] / Ж. Алиев // Казахстанская правда. - 2007. - 3 мая. - С. 3.
3. Аракелян, О.В. Поликультурная школа - новая модель в системе образования [Текст] / О.В. Аракелян // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 11-13.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
5. Захарченко, М.В. Методологические основы образовательной области «Духовно-нравственная культура» [Текст] / М.В. Захарченко, игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко) // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40-46.
References
1. Averintsev S.S., Arab-Ogly E.A., Ilichev L.F. Philosophical encyclopedic dictionary. Moscow: Sovietskaia Encyclopedia, 1989. P.815. [in Russian].
2. Aliev Zh. Tolerance - is the key to stability (Role of the Assembly of the People of Kazakhstan in the In-terethnic Relations). KazakhstanskayaPravda, 2007. 3 may. P. 3. [in Russian].
3. Arakelyan O.V. The multicultural school - is a new model in the education system. Vospitanie shkol-nikov 2010. № 3. P. 11-13. [in Russian].
4. Volkov G.N. Ethnopedagogy. M.: Akademiya, 2000. P. 176. [in Russian].
5. Zaharchenko M.V., hegumen Georgii (Shestun), hegumen Kiprian (Yaschenko). Methodological foundations of the educational field "Spiritual and moral culture". Pedagogika, 2008. № 9. P. 40-46. [in Russian].
сведения об авторах: морданова светлана мугтасимовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, г. Костанай, Республика Казахстан. &mail: [email protected]
морозова Дина Аскатовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, г. Костанай, Республика Казахстан. &mail: [email protected]
Information about the authors: Mordanova svetlana Mugtasimovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Philology,
Kostanay branch of Chelyabinsk State University, Kostanay, Kazakhstan. E-mail: [email protected]
Morozova Diiia Askatovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Philology,
Kostanay branch of Chelyabinsk State University,
Kostanay, Kazakhstan.
E-mail: [email protected]