УДК 336.24
Габриелян А.А. студент 5 курса, факультет «Таможенное дело» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия, г. Москва Научный руководитель: Скудалова Т.В. Кандидат экономических наук, доцент СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются международные организации и объединения государств, которые осуществляют свою деятельность в рамках регулирования мировых экономических отношений, а в частности, валютной сферы, а также участия России в международном валютном регулировании и контроле.
Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, Банк России, Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, БРИКС.
Gabrielian A. fifth-year Student, Customs faculty Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Moscow, Russia Scientific advisor: Skudalova T.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor COOPERATION OF RUSSIA WITH INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF CURRENCY REGULATION
Annotation: The article describes and analyzes the international organizations and associations of states that carry out their activities within the framework of regulating world economic relations, and in particular, the monetary sphere, as well as Russia's participation in international currency regulation and control.
Keywords: currency regulation, currency control, Bank of Russia, International Monetary Fund, World Bank Group, BRICS.
Стремительное развитие финансовых отношений между государствами в условиях активно разрастающейся мировой торговли подталкивает их на построение отношений в валютной сфере. Это, в свою очередь, способствует более безопасному и эффективному осуществлению валютных операций между участниками рынка. Россия является участником многих международных организаций и объединений, занимающихся вопросами валютного регулирования, среди которых числятся: Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, БРИКС, Банк международных
расчетов и другие. Рассмотрим некоторые из организаций, в которых Российская Федерация принимает активное участие.
В 1944 году в преддверии окончания Второй мировой войны, в результате международных переговоров на конференции в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гемпшир, США, были учреждены Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Целью стран-участниц и учредителей было создание основы для экономического сотрудничества и развития, которая приведет к более стабильной и процветающей глобальной экономике после Великой депрессии и Второй мировой войны.
МВФ является специализированным учреждением Организации объединенных наций, основная цель которого - открыто обсуждать фискальную политику своих членов и избегать жестких валютных ограничений на международные валюты. Членство в МВФ открыто для любого государства, которое соответствующим образом проводит внешнюю политику и принимает Статьи соглашения и подзаконные акты, в соответствии с которыми действует Международный валютный фонд. Каждое государство-участник также обязано вносить средства в деятельность организации. Большая часть средств зачисляется на специальный счет, на который организация обращается, если стране-члену необходимы экстренные займы для стабилизации национальной экономики.
В то время как Международный валютный фонд содействует международному валютному сотрудничеству и предоставляет политические консультации и техническую помощь с единственной целью - помочь странам построить и поддерживать сильную экономику, Фонд также предоставляет займы и помогает странам разрабатывать политические программы для решения проблем платежного баланса96.
Что касается Всемирного банка, то его как международную организацию составляют два учреждения - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР). Вместе с тремя другими учреждениями, Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МИГА) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), все пять образуют Группу Всемирного банка.
Международная финансовая корпорация (МФК) предоставляет кредиты непосредственно частному сектору развивающихся стран. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА) предоставляет гарантии инвесторам в развивающихся странах от убытков, вызванных некоммерческим риском. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) служит арбитражным
97
органом для международных инвестиционных споров97.
96 Международный валютный фонд: [сайт]. URL: https://www.imf.org/ (дата обращения: 15.02.2019).
97 Группа Всемирного банка: [сайт]. URL: https://www.worldbank.org/ (дата обращения: 15.02.2019).
Преобладающая часть российской помощи мировому развитию в настоящее направляется через многосторонние институты, в т.ч. через Группу Всемирного банка. В сфере содействия развитию беднейших стран Всемирный банк является для России партнером по выбору. В частности, Россия выступает в качестве партнера Международной ассоциации развития (МАР) с момента 9-го пополнения капитала МАР в 1997 году, демонстрируя растущую поддержку и приверженность реализуемым Всемирным банком программам в области развития и трастфондам. Россия участвует в 17 траст-фондах МАР/МБРР. Программы Группы Всемирного банка в Российской Федерации отличаются уникальными проектами сотрудничества и новаторскими инициативами98. Среди них: предоставление субнациональных займов совместно с МБРР; оказание МБРР консультационных услуг на возмездной основе. Среди них можно отметить прямое кредитование регионов под суверенные гарантии и механизм финансирования аналитической работы и технического содействия для относительно бедных регионов. Так, в октябре 2015 года Всемирный банк представил доклад «Ведение бизнеса- 2015. Больше, чем эффективность». Согласно данным доклада, в России упрощен порядок открытия нового бизнеса за счет отмены требования внесения уставного капитала до регистрации компании, а также требования уведомления налоговых органов об открытии счета в банке.
Еще одной международной организацией, с которой Россия тесно сотрудничает по вопросам валютного регулирования является БРИКС. БРИКС - это группа государств, созданная по инициативе России и состоящая из Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и (с декабря 2010 года) Южно-Африканской Республики.
Влияние БРИКС на международной арене основано на растущей экономической мощи государств-членов, их важности как одной из главных движущих сил глобального экономического развития, большого населения и огромных природных ресурсов. Общая численность населения стран БРИКС составляет 3,17 млрд. человек99 (около 42% мирового населения), и они занимают 26% территории мира.
Политическое влияние БРИКС определяется тем, что государства группы являются авторитетными членами ведущих международных структур. Они сотрудничают в рамках ООН и других региональных и международных платформ по противодействию терроризму, обороту наркотических средств и коррупции, урегулированию конфликтов и обеспечению международной информационной безопасности.
Отношения между странами БРИКС основаны на Уставе ООН, общепризнанных принципах и нормах международного права, а также таких
98 Программа партнерства Группы Всемирного банка и России (апрель 2015) [электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/content/ (дата посещения 24.03.2019).
99 Численность населения Земли: [сайт]. URL: https:// www.all-populations.com/ (дата посещения 18.02.2019).
принципах, как: равенство, прагматизм, урегулирование споров мирным путем и ненападение в отношении третьих сторон. БРИКС - яркий пример укрепления коллективных усилий в мировых делах. Форматы взаимодействия между членами БРИКС включают регулярные ежегодные саммиты, встречи лидеров на полях саммитов G20, встречи Советников по национальной безопасности, встречи Министров иностранных дел (в том числе на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН),Министров финансов, управляющие Центральных банков и руководители других соответствующих министерств и ведомств, а также совещания рабочих групп по вопросам сотрудничества в различных областях.
Важным практическим результатом сотрудничества стран БРИКС в валютной сфере стал запуск Нового банка развития и Договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС, который был подписан 15 июля 2014 года на саммите в Форталеза, с внушительным объемом средств в 200 млрд. долл. США, что является не только солидной финансовой поддержкой для организации, но и свидетельством ее большого веса в международной экономике и финансах.
За время председательства России в БРИКС (апрель 2015 г. - февраль 2016 г.) был сделан важный шаг в направлении интенсификации, диверсификации и институционализации взаимодействия стран. БРИКС доказал свою важность и актуальность для решения общих задач в различных областях сотрудничества. На 7-м саммите группы (Уфа, 8-9 июля 2015 г.) были одобрены Уфимская декларация, Уфимский план действий и Стратегия экономического сотрудничества БРИКС, которые подтвердили стратегический характер партнерства БРИКС и определили направления деятельности пяти стран, что имело под собой долгосрочное сотрудничество стран100.
Немаловажным является сотрудничество преимущественно Центрального банка России с международной финансовой организацией -Банк международных расчетов (БМР). Миссия БМР состоит в том, чтобы служить центральным банкам в их стремлении к финансовой стабильности, содействовать международному сотрудничеству в этой области.
Основанный в 1930 году, БМР принадлежит 60 центральным банкам, представляющим страны со всего мира, на которые в совокупности приходится около 95% мирового ВВП. БМР выступает в качестве европейского вспомогательного органа Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Банк международных расчетов преследует свою миссию путем:
- стимулирования дискуссий и содействия сотрудничеству между центральными банками;
- поддержки диалога с другими органами власти, которые несут ответственность за содействие финансовой стабильности;
100 Центральный банк России: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 15.02.2019).
- проведения исследований и анализа политики по вопросам, имеющим отношение к валютно-финансовой стабильности;
- осуществления в роли главного контрагента для центральных банков в их финансовых операциях, а также агента или доверенного лица в связи с международными финансовыми операциями.
В рамках работы в области денежно-кредитной и финансовой стабильности БМР регулярно публикует соответствующий анализ и международную банковскую и финансовую статистику, которые лежат в основе выработки политики, научных исследований и публичных дебатов.
Одним из важных результатов сотрудничества Банка России с БМР стал запуск в 2016 году проекта Банка России по формированию управленческой отчетности для руководства Банка России «Пилот мобильного приложения для руководства Банка России по сводным метрикам и показателям». Значительным вкладом в реализацию данного проекта на начальном этапе стали результаты исследовательского проекта БМР по систематизации показателей, характеризующих эффективность деятельности центральных банков и разработки на их основе управленческой отчетности для руководства финансовых регуляторов.
Одним из важных вопросов повестки сотрудничества является экспертный диалог между БМР и Банком России. Банк России заинтересован в наращивании сотрудничества в области прямого обмена специалистами на временной основе (проектная работа, стажировки, обучение), либо привлечения специалистов БМР к участию в проектах и программах, реализуемых Банком России.
Итак, следует подытожить, что международные организации и союзы государств, главной миссией которых является экономический рост, развитие эффективной валютной и кредитно-денежной среды, функционируют, в первую очередь, для возможности межгосударственного сотрудничества в данной сфере, что позволяет продуктивно применять лучшие мировые опыты и знания специалистов для решения конкретных экономических задач.
Внесение изменений в законы страны для улучшения деловой среды и инвестиционного климата, гармонизация законов для внутренней согласованности, адаптация валютного законодательства к современным экономическим условиям являются следствием благоприятного сотрудничества государств и международных организаций. Также, активное взаимодействие органов валютного регулирования Российской Федерации с международными сообществами и другими государствами позволяет повышать уровень безопасности совершения валютных операций и расширения спектра услуг, предоставляемых участникам валютных отношений.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
2. Международный валютный фонд: [сайт]. URL: https://www.imf.org/ (дата обращения: 15.02.2019);
3. Группа Всемирного банка: [сайт]. URL: https://www.worldbank.org/ (дата обращения: 15.02.2019);
4. Центральный банк России: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 15.02.2019);
5. Программа партнерства Группы Всемирного банка и России (апрель 2015) [электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/content/ (дата посещения 24.03.2019).
6. Численность населения Земли: [сайт]. URL: https://www.all-populations.com/ (дата посещения 18.02.2019).