Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020
РАЗВИТИЯ международной и внешнеэкономической
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ
DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL AND FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA
УДК 341.1/8
Буклина Полина Андреевна, Юрист, ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ»
Buklina Polina Andreevna polyabuklina@gmail.com
Аннотация
В статье рассмотрены факторы и механизмы развития международной и внешнеэкономической деятельности Банка России с юридической точки зрения, а также ее модернизация. В статье рассматривается Банк России как мегарегулятор рынков. Раскрывается взаимодействие с различными финансовыми организациями и институтами. Рассматривается международное сотрудничество Банка России с Международным Валютным Фондом, Банком Международных расчетов, БРИКС. Анализируется правовой статус Банка России и ряд функций, способствуют и стабильности банковской системы.
Annotation
The article considers factors and mechanisms of development of international and foreign economic activity of the Bank of Russia from the legal point of view, as well as its modernization. The article considers the Bank of Russia as a mega-regulator of financial markets. Interaction with various financial
organizations and institutions is revealed. International cooperation of the Bank of Russia with the International Monetary Fund, the Bank for International settlements, and BRICS is considered. The article analyzes the legal status of the Bank of Russia and a number of functions that contribute to regulating and maintaining the stability of the banking system.
Ключевые слова: Банк России, Валютно-финансовое сотрудничество, Программы оценки финансового сектора, МВФ
Key words: Central Bank of Russia, Monetary and financial cooperation, FSAP, IMF
Одним из направлений деятельность Банка России является взаимодействие с международными финансовыми валютно-кредитными институтами. Банк представляет интересы Российской Федерации, участвует в решении вопросов, касающихся его компетенции.
Статьи 51-55 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации» регламентируют положения о международной и внешнеэкономической деятельность Банка России.
В соответствии с этими положениями, Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях центральных банков иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. В рамках своей компетенции, при реализации своих внешнеэкономических функций Банк России имеет право запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима
сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, и учитывать требования законодательства иностранных государств. Кроме того, Банк России выдает разрешение на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.
Также Центральный Банк устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю, является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами. Для осуществления своих функций может открывать представительства на территориях иностранных государств.
Необходимо отметить, что Банк России ведет активную международную деятельность. Международная деятельность является необходимым направлением деятельности центральных банков. Взаимоотношения центральных банков с различными финансовыми институтами и организациями помогают взаимодействовать национальной экономике с мировым хозяйством. Валютно-кредитные и финансовые институты в своем роде самые разные, но имеют важное значения для развития современной национальной экономики независимо от уровня ее
развития. Международные финансовые институты и организации осуществляют следующее:
• предоставляют международные кредиты и займов;
• проводят различные форумы, встречи, семинары с целью выработки эффективных рекомендаций в области денежно-кредитной, финансовой, валютной политики;
• делятся и распространяют информация, которая относится к денежно-кредитной и финансовой областям;
• проводят научные исследования по актуальным экономическим проблемам, в первую очередь валютно-кредитным и финансовым.
Центральный Банк взаимодействует с различными финансовыми организациями и институтами, а именно:
• Международный валютный фонд
• Банк Международных расчетов
• Межгосударственное объединение БРИКС
• Организация экономического сотрудничества и развития
• Группа Всемирного Банка
Международный Валютный Фонд включает в себя 189 стран вместе с Российской Федерацией. РФ вступила в МВФ в 1992 году и за период участия в данной организации страна привлекла около 15,6 млрд. СДР с целью поддержания устойчивости финансовой системы. С 2005 года Россия является кредитором Международного Валютного Фонда. Кроме этого, она является участником Плана финансовых операций Фонда, и входит в круг участников, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
Одним из важных результатов сотрудничества Банка России с БМР в 2016 году стал запуск проекта Банка России по формированию управленческой отчетности для руководства Банка России «Пилот мобильного приложения для руководства Банка России по сводным метрикам и показателям». Значительным вкладом в реализацию данного
проекта на начальном этапе стали результаты исследовательского проекта БМР по систематизации показателей, характеризующих эффективность деятельности центральных банков и разработки на их основе управленческой отчетности для руководства финансовых регуляторов.
Использование международного опыта БМР в этой области стало возможным благодаря взаимодействию Банка России с Рабочей группой по вопросам управления в центральных банках и организации эффективного информационного обмена с её секретариатом.
В 2016 году Банком России на регулярной основе обеспечивалось участие руководства Банка России в заседаниях управляющих органов БМР.
Важным направлением работы стало взаимодействие Банка России с Комитетом Ирвинга Фишера по статистике центральных банков (IFC) (КИФ). IFC представляет собой глобальное профессиональное сообщество экономистов, статистиков и руководителей центральных банков, занимающихся статистическими вопросами. В 2016 году число членов IFC возросло до 85 с вступлением в него еще 2 центральных банков (Сан-Томе и Принсипи, а также Черногории). Международную работу на данном направлении координирует Департамент статистики.
Сотрудничество с БМР осуществлялось также по линии Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам (КПРИ). Соответствующая информация и материалы Банка России учитывались БМР при подготовке докладов, а также при разработке БМР международных стандартов в области функционирования платежных систем и иных объектов инфраструктуры финансового рынка. Координацию международного сотрудничества на данном направлении осуществляет Департамент национальной платежной системы.
Одним из важных вопросов повестки сотрудничества является экспертный диалог между БМР и Банком России. Банк России заинтересован
в наращивании сотрудничества в области прямого обмена специалистами на временной основе (проектная работа, стажировки, обучение), либо привлечения специалистов БМР к участию в проектах и программах, реализуемых Банком России. Проведение совместных с БМР лекций и семинаров по наиболее актуальным вопросам сотрудничества также представляется полезным и может быть определено в качестве одного из направлений сотрудничества Банка России с БМР в 2017 году.В 2016-2017 годах сотрудники Банка России принимают участие в исследовательской деятельности БМР в рамках ряда научных проектов.
Россия как инициатор возникновения формата БРИКС традиционно играла в нем активную роль, что наглядно подтверждает вся история развития данного объединения. На современном этапе взаимодействия с партнерами по «пятерке» важными с точки зрения содержательного наполнения текущей работы стали результаты российского председательства в БРИКС в период с апреля 2015 по февраль 2016 года. В частности, по итогам саммита в Уфе были приняты одноименные Декларация и План действий, а также утверждена Стратегия экономического партнерства «пятерки». Таким образом, седьмая встреча лидеров стран БРИКС внесла заметный вклад в дальнейшую интенсификацию сотрудничества с партнерами России по форуму. В части выстраивания форматов взаимодействия примечательно, в частности, подписание на полях Уфимского саммита Меморандума о взаимопонимании о создании совместного интернет-сайта БРИКС.
Следует особо отметить такие весомые практические результаты председательства России в форуме БРИКС, как запуск новых механизмов международной финансовой архитектуры - Нового банка развития (участвует Минфин России) и Пула условных валютных резервов стран БРИКС (в данном механизме Минфин России и Банк России представлены одновременно).
Несомненно, необходимы новые юридические и финансовые
механизмы для развития международной и внешнеэкономической
деятельности Банка России; стоит принимать во внимание международный
опыт.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 03.07.2016): http://www.consultant.ru/.
2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 03.07.2016): http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 28.11.2015): http://www.consultant.ru/
4. Алексеева Д.Г. Банковское право: учебник и практикум/ Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин - Москва: Юрайт, 2017.
5. Кадочникова К. С. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ : учебное пособие / К.С. Кадочникова - М.: Юрайт, 2013
6. Финансовый сервис URL: http://www. GATS/WTO/financial services trade/ org.
7. Центральный банк Российской Федерации URL: https://www.cbr.ru/
8. URL: http://www pravo.by/web.hра/text.asp
9. URL: http://www.freshfields.com/publications/pdfs/2005/12346.pdf.
References:
1. Federal law No. 86-FZ of 10.07.2002 "on banks and banking activities "(as amended on 03.07.2016): http://www.consultant.ru/.
2. Federal law No. 173-FZ of 10.12.2003" on currency regulation and currency control " (as amended on 03.07.2016): http://www.consultant.ru/
3. Federal law No. 86-FZ of 10.07.2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" (as amended on 28.11.2015): http://www.consultant.ru/
4. Alekseeva D. G. Banking law: textbook and practice/ D. G. Alekseeva, S. V. Pykhtin-Moscow: Yurait, 2017.
5. Kadochnikova K. S. Legal regulation of banking activity in the Russian Federation: textbook / K. S. Kadochnikova-Moscow: yurayt, 2013
6. Financial services URL: http://www. GATS / WTO / trade in financial services / org.
7. Central Bank of the Russian Federation URL: https://www.cbr.ru/
8. URL: http://www pravo.by/web.hpa/text.asp
9. URL: http://www.freshfields.com/publications/pdfs/2005/12346.pdf.