Научная статья на тему 'Взаимодействие России с финансовыми институтами ЕС'

Взаимодействие России с финансовыми институтами ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ / FINANCIAL INSTITUTION / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ / MONETARY INSTITUTION / КРЕДИТНЫЙ ИНСТИТУТ / CREDIT INSTITUTION / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCIAL RESOURCES / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORM / ЭКОНОМИКА / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Растяпин А. А.

В данной статье приводится суть и цели финансовых институтов. Рассматривается участие России в МБЭС, МИБ, ЕБРР, МВФ, МБРР, Международной ассоциации развития, MAP, и Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций, МАГИ, Международной финансовой корпорации, МФК; МГБ, ЧБТР и БМР. Результат изучения данного сотрудничества показал, что Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND FINANCIAL INSTITUTIONS OF THE EU

This article refers to the nature and purpose of financial institutions. The article considers Russia's participation in IBEC, IIB, EBRD, IMF, IBRD, International development Association, MAP, and Multilateral Agency for investment guarantee, MIGA, International Finance Corporation, IFC; MGB, BSTDB and BMR. The study of this cooperation shows that Russia's Participation in international monetary and credit institutions it opens up more opportunities to attract financial resources needed to reform the economy.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие России с финансовыми институтами ЕС»

УДК: 339.7 (045)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ ЕС

Растяпин А. А.

Научный руководитель: Асон Т.А.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: В данной статье приводится суть и цели финансовых институтов. Рассматривается участие России в МБЭС, МИБ, ЕБРР, МВФ, МБРР, Международной ассоциации развития, MAP, и Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций, МАГИ, Международной финансовой корпорации, МФК; МГБ, ЧБТР и БМР. Результат изучения данного сотрудничества показал, что Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.

Ключевые слова: Финансовый институт, валютно-финансовый институт, кредитный институт, финансовые ресурсы, реформирование, экономика.

COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND FINANCIAL INSTITUTIONS OF THE EU

Rastyapin A.A.

Supervisor: Asont T.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Abstract: This article refers to the nature and purpose of financial institutions. The article considers Russia's participation in IBEC, IIB, EBRD, IMF, IBRD, International development Association, MAP, and Multilateral Agency for investment guarantee, MIGA, International Finance Corporation, IFC; MGB, BSTDB and BMR. The study of this cooperation shows that Russia's Participation in international monetary and credit institutions it opens up more opportunities to attract financial resources needed to reform the economy.

Keywords: Financial institution, monetary institution, credit institution, financial resources, reform, economy

В организационном плане одним из действительно ключевых элементов финансовой системы любой страны с развитой рыночной экономикой являются финансовые рынки и финансовые институты. Международные финансовые организации играют заметную роль в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях.

Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института - организация посредничества, т.е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. Первые представляют собой, образно говоря, обладателя «мешка денег», т.е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования.

К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании, брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды и т.п. Финансовый институт призван обеспечить согласование различных потребностей сберегателей и заемщиков. Первые

заинтересованы прежде всего в надежном и относительно безрисковом размещении собственных средств подразумевающем ликвидность, т.е. легкость доступа к своим де нежным средствам в случае необходимости, и получение долгосрочного дохода по приемлемой ставке; вторые - в возможности мобилизации денежных средств в требуемом объеме для осуществления различных инвестиционных программ и текущих расходов.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики .

Финансовые институты выполняют следующие функции:

1. Сбережение (saving) финансовых ресурсов.

2. Посредничество (intermediation) является основной функцией финансовых институтов и логично дополняет функцию сбережения, поскольку, аккумулируя сберегаемые денежные средства и будучи вынужденным платить за них, финансовый институт должен озаботиться их использованием,

приносящим доход, которого будет достаточно не только для выплат сберегателям, но и для получения собственного дохода.

3. Финансовая трансформация (maturity transformation) - заключается в том, что краткосрочные (финансовые) активы и обязательства могут трансформироваться в долгосрочные.

4. Передача риска (risk transfer). Подавляющее большинство финансовых операций рисковы по своей природе, поэтому при их осуществлении всегда возникает желание либо избежать риска, либо снизить его уровень.

5. Организация валютных операций (foreign exchange operations). В современной экономике подавляющее большинство компаний связано в той или иной степей с валютными операциями.

6. Содействие ликвидности (liquidity). Текущая деятельность любого предприятия по определению не может быть жестко предопределенной, всегда возникает проблема создания страхового запаса денежных средств, которым можно было бы воспользоваться, когда, например, наступил срок погашения кредиторской задолженности, но деньги от дебитора, на которые рассчитывала компания, на счет так и не поступили.

7. Организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний (going public and going private transactions). Наиболее типичной операцией подобного рода является преобразование компании в ОАО.

Международные финансовые институты способствуют обобщению государств в различных сферах жизни. То есть, цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Россия, как и другие бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы избрала для своего развития путь демократии и формирования рыночной экономики. Здесь начат переход от централизованной, административно -командной системы к экономике, основанной на рыночных принципах. Одновременно приходится решать возникшие политические, экономические, социальные и национальные проблемы. Экономическое и политическое реформирование России требует как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возрастает значение сотрудничества с международными финансовыми институтами.

Россия участвует в МБЭС, МИБ, ЕБРР, МВФ, МБРР, Международной ассоциации развития, MAP, и Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций, МАГИ, Международной финансовой корпорации, МФК; МГБ, ЧБТР и БМР.

Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные

финансовые учреждения, т.е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д., разумеется, с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и отчасти МБРР рассматривают экономическую ситуацию в России в целом, увязывая предоставление своих ресурсов с проводимой ею экономической политикой.

Цена привлекаемых Россией у международных финансовых институтов ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Во всяком случае, они предоставляются на таких условиях (объемы, сроки), которые с иными источниками заимствований согласовать не представляется возможным. Участие в международных финансовых организациях не является для стран-членов бесплатным: надо делать взносы в уставные капиталы, четко выполнять рекомендации, особенно если они увязываются с предоставлением ресурсов, гарантий, инвестиций или технического содействия.

Что касается наших взносов, то обязательства по ним весьма велики. Самые крупные среди них - перед МВФ (около 8 млрд. дол.) и МБРР (около 5,4 млрд. дол.), перед ЕБРР (около 0,8 млрд. дол.).

Между тем влиять на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах). Так, ее доли составляют в ЕБРР - 4%, МБРР - 2,99%, МВФ - 2,79%. Следует заметить, там, где Россия реально может влиять на политику международных финансовых институтов, она не заимствует и не может это делать по ряду причин (к примеру, МВЭС, МГБ). Напротив, там, где доли России миноритарны и, следовательно, она не может влиять на политику этих МФО, там ее заимствования весьма велики.

Большинство международных финансовых институтов, особенно ЕБРР, а также БМР предоставляли и продолжают оказывать России безвозмездное техническое содействие. Его масштабы и значение, очевидно, были особенно существенны в первые годы нашей постсоветской истории. ЕБРР активно использовал для этой цели не только собственные средства, по и пожертвования многих стран-доноров.

Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива Н1РС). Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП.

В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе. Каждое из направлений сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие

многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты.

Построение взаимоотношений России с международными финансовыми организациями определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы.

Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи международных финансовых институтов, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами.

Во-вторых, национальные стратегии,

определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с международными финансовыми организациями.

В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны - государство - заемщики, с другой -руководство и основные акционеры международных финансовых институтов, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

Результаты взаимодействия России с международными финансовыми институтами неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными финансовыми институтами, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве

законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов международных финансовых организаций со спецификой российских условий.

Во-вторых, кредиты ведущих международных финансовых институтов при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами

(консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.п.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов международных финансовых организаций и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МИБ, МБЭС, МГБ) для

развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с международными финансовыми институтами являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. Под международными финансовыми организациями понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с международными финансовыми институтами доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям.

Впервые стратегический подход к сотрудничеству России с Всемирным банкам был реализован при разработке государственной Программы

сотрудничества (принята 21 февраля 2002 года), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ.

В 2000-2003 годах финансово-экономическая ситуация в России стала весьма благоприятной. Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении.

На современном этапе наибольший интерес в сотрудничестве с международными финансовыми организациями представляет не столько привлечение кредитных ресурсов, сколько использование наработанных ими стандартов и технологий для повышения эффективности федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных финансовых институтов без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации.

Россия отошла от практики заимствований в целях поддержки платежного баланса, когда займы предоставлялись в поддержку осуществления ключевых реформ на федеральном уровне (налоговая служба, казначейство, таможенная служба, кадастр). В то же время во многих сферах перед страной по-прежнему стоят важные задачи. Процесс адаптации к рыночной экономике в такой большой стране, как Россия, по понятным причинам происходит неравномерно, поэтому внимание необходимо уделять, прежде всего, преодолению растущего разрыва между процветающими и отстающими регионами. Ограниченность возможностей и финансовых ресурсов замедляет реализацию на местах хорошо

разработанных реформ - полномасштабное преодоление указанных ограничений требует всех ресурсов, какие Россия способна мобилизовать и внутри страны, и за ее пределами.

Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки международных финансовых организаций в виде гибкого набора аналитических и консультационных услуг и отдельных приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные финансовые институты должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и технический опыт, а также опыт управления проектами.

Россия заинтересована в выработке такого партнерства с Всемирным банком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возможностям. Такое партнерство было бы аналогом деятельности Банка в других странах со средним уровнем доходов.

Также для совершенствования отношений России с международными финансовыми институтами необходимо:

- сотрудничество должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой международной финансовой организацией в качестве ее члена или на договорной основе;

- фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции международных финансовых институтах и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;

- концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение заемные ресурсы -сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;

- информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности;

- государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми институтами, на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в международных финансовых организациях.

Сотрудничество с ведущими финансовыми организациями способствует осуществлению социально-экономических реформ в Российской Федерации. Взаимодействие Российской Федерации с

Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.

Международные организации прошлого стали прообразами современных международных

организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международные финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансовых институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне.

К международным финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

Россия является полноправным членом практически всех международных и

межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.

Россия накопила значительный опыт работы с ведущими международными финансовыми

организациями, осуществлявшими поддержку социально-экономических реформ в Российской Федерации - Международным валютным фондом (МВФ), Группой Всемирного банка (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

В последние годы наметилась тенденция к изменению характера взаимодействия с этими организациями. Россия, являющаяся крупным акционером в Международном валютном Фонде, Всемирном банке, Европейском банке реконструкции и развития и имеющая своих директоров в представительствах, стремится всё больше выполнять роль акционера и всё меньше роль заёмщика.

Необходимые рекомендации при дальнейшем сотрудничестве России с международными финансовыми институтами:

- повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях в ситуации, когда Россия, с одной стороны, является одним из главных кредиторов стран третьего мира и особенно стран СНГ, а с другой стороны, выступает заемщиком на рынке финансовых кредитов;

- укрепить российские позиции в сообществе развитых государств;

- повысить доверие инвесторов к экономической политике Российской Федерации;

- использовать опыт МВФ для совершенствования российской финансовой системы, а также технического содействия со стороны международных финансовых организаций с целью повышения эффективности государственного управления и квалификации государственных служащих;

- сохранить благоприятные условия взаимодействия с международными финансовыми организациями, которые могут быть важны в случае возникновения потребности в получении финансовой помощи с их стороны

Список использованных источников

1. Ишханов, А.В. Проблемы и пути реформирования международных финансовых

институтов / А.В. Ишханов и А.П. Долгов // Финансы и кредит. - 2009. № 13. - с. 14-18.

2. Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента: учеб.-практ. Пособие / В.В. Ковалев. -М.: Проспект, 2009. - 544 с.

3. Смирнов, П.С. Актуальные вопросы участия России в международных финансовых организациях / П.С. Смирнов//Деньги и кредит. 2009. - № 8. - с. 25-30

4. Шапран, В.С. Международные финансово-кредитные организации / В.С. Шапран // Банковское дело. - 2009. - № 9. - с. 58-61.

5. Международные финансовые институты [Электронный ресурс] / Business Studio. - Москва, 2011. - Режим доступа: http://www.treelife.org.kg/ifi/

6. Россия и международные финансовые организации [Электронный ресурс] / Business Studio. -Москва, 2011. - Режим доступа: http://www.treelife.org.kg/ifi/

7. Долгова С.В., Невежин В.П. Проблемы улучшения инвестиционного климата России для деятельности иностранных банков // Моделирование и информационные технологии в исследовании социально-экономических систем: теория и практика / Под ред. докт. экон. наук, проф. B.C. Пономаренко, докт. экон. наук, проф. Т.С. Клебановой. - Бердянск, ФЛ-П Ткачук А.В., 2014. С. 109 - 129. ISBN 978-9662261-00-0

УДК 338:005

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ: ВОЗМОЖНОСТИ

КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

КацановаМ.А., Кусова О.К., Невежин В.П. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация. В статье представлена разработка и обоснование возможности использования эконометрических методов и моделей в комплексном анализе сведений бухгалтерского учета. Обосновано, что использование эконометрического моделирования позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений и снизить количество допускаемых ошибок в процессе осуществления учетных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: прогнозирование, планирование, теснота взаимосвязи, факторы, достоверность, управленческие решения, моделирование, эконометрика.

ECONOMETRICS MRTHODS IN ACCA UNTING THE POSSIBILITY OF COMPLEX ANAL YSIS

KatsanovaM.A., Kusova O.K., Nevezhin V.P. Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Abstract. The purpose of the research paper is to develop and study the possibility of using econometric methods in complex analysis of accounting information. Obtained the aims and objectives of the complex analysis in accounting based on the strategic direction. It is proved that the use of econometric modeling will improve the efficiency of management decisions and reduce the number of mistakes in the implementation of accounting operations.

Keywords: forecasting, planning, tightness the relationship, factors, reliability, management solutions, modeling, econometrics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.