ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 339.7:336.7 (045)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЯРЫГИНА ИРИНА ЗОТОВНА
доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировые финансы», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: [email protected]
В международных валютно-кредитных и финансовых отношениях особая роль принадлежит межгосударственным кредитным институтам, которые способствуют модернизации мировой экономики и развитию экономического сотрудничества на базе взаимного уважения и поддержки стратегических программ развития стран -членов межгосударственных кредитных институтов. В настоящее время необходима всесторонняя оценка проблем и перспектив деятельности межгосударственных банков в Российской Федерации, а также разработка предложений, направленных на оптимизацию их роли в обеспечении интересов субъектов хозяйствования. Данная публикация является результатом всесторонних исследований теоретических и практических основ многолетней деятельности межгосударственных кредитных институтов, которые проводись автором в 20072014 гг. на фундаментальных и прикладных работах российских и зарубежных экспертов в области межгосударственных финансовых и экономических отношений, экономической политики, формирования многополярного миропорядка. Исследование основывается на использовании методов системного анализа. В статье предложены способы наиболее эффективного обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в условиях включения страны в систему глобальной экономики. Доказывается необходимость укрепления роли России - члена межгосударственных кредитных институтов - в международных финансовых отношениях.
Материалы представленной работы могут быть использованы государственными институтами, регулирующими межгосударственные финансовые и экономические отношения при разработке стратегических и тактических программ развития, а также корпоративными и прочими структурами всех форм собственности, заинтересованными в развитии мирохозяйственных связей и расширении рынков товаров и услуг. Ключевые слова: межгосударственный банк; международные финансовые отношения; банковские продукты и услуги.
Inter-state credit institutions play a special role in the international monetary and financial relations. They contribute to the modernization of the world economy and development of economic cooperation based on mutual respect and support of strategic development programs of the members of inter-state credit institutions. Currently a comprehensive assessment of the problems and prospects of interstate banking activities in the Russian Federation is needed. Additionally, there is a necessity to develop proposals aimed at optimizing their role to meet the interests of businesses.
АННОТАЦИЯ
INTER-STATE CREDIT INSTITUTIONS IN MODERN RUSSIA
IRINA Z. YARYGINA
ScD (Economics), Professor, the Global Finance Chair, the Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The work is the result of extensive research conducted by the author in 2007-2014 and the investigation into theoretical and practical principles of long-term activities of inter-state credit institutions. Also, it encompasses latest research findings, both applied and fundamental, in the field of interstate financial and economic relations, economic policy, multipolar world.
The research uses system analysis methods that ensure a high degree of research quality.
The paper suggests the most effective ways to ensure the strategic interests of the Russian Federation in the conditions of Russia's inclusion into the global economy. It substantiates the need to strengthen the role of Russia as a member of inter-state credit institutions in international financial relations.
The work is addressed to state institutions regulating inter-state financial and economic relations when developing strategic and tactical development programs as well as corporate and other bodies involved in the development of international economic relations and expansion of markets for goods and services. Keywords: Inter-state bank; international financial relations; banking products and services.
В условиях совершенствования международных финансовых отношений заметную роль играют межгосударственные кредитные институты, осуществляющие банковское обеспечение делового сотрудничества стран и их экономических субъектов. Многие из таких институтов в настоящее время входят в систему ООН, что создает благоприятные условия для международной деятельности и способствует поддержке экономических связей, финансовой и методической помощи странам в предотвращении системных и мировых кризисов.
Важным многосторонними кредитными институтом системы ООН является Всемирный банк (ВБ), в структуру которого входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г., Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г., Международная финансовая корпорация (МФК), организованная в 1956 г., Многостороннее агентство по инвестициям и гарантиям (учреждено в 1988 г.) и др.
Значительную роль в формировании мировой валютной политики играет также Мировой валютный фонд (МВФ), который учрежден в 1944 г. для содействия международному сотрудничеству в валютной сфере, сбалансированности международной торговли, росту занятости, создания многосторонней системы платежей и осуществления контроля за соблюдением странами-членами международных норм. Основным акционером МВФ и ВБ является США (более 17% голосов в каждом банке). Современные условия международных финансовых отношений и изменения роли стран — участниц мирохозяйственных
связей способствуют реформированию институциональных основ мировой валютной системы. В этой связи представляется целесообразным использовать участие Российской Федерации в межгосударственных институтах в целях укрепления позиции страны в мировой экономике.
Анализ системы региональных экономических отношений показал, что наиболее активным кредитным институтом является созданный в 1990 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Россия является членом ЕБРР, а наибольшая доля в капитале банка (10%) принадлежит США. Как показала практика, банк успешно справлялся со своей экономической миссией, о чем свидетельствуют многочисленные и эффективные региональные программы и фонды развития, направленные на всестороннюю поддержку частных институтов, в том числе в России. В настоящее время деятельность ЕБРР носит политизированный характер, что противоречит стратегическим интересам ряда стран — участниц банка.
МВФ, ВБ, ЕБРР имеют свою историю развития отношений со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы, БРИКС и др.
Укреплению международных экономических и финансовых отношений с участием России способствуют Международный банк экономического сотрудничества, (создан в 1963 г.), Международный инвестиционный банк (создан в 1970 г.), Межгосударственный банк (создан в 1993 г.), Евразийский банк развития (создан в 2006 г.). В 2014 г. подписано соглашение о создании Банка развития БРИКС.
Остановимся подробнее на вопросе участия межгосударственных банков в развитии национальных экономик, принимая во внимание значительный опыт финансовой деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ).
МБЭС учрежден странами — членами Совета экономической взаимопомощи 22 октября 1963 г. в целях всестороннего содействия экономическому сотрудничеству, для обеспечения выполнения взаимных обязательств по товарным поставкам, укрепления платежной системы, осуществления многосторонних расчетов в замкнутой региональной валюте («переводной рубль»). В 1963 г. членами МБЭС являлись Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия (ЧСФР), с 1974 г. — Куба, с 1977 — Вьетнам. После раздела ЧСФР членами Банка в 1993 г. стали Чехия и Словакия. Уставный капитал Банка составляет 400 млн евро и может быть увеличен в соответствии с Соглашением о создании банка развития БРИКС1 [1].
В настоящее время МБЭС — открытый межгосударственный институт, членами которого могут быть заинтересованные страны, признающие Устав банка. В условиях формирования многополярного мира новый стимул развитию экономического сотрудничества может придать вступление в члены МБЭС стран СНГ, БРИКС и пр.
Высшим руководящим органом банка является Совет, члены которого назначаются правительствами стран-участниц. Каждая страна при решении вопросов в Совете Банка имеет один голос независимо от размера долевого участия в уставном капитале.
Создание МБЭС было вызвано объективной необходимостью развития международного экономического сотрудничества. МБЭС приступил к финансовой поддержке программ развития стран-членов в январе 1964 г. В течение 50 лет своей деятельности банк выполняет задачу содействия экономическому сотрудничеству и развитию национального хозяйства стран-членов, а также
1 Аналитические материалы Международного банка экономического сотрудничества. 1997-2014.иКЬ: http://www.interfax.ru/business/ 385953 (дата обращения 15.06.2014).
расширению их сотрудничества с другими странами на базе использования развитой платежной системы. МБЭС — акционер Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (СВИФТ, англ. SWIFT — Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей, что является позитивным ресурсом скорого, качественного и гибкого обеспечения потребностей клиентов с использованием современной глобальной телекоммуникационной сети, которая неизбежно и уверенно пойдет по пути формирования многостороннего клиринга. На базе МБЭС создана система безналичных расчетов («переводной рубль»), участниками которой по-прежнему являются все страны — члены банка, активно использовавшие замкнутую региональную валюту в системе межгосударственных отношений Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Оптимизация клиринговой системы расчетов на базе имеющейся инфраструктуры может способствовать расширению использования рубля и других национальных валют в международных экономических отношениях.
В связи с мировым экономическим кризисом 90-х гг. XX столетия деятельность МБЭС осуществлялась в весьма сложных условиях, связанных с экономическими и политическими преобразованиями в большинстве стран-участниц. Несмотря на экономические кризисы России — страны местопребывания, банк оставался прибыльным кредитно-финансовым институтом, что свидетельствует о его квалифицированном руководстве. В самые трудные посткризисные периоды в России, с 1991 по 2000 г., МБЭС заработал около 60 млн евро чистой прибыли.
С начала 90-х гг. банк развивал деятельность, направленную на расширение коммерческих функций в целях качественного обеспечения потребностей субъектов рыночных отношений. В условиях осуществления в странах-членах рыночных преобразований и банковских реформ МБЭС адаптировался к требованиям рынка и его субъектов, квалифицированно исполнял международные расчеты, финансовое и кредитное обслуживание
клиентов на базе гибкого использования преимуществ межгосударственного института. В конце 1991 г. в МБЭС было открыто свыше 800 текущих счетов. На вторую половину 1992 г. приходится пик его клиентской активности: 174 коммерческих банка и 278 предприятий и организаций имели в МБЭС более 900 счетов в свободно конвертируемых валютах. Обороты по счетам клиентов составили за 1992 г. 8,3 млрд экю, а остаток средств на указанных счетах достиг к концу сентября 1992 г. 320 млн экю. Возникшая в 90-х гг. задолженность стран-участниц перед МБЭС явилась причиной сокращения банковских операций с клиентами и контрагентами. Банк был вынужден ограничиться проведением максимально безопасных валютно-финансо-вых, кредитных операций, используя главным образом сохраненные собственные средства и ограниченные долгом стран-акционеров возможности привлечения новых ресурсов с международных финансовых рынков.
В настоящее время банк эффективно использует собственные и привлеченные средства, широкий спектр продуктов и услуг для обеспечения экономических связей, сохраняет финансовую устойчивость, располагает безупречным опытом международной банковской деятельности и высокой репутацией надежного межгосударственного института.
Международный инвестиционный банк (МИБ) учрежден в 1970 г. Объектами кредитования МИБ являются строительство, расширение, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, проведение проектно-изыскательских работ, непосредственно связанных с капиталовложениями и производством продукции, а также опытно-конструкторские работы, внедрение новых технологических проектов, внедренческая деятельность, включая приобретение и освоение лицензий и пр.2.
Банк располагает возможностью предоставлять кредиты сроком до 15 лет. В соответствии с действующим регламентом финансируемые банком объекты должны соответствовать высшему научно-техническому
2 Аналитические материалы Международного инвестиционного банка. URL: http://www.iibbank.com/ (дата обращения: 15.06.2014).
уровню и обеспечивать производство продукции высшего качества.
Банк принял к кредитованию более 200 инвестиционных объектов в странах-членах (других странах) и предоставил кредиты на сумму более 7 млрд евро. Эти средства использованы на цели, определенные Уставом банка и направленные на развитие стран-членов. С участием банка осуществлено строительство и реконструкция предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения, электротехнической и других отраслей промышленности, автомобильных магистралей, проведена модернизация железнодорожных линий. Платежно-расчетные операции проводились через МБЭС, используя платежную систему «переводной рубль». Имея экономическую нишу, банки эффективно дополняли друг друга в осуществлении качественного и всестороннего банковского обслуживания субъектов хозяйствования стран Центральной, Восточной Европы, Азии, Кубы. Принятые к кредитованию объекты относятся к различным отраслям экономики: расширение добычи и модернизации процесса переработки алмазов, финансирование разработки и освоения месторождения по добыче россыпного золота и др. Кроме того, предоставлены кредиты частным структурам на расширение производства прохладительных напитков, производства молока, молочных продуктов и пр. Приняты к кредитованию объекты в области строительства торгового комплекса, сети магазинов, офисного помещения и др. Кредиты на указанные объекты предоставлялись на срок от 2 мес. до 5 лет по фиксированным и плавающим процентным ставкам с учетом уровня рисков.
В соответствии с Соглашениями о создании банков их высшим органом управления является Совет, который состоит из представителей стран-участниц и определяет общее направление деятельности, основные принципы финансовой, процентной, кредитной политики, назначает председателя и членов Правления, принимает решение об открытии отделений, представительств в странах-членах и других странах, о формировании специальных фондов, в том числе для финансирования отдельных экономических программ в интересах стран-акционеров. Руководство
оперативной деятельностью осуществляет Правление банка. В его состав входят по одному представителю, рекомендуемому каждой страной и назначаемому Советом. Кадры банка комплектуются из граждан всех стран-членов.
Имущество МИБ, как и МБЭС, независимо от места их нахождения пользуется дипломатическим иммунитетом, помещения банка являются неприкосновенными. Банки на территории стран-членов имеют различные льготы, используют дипломатический статус для обеспечения экономических интересов стран-участниц на гибких условиях в целях укрепления роли стран в системе международных финансовых и экономических отношений.
Практика показала, что межгосударственные кредитные институты (МКИ) располагают уникальными преимуществами и экономической нишей, способствующей реализации проектов и программ развития. Современные условия России подтверждают необходимость укрепления роли МКИ в целях расширения участия страны в мирохозяйственных связях.
Предпосылки успешной деятельности межгосударственных банков в условиях современной России следующие:
• соглашения об организации банков и их уставные документы создают достаточные базовые условия для использования на многосторонней основе всех принятых в современной мировой практике банковских продуктов, услуг и операций, направленных на максимальное удовлетворение потребностей клиентов и контрагентов;
• деятельность банков представляет интерес для субъектов хозяйствования стран-членов, о чем свидетельствует устойчивая тенденция к увеличению клиентской базы;
• банки располагают прозрачной финансовой структурой, являющейся хорошей основой развития международной деятельности;
• валютой баланса ряда банков является евро, финансовая отчетность соответствует лучшим международным стандартам;
• имеются прочные деловые контакты с международными, государственными, частными и общественными институтами в странах пребывания банков;
• деятельность банков обеспечивает технологическая платформа, отвечающая современным требованиям банковских технологий, что способствует международным платежным и расчетным операциям, а также многостороннему клирингу;
• межгосударственные банки располагают многолетним опытом и высокой степенью доверия государственных и частных институтов стран-членов, что способствует расширению деятельности в текущих условиях.
Развитие международного экономического сотрудничества способствует объективному определению стратегического фокуса межгосударственных банков: всестороннее и эффективное содействие международным торговым отношениям, финансирование программ развития, поддержка малого и среднего бизнеса с целью совершенствования экономик стран-членов, сбалансированности международной торговли и платежей на базе использования гибкой ценовой политики.
Глобализация мирового хозяйства и интенсификации региональных связей в странах — учредителях банка ставят их перед необходимостью содействия наращиванию объемов взаимной торговли, поиска дополнительных к бюджету финансовых ресурсов для реализации программ развития национальных экономик, решения социальных задач, в том числе проблем трудовой занятости населения. В этой связи укрепляется роль межгосударственных банков — эффективное и всестороннее банковское обслуживание субъектов хозяйствования стран-членов, обеспечение качественной поддержки экспортных и импортных связей, сопровождение реализации национальных и международных программ, индустриальных проектов, что представляет существенный интерес для стран-учредителей.
В этой связи представляется целесообразным способствовать расширению деятельности межгосударственных банков — наднациональных кредитных институтов в целях развития международных экономических и финансовых связей, гарантирования, страхования, обеспечения международных расчетов, кредитования проектов и программ экономического сотрудничества, в том числе на синдицированной основе с использованием
имеющихся возможностей и преимуществ межгосударственных институтов в интересах стран-учредителей.
Всестороннее банковское сопровождение и реализация программ развития в рамках краткосрочного и среднесрочного проектного финансирования также способствует строительству новых производственных объектов, расширению производства продукции, ее экспорту, повышению жизненного уровня населения. Особое значение для учредителей банка имеет обеспечение роста товарных поставок в рамках многосторонних экономических связей, уменьшение дефицита торгового и платежного баланса, развитие единого экономического пространства. В этих условиях последовательная реализация значительных возможностей межгосударственных банков и их взаимодействий будет способствовать развитию традиционных экономических связей. Исполняя свои функции, банки такого типа создают условия формирования дополнительных источников финансовых ресурсов, способствующих реализации национальных стратегических задач, и укрепляют место и роль стран- участниц в мировой экономике. Являясь субъектами международного права (основополагающие документы банков, как правило, регистрируются в секретариате ООН), межгосударственные банки в своей деятельности основываются на международной и правовой практике при безусловном уважении национального законодательства стран.
Реально оценивая перспективу межгосударственных банков в России, представляется возможным сделать вывод об их способности использовать все известные мировой практике банковские инструменты, а также преимущества наднациональных институтов в целях эффективного решения экономических задач. Банки такого типа способны последовательно реализовать стратегические и тактические задачи, используя интернациональный по своему характеру капитал, структуру менеджмента, знание рынков. При этом межгосударственные банки опираются на привилегии и иммунитеты, присущие их статусу: льготные налоговый и таможенный режимы, способствующие укреплению и реальной оценке перспектив межгосударственных институтов, способных
минимизировать операционные и прочие издержки клиентов; реализовывать гибкую ценовую политику, обслуживать значительное количество рыночных сегментов; использовать широкий географический горизонт мобилизации кредитных ресурсов и размещения средств в целях качественного обеспечения экономических потребностей акционеров, клиентов и контрагентов.
Так, например, межгосударственные банки способствуют формированию институциональной основы деофшоризации экономики, что предполагает повышение роли государственной поддержки национального экспорта, в том числе на уровне государственных компаний стран — членов банка. Ключевыми отраслями такой поддержки являются нефтегазовая, металлургическая, атомная энергетика, телекоммуникационные услуги, сельское хозяйство [1]. Сдерживанию оттока капитала из России содействует реализация программ льготного финансирования и гарантирования сделок, что связано с использованием преимуществ межгосударственных банков на рынках капиталов и услуг. Гибкий тариф комиссионного вознаграждения, предполагающий минимизацию налоговой базы, привлекателен для субъектов хозяйствования. Высокая насыщенность отечественного рынка продукцией и вытекающее из этого стремление расширить свой сбыт за счет зарубежных рынков, а также стремление клиентов банков к стабильному доступу к иностранным ресурсам укрепляют нишу межгосударственных банков и предоставляют выход потребителям банковских продуктов и услуг на рынки стран-членов.
В настоящее время значительный интерес для развития экономики России представляет финансирование проектов развития и модернизации экономики [2]. Межгосударственные банки способны содействовать расширению гаммы финансовых инструментов депозитно-инвестиционного характера, ориентированных прежде всего на отечественные компании. Новые финансовые инструменты должны обладать приемлемыми для их приобретателей характеристиками хеджирования рисков и иметь достаточно высокий уровень доходности. В мировой практике такими качествами обладают инфраструктурные облигации,
основными характеристиками которых являются номинал, выраженный в иностранной валюте, и обеспечение в форме государственных гарантий. Необходимым условием обращения инфраструктурных облигаций является наличие организованных ликвидных фондовых рынков. Институциональная основа инфраструктурных облигаций — межгосударственные банки с участием России (МБЭС, МИБ, Межгосударственный банк и др.).
Как показывает мировая практика, проекты, связанные с выпуском инфраструктурных облигаций, наряду с комплексом мер по улучшению инвестиционного климата оказывают позитивное влияние на снижение объемов вывоза капитала, в том числе в офшорные зоны.
Минимизация налоговой базы в рамках публичного размещения акций межгосударственными банками, развитие нормативной базы применения финансовых инструментов, известных в мировой практике, — все это будет способствовать расширению предложений банковских продуктов и услуг на российском рынке.
Взаимодействие межгосударственных кредитных институтов с российскими банками за границей, являющимися резидентами зарубежных стран, также способствует развитию экономических связей и обеспечивает укрепление места России в мировой экономике.
Преимущества, вытекающие из статуса межгосударственных банков, их местоположение (преимущественно Россия), глубокое знание актуальных проблем экономического развития стран-членов позволят межгосударственным банкам последовательно и активно расширять сферы деятельности в различных регионах мира. В своей деятельности межгосударственные банки поддерживаются правительствами своих стран, они способны оптимизировать всестороннюю банковскую деятельность на базе расширения корреспондентской сети, охватывающей в настоящее время значительное количество кредитных институтов, в том числе в рамках международных профессиональных ассоциаций.
Межгосударственным кредитным институтам с участием России целесообразно уделять особое внимание развитию партнерских отношений с банками и промышленными предприятиями стран-членов, расширению деловых
контактов с производителями, потребителями продукции, субъектами международной торговли. Государственные экспортно-импортные банки и национальные агентства страхования экспорта стран-членов готовы стать стратегическими партнерами межгосударственных банков в рамках решения общих экономических задач.
В условиях формирования многополярного мира и при поддержке правительств стран-участниц надежные кредитные институты внесут ощутимый вклад в реализацию программ экономического развития, торгового сотрудничества и придадут новый импульс международным деловым контактам.
Являясь стержнем экономических связей, межгосударственные кредитные институты с учетом «политической воли» способны обеспечить качественную поддержку экономического роста стран-членов, создать условия для решения социальных программ, повышения занятости населения и будут способствовать расширению места и роли России — основного акционера в мирохозяйственных связях. Многолетний опыт межгосударственных банков — хорошая основа поддержки делового сотрудничества субъектов хозяйствования любых форм собственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козловский Е.А., Комаров М.А., Макру-шин Р.Н. Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР: стратегия недропользования. М.: Ладомир. 2013. С. 283.
2. Кашаева О. С., Хамчиев Б. Б. Экспертиза политики инновационного развития // Государственная служба. 2010. № 6. С. 24.
REFERENCES
1. Kozlovskii E. A., Komarov M. A., Makru-shin R.N. Braziliia, Rossiia, Indiia, Kitai, IuAR: strategiia nedropol'zovaniia [Brazil, Russia, India, China, South Africa: A Strategy for subsoil use]. M.: Ladomir, 2013, p. 283. (In Russ.)
2. Kashaeva O.S., KhamchievB.B. Ekspertiza politiki innovatsionnogo razvitiia [Examination of policy innovation development]. Gosudarstvennaia sluzhba — public service, 2010, no.6, p. 24. (In Russ.)