Научная статья на тему 'Роль международных финансово-экономических институтов в укреплении экономического потенциала республики Таджикистан и ее интеграции в мировое хозяйство'

Роль международных финансово-экономических институтов в укреплении экономического потенциала республики Таджикистан и ее интеграции в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1257
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ИСЛАМСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTEGRATION / INTERNATIONAL ECONOMIC ORGANIZATIONS / INTERNATIONAL MONETARY FUND / WORLD BANK / ASIAN DEVELOPMENT BANK / ISLAMIC DEVELOPMENT BANK / WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асламов Абдурафи Ильёсович

Статья посвящена анализу взаимодействия страны с международными экономическими институтами. Рассматривается роль международных финансово-экономических институтов в становлении и развитии национальной экономики, в проведении институциональных преобразований. Особое внимание уделяется вопросу привлечения капитала в экономику страны со стороны международных финансовых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL FINANCIAL AND ECONOMIC INSTITUTIONS TO STRENGTHEN THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND ITS INTEGRATION INTO THE WORLD ECONOMY

This article analyzes the country's interaction with international economic institutions. Discusses the role of international financial and economic institutions in the development of the national economy, in institutional reforms. Particular attention is paid to the question of raising capital in the economy from international financial institutions.

Текст научной работы на тему «Роль международных финансово-экономических институтов в укреплении экономического потенциала республики Таджикистан и ее интеграции в мировое хозяйство»

СТРА ТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

УДК: 339.92

ББК: 65.00

АсламовА.И.

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В УКРЕПЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ЕЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Aslamov A.I.

THE ROLE OF INTERNATIONAL FINANCIAL AND ECONOMIC INSTITUTIONS TO STRENGTHEN THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND ITS

INTEGRATION INTO THE WORLD ECONOMY

Ключевые слова: интеграция, международные экономические организации, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Всемирная торговая организация.

Keywords: integration, international economic organizations, the International Monetary Fund, World Bank, Asian Development Bank, Islamic Development Bank, the World Trade Organization.

Аннотация:статья посвящена анализу взаимодействия страны с международными экономическими институтами. Рассматривается роль международных финансово-экономических институтов в становлении и развитии национальной экономики, в проведении институциональных преобразований. Особое внимание уделяется вопросу привлечения капитала в экономику страны со стороны международных финансовых институтов.

Abstract:this article analyzes the country's interaction with international economic institutions. Discusses the role of international financial and economic institutions in the development of the national economy, in institutional reforms. Particular attention is paid to the question of raising capital in the economy from internationalfinancial institutions.

Одним из важнейших условий интеграции национальной экономики в мировую является деятельное ее участие в системе международных экономических и политических организаций, соблюдение общепринятых договорно-правовых основ сотрудничества и открытость внешнему миру. Республика Таджикистан, став независимым государством, активно включилась в орбиту международной политической и экономической жизни, поскольку стала неотъемлемым элементом мирового сообщества. За короткое время республика стала членом Организации Объединенных Наций, что позволило ей более активно расширять горизонты своего сотрудничества со всеми структурными подразделениями ООН, а также другими международными организациями.

Роль ООН в стабилизации обстановки в Таджикистане трудно переоценить. С первых

дней гражданской войны, начавшейся летом 1992 г., эта универсальная и авторитетная организация предприняла активную деятельность по предотвращению эскалации и локализации внутритаджикского кризиса. Благодаря гуманным, эффективным действиям ООН, а также России, Узбекистана и других стран удалось установить мир на таджикской земле.

С самого начала членства в ООН активно развиваются связи Таджикистана с международными гуманитарными и специализированными учреждениями. В их ряду: Всемирная продовольственная программа (ВВП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Программа по окружающей среде, Организация по промышленному развитию (ЮНИ-ДО), Всемирная организация интеллектуальной собственности, Управление Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев

(УВКБ ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и ряд других. Весьма активное участие Таджикистан принимает в региональных процессах, происходящих на территории бывшего СССР.

Это обусловлено, во-первых, исторически, а во-вторых, является требованием времени. Региональная экономическая интеграция для

Таджикистана - один из путей интеграции в мирохозяйственные связи в условиях глобализации. Первостепенное значение республика придает сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). С первых дней создания СНГ Таджикистан вошел в эту интеграционную группировкуи принимал активное участие во всех вопросах взаимодействия в рамках этой структуры. За 20-летний период им подписано множество двусторонних и многосторонних межгосударственных

соглашений и договоров. Многие соглашения и договоры носят долговременный характер и предусматривают расширение сотрудничества по различным направлениям, например, межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о защите и поощрении инвестиций, избежании двойного налогообложения, сотрудничестве в области науки, образования, здравоохранения, соглашение о создании зоны свободной торговли и др. По мере их выполнения они будут способствовать решению насущных проблем не только Таджикистана, но и всего Содружества и, очевидно, решат основную задачу Содружества - создание единого экономического пространства.

Однако эффективность интеграции на постсоветском пространстве невысокая.

В современной жизни Таджикистана важнейшее место занимает сотрудничество с международными финансовыми

институтами, в частности с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ), Европейским банком развития и реконструкции (ЕБРР), Исламским Банком развития (ИБР), Азиатским банком развития (АБР) и др.

Таджикистан стал членом МВФ 27

апреля 1993 г. Его квота составляет 87 млн. СДР (127 млн. долларов) или 0,4% от уставного фонда МВФ в целом.

Реальное взаимодействия

Таджикистана с МВФ началось в 1995 г., когда в Душанбе было открыто представительство этой организации. Сотрудничество республики Таджикистан с МВФ развивается по многим направлениям. Прежде всего, это конечно предоставление кредитов на конкретные, необходимые для страны проекты.

Оказав стране техническую помощь по введению собственной валюты (1995 г. -введение таджикского рубля.), МВФ предоставил республике финансовые ресурсы в размере 15 млн. СДР (22 млн. долларов США) на поддержку платежного баланса и поддержание курса национальной валюты.

В последующие годы сотрудничество республики с МФВ значительно укрепилось, что явилось следствием выполнения Таджикистаном всех требований этой организации и признания международными организациями, в том числе валютным фондом законодательно-правовой базы и курса проводимых реформ.

Подтверждением этого являются кредиты, выданные Таджикистану МВФ:

на постконфликтное восстановление экономики в размере 15 млн. СДР, который был выплачен в 1998 г. (7,5 млн. в 1997 г. и 7,5 млн. СДР в 1998 г.);

на поддержание курса национальной валюты в размере 40 млн. долларов (1998 г.);

на ликвидацию последствий стихийных бедствий в 9 млн. долларов (1998

г.).

Кроме того, 24 июня 1998 г. Исполнительным Советом МВФ была одобрена Программа расширенного финансирования структурных

преобразований, рассчитанная на 3 года в размере 96 млн СДР, или около 128 млн. долларов. В декабре 1998 г. эта сумма была увеличена до 100,3 млн. СДР (около 134 млн. долларов). В июне того же года из этой суммы была выплачено 18 млн. СДР, а в декабре 1998 г. - 22,3 млн. СДР. Таким образом, уже в 1998 г. из этой суммы Таджикистану выплачено 40,3 млн. СДР (54

млн. долларов).

МВФ постоянно оказывает Республике Таджикистан консультационную,

методическую и техническую помощь. В частности, он рассмотрел программу экономического развития страны на 19982002 гг., помог в выработке налогового кодекса, во введении в обращение новой денежной единицы - сомони.

В декабре 2002 г. Исполком МВФ одобрил выделение Республике

Таджикистан87 млн. долларов США для реализации программ экономического развития Правительства страны 1.

Исполкомом МВФ была одобрена трехлетняя программа с правительством РТ в целях сокращения бедности и содействия экономическому росту. В ее рамках, как было отмечено, было предоставлено 65 млн. СДР (87 млн. долларов США), которые были реализованы полностью в феврале 2006 г.

В январе 2006 г. исполнительный совет МВФ принял решение списать долг РТ в рамках инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе по всему долгу РТ перед МВФ по состоянию на 1.01.2005 г. в размере 69 млн. СДР (100 млн. долларов США)2.

В настоящее время реализуется трехлетняя договоренность об

использовании ресурсов расширенного кредитного механизма (ЕСФ) на сумму 116 млн. долларов США, которая утверждена Исполнительным советом МВФ 21 апреля 2009 г. и увеличена до 152 млн. долларов США 7 июня 2010 г.

Таджикистан весьма активно сотрудничает с организациями группы Всемирного Банка (ВБ). Он стал членом ВБ в июне 1993 г. Квота РТ во Всемирном банке составляет 0,019%. Реальное сотрудничество началось в 1996 г., когда в Душанбе был открыт офис Всемирного банка. И уже в 1996 г. был одобрен первый кредит Таджикистану в объеме 50 млн. долларов США (34,8 млн. СДР), который был получен в рамках содействия в осуществлении макроэкономической стабильности и реформ в сельском хозяйстве.

Начиная с 1996 г., Всемирный банк

1иКЬ; http://www/imf/org 2 Там же.

выделил Таджикистану 261,3 млн. долларов США, кредит на реализацию 14 проектов. И на безвозмездной основе еще около 1,3 млн. долларов на институциональные

преобразования и постконфликтное восстановление. Все эти финансовые ресурсы были выделены MAP (Международной ассоциацией развития), которая оказывает помощь беднейшим странам.

Международная финансовая

корпорация (МФК) инвестировала около 15,5 млн. долларов в разработку проекта по добыче золота и около 2 млн. долларов США для реализации проектов в сфере малого и среднего бизнеса.

Программа сотрудничества

Таджикистана с ВБ, как мы уже отмечали, охватывает не только финансовую, но и консультативную помощь в проведении реформ, институциональных

преобразований. За годы членства Таджикистана во Всемирном банке было подготовлено три экономических отчета (1994, 1996 и 2001 г.). Правительство республики активно сотрудничает с этим институтом в области экономической политики, в частности, при помощи Всемирного банка была разработана стратегия сокращения бедности, что является одной из стратегических программ и важнейших задач правительства республики.

Первоначально разработанная

стратегия оказания помощи в рамках партнерства (1996 г.) была ориентирована на поддержку первоочередных нужд республики. Программа ВБ началась с трех проектов, направленных на:

а) укрепление институциональных возможностей для планированияи осуществления среднесрочной программы экономических реформ;

б) поддержку усилий правительства по стабилизации экономики;

в) снижение влияния спада в экономике на уязвимые слои населения.

Вторая стратегия оказания помощи стране (июль 1998 г.), рассчитанная на 19992001 гг., ставила целью сокращение бедности, постконфликтное восстановление и экономические реформы.

В частности, она включала проблемы улучшения производства сельхозпродукции посредством реструктуризации хозяйств и инвестирования в эту сферу, повышения эффективности государственных

предприятий путем приватизации, помощь бедным слоям населения, развитие конкурентоспособного финансового и частного сектора и укрепление институциональных возможностей.

Третья стратегия (2001 г.), рассчитанная на 2002-2004 гг., основное внимание фокусировала на стратегии борьбы с бедностью, которая была разработана Правительством республики.

В период с 2002 по 2010 гг. объемы инвестиций Всемирного банка в экономику Таджикистана составили 289,37 млн. долларов США, включая 188,21 млн. долларов в виде займа или 65% и грантов в размере 101,16 млн. или 35%.

В 2010 г. Совет директоров группы Всемирного банка обсудил новую стратегию партнерства со страной (СПС) для Таджикистана, которая определяет механизм оказания помощи Таджикистану Всемирным банком на 2010-2013 гг. В Стратегии подчеркивается необходимость устранения институциональных барьеров на пути экономического роста, создания

благоприятного климата для здоровой конкуренции и инвестиций, закладки фундамента для посткризисного

восстановления и устойчивого развития.

Новая СПС предусматривает финансирование группой Всемирного банка около 140 млн. долларов США в течение последующих четырех лет через Международную ассоциацию развития (МАР) и около 62 млн. долларов США посредством привлечения через трастовые фонды.

Следует отметить, что по просьбе Правительства РТ Всемирный банк поддерживает оценочные исследования по предлагаемому проекту Рогунской ГЭС. В рамках Технико-экономической оценки и Оценки экологического и социального воздействия проекта, проводимых в настоящее время, будет проведена экспертиза технико-экономи-ческой целесообразности проекта, его экономической

жизнеспособности и соответствия экологическим и социальным нормам. Всемирный банк взял на себя расширенную функцию по обеспечению прозрачности и надежности проводимых оценок, открытых для детального изучения международным сообществом и диалога с соседними странами.

В настоящее время Активный портфель Всемирного банка в Таджикистане состоит из 15 проектов на общую сумму 271 млн. долларов США. Самая крупная доля портфеля принадлежит сельскому хозяйству и сельскому развитию (40%), за ней следуют водоснабжение и санитария (15%), человеческое развитие (14%), энергетика (13%), государственный сектор (12%) и частный сектор (6%)1.

Таджикистан стал членом

Европейского банка реконструкции и развития(ЕБРР) в октябре 1992г. В Душанбе находится Представительство ЕБРР

Первым проектом ЕБРР в Республике Таджикистан стал в 1995г.Проект восстановления взлетно-посадочной полосы в г.Душанбе. Был выделен грант на сумму 4млн.долларов США,

В 1996г. банк одобрил свою первую инвестицию в Таджикистан - поддержку финансовых институтов. Программа в сумме 7млн.долларов было начата в размере 4,6млн.долларов путем кредитования среднего и малого бизнеса посредством коммерческого банка "Ориенбанк".

В частном секторе республики ЕБРР профинансировал два проекта. Первый - в июле 1997г. Банк выделил кредит в объеме 1,8млн.долларов США для реализации проекта по созданию упаковочной фабрики в Худжанде. Вторым проектом является подписанный в сентябре 1998г.проект на сумму 5,3млн. долларов,который

предусматривал участие в капитале завода по производству и бутылированию воды и прохладительных напитков в г.Истаравшан.

В 1999г. ЕБРР предоставил кредит в размере 3,2миллиона долларов США на поддержку транспортного сектора страны. Этот кредит был направлен на реконструкцию взлетно-посадочной полосы

1URL: http:// www.worldbank.org/.../world-bank-supports-food-security-m-tajMstan.

в аэропорту г.Худжанда.

Следующий проект ЕБРР в финансовом секторе Республики

Таджикистан был одобрен в ноябре 2000 года, посредством участия в капитале другого банка страны - Точиксодиротбанка. Общая стоимость проекта составляла 500тыс.долларов США. Целью являлось усиление позиций банка путем присутствия в Совете Директоров и в составе акционеров банка, привлечение интереса потенциальных инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности банковского сектора в целом.

До 2002г. в общей сложности Банк финансировал 7 проектов на общую сумму в 50,8 млн. долларов.

В 2005г. Банк подписал соглашение с одним из крупнейших микрокредитных организаций страны - ИмонИнтернейшнл и начал активно участвовать в поддержке частного предпринимательского сектора путем предоставления кредитов микрофинансовым организациям."

До настоящего времени банк выделил 6 кредитов этой микрофинансовойорганизаци на общую сумму 15млн.долларов, которые идут в основном на поддержку малого бизнеса.

В 2009г. Европейский банк реконструкции и развития стал акционером одного из крупнейших банков страны - Агроин-вестбанка. Внеся в уставной капитал Агро-инвестбанка 11,5млн. долларов США, ЕБРР стал одним из крупнейших акционеров банка. В настоящее время доля ЕБРР в акционерном капитале банка составляет 25% и одна акция 1. Это, несомненно, является одним из важнейших факторов повышения инвестиционной привлекательности банковского сектора страны и национальной экономики в целом.

В марте 2012 г. Советом Директоров Банка была одобрена новая Стратегия сотрудничества с Таджикистаном на период 2012-2015 гг. В соответствии с новой Стратегией, деятельность Банка будет направлена на стимулирование частного сектора, усиление финансового сектора, поддержку инфраструктуры. Особое место в ней занимают

1http://khovar.tj/rus/archive/15163-ebrr-stal-aktione-rom-oao-agroinvestbonk.html

вопросы улучшения качества

энергоснабжения и энергосбережения. В сфере развития частного сектора приоритетным направлением деятельности станет поддержка малого и среднего предпринимательства путем предоставления финансовых ресурсов и содействия в продвижении торговли. В сфере инфраструктуры основной акцент будет сделан на удовлетворение потребностей населения, улучшение качества услуг.

Анализ взаимодействия страны с ЕБРР позволяет констатировать, что оно в основном сосредоточено в следующих секторах:

промышленность, агробизнес, включая производство и услуги, туризм и телекоммуникации;

энергетика, включая природные ресурсы и электроэнергетику;

финансовые организации, включая инвестирование в микро, малые и средние предприятия посредством финансовых посредников;

инфраструктура, включая

муниципиальную, экологическую

инфраструктуру и транспорт.

В целом за годы сотрудничества между Таджикистаном и Европейским банком реконструкции и развития подписаны соглашения на общую сумму 400 млн. долларов. В настоящее время в Таджикистане при финансовой поддержке ЕБРР реализуются семь совместных инвестиционных проектов на сумму свыше 112 млн. долларов2.

Важное место в сотрудничестве Таджикистана с международными экономическими организациями занимает Азиатский банк развития (АБР). Как известно, основной целью этой финансовой организации является содействие в преодолении отсталости и обеспечении социально-экономического развития в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Банк предоставляет финансовые ресурсы на цели социально-экономического развития, а также оказывает техническую консультативную помощь в подготовке и реализации проектов и программ по развитию.

Членами АБР являются 57 стран мира. Республика Таджикистан стала его членом в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2http://regnum.ru/news/polit/1759757.html

апреле 1998 г. Первый кредит со стороны Азиатского Банка был предоставлен Таджикистану в объеме 17,47 млн. долларов США уже в 1999 г. Это был кредит на условиях льготного кредитования сроком на 40 лет.

Во время Программной миссии Банка (2000 г.) были достигнуты договоренности между Правительством республики и АБР, согласно которой разработан план помощи стране на 2000-2002 гг. В данном плане были определены приоритетные направления сотрудничества двух сторон. Это поддержка перехода экономики на рыночные отношения на основе активизации частного сектора, социальная поддержка определенных слоев населения.

За указанный период кредитами и фантами АБР в республике были реализованы 11 проектов на сумму более 85 млн. долларов США, из которых 5 проектов на сумму 83,0 млн. долларов составляли кредиты и 6 проектов на сумму 2,3 млн. долларов - гранты.

Кроме того, согласно одобренной Правительством республики и АБР Трехлетней рабочей Программе на период 2001-2004 гг. (кредитной программе) Банк принял решение о выделении 248млн. долларов США для развития различных секторов экономики страны.

В декабре 2002 г. АБР предоставил долгосрочный кредит в размере 36млн. долларов США для поддержки аграрного сектора народного хозяйства Таджикистана.

За период до 2010 г. со стороны АБР были выделены в виде гранта, технической помощи и льготных кредитов более 500 млн. долларов США. Эти средства были направлены для реализации различных социальных и экономических проектов, в том числе, в отраслях энергетики, транспорта, строительства дорог и развитие сельского хозяйства.

За период 2010-2012 гг. Азиатский банк развития (АБР) выделил Таджикистану на грантовой основе 252 млн. долларов. Эти средства направлены на реализацию проектов в таких важных сферах, как энергетика и транспортная коммуникация.

В 2013 г. исполнилось 15 лет партнерству Азиатского банка развития (АБР) и Таджикистана. В настоящее время АБР является самым крупным многосторонним парт-

нером по развитию страны, имея общий объем одобренной помощи свыше 1,08 млрд. долларов на конец сентября 2013 г., из которых 709 млн. долларов предоставлены на грантовой основе 1.

Республика Таджикистан стала членом Исламского банка развития с 1996 г. Ее доля в капитале банка составляет 0,06% от общего уставного фонда (или 2,5 млн. исламских динаров).

Сотрудничество Таджикистана с ИБР направлено преимущественно на финансирование здравоохранения, транспортной инфраструктуры, образования, энергетики и сельского хозяйства. В период с 1997 г. по 2001 г. общая сумма выделенных Таджикистану кредитов и технической помощи составила более 52 млн. долларов США.

На период 2001-2004 гг. была разработана Трехлетняя программа, по которой ИБР обязался предоставить более 82 млн. долларов для развития различных секторов экономики РТ.

Портфель кредитных соглашений Республики Таджикистан и ИБР состоит из 23 совместных проектов на общую сумму 191,1 млн. долларов, из них 15 проектов на сумму 4,5 млн. долларов направлены на техническую помощь, связанную с технико-экономическим обоснованием проектов и поднятием потенциала государственных структур2.

На сегодняшний день в Таджикистане при поддержке ИБР полностью осуществлено 15 проектов, в рамках которых освоено 64 млн. долларов. Анализ структуры реализуемых проектов Исламским банком развития в Таджикистане свидетельствует о том, что основными секторами вложения финансовых ресурсов организациям являются транспортный сектор (32%), энергетика (22%), сельское хозяйство (15%), здравоохранение( 12%), образование( 10,3%) и водообеспече-ние (9,8%).

Особое место в интеграции Республики Таджикистан в мировое хозяйство отводится

1Tajikisytan:15 years of partnership with the Asian Bank of Development. Development effectiveness brief. ABD, 2013. Philippines. -P. 11.

2URL:httpy/www.topj.œmNews/2013/05/19/y tadzhkistane p

roshla vstrecha soveta uptavlyavushikh_islamskoao

_banka_razvitiya

присоединению ко Всемирной торговой организации (ВТО). Это связано с тем, что внешняя торговля на сегодняшний день -наиболее эффективная для страны форма международных экономических отношений. Таджикистан стал полноправным членом ВТО 2 марта 2013 г.

Таджикистан рассматривает присоединение к ВТО как приоритетную задачу, от решения которой зависят его дальнейшее экономическое развитие и интеграция в другие формы мирохозяйственных связей.

От вступления в ВТО Таджикистан предполагает получить:

гарантируемый всем членам ВТО режим наибольшего благоприятствования, что освободит от необходимости подписания многочисленных двусторонних договоров;

дополнительные торговые преференции согласно Всеобщей системе преференций, принятой в 1971 г. ЮНКТАД (Комитет ООН по торговле и развитию) и одобренной ВТО;

возможность реализации принципов свободной торговли, предусматривающих снятие всех негативных барьеров и дискриминации, выставленных в международной торговле против республики;

доступ к оперативной международной торговой информации, что позволит проводить анализ конъюнктуры мирового рынка и выработать эффективную торгово-экономическую политику республики Таджикистан.

К положительным факторам присоединения РТ к ВТО можно отнести следующие:

тельства с нормами международного права;

-исключение дискриминации на внешних рынках;

-обеспечение свободы транзита отечественных товаров и услуг.

Членство в ВТО является стимулом к ускорению структурной перестройки экономик. Условия жесткой конкуренции на внешних рынках, увеличивая риски для отечественных производителей,

одновременно предоставят больше возможностей а прежде всего, поставят перед необходимостью выживания в условиях жесткой конкурентной борьбы. Это, по идее, должно привести к структурной перестройке отраслей экономики и укреплению экономического потенциала станы и ее позиций в мировом хозяйстве.

Анализ взаимодействия Таджикистана с международными экономическими организациями свидетельствует о том, что последние являются важнейшим элементом развития экономики страны, и сотрудничество с этими организациями является одним из стратегических направлений ее внешнеэкономической политики.

В целом можем констатировать, что международные финансово-экономические институты играли важную роль в становлении экономики Таджикистана и ее институтов, в укреплении народного хозяйства и способствуют более глубокому включению страны в мировые хозяйственные связи.

-адаптация национального законода-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Международный валютный фонд [Электронный ресурс] - URL: http://www.imf.org.

2.Всемирный банк [Электронный ресурс] - URL: http://www.worldbank.org/.../world-bank-supports-food-security-in-tajMstan.

3. Tajikisytan:15 years of partnership with the Asian Bank of Development. Development effectiveness brief. - Philippines: ABD, 2013.

4.Таджикскийинформационныйпортал[Электронныйресурс] - URL: http:// http://www.toptj.com/News/2013/05/19/v_tadzhikistane_proshla_vstrecha_soveta _upravlyayushikh_islamskogo_banka_razvitiyaBank.

5.Радио "Озоди" [Электронныйресурс] - URL: http ://www. ozodi. org/archive/news/20131030/538/538.html?id=25152326.

6."Ховар" - национальное информационное агентство Таджикистана [Электронный ресурс] - http://khovar.tj/rus/archive/15163-ebrr-stal-akcionerom-oao-agroinvestbonk.html.

7."Regnum" - федеральное информационное агентство [Электронный ресурс] -http : // regnum. ru/news/polit/1759757. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.