УДК 339.732
РОЛЬ БАНКОВ РАЗВИТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ БРИКС
ЯРЫГИНА ИРИНА ЗОТОВНА, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Мировые финансы» Финансового
университета
E-mail: [email protected]
Цель статьи - анализ роли институтов развития в обеспечении экономических интересов субъектов хозяйствования БРИКС посредством банков развития, выполняющих функции агентов правительства и способных обеспечивать клиентов и контрагентов качественными услугами по минимальной стоимости за льготы, которые предоставляются государством. Предмет исследования - комплекс научно-практических положений, раскрывающих основные направления деятельности банков развития в современных условиях. Делается вывод о том, что для обеспечения экономических интересов БРИКС представляется целесообразным способствовать развитию сотрудничества банков развития, направленному на использование мирового опыта финансирования и кредитования программ развития. Взаимодействие институтов развития, эффективное использование инструментов финансирования, гармонизация валютных, кредитных и финансовых отношений позволяют укреплять роль и место банков развития в мировой экономике.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество; финансирование; банки развития; межгосударственный институт; экономический субъект.
The Role of Development Banks in Supporting Economic Interests of BRICS Countries
IRINA Z. YARYGINA, ScD (Economics), professor of the Global Finance Chair, the Financial University
The purpose of research is to analyze the role of development institutions in ensuring the economic interests of BRICS economic entities through development banks acting as government agents and capable of providing clients and contract partners with quality services at a minimal cost due to benefits provided by the state. The subject of research is a theoretical and practical framework defining the main areas of development bank activities in the current environment. It is concluded that to ensure the economic interests of the BRICS countries it is appropriate to promote cooperation between development banks taking into account the world experience in financing and crediting development programs. Interaction of development institutions, efficient use of financial tools, harmonization of monetary, credit and financial relations make possible to strengthen the role and position of development banks in the world economy. Keywords: economic cooperation; financing; development banks; interstate institution; economic entity.
Роль институтов развития в мировой экономике
Приоритетным направлением развития России является расширение экономических связей с другими странами БРИКС, которых объединяет стремление к повышению уровня жизни населения. Эффективному обеспечению экономических интересов стран БРИКС способствует деятельность банков развития, под которыми понимаются государственные или частные финансово-кредитные институты, способствующие вложению инвестиций в экономику и осуществляющие долгосрочное кредитование крупных программ развития. Причем ключевую роль в решении задач кредитования и финансирования программ развития играют банки, выполняющие функции агентов правительств. Опыт Индии, Китая, США, Японии, ряда европейских стран показывает, что
банки развития часто принимают на себя риски, возникающие при инвестировании объектов хозяйственной деятельности, под гарантию государства, расширяют направления деятельности и формируют специальные механизмы финансирования с учетом экономических и социальных потребностей общества. В целом деятельность банков развития предполагает безубыточную деятельность, направленную на модернизацию экономики и развитие международного сотрудничества.
В свою очередь, межгосударственные отношения предполагают передачу банкам развития агентских функций правительств — финансирование программ экономического развития, инвестиционное кредитование в целях производства продукции или оказания услуг, торгового или проектного финансирования, синдицированного или
целевого кредитования, в том числе на базе частно-государственного партнерства, и др.
Банки развития — ключевые участники международных экономических отношений
Практика показывает, что в современных условиях развития мировой экономики и международных финансовых отношений особая роль принадлежит межгосударственным банкам развития, занимающимся формированием финансовых, страховых фондов, финансированием развития инфраструктуры, обеспечением потребностей клиентов — участников мирохозяйственных связей и расширением взаимодействия с контрагентами.
Финансирование проектов и программ развития осуществляется в ряде случаев на концессионной основе согласно договору, заключенному государством с частной структурой, о передаче в эксплуатацию на определенных условиях недвижимости с правом строительства, добычи ископаемых и т. д.
В целях эффективного использования механизмов обеспечения экономических интересов субъектов хозяйствования БРИКС представляется целесообразным использовать опыт США, ЕС, Японии в сфере финансирования проектов развития инфраструктуры, защиты окружающей среды (переработка мусора, очистительные станции), строительства и эксплуатации автотрасс, железнодорожных магистралей, аэропортов, мостов, по водоснабжению, строительству и эксплуатации жилищного фонда, развитию инфраструктуры, сбережению энергии, инновационным проектам и пр. на муниципальном, национальном, региональном и глобальном уровнях.
Институты развития имеют большое значение в реализации инновационных проектов, когда стороны тщательно оценивают возможности и механизмы достижения целей, формируют партнерские отношения, цель которых — предложение обществу новых продуктов или услуг, финансовый инжиниринг бизнес-процессов и т. д.
Гармонизация банковского регулирования как фактор развития БРИКС
С целью развития национальных экономик стран — членов БРИКС необходимо совершенствовать законодательную базу в части снижения стоимости отдельных форм финансирования, цен на матери-
альные и технические ресурсы; предотвращения невыполнения договорных обязательств: содействия сбыту национальной продукции; формирования эффективной системы налогообложения; осуществления действенного контроля за деятельностью руководителей хозяйств, предприятий; принятия нормативных актов, способствующих развитию бизнеса.
Приоритетным направлением развития России является расширение экономических связей с другими странами БРИКС, которых объединяет стремление к повышению уровня жизни населения
Эффективное решение актуальных задач БРИКС возможно на основе взаимодействия государства и бизнеса. Исходя из оценки условий развития мирового финансового рынка можно сделать вывод, что в настоящее время имеет место асимметрия макроэкономических и финансовых отношений, что требует разумного межгосударственного регулирования. Мировой опыт показывает, что регулирование не означает вмешательства в экономическую деятельность, а является воплощением стремления к упорядочению взаимодействия в интересах стран с участием институтов развития, способных создать благоприятные условия для модернизации национальных экономик стран-членов и укрепления роли БРИКС в мировой экономике.
Как свидетельствует зарубежный опыт, пруденциальные меры центральных банков стран — участников экономических связей, нацеленные на стабилизацию положения в национальных банковских системах и укрепление покупательной способности национальных валют, могут стимулировать внутренний и внешний спрос на национальные валюты в целях обеспечения экономических интересов участников экономических объединений. Для этого центральные банки стран с формирующимися рынками используют следующие, выявленные в ходе исследования проблем и перспектив развития БРИКС гармонизированные методы регулирования:
• предъявляют более жесткие требования к кредитам, номинированным в иностранной
валюте, по сравнению с кредитами, номинированными в национальной валюте;
• применяют более строгие нормативы рисков инвалютной ликвидности по сравнению с международными стандартами;
• вводят жесткие лимиты на разрывы в валютах пассивов и активов или разрывов в их срочности;
• предъявляют высокие требования к величине капитала и его достаточности по сравнению с международными стандартами и т. д.
Эффективное решение актуальных задач БРИКС возможно на основе взаимодействия государства и бизнеса
Однако стратегии развития финансового рынка и банковского сектора ряда стран БРИКС и их партнеров не учитывают отдельные требования международных стандартов. Например, в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2015 г. не отражены положения, вытекающие из стандарта «Базель-3», среди которых:
• введение нормативных уровней рисков активов, привязанных к динамике темпов роста ВВП;
• разработка правил формирования консервативного буферного капитала и контрциклического буфера (первый может быть использован на покрытие потерь банков в периоды финансового стресса, а второй — на увеличение консервативного буфера в периоды экспансии);
• ограничение уровней финансового и операционного левериджей капитала банка первого (основного) уровня (например, определение минимального и максимального размера отношения капитала первого уровня к сумме совокупных активов банка и забалансовых требований);
• переход на дифференцированные регулирование деятельности и надзор над разными по размерам и системно-функциональной значимости банками.
Институциональные проблемы БРИКС в банковской сфере
Основными проблемами, сдерживающими экономическое сотрудничество БРИКС и требующими незамедлительного решения, являются институ-
циональные проблемы банковских и налоговых систем стран-членов:
1) высокая степень концентрации банковского бизнеса в банках с высокой долей государственного участия. Например, в Германии рынок считается монополизированным, если на долю двух игроков приходится более половины его объема. Соответственно чрезмерная рыночная власть должна быть ограничена мерами антимонопольного регулирования для создания на банковском рынке условий равной конкуренции коммерческих банков — партнеров межгосударственных кредитных институтов. Предполагается решить такую проблему посредством постепенного выхода государства из капитала банков с государственным участием;
2) структурная слабость рынка межбанковского кредитования. При сохранении нынешней модели развития российского банковского сектора межбанковский рынок не может быть эффективным.
Анализ банковских систем БРИКС показывает, что идет процесс формирования и развития многоуровневых систем финансовых посредников. При этом берется курс на формирование в ряде стран параллельных систем регулирования финансовых посредников, предлагающих клиентам одинаковые базовые продукты (расчеты, депозиты, кредиты). Такой подход означает, что в рамках национальной финансовой системы существуют кредитные системы, функционирующие на основе различных регулятивных норм, что не способствует эффективному и безопасному функционированию международного финансового рынка;
3) высокий уровень «плохих кредитов».
По нашему мнению, взаимодействие институтов развития и кредитных институтов БРИКС во многом зависит от политики стран — членов этой организации, направленной на:
• расширение спектра финансовых услуг инвесторам, желающим войти на рынки БРИКС или стремящимся привлечь капитал из стран — членов этой организации;
• оказание высококачественных финансовых услуг клиентам, уже работающим на зональном рынке;
• обеспечение привлекательности инвестиционной политики;
• развитие транснациональных финансовых сделок на пространстве БРИКС, Евразийского экономического союза, СНГ.
На основании анализа опыта развития ведущих рынков мира выделим условия, при выполнении
которых будет формироваться финансовая среда, благоприятная для эффективного обеспечения экономических интересов субъектов хозяйствования БРИКС:
• наличие открытых, справедливых финансовых рынков и гибкого, совместимого законодательства;
• отсутствие существенных валютных ограничений;
• наличие квалифицированной рабочей силы;
• преобладающее использование универсального (глобально) и понятного всем языка (крайне важная черта развитого международного финансового рынка);
• применение справедливого, открытого, эффективного регулятивного режима;
• принятие справедливого налогового режима;
• применение международных стандартов и наилучших практик (IOSCO, BIS и др.);
• низкие издержки ведения бизнеса (минимальное бюрократическое вмешательство и т. п. );
• высокое качество, доступность и удобство физической инфраструктуры;
• стабильная политическая и экономическая среда [1].
Цели Банка развития БРИКС
Основными целями сотрудничества стран — членов БРИКС и его партнеров в финансовой сфере являются:
• обеспечение экономического роста стран, повышение производства продукции, развитие наукоемких отраслей экономики, совершенствование структуры спроса и предложений;
• формирование условий финансово-экономической стабильности, включая регулирование уровня цен, повышение занятости населения стран-членов;
• реализация принципа социальной ответственности финансовых институтов, добросовестной конкуренции в интересах общества.
В современных условиях правительства стран — членов БРИКС идут по пути повышения эффективности регулирования макроэкономических процессов и обеспечения роста национальных экономик, совместимости стандартов финансирования бизнеса, поддержки конкуренции, заботы об уровне жизни населения.
В свою очередь, расширение финансового сотрудничества стран — членов БРИКС связано с соблюдением принципов поступательного характера
преобразований и развития рынка на базе межгосударственного администрирования и совместимого правового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования.
Анализ банковских систем БРИКС показывает, что идет процесс формирования и развития многоуровневых систем финансовых посредников
Важным механизмом обеспечения экономических интересов БРИКС является Банк развития, который создан правительствами Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР 15 июля 2014 г. Начало деятельности Банка развития БРИКС планируется в 2016 г. Предусматривается многостороннее участие этого кредитного учреждения в финансировании инфраструктурных проектов. В распоряжении Банка развития БРИКС находится также «пул валютных резервов» стран-акционеров, который составит 100 млрд долл. США. Предполагается, что Китай внесет 41 млрд, Бразилия, Россия и Индия — по 18 млрд, Южная Африка — 5 млрд долл. США. Цель формирования пула — защита национальных (основных валют) операций банка от волатильно-сти мировых финансовых рынков.
Одной из причин создания Банка развития БРИКС является стремление к многополярному миру и формированию кредитного института, деятельность которого направлена на обеспечение экономических потребностей стран — членов БРИКС.
Укрепление роли Банка развития БРИКС в мировой экономике
В целях эффективного обеспечения экономических интересов БРИКС представляется целесообразным укреплять сотрудничество Банка развития БРИКС с региональными банками развития (далее — РБР), заинтересованными в расширении клиентской базы и развитии кредитных и финансовых операций с учетом опыта стран-партнеров. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Практика показывает, что РБР обеспечивают реализацию экономических интересов в рамках соответствующих регионов и преследуют цели долгосрочного кредитования и финансирования
субъектов хозяйствования с учетом особенностей развития региона. Необходимость формирования РБР вызвана:
• повышением роли региональных объединений и развивающихся стран;
• необходимостью финансовой поддержки проектов, направленных на развитие соответствующих регионов;
• развитием международного сотрудничества и необходимостью гармонизации экономических и финансовых отношений;
• необходимостью обслуживания международного движения капитала, товаров и услуг с учетом стратегических интересов региональных объединений.
Одной из причин создания Банка развития БРИКС является стремление к многополярному миру и формированию кредитного института, деятельность которого направлена на обеспечение экономических потребностей стран — членов БРИКС
Проекты РБР финансируются посредством использования механизмов частного, государственного и беспроцентного кредитования, что способствует совершенствованию инфраструктуры, внедрению инноваций и других проектов, направленных на развитие региона.
РБР активно сотрудничают с местными финансовыми институтами, в том числе на конкурсной основе.
Процесс формирования региональных банков развития начался в 1940-х гг. Так, в 1949 г. создан Межамериканский банк развития, капитал которого сформирован взносами 43 стран региона.
Регулирование деятельности региональных банков развития осуществляется на основе международных соглашений и уставов деятельности, которые, как правило, регистрируются в секретариате ООН.
Особенностью РБР является их наднациональный характер, который обеспечивает банкам участие в реализации внутренней политики государства.
В целом РБР влияют на формирование торговых, экономических, финансовых, социальных отношений, способствуют интеграционной политике и гармонизации регулятивных основ деятельности экономических субъектов в соответствующих регионах, что укрепляет перспективы сотрудничества Банка развития БРИКС с РБР и расширяет спектр продуктов, услуг, источников финансирования для реализации проектов в интересах стран-участниц.
Механизмы обеспечения экономических интересов БРИКС
В условиях экономических санкций США, Канады, ЕС в отношении России представляется целесообразным активизировать финансирование экономических программ развития БРИКС во взаимодействии с региональными межгосударственными банками, членами которых являются Россия, Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка.
Перспективным механизмом администрирования экономического развития БРИКС является инфраструктура Международного банка экономического сотрудничества (далее — МБЭС) и Международного инвестиционного банка.
МБЭС учрежден странами — членами СЭВ 22 октября 1963 г. в целях всестороннего содействия экономическому сотрудничеству, обеспечения выполнения взаимных обязательств по товарным поставкам, укрепления платежной системы, осуществления многосторонних расчетов в замкнутой региональной валюте («переводной рубль»). Штаб-квартира банка находится в Москве. Членами МБЭС являются Болгария, Вьетнам, Монголия, Румыния, Россия, Чехия, Словакия, Куба. Уставный капитал Банка составляет 1 млрд 300 млн евро и может быть увеличен в соответствии с соглашением о создании банка.
МБЭС — открытый межгосударственный институт, в члены которого могут вступать заинтересованные страны, признающие устав МБЭС. В условиях формирования многополярного мира новый стимул к развитию экономического сотрудничества может придать вступление в члены МБЭС стран СНГ, БРИКС и т. д.
Международный инвестиционный банк создан странами — членами МБЭС в 1970 г. в целях долгосрочного финансирования проектов экономического развития. Штаб-квартира Банка также находится в Москве. Валютой баланса Банка является евро. Объектами кредитования
Международного инвестиционного банка служат строительство, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, проведение проектно-изыскательских работ, непосредственно связанных с капиталовложениями и производством продукции, а также опытно-конструкторские работы, внедрение новых технологических проектов, внедренческая деятельность, включая приобретение и освоение лицензий и пр. Важным направлением деятельности банка является поддержка малого и среднего бизнеса.
Цели Банка развития БРИКС, направленные на финансирование проектов развития инфраструктуры, инвестиционную деятельность, кредитование многосторонних проектов, содействие развитию экономик стран — членов БРИКС, будут успешно реализованы в рамках сотрудничества с Межгосударственным банком (далее — МБ).
В соответствии с межгосударственным соглашением уставный капитал МБ составляет 1 млрд долл. США. МБ создан и действует на основе соглашения об учреждении банка и устава, подписанных 22 января 1993 г. главами 10 государств — участников СНГ: Республик Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республик Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украины. МБ освобожден от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории Российской Федерации.
Большой интерес для БРИКС представляет Евразийский банк развития (далее — ЕАБР), который учрежден на основании межгосударственного соглашения, подписанного 12 января 2006 г. уполномоченными представителями Российской Федерации и Республики Казахстан. В 2009 г. в состав членов ЕАБР вошли Республики Армения и Таджикистан, в 2010 г. — Республика Беларусь, а в 2011 г. — Кыргызская Республика. ЕАБР содействует экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве, реализует инвестиционные проекты.
На обеспечение экономических интересов БРИКС могут быть направлены совместные механизмы:
• финансирования инвестиционных проектов, имеющих интеграционный эффект;
• предоставления технического содействия в реализации проектов развития;
• исследования проблем и перспектив экономического сотрудничества.
Уставный капитал ЕАБР — 1,5 млрд долл. США, что является основой его деятельности. Штаб-квартира ЕАБР расположена в Алматы.
В целях содействия экономическому сотрудничеству БРИКС интерес представляет также инфраструктура Межамериканского банка развития (далее — МАБР), который создан ОАГ в 1959 г. Членами МАБР являются 46 стран, в том числе 28 стран Латинской Америки и Карибского бассейна, 18 европейских стран и стран — членов АТЭС.
МАБР кредитует программы экономического и социального развития, осуществляет инвестиционное финансирование государственных и частных программ развития, занимается банковской и экспертной поддержкой приоритетных программ развития, сопровождает объекты финансирования на всех циклах производства (предварительный анализ, технико-экономическое обоснование и финансовый инжиниринг, строительство объекта и его эксплуатация).
Кроме того, МАБР управляет многочисленными фондами, осуществляет трастовые операции, направленные на оказание помощи, прежде всего странам Латинской Америки.
Значительный интерес для обеспечения программ развития БРИКС представляет Азиатский банк развития (далее — АзБР), который создан в 1966 г. в целях содействия развитию стран Азии и Дальнего Востока. Участниками АзБР являются 56 стран, в том числе Китай, 40 стран Азии и Дальнего Востока, 16 европейских стран, Канада, США, Франция, Швейцария и др.
Кредитная политика Банка развития БРИКС включает приоритетные направления финансирования, которые во многом совпадают с приоритетами АзБР:
• сельское хозяйство, ирригация, рыболовство, животноводство, лесоводство, развитие регионов;
• энергетика, добыча энергоресурсов, нефтеперерабатывающая промышленность, газопроводы;
• транспорт и связь, судоходство, порты, железные дороги, аэропорты, дороги, телекоммуникации;
• водоснабжение, программы в сфере здравоохранения и образования.
108
И.З. Ярыгина Роль банков развития в обеспечении экономических интересов БРИКС
АзБР является учредителем (с 1976 г.) Ассоциации институтов финансирования развития в Ази-атско-Тихоокенском регионе, которая объединяет 72 банка развития и 7 специализированных институтов ООН, включая МБРР, что также представляет интерес для институтов развития БРИКС.
Сотрудничество БРИКС с региональными банками и фондами развития стран Африки также позволит расширить ресурсную базу проектов и программ, содействующих экономическому развитию стран-членов, обеспечению экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Взаимные интересы участников мирохозяйственных связей способствуют успешным деловым контактам институтов развития БРИКС с Банком развития государств Центральной Африки и Западноафриканским банком развития, участниками которых являются Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Синегал, Того и другие страны.
Выводы
В целях обеспечения экономических интересов БРИКС представляется целесообразным способствовать развитию сотрудничества банков развития, направленному на использование мирового опыта финансирования и кредитования программ развития. Активное участие Банка развития БРИКС в указанном процессе будет способствовать укреплению его роли в мировой экономике и международных финансово-экономических отношениях. Гармонизация банковского регулирования БРИКС и решение институциональных проблем в банковской сфере создадут благоприятные условия сотрудничества в интересах стран-членов.
Литература
1. The Key Building Blocks Of World Class Financial Centers // Securities industry association. URL: // http: www.sia.com
2. Атья О., Швезингер Х. Региональные финансовые центры и их роль в привлечении инвестиций. Франкфурт-на-Майне и Москва. URL: http://www.old.rcb.ru/Archive/ articles.asp?id=1700.
3. Ведев А. Л. и др. Структурная модернизация финансовой системы России: резюме аналитического доклада. М.: Банк Москвы,
ИНСОР, 2010. 32 с. URL: http://www.vedi.ru/ macro_r/macro7510_rez.pdf.
4. Гринберг Р. С., Глазьев С. Ю., Миркин Я. М. и др. Стратегические ориентиры экономического развития России: науч. доклад. СПб.: Алетейя, 2010. 664 с.
5. Ярыгина И. З. Региональные финансовые институты: перспективы развития // Бизнес и Банки, 2004.
6. Leung C., Unteroberdoerster O. Hong Kong SAR as a financial center for Asia: trends and implications. IMF WP/08/57. Washington: IMF, March 2008. 20 p.
7. Yam J. Competition and cooperation among global and regional financial. URL: http:// www.bis.org.
References
1. The Key Building Blocks Of World Class Financial Centers. Securities industry association. Available at: URL: // http: www.sia.com.
2. Atija О., Shvezinger H. Regional Financial Centers. [Regionalnije finansovije zentri I ih rolj v privlecheniji investitsij]. Frankfurt-na-Maine I Moskow. Available at: URL: http:// www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=1700.
3. Vedev А. L. I dr. Structural modernization of the Russian Financial system. [Strukturnaja modernizatsija finansovoj sistemi Rossii: resume analiticheskogo doklada]. Moscow, Bank Moskvi. Moscw, INSOR 2010. 32 p. Available at: URL: http://www.vedi.ru/macro_r/mac-ro7510_rez.pdf.
4. Grinberg R. S., Glaziev S. U., Mirkin I. M. I dr. Strategic goals of the tconomic development of the Russian Federation. [Strategicheskije orientiri economicheskogo razvitija Rossii: Nauch. Doklad]. St. - Petersburg, Alteja, 2010. 664 p.
5. Yarygina I. Z. Regional Financial Institutions: new challenges for development. [Regionalnije finansovije instituti: perspective razvitija]. Moscow, Bisnes i Banki], 2004.
6. Leung C., Unteroberdoerster O. Hong Kong SAR as a financial center for Asia: trends and implications. IMF WP/08/57. Washington: IMF, March 2008. 20 p.
7. Yam J. Competition and cooperation among global and regional financial centres. Speech on 9 May 2008. Available at: URL: http://www. bis.org.