Новый банк развития в глобальной финансово-экономической архитектуре
А.К. Морозкина
Морозкина Александра Константиновна — аспирант НИУ ВШЭ, руководитель направления «Структурные реформы» Экономической экспертной группы; Российская Федерация, 109012, Москва, Ветошный пер., 5/4; E-mail: [email protected]
Статья посвящена поиску ответов на вопрос, будет ли Новый банк развития способствовать повышению роли группы БРИКС в глобальной финансовой архитектуре и развитию стран-членов. На основе сравнения с ключевыми многосторонними институтами развития (Всемирный банк, Азиатский, Африканский и Межамериканский банки развития, Европейский банк реконструкции и развития) и национальными банками развития стран БРИКС делается вывод о том, что цель создаваемого банка по мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в некоторой степени дублирует работу существующих институтов. Однако создаваемый Банк может дополнить их функции и стать значимым институтом развития для стран-членов, в первую очередь путем реализации именно многосторонних проектов стран БРИКС в указанных областях. Также в статье анализируется текущая роль стран БРИКС в мировой финансовой архитектуре и потенциал ее повышения, который заложен в Новом банке развития. Во-первых, в новом финансовом институте страны БРИКС будут совместно определять размер и направление финансовой помощи третьим странам, а во-вторых, страны БРИКС смогут самостоятельно определять условия предоставления кредитов, в отличие от Бреттон-Вудских институтов, в которых роль стран БРИКС не соответствует их положению в мировой экономике. Делается вывод о том, что страны БРИКС с созданием банка создали потенциал изменения текущей системы финансирования развития, в частности, условий предоставления финансирования и контроля результатов и, таким образом, повышения роли стран БРИКС в глобальной финансовой архитектуре.
Ключевые слова: БРИКС, Новый банк развития, финансирование развития, глобальная финансовая архитектура, устойчивое развитие
С первой встречи Группы БРИК (позднее — БРИКС) финансовые и экономические вопросы, в том числе реформирование и изменение глобальной финансовой архитектуры, были одним из важнейших пунктов повестки встреч представителей этих стран. Под финансовой архитектурой понимается нестрогий набор многосторонних соглашений и договоренностей между ключевыми странами о правилах и нормах, которые управляют, или должны управлять, трансграничными денежными или кредитными операциями всех видов [Агтуо, 2002]. Существующая система международных финансовых институтов является частью глобальной финансовой архитектуры, и создание Нового банка развития (далее — НБР) — пока банка развития БРИКС — окажет влияние на нее.
Решение об организации НБР было принято на саммите БРИКС в Дурбане — в «Этеквинской декларации и Этеквинском плане действий»1 закреплено соглаше-
1 eThekwini Declaration and Action Plan // Официальный интернет-портал пятого саммита БРИКС. Режим доступа: http://www.brics5.co.za/fifth-brics-summit-declaration-and-action-plan/ (дата обращения: 02.12.2014).
ние о его создании. На саммите в Форталезе было подписано «Соглашение о создании Банка» [NDB, 2014]. Это, безусловно, стало значимым решением, показывающим, что страны БРИКС могут создать некий совместный продукт, имеющий потенциал изменения глобальной финансово-экономической архитектуры. Остается открытым вопрос о том, будет ли НБР способствовать повышению роли Группы в глобальной финансовой архитектуре, развитию стран-членов и принесет ли реальные результаты. Особый акцент ранее делался на том, что создаваемый банк не должен конкурировать с существующими институтами или дублировать существующие механизмы кооперации [Central Asia Monitor, 2013], хотя многие действующие институты рассматривают его именно как конкурента. Таким образом, для ответа на этот вопрос нужно сравнить функции НБР, указанные в соглашении о создании Банка, с функциями существующих институтов и механизмов, а также с ролью стран БРИКС в них, и посмотреть, в каких конкретно сферах деятельности возможно дублирование, а в каких НБР может стать институтом, дополняющим существующую систему.
В Соглашении о создании НБР [NDB, 2014] указано, что целью создания Банка является мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся странах, а также дополнение усилий существующих мультинациональных и региональных институтов развития. Для этого Банк будет предоставлять кредиты, гарантии и вложения в собственный капитал компаний, а также использовать другие финансовые инструменты, работать с другими международными институтами, предоставлять техническую помощь для подготовки проектов, которые будут поддерживаться Банком. Для сравнения в соглашениях о создании Азиатского, Африканского и Межамериканского банков развития целью является устойчивое экономическое и социальное развитие региона в целом и отдельных стран, входящих в него [AfDB, 2011; ADB, 1965; IADB, 1996]. В уставе Европейского банка реконструкции и развития в качестве цели указано содействие переходу стран-членов к рыночной экономике, а также развитию частного сектора и предпринимательской инициативы и демократии [EBRD, 2013].
Многосторонние финансовые институты являются важной частью существующей глобальной финансовой архитектуры, предоставляя как финансирование для развития и поддержки финансовой стабильности, так и консультативные и аналитические услуги странам-клиентам. Ключевые существующие многосторонние финансовые институты — это Всемирный банк, Азиатский (АзБР), Африканский (АфБР), Межамериканский банки развития (МАБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Основными направлениями их финансирования являются энергетика (26,8% всех кредитов в АзБР, 16% в АфБР, 21% в ЕБРР), государственное управление (26,2% во Всемирном банке), транспортная инфраструктура и коммуникации (24,5% в АзБР, 33,2% в АфБР, 17,6% во Всемирном банке, 20% в ЕБРР, 20,2% в МАБР), здравоохранение и социальная защита занимают 14,3% кредитов во Всемирном банке, 16,4% в МАБР (табл. 1). Это в целом соответствует национальным приоритетам большинства стран пятерки — например, среди общих для стран БРИКС приоритетов можно назвать следующие: развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальная поддержка), сельского хозяйства, инфраструктуры, государственное управление, охрана природы и энергоэффективность, инновации. Таким образом, финансирование проектов в важных для развития стран БРИКС секторах возможно и осуществляется в рамках существующей системы. При этом дополнением именно НБР к существующей системе может стать то, что в случае финансирования проекта Новым банком развития страны БРИКС могут задействовать своих экспертов, поставить свое оборудование,
в отличие от ситуации с аналогичным проектом, финансируемым МВФ или Всемирным банком, когда в качестве исполнителя будут выступать западные страны, контролирующие работу.
Таблица 1. Направления кредитования ключевых многосторонних банков развития по секторам, %, 2013 г.
АзБР АфБР ВБ ЕБРР МАБР
Сельское хозяйство и природные ресурсы 5,0 12,3 6,9 16,0 4,2
Образование 3,7 5,2 8,9 - 5,4
Энергетика 26,8 16,0 7,5 21,0 3,8
Финансы 14,2 8,1 6,7 28,0 14,9
Здравоохранение и социальная защита 2,6 4,2 14,3 - 16,4
Промышленность и торговля 0,3 0,0 4,7 15,0 8,8
Государственное управление 5,7 - 26,2 - 16,7
Транспорт и коммуникации 24,5 33,2 17,6 20,0 20,2
Водоснабжение и другие муниципальные услуги 9,1 8,4 7,3 - 9,5
Мультисектор 8,0 12,6 - - -
Всего 100 100 100 100 100
Источник: Составлено автором на основе годовых и финансовых отчетов банков и [Grigoriev, Мо1такта, 2012а].
Клиентами и членами региональных банков являются не только страны БРИКС, поэтому вопрос в том, получают ли именно страны БРИКС помощь от данных участников мировой финансовой архитектуры. Например, страны БРИКС активно пользуются возможностью получать средства во Всемирном банке на финансирование проектов в приоритетных областях. Из стран пятерки Индия и Китай в этом смысле наиболее активны и являются его крупнейшими клиентами (8,3% и 9% кредитного портфеля Всемирного банка в 2013 г. соответственно). Бразилия немного отстает (8%), Россия и Южная Африка занимают во Всемирном банке значительно меньше, однако также имеют такую возможность и пользуются ей, кредиты этим странам составили в 2013 г. соответственно 1% и 0,9% кредитного портфеля Всемирного банка (табл. 2).
Таблица 2. Кредитование Всемирным банком по странам, %, 2013 г.
Аргентина Бразилия Китай Колумбия Египет Индия Индонезия Казахстан Мексика Марокко Перу Филиппины Польша Румыния Россия Южная Африка и р Украина Другие Всего
4,1 8,0 9,0 5,3 2,3 8,3 7,3 1,9 10,4 2,4 1,3 2,3 4,7 2,4 1,0 0,9 9,0 2,3 17,4 100
Источник: Отчет о кредитном портфеле Всемирного банка.
Китай и Индия, две страны группы, входящие в Азиатский банк развития, являются его крупнейшими клиентами. Кредиты Китаю составляют 26,2% кредитного портфеля банка в 2013 г., кредиты Индии — 22,8% кредитного портфеля банка в 2013 г. (табл. 3). В 2013 г. АзБР одобрил 12 проектов в Китае общим объемом 1,54 млрд долл. Среди них проекты в секторе природных ресурсов и сельского хозяйства, в секторе энергетики, транспорта, городской и социальной инфраструктуры. Таким образом, АзБР способствует реализации национальных приоритетов Китая, сформулированных в «12-м пятилетнем плане на 2011—2015 гг.»2. Среди них: экономический рост, переориентация на внутренний спрос, инновации, охрана природы и чистая энергия, сельское хозяйство, жизнедеятельность, социальная поддержка, государственное управление. Действительно, АзБР финансирует в Китае проекты и в секторе энергетики, и в сельском хозяйстве, и в социальном секторе.
Таблица 3. Кредиты Азиатского банка развития по странам, %, 2007—2013 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Китай 24,4 23,6 23,1 23,5 24,4 24,9 26,2
Индия 16,5 18,0 18,7 20,4 21,1 21,8 22,8
Индонезия 31,2 28,3 24,0 22,5 20,1 18,1 16,2
Пакистан 9,2 12,1 11,3 11,4 11,0 9,9 9,3
Филиппины 11,1 10,9 11,9 10,7 9,9 10,0 7,7
Вьетнам 0,6 0,5 2,0 2,2 2,8 3,1 4,1
Бангладеш 1,3 1,4 2,9 3,0 2,9 3,1 3,1
Другие 5,7 5,1 6,0 6,3 7,7 9,2 10,7
Всего 100 100 100 100 100 100 100
Источник: Годовые отчеты АзБР 2007—2013 гг.
В Индии 67% кредитного портфеля АзБР составляют крупные проекты в области энергетики и транспорта (например, проект объемом 800 млн долл. на развитие сельских дорог). Они направлены на решение вопросов бедности и неравенства. Это соответствует национальным приоритетам Индии, изложенным в «12-м пятилетнем плане (на 2012—2017 гг.)»: развитие человеческого потенциала, институтов и инфраструктуры3. Проекты в области энергетики и транспорта способствуют реализации третьего приоритетного направления.
Южная Африка является крупнейшим клиентом Африканского банка развития, в 2013 г. ее займы составили 26,7% кредитного портфеля банка (табл. 4). В ЮАР реализуются проекты в финансовом секторе (около двух третей объема всех кредитов) и в секторе инфраструктуры (около пятой части всех кредитов), что соответствует двум
2 Twelfth Five-year Plan 2011—2015 // Официальный интернет-портал китайско-английского делового совета. Режим доступа: www.britishchamber.cn/sites/default/files/full-translation-5-yr-plan-2011-2015.doc (дата обращения: 02.12.2014).
3 Twelfth Five-year Plan 2011—2017 // Официальный интернет-портал Комиссии по планированию правительства Индии. Режим доступа: http://planningcommission.gov.in/plans/planrel/12thplan/ welcome.html (дата обращения: 02.12.2014).
долгосрочным приоритетам страны, содержащимся в «Национальном плане развития до 2030 г.»: снижение уровня бедности и снижение неравенства4.
Таблица 4. Кредиты Африканского банка развития по регионам, %, 2007—2013 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Северная Африка 23,1 26,1 14,1 35,2 44,1 48,9 40,2
Западная Африка 9,8 19,3 16,2 16,6 5,9 3,4 13,2
Южная Африка, кроме ЮАР 7,4 8,6 22,1 2,7 20,6 1,2 10,9
Центральная Африка 16,8 2,4 3,7 7,0 4,2 2,8 2,2
Восточная Африка 22,5 18,1 6,9 16,8 3,8 2,1 2,2
ЮАР 13,0 6,5 23,2 12,1 14,9 36,5 26,7
Мультинациональные 7,5 19,0 13,8 9,6 6,5 5,1 4,5
Всего 100 100 100 100 100 100 100
Источник: Годовые отчеты АфБР 2007—2013 гг.
Проекты в финансовом секторе реализуются в значительной степени для поддержки малых и микропредприятий в ЮАР, что способствует повышению доходов населения, а проекты в секторе инфраструктуры (энергетика, транспорт, коммуникации, водоснабжение) напрямую направлены на повышение уровня жизни населения.
Россия, в свою очередь, является крупнейшим получателем кредитов ЕБРР — 21,4% кредитного портфеля банка в 2013 г. (табл. 5). Проекты, финансируемые ЕБРР, относятся к различным секторам, в том числе: сельскохозяйственный (кредит производителю свежих салатов ЗАО «Белая дача», доля в кондитерской компании ОАО «Хлеб-пром»), банковский (синдицированный кредит Росбанку), энергетика (финансирование проекта по усовершенствованию системы обогрева в республике Саха (Якутия)), частный сектор (инвестиции в фонды по поддержке проектов в России и в странах СНГ, основанные фондом Baring Vostok5), транспорт (кредит компании по предоставлению сервисных и ИТ-услуг ООО «Сервисная холдинговая компания», софинанси-рование западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге), наука и образование (синдицированный кредит технопарку Пулково), здравоохранение (кредит фармацевтической компании ОАО «ГЕРОФАРМ-Био»). Некоторые из данных проектов соответствуют национальным приоритетам России, которые были названы еще в 2005 г. на выступлении президента Российской Федерации на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета: жилье, здравоохранение, образование и развитие АПК6. Некоторые мероприятия
4 National Development Plan 2030 // Официальный интернет-портал Национальной комиссии по планированию. Режим доступа: http://www.npconline.co.za/pebble.asp?relid=25 (дата обращения: 02.12.2014).
5 Имеются в виду следующие фонды: Private Equity Fund V L.P. (основной фонд), Baring Vostok Private Equity Fund V Supplemental Fund L.P. (дополнительный фонд).
6 Выступление президента Российской Федерации на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета // Официальный интернет-портал Президента Российской Федерации. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ appears/2005/09/05/1531_type63374type63378type82634_93296.shtml (дата обращения: 02.12.2014).
в рамках данных проектов финансируются из государственного бюджета, в то же время проекты по данным направлениям могут кредитоваться их средств банков развития, как региональных, так и национальных.
Таблица 5. Кредитование Европейского банка реконструкции и развития по регионам и странам, %, 2007-2013 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Центральная Азия 11,1 11,3 7,2 10,8 5,2 9,8 6,5
Центральная Европа и государства Балтии 9,8 6,4 21,0 16,5 15,3 13,6 18,9
Восточная Европа и Кавказ 20,1 25,8 18,4 17,4 20,5 16,8 17,8
Россия 41,1 35,7 30,1 25,6 32,4 28,9 21,4
Юго-Восточная Европа 17,9 20,8 21,4 24,2 16,9 17,1 19,4
Турция Н. д. Н. д. 1,9 5,5 9,8 11,8 10,8
Южное и Восточное Средиземноморье Н. д. Н. д. Н. д. Н. д. Н. д. 2,0 5,3
Всего 100 100 100 100 100 100 100
Источник: Годовые отчеты ЕБРР 2007-2013 гг.
Бразилия уже долгое время является крупнейшим клиентом Межамериканского банка развития, кредиты этой стране составляют 19,5% кредитного портфеля МАБР в 2013 г. (табл. 6). Наибольший объем кредитов за последние пять лет был направлен на проекты в области строительства инфраструктуры (транспорта) и составил 5,2 млрд долл., модернизация и реформирование в области государственного управления на втором месте - 3,1 млрд долл., 2,5 млрд долл. были направлены на проекты в области водоснабжения и санитарии, 1,7 млрд долл. - в области финансовых рынков, 1,1 млрд долл. - в области энергетики. Это в значительной степени способствует решению 11 Национальных вызовов Бразилии, объявленных в «Многолетнем плане на 2012— 2015 гг.»7, в их числе: национальные проекты развития, искоренение крайней бедности, развитие науки, технологий и инновационной деятельности, образование, знания, культура и спорт, здравоохранение, социальное обеспечение и социальная помощь, гражданство, инфраструктура, демократия и социальное участие, целостность и национальный суверенитет, общественная безопасность и государственное управление.
Таким образом, можно сказать, что страны БРИКС имеют возможность финансирования некоторых национальных проектов в приоритетных областях и не только, и пользуются ей. При этом существующие финансовые институты развития являются устойчивыми и эффективными организациями, много лет работающими на рынке оказания финансовых и консультационных услуг в области развития. Многие из них прибыльные (в 2012 г. - за исключением Всемирного банка, хотя и для него за период 2007-2013 гг. средняя прибыль была положительной и составила 0,55 млрд долл.), хотя финансовая эффективность не является приоритетом для институтов развития. Все
7 The 2012—2015 Pluriannual Plan // Официальный интернет-портал Министерства планирования Бразилии. Режим доступа: http://www.planejamento.gov.br/ministerio.asp?index=10&ler=s1086 (дата обращения: 02.12.2014).
Таблица 6. Кредиты Межамериканского банка развития по странам, %, 2007—2013 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Бразилия 25,4 24,6 24,2 23,7 21,8 23,0 19,5
Мексика 9,0 8,6 11,4 13,5 14,1 15,0 18,6
Аргентина 16,6 15,7 15,6 15,4 15,2 16,1 16,9
Колумбия 9,4 10,5 10,2 9,9 9,8 10,4 11,0
Эквадор 3,8 3,6 3,4 3,3 3,5 3,2 3,7
Доминиканская республика 2,6 2,4 2,7 3,1 3,3 3,1 3,6
Гватемала 2,8 2,8 2,9 3,2 3,2 3,0 3,3
Перу 7,8 7,9 6,5 5,9 5,6 5,9 3,1
Эль Сальвадор 3,0 3,3 3,3 3,0 3,0 2,7 3,0
Другие 19,6 20,6 19,8 19,0 20,4 17,7 17,5
Всего 100 100 100 100 100 100 100
Источник: Годовые отчеты МАБР 2007—2013 гг.
организации достаточно финансово устойчивы, заимствования составляют менее 80% источников финансирования, что является нормой для банковского сектора. Кредиты более чем на четверть финансируются из собственного капитала банка, все имеют высокий надежный рейтинг ААА (табл. 7). Таким образом, цель создаваемого банка по мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в некоторой степени дублирует работу существующих институтов, поэтому НБР может для ее реализации сотрудничать с существующими банками развития, уже имеющими опыт деятельности в этой сфере. Кроме того, дополнение НБР к существующей системе может заключаться именно в самостоятельности осуществления процесса мобилизации ресурсов, в том числе поставке собственного оборудования для реализации проектов, а также предоставлении площадки для обмена экспертными оценками на межрегиональном уровне между развивающимися странами и, наконец, в реализации многосторонних проектов стран БРИКС. Составлением перечня последних занимается Деловой совет БРИКС, и результаты его работы за последний год8 включают перечень отраслей для каждой страны, в стимулировании которых и в реализации совместных проектов в которых она заинтересована. В частности, предполагаются проекты в таких сферах, как инфраструктура, финансы, энергетика и «зеленая экономика», развитие человеческого капитала, обрабатывающая промышленность.
Другой функцией существующих институтов является предоставление консультаций и аналитических услуг странам-членам. Например, Бразилия, Индия, Китай и Россия имеют свои стратегии партнерства со Всемирным банком. Стратегии сотрудничества Всемирного банка с отдельными странами учитывают национальные стратегии данных стран, а также консультации с государственными органами (в частности, регио-
8 BRICS Business Council Annual Report (2013/2014) // Официальный интернет-портал промышленности Бразилии. Режим доступа: http://arquivos.portaldaindustria.com.br/app/conteudo_18/2014/ 07/15/6862/BRICSBusinessCouncilAnnualReportDRAFT6-11JulySignature.pdf (дата обращения: 02.12. 2014).
Таблица 7. Финансовые и операционные показатели многосторонних банков развития стран БРИКС, млрд долл. (если не указано иное), 2013 г.
АзБР АфБР ВБ ЕБРР МАБР
Активы 116 21 324 64 97
Собственный капитал 17 6 39 19 24
Уставный капитал 164 67 278 40 171
Выпущенный капитал 163 65 223 39 129
Оплаченный капитал 17,1 5,0 13,4 8,2 4,9
Кредиты 53 12 205 25 71
Долгосрочные заимствования 62 13 22 41 67
Чистая прибыль (убыток) 0,57 0,07 0,22 1,21 0,88
Коэффициент рентабельности активов, % 0,49 0,35 0,07 1,88 0,91
Коэффициент рентабельности собственного капитала, % 3,30 1,25 0,55 6,20 3,74
Отношение собственного капитала к кредитам, % 32 50 28 79 33
Леверидж, % 78 69 36 68 74
Год основания 1966 1964 1944 1991 1959
Рейтинг ААА ААА ААА ААА ААА
Головной офис Манила, Филиппины Абиджан, Кот д'Ивуар, временный — Тунис, Тунис Вашингтон, США Лондон, Великобритания Вашингтон, США
Источник: Годовые и финансовые отчетов банков, расчеты автора.
нальными) для идентификации текущих вызовов и проблем, не нашедших отражения в данных стратегиях. Текущая стратегия сотрудничества Индии со Всемирным банком предусматривает следующие три направления деятельности: устойчивый, включенный и интегрированный рост. Стратегия взаимодействия с Китаем предусматривает «зеленый рост», региональную интеграцию и развитие международных отношений. Стратегия взаимодействия с Бразилией предусматривает решение вопросов второго поколения (энергоэффективность, борьба с изменением климата). Стратегия взаимодействия с Россией предусматривает модернизацию, реформирование системы управления. Таким образом, сотрудничество со Всемирным банком решает некоторые из приоритетных вызовов стран БРИКС, однако НБР, реализуя функции, указанные в Соглашении, может дополнить существующий механизм, предоставляя консультации и техническую помощь не только отдельным странам, но и группам стран для решения совместных проблем. Например, это могут быть варианты выхода из ловушки среднего уровня дохода [Григорьев, Морозкина, 2013Ь; Grigoriev, Могогкта, 2012а], решение проблемы неравенства [Григорьев, Морозкина, 2013а], разработка механизма поддержки малого и среднего предпринимательства [Унгер, 2013].
Частью глобальной финансовой архитектуры являются и существующие механизмы взаимодействия между национальными банками развития. С 2010 г. между национальными банками развития БРИКС наблюдается активное взаимодействие, развитие которого уже сейчас позволяет делиться опытом в финансировании национальных проектов развития и проводить расчеты в национальных валютах. На встрече в Санье (Китай) в апреле 2011 г. банки развития стран БРИКС подписали рамочное соглашение «О финансовой кооперации в рамках межбанковского механизма кооперации» [Financial Cooperation Agreement, 2014]. На встрече в Нью-Дели (Индия) в 2012 г. банки развития БРИКС подписали генеральное соглашение «О предоставлении кредитов в национальных валютах» [Ibid.] и многостороннее соглашение «О подтверждении аккредитивов» [Ibid.]. В 2013 г. на саммите в Дурбане (ЮАР) было подписано многостороннее соглашение «О кооперации и софинансировании устойчивого развития» [Ibid.], например, проектов в области «зеленого роста» и энергоэффективности. В 2014 г. банки развития подписали еще одно соглашение — о кооперации в области инноваций [Ibid.], включающее возможность совместного финансирования проектов в областях общих интересов. Все это означает, что в рамках БРИКС уже создан механизм взаимного кредитования проектов и, соответственно, получения финансирования от партнеров по группе. Поскольку целью создаваемого Банка является привлечение ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, он может в некоторой степени опираться на уже работающий в рамках БРИКС механизм финансирования. Например, члены правления национальных банков развития БРИКС могли бы войти в состав Совета директоров НБР.
Направления кредитования национальных банков развития стран пятерки соответствуют основным приоритетам национальных стратегий развития. Ключевыми отраслями инвестирования Экспортно-импортного банка Индии (ЭксИмБ), который представляет эту страну в межбанковском механизме кооперации, являются инфраструктура, энергетика, строительство. При этом следует помнить о том, что более крупным банком развития является Банк индустриального развития Индии, который поддерживает такие сектора, как промышленность и торговля, а также финансы. В Банке развития Китая (БРК) приоритетными стали отрасли энергетики (в том числе повышение энергоэффективности), муниципальных услуг. Ключевыми направлениями финансирования Банка развития Южной Африки (БРЮА) являются энергетика, транспорт и коммуникации. Наибольшая часть средств Банка экономического и социального развития Бразилии (БЭСРБ) направляется на развитие промышленности и торговли, а также транспорта и коммуникаций. Ключевым направлением инвестирования Внешэкономбанка (ВЭБ) стали промышленность и торговля, строительство и недвижимость, финансы (табл. 8).
Национальные банки БРИКС обладают значительным потенциалом кредитования (табл. 9). Крупнейшим является Банк развития Китая — объем кредитов по состоянию на конец 2013 г. составил более 1 трлн долл. На втором месте — Банк развития Бразилии, его объем кредитов в 2013 г. составил 271 млрд долл. и также превышает объем кредитов Всемирного банка. Таким образом, в Группе БРИКС уже существует механизм многостороннего финансирования национальных проектов в странах пятерки, поэтому создаваемому банку развития БРИКС нужно задействовать уже существующие механизмы кооперации, тем более что национальные банки развития уже сотрудничают в одной из целевых сфер НБР — устойчивого развития.
Таблица 8. Направления кредитования национальных банков развития стран БРИКС по секторам, %, 2013 г.
ЭксИмБ БРК БРЮА БЭСРБ ВЭБ
Сельское хозяйство и природные ресурсы 17,7 2,8 - 8,9 6,1
Образование, здравоохранение и социальная защита - 0,6 14,4 - 1,1
Энергетика 26,7 17,9 31,0 7,9 7,3
Финансы - 29,1 - - 18,8
Промышленность и торговля - 1,5 - 54,2 28,9
Строительство и недвижимость 38,9 6,1 4,9 1,2 22,7
Транспорт и коммуникации 12,3 27,3 40,9 26,4 12,8
Водоснабжение и другие муниципальные услуги - 14,8 8,8 1,3 0,0
Мультисектор 4,4 - 0,03 - 2,3
Всего 100 100 100 100 100
Источник: Составлено автором на основе годовых и финансовых отчетов банков.
Таблица 9. Финансовые и операционные показатели национальных банков развития стран БРИКС, млрд долл. (если не указано иное), 2013 г.
ЭксИмБ БРК БРЮА БЭСРБ ВЭБ
Активы 14 1 334 51 353 90
Собственный капитал 1,4 528 16 29 16
Уставный капитал 1,7 49,71 0,02 17,79 12,60
Кредиты 12 1 164 40 271 58
Заимствования 11 1 242 35 324 74
Чистая прибыль 0,06 13,02 -0,78 3,46 0,23
Коэффициент рентабельности активов, % 0,39 0,98 -1,53 0,98 0,26
Коэффициент рентабельности собственного капитала, % 3,92 14,22 -4,94 12,02 1,47
Отношение собственного капитала к кредитам, % 11,59 7,86 39,20 10,63 26,97
Леверидж, % 89 93 69 92 83
Год основания 1982 1994 1983 1952 1922*
Кредитный рейтинг ввв- АА- ВВВ+ ВВВ+ ввв
* Преобразован в банк развития в 2007 г.
Источник: Годовые и финансовые отчеты банков, расчеты автора.
Итак, в текущей глобальной финансовой архитектуре существуют институты и механизмы, позволяющие финансировать проекты в странах БРИКС в области инфраструктуры и устойчивого развития, которые названы в качестве целевых в Соглашении о создании Нового банка развития. Однако создаваемый Банк может дополнить их функции и стать значимым институтом развития для стран-членов. В первую очередь это касается реализации многосторонних проектов по созданию технологий в актуальных для всех стран областях устойчивого развития, например, городская инфраструктура (переработка мусора, водоснабжение, создание концепции «разумный город» или так называемого смарт-сити в удобной для стран БРИКС форме) [Рогатных, 2013]. Также страны БРИКС могут использовать финансирование НБР для строительства инфраструктуры, которая относительно неразвита в странах БРИКС по сравнению с передовыми странами (табл. 10) и которая является приоритетным направлением деятельности НБР.
Таблица 10. Показатели инфраструктуры из рейтинга глобальной конкуренции, 2013—2014 гг., значения 1—7 (7 — наиболее желательный исход)
Общее качество инфраструктуры Качество дорог Качество ж/д инфраструктуры Качество портовой инфраструктуры Качество инфраструктуры воздушного транспорта Качество поставки э/э
БРИКС
Бразилия 3,4 2,8 1,8 2,7 3,3 4,8
Индия 3,9 3,6 4,8 4,2 4,8 3,2
Китай 4,3 4,5 4,7 4,5 4,5 5,1
Россия 3,8 2,5 4,2 3,9 3,9 4,5
ЮАР 4,5 4,9 3,4 4,7 6,1 3,8
memo
Велико британия 5,4 5,3 5,0 5,7 5,6 6,7
Германия 6,2 6,0 5,7 5,8 6,1 6,1
США 5,7 5,7 4,9 5,7 5,9 6,2
Южная Корея 5,6 5,8 5,7 5,5 5,8 5,7
Япония 6,0 6,0 6,7 5,2 5,4 6,0
Источник: Глобальный рейтинг конкурентоспособности 2013—2014 гг., Всемирный экономический форум.
Проекты в странах БРИКС в области устойчивого развития могут включать создание и внедрение высоких технологий. Расходы на НИОКР в странах БРИКС находятся на достаточно низком уровне относительно развитых стран (табл. 11). Совместное развитие технологий в актуальных для всех стран БРИКС областях (нанотехнологии, энергосбережение) может происходить более быстрыми темпами, чем в каждой из стран по отдельности, поэтому работа Банка в данном направлении может принести пользу всем странам-членам.
Таблица 11. Ключевые индикаторы развития технологий для стран БРИКС и некоторых развитых стран, 2007 г.
Расходы на НИОКР к ВВП, % Занятые в НИОКР, % населения Экспорт высокотех. продукции, % от пром. экспорта Патенты, тыс.
БРИКС
Бразилия 1,1 0,1 11,9 21,8
Китай 1,4 0,1 26,7 245,2
Индия 0,8 0,0 6,4 28,9
Россия 1,1 0,4 6,9 39,4
Южная Африка 0,9 0,1 5,6 10,8
memo
Япония 3,4 0,6 18,4 396,3
Германия 2,5 0,5 14,0 61,0
Южная Корея 3,2 0,5 30,5 172,5
Велико британия 1,8 0,5 18,9 25,0
США 2,7 0,5 27,2 456,2
Источник: [Григорьев, Морозкина, 2013а].
Еще одним полезным для стран-членов направлением деятельности Банка может стать выполнение аналитических и консультативных функций по решению общих проблем стран БРИКС, к которым, в частности, относятся: ловушка среднего уровня дохода, ведение сельского хозяйства в тропическом климате, развитие малого и среднего предпринимательства. Л.М. Григорьев и А.К. Морозкина [2013а] отмечают, что страны группы объединены проблемой внутреннего неравенства, социального и регионального, а в работе «БРИКС: социальное неравенство в развивающихся странах» [Silverio, 2012] подробно рассматриваются общие для стран БРИКС вопросы социального неравенства.
В качестве интегрирующего института для стран БРИКС, центра поиска и решения проблем и вопросов, актуальных для всех стран-членов, НБР будет дополнять существующую систему институтов и механизмов. Осуществляя эту функцию, Банк БРИКС будет способствовать повышению роли стран-членов в мировой финансовой архитектуре, и в первую очередь стран-основателей. В настоящее время роль стран-членов пятерки в мировой финансовой архитектуре считается несоответствующей их роли в глобальной экономике [Прексин, 2013; Armijo, Roberts, 2014] и будет расти [О'Нил, 2013]. В качестве одного из индикаторов можно привести роль стран БРИКС в Бреттон-Вудских институтах (МВФ, Всемирный банк), где доля их голосов намного меньше доли развитых стран и зачастую меньше их доли в мировой экономике (табл. 12). Страны БРИКС настаивают на проведении реформ управления и расчета квот, однако проведение новой реформы не имеет смысла, пока еще даже не ратифицирована всеми странами-членами предыдущая (2010 г.), в соответствии с которой увеличиваются доли голосов всех стран пятерки, за исключением Южной Африки. Таким образом, страны БРИКС фактически не могут в значимой степени влиять на деятельность данных организаций.
Таблица 12. Доля стран БРИКС в мировом ВВП по ППС (2013 г.), распределение голосов в МВФ и Всемирном банке
Доля в мировом ВВП по ППС Квота после реформы 2008 г. Доля голосов после реформы 2008 г. Квота после реформы 2010 г. Доля голосов после реформы 2010 г. Доля голосов во Всемирном банке, 2013 г.
Китай 15,84 4,00 3,81 6,39 6,10 5,43
Индия 6,65 2,45 2,34 2,75 2,63 2,90
Россия 3,43 2,50 2,39 2,71 2,59 2,35
Бразилия 2,96 1,79 1,72 2,32 2,22 1,75
ЮАР 0,65 0,79 0,77 0,64 0,63 0,80
Источник: МВФ, Всемирный банк.
В результате создания собственного института стран БРИКС ситуация может измениться. Во-первых, страны БРИКС будут совместно определять размер и направление финансовой помощи третьим странам (доля стран БРИКС в Банке, в соответствии с соглашением о создании, не может быть ниже 55%), в отличие от других многосторонних финансовых институтов, где они являются членами. При этом равное распределение голосов между странами БРИКС (которое может сохраниться и в дальнейшем) позволит учитывать в равной степени мнения всех учредителей.
Во-вторых, страны БРИКС смогут самостоятельно определять условия предоставления кредитов, в отличие от названных выше МВФ и Всемирного банка, и создать свою систему финансирования развития. Все чаще звучит критика в адрес Бреттон-Вудских институтов и высказывается мнение, что они своими условиями предоставления кредита углубили азиатский кризис и европейский долговой кризис. Страны БРИКС, создав Банк, создали потенциал изменения текущей системы финансирования развития, изменения условий предоставления финансирования и контроля результатов. Однако вопрос, реализуется ли данный потенциал или страны пятерки будут следовать устоявшимся традициям, пока остается без ответа.
Таким образом, НБР обладает потенциалом повышения роли стран БРИКС в глобальной финансовой архитектуре. В качестве интегрирующего института для стран БРИКС, центра поиска и решения проблем и вопросов, актуальных для всех стран-членов, НБР будет дополнять существующую систему институтов и механизмов. В первое время можно остановиться на следующих вопросах: выход из ловушки среднего уровня доходов, развитие городов. В области финансирования инфраструктурных проектов создаваемый финансовый институт в некоторой степени дублирует существующие институты и механизмы, однако может способствовать повышению роли стран БРИКС путем задействования ресурсов преимущественно стран БРИКС для реализации проектов и учета в первую очередь интересов стран пятерки. НБР имеет все шансы стать не политической инициативой, а действующим инструментом, направленным на совместное преодоление вызовов в странах БРИКС.
В ходе анализа автором были использованы отчеты банков:
Годовые отчеты Внешэкономбанка 2007—2013 // Официальный интернет-портал Внешэкономбанка. Режим доступа: http://www.veb.ru/ifi/rep/annual/ (дата обращения: 02.12.2014).
AfDB Group Annual reports 2007-2013 // Официальный интернет-портал Африканского банка развития. Режим доступа: http://www.afdb.org/en/documents/publications/annual-report/ (дата обращения: 02.12.2014).
ADB Annual Reports 2007-2013 // Официальный интернет-портал Азиатского банка развития. Режим доступа: http://www.adb.org/documents/series/adb-annual-reports (дата обращения: 02.12.2014).
BNDES Annual Reports 2007-2013 // Официальный интернет-портал Банка экономического и социального развития Бразилии. Режим доступа: http://www.bndes.gov.br/SiteBNDES/bndes/bndes_en/ Institucional/The_BNDES_in_Numbers/Annual_Report/ (дата обращения: 02.12.2014).
CDB Annual Reports 2007-2013 // Официальный интернет-портал китайского банка развития. Режим доступа: http://www.cdb.com.cn/english/Column.asp?ColumnId=91 (дата обращения: 02.12.2014).
DBSA Annual Reports 2007-2013 // Официальный интернет-портал банка развития Южной Африки. Режим доступа: http://www.dbsa.org/EN/About-Us/Publications/Pages/DBSA-Annual-Reports.aspx (дата обращения: 02.12.2014).
EBRD's Annual Reports 2007-2013 // Официальный интернет-портал Европейского банка реконструкции и развития. Режим доступа: http://www.ebrd.com/news/publications.html (дата обращения: 02.12.2014).
Exim Bank Annual Reports 2007-2013 // Официальный интернет-портал экспортно-импортного банка Индии. Режим доступа: http://www.eximbankindia.in/annual-report (дата обращения: 02.12.2014).
IDBI Annual Report 2007-2013 // Официальный интернет-портал банка индустриального развития Индии. Режим доступа: http://www.idbi.com/idbi-bank-anual-report.asp (дата обращения: 02.12.2014).
Inter-American Development Bank Annual Reports 2007-2013 // Официальный интернет-портал Межамериканского банка развития. Режим доступа: http://publications.iadb.org/handle/123456789/2/disc over?scope=123456789/1&thumbnail=true&rpp=5&page=0&group_by=none&etal=0 (дата обращения: 02.12.2014).
WB Annual Report on Portfolio Performance (2013) // Официальный интернет-портал Всемирного банка. Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/CFPEXT/Resources/299947-1339676789554/FY13_ BNPP_Annual_Report.pdf (дата обращения: 02.12.2014).
Литература
Григорьев Л.М., Морозкина А.К. (2013а) «БРИКС: экономики разные, проблемы общие» // Россия в глобальной политике. № 2. С. 26-40.
Григорьев Л.М., Морозкина А.К. (2013b) Банк развития // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты / под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая. М.: РУДН. С. 273-286.
Рогатных Е.Б. (2013) Industrial, agricultural and service sectors of BRICS countries: innovation and mutual reinforcement, presented at International Conference "Complementarity of BRICS National Economies and Mutual Cooperation". 18 October 2013. Moscow.
О'Нил Дж. (2013) Доказательство перемен // BRICS Business Magazine. № 2. С. 32-29.
Прексин О. (2013) Большая финансовая стройка // BRICS Business Magazine. № 3. С. 50-51.
Унгер Р.М. (2013) Перестройка на пятерых // BRICS Business Magazine. № 3. С. 34-37.
ADB (1965) Agreement Establishing the Asian Development Bank // Официальный интернет-портал Азиатского банка развития. Режим доступа: http://www.adb.org/documents/agreement-establishing-asian-development-bank-adb-charter (дата обращения: 02.12.2014)
AfDB (2011) Agreement Establishing the African Development Bank // Официальный интернет портал Африканского банка развития. Режим доступа: http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/ Legal-Documents/Agreement%20Establishing%20the%20ADB%20final%202011.pdf (дата обращения: 02.12. 2014)
Armijo L.E. (ed.) (2002) Debating the Global Financial Architecture. Albany, N.Y.: SUNY Press.
Armijo L.E., Roberts C. (2014) The Emerging Powers and Global Governance: Why the BRICS Matter, for the Inclusion // Handbook of Emerging Economies / R. Looney (ed.). N.Y.: Routledge.
Central Asia Monitor (2013) Влияние стран БРИКС усиливается: пять «пальцев» — в кулак. Режим доступа: http://old.camonitor.com/archives/8543 (дата обращения: 02.12.2014).
EBRD (2013) Basic Documents of the European Bank for Reconstruction and Development // Официальный интернет-портал Европейского банка реконструкции и развития. Режим доступа: http://www. ebrd.com/documents/comms-and-bis/pdf-basic-documents-of-the-ebrd.pdf (дата обращения: 02.12.2014).
Financial Cooperation Agreement (2014) Framework Agreement on Financial Cooperation within the BRICS Inter-Bank Cooperation Mechanism // Официальный портал шестого саммита БРИКС. Режим доступа: http://brics6.itamaraty.gov.br/images/pdf/BRICSINNOVAnON.doc (дата обращения: 02.12.2014).
Grigoriev L., Morozkina A. (2012a) BRICS Instruments: Specifics of Objectives // In search of Stability, Security and Growth BRICS and a New World Order / H.H.S. Viswanathan, Nandan Unnikrishnan (eds). ORF, New Delhi. P. 125-134.
IADB (1996) Agreement Establishing the Inter-American Development Bank // Официальный интернет-портал Межамериканского банка развития. Режим доступа: http://www.iadb.org/leg/Documents/Pdf/ Convenio-Eng.pdf (дата обращения: 02.12.2014).
NDB (2014) Articles of Agreement of the New Development Bank // Официальный интернет-портал шестого саммита БРИКС. Режим доступа: http://brics6.itamaraty.gov.br/media2/press-releases/219-agreement-on-the-new-development-bank-fortaleza-july-15 (дата обращения: 02.12.2014).
Silvério M. (2012) BRICS: desigualdades sociais nos países emergentes. Режим доступа: http://observatorio-das-desigualdades.cies.iscte.pt/ (дата обращения: 02.12.2014).
The New Development Bank in Global Finance and Economic Architecture
A. Morozkina
Alexandra Morozkina — Doctoral student, National Research University Higher School of Economics; Head of structural reforms division, Economic Expert Group; Vetoshny per., 5/4, 109012 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Abstract
The article addresses the question whether the New Development Bank (NDB) will promote the role of the BRICS countries in the global financial architecture and foster their development. It begins by comparing the key multilateral development banks (World Bank, Asian Development Bank, African Development Bank and Inter-American Development Bank, European Bank for Reconstruction and Development) and national development banks of the BRICS countries with the newly established institution. The NDB's purpose is to mobilize resources for infrastructure and sustainable development projects in the member countries. This purpose, as author concludes on the base of the analysis, partly duplicates the work of the existing institutions. However, the NDB could add to the functions of the existing institutions and become a significant development bank for its members. The best way to achieve this significance is to implement multilateral projects in the areas mentioned above. The article also examines the current role of the BRICS countries in the global financial architecture and the potential for an increased role, brought by the establishment of the BRICS bank. The founding countries of the NDB will jointly determine the volume and directions of its financial aid. In addition, in contrast to the Bretton Woods institutions, the BRICS countries can change the rules of the development financial aid, particularly the conditions and system for monitoring results. The article concludes that the BRICS countries have created a possible way to change the current system of development finance and therefore to increase the role of the BRICS countries in the global financial architecture.
Key words: BRICS, New Development Bank, development finance, global financial architecture, sustainable development
References
ADB (1965) Agreement Establishing the Asian Development Bank. Official Web Portal of the Asian Development Bank. Available at: http://www.adb.org/documents/agreement-estabhshing-asian-development-bank-adb-charter (accessed 02 December 2014).
AfDB (2011) Agreement Establishing the African Development Bank. Official Web Portal of the African Development Bank. Available at: http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Legal-Documents/Agreement%20Establishing%20the%20ADB%20final%202011.pdf (accessed 02 December 2014).
Armijo L.E. (ed.) (2002) Debating the Global Financial Architecture. Albany, New York: SUNY Press.
Armijo L.E., Roberts C. (2014) The Emerging Powers and Global Governance: Why the BRICS Matter, for the Inclusion. Handbook of Emerging Economies / R. Looney (ed.). New York: Routledge.
Central Asia Monitor (2013) The Impact of the BRICS Countries Increases: Five "Fingers" — in a Fist. Available at: http://old.camonitor.com/archives/8543 (accessed 02 December 2014).
EBRD (2013) Basic Documents of the European Bank for Reconstruction and Development. Official Web Portal of the European Bank for Reconstruction and Development. Available at: http://www.ebrd.com/documents/ comms-and-bis/pdf-basic-documents-of-the-ebrd.pdf (accessed 02 December 2014).
Financial Cooperation Agreement (2014) Framework Agreement on Financial Cooperation within the BRICS Inter-Bank Cooperation Mechanism. Official Web Portal of the Sixth BRICS Summit. Available at: http:// brics6.itamaraty.gov.br/images/pdf/BRICSINNOVATION.doc (accessed 02 December 2014).
Grigoriev L., Morozkina A. (2012a) BRICS Instruments: Specifics of Objectives. In Search of Stability, Security and Growth BRICS and a New World Order / H.H.S. Viswanathan, Nandan Unnikrishnan (eds.). ORF, New Delhi. P. 125-134
Grigoriev L., Morozkina A. (2013b) Bank Razvitija [Development Bank]. Strategija Rossii v BRIKS: Celi Instrument [Russia's Strategy in BRICS: Goals and Instruments] / Nikonov V., Toloraya G. (eds). Moscow: PFUR (RUDN), pp. 273-286.
Grigoriev L., Morozkina A. (2013a) "BRICS: Different Economies, Similar Problems". Russia in Global Affairs, no 2, pp. 26-40.
IADB (1996) Agreement Establishing the Inter-American Development Bank. Official Web Portal of the Inter-American Development Bank. Available at: http://www.iadb.org/leg/Documents/Pdf/Convenio-Eng.pdf (accessed 02 December 2014).
NDB (2014) Articles of Agreement of the New Development Bank. Official Web Portal of the Sixth BRICS Summit. Available at: http://brics6.itamaraty.gov.br/media2/press-releases/219-agreement-on-the-new-development-bank-fortaleza-july-15 (accessed 02 December 2014).
O'Neil J. (2013) Five Surprises Ahead. BRICS Business Magazine, no 2, pp. 28-33.
Preksin O. (2013) The Great Financial Construction Site. BRICS Business Magazine, no 3, pp. 44-45.
Rogatnykh E. (2013) Industrial, Agricultural and Service Sectors of BRICS Countries: Innovation and Mutual Reinforcement, Presented at International Conference "Complementarity of BRICS National Economies and Mutual Cooperation" 18 October 2013, Moscow.
Silvério M. (2012) BRICS: Desigualdades Sociais Nos Países Emergentes. Available at: http://observatorio-das-desigualdades.cies.iscte.pt/ (accessed 02 December 2014).
Unger R.M. (2013) Gearing Up for a New Global Order. BRICS Business Magazine, no 3, pp. 30-33.