Вклад многосторонних банков развития в финансирование систем образования в развивающихся странах
А.К. Морозкина, Е.М. Сабельникова
Морозкина Александра Константиновна — аспирантка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», младший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института; Российская Федерация, 127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3 стр. 2; E-mail: [email protected]
Сабельникова Екатерина Михайловна — научный сотрудник Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования; Российская Федерация, 117418, Москва, Нахимовский просп., д. 47; E-mail: [email protected], 2
Статья посвящена исследованию роли многосторонних банков развития (МБР) в финансировании системы образования на национальном уровне, в частности оценке вклада МБР в финансирование системы образования развивающихся стран, анализу его структуры по ступеням образовательного процесса, выделению основных инструментов и мер финансирования. В условиях замедления темпов роста мировой экономики в целом, которое, вероятно, будет носить долгосрочный характер, важнейшей задачей становится поиск новых драйверов экономического роста вследствие исчерпания традиционных источников. Одним из основных источников экономического роста, особенно при постепенном переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, становится человеческий капитал, проблема накопления которого актуальна для развивающихся стран. Большинство развивающихся стран не способны самостоятельно решить задачи, связанные с развитием человеческого капитала, в частности с повышением уровня образования. Актуальность темы исследования обусловлена недооценкой потенциала участия многосторонних банков развития в развитии человеческого капитала и слабой освещенностью данной проблематики в академической литературе. Оценка текущего опыта позволит выявить возможности для повышения роли МБР в развитии образования, что, в свою очередь, может положительно повлиять на экономический рост в развивающихся странах
Предметом исследования является финансирование проектов в сфере образования многосторонними банками развития.
Для оценки вклада МБР в развитие системы образования развивающихся стран авторы сформировали базу данных, включающую информацию об объемах и структуре финансирования в разрезе образовательных ступеней по более чем 500 проектам крупнейших многосторонних банков развития в сфере образования. Источниками информации послужили соглашения о предоставлении займов и грантов, промежуточные и итоговые отчеты о ходе реализации проектов. На основе сформированной базы для каждой страны, включенной в выборку, были рассчитаны среднегодовые отношения объемов финансирования сферы образования МБР к среднегодовым государственным расходам на образование в этой стране.
Результаты показывают, что отношение среднегодовых объемов средств, предоставленных МБР, к среднегодовым государственным расходам на образование находится на сравнительно небольшом уровне — порядка 1,5—4,0% для большинства стран. Наиболее значимой долей финансирования банками развития
1 Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2016 г. (ТЗ-17).
2 Авторы выражают благодарность анонимному рецензенту журнала за ценные комментарии и рекомендации по данной работе.
Материал поступил в редакцию в июне 2016 г.
характеризуются относительно небольшие страны, где очень низки собственные государственные доходы и расходы. При этом крупные развивающиеся страны, такие как Бразилия, Индия, Индонезия и Мексика, находятся среди лидеров по абсолютным объемам финансирования со стороны банков развития. Помимо этого, авторы показывают, что большинство проектов рассматриваемого периода направлены на решение проблемы неравенства в доступе к образованию, повышение уровня развития инфраструктуры, квалификации преподавателей, а также управления образовательным процессом. На основе проведенного анализа существующих возможностей финансирования образования многосторонними институтами развития даны рекомендации Новому банку развития.
Ключевые слова: финансирование образования; многосторонние банки развития; развивающиеся страны; суверенные кредиты на образование
Для цитирования: Морозкина А.К., Сабельникова Е.М. Вклад многосторонних банков развития в финансирование систем образования в развивающихся странах // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 1. С. 24-42. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-24.
Введение
Большинство развивающихся стран самостоятельно не способны решить проблему низкого уровня развития образования. Проблема заключается не только в нехватке финансирования, но и в необходимости использования лучших практик, обмена культурным опытом, проведения широкой разъяснительной работы с населением. В подобной ситуации возрастает роль международных организаций, которые способны транслировать лучшие практики, оказывать консультационные услуги, вести жесткий мониторинг соответствия между выделяемыми финансовыми средствами и целями, на которые они выделяются. Большинство суверенных кредитов на образование предоставляются на льготных условиях, и чаще всего ставка не превышает 2—3% [ADB, 2011], хотя может и различаться в зависимости от срока и суммы кредитования, а также даты заключения договора. Также обычно предоставляется льготный период, во время которого не происходит выплат по основной сумме долга.
В настоящее время кредиты на образование составляют не очень большую часть кредитов основных многосторонних банков развития (табл. 1), от 8,5% во Всемирном банке (около 3,5 млрд долл.) и 4% в Азиатском банке развития (немногим менее 1 млрд долл.) до полного отсутствия кредитов в области образования в Европейском банке реконструкции и развития.
Обзор академических работ позволяет сделать вывод о том, что большая часть исследований посвящена анализу вклада какого-то одного МБР в развитие системы образования, часто применяется метод анализа кейсов. В частности, такой анализ проводился для Кореи и Мексики [Lee, 2010]; Намибии, Никарагуа, Египта [Jilles, 2010], Бангладеш [Quibria, 2010], Уганды и Таиланда [Collins, Rhoads, 2015]. Анализ эффективности финансовой поддержки в форме кредитов и грантов Всемирным банком проводился в большом числе работ, в частности в [WB, 2002; Heyneman, 2003] и проч. Тем не менее в основном работы ограничены рассмотрением лишь Всемирного банка и не учитывают влияния прочих МБР. Помимо этого, практически не освещенной остается проблема комплексной оценки структуры вклада МБР в финансирование системы образования развивающихся стран.
Таблица 1. Кредитный портфель многосторонних банков развития, по секторам, %, 2014 г.
Сектор АзБР АфБР ЕБРР МАБР ВБ
Сельское хозяйство 5,9 11,6 13,0 3,7 7,5
Образование 4,0 2,3 * 1,3 8,5
Энергетика 26,9 29,3 19,0 8,2 16,4
Финансы 14,2 17,9 32,0 23,0 4,9
Здравоохранение и социальная политика 0,1 5,9 * 14,6 8,2
Промышленность и торговля 1,9 0,9 13,0 4,7 4,4
Государственное управление 9,7 * * 16,4 21,6
Транспорт и коммуникации 24,9 20,4 23,0 17,4 17,9
Водоснабжение и другие муниципальные услуги 9,3 5,7 * 10,4 10,6
Мультисектор 3,2 5,9 * 0,3 *
Всего 100 100 100 100 100
Источник: составлено авторами на основе [ADB, 2014b; AfDB Group, 2014; IADB, 2014; EBRD, 2014; WB Annual Report, 2014].
*На данном этапе нет финансирования этого направления.
Во многом это обусловлено тем, что доступная статистическая информация не позволяет оценить реальный вклад МБР в финансирование системы образования по странам мира. Таким образом, целью данного исследования становится оценка вклада МБР в финансирование системы образования развивающихся стран, анализ его структуры по ступеням образовательного процесса, выделение основных инструментов и мер финансирования на основе анализа лучших практик (кейсов), а также предложение рекомендаций для только начавшего свою деятельность Нового банка развития.
Методология исследования
В исследовании оценивается вклад МБР в финансирование системы образования стран мира. Для решения указанной задачи представляется целесообразным рассчитать долю МБР в финансировании системы образования той или иной страны. Для этого надо рассчитать среднегодовой объем финансирования сферы образования МБР и отнести к среднегодовым государственным расходам на образование.
Поскольку транши могут распределяться несколько неравномерно по годам, рассматриваются средние расходы за 2012—2014 гг. Государственные расходы, а не общие расходы, выбраны по двум соображениям. Во-первых, для ряда стран отсутствуют актуальные данные по частным расходам. Во-вторых, МБР осуществляют централизованные расходы и в данном смысле близки государственному участию в финансировании образования. Источниками данных по государственным расходам стала база данных Всемирного банка.
Базы по проектам в сфере образования с указанием сроков, наименования страны и объема финансирования не существует (по отдельным МБР), поэтому основной задачей становится формирование подобной базы данных.
Итоговую выборку многосторонних банков развития составили четыре крупнейших банка: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Африканский банк развития и Межамериканский банк развития.
Кроме того, были рассмотрены Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития и Исламский банк. Первые два не содержат проектов в области образования, а последний не публикует отчетности по конкретным проектам, что исключает возможность дальнейшего анализа. Источниками данных являлись предложения о предоставлении кредита, промежуточные и окончательные отчеты о реализации проектов. В результате была составлена база данных на основе 575 проектов в области образования.
В рамках формирования предварительной версии базы данных рассматривались все проекты, отвечающие двум основным критериям:
— проект содержит меры, направленные на развитие системы образования, подкрепленные соответствующим финансированием;
— проект находился в процессе реализации в 2012—2014 гг.
В результате было отобрано 349 проектов, из них 224 являются проектами Всемирного банка, 53 — Азиатского банка развития, 23 — Африканского банка развития, 49 — Межамериканского банка развития. Структура базы данных следующая:
— наименование проекта;
— наименование страны-заемщика;
— сроки реализации проекта;
— тип финансирования;
— общий объем финансирования в рамках проекта;
— объем финансирования на систему образования в рамках проекта;
— объем финансирования по отдельным образовательным ступеням (начальное образование, среднее образование, начальное и среднее профессиональное образование, третичное образование3);
— список проблем, на решение которых направлен проект.
Включение в базу данных двух показателей объема финансирования в рамках проекта обусловлено тем, что встречается два типа проектов, поддерживаемых МБР. Первые — сугубо образовательные, в которых весь объем финансирования идет на развитие тех или иных ступеней образования и улучшение менеджмента и администрирования системы образования (этот блок присутствует практически во всех проектах, составляя порядка 10—15% в среднем от общего объема финансирования). Вторые — проекты, направленные на развитие социальной сферы в целом или на восстановление экономики в целом (характерно для кредитов или грантов, выделяемых на устранение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). В подобных проектах доля финансирования образования обычно невелика и составляет не более 20%. Особенности формирования базы данных:
1. В случаях, когда в отчетах о реализации проекта не было указано распределение траншей по годам, делалось предположение о равномерном распределении траншей в течение периода реализации проекта. Такое предположение является реалистичным, поскольку в некоторых проектах из тех, в которых была представ-
3 В исследовании используется деление системы образования на уровни в соответствии с Международной стандартной классификацией образования, которая применяется всеми МБР, что обеспечивает унификацию стандартов.
лена такая детализация, транши действительно распределялись равными долями по периоду реализации проекта. Таких проектов в базе 102.
2. В проектах, в которых не указано точное распределение по ступеням образования, предполагалось, что финансирование равномерно распределено по указанным в проекте ступеням образования. Таких проектов в базе 24.
3. В проектах, которые содержат не только меры в области образования (например, помощь при восстановлении после природных катастроф) и при этом в отчетах о реализации не указано распределение финансирования по направлениям, предполагается, что финансирование равномерно распределено по указанным направлениям. Таких проектов в базе 20.
На основе данных критериев была составлена таблица, которая содержала сумму государственных расходов и расходов МБР по странам. Из нее были исключены страны, по которым не было найдено оценок объема государственных расходов на образование за 2012—2014 гг. Таких стран было девять.
В итоговый перечень стран, для которых вклад МБР в финансирование образования в 2012—2014 гг. был существенным, отбирались две категории стран:
— страны, для которых доля МБР в финансировании систем образования превысила заданный авторами порог в 2%;
— страны, в которых указанный порог меньше 2%, однако страны относятся к лидерам по абсолютному объему финансирования за счет средств МБР. Это крупные развивающиеся страны, в которых государство много инвестирует в сферу образования.
Результаты исследования
Результаты расчетов показывают, что многосторонние банки развития играют относительно небольшую роль в страновых расходах на образование (табл. 2). В таблице разделено финансирование от Всемирного банка и от остальных банков развития, поскольку число проектов и объем финансирования со стороны Всемирного банка наиболее высоки среди всех многосторонних банков развития. Кроме того, региональные банки развития финансируют только страны своего региона, поэтому легко соотнести страну с региональным банком, финансирующим проекты в ней.
Наибольшая доля финансирования банками развития приходится на относительно небольшие страны, где очень низки государственные доходы и расходы, как, например, Гвинея-Бисау и Малави. При этом крупные развивающиеся страны, как Бразилия, Индия, Индонезия и Мексика, находятся среди лидеров по абсолютным объемам финансирования со стороны банков развития, хотя выделенные кредиты и гранты составляют менее 1% от государственных расходов этих стран на образование.
Наибольшая часть финансирования системы образования за счет средств многосторонних банков приходится на Азию и Африку, что обусловлено большим количеством развивающихся стран, находящихся в данных регионах. В Азиатском регионе основная часть средств направляется на развитие начального и среднего образования (табл. 3). Бангладеш — одна из беднейших стран региона — является лидером в части финансирования со стороны МБР по отношению к собственным государственным расходам на начальное и среднее образование. Если рассматривать структуру финансирования за счет средств МБР по ступеням образования, то лидером по финансированию начального образования являются Филиппины, среднего — Лаос.
Таблица 2. Соотношение кредитов МБР и государственных расходов на образование, 2012-2014 гг., млн долл. США
Страны Средний ежегодный объем финансирования от ВБ на образование, 2012-2014 гг. Средний ежегодный объем финансирования от регион. МБР кредитов на образование, 2012-2014 гг. Средний ежегодный объем финансирования от МБР кредитов на образование, 2012-2014 гг., всего Средние госрасходы на образование, 2012-2014 гг. Доля кредитов МБР в госрасходах, %
Бангладеш 132,9 188,6 321,5 2 839 11,3
Ботсвана - 69,2 69,2 1 168 5,9
Бразилия 234,6 - 234,6 142 721 0,2
Бурунди 5,4 - 5,4 145 3,7
Вьетнам - 80,2 80,2 9 822 0,8
Гана 8,5 92,3 100,8 3 079 3,3
Гвинея-Бисау 3,8 - 3,8 21 17,8
Гондурас 1,5 10,8 12,3 1 087 1,1
Грузия 14,4 - 14,4 314 4,6
Индия 268,2 23,0 291,2 70 077 0,4
Индонезия 116,5 37,0 153,5 30 964 0,5
Камбоджа 1,4 10,0 11,4 268 4,2
Конго 16,3 14,5 30,8 674 4,6
Лаос 1,3 7,3 8,6 500 1,7
Ливия 1,1 - 1,1 49 2,2
Мавритания 2,8 2,9 5,7 155 3,7
Мадагаскар 9,0 - 9,0 246 3,7
Малави 5,3 61,5 66,7 296 22,5
Мексика 134,2 - 134,2 73 439 0,2
Мозамбик 28,5 - 28,5 989 2,9
Монголия 0,4 9,8 10,2 480 2,1
Непал 37,6 - 37,6 861 4,4
Пакистан 227,7 15,1 242,8 5 514 4,4
Руанда 15,1 7,0 22,1 361 6,1
Сан-Томе и Принсипи 0,3 - 0,3 16 2,1
Танзания 34,8 36,2 71,0 1 673 4,2
Тунис 23,0 86,9 109,9 2 809 3,9
Уганда 26,8 75,4 102,2 588 17,4
Филиппины 61,0 45,7 106,7 5 752 1,9
Шри-Ланка 21,1 45,9 67,0 1 180 5,7
Эфиопия 90,8 - 90,8 2 143 4,2
Ямайка 3,1 12,9 16,0 874 1,8
Источник: составлено авторами.
Таблица 3. Соотношение кредитов МБР и государственных расходов на образование в азиатских странах — лидерах по объему получаемого финансирования, 2012-2014 гг., %
Страна Доля по отношению к государственным расходам, % Доля в структуре финансирования МБР, %
Нач. Сред. Третич. Проф. Нач. Сред. Третич. Проф.
Бангладеш 6,7 4,8 0,6 0,3 53,8 38,6 5,2 2,4
Вьетнам 0,6 0,4 0,7 0,1 31,6 23,4 41,7 3,3
Грузия 1,2 4,2 1,2 0,0 18,6 62,9 18,6 0,0
Индия 0,2 0,2 0,1 0,1 43,9 33,3 11,5 11,4
Индонезия 0,3 0,1 0,0 0,1 58,8 23,9 8,1 9,2
Камбоджа 0,0 3,7 0,5 0,0 0,0 87,9 12,1 0,0
Киргизия 0,1 0,0 0,0 0,7 7,8 5,2 0,0 87,0
Лаос 0,1 1,6 0,0 0,0 7,7 90,7 1,6 0,0
Монголия 0,2 3,3 0,7 0,2 5,3 75,3 16,0 3,5
Непал 2,2 0,9 0,6 0,6 51,5 20,4 13,4 14,8
Пакистан 2,2 1,4 0,8 0,4 46,1 29,2 16,6 8,0
Самоа 1,3 1,3 0,0 0,0 50,0 50,0 0,0 0,0
Филиппины 1,2 0,7 0,0 0,0 62,5 37,5 0,0 0,0
Шри-Ланка 0,5 3,8 0,9 1,4 7,9 58,2 13,2 20,7
Источник: составлено авторами.
В Африканском регионе наблюдается интересная картина. В 2012-2014 гг. Африканский банк развития финансировал в основном проекты в области третичного и среднего профессионального образования, поэтому, несмотря на бедность региона и низкий уровень развития начального образования, высока доля третичного образования в структуре финансирования (табл. 4). Этот факт можно объяснить тем, что начальное образование финансировалось в основном в рамках двусторонних программ помощи развитию, направленных на реализацию целей тысячелетия, которые включают только начальное образование. Это создало некоторый перекос в пользу начального образования за счет профессионального и высшего, поэтому некоторые страны начали осуществлять суверенные заимствования в институтах развития для финансирования именно профессионального и высшего образования.
Таблица 4. Соотношение кредитов МБР и государственных расходов на образование в африканских странах — лидерах по объему получаемого финансирования, 2012-2014 гг., %
Страна Доля по отношению к государственным расходам, % Доля в структуре финансирования МБР, %
Нач. Сред. Третич. Проф. Нач. Сред. Третич. Проф.
Ангола 0,1 0,0 1,5 0,0 6,1 0,0 93,9 0,0
Ботсвана 0,0 0,0 5,9 0,0 0,0 0,0 100 0,0
Бурунди 1,5 2,2 0,0 0,0 39,9 58,9 1,2 0,0
Страна Доля по отношению к государственным расходам, % Доля в структуре финансирования МБР, %
Нач. Сред. Третич. Проф. Нач. Сред. Третич. Проф.
Гана 0,0 0,0 3,1 0,2 0,0 0,0 94,0 6,0
Гвинея-Бисау 0,0 17,8 0,0 0,0 0,0 100 0,0 0,0
Кения 0,0 0,0 1,6 0,0 0,0 0,0 100 0,0
Конго 0,0 0,0 0,0 2,2 0,0 0,0 0,0 100
Мавритания 0,0 0,0 0,0 3,7 0,0 0,0 0,0 100
Мадагаскар 3,7 0,0 0,0 0,0 100 0,0 0,0 0,0
Малави 1,3 0,5 20,8 0,0 5,9 2,0 92,1 0,0
Марокко 0,0 0,2 0,8 3,3 0,0 4,0 19,3 76,7
Мозамбик 0,3 0,2 0,4 0,3 24,5 18,0 36,0 21,5
Никарагуа 1,1 0,0 0,0 0,0 100 0,0 0,0 0,0
Руанда 0,0 5,2 4,9 2,8 0,0 40,5 37,8 21,6
Сан-Томе и Принсипи 6,6 0,0 0,0 0,0 100 0,0 0,0 0,0
Сенегал 0,6 0,5 2,6 4,5 7,6 6,4 31,8 54,2
Танзания 0,0 1,4 3,6 1,4 0,1 22,5 55,9 21,5
Тунис 0,0 0,0 0,8 3,1 0,0 0,0 20,9 79,1
Уганда 1,7 3,1 4,2 0,8 17,3 32,0 42,4 8,4
Эритрея 0,0 0,0 0,0 63,9 0,0 0,0 0,0 100
Эфиопия 4,1 0,1 0,1 0,0 96,4 2,4 1,2 0,0
Источник: составлено авторами.
Наиболее значимую роль в финансировании начального образования среди африканских стран МБР играют в Сан-Томе и Принсипи, в финансировании среднего образования - в Гвинее-Бисау и Руанде, третичного - в Малави, а среднего профессионального - в Эритрее.
Направления содействия в сфере образования по линии МБР
Большинство проектов, поддерживаемых МБР, нацелены на решение основных проблем в сфере образования и содержат стандартный пакет мер в этой области. К рассматриваемым в данном разделе проблемам относятся:
— высокое неравенство в доступе к образованию: по доходам, половому признаку (гендерное), территориальное;
— слабый уровень развития инфраструктуры;
— низкий уровень квалификации преподавателей учебных заведений;
— низкое качество управления образовательным процессом;
— отсутствие стимулов к получению образования;
— высокая стоимость обучения;
— сильные языковые и культурные различия в силу многонациональности.
Для решения проблемы высокого уровня неравенства в доступе к образованию МБР проводят политику повышения включенности дискриминируемых групп в учебный
процесс, что в основном осуществляется за счет финансового стимулирования, в частности выделения грантов для уязвимых групп населения. Так, в процессе реализации проекта «Развитие среднего образования» в Бангладеш школы, в которые поступают девочки, находятся в приоритете при получении финансирования на модернизацию классных комнат и другой инфраструктуры [ADB, 2013]. В Киргизии при составлении учебных материалов особое внимание уделяется описанию карьерных возможностей, которые открываются перед девушками в определенных профессиях [ADB, 2012]. Интересной мерой является переработка учебных материалов с тем, чтобы они в равной степени были интересны и мальчикам, и девочкам. В частности, имеется в виду включение в формулировки заданий как мальчиков, так и девочек в качестве действующих лиц — как, например, происходит в рамках реализации проекта «Развитие образования» в Армении [^В, 2016а]. В рамках проекта тексты учебников анализируются с точки зрения наличия в них признаков гендерного неравенства, затем будут предложены соответствующие изменения в их содержании. Данные меры повышают включенность лиц женского пола в образовательный процесс как на начальном, так и на среднем уровне образования.
Основной мерой преодоления слабого уровня развития инфраструктуры является финансирование в рамках проектов МБР строительства новых образовательных учреждений и модернизации старых. В зависимости от проекта могут быть построены дополнительные классы в существующих школах [ADB, 2013] или модернизировано оборудование, или построены новые школы в местах низкого охвата населения образованием (проект «Восстановление системы образования» в Бурунди [^В, 2012]).
Деятельность МБР в области повышения квалификации преподавателей учебных заведений направлена на подготовку и переподготовку педагогических работников, включая как разработку современных программ обучения и повышения квалификации, так и оснащение учебных заведений и рабочих мест современными устройствами и программами. В частности, в рамках проекта «Повышение качества профессионального образования» в Индии было проведено переобучение почти 19,5 тыс. инструкторов, прежде всего на базе созданных центров повышения квалификации инструкторов средних профессиональных учебных заведений [ЭДВ, 2016с]. В процессе реализации проекта «Восстановление системы образования» в Бурунди [^В, 2012] были внедрены новые программы и устройства для обучения преподавательского состава, школьных директоров и инспекторов.
Основным направлением деятельности для решения проблемы низкого качества управления образовательным процессом является децентрализация управления образовательным процессом и координация политики, проводимой органами управления различного уровня (в зависимости от формы государственного устройства страны). Могут создаваться специальные региональные органы управления образовательной системой [IADB, 2015] или укрепляться связи между органами управления различного уровня (например, федеральными, региональными и районными — в случае проекта «Повышение качества общего образования» в Эфиопии [^В, 2016Ь]). Также деятельность МБР сосредоточена на финансовой поддержке внедрения базовых дисциплин, сокращении разрыва между различными ступенями образовательного процесса, повышении веса практических занятий в учебном плане и приведении содержания учебных материалов в соответствие с современным уровнем развития науки и технологий (что особенно актуально для профессионального образования)4.
4 Так, например, проект «Повышение качества общего образования» в Эфиопии [WB, 2016Ь] предусматривает разработку новых учебных планов и учебных материалов по математике, биологии,
Для преодоления отсутствия стимулов к получению образования МБР проводят специальные встречи с родителями потенциальных школьников и студентов (например, проект «Развитие раннего образования» в Доминиканской республике [ЭДВ, 2013]). Кроме того, создаются специализированные программы грантов для жителей сельских областей и студентов из наиболее бедных семей. Так, в процессе реализации проекта «Развитие среднего образования» в Бангладеш [ADB, 2013] была создана система стипендий для бедных — такую стипендию могут получить студенты из бедных семей, не состоящие в браке и продемонстрировавшие хорошую успеваемость.
Деятельность МБР в числе прочего направлена на снижение стоимости обучения, а в перспективе — на бесплатность всего начального образования. Также предусмотрены специальные гранты в рамках проектов, реализуемых МБР.
Основной мерой решения проблемы сильных языковых и культурных различий является повышение доступности для языковых меньшинств учебных материалов на родном языке, что предполагает их разработку квалифицированными специалистами и обеспечение учащихся указанными материалами в достаточном количестве (оптимальное соотношение: один учебник на одного учащегося). Так, в процессе реализации проекта «Повышение качества общего образования» в Эфиопии (2009—2013 гг.) было разработано свыше 120 новых наименований учебных материалов, в том числе часть из них — на языках национальных меньшинств [ЭДВ, 2016Ь]. Также была существенно повышена доступность учебных материалов (до уровня 1,2 учебника на одного учащегося).
Примеры проектов, содержащих меры по решению указанных проблем, содержатся в Прил. А. Они были выбраны из числа завершенных проектов, отчеты о реализации и завершении которых содержат наиболее полное описание конкретных мер, принятых в рамках реализации проекта.
На основе сформированной базы данных были рассчитаны количество и объем финансирования проектов, в которых содержатся меры, направленные на решение наиболее распространенных проблем (табл. 5). Результаты свидетельствуют о том, что наибольшее количество проектов направлено на решение проблемы неравенства в доступе к образованию (152 проекта), повышение уровня развития инфраструктуры (145 проектов), квалификации преподавателей (133 проекта), а также управления образовательным процессом (112 проектов, табл. 5).
Таблица 5. Структура финансовой поддержки МБР развивающихся стран по ключевым решаемым проблемам
Банк развития АзБР АфБР МАБР ВБ
Единица измерения Кол-во Объем, млн долл. Кол-во Объем, млн долл. Кол-во Объем, млн долл. Кол-во Объем, млн долл.
Отсутствие стимулов к получению образования 10 1 020 0 0 2 40 29 6 080
Высокая стоимость обучения 15 1 916 2 115 6 58 7 1 054
химии и физике. На Ямайке в рамках проекта «Поддержка реформы образования» [IADB, 2015] была пересмотрена программа среднего образования, в частности обеспечены преемственность программы и соответствие образовательной программе начальной школы.
Банк развития АзБР АфБР МАБР ВБ
Единица измерения Кол-во Объем, млн долл. Кол-во Объем, млн долл. Кол-во Объем, млн долл. Кол-во Объем, млн долл.
Сильные языковые и культурные различия 5 224 0 0 3 152 11 801
Низкий уровень квалификации преподавателей 23 1 489 10 274 16 568 84 15 292
Слабый уровень развития инфраструктуры 32 3 117 14 323 22 1 394 77 13 338
Неравенство в доступе к образованию: по доходам; гендерное; территориальное 32 3 128 11 314 12 1 568 97 17 904
Низкое качество управления образовательным процессом 31 2 405 8 165 21 1 546 52 8 879
Восстановление после конфликтов / природных бедствий 6 142 0 0 0 0 4 841
Источник: составлено авторами.
Сотрудничество с Новым банком развития
Решению проблем образования в более успешных развивающихся странах, таких как БРИКС, может способствовать кооперация недавно созданного Нового банка развития (НБР) с существующими многосторонними банками развития по различным направлениям, в том числе в части обмена опытом. Несмотря на то, что первые одобренные кредиты НБР пойдут на поддержку проектов в области «зеленой» энергетики, учитывая цель создания банка («мобилизация ресурсов для проектов в области... устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся странах» [NDB, 2014]), можно ожидать и поддержки проектов в области образования. НБР может стать перспективным партнером для существующих многосторонних банков развития в сфере образования по нескольким причинам.
Во-первых, НБР может стать площадкой для разработки и реализации новых идей по участию многосторонних банков развития в решении проблем образования — например, разработки образовательных программ в начальной и средней школе, способствующих развитию креативности и нестандартного мышления школьников. В последние годы в развитых странах все большее внимание уделяется вопросу развития креативности у школьников в рамках обучения, что является необходимым навыком для построения успешной карьеры в инновационной экономике. Указанный тренд выражается как в проведении конференций и воркшопов [OECD, 2013], создании научно-исследовательских работ [Lucas et al., 2013], формировании организаций,
целью которых является продвижение форматов обучения, развивающих креативность в школах (например, британская благотворительная организация Creativity, Culture and Education (CCE)). При этом современные школьные образовательные программы за редкими исключениями не способствуют развитию критического и креативного мышления у школьников. Именно поэтому необходимы новые подходы к разработке образовательных программ и учебных материалов.
Во-вторых, кооперация с НБР может способствовать решению общих для всех стран БРИКС проблем, в частности проблемы несоответствия требований рынка труда навыкам и компетенциями выпускников вузов и профессиональных образовательных учреждений. В то же время недавно Всемирным банком в Индии был реализован проект, направленный на реформирование системы профессионального образования с тем, чтобы оно в большей степени отвечало спросу работодателей и потребностям экономики, что частично решает названную выше проблему. Также реализация образовательных проектов и улучшение качества образования могут способствовать решению таких общих проблем стран БРИКС, как ловушка среднего уровня дохода, в которой оказались или к которой движутся все страны БРИКС [Григорьев, Морозкина, 2013].
В-третьих, НБР может поделиться опытом сотрудничества стран в рамках новых механизмов кооперации БРИКС в области образования, в том числе: сетевого университета БРИКС, лиги университетов БРИКС, университетского саммита БРИКС. Как данные механизмы, так и многосторонние банки могут выиграть от консультаций и обмена опытом. Необходимо исследовать возможность и целесообразность трансляции данного опыта на другие международные объединения и группы.
Таким образом, Новый банк развития может внести свой вклад в деятельность многосторонних банков развития в образовательной сфере, не только финансируя новые проекты, но также предлагая новые идеи для решения проблем в данной области.
Заключение
В статье рассмотрена роль многосторонних банков развития в финансировании образования на национальном уровне. Мы продемонстрировали, что их доля относительно невелика по сравнению с государственными расходами отдельных стран. В то же время большинство проектов, как показал анализ данных, направлены на решение ключевых проблем систем образования развивающихся стран: низкого уровня квалификации преподавателей, неравенства в доступе к образованию, низкого качества управления образовательным процессом.
Международное сообщество активно участвует в решении проблем в сфере образования, о чем, в частности, свидетельствует включение в цели устойчивого развития, принятые в прошлом году, цели по обеспечению всеохватного и справедливого качественного образования и поощрению возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех [ООН, 2015]. Расширение деятельности банков развития в области образования, в том числе охват проектами в данной сфере проблемных стран, а также запуск повторных стадий проектов в тех странах, которые продемонстрировали высокие положительные результаты их реализации, может способствовать выполнению данной цели в срок. Таким образом, многосторонние банки развития характеризуются высоким потенциалом расширения своего влияния на решение глобальных проблем в области образования, в частности путем увеличения охвата как по странам, так и по количеству проектов внутри стран, а также использования потенциала сотрудничества с новыми механизмами и институтами развития.
Литература
Григорьев Л.М., Морозкина А.К. (2013) БРИКС: экономики разные, проблемы общие // Россия в глобальной политике. № 2. С. 26—40.
OOH (2015) Меняя наш мир: повестка дня устойчивого развития до 2030 года. Режим доступа: http:// www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (дата обращения: 13.05.2016).
ADB (2011) Summary of ADB Financial Instruments and Approval Procedures. Режим доступа: http:// www.adb.org/documents/summary-adb-financial-instruments-and-approval-procedures (дата обращения: 13.05.2016).
ADB (2012) Kyrgyz Republic: Second Vocational Education and Skills Development Project. Режим доступа: http://www.adb.org/projects/documents/second-vocational-education-and-skills-development-project-kyrgyz-republic-pam (дата обращения: 13.05.2016).
ADB (2013) Bangladesh: Secondary Education Sector Development Program. Project Completion Report. Режим доступа: http://www.adb.org/projects/documents/secondary-education-sector-development-program-pcr (дата обращения: 13.05.2016).
ADB (2014a) Kyrgyz Republic: Vocational Education and Skills Development Project. Project Completion Report. Режим доступа: http://www.adb.org/projects/documents/vocational-education-and-skills-develop-ment-project-pcr (дата обращения: 13.05.2016).
ADB (2014b) Annual Report. Режим доступа: http://www.adb.org/documents/series/adb-annual-reports (дата обращения: 13.05.2016).
AfDB Group (2014) Annual Report. Режим доступа: http://www.afdb.org/en/documents/publications/ annual-report/ (дата обращения: 13.05.2016).
Collins C., Rhoads R. (2015) The World Bank and Higher Education in the Developing World: The Cases of Uganda and Thailand. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1016/S1479-3679(08)00007-8 (дата обращения: 13.05.2016).
EBRD (2014) Annual Report. Режим доступа: http://www.ebrd.com/documents/comms-and-bis/pdf-annual-report-2014-english.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
Heyneman S.P. (2003) History and Problems in the Making of Education Policy at the World Bank 1960-2000 // International Journal of Educational Development. Vol. 23. P. 315-337.
IADB (2015) Jamaica: Support for Education Sector Reform III. Loan Proposal. Режим доступа: www.iadb. org/Document.cfm?id=39886123 (дата обращения: 13.05.2016).
Inter-American Development Bank (2014) Annual Reports. Режим доступа: http://publications.iadb. org/handle/123456789/2/discover?scope=123456789/1&thumbnail=true&rpp=5&page=0&group_ by=none&etal=0 (дата обращения: 13.05.2016).
Jilles J. (2010) The Power of Persistence Education System Reform and Aid Effectiveness. Режим доступа: http://www.equip123.net/docs/E2-Power_of_Persistence.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
Lee K. (2010) Borrowing from the World Bank for Education: Lessons from Korea and Mexico // Journal of International Cooperation in Education. Vol. 13. No. 2. P. 49-71.
Lucas B., Claxton G., Spencer E. (2013) Progression in Student Creativity in School. First Steps Towards New Forms of Formative Assessments. OECD Education Working Paper. No 86. Режим доступа: http://www. oecd-ilibrary.org/education/progression-in-student-creativity-in-school_5k4dp59msdwk-en (дата обращения: 13.05.2016).
NDB (2014) Articles of Agreement of the New Development Bank. Official Web Portal of the Sixth BRICS Summit. Режим доступа: http://brics6.itamaraty.gov.br/media2/press-releases/219-agreement-on-the-new-development-bank-fortaleza-july-15 (дата обращения: 13.05.2016).
OECD (2013) Educating for Innovation in Asia: Theory, Evidence and Practice. Режим доступа: http://www. oecd.org/edu/ceri/educatingforinnovationinasia.htm (дата обращения: 13.05.2016).
Qiubria M. (2010) Aid Effectiveness in Bangladesh: Is the Glass Half Full or Half Empty? Режим доступа: http://www.economics.illinois.edu/docs/seminars/Aid-Effectiveness-in-Bangladesh.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
WB (2002) The Role and Effectiveness of Development Assistance: Lessons from World Bank Experience. Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/DEC/Resources/roleofdevelopment.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
WB (2012) Burundi: Education Sector Reconstruction Project. Project Completion Report. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/645221468014430427/pdf/NonAsciiFileName0.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
WB (2013) Dominican Republic: Early Childhood Education Project. Project Performance Assessment Report. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/732341468249029215/pdf/782750PPAR0P050 0Box377377B00PUBLIC0.pdf (дата обращения 13.05.2016).
WB (2014) Annual Report. Режим доступа: siteresources.worldbank.org/EXTAB0UTUS/Resources/29707-1280852909811/IBRD_Jun_14.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
WB (2016а) Armenia: Education Improvement Project. Implementation Status & Results Report. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/375181468008133998/pdf/ISR-Disclosable-P130182-05-05-2016-1462451146387.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
WB (2016b) Ethiopia: General Education Quality Improvement Project II. Implementation Status & Results Report. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/673461468021619889/pdf/ISR-Dis-closable-P129828-03-14-2016-1457974202849.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
WB (2016c) India: Vocational Training Improvement Project. Implementation Status & Results Report. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/412951468040492672/pdf/ISR-Disclosable-P099047-04-26-2016-1461679110899.pdf (дата обращения: 13.05.2016).
со оо
Приложение А
Страна МБР Название проекта Годы Сегмент Цель Мероприятия Результаты
Бангладеш АзБР Развитие среднего образования 2006-2013 Среднее общее Улучшение управления системой среднего образования, повышение качества среднего образования и повышение доступности среднего образования дня различных групп населения, в частности девочек и сельского населения - Децентрализация управления системой среднего образования. - Внедрение системы управления по результатам в школе. - Пересмотр образовательных программ. - Реформа госэкзамена. - Пересмотр программы стипендий дня девушек и учащихся из бедных семей. - Проведение образовательных и ознакомительных туров для 170 преподавателей из Бангладеш в Канаду, Китай, Индонезию, Малайзию, Филиппины и Таиланд. - Строительство новых школ на территориях, которые мало обеспечены школами - К 2013 г. доля поступивших в средние школы девочек (57,4%) превысила долю поступивших мальчиков (47,9%). - Увеличился коэффициент поступления в сельских областях — с 47,7% в 2004 г. до 72,7% в 2013 г. - Доля сдавших экзамен в средней школе увеличилась с 48% в 2004 г. до 89,2% в 2013 г. - Уменьшилась доля отчисленных из средних школ - с 70% в 2005 г. до 44,4% в 2013 г.
Бурунди ВБ Восстановление системы образования 2007-2012 Начальное и среднее общее Расширение возможностей системы образования для удовлетворения быстрорастущего спроса на обучение в начальной школе при повышении качества образования - Строительство новых учебных площадей и модернизация уже существующих. - Повышение квалификации учителей. - Поддержка в первую очередь девяти наиболее отсталых с точки зрения уровня образования населения провинций страны - Возросла доля учеников, получающих начальное образование, с 38 до 56% (из числа начавших обучения). - В девяти наиболее отставших провинциях удалось довести охват населения начальным образованием до 100%. - Достигнут тендерный паритет в доступе к начальному образованию (соотношение между девочками и мальчиками составляет 1:1). - Значительно выросло число учебных заведений: была построена 231 классная комната и модернизированы 200 уже существующих
<
о
X
о
Ой >
J=
Страна МБР Название проекта Годы Сегмент Цель Мероприятия Результаты
Индия ВБ Проект повышения качества профессионального образования 2007-2016 Среднее профессиональное Реформирование системы профессионального образования с тем, чтобы оно в большей степени отвечало спросу работодателей и потребностям экономики и повышало уровень подготовки выпускников - Повышение качества подготовки преподавателей в выбранных 400 учебных заведениях. - Стимулирование учебных заведений по привлечению бизнеса к участию в образовательном процессе - Доля выпускников 1Т1н (получивших поддержку в рамках проекта), которые нашли работу в течение первого года после завершения обучения, выросла с 32% в 2007 г. до 60% в 2015 г. - Рост доходов выпускников. - Переподготовка свыше 19 тыс. инструкторов в учебных заведениях
Киргизия АзБР Профессиональное образование и развитие навыков 2008-2013, 2013-2018 Среднее профессиональное Повышение качества и доступности первичного профессионального образования, а также краткосрочных курсов повышения квалификации - Пересмотр образовательных программ. - Внедрение компетентностно-ориентированного обучения. - Модернизация классов (в том числе оснащение компьютерных классов) и общежитий в 25 школах. - Создание советов при школах из представителей заинтересованных компаний, муниципальных властей и других социальных органов - Количество студентов, поступающих на курсы профессионального образования, выросло с 25,5 тыс. в 2005/2006 учебном году до 32 тыс. в 2011/2012 учебном году. - 74% выпускников нашли работу в течение 6 месяцев после окончания программы. - Согласно опросу работодателей, качество обучения выросло на 20%
Ямайка МАБР Поддержка реформы образования 2008, 2010,2015 Начальное и среднее общее Улучшение результатов обучения в начальной и средней школе - Привлечение родителей к управлению учебным процессом (информационная кампания, создание Ассоциации родителей и учителей). - Повышение квалификации преподавателей (курсы повышения квалификации, создание Совета по преподаванию) - Повышение грамотности (за 2003— 2014 гг.) среди выпускников начальной школы с 63 до 77%. - Повышение математической грамотности среди учеников средней школы с 38 до 58%
Источники: [АБВ, 2013; WB, 2012; \¥В, 2016с; АБВ, 2014а; 1АБВ, 2015].
Education Systems and Multilateral Development Banks: International Practices and Perspectives
A. Morozkina, E. Sabelnikova
Aleksandra Morozkina — PhD student, National Research University Higher School of Economics, junior research associate, Financial Research Institute; 3 Nastasyinsky Lane, 127006 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Ekaterina Sabelnikova — research associate, Centre for Fundamental Studies, Higher School of Economics, senior expert, Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting; 47 Nakhimovsky Prospect, 117418 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Abstract
This article examines the role of multilateral development banks (MDBs) in financing education development at the national level. It evaluates the share of national expenditures spent on education, analyzes loan structures by stage of education, and highlights key measures and instruments. In the context of the global economic slowdown, expected to continue for the long term, the most important objective is to identify new drivers of economic growth as traditional sources are exhausted. One of the main sources of economic growth is human capital, especially with regard to the gradual transition from an industrial economy to a service and knowledge economy. Human capital accumulation is particularly important in developing countries. Most developing countries face insuperable obstacles in building human capital accumulation particularly with regard to education development.
The potential contribution of MDBs to human capital accumulation has been underestimated and there is a lack of empirical research on this issue. An evaluation of current experience will help identify opportunities for MDBs to increase their role in education performance, which in turn could have a positive impact on economic growth in developing countries.
This article addresses this issue by studying MDBs'financing of education projects in emerging economies. The authors collected a database that includes information on the volume and structure offinancing with a breakdown by education stage. It was based on more than 500projects funded by key MDBs. Sources included loan and grant agreements, project interim reports and project completion reports. The authors calculated an average annual ratio of MDB education financing to public expenditure for each country in the final selection.
Results showed that the ratio of average annual MDBs allocations to average government expenditures on education is relatively low — between 1.5% and 4.0% for most countries. The largest share can be seen in relatively small countries, where government expenditures stay at low levels. Large developing countries such as Brazil, India, Indonesia and Mexico are lead in terms of absolute volumes of financing from MDBs. The authors also show that most projects during period researched aimed at reducing inequality, developing infrastructure, improving teacher qualifications and reforming the management of education system. The authors also give recommendations for the BRICS New Development Bank.
Note. The research for this article was conducted as a part of the Basic Research Program of the Higher School of Economics in 2016 (T3-17).
Key words: education financing; multilateral development banks; developing countries
For citations: Morozkina A., Sabelnikova E. (2017) Education Systems and Multilateral Development Banks: International Practices and Perspectives. International Organisations Research Journal, vol. 12, no 1, pp. 24—42 (in Russian and English). DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-24.
References
ADB (2011) Summary of ADB Financial Instruments and Approval Procedures. Available at: http://www.adb. org/documents/summary-adb-financial-instruments-and-approval-procedures (accessed 13 May 2016).
INTERNATIONAL COOPERATION IN CULTURE AND EDUCATION - THE FOUNDATION FOR FUTURE WELLBEING
ADB (2012) Kyrgyz Republic: Second Vocational Education and Skills Development Project. Available at:http://www.adb.org/projects/documents/second-vocational-education-and-skills-development-project-kyrgyz-republic-pam (accessed 13 May 2016).
ADB (2013) Bangladesh: Secondary Education Sector Development Program. Project Completion report. Available at: http://www.adb.org/projects/documents/secondary-education-sector-development-program-pcr (accessed 13 May 2016).
ADB (2014a) Kyrgyz Republic: Vocational Education and Skills Development Project. Project Completion report. Available at: http://www.adb.org/projects/documents/vocational-education-and-skills-development-project-pcr (accessed 13 May 2016).
ADB (2014b) Annual report. Official Web Portal of the Asian Development Bank. Available at: http://www. adb.org/documents/series/adb-annual-reports (accessed 13 May 2016).
AfDB Group (2014)Annual report. Official Web Portal of the African Development Bank. Available at: http:// www.afdb.org/en/documents/publications/annual-report/ (accessed 13 May 2016).
Collins C., Rhoads R. (2015) The World Bank and higher education in the developing world: The cases of Uganda and Thailand. Available at: http://dx.doi.org/10.1016/S1479-3679(08)00007-8 (accessed 13 May 2016).
EBRD (2014) Annual Report. Official Web Portal of the European Reconstruction and Development Bank. Available at: http://www.ebrd.com/news/publications.html (accessed 13 May 2016).
Grigoriev L., Morozkina A. (2013) BRICS: Different Economies, Similar Problems. Russia in Global Affairs, no 2, pp. 26-40.
Heyneman S.P. (2003). The History and Problems in the Making of Education Policy at the World Bank 19602000. International Journal of Educational Development, vol. 23, pp. 315-337.
IADB (2014) Annual Report. Official Web Portal of the Inter-American Development Bank. Available at: http://publications.iadb.org/handle/123456789/2/discover?scope=123456789/1&thumbnail=true&rpp=5&p age=0&group_by=none&etal=0 (accessed 13 May 2016).
IADB (2015) Jamaica: Support for Education Sector Reform III. Loan Proposal. Available at: www.iadb.org/ Document.cfm?id=39886123 (accessed 13 May 2016).
Jilles J. (2010) The Power of Persistence Education System Reform and Aid Effectiveness. Available at: http:// www.equip123.net/docs/E2-Power_of_Persistence.pdf (accessed 13 May 2016).
Lee K. (2010) Borrowing from the World Bank for Education: Lessons from Korea and Mexico. Journal of International Cooperation in Education, vol. 13, no 2, pp. 49-71.
Lucas B., Claxton G., Spencer E. (2013) Progression in Student Creativity in School. First Steps Towards New Forms of Formative Assessments. OECD Education Working Paper, no 86. Available at: http://www. oecd-ilibrary.org/education/progression-in-student-creativity-in-school_5k4dp59msdwk-en (accessed 13 May 2016).
NDB (2014) Articles of Agreement of the New Development Bank. Official Web Portal of the Sixth BRICS Summit. Available at: http://brics6.itamaraty.gov.br/media2/press-releases/219-agreement-on-the-new-de-velopment-bank-fortaleza-july-15 (accessed 13 May 2016).
OECD (2013) Educating for Innovation in Asia: Theory, Evidence and Practice. Available at: http://www.oecd. org/edu/ceri/educatingforinnovationinasia.htm (accessed 13 May 2016).
Qiubria M. (2010) Aid Effectiveness in Bangladesh: Is the Glass Half Full or Half Empty? Available at: http:// www.economics.illinois.edu/docs/seminars/Aid-Effectiveness-in-Bangladesh.pdf (accessed 13 May 2016).
UN (2015) Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Available at: https://sus-tainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (accessed 13 May 2016).
WB (2002) The Role and Effectiveness of Development Assistance: Lessons from World Bank Experience. Available at: http://siteresources.worldbank.org/DEC/Resources/roleofdevelopment.pdf (accessed 13 May 2016).
WB (2012) Burundi: Education Sector Reconstruction Project. Project Completion Report. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/645221468014430427/pdf/NonAsciiFileName0.pdf (accessed 13 May 2016).
WB (2013) Dominican Republic: Early Childhood Education Project. Project Performance Assessment Report. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/732341468249029215/pdf/782750PPAR0P05 00Box377377B00PUBLIC0.pdf (accessed 13 May 2016).
WB (2014) Annual Report. Official Web Portal of the World Bank. Available at: siteresources.worldbank.org/ EXTAB0UTUS/Resources/29707-1280852909811/IBRD_Jun_14.pdf (accessed 13 May 2016).
WB (2016a) Armenia: Education Improvement Project. Implementation Status & Results Report. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/375181468008133998/pdf/ISR-Disclosable-P130182-05-05-2016-1462451146387.pdf (accessed 13 May 2016).
WB (2016b) Ethiopia: General Education Quality Improvement Project II. Implementation Status & Results Report. Available at:http://documents.worldbank.org/curated/en/673461468021619889/pdf/ISR-Disclosa-ble-P129828-03-14-2016-1457974202849.pdf (accessed 13 May 2016).
WB (2016c) India: Vocational Training Improvement Project. Implementation Status & Results Report. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/412951468040492672/pdf/ISR-Disclosable-P099047-04-26-2016-1461679110899.pdf (accessed 13 May 2016).