Новые и «традиционные» многосторонние банки развития: результаты и перспективы сотрудничества1
А.В. Шелепов
Шелепов Андрей Владимирович — научный сотрудник Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); Российская Федерация, 119034, Москва, Пречистенская наб., д. 11; E-mail: shelepov-av@ranepa.ru
В статье рассматриваются результаты и исследуются перспективы взаимодействия Нового банка развития (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с «традиционными» многосторонними банками развития (МБР). Также затрагивается сотрудничество с другими финансовыми институтами, включая коммерческие банки и национальные банки развития. Автор анализирует межбанковские меморандумы и соглашения как формальную основу взаимодействия между различными институтами, подробно рассматривает существующие примеры совместного финансирования инфраструктурных проектов новыми и «традиционными» МБР, а также созданные в последнее время многосторонние механизмы сотрудничества банков развития. По результатам исследования автор приходит к выводу, что стратегии новых банков в отношении сотрудничества с другими институтами отличаются. При этом каждая из них имеет свои преимущества. АБИИ стремится к налаживанию взаимодействия, прежде всего с крупными институтами, с целью заимствования их значительного опыта и использования возможностей участия в реализации масштабных проектов на основе совместного финансирования. НБР, с учетом значительно более узкого членского состава и географической представленности, делает акцент в том числе на сотрудничестве с МБР с небольшим количеством участников, национальными банками развития и коммерческими банками, что создает возможности учета в его деятельности не только передовых международных практик, но и опыта работы в конкретных странах присутствия и реализации проектов, получения консультативной поддержки при выпуске облигаций и совершенствования финансового менеджмента.
Ключевые слова: многосторонние банки развития; Новый банк развития; Азиатский банк инфраструктурных инвестиций; софинансирование; инфраструктура
Для цитирования: Шелепов А.В. Новые и «традиционные» многосторонние банки развития: результаты и перспективы сотрудничества // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 1. С. 127— 147. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-127.
1 Публикация подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Анализ перспектив Нового банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и их потенциальной роли в трансформации глобальной финансовой архитектуры» (2016 г.) Центра исследований международных институтов РАНХиГС.
Статья поступила в редакцию в ноябре 2016 г.
Введение
Многосторонние банки развития (МБР) являются ядром системы содействия экономическому и социальному развитию стран мира. Сохраняющийся дефицит инвестиций в инфраструктуру, прежде всего в развивающихся странах, и стремление динамично растущих стран к укреплению своего влияния в глобальном управлении в соответствии с их позициями в мировой экономике стали ключевыми факторами возникновения двух новых МБР — Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Нового банка развития (НБР). Соответственно, возрос интерес исследователей к изучению различных аспектов функционирования МБР и анализу ключевых отличий новых и «традиционных» банков развития. Ряд публикаций, включая работы K. Хамфри и С. Гриффит-Джонс [Humphrey, 2015; Griffith-Jones, 2014], посвящен изучению перспектив роста кредитных портфелей НБР и АБИИ, сравнительных сценариев их развития и влияющих на них факторов. Другие авторы, в том числе А. Бхаттачария, Д. Оп-пенхайм и Н. Штерн [Bhattacharya, Oppenheim, Stern, 2015], в своих исследованиях отталкиваются от проблемы дефицита инвестиций в инфраструктуру, оценивая соответствующие потребности и возможное участие отдельных МБР в их ликвидации. Глубоко и всесторонне изученной является история становления «традиционных» МБР, включая Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и ведущие региональные банки. Наконец, объектом многочисленных исследований стали национальные институты развития, в том числе банки развития развивающихся стран [Barone, Spratt, 2015].
В своих исследованиях при формировании прогнозов относительно будущих объемов операций институтов развития многие указанные авторы упоминают возможность масштабного совместного финансирования. Однако в качестве самостоятельной проблемы взаимодействие между МБР и другими акторами, в том числе софинансиро-вание проектов, в научной литературе практически не рассматривается. В то же время такое взаимодействие является важнейшим фактором эффективности функционирования всей системы финансирования развития через МБР. Так, работая в партнерстве с национальными институтами (агентствами по содействию развитию, кредитными экспортными агентствами и т.д.), МБР способствуют привлечению в страны реализации своих проектов дополнительных финансовых и экспертных ресурсов. Ведя деятельность на страновом, региональном и глобальном уровнях, многосторонние банки сотрудничают не только с правительственными институтами других государств, но и с представителями частного сектора и гражданского общества. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам. Помимо мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, оно содействует повышению эффективности подготовки и реализации проектов с учетом национальной специфики. В то же время институты — партнеры МБР получают возможность использовать их богатый опыт и экспертный потенциал2.
Кроме того, важнейшим аспектом сотрудничества остается взаимодействие МБР между собой. Совместная деятельность МБР также помогает выработке общих принципов эффективной работы, объединению экспертного потенциала, значительному увеличению объемов ресурсов, доступных для реализации проектов3.
2 Swiss State Secretariat for Economic Affairs. Co-financing of the multilateral development banks. Режим доступа: http://www.seco-cooperation.admin.ch/themen/multilateral/00525/index.html?lang=en (дата обращения: 08.12.2016).
3 Asian Development Bank. Co-financing Partnerships. Режим доступа: https://www.adb.org/site/co-financing/main (дата обращения: 08.12.2016).
С учетом того, что новые финансовые институты не остались в стороне от тенденции наращивания сотрудничества между МБР, изучение перспектив развития НБР и АБИИ и оценка их возможностей по выполнению своей ключевой миссии — устранению глобального дефицита инфраструктурного финансирования — невозможны без понимания того, каков потенциал укрепления сотрудничества в рамках существующей системы МБР, в первую очередь между недавно созданными банками, с одной стороны, и «традиционными» — с другой. С целью решения этой задачи в данной статье анализируется характер документов (меморандумы о сотрудничестве, договоры о со-финансировании и т.д.), как заключенных, так и планируемых к подписанию, между НБР, АБИИ и другими финансовыми институтами, подтвержденных и перспективных объемов софинансирования проектов в рамках данного сотрудничества, масштабов и динамики нефинансового взаимодействия (например, обмена опытом и наилучшими практиками), совместного участия новых и «традиционных» МБР в различных многосторонних инициативах. Анализ различных аспектов взаимодействия новых и «традиционных» МБР, приоритетов сотрудничества НБР и АБИИ с другими институтами также позволяет предположить, каким видятся будущие операционные ниши новых банков участвующим в их деятельности странам.
Межбанковские меморандумы и соглашения как формальная основа взаимодействия
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
Новые финансовые институты активно взаимодействуют как с региональными банками развития, так и с Группой всемирного банка (ГВБ) на основе принципа использования «сильных сторон институционального характера и сравнительных преимуществ для реализации взаимных выгод» [AIIB and ADB, 2016].
Первым шагом формализации взаимодействия АБИИ с другими МБР стало подписание Рамочного соглашения о софинансировании проектов со Всемирным банком. В рамках соглашения были определены основные параметры софинансирования инвестиционных проектов двумя институтами. Было заявлено, что по итогам 2016 г. АБИИ рассчитывает одобрить около 1,2 млрд долл. финансирования, значительная часть которого будет направлена на реализацию совместных со Всемирным банком проектов. Важность предложенного партнерства подчеркивается масштабным вкладом ГВБ в устранение глобального дефицита инфраструктурных инвестиций. По итогам 2014/2015 финансового года структуры ГВБ вложили 18,8 млрд долл. в реализацию инфраструктурных проектов. При этом в дальнейшем планируется не только наращивать эту сумму за счет увеличения портфелей Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям, но и активнее привлекать средства и использовать опыт других банков и частных инвесторов, в том числе через Глобальный инфраструктурный механизм (Global Infrastructure Facility)4. Механизм был создан Всемирным банком при поддержке «Группы двадцати» как важный элемент, дополняющий работу «двадцатки» по привлечению частных инвестиций в инфраструктуру [Multilateral Development Banks, 2016].
В рамках реализации соглашения Всемирный банк и АБИИ начали обсуждение около десятка совместных проектов в таких секторах, как транспорт, обеспечение во-
4 Global Infrastructure Facility. World Bank Group, 2016. Режим доступа: http://www.worldbank.org/ en/programs/global-Infrastructure-facility (дата обращения: 08.12.2016).
дой и энергетика в Центральной, Южной и Восточной Азии. При этом соглашение предусматривает не только выделение средств двумя институтами, но и осуществление Всемирным банком подготовительных и контрольных функций в соответствии с его политикой и процедурами в таких областях, как закупки, охрана окружающей среды и предоставление социальных гарантий5.
2 мая 2016 г. президент АБИИ Джин Ликун и президент АзБР Такехико Накао подписали Меморандум о взаимопонимании на полях 49-й ежегодной встречи Совета управляющих АзБР. По мнению представителей банков, подписание соглашения заложило основу для совместного финансирования проектов. Отмечалось, что АБИИ и АзБР уже обсуждают проекты для совместного финансирования в дорожном строительстве и водном секторе. Ожидалось, что первым из совместных проектов станет строительство 64-километрового участка автодороги M4 в Пакистане, соединяющего города Шоркот и Ханевал в провинции Пенджаб. В подписанном документе указывалось, что два института будут «укреплять сотрудничество, в том числе софинансирова-ние, на стратегическом и техническом уровнях на основе принципов взаимодополняемости и добавленной стоимости» [AIIB and ADB, 2016]. Главы институтов отмечали, что сотрудничество началось еще на этапе создания АБИИ и направлено на решение задач финансирования инфраструктурного строительства в Азии с учетом целей устойчивого роста, сокращения масштабов бедности и борьбы с изменением климата в этом регионе. Приоритетными сферами сотрудничества были выбраны энергетика, транспорт, телекоммуникации, сельское и сельскохозяйственное развитие, водные ресурсы, городское развитие и охрана окружающей среды. Также была достигнута договоренность о проведении регулярных консультаций на высоком уровне между представителями банков и совместном сборе данных в целях содействия реализации соглашения6.
11 мая 2016 г. Джин Ликун и его коллега из ЕБРР Сума Чакрабарти во время 25-й ежегодной встречи ЕБРР в Лондоне подписали Меморандум о взаимопонимании между двумя институтами. Как и в случае с АзБР, сотрудничество ЕБРР и АБИИ началось еще в период создания последнего. Было отмечено, что еще до подписания документа ЕБРР делился с новым институтом своим опытом в таких областях, как обеспечение инвестиционных процессов, реализация инфраструктурных и энергетических проектов. При этом основным фокусом сотрудничества, с учетом региональной специфики АБИИ, вновь стало развитие инфраструктуры в Азии. По словам глав двух институтов, сотрудничество будет осуществляться в форме регулярного диалога на уровне высшего руководства, обмена информацией о реализуемой политике и стратегиях, а также деятельности по тем направлениям, где оба банка инвестируют в инфраструктурные проекты. Было объявлено о конкретных проектах сотрудничества. В частности, представители АБИИ обещали в ближайшее время рассмотреть возможность финансирования строительства автодороги, соединяющей столицу Таджикистана Душанбе с границей Узбекистана, которая в перспективе должна стать частью восточно-западного транспортного коридора в Центральной Азии7. Совет директоров ЕБРР одобрил первый
5 AIIB and World Bank sign first Co-Financing Framework Agreement. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/NEWS_0414/99.htmI (дата обращения: 08.12.2016).
6 AIIB, ADB sign MOU to strengthen cooperation for sustainable growth. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/NEWS_0502/102.html (дата обращения: 08.12.2016).
7 Asian Infrastructure Investment Bank to cooperate with European Bank for Reconstruction and Development. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/ NEWS_0511/109.html (дата обращения: 08.12.2016).
транш в рамках финансирования этого проекта на сумму 35 млн долл. США в 2012 г. и 4 мая 2016 г. принял решение о выделении второго транша объемом 27,5 млн долл. [AIIB, 2016h]. Конкретные параметры данного проекта проанализированы далее. В настоящее время два банка рассматривают возможности реализации других совместных инфраструктурных проектов в Центральной Азии. Кроме того, важным элементом соглашения о сотрудничестве между институтами стала выраженная АБИИ поддержка предоставления Европейским банком «услуг, связанных с оценкой экологических и социальных аспектов» софинансируемых проектов, «осуществлением закупок и другими вопросами», на основе разделения издержек [EBRD, AIIB, 2016]. Таким образом, АБИИ намерен не только использовать синергетический эффект для наращивания объемов инфраструктурного финансирования, но и укреплять свой международный имидж, отвечая на распространенные опасения по поводу возможности своего соответствия лучшим мировым стандартам социальной и экологической политики банков развития.
30 мая 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между АБИИ и Европейским инвестиционным банком. Два института договорились расширить сотрудничество для поддержки инвестиций в стратегически важные проекты, обеспечения совместного финансирования проектов и расширения взаимодействия в странах, в которых они осуществляют операции. Важно отметить, что в отличие от других рассмотренных выше институтов — партнеров АБИИ, Европейский инвестиционный банк не рассматривает проекты в развивающихся странах в качестве единственного приоритета, активно содействуя в том числе инфраструктурному развитию в Европе. В качестве основных сфер сотрудничества в рамках Меморандума были определены обеспечение устойчивого развития транспорта, доступа к чистой воде, активизация борьбы с изменением климата [AIIB and EIB, 2016]. Аналогично другим рассматриваемым институтам сотрудничество между АБИИ и Европейским инвестиционным банком началось еще до подписания соответствующего документа, прежде всего в форме обмена опытом по техническим и финансовым аспектам деятельности. Подписанный документ характеризуется как стимул для наращивания этого сотрудничества, в том числе за счет оптимизации совместного финансирования проектов и обеспечения регулярного диалога между сотрудниками двух институтов. Учитывая стремление АБИИ к обеспечению «зеленого» финансирования, важно отметить, что Европейский инвестиционный банк является крупнейшим кредитором в сфере инвестиций, направленных на борьбу с изменением климата, и мировым лидером в области выпуска «зеленых» облигаций8.
Новый банк развития
В сравнении с АБИИ, НБР до недавнего времени был менее активен в развитии сотрудничества с другими МБР. Тем не менее предпринятые в последнее время шаги позволяют говорить о стремлении банка к налаживанию взаимодействия с международными институтами, работающими в приоритетных для НБР странах и секторах.
4 июля 2016 г. президент НБР Куднапур Каматх и президент АзБР Такехико На-као подписали Меморандум о взаимопонимании между двумя институтами. Основной целью Меморандума стало обеспечение и развитие сотрудничества между НБР и АзБР, определение сфер стратегического партнерства и пересечения интересов двух институ-
8 Asian Infrastructure Investment Bank and European Investment Bank agree to strengthen cooperation. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/ NEWS_0530/113.html (дата обращения: 08.12.2016).
тов. Как отметил Т. Накао, «... создание этого механизма сотрудничества является важной вехой для развития взаимодействия АзБР и НБР. На фоне постоянных изменений характера развития региона мы должны усилить наше сотрудничество для достижения устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста и снижения уровня бедности в странах, представляющих для нас взаимный интерес». В свою очередь К. Каматх отметил, что Меморандум создает основу для обмена знаниями и предоставляет возможность обсуждения совместных проектов на основе софинансирования. Было заявлено, что основными сферами сотрудничества в рамках реализации меморандума станут проекты устойчивого развития в области возобновляемой энергетики, энергоэффективности, экологически чистого транспорта, управления водными ресурсами и очистки сточных вод9.
Взаимодействие НБР и Всемирного банка было формализовано 9 сентября 2016 г. Подписанный двумя институтами Меморандум о взаимопонимании предусматривает сотрудничество банков в реализации проектов, прежде всего в сфере инфраструктуры, в том числе в области энергетики и водоснабжения. Среди возможных направлений сотрудничества упомянуты софинансирование проектов, обмен опытом операционной политики, оказание консультационных услуг, налаживание механизмов обмена для повышения квалификации сотрудников. Как отметил президент НБР К. Каматх, банк «высоко оценивает своевременную поддержку, предложенную Группой Всемирного банка в процессе создания НБР, и с нетерпением ожидает продвижения и углубления сотрудничества. НБР будет слушать, учиться и сотрудничать в целях содействия устойчивому развитию инфраструктуры в странах-членах»10.
В тот же день состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между НБР и Латиноамериканским банком развития (CAF). Основной задачей Меморандума стало стимулирование взаимовыгодной деятельности в общих для двух институтов сферах, включая развитие устойчивой инфраструктуры, энергетики, проектов в сфере водоснабжения, охраны окружающей среды. Также документом предусматривается возможность софинансирования проектов в приоритетных для банков странах, подчеркивается необходимость создания условий для обмена знаниями и опытом в ходе совместных мероприятий. При этом особый акцент делается на комплементарности целей двух банков, учитывая, что регионом деятельности CAF являются государства Латинской Америки и Карибского бассейна11. Отмечается, что в отличие от документов, подписанных АБИИ с другими банками, это сотрудничество будет носить двусторонний сбалансированный характер, т.е. обмен опытом и лучшими практиками будет происходить на взаимной основе12.
В отличие от АБИИ, НБР демонстрирует примеры формализации сотрудничества не только с МБР, но и с коммерческими банками и национальными банками развития стран-участниц.
9 NDB, ADB sign MOU on cooperation for sustainable, inclusive growth. New Development Bank, 2016. Режим доступа:http://www.ndb.int/ndb-adb-sign-mou-on-cooperation-for-sustainable-iclusive-growth.php# parentHorizontalTab2 (дата обращения: 08.12.2016).
10 World Bank Group, New Development Bank Lay Groundwork for Cooperation. World Bank Group, 2016. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2016/09/09/world-bank-group-new-development-bank-lay-groundwork-for-cooperation (дата обращения: 08.12.2016).
11 CAF and New Development Bank Sign Cooperation Agreement. Development Bank of Latin America, 2016. Режим доступа: https://www.caf.com/en/currently/news/2016/09/caf-and-new-development-bank-sign-cooperation-agreement/ (дата обращения: 08.12.2016).
12 Development Banks CAF and NDB Agree to co-operate more closely. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://www.ndb.int/Development-banks-CAF-and-NDB-agree-to-co-operate-more-closely. php (дата обращения: 08.12.2016).
ICICI (Industrial Crédit and Investment Corporation of India), один из крупнейших частных банков Индии, подписал Меморандум о сотрудничестве с НБР 5 мая 2016 г. Интересно отметить, что президент НБР К. Каматх является бывшим руководителем ICICI. В рамках Меморандума два института наделили друг друга статусом «привилегированных партнеров». Помимо стандартных сфер сотрудничества, таких как обмен опытом и наилучшими практиками и софинансирование проектов, Меморандум между НБР и ICICI предусматривает взаимодействие в рамках выпуска облигаций, финансового менеджмента, управления рисками. Как отметил К. Каматх, подписание Меморандума должно способствовать лучшему пониманию НБР специфики финансового рынка Индии, облегчению доступа к этому рынку и, в перспективе, содействию выпуску номинированных в рупиях облигаций на индийских и международных площадках13. После недавнего успешного выпуска облигаций в юанях, размещение рупиевых облигаций является одним из приоритетов банка и планируется уже в 2017 г.14
В июле 2016 г. Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий развитие сотрудничества по аналогичным направлениям (совместное финансирование, содействие в выпуске облигаций и т.д.), был подписан между НБР и Китайским строительным банком (China Construction Bank). В рамках реализации положений Меморандума Китайский строительный банк оказал поддержку НБР в процессе выпуска «зеленых» облигаций на китайском рынке15.
31 августа 2016 г. НБР был подписан еще один документ схожего характера с коммерческим банком страны — члена БРИКС. Новым партнером по стратегическому взаимодействию стал Standard Bank of South Africa Limited (SBSA) - один из крупнейших банковских институтов на развивающихся рынках16.
Что касается взаимодействия с национальными банками развития, главным результатом стало подписание в июле 2015 г. в ходе саммита в Уфе Меморандума о намерениях по сотрудничеству банков — участников Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС с Новым банком развития. Меморандум был подписан Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (Россия), Банком развития Бразилии (Banco Nacional de Desenvolvimento Economic e Social (BNDES), Банком развития Китая (China Development Bank (CDB), Экспортно-импортным банком Индии (Eximbank of India) и Банком развития Южной Африки (Development Bank of Southern Africa). Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС с участием данных институтов был сформирован в результате подписания Меморандума о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития и поддержки экспорта стран — членов БРИКС в 2010 г. В 2011 г. с присоединением ЮАР к БРИКС Меморандум подписал уполномоченный финансовый институт этой страны — Банк развития Южной Африки. В качестве основных целей Механизма в рамках документа были заявлены: развитие всестороннего долгосрочного межбанковского
13 ICICI Bank signs MoU with BRICS Grouping-Promoted New Development Bank. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://ndb.int/ICICI-Bank-signs-mou-with-BRICS-Grouping-promoted-New-Development-Bank.php (дата обращения: 08.12.2016).
14 New Development Bank Plans Rupee, Rouble Bonds. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://ndb.int/New-Development-Bank-plans-rupee-rouble-bonds.php (дата обращения: 08.12.2016).
15 New Development Bank Signs MoU With China Construction Bank. BRICS Information Sharing and Exchange Platform, 2016. Режим доступа: http://www.brics-info.org/new-development-bank-signs-mou-with-china-construction-bank/ (дата обращения: 08.12.2016).
16 NDB and Standard Bank of South Africa signed Memorandum on strategic cooperation. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://ndb.int/ndb-and-standard-bank-of-south-africa. php#parentHorizontalTab2 (дата обращения: 08.12.2016).
сотрудничества между партнерами в интересах укрепления торгово-экономических отношений стран — членов БРИКС, поддержка реализации социально важных и региональных проектов.
Меморандум, подписанный на саммите в Уфе, выражает декларативные намерения банков развития стран БРИКС — участников Механизма взаимодействовать с НБР в соответствии с определяемыми параметрами и направлениями. В первую очередь документом предусматривается возможность сотрудничества в сферах инфраструктуры и устойчивого развития, что полностью соответствует мандату НБР. Как отметил председатель Внешэкономбанка В. Дмитриев, «... перед банками, входящими в Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС, и Новым банком развития стоят схожие задачи, поэтому их взаимодействие окажет плодотворное влияние на развитие экономик стран БРИКС»17.
Дальнейшим развитием этого направления сотрудничества стало согласование конкретных шагов по взаимодействию. 13 октября 2016 г. правительство Индии одобрило участие «Экспортно-импортного банка в подписании соглашения с Новым банком развития через Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС». Сообщалось, что основной целью данного документа станет укрепление торгово-экономических связей и между странами БРИКС, в частности увеличение взаимных инвестиций. Представители Индии отметили, что документ будет иметь рекомендательный характер и представлять собой «рамочное соглашение, направленное на определение параметров сотрудничества в соответствии с национальным законодательством, а также обеспечение обмена знаниями и навыками между представителями подписавших его сторон», и что «с подписанием соглашения не связано никаких финансовых последствий»18.
16 октября 2016 г. между НБР и банками — участниками Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС был заключен Меморандум об общих принципах сотрудничества. Он является логическим развитием документа о взаимодействии, подписанного годом ранее, определяя следующие сферы сотрудничества:
— финансирование и совместное финансирование проектов;
— кредитные линии, в том числе предусматривающие предоставление займов на основе двухшаговой и компенсационной модели;
— валютные свопы, процентные свопы и другие производные инструменты;
— выпуск облигаций;
— совместные программы проектного финансирования;
— государственно-частное партнерство на суверенном и субсуверенном уровнях;
— гарантии и контргарантии для обеспечения обязательств;
— разработка эффективных и устойчивых финансовых решений для проектов, представляющих взаимный интерес;
— инвестиционные фонды для финансирования проектов в приоритетных секторах;
— обмен опытом и знаниями в области технической помощи в целях подготовки и реализации проектов в сфере развития;
— обмен опытом и знаниями в разработке политики и процедур, касающихся экологических и социальных стандартов, а также закупок;
17 Главы банков — участников механизма межбанковского сотрудничества БРИКС намерены взаимодействовать с Новым банком развития. Внешэкономбанк, 2015. Режим доступа: http://www. veb.ru/press/news/index.php?id_19=100876 (дата обращения: 08.12.2016).
18 Cabinet approves Pact between EXIM Bank, New Development Bank. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://ndb.int/Cabinet-approves-pact-between-EXIM-Bank-New Development Bank.php (дата обращения: 08.12.2016).
— обмен персоналом и другие виды сотрудничества в области управления человеческими ресурсами;
— совместные публикации, организация конференций, круглых столов и других мероприятий;
— поддержание постоянного диалога и регулярные встречи19.
Указанные направления сотрудничества изначально были определены в качестве основных в Политике партнерства НБР с национальными банками развития (Policyon Partnerships with National Development Banks), одобренной в декабре 2015 г. [New Development Bank, 2015].
Необходимо отметить, что, как и большинство других документов о сотрудничестве, подписанных НБР с различными финансовыми институтами, данный Меморандум лишь выражает декларативные намерения и раскрывает возможные направления взаимодействия, не упоминая конкретных инициатив. В то же время реальные результаты сотрудничества в рамках реализации положений соответствующих документов постепенно становятся очевидными. Так, например, Китайский строительный банк входил в синдикат андеррайтеров при эмиссии облигаций НБР20. Конкретное сотрудничество НБР с другими институтами по софинансированию проектов также ожидается в ближайшем будущем. Председатель ВЭБа Сергей Горьков по итогам подписания Меморандума между НБР и банками — участниками Механизма межбанковского сотрудничества отметил, что «ВЭБ хотел бы расширить сотрудничество с НБР. В частности, Внешэкономбанк в настоящее время формирует портфель потенциально интересных Новому банку развития проектов общей стоимостью до 400 млн долл. США»21.
Кроме того, НБР демонстрирует примеры взаимодействия с другими институтами и без подписания декларативных документов. В частности, реализация проекта финансирования строительства Белопорожских ГЭС на территории Карелии предполагает участие Евразийского банка развития (ЕАБР) и Международного инвестиционного банка (МИБ). Как и в случае с другими институтами — партнерами субрегионального и национального уровня, основной причиной заинтересованности НБР в таком сотрудничестве стал опыт деятельности соответствующих банков с учетом национальной специфики и возможность использования их ресурсов для предоставления средств в национальной валюте, что является одним из важнейших принципов НБР22.
Таким образом, все подписанные АБИИ меморандумы и соглашения о сотрудничестве подписаны с крупнейшими МБР, обладающими значительным опытом и финансовыми ресурсами. Как будет показано далее, это способствует высокой доле в портфеле АБИИ проектов, софинансируемых другими институтами. НБР, не пренебрегая партнерством с ключевыми «традиционными» МБР, также придает важное значение взаимодействию с менее крупными банками, которые, однако, хорошо знакомы
19 NDB, Members of BRICS Interbank cooperation mechanism signed MoU on general cooperation. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://ndb.int/ndb-members-of-brics-interbank-coopera-tion-mechanism%20.php#parentHorizontalTab2 (дата обращения: 08.12.2016).
20 BRICS bank to issue $448 mn of yuan green bonds. The BRICS Post, 2016. Режим доступа: http:// thebricspost.com/brics-bank-to-issue-448-mn-of-yuan-green-bonds/#.WAds-uuhqko (дата обращения: 08.12.2016).
21 Банки — участники механизма межбанковского сотрудничества БРИКС и Новый банк развития намерены развивать сотрудничество в приоритетных отраслях. Внешэкономбанк, 2015. Режим доступа: http://www.veb.ru/press/news/index.php?id_19=102689 (дата обращения: 08.12.2016).
22 Новый банк развития БРИКС одобрил схему финансирования строительства Белопорожских ГЭС в Республике Карелия // Официальный интернет-портал Республики Карелия. 2016. Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2016/06/0622_06.html (дата обращения: 08.12.2016).
со спецификой рынков стран БРИКС и дают возможность не только осуществлять совместное финансирование проектов, но и сотрудничать в рамках размещения НБР облигаций, разработки схем реализации проектов и других вопросов.
Перспективы взаимодействия НБР и АБИИ между собой
Несмотря на схожесть проблем и задач, с которыми они сталкиваются, новые банки, по крайней мере, на текущем этапе своего развития, с низкой степенью вероятности будут активно конкурировать друг с другом. Напротив, схожая специализация и пересекающиеся страновые приоритеты предопределяют возможности сотрудничества между ними, в частности путем осуществления синдицированного кредитования для реализации масштабных инфраструктурных проектов. О стремлении к такому сотрудничеству неоднократно заявлялось на высшем уровне. Например, лидеры БРИКС в Уфимской декларации приветствовали «обращенное к НБР предложение тесно сотрудничать с существующими и новыми финансовыми механизмами, в том числе с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций» [Лидеры БРИКС, 2015]. Однако, несмотря на все эти факторы и стремление к активному взаимодействию с другими многосторонними и национальными финансовыми институтами, сотрудничество непосредственно между НБР и АБИИ пока не получило практического воплощения.
1 сентября 2016 г. вице-президент НБР Чжу Сянь сообщил, что банк ведет переговоры с АБИИ относительно возможности совместного финансирования проектов. Он отметил, что между банками сложились «хорошие отношения» и они «уже начали переговоры о формах сотрудничества». Во-первых, по словам Чжу Сяня, планируется совместное финансирование проектов, а во-вторых, «уже подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве». При этом информация о подписании какого-либо соглашения непосредственно между НБР и АБИИ отсутствует. Возможно, речь шла о совместной Декларации о действиях по поддержке инфраструктурных инвестиций, рассмотренной далее, которая была подписана несколькими МБР. Также вице-президент НБР отметил, что «многие инвестиционные проекты в настоящее время испытывают острую нехватку финансирования», и в этой связи НБР и АБИИ «должны не соревноваться, а дополнять друг друга». При этом официально такой же позиции НБР придерживается и в отношении Всемирного банка, который дает возможность ознакомиться со своей передовой практикой23. Подтверждением этой позиции стало подписание проанализированного выше Меморандума о взаимопонимании между НБР и Всемирным банком. С АБИИ подобный документ пока не подписан, и, несмотря на очевидную целесообразность сотрудничества двух новых банков развития, его потенциал в настоящее время не используется в полной мере.
Софинансирование инфраструктурных проектов новыми и «традиционными» МБР
Рассмотренные выше инициативы по выстраиванию сотрудничества между новыми банками развития и другими финансовыми институтами, как было отмечено, начинают приносить первые практические результаты. Взаимодействие НБР с коммерческими
23 BRICS NDB, AIIB to start joint financing of projects - NDB VP. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://www.ndb.int/Brics-ndb-aiib-to-start-jointfinancing-ofprojects-NDBVP.php (дата обращения: 08.12.2016).
банками в странах БРИКС способствовало успешному размещению облигаций на китайском рынке и формированию планов относительно будущих размещений долговых инструментов, номинированных в валютах государств объединения, на других рынках. АБИИ достигнуты договоренности о совместном финансировании нескольких инфраструктурных проектов с «традиционными» банками развития. Основные характеристики данных проектов приведены ниже.
Первой из совместно финансируемых инициатив АБИИ стал проект, направленный на улучшение условий жизни в трущобах Индонезии. Целью предлагаемого проекта является улучшение доступа к городской инфраструктуре и услугам в рамках поддержки программы правительства Индонезии, проводимой в 154 городах в центральной и восточной частях страны [World Bank, 2016]. Проект будет софинансироваться Всемирным банком, при этом при его реализации будут использоваться стандарты и процедуры Всемирного банка в отношении политики в области закупок, экологических и социальных вопросов. Такое решение было принято, поскольку стандарты Всемирного банка полностью соответствуют положениям Статей соглашения АБИИ и в рамках проекта могут быть использованы его процедуры мониторинга. При этом общая стоимость проекта составит 1 743 млн долл. США, из которых 1 310 млн долл. будут выделены правительством Индонезии, и по 216,5 млн долл. — предоставлены Всемирным банком и АБИИ [AIIB, 2016g].
В партнерстве с ЕБРР реализуется проект реконструкции автодороги, соединяющей столицу Таджикистана Душанбе с границей Узбекистана. Как и в случае с проектом, софинансируемым Всемирным банком, АБИИ принято решение использовать процедуры и стандарты основного софинансирующего института — ЕБРР — и доверить ему администрирование проекта от своего имени. Использование передовых стандартов позволит, в частности, минимизировать негативное влияние, связанное с необходимостью перемещения при строительстве некоторых объектов производства и торговли [AIIB, 2016i]. Проект будет реализовываться с декабря 2016 по декабрь 2020 г. Его общая стоимость составит 105,9 млн долл., из которых 15,9 млн (15%) будут выделены правительством Таджикистана, 62,5 млн (59%) — ЕБРР и 27,5 млн (26%) — АБИИ. При этом предоставляемое АБИИ финансирование по объему совпадает со вторым траншем ЕБРР (35 млн долл. из 62,5 млн были выделены ЕБРР ранее, в 2012 г.). АБИИ предоставит кредит на 15 лет (включая трехлетний льготный период) по стандартной ставке для суверенного кредита со средним сроком погашения 9,25 года, с единовременной комиссией за предоставление займа (Front-endfee) в размере 0,25% от его суммы и комиссией за обязательство предоставить кредит (Commitmentfee), равной 0,25% от неиспользованной суммы кредита ежегодно. Кредит будет погашаться равными долями каждые полгода [AIIB, 2016h].
Совместно с АзБР АБИИ финансирует проект строительства 64-километрового участка автодороги M4 в Пакистане, соединяющего города Шоркот к Ханевал. АзБР станет основным софинансирующим институтом, выступая также от имени АБИИ и Департамента международного развития Великобритании (DFID). Как и в остальных случаях, при реализации проекта будут использоваться стандарты закупок, практики в экологической и социальной сфере института-партнера, являющегося «традиционным» банком развития. В частности, стандарты АзБР будут использоваться при оценке планов переселения из зоны строительства более 1300 человек [AIIB, 2016e]. Общая стоимость проекта строительства автодороги составляет 273 млн долл. США, 39 млн долл. (14,3%) будет предоставлено правительством Пакистана, 34 млн долл. (12,5%) — Департаментом международного развития Великобритании, по 100 млн долл. (36,6%) —
АБИИ и АзБР. АБИИ предоставит кредит на 100 млн долл. на 20 лет (включая пятилетний льготный период) по стандартной ставке для суверенного кредита со средним сроком погашения 12,75 года, со стандартными размерами комиссий. Кредит будет погашаться равными долями каждые полгода [AIIB, 2016d].
Позднее было объявлено о поддержке проекта строительства гидроэлектростанции в Пакистане, финансируемого совместно со Всемирным банком. Общая сумма финансирования составит 823,5 млн долл. США, из которых 390 млн долл. составит вклад Всемирного банка, 300 млн долл. — АБИИ и 133,5 млн долл. — национального правительства [AIIB, 2016f].
Таким образом, приняты решения об участии АБИИ в совместном с другими многосторонними банками финансировании четырех проектов развития инфраструктуры суммарной стоимостью 2 945,4 млн долл. США, при этом самим АБИИ будет предоставлено кредитов на общую сумму 644 млн долл. При этом без участия софинанси-рующих сторон пока одобрено лишь два проекта АБИИ, суммарный размер кредитов в рамках которых не превышает 200 млн долл.
В ближайшем будущем к реализации предлагается еще восемь проектов АБИИ, в пяти из которых кредиты будут выделяться на условиях софинансирования со стороны Всемирного банка24. Среди них: реконструкция 660-километровой автодороги Караганда — Бурылбайтал (оценка стоимости — 1470 млн долл. США, предполагается совместное финансирование со стороны АБИИ и МБРР с кредитом АБИИ в 650 млн долл.) [AIIB, 2016a]; проект развития энергетической инфраструктуры в индийском штате Андхра-Прадеш (детали финансирования неизвестны) [AIIB, 2016j]; проект повышения безопасности функционирования и реконструкции гидросооружений в Индонезии (детали финансирования неизвестны) [AIIB, 2016b]; а также проект поддержки Регионального фонда инфраструктурного развития (Regional Infrastructure Development Fund) в Индонезии, основной задачей которого станет обеспечение доступа к финансированию для региональных органов власти с целью реализации локальных проектов в сфере базовой инфраструктуры (подробный механизм финансирования проекта также неизвестен) [AIIB, 2016c]. Крупнейшим проектом с участием АБИИ должно стать строительство газопровода в Азербайджане. Вклад АБИИ составит 600 млн долл. США, Всемирного банка — 800 млн долл., ЕБРР и ЕИБ — 2,1 млрд долл. Общая стоимость проекта, с учетом софинансирования со стороны заемщика и частных кредиторов, — 8,6 млрд долл. США25. Несмотря на отсутствие полной информации об объемах финансирования предлагаемых совместных проектов, исходя из их масштаба можно предположить, что в ближайшем будущем общий портфель проектов, софинансируе-мых АБИИ и «традиционными» банками развития, по меньшей мере удвоится. Также можно ожидать, что АБИИ продолжит совместное финансирование на паритетных началах с «традиционными» банками, при этом активно полагаясь на используемые ими практики в рамках подготовительной стадии и контроля за реализацией проектов.
Результаты НБР в области совместного финансирования намного более скромны. Кроме того, отсутствует полная информация относительно механизмов финансирования проектов. Например, российский проект строительства ГЭС в Карелии, согласно одним источникам, будет софинансироваться китайской компанией Гэчжоуба и Рос-
24 Proposed Projects. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib. org/html/2016/PR0JECTS_1010/164.html (дата обращения: 08.12.2016).
25 Project Summary Information (PSI). Project No: 000011. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1121/20161121014605963.pdf (дата обращения: 08.12.2016).
сийским фондом прямых инвестиций26, согласно другим — соинвестором выступит Евразийский банк развития27.
Основные параметры взаимодействия НБР и АБИИ с другими финансовыми институтами систематизированы в Таблице 1.
Таблица 1. Взаимодействие НБР и АБИИ с другими финансовыми институтами
НБР АБИИ
Всемирный банк Подписан Меморандум о взаимопонимании. Данные о совместных проектах отсутствуют Подписано Рамочное соглашение о софинансировании проектов. Одобрены совместный проект, направленный на улучшение условий жизни в трущобах Индонезии, и проект строительства ГЭС в Пакистане. Ведется обсуждение совместного проекта строительства газопровода в Азербайджане
АзБР Подписан Меморандум о взаимопонимании. Данные о совместных проектах отсутствуют Подписан Меморандум о взаимопонимании. Одобрен проект реконструкции автодороги в Пакистане
ЕБРР Н. д. Подписан Меморандум о взаимопонимании. Одобрен проект реконструкции автодороги в Таджикистане. Ведется обсуждение совместного проекта строительства газопровода в Азербайджане
Европейский инвестиционный банк Н. д. Подписан Меморандум о взаимопонимании. Ведется обсуждение совместного проекта строительства газопровода в Азербайджане
Латиноамериканский банк развития (CAF) Подписан Меморандум о взаимопонимании. Данные о совместных проектах отсутствуют Н. д.
ЕАБР Декларативные документы о сотрудничестве отсутствуют. Принимает участие в предоставлении рублевого финансирования для проекта НБР в Карелии Обсуждается сотрудничество в рамках развития транспортных коридоров из Китая
Междунар одный инвестиционный банк Декларативные документы о сотрудничестве отсутствуют. Принимает участие в предоставлении рублевого финансирования для проекта НБР в Карелии Н. д.
26 Банк БРИКС получил проект ГЭС в Карелии за 10 млрд // Вести. 2016. 5 июля. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/72976 (дата обращения: 08.12.2016).
27 BRICS Bank to Finance Indian, Chinese Infrastructure Projects. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://ndb.int/BRICS-Bank-to-finance-Indian-Chinese-infrastructure-projects.php (дата обращения: 08.12.2016).
НБР АБИИ
ICICI (Industrial Credit and Investment Corporation of India) Подписан Меморандум о взаимопонимании. Вероятно сотрудничество в рамках выпуска рупиевых облигаций Н. д.
Китайский строительный банк (China Construction Bank) Подписан Меморандум о взаимопонимании. Входил в синдикат андеррайтеров при эмиссии облигаций НБР Н. д.
Standard Bank of South Africa Limited Подписан Меморандум о взаимопонимании. Вероятно сотрудничество в рамках выпуска номинированных в рандах облигаций Н. д.
Национальные банки развития БРИКС (Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС) Подписан Меморандум об общих принципах сотрудничества. Ведется обсуждение совместных проектов НБР и отдельных национальных банков развития, включая Внешэкономбанк Н. д.
Совместные многосторонние инициативы
Устранение дефицита инвестиций в инфраструктуру в последнее время стало одной из ключевых тем повестки дня «Группы двадцати». Одним из путей решения сложившихся проблем «двадцатка» считает оптимизацию деятельности МБР и развитие сотрудничества между ними по различным направлениям. В 2016 г., в период китайского председательства в «Группе двадцати», к этому направлению работы, наряду с основными «традиционными» МБР, подключились НБР и АБИИ. Главным результатом стало подписание совместной Декларации о намерениях по поддержке инфраструктурных инвестиций [World Bank Group, 2016]. Декларация, принятию которой активно способствовала Рабочая группа «двадцатки» по инвестициям и инфраструктуре, включает «амбициозные количественные цели по реализации качественных инфраструктурных проектов», достижение которых внесет вклад в обеспечение дополнительных инвестиций в инфраструктуру, «необходимый объем которых оценивается в 1—1,5 трлн долл. ежегодно в течение следующих 15 лет» [Multilateral Development Banks, 2016]. В частности, в Декларации упоминаются документы о сотрудничестве и согласованные в их рамках совместные проекты между новыми и «традиционными» МБР, рассмотренные выше, а также указывается, что совместное финансирование составит значительную долю операций новых банков, которые для АБИИ, как ожидается, составят 1,2 млрд долл. в 2016 финансовом году, 2,5 млрд долл. — в 2017 г. и 3,5 млрд долл. — в 2018 г., а для НБР — от 1,5 до 2 млрд долл., от 2 до 2,5 млрд долл. и от 4 до 5 млрд долл. в те же периоды соответственно. Также в Декларации отмечено, что быстрое включение в работу новых МБР в духе координации и сотрудничества позволит им внести максимальный вклад в обеспечение глобальных инвестиций в инфраструктуру. Важно отметить, что Декларация выросла из инициативы РФ, запустившей в 2013 г. работу по созданию нового механизма, который был призван обеспечить «подлинную взаимодополняемость и... служить в качестве инновационной модели мобилизации ресурсов и финансирования инфраструктуры в условиях все более ограниченных источников финансирования
официального сектора» [«Группа двадцати», 2013]. В период председательства России в «Группе двадцати» также была инициирована разработка при участии Всемирного банка документа «Повышение роли МБР как катализатора в привлечении финансирования» [Там же].
Несмотря на достигнутый значительный прогресс, для поддержания темпов развития сотрудничества будут необходимы дополнительные усилия. В этой связи новые МБР должны не только участвовать в совместном финансировании проектов, но и внести свой вклад в деятельность «традиционных» банков на подготовительной стадии реализации проектов [Multilateral Development Banks, 2016].
Новым механизмом, способствующим объединению усилий НБР, АБИИ и «традиционных» многосторонних банков развития, стал Глобальный инфраструктурный форум, впервые организованный в апреле 2016 г. Участие в Форуме приняли представители НБР, АБИИ, АзБР, АфБР, МАБР, ЕБРР, ЕИБ, ГВБ и Исламского банка развития. Создание Глобального инфраструктурного форума направлено на укрепление сотрудничества между МБР по четырем основным направлениям: участие в подготовительной стадии реализации инфраструктурных проектов; привлечение финансирования и совместное финансирование проектов; унификация принципов и стандартов работы, обмен наилучшими практиками; а также совершенствование сбора и обмена данными в сфере инфраструктурных инвестиций28. Принято решение о том, что Форум будет проходить ежегодно и организовываться одним из участвующих МБР в порядке ротации. В следующем году отдельная сессия Форума будет посвящена подведению итогов совместной работы по четырем указанным направлениям29.
Таким образом, устранение дефицита финансирования инфраструктуры в последнее время стало одним из основных приоритетов «Группы двадцати». При этом особое внимание уделяется стимулированию взаимодействия многосторонних институтов и сопряжению их инициатив в этой сфере. В результате были запущены механизмы взаимодействия, объединяющие крупнейшие МБР, в том числе АБИИ и НБР. Однако говорить о конкретных результатах работы этих механизмов и эффективности сотрудничества МБР в их рамках пока преждевременно.
Выводы
НБР и АБИИ осознают важность взаимодействия с другими финансовыми институтами схожей специализации, с учетом, с одной стороны, возможностей привлечения в рамках такого сотрудничества софинансирования для реализации крупных инфраструктурных проектов и, с другой стороны, необходимости обмена опытом по отбору и сопровождению проектов, а также осуществлению финансирования в соответствии с передовыми социальными и экологическими принципами, которые отсутствуют у новых банков в силу продолжающегося процесса их становления.
Понимание необходимости развития указанного сотрудничества способствовало подписанию значительного числа документов, регламентирующих его параметры и на-
28 Chairman's Statement — Global Infrastructure Forum 2016. World Bank Group. 2016. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/topic/publicprivatepartnerships/brief/chairmans-statement-global-infra-structure-forum-2016 (дата обращения: 16.11.2016).
29 Unprecedented Collaboration among Development Partners to Improve Infrastructure Implementation. World Bank Group, 2016. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2016/04/16/ unprecedented-collaboration-among-development-partners-to-improve-infrastructure-implementation (дата обращения: 08.12.2016).
правления, сразу с несколькими финансовыми институтами (4 доступных документа в случае АБИИ и как минимум 8 — для НБР). НБР подписал меморандумы о сотрудничестве с коммерческими банками: индийским ICICI,30 Китайским строительным банком31, южноафриканским Standard Bank of South Africa Limited (SBSA)32; многосторонними банками, включая АзБР33, Всемирный банк34 и Латиноамериканский банк развития35, осуществляет взаимодействие с национальными банками развития стран БРИКС в рамках Механизма межбанковского сотрудничества, а также привлекает в качестве финансовых партнеров знакомые со спецификой конкретных стран операций институты без предварительной формализации сотрудничества, как случае с ЕАБР и МИБ. АБИИ было подписано Рамочное соглашение о софинансировании проектов со Всемирным банком36, меморандумы с Европейским инвестиционным банком37, АзБР38 и ЕБРР39. В то же время стратегии новых банков в отношении сотрудничества с другими институтами отличаются. Основные различия состоят в следующем. АБИИ стремится к налаживанию взаимодействия прежде всего с крупными институтами, с целью заимствования их значительного опыта и использования возможностей участия в реализации масштабных проектов на основе совместного финансирования. При этом в настоящее время большинство реализуемых АБИИ проектов в значительной степени увязаны с китайской инициативой Экономического пояса Шелкового пути. В странах, где реализуются эти проекты, традиционно были активны ключевые «традиционные» МБР, включая АзБР и Всемирный банк, что предопределило стремление АБИИ к активному взаимодействию с ними. Вероятно, в ближайшем будущем политика АБИИ, в том числе по сотрудничеству с другими институтами, продолжит в значительной степени определяться интересами крупнейшей страны-акционера. Без сомнения, геогра-
30 New Development, ICICI INK "Preferred Partner" Pact. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://ndb.int/New-Development-ICICI-ink-preferred-partner-pact.php (дата обращения: 08.12. 2016).
31 New Development Bank Signs MoU With China Construction Bank. BRICS Information Sharing and Exchange Platform, 2016. Режим доступа: http://www.brics-info.org/new-development-bank-signs-mou-with-china-construction-bank/ (дата обращения: 08.12.2016).
32 NDB and Standard Bank of South Africa signed a Memorandum on Strategic Cooperation. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://ndb.int/NDB-AND-STANDARD-BANK-OF-SOUTH-AFRICA.php#parentHorizontalTab2 (дата обращения: 08.12.2016).
33 NDB, ADB sign MoU on cooperation for sustainable, inclusive growth. New Development Bank, 2016. Режим доступа: http://www.ndb.int/ndb-adb-sign-mou-on-cooperation-for-sustainable-iclusive-growth. php#parentHorizontalTab2 (дата обращения: 08.12.2016).
34 World Bank Group, New Development Bank Lay Groundwork for Cooperation. World Bank Group, 2016. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2016/09/09/world-bank-group-new-development-bank-lay-groundwork-for-cooperation (дата обращения: 08.12.2016).
35 CAF and New Development Bank Sign Cooperation Agreement. Development Bank of Latin America, 2016. Режим доступа: https://www.caf.com/en/currently/news/2016/09/caf-and-new-development-bank-sign-cooperation-agreement/ (дата обращения: 08.12.2016).
36 World Bank and AIIB Sign First Co-Financing Framework Agreement. World Bank Group, 2016. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2016/04/13/world-bank-and-aiib-sign-first-co-financing-framework-agreement (дата обращения: 08.12.2016).
37 Asian Infrastructure Investment Bank and European Investment Bank agree to strengthen cooperation. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/ NEWS_0530/113.html (дата обращения: 08.12.2016).
38 AIIB, ADB sign MOU to strengthen cooperation for sustainable growth. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/NEWS_0502/102.html (дата обращения: 08.12.2016).
39 Asian Infrastructure Investment Bank to cooperate with European Bank for Reconstruction and Development. Asian Infrastructure Investment Bank, 2016. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/ NEWS_0511/109.html (дата обращения: 08.12.2016).
фия проектов банка будет расширяться, как и спектр институтов-партнеров, однако эти процессы будут проходить в русле уже намеченных тенденций. Так, обсуждаемое сотрудничество между АБИИ и ЕАБР, как ожидается, будет связано со строительством автодороги, формирующей транспортный коридор между Китаем и Европой40.
НБР, с учетом значительно более узкого членского состава и географической представленности, делает акцент в том числе на сотрудничестве с менее значимыми институтами, включая МБР с небольшим количеством участников, национальные банки развития и коммерческие банки. В то же время взаимодействие с ними открывает возможности учета в деятельности НБР не только передовых международных практик, но и опыта работы в конкретных странах присутствия и реализации проектов, а также предоставления финансирования в национальных валютах, что предусмотрено уставными документами банка. Кроме того, документы о сотрудничестве НБР с другими банками предусматривают, помимо софинансирования, обмена практиками и повышения квалификации персонала, взаимодействие, направленное на предоставление консультативной поддержки при выпуске облигаций и совершенствование финансового менеджмента. Первые примеры такого сотрудничества продемонстрировали его эффективность и целесообразность. Наконец, субрегиональные МБР с небольшим количеством стран-членов на сегодняшний день осуществляют операции в объемах, зачастую сопоставимых с показателями основных «традиционных» МБР (МБРР, АфБР, АзБР, МАБР, ЕБРР). При этом в будущем можно ожидать трансформации этой модели сотрудничества в направлении усиления взаимодействия с крупными «традиционными» МБР в силу планируемого расширения НБР на 10—15 стран-членов.
Таким образом, каждая из стратегий, используемых НБР и АБИИ для выстраивания взаимодействия с другими финансовыми институтами, обусловлена индивидуальной спецификой новых институтов, включая число стран-участниц, географическую представленность, интересы и возможности влияния отдельных государств-членов, а также их приоритетами: укрепление имиджа среди инвесторов, адаптация передовых практик деятельности, планы по реализации конкретных проектов, позиционирование себя в качестве банков развития «нового типа». При этом обе стратегии имеют свои преимущества. Стратегия АБИИ позволила за короткий срок обеспечить участие в проектах на основе совместного финансирования, общая стоимость которых составляет 2 945,4 млн долл. США, а вклад АБИИ — 644 млн долл., в то время как деятельность НБР помогла формализовать сотрудничество с важными локальными институтами в странах БРИКС и заложить основу не только для будущих совместных проектов, но и для повышения эффективности в рамках других аспектов работы банка, включая привлечение средств из внешних источников за счет использования опыта и знаний крупных коммерческих банков стран БРИКС относительно специфики локальных рынков капитала, а также предоставление финансирования в национальных валютах.
Литература
«Группа двадцати» (2013) Рабочий план «Группы двадцати» по финансированию инвестиций. Режим доступа: http://ru.g20russia.ru/load/782769040 (дата обращения: 16.11.2016).
Лидеры БРИКС (2015) Уфимская декларация. Официальный сайт председательства России в БРИКС. Режим доступа: http://brics2015.ru/load/382553 (дата обращения: 16.11.2016).
40 AIIB and Eurasian Development Bank Discuss Building China-Europe Corridor // Sputnik. 2016. March 23. Режим доступа: https://sputniknews.com/world/201603231036828287-aiib-eurasian-develop-ment-bank (дата обращения: 08.12.2016).
AIIB (2016a) Center South Road Corridor Project, Kazakhstan.Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploa dfile/2016/0906/20160906120747277.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016b) Indonesia: Dam Operation, Rehabilitation, and Safety Improvement Project (Co-financed with the World Bank). Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1012/20161012043829912.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016c) Indonesia: Regional Infrastructure Development Fund Project (Co-financed with the World Bank). Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1012/20161012043850498.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016d) Islamic Republic of Pakistan National Motorway M-4 (Shorkot-Khanewal Section) Project. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0706/20160706014503464.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016e) Pakistan: National Motorway M-4 (Shorkot-Khanewal Section) Project (Cofinanced with the Asian Development Bank). Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0706/2016070601444010 0.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016f) Pakistan: Tarbela 5 Hydropower Extension Project (T5HEP) (Co-financed with the World Bank). Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1012/20161012024536253.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016g) Project Summary Information ^^.Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/07 18/20160718091153373.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016h) Republic of Tajikistan Dushanbe-Uzbekistan Border Road Improvement Project. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0706/20160706014350620.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016i) Tajikistan: Dushanbe-Uzbekistan Border Road Improvement Project (Cofinanced with the European Bank for Reconstruction and Development). Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/ 0706/20160706014326702.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB (2016j) India: Andhra Pradesh 24x7 - Power for All Project (Cofinanced with the World Bank). Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1012/20161012043808720.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB and ADB (2016) Memorandum of Understanding for Strengthening Co-operation between Asian Development Bank and Asian Infrastructure Investment Bank. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/ 2016/0606/20160606043053695.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
AIIB and EIB (2016) Memorandum of Understanding between the Asian Infrastructure Investment Bank and the European Investment Bank.Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0606/201606060432 25638.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
Barone B., Spratt S. (2015) Development Banks from the BRICS. IDS. Режим доступа: https://opendocs.ids. ac.uk/opendocs/bitstream/handle/123456789/5781/ER111_DevelopmentBanksfromtheBRICS.pdf;jsessioni d=36C5788A605FAC208C15BD330ECD0169?sequence=1 (дата обращения: 16.11.2016).
Bhattacharya A., Oppenheim J., Stern N. (2015) Driving Sustainable Development ThroughBetter Infrastructure: Key elements of a Transformation Program. Режим доступа: https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2016/07/07-sustainable-development-infrastructure-v2.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
EBRD and AIIB (2016) Memorandum of Understanding between the European Bank for Reconstruction and Development and the Asian Infrastructure Investment Bank. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/uploadfi le/2016/0606/20160606043148338.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
G20 Leaders (2014) G20 Leaders' Communiqué. Режим доступа: http://www.g20.utoronto.ca/2014/2014-1116-communique.html (дата обращения: 16.11.2016).
Griffith-Jones S. (2014) A BRICS Development Bank: A Dream Coming True? UNCTAD Discussion Paper, no 215. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/osgdp20141_en.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
Humphrey C. (2015) Developmental Revolution or Bretton Woods Revisited? The Prospects of the BRICS New Development Bank and the Asian Infrastructure Investment Bank. ODI Working Paper 418. Режим
доступа: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/9615.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
Multilateral Development Banks (2016) MDBs Joint Declaration of Aspirations on Actions to Support Infrastructure Investment. Режим доступа: http://g20.org/English/Documents/Current/201608/P020160815360318908738. pdf (дата обращения: 16.11.2016).
New Development Bank (2015) Policy on Partnerships with National Development Banks.Pe:raM доступа: http://ndb.int/pdf/ndb-policy-on-partnerships-with-national-development-banks-20160121.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
World Bank (2016) Project Information Document. Режим доступа: http://www-wds.worldbank.org/ex-temal/default/WDSContentServer/WDSP/EAP/2016/03/01/090224b0841c39e7/1_0/Rendered/PDF/Pro-ject0Inform0ng0Program000P154782.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
World Bank Group (2016) Closing the Infrastructure Gap. Режим доступа: http://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2016/01/Closing-the-infrastructure-gap_World-Bank-Group_IATF-Issue-Brief.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
New and Traditional Multilateral Development Banks: Current and Potential Cooperation
A. Shelepov
Andrey Shelepov - Researcher, Centre for International Institutions Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 11 Prechistenskaya naberezhnaya, 119034 Moscow, Russian Federation; E-mail: shelepov-av@ranepa.ru
Abstract
Most experts on multilateral development banks (MDBs) mention the possibility of large-scale co-financing in their forecasts concerning their future operations. However, interaction between MDBs and other actors, including co-financing, is rarely considered as a research problem for analytical and scientific papers. Yet this type of cooperation is one of the most important factors of effectiveness for the entire system of MDB financing. Thus, working in partnership with governmental institutions (development assistance agencies, export credit agencies, etc.), MDBs help attract additional financial resources and expertise in the countries where they are active. Working on state, regional and global levels, multilateral banks cooperate not only with governmental institutions, but also with private sector and civil society representatives. Such cooperation benefits both parties. In addition to mobilizing additional financial resources, it improves project preparation and implementation, taking into account national peculiarities, while partner institutions get a chance to use their experience and expertise. Given the recent establishment of the New Development Bank (NDB) and Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB), they are unlikely to achieve their main goal of narrowing the infrastructure financing deficit in developing countries without active cooperation with other institutions.
This article discusses the results and examines the prospects of the NDB and AIIB cooperating with traditional MDBs. It also focuses on the new banks' engagement with other financial institutions, including commercial banks and national development banks.
The author analyzes interbank memorandums and agreements as a formal basis for cooperation between various institutions, and examines in detail the examples of co-financing infrastructure projects by the new and traditional MDBs, as well as new multilateral cooperation mechanisms established by development banks.
The author concludes that the new banks' strategies differ from those of other institutions, and each has its own advantages. The AIIB seeks to establish cooperation primarily with large institutions to use their considerable experience and explore co-financing opportunities for large-scale projects. The NDB, with limited membership and geographical representation, focuses on, inter alia, cooperation with MDBs with a small number of participants, national development banks and commercial banks, which allows it to adopt the best international practices and gain experience in specific countries, receive consultative support for issuing bonds and improve financial management.
Key words: multilateral development banks (MDBs); New Development Bank (NDB); Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB); co-financing, infrastructure
For citations: Shelepov A. (2017) New and Traditional Multilateral Development Banks: Current and Potential Cooperation. International Organisations Research Journal, vol. 12, no 1, pp. 127-147 (in Russian and English). DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-127.
References
AIIB (2016a) Center South Road Corridor Project, Kazakhstan. Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile /2016/0906/20160906120747277.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016b) Indonesia: Dam Operation, Rehabilitation, and Safety Improvement Project (Co-financed with the World Bank). Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1012/20161012043829912.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016c) Indonesia: Regional Infrastructure Development Fund Project (Co-financed with the World Bank). Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1012/20161012043850498.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016d) Islamic Republic of Pakistan National Motorway M-4 (Shorkot-Khanewal Section) Project. Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0706/20160706014503464.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016e) Pakistan: National Motorway M-4 (Shorkot-Khanewal Section) Project (Co-financed with the Asian Development Bank). Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0706/20160706014440100.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016f) Pakistan: Tarbela 5 Hydropower Extension Project (T5HEP) (Co-financed with the World Bank). Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1012/20161012024536253.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016g) Project Summary Information (PSI). Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0718/ 20160718091153373.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016h) Republic of Tajikistan Dushanbe-Uzbekistan Border Road Improvement Project. Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0706/20160706014350620.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016i) Tajikistan: Dushanbe-Uzbekistan Border Road Improvement Project (Co-financed with the European Bank for Reconstruction and Development). Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0706 /20160706014326702.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB (2016j) India: Andhra Pradesh 24x7 — Power for All Project (Co-financed with the World Bank). Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/1012/20161012043808720.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB and ADB (2016) Memorandum of Understanding for Strengthening Co-operation between Asian Development Bank and Asian Infrastructure Investment Bank. Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016 /0606/20160606043053695.pdf (accessed 16 November 2016).
AIIB and EIB (2016) Memorandum of Understanding between the Asian Infrastructure Investment Bank and the European Investment Bank. Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/2016/0606/2016060604322563 8.pdf (accessed 16 November 2016).
Barone B. and Spratt S. (2015) Development Banks from the BRICS. IDS. Available at: https://opendocs.ids. ac.uk/opendocs/bitstream/handle/123456789/5781/ER111_DevelopmentBanksfromtheBRICS.pdf;jsessioni d=36C5788A605FAC208C15BD330ECD0169?sequence=1 (accessed 16 November 2016).
Bhattacharya A., Oppenheim J. and Stern N. (2015) Driving Sustainable Development Through Better Infrastructure: Key elements of a Transformation Program. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/ uploads/2016/07/07-sustainable-development-infrastructure-v2.pdf (accessed 16 November 2016).
BRICS Leaders (2015) VII BRICS Summit Ufa Declaration, Ufa, 9 July. Available at: http://brics2016.gov.in/ upload/files/document/5763c20a72f2d7thDeclarationeng.pdf (accessed 16 November 2016).
EBRD and AIIB (2016) Memorandum of Understanding between the European Bank for Reconstruction and Development and the Asian Infrastructure Investment Bank. Available at: http://euweb.aiib.org/uploadfile/20 16/0606/20160606043148338.pdf (accessed 16 November 2016).
G20 (2013) Work plan on Financing for Investment. Available at: (accessed 16 November 2016).
G20 Leaders (2014) G20 Leaders' Communiqué. Available at: http://www.g20.utoronto.ca/2014/2014-1116-communique.html (accessed 16 November 2016).
Griffith-Jones S. (2014) A BRICS Development Bank: A Dream Coming True? UNCTAD Discussion Paper, no 215. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/osgdp20141_en.pdf (accessed 16 November 2016).
Humphrey C. (2015) Developmental Revolution or Bretton Woods Revisited? The Prospects of the BRICS New Development Bank and the Asian Infrastructure Investment Bank.ODI Working Paper 418. Available at: https:// www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/9615.pdf (accessed 16 November 2016).
Multilateral Development Banks (2016) MDBs Joint Declaration ofAspirations on Actions to Support Infrastructure Investment. Available at: http://g20.org/English/Documents/Current/201608/P020160815360318908738. pdf (accessed 16 November 2016).
New Development Bank (2015) Policy on Partnerships with National Development Banks. Available at: http:// ndb.int/pdf/ndb-policy-on-partnerships-with-national-development-banks-20160121.pdf (accessed 16 November 2016).
World Bank (2016) Project Information Document. Available at: http://www-wds.worldbank.org/external/ default/WDSContentServer/WDSP/EAP/2016/03/01/090224b0841c39e7/1_0/Rendered/PDF/Project0In-form0ng0Program000P154782.pdf (accessed 16 November 2016).
World Bank Group (2016) Closing the Infrastructure Gap. Available at: http://www.un.org/esa/ffd/wp-con-tent/uploads/2016/01/Closing-the-infrastructure-gap_World-Bank-Group_IATF-Issue-Brief.pdf (accessed 16 November 2016).