Научная статья на тему 'Сравнительные перспективы развития Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и нового банка развития'

Сравнительные перспективы развития Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и нового банка развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2027
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ / АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / БРИКС / ГЛОБАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА / МНОГОСТОРОННИЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепов Андрей Владимирович

Данная статья посвящена недавно созданным Новому банку развития и Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций. Автор выделяет два основных фактора спроса на создание новой модели многосторонних банков развития, воплощением которой они являются, а именно дефицит инвестиций в инфраструктуру и стремление развивающихся стран играть более значимую роль в международной финансовой системе. Также автор проводит сравнение двух новых банков с точки зрения членства, механизмов управления, распределения капитала и голосов, возможностей привлечения средств на финансовых рынках. На основании данного сравнения разработан прогноз изменения кредитных портфелей банков на период до 2025 г. Автор приходит к выводу, что обоим институтам следует аккумулировать и использовать лучшие практики существующих многосторонних банков развития, работать над улучшением своего имиджа для привлечения инвесторов, а также активно обмениваться опытом и участвовать в совместных проектах с другими институтами развития и коммерческими банками. При выполнении этих условий общий объем операций двух банков через 10 лет может достичь 40 млрд долл. США ежегодно, что сопоставимо с показателями финансирования инфраструктуры ключевыми традиционными банками развития и может внести значительный вклад в удовлетворение финансовых потребностей развивающихся стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительные перспективы развития Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и нового банка развития»

Сравнительные перспективы развития Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития1

А.В. Шелепов

Шелепов Андрей Владимирович — научный сотрудник Центра исследований международных институтов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Российская Федерация, 119034 Москва, Пречистенская наб., д. 11; E-mail: shelepov-av@ranepa.ru

Данная статья посвящена недавно созданным Новому банку развития и Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций. Автор выделяет два основных фактора спроса на создание новой модели многосторонних банков развития, воплощением которой они являются, а именно дефицит инвестиций в инфраструктуру и стремление развивающихся стран играть более значимую роль в международной финансовой системе. Также автор проводит сравнение двух новых банков с точки зрения членства, механизмовуправ-ления, распределения капитала и голосов, возможностей привлечения средств на финансовых рынках. На основании данного сравнения разработан прогноз изменения кредитных портфелей банков на период до 2025 г. Автор приходит к выводу, что обоим институтам следует аккумулировать и использовать лучшие практики существующих многосторонних банков развития, работать над улучшением своего имиджа для привлечения инвесторов, а также активно обмениваться опытом и участвовать в совместных проектах с другими институтами развития и коммерческими банками. При выполнении этих условий общий объем операций двух банков через 10 лет может достичь 40 млрд долл. США ежегодно, что сопоставимо с показателями финансирования инфраструктуры ключевыми традиционными банками развития и может внести значительный вклад в удовлетворение финансовых потребностей развивающихся стран.

Ключевые слова: Новый банк развития; Азиатский банк инфраструктурных инвестиций; БРИКС; глобальная финансовая архитектура; многосторонние банки развития; инвестиции в инфраструктуру

Введение

15 июля 2014 г. на саммите БРИКС в Форталезе лидеры стран объединения объявили о подписании Соглашения о Новом банке развития (НБР). 24 октября 2014 г. 21 азиатская страна подписала Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Практически одновременный запуск двух новых международных банков развития (МБР) был обусловлен рядом причин, среди которых значительный дефицит инвестиций на поддержание существующей и строительство новой инфраструктуры по всему миру, прежде всего в развивающихся странах; сомнения в способности существующих МБР эффективно реагировать на этот вызов; несоответствие между позициями ведущих развивающихся стран и стран

1 Публикация подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Анализ перспектив Нового банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и их потенциальной роли в трансформации глобальной финансовой архитектуры» (2016 г.) Центра исследований международных институтов РАНХиГС.

Материал поступил в редакцию в мае 2016 г.

с формирующимся рынком в мировой экономике и их ролью в традиционных международных финансовых институтах (табл. 1).

Таблица 1. Доля голосов в МБРР и доля в общемировом ВВП стран БРИКС

Страна Доля голосов в МБРР Доля в общемировом ВВП по ППС, %

2014 г. 2018 г. (прогноз)

Бразилия 1,85 3,01 2,63

Россия 2,91 3,29 2,80

Индия 3,06 6,81 7,91

Китай 4,65 16,63 18,48

ЮАР 0,78 0,65 0,61

Всего 13,25 30,39 32,44

Источник: IBRD subscriptions and voting power of member countries2, IMF WEO Database, October 2015.

В то же время базовые принципы финансирования через международные банки развития признаются относительно эффективными, в том числе и указанными странами, в результате чего созданные по их инициативе новые институты используют модели деятельности, характерные для традиционных МБР. Однако отдельные параметры двух новых банков отличаются. Несмотря на то что оба рассматриваемых института в настоящее время находятся на этапе становления, особенности их структуры капитала, механизмов управления и операционной деятельности позволяют провести сопоставительный анализ перспектив новых банков и таким образом оценить потенциальную эффективность реализации поставленных перед ними задач.

Актуальность анализа перспектив развития НБР и АБИИ подчеркивается возрастающим интересом к этой теме со стороны исследователей. Так, С. Гриффит-Джонс [Griffith-Jones, 2014] оценивает различные сценарии участия НБР в ликвидации дефицита инфраструктурных инвестиций, приходя к выводу о формировании нового типа МБР [Griffith-Jones, 2015], К. Хамфри проводит сравнительный анализ сценариев для двух банков [Humphrey, 2015b].

Предпосылки и история создания НБР и АБИИ

Основным фактором, определяющим эффективность модели финансирования проектов через многосторонние банки развития, является способность таких банков поддерживать устойчивые объемы кредитования без внесения дополнительных средств акционерами (помимо первоначально оплаченного капитала). МБР привлекательны и для заемщиков, поскольку традиционно высокий кредитный рейтинг позволяет таким банкам привлекать средства на рынках капитала по низкой стоимости, что в свою очередь делает условия выдаваемых ими займов привлекательными. Кроме того, МБР параллельно с финансовой поддержкой также зачастую обеспечивают техническую по-

2 IBRD subscriptions and voting power of member countries. Режим доступа: http://siteresources. worldbank.org/BODINT/Resources/278027-1215524804501/IBRDCountryVotingTable.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

мощь, что также является важным фактором для заемщиков, к числу которых в большинстве случаев относятся развивающиеся страны.

В то же время в существующих условиях МБР не до конца справляются с поставленными перед ними задачами, что обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, возможности МБР не соответствуют быстрорастущему спросу на масштабные инвестиции в инфраструктурные проекты по всему миру, в первую очередь в развивающихся странах, где он оценивается экспертами в 13—2,3 трлн долл. США ежегодно [Bhattacharya, Romani, 2013]. При этом фактические инвестиции, по данным С. Гриффит-Джонс, в последние годы составляют около 1 трлн долл., что свидетельствует о существовании значительного дефицита финансирования [Griffith-Jones, 2014]. Устранение этого дефицита за счет инвестиций частного сектора затруднено в силу сложностей оценки рисков и обеспечения защиты от них в развивающихся странах. Одновременно МБР, которые имеют больше возможностей минимизировать указанные риски, в последнее время снижают долю инвестиций в инфраструктуру в общем объеме своих операций в пользу других направлений кредитования. В результате ежегодный объем финансирования инфраструктурных проектов крупнейшими МБР в последние годы не превышает в среднем 40 млрд долл. США [Humphrey, 2015a], при том что общий объем их инвестиций достигает 100 млрд долл. США4.

Во-вторых, ведущие МБР были созданы в период, когда глобальный экономический порядок основывался на доминировании развитых стран Европы, США, Японии (МБРР был создан в 1945 г., Азиатский банк развития (АзБР) — в 1966 г., Африканский банк развития (АфБР) — в 1963 г, Межамериканский банк развития (МАБР) — в 1959 г.). Это привело к тому, что эти страны продолжают играть ведущую роль в функционировании указанных МБР, фактически обладая контролем над механизмами принятия в их рамках решений. Реформы, призванные, в том числе, устранить несоответствие между растущим весом развивающихся стран и стран с формирующимся рынком в мировой экономике и их непропорционально слабыми позициями в МБР, реализуются крайне медленно.

По указанным причинам динамично растущие экономики мира стали выступать с идеями создания новых институтов финансирования развития, позволяющих учесть их интересы и одновременно использующих опыт, накопленный традиционными МБР. Дополнительным стимулом к созданию новых институтов также послужило накопление в этих странах, прежде всего в Китае, значительных резервов. При этом, как правило, данные активы размещаются в суверенных фондах благосостояния и в значительной степени инвестируются в финансовые инструменты развитых стран с относительно низкой доходностью [Griffith-Jones, 2011].

Совокупность указанных причин привела к активному обсуждению ведущими странами с формирующимися рынками, прежде всего в рамках БРИКС, идеи формирования новых банков развития, которые могли бы внести свой вклад в финансирование необходимых, в первую очередь инфраструктурных, инвестиций, дополнив ресурсы существующих МБР.

Об инициированном индийской стороной диалоге между странами БРИКС относительно перспектив создания собственного банка развития было объявлено на саммите 2012 г. в Нью-Дели. Лидеры пяти стран рассмотрели возможность создания банка

3 Президент банка БРИКС открестился от конкуренции с другими фининститутами // Совместный сайт министерств иностранных дел государств — участников БРИКС. 2015. 11 декабря. Режим доступа: http://infobrics.org/ru/blog/news/2015/12/11/8553/ (дата обращения: 03.08.2016).

4 Там же.

«в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах» [Лидеры БРИКС, 2012]. Отмечалось, что новый банк сможет дополнить деятельность международных и региональных финансовых институтов по обеспечению глобального роста и развития. По итогам саммита лидеры БРИКС поручили министрам финансов изучить целесообразность и реализуемость подобной инициативы на основе создания специальной рабочей группы и представить результаты работы к своей следующей встрече.

Изучив доклад, представленный к саммиту в Дурбане в марте 2013 г., лидеры БРИКС «с удовлетворением отметили», что создание нового финансового института целесообразно и технически возможно. Было решено, что создаваемый институт получит название Новый банк развития, и достигнуто соглашение, что его ресурсы должны быть «существенными и достаточными для того, чтобы Банк мог эффективно финансировать инфраструктурные проекты» [Лидеры БРИКС, 2013]. Уже к сентябрю 2013 г. удалось достигнуть значительного прогресса в создании НБР. На неформальной встрече в преддверии саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге лидеры БРИКС заявили о переговорах по структуре капитала, членству, распределению акций и системе управления нового института. Был также согласован объем первоначального распределенного (подписного) капитала банка на уровне 50 млрд долл. США [BRICS Leaders, 2013]. Наконец, 15 июля 2014 г. на саммите в Форталезе было объявлено о подписании Соглашения о создании Нового банка развития и озвучены основные параметры капитала создаваемого института: первоначальный разрешенный к выпуску (объявленный) капитал в размере 100 млрд долл. США и распределенный равными долями между странами-членами подписной капитал, равный, как и планировалось ранее, 50 млрд долл. Лидеры БРИКС поручили министрам финансов своих стран проработать вопросы операционализации НБР [Лидеры БРИКС, 2014]. Также на саммите был представлен текст Соглашения НБР, определяющий основные параметры и аспекты деятельности нового института. Все страны ратифицировали указанное Соглашение к саммиту БРИКС в Уфе (июль 2015 г.), где было заявлено, что первые проекты должны быть профинансированы НБР в первой половине 2016 г.

Что касается АБИИ, с инициативой его создания в октябре 2013 г. выступили председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. В качестве основных целей нового банка они определили развитие взаимосвязанности и экономической интеграции в регионе, в первую очередь на основе сотрудничества с существующими МБР5. Позднее представители АБИИ заявили, что банк «будет работать со своими членами, многосторонними и двусторонними партнерами в сфере развития, частным сектором и гражданским обществом» для улучшения доступа к базовым услугам, в том числе надежному электроснабжению, эффективным транспортным системам, снабжению чистой питьевой водой, санитарии и современным телекоммуникациям. Финансирование через АБИИ будет дополнять и усиливать эффективность деятельности МБР и других партнеров в указанных сферах, а также в области развития сельской инфраструктуры и сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития городов и логистики6.

В апреле 2014 г. Ли Кэцян, выступая на Боаоском Азиатском форуме, заявил о начале консультаций с партнерами как на территории Азии, так и за ее пределами,

5 History of AIIB // Asian Infrastructure Investment Bank. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/ htmI/aboutus/introduction/history/?show=0 (дата обращения: 03.08.2016).

6 What is the AIIB? // Asian Infrastructure Investment Bank. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/ htmI/aboutus/introduction/aiib/?show=0 (дата обращения: 03.08.2016).

по вопросам подготовки к созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций7. Первоначально предполагалось, что распределенный капитал АБИИ составит 50 млрд долл. США, однако в июне 2014 г. было предложено удвоить эту сумму8. Параллельно были начаты консультации с партнерами по вопросу вхождения в число акционеров АБИИ. Одной из первых среди этих стран стала Индия9.

После объявления о создании АБИИ состоялись двусторонние и многосторонние переговоры и консультации по основным принципам и ключевым элементам его деятельности. 24 октября 2014 г. 21 азиатское государство подписало Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания АБИИ (немного позднее в связи со сменой власти в стране Меморандум был подписан Индонезией10), содержавший решение о размещении штаб-квартиры банка в Пекине. Представитель Китая Джин Ликун был назначен Генеральным секретарем временного многостороннего секретариата АБИИ, задачами которого стали техническая подготовка к запуску деятельности банка и обеспечение проведения встреч представителей стран-учредителей. Всего состоялось пять раундов переговоров потенциальных членов-учредителей, и по итогам последней из них, которая прошла 22 мая 2015 г. в Сингапуре, был принят итоговый вариант Статей Соглашения АБИИ. 29 июня Статьи Соглашения были подписаны 50 странами — потенциальными учредителями (еще семь стран завершили процедуру подписания до 31 декабря 2015 г.). Параллельно начался процесс ратификации Статей Соглашения. 25 декабря 2015 г., когда суммарная доля в объявленном капитале ратифицировавших Соглашение учредителей превысила 50%, оно официально вступило в силу11. При этом процесс ратификации документа остальными членами АБИИ продолжается и, как ожидается, завершится к концу 2016 г.12

Таким образом, основными предпосылками создания новых банков развития стали значительный дефицит инвестиций в инфраструктуру по всему миру, а также стремление стран с формирующейся рыночной экономикой усилить свое влияние в международных финансовых институтах. Два рассматриваемых банка развития были созданы практически одновременно. Их операционная деятельность также началась в один и тот же период. НБР в апреле 2016 г. одобрил первые кредиты на реализацию проектов в четырех странах на общую сумму 811 млн долл. США. АБИИ, как ожидается, в 2016 г. осуществит финансирование проектов на сумму 1,2 млрд долл. США13.

При этом, как представляется, два новых МБР, несмотря на схожесть стоящих перед ними задач, с низкой степенью вероятности будут активно конкурировать друг

7 China eyes closer Asia's economic integration through Asian infrastructure bank // GBTIMES Beijing. 2014. April 11. Режим доступа: http://gbtimes.com/china/china-eyes-closer-asias-economic-integration-through-asian-infrastructure-bank (дата обращения: 03.08.2016).

8 Китайская альтернатива Всемирному банку получит $100 млрд // РБК. 2014. 25 июня. Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/25/06/2014/932610.shtml (дата обращения: 03.08.2016).

9 China invites India to join Asian Infrastructure Investment Bank // The Hindu. 2014. June 30. Режим доступа: http://www.thehindu.com/todays-paper/tp-national/china-invites-india-to-join-asian-infrastruc-ture-investment-bank/article6161311.ece (дата обращения: 03.08.2016).

10 Indonesia becomes 22nd founding member of AIIB // Xinhua. 2014. November 27. Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/english/world/2014-11/27/c_133818862.htm (дата обращения: 03.08.2016).

11 Signing and Ratification Status of the AOA of the AIIB // Asian Infrastructure Investment Bank. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/aboutus/introduction/Membership/?show=0 (дата обращения: 03.08.2016).

12 History of AIIB // Asian Infrastructure Investment Bank. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/ html/aboutus/introduction/history/?show=0 (дата обращения: 03.08.2016).

13 AIIB and World Bank sign first Co-Financing Framework Agreement // Asian Infrastructure Investment Bank. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/NEWS_0414/99.html (дата обращения: 03.08.2016).

с другом, по крайней мере на начальном этапе деятельности. Напротив, существование нескольких институтов схожей специализации с пересекающимися (в азиатском регионе) страновыми приоритетами открывает возможности сотрудничества между ними, в частности, путем осуществления синдицированного кредитования для крупных проектов. О стремлении к такому сотрудничеству, например, заявили лидеры БРИКС, приветствуя в Уфимской декларации «обращенное к НБР предложение тесно сотрудничать с существующими и новыми финансовыми механизмами, в том числе с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций» [Лидеры БРИКС, 2015].

В то же время возможности становления НБР и АБИИ в качестве важных участников системы финансирования инфраструктурных проектов и развития сотрудничества между банками в этой сфере будут в значительной степени зависеть от особенностей структуры капитала и механизмов корпоративного управления, возможностей расширения состава участников и привлечения внешнего финансирования, в том числе с учетом кредитных рейтингов, операционной совместимости двух институтов и способности выстраивать эффективное взаимодействие с «традиционными» НБР. Сравнение этих параметров и прогнозов развития АБИИ и НБР представлено ниже.

Членство, структура капитала и голоса

Объем акционерного капитала международных банков развития является важнейшим параметром, поскольку напрямую влияет на масштабы привлечения средств из внешних источников и, соответственно, операций банков, что определяет их способность решать поставленные перед ними задачи. Кроме того, распределение капитала всегда напрямую связано с ролью стран-членов в управлении МБР. В этой связи решения о первоначальной структуре капитала МБР играют значительную роль в процессе их дальнейшего развития.

Первоначальный разрешенный к выпуску (объявленный) капитал НБР составляет 100 млрд долл. США. Этот объем капитала разделен на 1 млн акций, имеющих номинальную стоимость 100 тыс. долл. каждая, на которые имеют право подписаться только члены Банка. При этом стоимость одной акции, т.е. 100 тыс. долл., — минимальная сумма, на которую может подписаться страна для участия в НБР. Первоначальный распределенный (подписной) капитал Банка определен в размере 50 млрд долл. США. Распределенный капитал подразделяется на оплачиваемые акции и акции, оплачиваемые по требованию. Общая номинальная стоимость оплачиваемых акций составляет 10 млрд долл. США, соответственно, акции, имеющие суммарную номинальную стоимость 40 млрд долл., — это акции, оплачиваемые по требованию. Каждый член Банка обязан подписаться на акции, формирующие капитал НБР. Первоначально пять стран-учредителей подписались на равные доли в распределенном капитале Банка (50 млрд долл. США), составляющие, соответственно, 100 тыс. акций, или 10 млрд долл. (т.е. акции выпускаются по номинальной стоимости), из которых 20 тыс. являются оплачиваемыми акциями на сумму 2 млрд долл. США и 80 тыс. являются акциями, оплачиваемыми по требованию, номинальной стоимостью 8 млрд долл. США [BRICS Governments, 2014].

Решение о равенстве долей стран — учредителей НБР в его капитале обусловлено принципом равноправия членов БРИКС и желанием отойти от практики традиционных МБР, где участники с большим экономическим весом обычно имеют более высокие доли в капитале (и, соответственно, большее влияние в системе управления институтом). Одновременно это решение привело к необходимости ограничения ка-

питала НБР возможностями самой маленькой из экономик стран-учредителей — ЮАР. Как уже отмечалось, одним из аргументов в пользу создания НБР стало наличие значительных валютных резервов в странах БРИКС. При этом их объем в Китае на порядок выше показателей Индии, Бразилии и России, которые, в свою очередь, значительно превосходят объем резервов ЮАР. В начале 2016 г. показатель официальных резервов стран — членов НБР достиг 3,3 трлн долл. США в Китае, 380 млрд — в России, 360 млрд — в Индии и Бразилии и немногим более 45 млрд долл. — в ЮАР14. С учетом этого, создававшийся параллельно с НБР Пул условных валютных резервов объемом 100 млрд долл. США предполагает следующие обязательства стран-участниц: Китай — 41 млрд долл. США, Бразилия, Индия и Россия — по 18 млрд долл., ЮАР — 5 млрд долл.15 При стремлении к сохранению соответствующих межстрановых пропорций в капитале НБР за счет более активного использования для его формирования потенциала резервов стран-участниц объем капитала мог бы заметно превышать существующие показатели. Также необходимо отметить, что НБР выбрал простейший способ увязки долей стран в капитале и приходящихся на них голосов: число голосов каждого государства-члена НБР соответствует количеству принадлежащих ему акций в распределенном капитале Банка (т.е. равно для всех членов-учредителей и на настоящий момент составляет 100 тыс. голосов). Вероятно, привлекательность НБР для стран-участниц повысилась бы в том случае, если бы Банк использовал альтернативные механизмы. Например, при наличии так называемых базовых голосов, распределяемых поровну между всеми членами независимо от их вклада в капитал банка (такой механизм используется в АБИИ), сглаживается влияние экономического потенциала страны, которым и определяется в этом случае доля в капитале, на решения банка.

Аналогично Новому банку развития разрешенный к выпуску капитал АБИИ составляет 100 млрд долл. США, которые разделены на 1 млн акций, каждая из которых имеет номинальную стоимость 100 тыс. долл. США. При этом АБИИ использует такое же соотношение между оплачиваемым капиталом и капиталом, оплачиваемым по требованию, как и НБР (20 на 80)16.

В остальном механизм распределения капитала и голосов АБИИ заметно отличается. Количество акций, на которые может подписаться каждый член АБИИ, определятся размером соответствующей экономики относительно других участников Банка на основе взвешенного показателя (60% номинального ВВП и 40% ВВП по ППС)17. Механизм распределения голосов в АБИИ также более сложен, чем в НБР. Общее количество голосов, на которое имеет право каждый член Банка, состоит из суммы базовых голосов, голосов, закрепленных за акциями, и голосов учредителей (если данный член АБИИ является одним из 57 учредителей). При этом под базовыми голосами понимаются голоса, полученные в результате равного распределения среди всех государств — членов 12% общего объема голосов. Число голосов, закрепленных за акциями,

14 Data Template on International Reserves and Foreign Currency Liquidity // International Monetary Fund. Режим доступа: https://www.imf.org/external/np/sta/ir/IRProcessWeb/colist.aspx (дата обращения: 03.08.2016).

15 О подписании центральными банками стран БРИКС Операционного соглашения в рамках Пула условных валютных резервов // Центральный банк Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=07072015_162910if2015-07-07T16_10_14.htm (дата обращения: 03.08. 2016).

16 Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2015 г. № 1200-р. Режим доступа: http:// government.ru/media/files/FNK5niquKj3KWqttedzKHQunCrZamBsm.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

17 China to have 30 per cent stake, veto power under AIIB deal // South China Morning Post. 2015. June 30. Режим доступа: http://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/1829342/aiib-deal-seals-chinas-big-stake-new-lender (дата обращения: 03.08.2016).

равно числу акций в капитале АБИИ, находящихся в распоряжении конкретного члена. Кроме того, каждый учредитель получает дополнительно 600 голосов. В результате после получения всеми 57 потенциальными учредителями статуса учредителей схема распределения голосов в АБИИ будет иметь вид, представленный в табл. 2. В качестве иллюстрации приведено количество голосов для Китая и Мальдив — государств, соответственно, с самым большим и самым маленьким их числом. Видно, что Мальдивы имеют почти в 100 раз меньше голосов, чем Китай. При этом доля Мальдив в капитале АБИИ примерно в 3 тыс. раз меньше доли КНР. Таким образом, использование базовых голосов и голосов учредителей позволяет АБИИ, с одной стороны, привлекать в число акционеров даже страны с весьма ограниченными финансовыми возможностями, с другой — демонстрировать уважение к таким странам, предоставляя им большее количество голосов, чем в рамках более простых моделей их распределения.

Таблица 2. Распределение голосов в АБИИ

Тип голосов Процент от общего количества голосов Количество голосов Количество голосов, приходящееся на одного члена Китай Мальдивы

Базовые голоса 12 138510 2430 2430 2430

Голоса, закрепленные за акциями 85 981514 Непостоянная величина 297804 72

Голоса учредителей 3 34200 600 600 600

Всего 100 1154224 Непостоянная величина 300834 (26,1%) 3102 (0,3%)

Источник: Соглашение АБИИ18, расчеты автора.

Статьи Соглашения АБИИ предполагают, что на его региональных членов должно приходиться не менее 75% объема распределенного капитала. Подобные «региональные» ограничения существуют и в структуре управления АБИИ, например, в Совете директоров, где 9 из 12 мест занимают представители стран Азии и Океании. В то же время эти ограничения изначально обусловлены региональной направленностью АБИИ, поэтому едва ли могут рассматриваться в качестве факторов, негативно влияющих на перспективы участия стран из других регионов мира в его деятельности. Что касается роли Китая, в том числе фактического права вето при голосовании по важнейшим вопросам (решение по ним принимается супербольшинством, т.е. тремя четвертями голосов, при том что на Китай приходится 26,1% голосов), первоначально предполагалось, что доля страны в капитале и голосах АБИИ будет составлять до 50%. Фактически эти показатели оказались заметно ниже и, по данным эксперта по международным банкам развития Криса Хамфри, в дальнейшем они будут дополнительно уменьшены, в результате чего Китай утратит доминирующую позицию при принятии решений в рамках АБИИ [Humphrey, 2015b]. Таким образом, позиция Китая способствует формированию благоприятного имиджа Банка, который потенциально может помочь при-

18 Соглашение АБИИ. Режим доступа: http://government.ru/media/files/FNK5niquKj3KW qttedz-KHQunCrZamBsm.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

влечению дополнительного акционерного капитала. Проявлением этой позиции стал уже упоминавшийся процесс согласования Соглашения АБИИ, который был максимально открыт и основан на привлечении всех заинтересованных государств. Членство в АБИИ крупнейших европейских экономик подтверждает правильность выбранной Китаем стратегии, а вхождение их представителей в число управленцев Банка, в том числе вице-президентов19, свидетельствует о продолжении ее реализации.

В НБР доминирование стран — инициаторов создания института более выражено и пока неясно, будет ли оно ослабляться в будущем. По Соглашению НБР доля стран БРИКС в его капитале, а, соответственно, и в общем количестве голосов, не может опускаться ниже 55%. С учетом предусмотренных в НБР механизмов принятия решений это ограничение фактически гарантирует странам БРИКС право вето.

Механизмы и структура управления

Существенные отличия, обуславливающие доминирование учредителей в НБР, можно обнаружить и в структуре управления двух банков. Максимальная численность Совета директоров НБР, согласно Статьям Соглашения, может составить 10 человек, при этом пять из них в любом случае будут представлять страны БРИКС [BRICS Governments, 2014]. Аналогичная ситуация с доминированием стран БРИКС наблюдается и в системе управления текущей деятельностью НБР. Фактически повседневной работой Банка руководят президент и четыре вице-президента, представляющие страны-учредители. При этом президент НБР «возглавляет Комитет по кредитам и инвестициям, в состав которого входят также вице-президенты и который отвечает за принятие решений о предоставлении займов, гарантий, об участии в капитале и оказании технического содействия» [Ibid.]. Данный комитет, призванный обеспечить быстроту принятия решений в рамках операционной политики Банка, в то же время потенциально может быть подвержен политическому влиянию со стороны представителей стран БРИКС. Указанные особенности организационной структуры и политики НБР, характеризующихся доминирующим положением стран БРИКС, могут негативно повлиять на решение о присоединении к Банку новых членов из числа стран с относительно высоким уровнем дохода. В этом случае стать членами НБР будут стремиться в первую очередь страны с низким уровнем дохода, испытывающие острую потребность в финансировании. В результате особенности управленческой политики Банка могут оказать разнонаправленное влияние на динамику его развития. С одной стороны, НБР может обрести собственную, пока не занятую другими международными банками развития нишу, финансируя проекты преимущественно в странах БРИКС и странах с низким уровнем дохода. С другой стороны, участие беднейших стран ограничит возможности роста оплаченного капитала банка, а также диверсификации и снижения рисков его кредитного портфеля, что напрямую влияет на доступ НБР к заимствованиям на рынках капитала. Механизм для некоторого смягчения этого риска заложен в Статьях Соглашения НБР, предусматривающих возможность осуществления операций в странах, не являющихся членами Банка [BRICS Governments, 2014]. Многое будет зависеть и от секторальных приоритетов НБР. Некоторые исследователи полагают, что осуществление операций в разных сферах будет «способствовать формированию уникальности и универсальности» [Джагитян, 2015], привлекательных для новых стран-членов, тогда как противоположная точка зрения основана на невозможности накопления эксперт-

19 AIIB Vice Presidents. Asian Infrastructure Investment Bank. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/ html/aboutus/governance/Senior_Management/Vice_Presidents/?show=1 (дата обращения: 03.08.2016).

ного опыта и отработки механизмов и принципов инвестирования при узкой специализации на инфраструктурных проектах [Humphrey, 2015b].

В результате, несмотря на то что членство в АБИИ и НБР формально открыто для всех государств (для государств — членов ООН в НБР и государств — членов МБРР или АзБР в АБИИ), количество учредителей двух рассматриваемых институтов радикально отличается. Членами НБР являются пять стран БРИКС, АБИИ — 57 государств, представляющих различные регионы, среди которых значительная часть ведущих экономик мира. Это обусловлено, с одной стороны, активной политикой Китая по привлечению в АБИИ потенциальных членов, с другой — особенностями структуры капитала и механизмов управления, которые сделали АБИИ более привлекательным для участия и способствовали достижению им уровня распределенного капитала, превышающего 98 млрд долл. США против 50 млрд долл. у НБР.

Возможности привлечения внешних ресурсов

Важнейшим фактором, который окажет влияние на масштабы операций двух рассматриваемых банков, станет их способность привлекать средства из внешних источников.

И НБР, и АБИИ наделены правом привлечения дополнительных средств помимо оплаты подписки на акции странами-членами. Банки имеют возможность осуществлять заимствования как в государствах-участниках, так и за их пределами, покупать и продавать ценные бумаги, которые они выпустили, гарантировали или в которые инвестировали свои средства, размещать на депозиты денежные средства, а также осуществлять «любые другие полномочия и устанавливать такие правила и положения, которые могут быть необходимы или целесообразны для реализации своей цели и выполнения функций» [BRICS Governments, 2014].

Привлечение Новым банком развития средств из внешних источников может начаться в ближайшее время. 15 апреля 2016 г. председатель Совета управляющих НБР, министр финансов РФ А.Г. Силуанов заявил, что руководство банка одобрило размещение пятилетних облигаций, номинированных в китайских юанях20. На данный момент заимствование на китайском рынке представляется единственной возможной альтернативой для НБР, поскольку китайские кредитно-рейтинговые агентства Chengxin International Credit Rating и China Lianhe Credit Rating присвоили ему наивысший рейтинг, значительно снижающий стоимость заимствований21. Условия для привлечения в будущем финансирования на рынках других стран БРИКС пока неясны, хотя отмечаются определенные шаги в этом направлении. Так, 11 марта 2016 г. председатель правительства РФ Д.А. Медведев подписал распоряжение, согласно которому ценные бумаги НБР допускаются к размещению и обращению на территории РФ22.

Однако в дальнейшем для обеспечения приемлемых для НБР стоимости и масштабов привлечения капитала необходимо получение банком международных кредитных рейтингов. Как заявил вице-президент НБР от Бразилии Паулу Нугера Батиста,

20 BRICS bank plans 5-year bonds in Chinese yuan - Interfax // New Development Bank. 2016. April 15. Режим доступа: http://ndb.int/brics-bank-plans-5-year-bonds-in-chinese-yuan-interfax.php (дата обращения: 03.08.2016).

21 BRICS bank hopes to receive highest rating from int'l agencies // New Development Bank. 2016. February 26. Режим доступа: http://www.ndb.int/brics-bank-hopes-to-receive-highest-rating-from-intl-agencies.php (дата обращения: 03.08.2016).

22 Распоряжение Правительства РФ от 11 марта 2016 г. № 413-р. Режим доступа: http://government. ru/docs/22164/ (дата обращения: 03.08.2016).

в данный момент банк делает выбор между возможностями добиваться получения кредитного рейтинга ААА или АА23. Снижение суверенных рейтингов Бразилии и России в 2015 г. оказало негативное воздействие на перспективы получения Банком наивысшего рейтинга. Дополнительной сложностью также может стать сложная система расчета рейтингов, применяемая соответствующими агентствами, которая учитывает широкий набор факторов, включая «методы управления рисками, капиталом, финансированием»24. Также в отношении заимствования в юанях пока сохраняется неопределенность в силу жесткого регулирования на китайском финансовом рынке, а также возможных технических сложностей. Как отметил президент НБР К. Каматх, одним из основных принципов стратегии Банка является финансирование в местных валютах с целью снижения операционных издержек. Однако не до конца ясен механизм конвертации средств, полученных в случае заимствования в китайских юанях, в валюты четырех других стран БРИКС25. Также пока сложно предположить, какое влияние окажут в случае реализации планы БРИКС по созданию собственного рейтингового агентства, направленные на снижение влияния на экономики стран-членов рейтингов, присваиваемых западными агентствами.

Как и в случае с акционерным капиталом, перспективы АБИИ в отношении возможностей привлечения внешнего финансирования представляются более благоприятными. В настоящее время АБИИ не имеет кредитного рейтинга, однако известно, что представители «тройки» крупнейших рейтинговых агентств мира ведут работы по его присвоению. Президент Банка Джин Ликун заявил, что надеется на справедливое решение рейтинговых агентств. В то же время даже при кредитном рейтинге ниже наивысшего АБИИ, являясь, по сути, проектом Китая, всегда будет иметь возможность использовать для привлечения до 20—30 млрд долл. финансирования на китайском рынке, что, как полагает Джин Ликун, в конечном счете негативно скажется на репутации самих агентств26. Также важно отметить, что Соглашение АБИИ не предусматривает жестких требований в отношении использования в операциях банка национальных валют. Это дополнительно расширяет возможности для заимствований27.

Как отмечалось выше, привлекательность рассматриваемых МБР для инвесторов напрямую зависит, в том числе, от рейтингов стран—членов. На апрель 2015 г. страны БРИКС имели следующие присвоенные агентством Standard & Poor's рейтинги: Бразилия - ВВ, Россия - ВВ+, Индия - ВВВ-, Китай - АА-, ЮАР - ВВВ-. При этом крупнейшие после Китая, Индии и России акционеры АБИИ имеют рейтинги: Германия - ААА, Корея - АА-, Австралия - ААА, Франция - АА28. Таким образом, участие ведущих экономик - нерегиональных членов АБИИ - значительно улучшает перспективы привлечения Банком заемных средств на выгодных условиях, что, в свою очередь,

23 Банк БРИКС будет добиваться кредитного рейтинга ААА или АА // Панорама БРИКС. № 31 (1-7 февраля) // Национальный комитет по исследованию БРИКС. 2016. 8 февраля. Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/posts/show/56b8517362726939ee080000 (дата обращения: 03.08.2016).

24 Там же.

25 Brics Development Bank Pins Hope on China Bond Sale. Joint Site of Ministries of Foreign Affairs of BRICS Member States. 2016. March 14. Режим доступа: http://infobrics.org/blog/news/2016/03/14/11272/ (дата обращения: 03.08.2016).

26 AIIB says could rely on Chinese investors if ratings unfair // Reuters. 2015. September 17. Режим доступа: http://www.reuters.com/article/us-aiib-china-idUSKCN0RH27E20150917 (дата обращения: 03.08. 2016).

27 Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2015 г. № 1200-р. Режим доступа: http:// government.ru/media/files/FNK5niquKj3KWqttedzKHQunCrZamBsm.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

28 Credit Rating. Trading Economics. 2016. May 21. Режим доступа: http://www.tradingeconomics. com/country-list/rating (дата обращения: 03.08.2016).

должно способствовать снижению стоимости финансирования, предоставляемого для реализации проектов, способствуя более активному росту и диверсификации их портфеля в сравнении с НБР.

Сценарии привлечения капитала и роста кредитного портфеля

Менее двух лет прошло с момента объявлений о создании НБР и АБИИ до фактического начала полноценного функционирования новых институтов. Сейчас начинается следующий этап их деятельности, в рамках которого появится возможность оценить их эффективность с точки зрения реализации основных целей, которая будет в первую очередь выражаться в темпах увеличения капитала и кредитных портфелей двух банков.

Уже на этапе создания АБИИ было известно, что в число его акционеров войдут как страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и развитые государства из других регионов мира. При этом, несмотря на доминирующую долю в капитале и фактическое право вето при голосовании по основным вопросам Китая, большинство ключевых экономик мира приняли решение об участии в деятельности Банка в качестве полноправных членов. Это привело к тому, что между ними было распределено более 98 млрд долл. разрешенного к выпуску капитала АБИИ. В НБР, согласно договоренностям, этот показатель в 2 раза ниже и составляет 50 млрд долл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже было отмечено, значительная часть подписного капитала обоих банков, составляющая 80%, или 40 млрд долл. США, — это капитал, оплачиваемый по требованию. Данный тип капитала служит для покрытия обязательств в экстренных ситуациях, однако фактически не влияет на объемы обычных операций (кредитования, предоставления гарантий и участия в капитале). Таким образом, в части капитала фактором, определяющим масштаб операций рассматриваемых институтов, является прежде всего оплачиваемый капитал, составляющий более 19,6 млрд долл. для АБИИ и 10 млрд долл. — для НБР. При этом рост объема операций банков будет дополнительно ограничен утвержденными временными схемами оплаты странами-членами долей в распределенном оплачиваемом капитале (пятью взносами в АБИИ29 и семью — в НБР [BRICS Governments, 2014]). Сдерживающим фактором являются лимиты на обычные операции, общая сумма которых, согласно уставным документам двух институтов30 [Ibid.], не может превышать суммарного показателя распределенного капитала, резервов и прибыли.

На основании указанных данных об объеме первоначального капитала НБР и АБИИ возможно спрогнозировать и сравнить динамику роста их кредитных портфелей. В прогнозе учитываются объем и порядок оплаты распределенного капитала (табл. 3); возможности его увеличения при принятии новых членов или дополнительных подписках существующих членов; перспективы накопления резервов, направляемых затем на операционную деятельность; привлечение внешнего финансирования. В зависимости от этих факторов возможны различные сценарии роста кредитного портфеля НБР и АБИИ.

В данной статье рассматривается только один сценарий — базовый. Другие сценарии развития новых банков могут стать предметом дальнейшего исследования по мере развития двух институтов. Используемый для прогнозирования подход основан

29 Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2015 г. № 1200-р. Режим доступа: http:// govemment.ru/media/files/FNK5niquKj3KWqttedzKHQunCrZamBsm.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

30 Там же.

на предложенном в работе Криса Хамфри [Humphrey, 2015b]. При этом в настоящем прогнозе были учтены новые данные о деятельности двух банков, что привело к корректировке набора используемых параметров и их значений.

Таблица 3. Динамика оплаченного капитала НБР и АБИИ в рамках существующих договоренностей, млрд долл. США

Год Суммарный оплаченный капитал НБР Суммарный оплаченный капитал АБИИ

2016 0,75 3,93

2017 2,0 7,85

2018 3,5 11,78

2019 5,0 15,70

2020 6,5 19,63

2021 8,25 19,63

2022 10,0 19,63

Источник: Соглашение НБР31, Соглашение АБИИ32.

Базовый прогноз по кредитному портфелю банков строится на основании следующих предположений.

Общее предположение состоит в том, что заемщики будут предъявлять достаточный спрос на финансирование со стороны НБР и АБИИ, который позволит в максимальной степени задействовать ресурсы банков для осуществления ими операций.

Предполагается, что заемщики будут полностью и своевременно погашать свои обязательства перед банками.

Также предполагается, что по истечении трех лет своей деятельности оба банка смогут аккумулировать чистый доход, направляемый на осуществление обычных операций. Указанный период позволит пройти стадию подготовки и планирования проектов и начала их финансирования. В данном предположении также учитывается, что в операционных документах НБР и АБИИ в данный момент не содержится сведений о возможном предоставлении кредитования со льготным периодом погашения, практикуемого некоторыми МБР.

С учетом активного развития партнерских отношений с коммерческими банками и другими МБР (подписание меморандумов о сотрудничестве между НБР и индийским банком 1С1С133, АБИИ и ЕБРР34, АБИИ и АзБР35, Рамочного соглашения о софинан-

31 Соглашение НБР. Режим доступа: http://www.ndb.int/download/Agreement%20on%20the%20 New%20Development%20Bank.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

32 Соглашение АБИИ. Режим доступа: http://government.ru/media/files/FNK5niquKj3KWqttedz KHQunCrZamBsm.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

33 New Development, ICICI ink, 'preferred partner' pact // New Development Bank. 2016. May 6. Режим доступа: http://ndb.int/New-Development-ICICI-ink-preferred-partner-pact.php (дата обращения: 03.08.2016).

34 Asian Infrastructure Investment Bank to cooperate with European Bank for Reconstruction and Development // Asian Infrastructure Investment Bank. 2016. May 11. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/ html/2016/NEWS_0511/109.html (дата обращения: 03.08.2016).

35 AIIB, ADB sign MOU to strengthen cooperation for sustainable growth // Asian Infrastructure Investment Bank. 2016. May 2. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/NEWS_0502/102.html (дата обращения: 03.08.2016).

сировании проектов между АБИИ и Всемирным банком36), предполагающих, в том числе, совместное финансирование проектов, можно предположить, что к концу прогнозного десятилетнего периода софинансирование со стороны государств, частных инвесторов и других МБР будет осуществляться в равной с рассматриваемыми банками пропорции.

В следующих предположениях используются количественные параметры, которые учитывают существующие различия между НБР и АБИИ.

Предполагается, что в число акционеров НБР войдут новые страны и/или увеличат свои подписки существующие члены, что приведет к росту распределенного оплаченного капитала. С учетом ряда факторов, ограничивающих привлекательность НБР для потенциальных участников, а также того факта, что обсуждение условий вступления новых членов начнется только в 2017 г.37, предполагается, что дополнительно будет распределено 25 млрд долл., т.е. половина еще не распределенной части объявленного капитала Банка. При сохранении существующих пропорций между оплачиваемым по требованию и оплачиваемым капиталом последний увеличится на 5 млрд долл. и составит 15 млрд долл. Также предполагается, что оплата этого капитала начинается с 2020 г. и происходит равными долями ежегодно в течение пяти лет (т.е. оплаченный капитал НБР с 2020 по 2024 г. ежегодно дополнительно увеличивается на 1 млрд долл.) [Humphrey, 2015b].

Что касается АБИИ, то исходя из активной политики Китая по привлечению новых участников и наличия среди учредителей Банка стран, обладающих значительными финансовыми ресурсами, можно предположить, что объем дополнительного оплаченного капитала составит 50 млрд долл. США, т.е. будет в 2 раза выше показателя НБР. Как и в случае НБР, предполагается, что оплата этого капитала начинается с 2020 г. и происходит равными долями ежегодно в течение пяти лет.

Для целей прогноза по АБИИ используется средний показатель соотношения чистого дохода к сумме оплаченного капитала и резервов (return on equity, ROE) для основных существующих МБР, равный 3,5% [Humphrey, 2015b], и предполагается, что весь получаемый чистый доход идет на пополнение резервов. Для НБР, с учетом обсуждавшихся выше потенциальных трудностей в привлечении дешевого внешнего финансирования и необходимости поддерживать кредитные ставки, позволяющие «не отпугнуть» заемщиков, аналогичный показатель принимается равным 3%.

Кроме того, учитываются возможности привлечения банками внешнего финансирования. Соотношение капитала банков развития и объема их кредитного портфеля характеризуется коэффициентом E/L (equity-to-loans ratio). По итогам 2014 г. для пятерки ключевых банков развития (Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и четыре региональных банка: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АфБР), Азиатский банк развития (АзБР) и Межамериканский банк развития (МАБР)) средний показатель E/L составил 37,5% (табл. 4).

В данном прогнозе для АБИИ используется средний показатель E/L, равный 37,5%, для НБР, с учетом относительно менее благоприятных условий доступа к внешнему финансированию, — на 5 п.п. выше, т.е. 42,5%.

36 AIIB and World Bank sign first Co-Financing Framework Agreement // Asian Infrastructure Investment Bank. 2016. April 13. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/htmI/2016/NEWS_0414/99.html (дата обращения: 03.08.2016).

37 Антон Силуанов: Банк БРИКС определит условия вступления новых членов в 2017 г. // Совместный сайт министерств иностранных дел государств — участников БРИКС. 2016. 20 апреля. Режим доступа: http://infobrics.org/ru/blog/news/2016/04/20/13597/ (дата обращения: 03.08.2016).

Таблица 4. Показатель E/L для ключевых банков развития на 2014 г., %

МБРР

ЕБРР

АфБР

АзБР

МАБР

Среднее

25,3

54,8

45,9

29,8

31,8

37,5

Источник: African Development Bank38.

С учетом вышеизложенных сценарных условий на основе вычисления свободного капитала Банка, формирующегося из осуществляемых согласно графику взносов акционеров и резервов, строится прогноз роста капитала, приводящий к увеличению кредитного портфеля НБР и АБИИ. Используя полученные данные по свободному капиталу и заданный показатель E/L, можно предположить, что в 2025 г. кредитный портфель АБИИ составит до 96 млрд долл. США в случае выполнения всех заданных выше условий.

НБР за этот же период сможет, согласно прогнозу, увеличить свой кредитный портфель до 41 млрд долл. США. Прогнозируемая динамика кредитных портфелей НБР и АБИИ представлена на рис. 1.

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Рис. 1. Прогноз роста кредитного портфеля НБР и АБИИ, млрд долл. США Источник: расчеты автора.

Стоит отметить, что с учетом различий в структуре капитала, механизмах управления и политике в отношении привлечения новых членов кредитный портфель АБИИ по итогам 10 лет деятельности может более чем в 2 раза превысить аналогичный показатель для НБР. При этом суммарно с учетом софинансирования и срока кредитования в 7—8 лет новые банки смогут к этому времени обеспечить до 40 млрд долл. инвестиций в инфраструктуру ежегодно.

38 African Development Bank. Режим доступа: http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/ Documents/Financial-Information/Moodys_Rating_2015.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

100 -|

94,9

АБИИ

0

Проведенный выше анализ показывает, что масштаб операций АБИИ в десятилетней перспективе может расти достаточно высокими темпами, что позволит ему достичь объема кредитного портфеля, сопоставимого и даже превышающего показатели ключевых региональных банков развития [Humphrey, 2015b] (например, на конец 2015 г. портфель кредитов и грантов АзБР немного превышал 73 млрд долл.) [Asian Development Bank, 2016]. Положительную роль в этом может сыграть как большое количество стран-участниц, обеспечивающих подписку на капитал Банка, так и то, что многие из них, в первую очередь нерегиональные члены, являются высокоразвитыми экономиками с высокими суверенными рейтингами и, таким образом, могут способствовать получению Банком высоких кредитных рейтингов. Преимуществом для АБИИ также будет являться доминирующая позиция Китая, позволяющая как более активно использовать для финансирования ликвидный китайский рынок капитала, так и формировать позитивный образ Банка среди инвесторов. Рост масштаба операций НБР будет не столь стремительным, поскольку положительно влияющие на него факторы не так очевидны. Среди них прежде всего явные отличия от «традиционных» МБР, сформированных в рамках Бреттон-Вудской системы, выражающиеся в большем равноправии участников, а также перспективы нахождения собственной ниши в области финансирования инфраструктурных проектов [Schablitzki, 2014].

В результате можно ожидать, что преимущества управленческой стратегии и политики АБИИ будут способствовать более быстрому в сравнении с НБР росту его кредитного портфеля. В то же время сценарии развития рассматриваемых банков могут в значительной степени меняться в силу влияния потенциальных негативных факторов. Для АБИИ это в первую очередь дублирование его географической и отраслевой специализации другим крупным профильным институтом — Азиатским банком развития, и зависимость от политической воли и состояния экономики Китая [Humphrey et al., 2015]. Для НБР — доминирование в управлении банком стран БРИКС, снижающее стимулы для вступления в него новых членов, а также настороженное отношение инвесторов.

Заключение

Создание НБР и АБИИ стало ответом на растущий спрос на финансирование в области инфраструктуры развивающихся стран, потребности ведущих быстрорастущих экономик в усилении своей роли в международных финансовых институтах и необходимость эффективного использования накопленных этими странами резервов.

При успешном развитии два новых института способны направить ресурсы развивающихся стран и стран с формирующимся рынком на цели развития, в первую очередь в области инфраструктуры; способствовать интеграции этих стран в систему глобального управления на приемлемых для них условиях; в большей степени, в сравнении с «традиционными» МБР, соответствовать текущим экономическим и политическим реалиям; обеспечить стимулы для полной реализации давно назревших, но постоянно буксующих реформ управления в существующих институтах.

В то же время уже на этапе создания двух новых МБР наметились различия в их базовых параметрах и политике, которые в дальнейшем могут оказать значительное влияние на скорость и масштабы развития. Анализ этих факторов показывает, что перспективы увеличения кредитного портфеля — основного показателя деятельности — для АБИИ более благоприятны, чем для НБР.

При этом на основе предложенного прогноза нельзя сделать вывод, что для превращения НБР и АБИИ «в сильные и уважаемые международные финансовые институты, играющие ведущую роль в меняющейся международной финансовой архитектуре» [Griffith-Jones, 2014], потребуется разная степень усилий со стороны стран-учредителей. Для обоих банков расширение масштабов операций будет сложной задачей, что подтверждается многолетней историей «традиционных» МБР, в силу ряда причин. Среди них отсутствие накопленного опыта работы и необходимость аккумулирования лучших практик, которое займет определенное время; возможные трудности в обеспечении высокого стандарта квалификации персонала и поддержании качества экспертной и технической помощи; необходимость формирования позитивного имиджа для привлечения финансирования; трудности в налаживании механизмов контроля в области охраны окружающей среды, социальной защиты и финансового надзора; противоречия между стремлением к поиску собственной ниши для деятельности и потенциальной фрагментации системы финансирования через МБР [Humphrey et al., 2015].

С учетом общих рисков, стоящих перед НБР и АБИИ, банкам для укрепления своих позиций в качестве важных элементов мировой финансовой архитектуры необходимо активно налаживать партнерство между собой, а также активно сотрудничать с другими МБР. На основе приведенного прогноза роста суммарный кредитный портфель двух банков через 10 лет может превысить 135 млрд долл. США. С учетом среднего срока кредитования в 7—8 лет и софинансирования проектов со стороны государств и частных инвесторов в равной с банками пропорции, годовой объем дополнительного финансирования может составить около 40 млрд долл., что будет являться на первый взгляд небольшим, но все же значимым вкладом в ликвидацию дефицита инвестиций в инфраструктуру, сопоставимым с показателями других МБР, чей общий портфель проектов во всех сферах в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком составляет около 700 млрд долл.39 Первые шаги в направлении развития такого сотрудничества уже сделаны. Представители НБР постоянно заявляют о комплементар-ности целей и готовности взаимодействовать с АБИИ в рамках проектов в азиатском регионе40, а АБИИ подписал Рамочное соглашение о софинансировании проектов со Всемирным банком41 и меморандумы о сотрудничестве с АзБР42 и ЕБРР43.

Таким образом, за короткий срок новые банки развития смогли приступить к операционной деятельности, которая в ближайшей перспективе сможет внести значимый вклад в ликвидацию дефицита инфраструктурного финансирования. Различия в росте объемов привлекаемых ресурсов и кредитных портфелей двух институтов обусловлены в первую очередь особенностями состава стран-учредителей и их взглядов на будущее

39 The Asian Infrastructure Investment Bank. A New Multilateral Financial Institution or a Vehicle for China's Geostrategic Goals // European Political Strategy Center Strategic Note. Issue 1. 2015. April 24. Режим доступа: http://ec.europa.eu/epsc/publications/notes/sn1_en.htm (дата обращения: 03.08.2016).

40 New Development Bank not a rival institution but complementary to AIIB // New Development Bank. 2016. March 28. Режим доступа: http://ndb.int/new-development-bank-not-a-rival-institution-but-comple-mentary-to-aiib.php (дата обращения: 03.08.2016).

41 World Bank and AIIB Sign First Co-Financing Framework Agreement // World Bank. 2016. April 13. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2016/04/13/world-bank-and-aiib-sign-first-co-financing-framework-agreement (дата обращения: 03.08.2016).

42 AIIB, ADB sign MOU to strengthen cooperation for sustainable growth // Asian Infrastructure Investment Bank. 2016. May 2. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/html/2016/NEWS_0502/102.html (дата обращения: 03.08.2016).

43 Asian Infrastructure Investment Bank to cooperate with European Bank for Reconstruction and Development // Asian Infrastructure Investment Bank. 2016. May 11. Режим доступа: http://euweb.aiib.org/ htmI/2016/NEWS_0511/109.html (дата обращения: 03.08.2016).

банков, которые, в свою очередь, в основном определяют все остальные рассмотренные параметры. В этой связи Россия, являющаяся одной из стран — учредителей НБР и входящая в число крупнейших акционеров АБИИ, должна активнее использовать экспертный и финансовый потенциал рассмотренных банков для решения проблем экономического развития и усиления собственной роли в международной финансовой системе. НБР и АБИИ в ближайшем будущем превратятся в эффективные инструменты инфраструктурного развития, и «России предстоит научиться ими пользоваться, наращивая собственные долгосрочные экономические преимущества» [Ивантер, 2015].

Литература

Джагитян Э.П. (2015) Институционализация экономического механизма группы БРИКС: преимущества и риски Нового банка развития // Деньги и кредит. № 6. Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ moneyandcredit/djagityan_06_15.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Ивантер А. (2015) Концерт наций, а не китайский оркестр // Эксперт. № 26—27. Режим доступа: http:// www.veb.ru/common/upload/files/veb/inter/20150629_1.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Лидеры БРИКС (2012) Делийская декларация. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/1189 (дата обращения: 03.08.2016).

Лидеры БРИКС (2013) Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/supplement/1430 (дата обращения: 03.08.2016).

Лидеры БРИКС (2014) Форталезская декларация. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d4f1dd6741763252a8.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Лидеры БРИКС (2015) Уфимская декларация. Режим доступа: http://brics2015.ru/load/382553 (дата обращения: 03.08.2016).

Asian Development Bank (2016) Quarterly Portfolio Update as of 31 December 2015. Режим доступа: http:// www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/181407/in60-16.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Bhattacharya A., Romani M. (2013) Meeting the Infrastructure Challenge: The Case for a New Development Bank. Presentation prepared for the G-24 Technical Group Meeting. March 21. Режим доступа: http://g24. org/wp-content/uploads/2014/03/Session-4_2.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

BRICS Governments (2014) Agreement on the New Development Bank. Режим доступа: http://www. ndb.int/download/Agreement%20on%20the%20New%20Development%20Bank.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

BRICS Leaders (2013) Media Note on the Informal Meeting of BRICS Leaders Ahead of the G20 Summit in St. Petersburg. Режим доступа: http://brics.utoronto.ca/docs/130905-note.html (дата обращения: 03.08.2016).

Griffith-Jones S. (2011) South-South Financial Cooperation. Background Paper, no 2 to UNCTAD's Least Developed Countries Report. Режим доступа: http://www.stephanygj.net/papers/ SOUTHSOUTHFINANCIAL C00PERATI0N2012.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Griffith-Jones S. (2014) A BRICS Development Bank: A Dream Coming True? UNCTAD Discussion Paper, no 215. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/osgdp20141_en.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Griffith-Jones S. (2015) Financing Global Development: The BRICS New Development Bank. German Development Institute Briefing Paper 13/2015. Режим доступа: https://www.die-gdi.de/uploads/media/ BP_13.2015.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Humphrey C. (2015a) Challenges and Opportunities for Multilateral Development Banks in 21st Century Infrastructure Finance. The Global Green Growth Institute and the Intergovernmental Group of Twenty Four on Monetary Affairs and Development (G-24). Режим доступа: https://www.academia.edu/14934974/ Challenges_and_Opportunities_for_Multilateral_Development_Banks_in_21st_Century_Infrastructure_ Finance?auto=download (дата обращения: 03.08.2016).

Humphrey C. (2015b) Developmental revolution or Bretton Woods revisited? The prospects of the BRICS New Development Bank and the Asian Infrastructure Investment Bank. ODI Working Paper 418. Режим доступа: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/9615.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Humphrey C. et al. (2015) Multilateral development banks in the 21st century. Three perspectives on China and the Asian Infrastructure Investment Bank. ODI Discussion Paper. Режим доступа: https://www.odi.org/ sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/10097.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Schablitzki J (2014) The BRICS Development Bank: A New Tool for South-South Cooperation? // BPC Policy Brief. Vol. 5. No. 1. Режим доступа: http://bricspolicycenter.org/homolog/uploads/trabalhos/6766/ doc/168701850.pdf (дата обращения: 03.08.2016).

Comparative Prospects of the New Development Bank and Asian Infrastructure Investment Bank

A. Shelepov

Andrey Shelepov - Researcher, Center for International Institutions Research, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 11 Prechistenskaya naberezhnaya, 119034 Moscow, Russian Federation; E-mail: shelepov-av@ranepa.ru

Abstract

In this article the author focuses on the recently established New Development Bank (NDB) and Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB). It identifies two factors of demand for this new model of multilateral development banks (MDBs), namely a lack of infrastructure financing and the aspirations of developing countries for a greater role in the global financial system. The author also compares the NDB and AIIB according to membership, management structure, distribution of capital and votes, and options for attracting capital in the financial market. Based on this comparison, he forecasts the banks' credit portfolios growth until 2025. The author concludes that both institutions should accumulate and use the best practices of existing MDBs, improve their image to attract investors and actively engage in sharing expertise and co-financing projects with development institutions as well as commercial banks. By doing so, the volume of their operations could reach $40 billion per year in 10 years, which is close to the volume of infrastructure financing provided by major traditional banks, and could contribute substantially to addressing the financing needs of developing countries.

Key words: New Development Bank; Asian Infrastructure Investment Bank; BRICS; global financial architecture; multilateral development banks; infrastructure investment

References

Asian Development Bank (2016) Quarterly Portfolio Update as of 31 December 2015. Available at: http://www. adb.org/sites/default/files/institutional-document/181407/in60-16.pdf (accessed 03 August 2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bhattacharya A., Romani M. (2013) Meeting the Infrastructure Challenge: The Case for a New Development Bank. Presentation prepared for the G-24 Technical Group Meeting, March 21. Available at: http://g24.org/ wp-content/uploads/2014/03/Session-4_2.pdf (accessed 03 August 2016).

BRICS Governments (2014) Agreement on the New Development Bank. Available at: http://www.ndb.int/ download/Agreement%20on%20the%20New%20Development%20Bank.pdf (accessed 03 August 2016).

BRICS Leaders (2012) Delhi Declaration, March 29. Available at: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (accessed 03 August 2016).

BRICS Leaders (2013) Ethekwini Declaraton and Ethekwini Action Plan, March 27. Available at: http://www. nkibrics.ru/pages/summit-docs (accessed 03 August 2016).

BRICS Leaders (2013) Media Note on the Informal Meeting of BRICS Leaders Ahead of the G20 Summit in St. Petersburg. Available at: http://brics.utoronto.ca/docs/130905-note.html (accessed 3 August 2016).

BRICS Leaders (2014) Fortaleza Declaration, June 15. Available at: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (accessed 3 August 2016).

BRICS Leaders (2015) Ufa Declaration, July 9. Available at: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (accessed 03 August 2016).

Dzhagitjan J.P. (2015) Institucionalizacija jekonomicheskogo mehanizma gruppy BRIKS: preimushhestva i riski Novogo banka razvitija [Instutionalization of BRICS economic mechanism: advantages and risks of

the New Development Bank]. Den'gi i kredit, no 6. Available at: http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/ djagityan_06_15.pdf (accessed 03 August 2016). (In Russian.)

Griffith-Jones S. (2011) South-South Financial Cooperation. Background Paper, no 2 to UNCTAD's Least Developed Countries Report. Available at: http://www.stephanygj.net/papers/SOUTHSOUTHFINANCIAL C00PERATI0N2012.pdf (accessed 03 August 2016).

Griffith-Jones S. (2014) A BRICS Development Bank: A Dream Coming True? UNCTAD Discussion Paper, no 215. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/osgdp20141_en.pdf (accessed 3 August 2016).

Griffith-Jones S. (2015) Financing Global Development: The BRICS New Development Bank. German Development Institute Briefing Paper 13/2015. Available at: https://www.die-gdi.de/uploads/media/BP_13.2015.pdf (accessed 03 August 2016).

Humphrey C. (2015a) Challenges and Opportunities for Multilateral Development Banks in 21st Century Infrastructure Finance. The Global Green Growth Institute and the Intergovernmental Group of Twenty Four on Monetary Affairs and Development (G-24). Available at: https://www.academia.edu/14934974/ Challenges_and_Opportunities_for_Multilateral_Development_Banks_in_21st_Century_Infrastructure_ Finance?auto=download (accessed 03 August 2016).

Humphrey C. (2015b) Developmental Revolution or Bretton Woods Revisited? The prospects of the BRICS New Development Bank and the Asian Infrastructure Investment Bank. ODI Working Paper 418. Available at: ht-tps://www. odi.org/sites/odi. org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/9615.pdf (accessed 03 August 2016).

Humphrey C. et al. (2015) Multilateral Development Banks in the 21st Century. Three Perspectives on China and the Asian Infrastructure Investment Bank. ODI Discussion Paper. Available at: https://www.odi.org/sites/odi. org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/10097.pdf (accessed 03 August 2016).

Ivanter A. (2015) Koncert nacij, a ne kitajskij orkestr [Concert of nations rather than a Chinese orchestra]. Expert, no 26-27. Available at: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/inter/20150629_1.pdf (accessed 03 August 2016). (In Russian.)

Schablitzki J (2014) The BRICS Development Bank: A New Tool for South-South Cooperation? BPC Policy Brief, vol. 5, no 1. Available at: http://bricspolicycenter.org/homolog/uploads/trabalhos/6766/doc/168701850. pdf (accessed 03 August 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.