Научная статья на тему 'Банк развития стран БРИКС как элемент международной финансовой архитектуры'

Банк развития стран БРИКС как элемент международной финансовой архитектуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РАЗВИТИЯ / BANK OF DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / БРИКС / BRICS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левашов Роман Олегович, Беляев Евгений Вадимович

Данная статья посвящена рассмотрению причин и целей создания нового банка развития (НБР), а также перспектив его влияния на мировую финансовую архитектуру. В рамках исследования проведена оценка воздействия существующей системы международных институтов развития на инвестиционные процессы, протекающие в экономиках участников группы стран БРИКС и, в частности, Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левашов Роман Олегович, Беляев Евгений Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS COUNTRIES DEVELOPMENT BANK AS AN ELEMENT OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL ARCHITECTURE

This article is devoted to the consideration of the reasons and goals of the new development bank (NDB) creation, and also of the prospects of its influence on world financial architecture. In the network of the research the evaluation of influence of the existing system of the international development institutes on the investment processes proceeding in economy of BRICS group participants, and, particularly, in Russian Federation is carried out.

Текст научной работы на тему «Банк развития стран БРИКС как элемент международной финансовой архитектуры»

УДК 336.71

БАНК РАЗВИТИЯ СТРАН БРИКС КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Р.О. Левашов, Е.В. Беляев

Ивановский государственный политехнический университет

Данная статья посвящена рассмотрению причин и целей создания нового банка развития (НБР), а также перспектив его влияния на мировую финансовую архитектуру. В рамках исследования проведена оценка воздействия существующей системы международных институтов развития на инвестиционные процессы, протекающие в экономиках участников группы стран БРИКС и, в частности, Российской Федерации.

Ключевые слова: банк развития, государственное регулирование, БРИКС, инвестиции, экономический рост, инвестиционные проекты, инфраструктура.

В настоящее время, в условиях возрастания темпов экономической глобализации, уровень развития каждой отдельной страны оказывает прямое влияние на состояние мировой экономики. Как показывает практика, существующая ныне финансовая архитектура не может в полной мере соответствовать требованиям современного уровня развития. Данная система требует структурных изменений, связанных как с организацией финансового регулирования, стимулированием торгово-экономического сотрудничества, так и с активизацией и совершенствованием глобальных инвестиционных процессов [8].

Вышеуказанным вопросам было уделено особое внимание в рамках проведенного странами БРИКС VI саммита. В частности, были рассмотрены и согласованы вопросы сотрудничества в области развития инноваций, энергетической безопасности, торгово-экономических связей, а также усиления системы поддержки финансового состояния стран-участниц. Наибольшего внимания заслуживает подписание главами стран БРИКС документов о создании Нового банка развития (НБР), целью которого должна стать «мобилизация ресурсов для финансирования проектов в области совершенствования инфраструктуры и ус-

тойчивого роста в странах БРИКС и других развивающихся государствах» [6].

Помимо этого, предполагается, что НБР сможет стать достойным аналогом глобальным институтам развития, таким как:

- Азиатский банк развития (АзБР);

- Африканский банк развития (АБР);

- Всемирный банк (ВБ);

- Европейский банк реконструкции и развития (ЕББР);

- Межамериканский банк развития (МБР).

Это позволит значительно снизить зависимость участников группы от рисков, связанных с давлением стран Запада, в частности США и Европейского союза.

Активное участие стран БРИКС в создании НБР говорит о недостаточности финансирования со стороны действующих международных институтов развития. Для проведения исследования в поле этого тезиса мы сочли необходимым рассмотреть структуру инвестиционных вложений со стороны крупнейших банков развития в экономику стран группы БРИКС за 2013 год:

1) Азиатский банк развития Китай и Индия входят в группу АзБР. При этом, стоит отметить, что данные страны являются одними из круп-

нейших его клиентов, наряду с Филиппинами и Бангладеш.

Всего в 2013 году Китаю банком одобрено 11 проектов, а Индии - 4 соответственно. Основными направлениями инвестиций, как и в предыдущем году,

Структура ир[»т икий Л *1»1* но странам

24)13 год

явились: развитие транспортного сообщения (47%), государственного управления (16%), энергетики (14%), водоснабжения (13%). Общий объем инвестиций составил 1 548 млн. долл. США [1].

| кигэй

I ГОНЛ44Е1 пины

I Индия

I К.4 ни

I ИНДс! I |к- 1 ми

Шри-Лдакл Прочие стрднъг

Рис. 1. Структура инвестиций АзБР в разрезе стран, 2013 г.

Таблица 1

Направления кредитования АзБР Индии и Китая в 2013 году,

млн. долл. США

Китай Индия Итого

Транспорт и информационно-

коммуникационные технологии 730 - 730

Сектор государственного управления 250 250

Энергетический сектор 35 181 216

Сектор водоснабжения 199 - 199

Сельскохозяйственный сектор 80 - 80

Финансовый сектор 45 15 60

Промышленно-торговый сектор 13 - 13

Итого 1 102 446 1 548

Стоит отметить, что в 2012 году за счет средств Азиатского Банка развития финансирование проектов Китая и Индии не осуществлялось.

2) Африканский банк развития Стратегия Банка, одобренная Советом директоров в апреле 2013 года, направлена на улучшение качества экономического роста Африки и строится вокруг двух основных целей [2]:

- повышение доходов населения и снижение уровня неравенства;

- стимулирование всестороннего роста, который будет содействовать совершенствованию водного, энергетического и экологического секторов, обеспечивать развитие инноваций, создание рабочих мест и экономическое развитие.

В 2013 году ЮАР заняла третье место по объемам финансирования со стороны Африканского банка развития. При этом, данный показатель сократился на 4% по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 2

Структура кредитов, предоставленных АБР в 2013 году, млн. долл. США

Доля в объеме

Страна Объем инвестиций инвестиций

Марокко 3 586 28%

Тунис 2 252 17%

ЮАР 1 778 14%

Египет 1 590 12%

Боствания 1 072 8%

Конго 553 4%

Габон 526 4%

Мавритания 472 4%

Нигерия 299 2%

Намибия 211 2%

Зимбабве 195 2%

Остальные страны Африки 354 3%

Итого 12 888 100%

Основными направлениями инвестиций в экономику ЮАР в 2013 год явились:

- операции развития частного сектора (инфраструктура, производство, региональная интеграция и укрепление производственного потенциала малого и среднего бизнеса, ГЧП);

- водоснабжение и здравоохранение;

- экология.

3) Всемирный банк

Всемирный банк состоит из Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР).

Целью деятельности Международного банка реконструкции и развития является сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, содействие устойчивому развитию путем предоставления займов, гарантий,

продуктов для управления риском, аналитических и консультационных услуг. Созданный в 1944 году, МБРР построен как своего рода кооператив, принадлежащий 185 государствам-членам и используемый ими. Деятельность МАР дополняет деятельность Международного банка реконструкции и развития по оказанию помощи беднейшим странам мира и направлена на сокращение масштабов бедности, посредством предоставления займов и грантов, для реализации программ ускорения экономического роста и сокращения неравенства [3].

Общий объем инвестиций со стороны ВБ в 2013 году составил 31,5 млрд. долл. США. При этом, структура кредитования с учетом регионального аспекта представлена на рис. 2.

В разбивке по секторам кредитование Всемирным банком в 2013 представлено на рис. 3.

ДОЛЯ Б ОБШЕМ ОБЪЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ НА СУММУ 31.5 МЛРД ДОЛЛ. США

Южнэя Азия Африка

14°ь гбчь

Рис. 2. Объем кредитования со стороны МБРР и МАР в региональной разбивке за 2013 год

ДОЛЯ а ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ НА СУММУ 31.5 МЛРД ДОЛЛ. США

В од осна ожени е, к а на л и за и и я, Се,п ь ск ое хозя й ств о, ры бол ов ст в о и

защита от пэводкоб лесное хозяйств о

8% 8%

Рис. 3. Кредитование МБРР и МАР в разбивке по секторам за 2013 год

Таблица 3

Кредиты ВБ странам БРИКС в 2012-2013 г.г., млн. долл. США

Относительное отклонение

Страна 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2012г. в %

Российская Федерация 106,6 99,9 -6%

Китай 1362 1231,2 -10%

Бразилия 2771,7 1830,3 -34%

Индия 2277,6 2040,8 -10%

ЮАР 436,5 333,2 -24%

Касательно стран БРИКС, в 20122013 г.г. МБРР и МАР были осуществлены следующие инвестиции (табл. 3).

Стоит отметить, что для вышеуказанной группы стран финансирование проектов со стороны Всемирного банка сократилось на 20% по сравнению с 2012 годом.

4) Европейский банк реконструкции и развития

С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:

- проведению структурных и отраслевых реформ;

- развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;

- укреплению финансовых организаций и правовых систем;

- развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем [4].

Объемы инвестиций Европейского банка реконструкции и развития в экономику БРИКС в 2012-2013 г.г. составили 29 220 млн. евро. При этом, среди стран-участниц финансирование со стороны ЕБРР получает только РФ. Россия является крупнейшим клиентом ЕБРР в силу того, что доля ее портфеля в составе кредитов института развития составила 23% в 2012 году и 19% - в 2013 году. В динамике мы получаем снижение объема инвестиций по сравнению с 2012 годом на 14,3%. Стоит отметить, что основными направлениями финансирования явились:

- развитие финансовой системы

(21%);

- энергетика (12%);

- сельское хозяйство (10%);

- промышленность (9%);

- муниципальная и экологическая инфраструктура (7%);

- природные ресурсы (6%);

- транспорт (6%).

В пересчете на USD, в 2013 году Европейским банком реконструкции и развития было выдано Российской Федерации 7 562 млн. долл. США.

5) Межамериканский банк развития

Деятельность МАР направлена на

[5]:

- сокращение масштабов бедности и социального неравенства;

- оказание содействия малым и уязвимым странам;

- стимулирование развития через частный сектор;

- решение проблемы изменения климата, возобновляемых источников энергии и экологической устойчивости;

- развитие регионального сотрудничества и интеграции.

В 2013 году общий объем финансирования со стороны Межамериканского банка развития вырос на 52%, по сравнению с предыдущим годом, и составил 11,2 млрд. долл. США.

Бразилия является одним из крупнейших заемщиков Межамериканского банка развития. В 2013 году ее займы составили 3,4 млрд. долл. США или 30,7% в общем кредитном портфеле МАР. Наибольший объем инвестиций был направлен на проекты, связанные с:

- реформированием государственного управления;

- развитием транспортной системы;

- развитием образования;

- развитием здравоохранения.

Стоит отметить, что, в отличие от

предыдущих институтов развития, кредитующих страны БРИКС, объем инвестиций в экономику Бразилии со стороны МАР вырос на 69%, по сравнению с 2012 годом.

Далее проанализируем полученные данные по объемам кредитования стран БРИКС со стороны международ-

ных банков развития. В совокупности, по объемы финансирования стран группы со

итогам 2013 года, получаем следующие стороны институтов развития [7].

Таблица 4

Объем кредитов 5 крупнейших международных банков развития странам БРИКС в _2012-2013 г.г., млн. долл. США_

АзБР АБР ВБ ЕБРР МБР Итого по институтам развития

Россия 99,90 7 562,00 7 661,90

Бразилия 1 830,30 3 441,46 5 271,76

Индия 446,00 2 040,80 2 486,80

Китай 1 102,00 1 231,20 2 333,20

ЮАР 1 778,00 333,20 2 111,20

Итого по странам БРИКС 1 548,00 1 778,00 5 535,40 7 562,00 3 441,46 19 864,86

Из представленной выше таблицы видно, что наибольший объем займов был предоставлен Европейским банком реконструкции и развития (38%), Всемирным банком (28%) и Межамериканским банком развития (17%). При этом, наибольший объем инвестиций привлекли Российская Федерация (38,6%) и Бразилия (26,6%).

В годовом исчислении, финансирование стран БРИКС со стороны пяти крупнейших международных институтов развития выросло на 3% по сравнению с 2012 годом (19 864,86 млн. долл.) и составило 17 922,86 млн. долл. При этом, в динамике, общая структура заимствований стран группы, в разрезе международных институтов развития, выглядела следующим образом:

38%

20000 М 17%

18000 Н 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

2012 2013

Рис. 4. Структура источников кредитования стран БРИКС со стороны банков развития (2013 г.)

28%

9%

8%

МБР I ЕБРР ВБ I ДБР

I АзБР

10%

44%

36%

Основная цель создания НБР заключается в мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой, а также в укреплении сотрудничества между ними.

Данные положения закреплены Форталезской декларацией, принятой 15 июля 2014 года по итогам шестого саммита БРИКС, в соответствии с которой, первоначальный объявленный капитал Банка составит 100 млрд. долл. США. Его первоначальный подписной капитал будет составлять 50 млрд. долл. США и бу-

дет поровну распределяться между представителями Банка [6].

Для оценки того, насколько НБР сможет стать потенциальным аналогом действующих международных институтов развития и осуществлять реальную поддержку экономического роста развивающихся стран, целесообразно сравнить величину собственного капитала вышеуказанных глобальных институтов с планируемым объемом капитала создаваемого банка развития БРИКС. Для анализа будем использовать данные бухгалтерских балансов из финансовой отчетности банков за 2013 год [7].

Таблица 5

Собственный капитал 5 крупнейших международных банков развития на

2013г., млн. долл. США

Собственный капитал, млн. долл. США

АБР 5 831

АзБР 17 138

ВБ 39 523

ЕБРР 20 016

МБР 23 550

Итого 106 058

Из полученных данных видно, что объем капиталовложений, планируемый для создания НБР, сопоставим с объемом средств действующих институтов развития. Вовлечение в данный инвестиционный процесс иных стран с развивающимися экономиками позволит также существенно расширить ресурсную базу Банка развития БРИКС. Это достижимо как путем непосредственного предоставления денежных средств, так и путем предоставления консультационных и информационно-аналитических услуг странам-участницам.

Направленность НБР на финансирование инфраструктурных проектов, а также проектов, ориентированных на рост экономик развивающихся стран, несомненно, сможет оказать весомое влияние на существующую глобальную финансовую архитектуру.

Российская Федерация, являясь одним из крупнейших клиентов международных институтов развития, также сможет существенно увеличить инвестиционные потоки, привлекаемые для реализации направлений, приоритетных для экономики. Стоит отметить, что помимо обеспечения дополнительного источника

финансирования, НБР сможет нивелировать риски, возникшие в силу применения в отношении России санкций Запада, которые со стороны мировых институтов развития могут выразиться в приостановлении кредитования как действующих, так и планируемых инвестиционных проектов в РФ.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что Банк Развития БРИКС, при его создании, сможет оказать существенное влияние на глобальные инвестиционные процессы, а также существующую мировую финансовую архитектуру. Поддержка путем финансирования (кредиты, гранты, гарантии) и оказания консультационно-аналитических услуг, выступит дополнительным драйвером для роста экономик развивающихся стран. Помимо вышесказанных преимуществ создания банка для участников БРИКС и иных участников, НБР сможет стать инструментом снижения рисков, связанных с политикой, проводимой западными странами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азиатский банк развития. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. adb.org/.

2. Африканский банк развития. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.afdb.org/en/.

3. Всемирный банк. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.worldbank.org/.

4. Европейский банк реконструкции и развития. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebrd.com/pages/homepage.shtml.

5. Межамериканский банк развития. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iadb.org/en/inter-american-development-bank,2837.html.

6. Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС), г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа ресурсу: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/C9903DE8 36DEDC0244257D17002A789F.

7. Annual financial report // Азиатский банк развития. 2013. URL: http://www.adb.org/; Annual financial report // Африканский банк развития. 2013. URL: http://www.afdb.org/en/; Annual financial report // Всемирный банк. 2013. URL: http://www.worldbank.org/; Annual financial report // Европейский банк реконструкции и развития. 2013. URL: http://www.ebrd.com/pages/homepage.shtml; Annual financial report // Межамериканский банк развития. 2013. URL: http://www.iadb.org/en/inter-american-development-bank,2837.html.

8. Беляева Т.Н., Дюжая Е.А. Критерии оценки сохранения бизнеса в условиях нестабильной макросреды // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2010. - № 2. -С. 5-10.

Рукопись поступила в редакцию 29.09.2014.

BRICS COUNTRIES DEVELOPMENT BANK AS AN ELEMENT OF THE INTERNATIONAL

FINANCIAL ARCHITECTURE

R. Levashov, E. Belyaev

This article is devoted to the consideration of the reasons and goals of the new development bank (NDB) creation, and also of the prospects of its influence on world financial architecture. In the network of the research the evaluation of influence of the existing system of the international development institutes on the investment processes proceeding in economy of BRICS group participants, and, particularly, in Russian Federation is carried out.

Keywords: bank of development, government regulation, BRICS, investment, economic growth, investment projects, infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.