Вклад «Группы двадцати» в реформу международных финансовых институтов*
М.Р. Рахмангулов
Рахмангулов Марк Ринадович - заместитель директора Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», аспирант Института США и Канады РАН; E-mail: [email protected]
Ключевые слова: «Группа двадцати», МВФ, Всемирный банк, Форум финансовой стабильности, региональные банки развития, международные финансовые институты, Индикативные руководящие принципы.
Key words: G20, IMF, World Bank, Financial Stability Board, Régional Development Banks, International Financial Institutions, Indicative Guidelines.
В статье представлен анализ вклада «Группы двадцати» в процесс реформирования международной финансовой и валютной системы, в результате которого создаются новые и совершенствуются существующие институты, механизмы и формы коллективного регулирования. Автор рассматривает динамику развития форм коллективного регулирования за период с первого саммита «двадцатки» в Вашингтоне в 2008 г. до саммита в Каннах в ноябре 2011 г. Изменения в деятельности международных институтов (прежде всего МВФ, Всемирного банка, Совета по финансовой стабильности и региональных банков развития) происходят в четырех основных сферах: укрепление системы надзора за финансово-экономической политикой стран-членов, укрепление финансовых инструментов для поддержки экономики стран-членов, пополнение ресурсов организаций для осуществления их мандата, реформа структуры их управления.
Автор считает, что значение вклада «Группы двадцати» в реформу международных финансовых институтов определяется сочетанием трех факторов: во-первых, «двадцатка» объединяет наиболее значимые для мировой экономики развитые и развивающиеся страны; во-вторых, эти страны имеют наибольшее влияние в международных институтах; и в-третьих, неформальная природа форума лидеров позволяет в открытой форме обсуждать наиболее сложные проблемы. Несмотря на некоторые достижения в сфере реформирования основных международных финансовых институтов, отмеченные в статье, предстоит еще многое сделать, в том числе добиться реализации уже принятых обязательств. Эффективно действующая система международных институтов, которая позволит этого добиться, должна включать в себя «Группу двадцати».
Реформа международных финансовых институтов (МФИ) являлась важным пунктом мировой повестки дня еще до начала проведения саммитов «Группы двадцати». Так, в апреле 2008 г. Совет директоров МВФ одобрил пакет мер по реформе фонда, включавший увеличение количества голосов для стран с активно развивающейся экономикой, которые были недостаточно представлены в органах управления этого института. С началом мирового финансового кризиса необходимость более активной координации и согласования экономических мер стала очевидной. Международное сообщество согласилось с тем, что основную роль в этом процессе должны играть международные финансовые институты, прежде всего МВФ. Но для эффективной реализации поставленных перед ними масштабных задач система управления самих институтов должна быть реформирована, чтобы сделать их более пред-
ставительными, а следовательно, и более легитимными.
Основные изменения в МВФ были произведены в четырех сферах:
- надзор за финансово-экономической политикой стран-членов;
- финансовые инструменты для поддержки экономики стран-членов;
- пополнение ресурсов фонда для осуществления его мандата;
- структура управления МВФ [1].
Реформа МФИ была включена в повестку
дня «Группы двадцати» с самого начала деятельности этого института на уровне глав государств и правительств. На своем первом саммите в Вашингтоне лидеры «двадцатки» подчеркнули, что Бреттон-Вудские институты должны быть реформированы для того, чтобы более адекватно отражать изменения в мировой экономике и быть более подготовленными к будущим вызовам. Таким образом, было
* В данной статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 г.
заложено два направления реформы МФИ: во-первых, изменение представительства и возможностей влияния на принятие решений развивающихся стран; во-вторых, укрепление потенциала институтов для осуществления надзора за макроэкономической политикой и оказания экспертной поддержки.
Очевидно, что необходимость срочного принятия кратко- и среднесрочных мер по борьбе с кризисом, связанных, прежде всего, со стимулированием экономической активности, не позволила «Группе двадцати» на своем первом саммите подробно рассмотреть способы и сроки реформирования системы представительства и голосов в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке. Конкретные решения в рамках первого направления были ограничены расширением количества членов Форума финансовой стабильности (ФФС) - международной организации, созданной, как и «двадцатка», министрами финансов «Группы семи» в 1999 г. В Вашингтоне лидеры высказались за включение в ФФС стран с активно развивающейся экономикой, а также заявили, что и другие органы, занимающиеся разработкой стандартов, должны быстро пересмотреть количество и состав участников. В марте 2009 г. ФФС принял решение включить в число своих членов все страны «Группы двадцати», а также Испанию [7]. Первое заседание обновленного института, переименованного в Совет по финансовой стабильности (СФС), состоялось в июне 2009 г. [8] после решения «о том, что Форум по финансовой стабильности следует расширить, наделив его более широким мандатом по обеспечению финансовой стабильности, и воссоздать на более прочной институциональной основе, расширив его возможности в качестве Совета по финансовой стабильности (СФС)», принятого на саммите «двадцатки» в Лондоне [24].
По второму направлению «Группа двадцати» выступила за проведение МВФ активного и беспристрастного надзора за макроэкономической ситуацией и политикой всех стран. К тому же большее внимание в рамках совместных программ МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора (Financial Sector Assessment Program) должно было уделяться финансовому сектору. В результате МВФ был создан механизм по раннему предупреждению экономических рисков (Early Warning Exercise)1.
1 IMF-FSB Early Warning Exercise // IMF Official Website. 13.04.2011. URL: http://www.imf.org/external/ np/exr/facts/ewe.htm (date of access: 28.11.2011).
Данная работа проводится МВФ совместно с СФС и направлена не на предсказание кризисов, а на определение уязвимостей, которые могут способствовать возникновению системных кризисов (при этом фонд в основном занимается изучением экономических, финансовых и суверенных рисков, а СФС - рисками в области национального регулирования и надзора). Для этого используются данные из трех основных источников, имеющихся в распоряжении МВФ: Прогноз развития мировой экономики (World Economic Outlook), Доклад о глобальной финансовой стабильности (Global Financial Stability Report) и Фискальный монитор (Fiscal Monitor). Оценка проводится один раз в полгода в рамках мероприятий по надзору за экономической политикой, проводимых на стра-новом, региональном и глобальном уровнях, и представляется членам фонда на ежегодных и весенних встречах [14]. Введение этого механизма позволило МВФ получить эффективный способ информирования о «второстепенных» ("tail") рисках, потенциально способных существенно повлиять на экономическую политику в будущем [1].
После саммита в Питтсбурге был завершен первый этап Процесса взаимной оценки (ПВО), который заключался в предоставлении членами «Группы двадцати» прогнозных данных о состоянии их экономик в среднесрочной перспективе вместе с программой экономической политики на этот же период и оценкой МВФ надежности и согласованности этих данных. На основе данных ПВО МВФ подготовил доклад, содержащий несколько сценариев развития мировой экономики, который был представлен на рассмотрение лидеров на следующем саммите [9].
На саммите в Лондоне члены «Группы двадцати» обязались работать над осуществлением пакета реформ квот и голосов в МВФ, согласованного в апреле 2008 г., и призвали этот институт завершить следующий пересмотр квот в январе 2011 г. На тот момент только пять стран, входящих в «двадцатку», ратифицировали поправки к Статьям соглашения (уставу) МВФ. Европейский союз, входящий в «Группу двадцати», но не являющийся членом МВФ, не может ратифицировать указанные поправки (в документах «двадцатки» этот факт не отмечался, видимо, из-за своей очевидности). К марту 2011 г. их не ратифицировали только Саудовская Аравия и Аргентина. Можно предположить, что призывы к ратификации, фиксируемые в документах каждого саммита, оказали влияние не только на членов института, но
и на другие страны. В 2008 г. поправки одобрили 7 стран, в 2009 г. - 40, в 2010 г. - 55, в 2011 г. - 15. Изменения, предусмотренные реформой, вступили в силу 3 марта 2011 г., когда их одобрили более трех пятых членов МВФ, обладающих 85% голосов [13].
Важным достижением саммита в Питт-сбурге стало согласование доли квот, которая должна быть перераспределена в пользу недостаточно представленных стран, в размере 5%. Страны БРИК, выступающие за более существенное реформирование управления МВФ и других международных институтов, незадолго до саммита предлагали перераспределить 7% [5]. Как заявил президент России Д. Медведев на пресс-конференции после саммита, согласованное значение стало результатом компромисса [25]. В качестве основы для такого перераспределения было решено использовать существующую формулу квот. При этом подчеркивалось, что доля голосов беднейших стран должна быть «защищена» и снижаться не будет.
Саммит в Торонто изначально рассматривался как промежуточное мероприятие на пути к саммиту в Сеуле, на его повестку дня значительное влияние оказал кризис суверенных долгов в Европе. В сфере реформ МФИ новых решений принято не было, но важным стало обязательство членов «Группы двадцати» ускорить реформирование системы квот в МВФ и завершить его до саммита в Сеуле. Действительно, на встрече министров финансов и глав ЦБ «Группы двадцати» в южнокорейском Кенд-жу в октябре 2010 г. был принят ряд важных решений по реформе МВФ. За счет увеличения вдвое квот государств - членов МВФ было решено перераспределить не 5% голосов в пользу динамично развивающихся стран, согласованные ранее, а 6%. В результате перебалансировки квот Бразилия, Индия, Китай и Россия вошли в число десяти крупнейших акционеров МВФ. Министры также пришли к соглашению относительно пересмотра состава Исполнительного совета МВФ, включающего 24 члена, увеличив представительство развивающихся стран за счет двух мест, ранее закрепленных за развитыми европейскими странами. Численность Совета останется прежней - 24 члена. Указанные решения должны быть реализованы ко времени проведения Ежегодных встреч МВФ и Всемирного банка осенью 2012 г. Принятые решения оценивались как «исторические» и представляющие собой самое важное изменение системы управления МВФ с момента его создания [15]. На саммите в Сеуле реше-
ния министерской встречи были подтверждены лидерами.
Перед саммитом в Сеуле также были приняты важные решения в сфере надзора, проводимого МВФ: участие в Программе МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора (FSAP) стало обязательным для 25 «наиболее крупных и экономически взаимозависимых стран» [19]. Примечательно, что четыре члена «двадцатки» не вошли в число этих стран (Аргентина, Индонезия, Саудовская Аравия и Южная Африка). К тому же принципы проведения мониторинга в раках FSAP были изменены с учетом уроков кризиса: они стали более прозрачными и в случае необходимости адаптируются к потребностям и особенностям конкретной страны (ранее применялись одинаковые для всех критерии оценки) [6]. Также новым механизмом оценки рисков в мировой экономике стала подготовка докладов о трансграничном влиянии (spillover reports) на основе анализа позиции четырех стран с системно значимой экономикой (Великобритания, Китай, США, Япония) и еврозоны, а также их основных партнеров по экономической политике.
Несмотря на то что «двадцатка» обязалась продолжать реформу управления МФИ, судя по итогам состоявшихся встреч, эта тема стала основным приоритетом председательства Франции и в Коммюнике встречи министров финансов и глав ЦБ в феврале 2011 г. не упоминалась. Учитывая, что основные решения по реформированию управления МВФ и Всемирным банком на данном этапе уже были приняты «Группой двадцати», французское председательство в большей степени сосредоточилось на других аспектах реформы международной финансовой системы, а именно надзоре и координации экономической политики для предотвращения появления глобальных макроэкономических дисбалансов. Все основные участники неоднократно подчеркивали, что именно МВФ должен играть основную роль в этом процессе. Говоря об усилении контролирующей роли МВФ, президент Франции Н. Сар-кози в своем выступлении перед министрами финансов и главами ЦБ «двадцатки» заявил, что для этого необходимо будет внести изменения в Статьи соглашения (Устав) МВФ [2].
По итогам февральской министерской встречи была одобрена рабочая программа, предусматривающая укрепление международной валютной системы (не опубликована), в том числе через принятие мер по потенциально дестабилизирующим потокам капитала и управление глобальной ликвидностью для усиления
возможностей «Группы двадцати» по предотвращению и противодействию шокам (включая глобальную систему финансовой защиты и роль СДР). Предполагается, что в этой работе, помимо МВФ и Всемирного банка, будут участвовать ОЭСР и ЮНКТАД.
На встрече министров финансов и глав центральных банков «Группы двадцати» в апреле 2011 г., основным итогом которой стало принятие Индикативных руководящих принципов для анализа неустойчивых дисбалансов в мировой экономике, подчеркивалось, что оценки с использованием согласованных индикаторов будут проводиться одновременно самими участниками процесса на основе их собственных данных и МВФ на основе его прогнозных данных.
На семинаре по реформе международной финансовой системы в китайском Нанкине в марте 2011 г. президент Франции Н. Саркози озвучил дополнительные предложения по расширению надзорного мандата МВФ. По его словам, Фонд должен участвовать в наблюдении не только за национальной экономической политикой, но и за влиянием этой политики на другие страны, «особенно через финансовые потоки». Говоря об опасности принятия несогласованных односторонних мер для защиты от неустойчивых потоков капитала, французский президент предложил сосредоточиться на разработке «кодекса поведения, нормативов и общей рамочной системы» по использованию мер контроля над финансовыми потоками, назвав это важным эволюционным изменением доктрины МВФ в пользу активно развивающихся стран [2].
Еще одним направлением работы в рамках реформы международной финансовой системы является обсуждение возможного изменения состава корзины валют специальных прав заимствования (СДР). Эта проблема, так же как и возможное изменение роли СДР в мировых финансах, включена в повестку дня французского председательства, но на состоявшихся в 2011 г. встречах всерьез не обсуждалась. Примечательно также, что предложение о включении валюты стран БРИКС в корзину СДР, сделанное президентом России Д. Медведевым в январе 2011 г. [22], не было поддержано его коллегами на саммите БРИКС в Санье в апреле 2011 г. Лидеры лишь поприветствовали «ведущуюся дискуссию о роли СДР в существующей международной валютной системе, включая состав валютной корзины СДР» [23]. Лидеры согласились, что состав корзины валют, входящих в СДР, может корректироваться со временем с учетом меняющейся роли конкретных валют в глобальной торговой и финансовой сис-
теме. Было четко зафиксировано, что структура СДР должна опираться на существующие критерии, МВФ лишь должен их более четко разъяснить. Пересмотр структуры корзины СДР должен состояться в 2015 г. или раньше, в случае если это будет «оправдано по мере приведения валют в соответствие с установленными критериями».
На повестку дня саммита «Группы двадцати» в Каннах 3-4 ноября 2011 г. в значительной степени повлияло обострение кризиса суверенных долгов в европейских странах, что привело к смещению внимания лидеров и наблюдателей в сторону решения текущих проблем, требующих неотложных решений. Вместе с тем в многочисленных документах саммита содержатся важные конкретные решения, согласованные в ходе председательства Франции и, в частности, на встрече министров финансов 14-15 октября 2011 г. [4]
В соответствии с призывом лидеров «Группы двадцати», сделанном на предыдущем саммите, председатель СФС представил предложения по повышению эффективности его деятельности. В качестве основного препятствия для расширения возможностей форума указана его зависимость от Банка международных расчетов (БМР), в котором он располагается, и отсутствие правового статуса. Лидеры «двадцатки» в Каннах поддержали наделение СФС таким статусом и большей финансовой автономией «при сохранении существующих и хорошо функционирующих прочных связях с БМР» [26]. Конкретные решения по институционализации должны быть приняты к следующему саммиту «двадцатки» в рамках председательства Мексики [18].
Важным представляется признание того, что «двадцатка» вступает в фазу разработки и применения политики, что во многих случаях потребует значительных изменений в законодательстве. В этой связи было предложено преобразование координационного комитета СФС для включения исполнительных органов власти стран «двадцатки», а также географических регионов и финансовых центров, которые в настоящее время там не представлены.
Реализовывать эти реформы предстоит уже новому председателю форума - председателю Центрального банка Канады М. Карни, назначенному 4 ноября 2011 г. на трехлетний срок.
В то же время внутри СФС происходили и другие изменения. Его деятельность стала более прозрачна: был опубликован персональный состав основных руководящих органов (недоступность этой информации ранее вызывала критику со стороны наблюдателей [21]),
активнее стали использоваться публичные консультации [17]. В соответствии с призывом к Совету расширить и формализовать деятельность, осуществляемую за пределами круга участников «Группы двадцати», сделанным еще на саммите в Торонто, были сформированы шесть региональных консультативных групп (Америка, Азия, СНГ, Европа, Ближний Восток и Северная Африка, Африка южнее Сахары)2. В каждую из групп входит одна или несколько стран - членов «двадцатки». Примечательно, что единственная группа, для которой регион совпадает с существующим интеграционным объединением, СНГ, является самой малочисленной, включая, кроме России, лишь Армению, Белоруссию, Казахстан и Украину. Встреча азиатской группы 21 ноября 2011 г. в Сеуле стала первым подобным мероприятием после формирования групп [16]. Представляется, что при заинтересованности не входящих в форум партнеров такая практика может стать важным инструментом повышения легитимности, прозрачности и эффективности работы СФС без расширения его состава, который мог бы привести к усложнению процесса согласования позиций членов.
Отметив, что со времени лондонского саммита были мобилизованы значительные ресурсы для поддержки исполнения МВФ его мандата, лидеры заявили о готовности обеспечить «своевременное предоставление дополнительных ресурсов» [26] и поручили министрам финансов подготовить конкретные предложения, указав на следующие возможные способы поддержки: двусторонние кредитные линии, выпуски СДР, добровольные взносы в специальный механизм МВФ (административный счет). Важно, что лидеры вернулись к обсуждению необходимости поддержания МВФ дополнительными ресурсами после исполнения соответствующих обязательств Лондонского саммита и упомянули возможные конкретные способы, дав поручение министрам в относительно короткий срок представить свои предложения. Вместе с тем отсутствие в документах саммита конкретных цифр указывает на то, что консенсус не был достигнут. Это фактически подтвердила на пресс-конференции директор-распорядитель МВФ К. Лагард [20].
Также на встрече министров, ответственных за содействие развитию, в сентябре 2011 г. было принято обязательство приложить уси-
2 Current Membership Composition of the FSB Regional Consultative Groups // The Official Website of Financial Stability Board. 21.11.2011. URL: http://www. financialstabilityboard.org/about/rcg.pdf (date of access: 28.11.2011).
лия для успешного завершения раундов пополнения капитала Азиатского фонда развития и Международного фонда сельскохозяйственного развития [10].
При этом в документах саммита не было сформулировано новых обязательств в сфере реформы управления МВФ, лишь подтверждено обязательство завершить реформу голосов и квот МВФ, принятую в 2010 г. (в соответствии с обязательствами саммита в Сеуле она должна завершиться к ежегодным встречам МВФ и Всемирного банка в 2012 г.). Следует отметить, что процесс принятия этой реформы на национальном уровне должен быть ускорен, так как, согласно данным из доклада премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона «Управление для роста», подготовленного специально к саммиту [12], лишь четверть стран - членов «Группы двадцати» провели необходимые национальные процедуры по одобрению этих изменений. МВФ пока не публикует список этих стран, как он делал это для реформы квот и голосов в апреле 2008 г. Представляется, что большая публичность по этому вопросу, например, публикация короткого доклада о состоянии в каждой из стран «двадцатки», могла бы стать важным инструментом влияния на «отстающие» страны и повысить прозрачность исполнения обязательств института.
На саммите были также поддержаны планы МВФ по созданию новой превентивной линии для предоставления ликвидности (ПЛЛ). Этот инструмент должен позволить на индивидуальной основе предоставлять в большем объеме и на более гибкой основе краткосрочную ликвидность странам, сталкивающимся с внешними системными потрясениями. Также были поддержаны предложения МВФ о вводе в действие единого механизма экстренного финансирования, чтобы предоставлять финансирование на нельготной основе в случае экстренной необходимости.
Лидеры одобрили согласованные министрами финансов «двадцатки» 15 октября 2011 г. принципы сотрудничества между МВФ и региональными финансовыми механизмами [11], призванные «способствовать укреплению деятельности по предупреждению и разрешению кризисов». Задача изучить способы улучшения взаимодействия МВФ с региональными финансовыми механизмами была поставлена перед министрами финансов на саммите в Сеуле. Шесть указанных в документе принципов являются достаточно общими и включают в себя необходимость усиления надзора, гармонизацию условий кредитования, взаимоуважение независимости и процесса принятия решений в институтах, признание за МВФ ста-
туса привилегированного кредитора3 и принцип сравнительных преимуществ (в частности, региональные финансовые механизмы имеют более полное представление о региональных особенностях, а МВФ - большие возможности для глобального надзора). Из конкретных способов взаимодействия, которые должны начаться как можно раньше, можно выделить лишь обмен информацией и совместные миссии. В самом документе подчеркивается, что эти принципы не являются обязательными, и взаимодействие МВФ с каждым отдельным региональным финансовым механизмом должно принимать во внимание региональную специфику и конкретные характеристики механизма.
Со времени своего появления в качестве форума лидеров «Группа двадцати» является важным механизмом координации позиций ведущих стран мира и выработки решений в сфере финансово-экономической политики для мирового сообщества. Показательным примером может служить согласование реформы МВФ в ноябре 2010 г. Посредством «двадцатки» и других международных институтов удалось убедить развитые страны пойти на уменьшение количества их голосов в Фонде, а европейские страны - отказаться от мест в Исполнительном совете. Конечно же, необходимо признать, что от согласования решения до его исполнения может пройти немало времени, и выполнение «Группой двадцати» функции реализации решений проходит хуже, чем функции определения направления действий и даже принятия решений. При этом мы уже имеем примеры достаточно успешного исполнения принятых решений при поддержке «двадцатки», например, реализация реформ МВФ и Всемирного банка, согласованных в апреле 2008 г. (Табл. 1).
«Группа двадцати» не является и не должна быть единственным институтом глобального управления, занимающимся реформой мировой финансовой системы. Начиная с саммита в Питтсбурге лидеры скромно заявляют, что «двадцатка» - главный форум для осуществления международного экономического сотрудничества входящих в него стран, а не всех стран мира (БРИКС, например, в своих документах опускает это уточнение [3]). При этом очевидно, что в силу значимости членов «Группы двадцати» в мировой экономике практически любые решения, принимаемые ими, затрагивают интересы всего мирового сообщества. Судя по формулировкам документов форума,
3 Кредитор с предпочтительным правом требования на активы должника перед другими кредиторами данного должника, т. е. кредитор, претензии которого должны быть удовлетворены в первую очередь.
его члены понимают меру своей ответственности перед мировым сообществом и стремятся взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами.
Мировому сообществу еще предстоит многое сделать для создания такой мировой финансовой системы, которая бы препятствовала проведению безответственной экономической политики, ведущей к накапливанию дисбалансов в мировой экономике. Добиться этого можно при наличии системы эффективных институтов, включающей «Группу двадцати».
Возможно, переход председательства в этом форуме как минимум до 2015 г. к развивающимся странами (за исключением Австралии в 2014 г.) позволит укрепить повестку дня, нацеленную на серьезные реформы. России в свете ее председательства в институте в 2013 г. следует уже сейчас заняться выработкой собственной программы и заранее заручиться поддержкой партнеров.
Таблица 1. Принятие членами «Группы двадцати» пакета мер по реформе МВФ, одобренного в апреле 2008 г.
Страна / саммит G20 Дата принятия поправки
Франция 17.10.2008
Вашингтон
Индия 30.11.2008
Южная Корея 22.01.2009
Мексика 26.03.2009
Германия 02.04.2009
Лондон
Китай 29.06.2009
Канада 08.07.2009
США 10.07.2009
Япония 14.07.2009
Великобритания 20.07.2009
Австралия 09.09.2009
Питтсбург
Италия 25.01.2010
Бразилия 16.04.2010
ЮАР 21.06.2010
Индонезия 01.06.2010
Торонто
Россия 13.09.2010
Турция 05.10.2010
Сеул
Аргентина
Саудовская Аравия*
* Ратифицировала только поправку по расширению инвестиционных полномочий МВФ 19 февраля 2010 г.
Таблица 2. Изменение форм и механизмов регулирования в международной финансовой сфере, 2008-2011 гг.
До 2008 г. На данном этапе Организации
Отсутствие общей площадки для оценки, согласования и разработки единых мер в сфере финансового регулирования. В Форуме по финансовой стабильности (ФФС) представлены только развитые страны Все члены «Группы двадцати», а также Испания, включены в состав Совета по финансовой стабильности, сменившего ФФС в результате дальнейшей институционализации и усиления значимости его деятельности «Группа двадцати» (инициатор); СФС (осуществление внутренней реформы)
Ограниченность возможностей стран с активно развивающейся экономикой влиять на решения, принимаемые в основных международных финансовых институтах Произошло перераспределение части голосов в МВФ и Всемирном банке в пользу развивающихся стран. Увеличено представительство развивающихся стран в Исполнительном совете МВФ за счет двух мест, ранее закрепленных за развитыми европейскими странами МВФ, Всемирный банк, «Группа двадцати» (инициатор); МВФ, Всемирный банк (осуществление внутренней реформы)
Недостаточная эффективность и ограниченность инструментов надзора за экономическим положением, используемых основными международными финансовыми институтами Создан механизм раннего предупреждения экономических рисков для развитых стран. В рамках Программы МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора осуществляется регулярный анализ экономики 25 наиболее крупных и экономически взаимозависимых стран. Готовятся доклады о трансграничном влиянии четырех стран с системно значимой экономикой (Великобритания, Китай, США, Япония) и еврозоны друг на друга а также на своих основных партнеров. Изучение и представление опыта стран, сталкивающихся со схожими экономическими проблемами. Усиление работы по сбору и предоставлению недостающей информации, анализу макропруденциальных рисков, системно важных финансовых институтов и потоков капитала. Начало Процесса взаимной оценки - анализа основных экономических показателей членов «Группы двадцати» «Группа двадцати» (инициатор); МВФ и Всемирный банк (осуществление решений)
Недостаточность ресурсов международных банков (МБР) развития для осуществления их мандатов в условиях кризиса Увеличен капитал крупнейших МБР: Азиатского банка развития (200%), Африканского банка развития (200%), Межамериканского банка развития (70%), Европейского банка реконструкции и развития (50%), Международного банка реконструкции и развития (30%). Увеличен объем кредитов, предоставляемых МБР развивающимся странам «Группа двадцати» (инициатор); МБР и страны-члены (осуществление решений)
Отсутствие эффективных механизмов предоставления ликвидности для стран, находящихся в трудном экономическом положении Создание нового механизма кредитования -Гибкой кредитной линии, которая может использоваться для предотвращения экономических кризисов в отдельных странах. Создание нового механизма кредитования -Превентивной кредитной линии, предоставляемой на менее жестких условиях «Группа двадцати» (инициатор); МВФ (осуществление решений)
Литература
1. 10th Annual Stavros Niarchos Foundation Lecture (Transcript) "Global Recovery and Global Cooperation: The Challenges Ahead" // International Monetary Fund. 19.05.2011. URL: http://www.imf.org/external/np/ tr/2011/tr051911.htm (date of access: 28.11.2011).
2. Address by the President of the French Republic Nicolas Sarkozy. Opening of the G20 Seminar on Reform of the International Monetary System // The Official Website of G8-G20 French Presidency. 31.03.2011. URL: http://www.g20-g8.com/g8-g20/ g20/english/for-the-press/speeches/opening-of-the-g20-seminar-on-reform-of-the-ims.1095.html (date of access: 28.11.2011).
3. BRICS Leaders Meeting Declaration. 14.04.2011. Para 14. URL: http://www.hse.ru/en/org/hse/iori/brics_ summit_20110411 (date of access: 28.11.2011).
4. Communiqué of the G20 Finance Ministers and Central Bank Governors // G20 Information Centre. 15.10.2011. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2011/2011 -finance-111015-en.html (date of access: 28.11.2011).
5. Final communiqué of the Meeting of finance ministers and Central Bank governors of the BRIC countries, held in London on 4 September 2009 // The official website of Embassy of Brazil in London. 04.09. 2009. URL: http://www.brazil.org.uk/press/articles_ files/20090904.html (date of access: 28.11.2011).
6. The Financial Sector Assessment Program (FSAP) // International Monetary Fund. 23.03.2011. URL: http:// www.imf.org/external/np/exr/facts/fsap.htm (date of access: 28.11.2011).
7. Financial Stability Forum Decides to Broaden its Membership. Press Release // Financial Stability Board. 12.03.2009. URL: http://www.financialstabili-tyboard.org/press/pr_090312b.pdf (date of access: 28.11.2011).
8. Financial Stability Board Holds Inaugural Meeting in Basel. Press Release // Financial Stability Board. 27.06.2009. URL: http://www.financialstabili-tyboard.org/press/pr_090627.pdf (date of access: 28.11.2011).
9. G20 Mutual Assessment Process - Alternative Policy Scenarios // International Monetary Fund. June 2010. http://www.imf.org/external/np/g20/pdf/062710a.pdf (date of access: 28.11.2011).
10. G20 Ministerial Meeting on Development. Communiqué // G20 Information Centre. 23.09.2011. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2011/2011-dev-110923-en.html (date of access: 28.11.2011).
11. G20 Principles for Cooperation between the IMF and Regional Financing Arrangements as endorsed by G20 Finance Ministers and Central Bank Governors // The Official Website of G8-G20 French Presidency. 15.10.2011. URL: http://www.g20-g8.com/g8-g20/
root/bank_objects/ANG_G20_Principles_for_Cooper-ation_between_the_IMF_and_Regional_Financing_Ar-rangements.pdf (date of access: 28.11.2011).
12. Governance for growth Building Consensus for the Future. A Report by David Cameron, Prime Minister of the United Kingdom // The Official Website of the British Prime Minister's Office. URL: http://www. number10.gov.uk/wp-content/uploads/2011/11/ Governance-for-growth.pdf (date of access: 28.11. 2011).
13. The IMF's 2008 Quota and Voice Reforms Take Effect. Press Release // International Monetary Fund. 03.03.2011. URL: http://www.imf.org/external/np/sec/ pr/2011/pr1164.htm (date of access: 28.11.2011).
14. The IMF-FSB Early Warning Exercise: Design and Methodological Toolkit / M. Muhleisen, A. Vam-vakidis, P. Khandelwal (eds.) // International Monetary Fund. September 2010. URL: http://www.imf.org/ex-ternal/np/pp/eng/2010/090110.pdf (date of access: 28.11.2011).
15. IMF Managing Director Dominique Strauss-Kahn and First Deputy Managing Director John Lipksy at the conclusion of the G20 Finance Ministers and Central Bank Governors' Meeting in Gyeongju // International Monetary Fund. 23.10.2010. URL: http://www.imf. org/external/np/tr/2010/tr102310.htm (date of access: 28.11.2011).
16. Meeting of the Financial Stability Board Regional Consultative Group for Asia. Press Release//Financial Stability Board. 21.11.2011. URL: http://www.finan-cialstabilityboard.org/press/pr_111121 .pdf (date of access: 28.11.2011).
17. Overview of Progress in the Implementation of the G20 Recommendations for Strengthening Financial Stability Report of the Financial Stability Board to G20 Leaders. Report // Financial Stability Board. 04.11.2011. URL: http://www.financialstabilityboard. org/publications/r_111104.htm (date of access: 28.11.2011).
18. Progress of Financial Regulatory Reforms // Financial Stability Board. 31.10.2011. URL: http://www. financialstabilityboard.org/publications/r_111104ff.pdf (date of access: 28.11.2011).
19. Top 25 Financial Sectors to Get Mandatory IMF Check-Up // International Monetary Fund. 27.09.2010. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ ft/survey/so/2010/new092710A.htm (date of access: 28.11.2011).
20. Transcript of a Press Briefing with Christine Lagar-de // International Monetary Fund. 04.11.2011. URL: http://www.imf.org/external/np/tr/2011/tr110411.htm (date of access: 28.11.2011).
21. Why All the Secrecy at the FSB? // Financial News. 03.05.2011. URL: http://blogs.wsj.com/ source/2011/05/03/why-all-the-secrecy-at-the-fsb/ (date of access: 28.11.2011).
22. Выступление Президента РФ на Всемирном экономическом форуме в Давосе // Официальный сайт Президента России. 26.01.2011. URL: http://kremlin. ru/news/10163 (дата обращения: 28.11.2011).
23. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС // Официальный сайт Президента России. 14.04.2011 URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/907 (дата обращения: 28.11.2011).
24. Заявление об укреплении финансовой системы // Официальный сайт Президента России. 02.04.2009. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/178 (дата обращения: 28.11.2011).
25. Пресс-конференция по итогам саммита «Группы двадцати» // Официальный сайт Президента России. 26.09.2009. URL: http://news.kremlin.ru/ transcripts/5578 (дата обращения: 28.11.2011).
26. Финальная декларация саммита «Группы двадцати» в Каннах «Построение нашего общего будущего: возобновление коллективных действий для всеобщего блага» // Официальный сайт Президента России. 03.11.2011. URL: http:// news.kremlin.ru/ref_notes/1072 (дата обращения: 28.11.2011).