Научная статья на тему 'Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы мвф'

Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы мвф Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОСТОРОННЯЯ ИНИЦИАТИВА ЧИАНГ МАЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ / РАСЧЕТЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТАХ / ВАЛЮТНЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА НЕ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ / MULTILATERAL CHIANG MAI INITIATIVE / INTERNATIONAL MONETARY FUND / SOVEREIGN WEALTH FUNDS / SETTLEMENTS IN NATIONAL CURRENCIES / THE CURRENCY OF EXPORT INCENTIVES ARE NOT COMMODITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье анализируются актуальные проблемы развития международного валют-ного права, связанные с расширением международных расчетов в национальных валютах азиатских государств, с валютно-финансовыми аспектами стимулирования экспорта не сы-рьевых товаров из России и стран СНГ, с повышением роли в международных валютных отношениях Суверенных фондов благосостояния (СФБ) государств. Также рассмотрены на-мерения МВФ внедрять новую систему контроля оборота долговых и иных финансовых ин-струментов относительно внешних долговых обязательств государств и их оплаты в зависи-мости от состояния экономики и валютно-финансовой стабильности. Подчеркивается, что МВФ намерен и далее корректировать процесс пересмотра набора валютно-финансовых инструментов кредитования в целях дальнейшего повышения его эффективности на меж-дународных финансовых рынках. Рассматривается механизм взаимодействия МВФ с Мно-госторонней инициативой Чианг Май (МИЧМ). Многосторонняя инициатива Чианг Май пред-ставляет собой многосторонний валютно-финансовый «своп-механизм» взаимных расчетов и финансирования, объединяющий 10 государств Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New regional monetary and financial systems in the context of strengthening the international influence of the Eurasian currency States and the IMF reform

The article analyzes the current problems of international monetary law, related to the expansion of international payments in national currencies of Asian countries, with the monetary and financial aspects of export promotion are not commodities from Russia and CIS countries, with increasing role in international monetary relations Sovereign Wealth Funds ( GRC) states. The IMF also considered the intention to introduce a new system for monitoring the turnover of debt and other financial instruments with respect to the external debt of states and their payment, depending on the state of the economy and financial and monetary stability. It is emphasized that the IMF intends to continue to adapt the process of revising a set of monetary credit instruments in order to further enhance its effectiveness in the international financial markets. The IMF considers the mechanism of interaction with the Multilateral Initiative Chiang Mai (MICM). The multilateral Chiang Mai Initiative is a multilateral monetary and financial «swap mechanism of» mutual settlements and financing, bringing together 10 countries of South-East Asian Nations (ASEAN)

Текст научной работы на тему «Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы мвф»

Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы МВФ

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО (У) МИД России

Аннотация: В статье анализируются актуальные проблемы развития международного валютного права, связанные с расширением международных расчетов в национальных валютах азиатских государств, с валютно-финансовыми аспектами стимулирования экспорта не сырьевых товаров из России и стран СНГ, с повышением роли в международных валютных отношениях Суверенных фондов благосостояния (СФБ) государств. Также рассмотрены намерения МВФ внедрять новую систему контроля оборота долговых и иных финансовых инструментов относительно внешних долговых обязательств государств и их оплаты в зависимости от состояния экономики и валютно-финансовой стабильности. Подчеркивается, что МВФ намерен и далее корректировать процесс пересмотра набора валютно-финансовых инструментов кредитования в целях дальнейшего повышения его эффективности на международных финансовых рынках. Рассматривается механизм взаимодействия МВФ с Многосторонней инициативой Чианг Май (МИЧМ). Многосторонняя инициатива Чианг Май представляет собой многосторонний валютно-финансовый «своп-механизм» взаимных расчетов и финансирования, объединяющий 10 государств Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Ключевые слова: многосторонняя инициатива Чианг Май, Международный валютный фонд, Суверенные фонды благосостояния, расчеты в национальных валютах, валютные меры стимулирования экспорта не сырьевых товаров

New regional monetary and financial systems in the context of strengthening the international influence of the Eurasian currency States and the IMF reform

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA

Deputy Director, Institute of problems of safety of the CIS, Head of the centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U)MFA Russia

Abstract: The article analyzes the current problems of international monetary law, related to the expansion of international payments in national currencies of Asian countries, with the monetary and financial aspects of export promotion are not commodities from Russia and CIS countries, with increasing role in international monetary relations Sovereign Wealth Funds ( GRC) states. The IMF also considered the intention to introduce a new system for monitoring the turnover of debt and other financial instruments with respect to the external debt of states and their payment, depending on the state of the economy and financial and monetary stability. It is emphasized that the IMF intends to continue to adapt the process of revising a set of monetary credit instruments in order to further enhance its effectiveness in the international financial markets. The IMF considers the mechanism of interaction with the Multilateral Initiative Chiang Mai (MICM). The multilateral Chiang Mai Initiative is a multilateral monetary and financial «swap mechanism of» mutual settlements and financing, bringing together 10 countries of South-East Asian Nations (ASEAN)

Key words: multilateral Chiang Mai Initiative, the International Monetary Fund, the sovereign wealth funds, settlements in national currencies, the currency of export incentives are not commodities

Новые региональные валютно-финансовые системы и опасения западных аналитиков о расширении расчетов в национальных валютах

С 2016 г. начинается новый этап дальнейшего укрепления глобальной системы финансовой защиты, которая при участии МВФ и Совета финансовой стабильности сможет стимулировать ва-лютно-финансовое сотрудничество государств -членов МВФ с региональными механизмами ва-лютно-финансового финансирования, включая механизмы взаимодействия МВФ, и Многосторонней инициативой Чианг Май, созданной КНР и другими странами АСЕАН как система обеспечения международных расчетов и кредитования в юанях и в валютах других государств-участников. Включение валюты КНР, юаня, с октября 2016 г. в корзину СДР потребовало от МВФ рассмотрения вопроса о возможно более широком использовании Специальных прав заимствования МВФ (SDR) как международной расчетной и платежной единицы.

Министры финансов и главы Центробанков «Группы Двадцати» договорились, что с 2017 г. вводятся новые финансовые механизмы использования Специальных прав заимствования (SDR) в качестве унифицированной финансово-правовой базы международных валютных расчетов, которые состоят в следующем:

• предполагается выпуск международных облигаций в SDR;

• вводится финансовая отчетность международных (транснациональных) компаний в SDR;

• вводится учет активов в SDR, поскольку внедрение этого инструмента необходимо для создания единой базы, не привязанной к одной из резервных валют (доллар, евро);

• повышается ликвидность, устойчивость, надежность SDR при расширении формата использования SDR как в валютных расчетах, так и в оценке тех или иных финансовых инструментов.

В 2017 г. намечается 15-й пересмотр квот в МВФ, когда страны договорились изменить формулу расчета квот, в целях увеличения долей динамично развивающихся экономик в соответствии с их позицией в мировой экономике.

МВФ с 2016 г. намерен внедрять новую систему контроля оборота долговых и иных финансовых инструментов относительно внешних долговых обязательств государств и их оплаты в зависимости от состояния экономики и валютно-фи-нансовой стабильности. МВФ намерен и далее корректировать процесс пересмотра набора ва-лютно-финансовых инструментов кредитования в целях дальнейшего повышения его эффективности на международных финансовых рынках. Особое внимание будет уделяться механизму взаимодействия МВФ с Многосторонней инициативой Чианг Май (МИЧМ).

МИЧМ представляет собой многосторонний валютно-финансовый «своп-механизм» взаимных расчетов и финансирования, объединяющий десять государств АСЕАН, Китайскую Народную Республику (включая Гонконг), Южную Корею, Японию. После азиатского финансового кризиса 1997 г. страны - участницы АСЕАН сформулировали МИЧМ как международную региональную валютно-финансовую систему, направленную на поддержание золотовалютных резервов стран-участниц при взаимодействии с другими региональными валютно-финансовыми механизмами международных региональных организаций, включая и глобальные организации ООН типа МВФ1.

МИЧМ начиналась как серия двусторонних «своп-соглашений» между центральными банками стран АСЕАН в рамках межгосударственного соглашения стран АСЕАН о расчетах в наци-

1 Многосторонняя инициатива Чианг Май - многосторонний своп-механизм, объединяющий 10 государств Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН). http://efsd.eabr.0rg/r/parthners/Regi0nal_finance_mechanism/CMIM/

ональных валютах во внешней торговле, подписанного во время ежегодной встречи Азиатского банка развития в мае 2000 г. в г. Чианг Май (Таиланд). В честь этого города и был назван механизм валютно-финансового сотрудничества стран АСЕАН - Инициатива Чианг Май (ИЧМ).

В 2009 г. страны пришли к выводу, что двусторонние «валютные свопы» неэффективны и с 24 апреля 2010 г. был осуществлен переход к системе многосторонних свопов, получившей название Многосторонней инициативы Чианг Май (МИЧМ). Ключевая роль в управлении МИЧМ отведена центральным банкам стран-участниц, к которым относятся: Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Камбоджа, Китайская Народная Республика, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южная Корея, Япония. В 2010 г. МИЧМ начал действовать с суммой условных обязательств в 120 млрд долл. США, а концу 2012 г. государства - участники МИЧМ расширили фонд до 240 млрд. долл. США.

МИЧМ постепенно эволюционирует в площадку для ведения политического диалога и координации усилий по поддержанию финансовой стабильности в регионе. Для развития региональной системы поддержки ликвидности в 2009 г. своп-соглашения в рамках инициативы стали из двухсторонних многосторонними. Все соглашения МИЧМ были объединены в один общий пул, действующий на основании «Соглашения о самоуправляемом резервном пуле».

Новое соглашение вступило в силу 24 марта 2010 г., а размер резервов пула составил 120 млрд долл. при условии распределения ресурсов в соотношении: 20 % - для стран АСЕАН; 16 % - для Республики Корея и по 32 % - для Японии и КНР. Для превращения МИЧМ в работающий механизм необходимо, во-первых, увеличить доступные в рамках инициативы ресурсы и, во-вторых, создать строгую и эффективную систему регионального надзора за валютной политикой.

Однако МВФ, в целом позитивно встречая МИЧМ, настороженно относится к формированию такого независимого от МВФ азиатского валютного центра и азиатской валютно-финансо-вой системы. Мнения американских аналитиков в этой сфере различны. С точки зрения Лоурен-са Ховарда, «манипулирование» Китаем своими валютными средствами на глобальном уровне может рассматриваться с нескольких позиций. Во-первых, являются ли валютные операции с китайской валютой закономерным процессом для страны с развивающимся рынком либо это является исключительным явлением. Во-вторых, проблемы больше связаны с общей неэффективностью в мировой торговле. В-третьих, даже если китайская валюта является «непредсказуемой», нынешняя международная валютная система не способна справиться с ней. В-четвертых, любые двусторонние или односторонние действия США против Китая могут быть неэффективными и причинить больше вреда, чем пользы2.

Далее Л. Ховард отмечает, что манипуляция валютой имеет серьезные последствия на мировом рынке и запрещена Договором об МВФ. Поскольку Китай манипулирует своей валютой в международной экономической среде, следует создать новые международные финансовые институты, необходимые для решения проблем, связанных с контролем за валютными манипуляциями и их предотвращением. Он осторож-

' Howard L. Chinese Currency Manipulation: Are There Any Solutions? // Emory International Law Review. Issue 2 (2013). P. 34.

но комментирует перспективы развития МИЧМ в качестве системы быстрой резервной поддержки, поскольку она пока не приспособлена к долгосрочному и масштабному кредитованию и имеет небольшой объем заключенных своп-соглашений3.

Например, для стабилизации ситуации Республика Корея и Сингапур воспользовались кредитом Федеральной резервной системы США, а Индонезия получила чрезвычайный кредит от Всемирного банка. Критические мнения относительно МИЧМ усиливаются в связи с получением валютой КНР статуса мировой резервной валюты. Поэтому будут усиливаться попытки найти в валютно-финансовой политике КНР признаки манипулирования валютой.

Нужно отметить, что манипуляция валютой не является чем-то новым в мировой практике валютной политики, но это всегда относилось к нарушениям валютного права. Многие страны в процессе своего развития девальвировали свои валюты, включая США, в целях получения преимуществ во внешней торговле и на мировых финансовых рынках. Однако необходимо отметить двойные стандарты со стороны США относительно условий оборота резервных валют, к которым относится валюта Китая, на мировых финансовых рынках.

Несмотря на препятствия со стороны западных стран, возникают новые региональные ва-лютно-финансовые системы, усиливая опасения западных аналитиков о расширении расчетов в национальных валютах.

В последнее время главы государств БРИКС стимулируют и расширяют возможности перехода на расчеты в национальных валютах. Использование собственных валют снижает транзакци-онные издержки и риск курсовой разницы. Тем не менее, пока доля международных расчетов в

валюте государств блока БРИКС несопоставима с долей этих стран в мировой торговле. Согласно сведениям SWIFT в топ-20 использующихся в мировых расчетах валют вошли только китайский юань, южноафриканский рэнд и российский рубль (2,09, 0,49 и 0,22 %, соответственно). Для сравнения: на первом месте американский доллар (45,01 %), затем евро (27,9 %), фунт стерлингов (7,99 %) и иена (2,85 %)4.

Итоговая Декларация Саммита стран - членов БРИКС в г. Гоа (Индия) 16-18 октября 2016 г. определила новые межгосударственные форматы валютно-платежных и кредитно-расчетных отношений БРИКС с финансовыми структурами организаций как Евразийского пространства, так и Африки, Азии, Южной Америки5.

Страны БРИКС намерены взаимодействовать с Западноафриканским экономическим и валютным союзом (ЗАЭВС) (The West African Economic and Monetary Union (UEMOA)) и другими валютными союзами Африки. С 2006 г. с целью интеграции финансового пространства валютного союза, Центральный банк государств Западной Африки создал независимую валютно-расчетную систему.

Страны БРИКС поддержали Решение Ассамблеи Африканского Союза о практической реализации своих усилий в целях содействия финансированию экономики и безопасности. БРИКС

3 Там же. Р. 41

4 SWIFT Financial Reports / 2015 https://rg.ru/2015/09/15/rezervi.html

5 Итоговая Декларация Саммита стран - членов БРИКС в г.Гоа (Индия) 16-18 октября 2016 г. http://www.rbc.ru/ politics/16/10/2016/580360429a7947ae93b1b7af

поддержала усилия АС, направленные на расширение использования национальных валют африканских государств и создание валютно-платеж-ных союзов6.

Саммит БРИКС 2016 г. одобрил стремление африканских государств к созданию самостоятельных валютно-платежных систем, в том числе действия государств - членов Единой валютной зоны (ЕВЗ) (Лесото, Намибия, Свазиленд, Южная Африка), государств - членов Центральноафри-канского экономического и валютного сообщества (ЦАЭВС) (Габон, Камерун, Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея), государств - членов Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС) (Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того).

Страны - члены БРИКС на Саммите 2016 г. поддержали интеграционные процессы в регионах мира, особенно в Азии, Африке и Южной Америке. Они выразили убежденность в том, что намерены способствовать сотрудничеству с ними в контексте расширения региональной интеграции на основе принципов равенства, открытости и уважения суверенитета. Кроме того, это будет способствовать экономическому росту за счет расширения торговли, коммерческих и инвестиционных связей, включая государственные и частные инвестиции в инфраструктуру для обеспечения устойчивого долгосрочного роста. В связи с этим требуются определенные подходы к преодолению разрыва в финансировании инфраструктуры, в том числе путем расширения участия многосторонних банков развития.

Валютно-финансовые меры

стимулирования экспорта

не сырьевых товаров в РФ и странах СНГ

Повышение устойчивости валютно-финансо-вой сферы государств - участников СНГ, укрепление позиций банковского сектора обеспечиваются за счет совершенствования системы банковского регулирования и надзора, внедрения в банковскую практику международных стандартов, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору. В современных условиях особое значение для государств - участников СНГ приобретают вопросы гармонизации режимов банковского регулирования и надзора, а также применения центральными (национальными) банками рекомендаций и положений пакетов Базель II и Базель III, разработанных Базельским комитетом и внедряемых в большинстве стран мира. В этих целях Экономическим советом СНГ

принято решение осуществлять системный мониторинг мероприятий в указанной области на основе информации, предоставляемой Исполнительному комитету СНГ правительствами и центральными (национальными) банками государств - участников СНГ7.

Результаты валютного регулирования за 2015-2016 гг. показывают, что валютно-финан-совая деятельность Минфина России, направленная на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и доступа на внешние рынки, осуществляется мерами правового регулирования валютных отношений по повышению эффективности валютного контроля. Мероприятия Минфина направлены, в целом, на обеспечение правовой базы для участия уполномоченных

6 Пол Массон и Катрин Паттилло The Monetary Geography of Africa - Единая валюта для Африки? http://www.imf.org/ external/pubs/ft/fandd/rus/2004/12/pdf/masson.pd

7 Валютная и финансовая политика государств - участников СНГ в 2014-2016 годах (информационно-аналитический обзор). Экономический департамент Исполнительного комитета СНГ. http://www.cis.minsk.by/news.php?id=6632

банков и факторинговых компаний в финансировании резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность8.

В Гражданском кодексе РФ содержится глава «Финансирование под уступку денежного требования», которая регулирует операции внутреннего факторинга, а международный факторинг фактически не регламентируется ни гражданским, ни валютным законодательством, что создает сложности российским экспортерам. По закону «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами запрещены, а средства от покупателя-нерезидента должны в обязательном порядке поступить на счета продавца-резидента в российском банке.

Экспортеры, не способные привлечь к операциям факторинга зарубежный банк, вынуждены использовать кредитование с залогом при уступке права денежного требования. При этом ответственность за просрочку платежей либо неоплату поставок по любой причине (недопоставка, нарушение сроков поставки, рекламации к товару от нерезидентов и пр.) полностью возлагается на самого экспортера, что противоречит Конвенции Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) «О международном факторинге»9.

Меры, принятые Минфином России в 2016 г. по поддержке экспорта и совершенствованию механизмов расчетов по факторингу, позволили в рамках договоров факторинга решить «острую» проблему финансирования российских экспортеров, связанную с ликвидацией дефицита оборотных средств без увеличения кредиторской задолженности компаний, что стимулирует реальные условия для роста объемов экспорта не сырьевых товаров из Российской Федерации.

В качестве мер валютно-правового регулирования в сфере содействия расширению финанси-

рования российского экспорта устанавливаются дополнительные условия и ограничения по применению к резидентам валютных операций административных санкций за несвоевременное зачисление валютной выручки на счета в Российской Федерации. Меры, адекватные степени тяжести нарушения требований валютного законодательства, будут способствовать совершенствованию условий развития российского экспорта. Также в целях формирования стимулирующего механизма поддержки экспорта смягчена административная ответственность за нарушение резидентами срока возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары и услуги.

Повышению эффективности выявления и пресечения нарушений валютного законодательства способствовало ведомственное нормативно-правовое регулирование Минфина РФ и ФНС РФ о представлении физическими лицами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Наиболее острые проблемы и задачи в сфере валютного регулирования стоят перед Министерством на 2016 г. и отдельно до 2018 г.

Первоочередными задачами в валютно-фи-нансовой сфере, которые предстоит решить до 2018 г., являются:

• анализ системы валютного регулирования и валютного контроля на соответствие современным экономическим условиям;

• противодействие незаконному выводу денежных средств за рубеж, разработка проектов федеральных законов, предусматривающих детализацию норм валютного контроля, а также ликвидацию норм, которые усложняют законную экономическую деятельность граждан и юридических лиц;

8 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020г. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. / http://www.studfiles.ru/preview/2839471; Доклад Министра финансов РФ о задачах Минфина России на 2016-2018 гг. (сентябрь 2016 г.) Официальный сайт Минфина России / http://minfin.ru/ru/ ministry/planMF/Plani_otcheti/index.php

9 Правительство РФ и АСИ легализируют факторинг. http://www.finmarket.ru/main/article/3574 050

• исключение причин и условий образования дебиторской задолженности по штрафным санкциям за нарушения валютного законодательства (подготовка проекта федерального закона);

• гармонизация подходов к регулированию валютных правоотношений и принятию мер либерализации валютных отношений в рамках Евразийского экономического союза (подписание межгосударственного соглашения)10.

Наиболее важные изменения в валютном законодательстве Российской Федерации к концу 2016 г. будут включать:

• меры противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж и исключение при-

чин и условий образования дебиторской задолженности по штрафным санкциям за нарушения валютного законодательства;

• дифференциацию норм валютного контроля в зависимости от степени общественной опасности совершенного правонарушения;

• меры в валютной сфере, максимально способствующие развитию экспорта, реинвестированию ранее выведенных средств в российскую экономику, отказу от использования офшоров;

• обеспечение интеграционных процессов в рамках общего валютного пространства ЕАЭС, способствующих свободному движению товаров, капиталов и людских ресурсов в рамках ЕАЭС.

Роль Суверенных фондов благосостояния в бюджетном процессе и валютном межгосударственном финансировании

Валютно-финансовые отношения, регулируемые финансовым законодательством и актами Минфина РФ, все более взаимодействуют с бюджетными отношениями по созданию суверенных (бюджетных) денежных фондов развития и международного финансирования инвестиций.

Статьей 96.9 «Резервный фонд» Бюджетного кодекса РФ установлено, что Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета11.

Статья 96.10 БК РФ «Фонд национального благосостояния» устанавливает, что его порядок формирования определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Также устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном

исходя из 7 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины.

Суверенные фонды благосостояния (СФБ) в некоторых странах были созданы еще в 1950-х гг., но только в начале XXI в. им стало уделяться пристальное внимание. Причиной активизации интереса к данному виду сбережений бюджетного сектора экономик стало резкое увеличение объема их ресурсов. Они стали сопоставимы с международными резервами центральных банков.

Декларация ОЭСР по СФБ и Политике стран реципиентов была принята 5 июня 2008 г.

10 Доклад Министра финансов РФ о задачах Минфина России на 2016-2018 гг. Официальный сайт Минфина России. http:// minfin.ru/ru/ministry/planMF/Plani_otcheti/index.php

11 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/9fff755b03e35b60f8c039c2f86ec67a34865819/

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России, определенные Бюджетным кодексом РФ, являются частью международной системы суверенных валютно-финансовых фондов12.

На 1 января 2015 г. совокупная величина СФБ достигла почти 9 трлн долл. США, лишь немного уступая совокупному объему мировых золотовалютных авуаров Всемирного банка и МВФ и резервным активам развитых стран.

В документах МВФ и ОЭСР определены основные цели деятельности СФБ, к которым относятся:

• компенсация нестабильности бюджетных доходов, связанных с экспортными поступлениями, из-за перепадов международной конъюнктуры;

• стимулирование внутренних отраслей экономики за счет доходов, поступающих от экспорта не возобновляемых природных ресурсов;

• формирование источников долгосрочного финансирования;

• получение более высокого уровня доходности по сравнению с международными резервами за счет использования более широкого спектра финансовых инструментов;

• перераспределение поступлений от экспорта не возобновляемых природных ресурсов в пользу будущих поколений;

• использование средств СФБ в периоды кризисов.

Как свидетельствует международная практика, СФБ образовываются преимущественно у экспортеров не возобновляемых природных ресурсов, а также в странах, имеющих положительное сальдо текущего счета платежного баланса.

В настоящее время большинство созданных в мире СФБ (как по объему активов, так и по количеству) сосредоточено в странах с формирующимися рынками преимущественно Азиатского региона.

В соответствии с классификацией МВФ СФБ подразделяются на стабилизационные фонды;

фонды будущих поколений; общества размещения официальных резервов; фонды развития; резервные фонды.

В связи с этим масштабные организованные финансовые инвестиции СФБ формирующихся рынков, поступающие на международный рынок в форме ресурсов СФБ, не могут не вызывать опасений у крупнейших ТНК финансового капитала, прежде всего из числа развитых стран.

Это породило в МВФ и ОЭСР намерение «унифицировать» деятельность суверенных фондов государств на наднациональном уровне и ввести нормы их поведения на уровне международных финансовых организаций.

В 2007 г. МВФ был подготовлен доклад, мотивирующий необходимость разработки соответствующих правил, в котором отмечалось, что стандартизация процедур формирования и использования средств СФБ будет способствовать большей предсказуемости их поведения в различных сегментах международного финансового рынка, сделает прозрачной структуру принятия решений, снизит возможные негативные последствия перелива ресурсов СФБ.

Хотя ОЭСР в своей Декларации об СФБ 2008 г. указала, что СФБ государств являются надежными, долгосрочными, коммерчески ориентированными инвесторами и фактором глобальной валют-но-финансовой стабильности, движение средств СФБ на международном финансовом рынке имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные, поскольку СФБ условно способствуют снижению цен на финансовые инструменты и выплаты по финансовым рискам, отрицательные, потому что возникают непредсказуемые последствия перелива средств СФБ от одного уровня активов на другой, из одной страны в другую.

МВФ, поддерживая СФБ как крайне нужный вклад и продолжение координации между ОЭСР и МВФ, отмечает, что страны-реципиенты не

12 Навой А.В., Шалунова Л.И. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // Деньги и кредит. 2014. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

должны возводить протекционистских барьеров для иностранных инвестиций. Эти государства не должны допускать дискриминации среди инвесторов при прочих равных обстоятельствах. Любые дополнительные ограничения на инвестиции в странах-реципиентах должны рассматриваться, лишь когда общие меры, применяемые в отношении и внешних, и внутренних инвесторов, являются необходимыми для обеспечения законных интересов национальной безопасности.

В Республике Казахстан существует два типа суверенных фондов: Национальный фонд Казахстана и Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Национальный фонд является, по сути, специальным счетом, выступающим регулятором экономики, который обеспечивает снижение зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен, вывод избытка нефтедолларов из экономики и сдерживание давления на курс тенге и инфляцию, а также обеспечивает формирование накоплений для будущих поколений и оптимальное планирование использования природных ресурсов13.

Суверенный фонд Казахстана «Самрук-Казына» отличается от практики СФБ других государств мира своим особым внутренним и международным статусом. Он активно сотрудничает

с международными организациями СФБ.14 Среди множества СФБ в странах мира подобные казахским СФБ есть в Китае, Малайзии и Сингапуре. Вместе с тем, существующие функции, цели и задачи Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» существенно шире. Фонд занимается следующими вопросами:

• рост конкурентоспособности Казахстана путем развития стратегических секторов и реализации в них инвестиционных проектов (как, например, малазийский Khazanah);

• проведение реформирования и реструктуризации отраслей через системообразующие государственные компании (как китайская Государственная комиссия по контролю и управлению активами (State Assets Supervision and Administration Commission));

• максимизация долгосрочной акционерной стоимости портфельных компаний и совершенствование системы корпоративного управления (как SASAC, Khazanah и Temasek (Сингапур));

• регулирование государственных антикризисных мер, здесь Фонд выступает одним из основных участников системы обеспечения стабилизации и страхования рисков финансовой системы Казахстана15.

В международной сфере на деятельность СФБ государств пытается оказывать влияние Международный форум суверенных фондов благосостояния (МФСФБ)16. Членами данной международной ассоциации являются 30 СФБ, в числе которых: холдинг Khazanah (Малайзия), Корейская инвестиционная корпорация, Китайская инвестиционная корпорация, Фонд будущего Австралии, GICPrivateLimited (Сингапур), Катарский инвестиционный фонд и др.

13 Келимбетов К. Опыт суверенного фонда Казахстана «Самрук-Казына»: синтез мирового опыта и уникальная практика // Право и управление XXI век. 2011. № 2 (19).

14 IFSWF - International Forum of Sovereign Wealth Funds - Международный форум суверенных фондов благосостояния (МФСФБ). Членами данной международной ассоциации являются 30 суверенных фондов благосостояния. В их числе: холдинг Khazanah (Малайзия), Корейская инвестиционная корпорация, Китайская инвестиционная корпорация, Фонд будущего Австралии, GICPrivateLimited (Сингапур), Катарский инвестиционный фонд и др. http://www.ifswf.org/members

15 Указы Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 г. № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан»; от 13 октября 2008 г. № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики».

16 IFSWF - International Forum of Sovereign Wealth Funds. http://www.ifswf.org/members

Организационные структуры МВФ (комитеты, группы, клубы), участвующие в разработке нормативно-правовых документов международного валютного регулирования

Политические руководители и официальные лица из стран всего мира определяют работу МВФ при помощи различных форумов и органов. Поскольку МВФ стоит в центре скоординированных глобальных действий, предпринимаемых в ответ на события на международных финансовых рынках и в экономике стран мира, важно понимать, чем занимаются эти группы и как они работают.

Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board — FSB) является международной организацией, созданной странами «Группы Двадцати» в 2009 г. Основной целью организации является выявление слабых мест в области мировой валютно-финансовой стабильности, разработка и применение регулирующей и надзорной политики в этой сфере.

Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) представляет рекомендации Сове-

ту управляющих МВФ и отчитывается перед ним по вопросам надзора за международной валютно-финансовой системой и управления ею, включая меры в ответ на происходящие события, которые могут нарушить работу этой системы. Согласно Коммюнике 34-то Совещания МВФК (Международного валютно-финансового комитета) от 8 октября 2016 г. международная валютная система (МВС) будет развиваться, поддерживая многостороннее сотрудничество государств в валютно-фи-нансовой сфере.

Группа семи основных промышленно развитых стран (Германия, Италия, Канада, Соединенное Королевство, США, Франция и Япония) проводит ежегодные экономические Саммиты (встречи на уровне глав государств или правительств).

«Гоуппой Десяти» называется группа стран, которые согласились участвовать в Генеральных соглашениях о займах (ГСЗ) - дополнительной

договоренности о заимствовании, которую можно использовать в случае, если ресурсы МВФ, по оценке, будут ниже потребностей государства-члена. Официальными наблюдателями за деятельностью «Группы Десяти» являются следующие международные организации: Банк международных расчетов (БМР), Европейская комиссия, МВФ и ОЭСР. В нее входят: Бельгия, США, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Канада, Швеция, Нидерланды, Япония, Соединенное Королевство.

Группа пятнадцати государств была создана в сентябре 1989 г., состоит из стран Латинской Америки, Африки и Азии, и ее общей целью является повышение экономического роста и процветания. В центре внимания «Группы Пятнадцати» находятся вопросы сотрудничества между развивающимися странами в области инвестиций, торговли и технологий. В нее входят: Алжир, Индия, Нигерия, Аргентина, Индонезия, Сенегал, Бразилия, Исламская Республика Иран, Чили, Боливарианская Республика, Венесуэла, Кения, Малайзия, Шри-Ланка, Ямайка, Египет, Мексика, Зимбабве.

«Группа Двадцати», группа основных стран с развитой экономикой и стран с формирующимся рынком, в последние годы оказывала все большее влияние на дискуссии по глобальной повестке дня в области экономической и финансовой политики. Она была создана в 1999 г. в ответ на финансовый кризис конца 1990-х гг. для укрепления координации политики между ее членами, содействия финансовой стабильности и мо-

дернизации международной финансовой архитектуры. «Группа Двадцати» постепенно стала одним из основных механизмов международного экономического и валютно-финансового сотрудничества. С сентября 2009 по октябрь 2016 г. «Группа Двадцати» играет активную роль в решении глобальных экономических вопросов по реформирования мировой валютно-финансовой системы, изменению квот и системы управления в МВФ, формированию глобальной финансовой защиты.

В нее входят: Австралия, Германия, Япония, Южная Африка, Аргентина, Индия, Республика Корея, Турция, Мексика, Индонезия, Италия, Мексика, Россия, Соединенное Королевство Бразилия, Канада, Саудовская Аравия, США, Европейский союз.

Группа 24 государств изначально представляла собой отделение «Группы семидесяти семи», была создана в 1971 г. для координации позиций стран с формирующимся рынком и развивающихся стран по международным денежно-кредитным вопросам и вопросам финансирования развития и для обеспечения адекватного представления их интересов в на заседаниях МВФК, Комитета по развитию МВФ, Всемирного банка. В нее входят: Алжир, Египет, Ливан, Тринидад и Тобаго, Аргентина, Индия, Мексика, Филиппины, Бразилия, Исламская Нигерия, Шри-Ланка, Боли-варианская Республика, Венесуэла, Исламская Республика Иран, Пакистан, Перу, Эфиопия, Южная Африка, Габон, Колумбия, Сирийская Гана, Гватемала, Демократическая Республика Конго, Арабская Республика, Кот-д'Ивуар.

Группа 77 государств была учреждена 15 июня 1964 г. путем принятия «Совместной декларации семидесяти семи стран» при завершении первой сессии Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Женеве. Она была создана в целях формулирования и продвижения коллективных экономических интересов ее государств-членов и укрепления их совместной позиции на переговорах по

всем основным международным экономическим вопросам в системе Организации Объединенных Наций. Состав Группы 77 государств с того времени расширился до 132 государств-членов, но первоначальное название было сохранено ввиду его исторического значения.

Парижский клуб кредиторов является неформальной группой официальных кредиторов, в большинстве случаев из промышленно развитых стран, которая ставит целью выработку скоординированных и обоснованных решений для стран-дебиторов, испытывающих трудности с выплатой задолженности. Парижский клуб кредиторов предоставляет странам-дебиторам режимы выплаты долга в форме реструктуризации или сокращения обслуживания долга в течение определенного периода или на определенную дату. Хотя Парижский клуб не имеет юридической основы, ее члены договариваются о наборе правил и принципов, направленных на быстрое и эффективное достижение скоординированного соглашения о реструктуризации долга. Это

добровольное объединение возникло в 1956 г., когда Аргентина согласилась встретиться со своими государственными кредиторами в Париже. С того времени Парижский клуб и связанные с ним специальные группы достигли 429 соглашений, охватывающих 90 стран-дебиторов. Парижский клуб и МВФ поддерживают широкие контакты, поскольку Парижский клуб обычно требует, чтобы страны имели действующую программу, поддерживаемую ресурсами Фонда, для удовлетворения критериям на заключение соглашения о реструктуризации.

Лондонский клуб кредиторов является неформальной группой коммерческих банков, которые собираются для урегулирования требований к суверенным должникам. Должник инициирует процесс, в ходе которого формируется консультативный комитет Лондонского клуба. Комитет возглавляется одной из ведущих финансовых фирм и включает представителей других фирм, имеющих кредиторские позиции. После подписания соглашения о реструктуризации комитет расформируется.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Многосторонняя инициатива Чианг Май - многосторонний своп-механизм, объединяющий 10 государств Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН). http://efsd.eabr.0rg/r/parthners/Regi0nal_finance_ mechanism/CMIM/

2. Итоговая Декларация Саммита стран-членов БРИКС в г. Гоа (Индия) 16-18 октября 2016 г. http:// www.rbc.ru/politics/16/10/2016/580360429a7947ae 93b1b7af

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). http://www. c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_

4. Указ Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 г. № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан». http://kodeksy-kz.com/norm_ akt/source-/№ 402-23.08.2000.ht

5. Указ Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 г. № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики. http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Р080000962_

6. Валютная и финансовая политика государств -участников СНГ в 2014-2016 гг. (информационно-аналитический обзор). Экономический департамент Исполнительного комитета СНГ. http://www.cis.mmsk. by/news.php?id=6632

7. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. http://www.studfiles.ru/ preview/2839471; Доклад Министра финансов РФ о задачах Минфина России на 2016-2018 гг. (сентябрь

2016 г.). Официальный сайт Минфина России / http:// minfin.ru/ru/ministry/planMF/Plani_otcheti/index.php

8. Доклад Министра финансов РФ о задачах Минфина России на 2016-2018 гг. Официальный сайт Минфина России. http://minfin.ru/ru/ministry/planMF/ Plani_otcheti/index.php

9. Навой А.В., Шалунова Л.И. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // Деньги и кредит. 2014. № 2.

10. Массон П. и Паттилло К. The Monetary Geography of Africa - Единая валюта для Африки? http://www.

imf.org/external/pubs/ft/fandd/rus/2004/12/pdf/ masson.pd

11. Келимбетов К. Опыт Суверенного Фонда Казахстана «Самрук-Казына»: синтез мирового опыта и уникальная практика // Право и управление XXI век. 2011. № 2 (19.

12. IFSWF Report 2015 - International Forum of Sovereign Wealth Funds. http://www.ifswf.org/members

13. Laurence Howard. Chinese Currency Manipulation: Are There Any Solutions? // Emory International Law Review. Issue 2 (2013).

14. SWIFT Financial Reports/ 2015 https://rg. ru/2015/09/15/rezervi.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.