Научная статья на тему 'Формирование российской доктрины международного валютного права в контексте мировых проблем трансформации международной валютно-финансовой системы'

Формирование российской доктрины международного валютного права в контексте мировых проблем трансформации международной валютно-финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1291
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВАЛЮТНОЕ ПРАВО / РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМИ ВАЛЮТНЫМИ ДОЛГАМИ ГОСУДАРСТВ / СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ ВАЛЮТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / КОНВЕРСИЯ ВНЕШНИХ ВАЛЮТНЫХ ДОЛГОВ / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В современном мире международно-правовое и внутригосударственное регулирование валютно-финансовых отношений обусловлено активизацией позиций государств по защите национальных валютно-финансовых систем и финансовых рынков в условиях противодействия мировым финансовым кризисам. Интенсивно развивающиеся процессы глобализации в условиях отсутствия золотого стандарта усиливают нестабильность мировой валютной системы, усложняют формы взаимодействия государств в валютной сфере и определяют многообразие международных организационно-правовых мер по формированию валютных союзов. Актуальность данной темы обусловлена также тем, что при нестабильности мировой валютной системы требуются новые правовые меры решения валютных проблем, что может быть осуществлено с помощью расширения и совершенствования норм международного валютного права. Поэтому в данной статье пути формирования российской доктрины международного валютного права рассматриваются в контексте реализации задач реформирования международной валютно-финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the Russian doctrine of international monetary law in the context world problems of transformation the international monetary and financial system

In the modern world, international law and the internal regulation of the monetary and financial relations, caused by activation of the positions of States on the protection of national monetary and financial systems and financial markets in the conditions of counteraction to the world financial crises. Intensively developing globalization processes in the conditions of absence of the gold standard foster instability of the world monetary system, complicate the forms of interaction between States in the monetary sphere and determine the variety of international organizational-legal measures on formation of currency unions. Actuality of this theme is caused also by the fact that the instability of the world monetary system requires new legal measures to address currency problems that can be done through the expansion and improvement of the norms of the international monetary law. In this article the ways of formation of the Russian doctrine of international monetary rights are considered in the context of the implementation of the tasks of reforming the international monetary and financial system.

Текст научной работы на тему «Формирование российской доктрины международного валютного права в контексте мировых проблем трансформации международной валютно-финансовой системы»

ФОРМИРОВАНИЕ ДОКТРИНЫ ВАЛЮТНОГО ПРАВА

Петрова Г.В.

11. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

V

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

11.1. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ДОКТРИНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Петрова Галина Владиславовна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра административного и финансового права. E-mail: galina.v.petrova@ mail.ru

Аннотация: В современном мире международноправовое и внутригосударственное регулирование валютно-финансовых отношений обусловлено активизацией позиций государств по защите национальных валютно-финансовых систем и финансовых рынков в условиях противодействия мировым финансовым кризисам. Интенсивно развивающиеся процессы глобализации в условиях отсутствия золотого стандарта усиливают нестабильность мировой валютной системы, усложняют формы взаимодействия государств в валютной сфере и определяют многообразие международных организационноправовых мер по формированию валютных союзов.

Актуальность данной темы обусловлена также тем, что при нестабильности мировой валютной системы требуются новые правовые меры решения валютных проблем, что может быть осуществлено с помощью расширения и совершенствования норм международного валютного права. Поэтому в данной статье пути формирования российской доктрины международного валютного права рассматриваются в контексте реализации задач реформирования международной валютно-финансовой системы.

Ключевые слова: международное валютное право, реформирование международного валютного фонда, валютное регулирование и валютный контроль, управление внешними валютными долгами государств, секьюритизация валютных обязательств, конверсия внешних валютных долгов, принципы международного валютного права.

THE FORMATION OF THE RUSSIAN DOCTRINE OF INTERNATIONAL MONETARY LAW IN THE CONTEXT WORLD PROBLEMS OF TRANSFORMATION THE

INTERNATIONAL MONETARY AND FINANCIAL SYSTEM Petrova Galina Vladislavovna, Dr of law. Position: Professor. Place of employment: MGIMO (U) MFA Russia. Department: administrative and financial law chair. E-mail: ga-lina.v.petrova@ mail.ru

Annotation: In the modem world, international law and the internal regulation of the monetary and financial relations, caused by activation of the positions of States on the protection of national monetary and financial systems

and financial markets in the conditions of counteraction to the world financial crises. Intensively developing globalization processes in the conditions of absence of the gold standard foster instability of the world monetary system, complicate the forms of interaction between States in the monetary sphere and determine the variety of international organizational-legal measures on formation of currency unions.

Actuality of this theme is caused also by the fact that the instability of the world monetary system requires new legal measures to address currency problems that can be done through the expansion and improvement of the norms of the international monetary law. In this article the ways of formation of the Russian doctrine of international monetary rights are considered in the context of the implementation of the tasks of reforming the international monetary and financial system.

Keywords: international monetary law, reform of the international monetary Fund, foreign exchange regulation and control, control of external currency debt of the States, the securitization of foreign currency liabilities, the conversion of external currency debt, the principles of the international monetary law

Юбеспечение мировой финансовой стабильности и международное валютное право

Доктрина международного валютного права тесно связана с внешнеполитической доктриной государства об обеспечении международной экономической безопасности и финансовой стабильности, разрабатываемой в рамках ООН. «Г руппы 20»

Система норм и принципов правового регулирования международных валютных отношений базируются на публично-правовых финансовых и гражданскоправовых обязательственных отношениях по осуществлению публичными и частными субъектами международных валютных операций.

Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка являются центральным организационно-правовым механизмом ООН по координации международной финансовой системы, обеспечивающим мировой валютно-финансовый, кредитно-расчетный и инвестиционный правопорядок.

Статьи Соглашения об МВФ 1944г., сформированные в рамках Бреттон-Вудской и Ямайской конференций, являются основой международного публичного и частного валютного права, поскольку правовой статус МВФ определяется его управленческим положением «мирового координатора» мировой валютнофинансовой системы, обеспечивающей международный валютно-финансовый, кредитно-расчетный и инвестиционный правопорядок.

Однако, нестабильность мировой валютной системы последних лет привела к тому, что возникла реальная угроза «кризиса управления» со стороны МВФ, поскольку кредитно-расчетные, валютно-платежные и долговые кризисы стали системными, являясь причиной не только мировых валютных диспропорций, фондовых и кредитных транснациональных конфликтов, но и причиной появления разнообразных форм политико-финансового противостояния государств.

257

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

Поиск путей выхода из кризиса осложняется трудностями определения путей реформирования мировой валютной системы в условиях формирующихся новых платежно-расчетных систем в рамках мировых интеграционных сообществ как развитых, так и развивающихся государств.

Устав МВФ регулирует режим валютных расчетов, разграничивая режим «текущих международных платежей» и режим международного движения капитала. ОЭСР разработаны отдельные кодексы, касающиеся либерализации международных платежей и международных капиталов.

При этом международно-правовое регулирование конвертируемости валют согласно статье У111 Устава МВФ является частноправовым и коллизионным в связи с растущими текущими международными платежами и движением капиталов.

Регулятивные возможности публичных норм Устава МВФ корреспондируются с нормами об обороте «особой единицы» МВФ - СДР в условиях растущих транснациональных валютно-расчетных, кредитных и клиринговых (зачетных) операций МВФ как коммерческой структуры, валютных операций с ценными бумагами МВФ, гарантийными обязательствами МВФ и реструктуризацией обязательств государств при конверсии внешних валютных долгов с использованием активов и иных финансовых инструментов, называемых «свопами».

Реструктуризация МВФ предполагает новый этап унификации и гармонизации международно-правовых норм и принципов валютно-финансового сотрудничества государств в рамках МВФ,ОЭСР, ВТО, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, включающих международноправовые рекомендации Саммитов 2009-2014 г.г. «Группы- 20», БКБН, СФС, ФАТФ, Директивы ЕС о международном финансовом сотрудничестве с целях стабильности. Реформа МВФ имеет несколько направлений.

Во-первых, она предполагает новые правовые условия: управления МВФ и изменение его организационно-правовых основ, контроль и мониторинг оборота особых прав заимствования (СДР), увеличение размера квот государств-членов МВФ, разработку типовых соглашений о валютном клиринге, страховании рисков ценных бумаг, кредитования и др.

Во-вторых, в процессе реформы МВФ возникают новые формы взаимодействия норм международного и национального валютного права, происходит согласование принципов ВТО, МВФ, ОЭСР о торговле финансовыми услугами, разрабатываются проекты конвенции ООН о мерах обеспечения мировой финансовой стабильности, стандарты МСФО, условия расширения оборота ценных бумаг и других финансовых инструментов, секьюритизация финансовых рынков.

В-третьих, реформа МВФ опирается на рекомендации БКБН, (Базель1-3); Совета финансовой стабильности (СФР); Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ): на рекомендации по унификации норм о финансовых активах и ликвидности финансовых организаций.

В-четвертых, на правовые основы реструктуризацию МВФ влияет гармонизация в ЕС валютно- финансовых норм права, Директивы ЕС о

Европейском механизме финансовой стабильности, надзоре за хендж-фондами, за рынком финансовых инструментов, за валютными резервами

Таким образом реформа мировых валютнофинансовых отношений 2011-2014 г.г. проходящая под

эгидой «Группы 20» дополняет принципы валютного регулирования и валютного контроля новыми: 1) принципом устранения глобальных финансовых дисбалансов, включая диспаритеты валютных курсов, неравновесную структуру системы резервных валют, 2) принципом обеспечения мировых стандартов управления публичными финансами, норм и принципов бюджетного планирования расходов государств; 3) принципом мониторинга за государственными финансами стран-эмитентов мировых валют, условий рейтинговых оценок ценных бумаг и финансовых инструментов суверенных эмитентов, контроль эмиссии деривативов и др.

В современных условиях глобализации финансового оборота особенно ярко отражаются тенденции смешения норм международного публичного и частного права, примером которых является область международных валютных правоотношений. Это приводит часто к негативным последствиям, таким как: 1) злоупотреблению странами-эмитентами резервных валют в своих интересах коллизионным регулированием в рамках международного валютного права для разорения бюджетов других государств; 2) использование режима валютных сделок с движением капитала для осуществления скрытого и явного инвестиционного протекционизма; 3) использование международного унифицированного режима расчетов и кредитования валютных операций для избежания гражданскоправовой договорной и деликтной ответственности за ущерб, причиненный валютной политикой государств-эмитентов резервных валют; 4) расширение механизмов транснациональных валютных операций для недобросовестных поглощений капиталов

Поэтому законодательство государств в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также управления внешними валютными долгами государств включает, с одной стороны, национальные и международные унифицированные нормы о валютных операциях, учете активов финансовых организаций, обороте валюты в мировых финансах, в публичном и частном секторе. С другой стороны, он предусматривает публичные договоренности государственных органов и международных организаций о конверсии внешних долгов в целях защиты финансовой системы и финансовой стабильности.1

2. Система международного валютного права как основа стабильности финансовой системы государств

Появляются весомые аргументы для деления международного валютного права на публичное и частное, особенно на фоне «застойных процессов» в принятии ООН универсальных конвенций в сфере международного валютного и иных отраслей международного финансового права. Своды обычаев валютных расчетов, как источники международного частного права, из-за отсутствия адекватного реалиям системного обновления учредительных документов МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций приобретают международно-правовое значение «вторичных» источников международного валютного, частного права,

1 В качестве нормативно-правовой и теоретической базы регулирования деятельности национальных государственных органов и международных финансовых организаций по конверсии внешнего долга выступают фундаментальные труды иностранных и российских ученых по системе мировых долгов, международному долговому праву, принципам управления государственным долгом, по динамике и процедурам погашения долгов посредством участия Парижского и Лондонского клуба кредиторов.

258

ФОРМИРОВАНИЕ ДОКТРИНЫ ВАЛЮТНОГО ПРАВА

Петрова Г.В.

регулирующего этот сектор оборота мировых финансов.

К источникам международного частного валютного права относятся также рекомендации и решения арбитражных, судебных, исполнительных органов МВФ, МБРР, ВТО, МЦУИС, Парижского клуба кредиторов, Базельского комитета по банковскому надзору и других, которые применяются как нормы международного некодифицированного прецедентного валютного, инвестиционного, долгового права, обеспечивающие условия применения и толкования содержания Статей Соглашения об учреждении МВФ, МБРР и других учредительных документов организаций системы ООН. Поскольку такие решения и рекомендации, несмотря на их международную компетентность, принимаются ограниченным числом частных и публичных субъектов мирового управленческого процесса, они не могут полностью заменить международные договоры и универсальные конвенции в валютной и долговой сфере с учетом современных тенденций стремления государств к множественности валютно-расчетных систем.

Вышеуказанные факторы, влияющие на национальную доктрину международного валютного права, стали предметом обсуждения государств «Группы 20».

В Рекомендациях, разработанных государствами по итогам Саммитов «Группы-20» предусмотрены следующие организационно-финансовые меры трансформация правовых основ деятельности Международного валютного фонда, Группы Всемирного Банка, других международных финансовых организаций и институтов:

1) укрепление устойчивости мировой финансовой системы путём развития диверсифицированной системы резервных валют и финансовых центров; 2) формирование современной системы управления рисками, адекватной степени развития финансовых технологий;

3) формирование системы стимулов к рациональному поведению участников финансовых рынков, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей.

4) принятие международных обязательных стандартов в области макроэкономической и бюджетной политики.

5) система координации бюджетного дефицита и контроля увеличения государственного долга.

6) расширение перечня валют, используемых в качестве резервных, или создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами..

7) радикальная реформа МВФ и значительное увеличение ресурсов этого фонда.

8) финансирование инфраструктурных проектов, создающих основу для экономического роста, обеспечивающих решение проблемы занятости, повышения финансовой грамотности населения. 2

В вышеуказанных Рекомендациях, разработанных государствами по итогам Саммитов «Группы-20» предусмотрены также следующие правовые меры трансформация международных основ деятельности Международного валютного фонда, Группы Всемирного Банка, других международных финансовых организаций и институтов.

Необходимо повышение легитимности и результативности международных институтов регулирования на новой конвенциальной основе, разработка и приня-

2 WWW/kremlin/ru/ ref-notes/643

тие международного многостороннего соглашения, определяющего глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе - Standard Universal Regulatory Framework (SURF).

Необходимо принять Рекомендации по применению общих принципов согласованных действий финансовых регуляторов по сдерживанию спекулятивных сделок и операций на финансовом рынке на различных этапах экономического цикла, Рекомендации МВФ, БКБН, СФС для участников валютных и финансовых рынков по управлению валютными, инвестиционными и кредитными рисками.

Перспективы развития правового обеспечения международного финансового сотрудничества государств представляются в принятии новых международных конвенции ООН по дальнейшей международной унификации норм добросовестного валютно-финансового поведения и лежат в плоскости реализации новой стратегии валютно-финансовая политики МВФ относительно стимулирования экономик государств путем усиления контроля за стабильностью валютных систем государств, правомерностью использования валютных средств МВФ, усилением мер противодействия коррупции и др.

В этой связи проблемы реструктуризация Международного Валютного Фонда и ее влияния на развитие международно-правового регулирования валютных отношений включают следующие аспекты.

1. Постепенная трансформация норм, принципов ВТО, МВФ, ОЭСР о валютных операциях на финансовых рынках в национальное право государств, включающих конвенции ООН против коррупции, по предотвращению отмывания денег и финансированию терроризма, стандарты БКБН и МСФО об активах финансовых организаций, Рекомендации ФАТФ, Рекомендации Совета финансовой стабильности (СФС) о валютных резервах, обычаи проведения международного валютного клиринга, секьюритизации, оборота валютных ценностей

2. Реформа правовых основ деятельности МВФ предполагает новый этап унификации и гармонизации международно-правовых норм и принципов валютнофинансового сотрудничества государств в рамках МВФ, ОЭСР, ВТО, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, подкрепленных международно-правовыми рекомендациями Саммитов 2009-2013г.г. «Группы- 20», БКБН, СФС, ФАТФ, Директивами ЕС о международном финансовом сотрудничестве в целях стабильности.

3. Организационно-правовые формы трансформации функций МВФ предполагается развивать по пути формирования дополнительных стабилизационных денежно-финансовых фондов МВФ, изменения режима распределения квот в пользу развивающихся государств, усиления гарантий государствам в стабильности их бюджетов при замещении резервной валюты ценными бумагами, создания новой международной системы управления валютными рисками, разработки новых условий стабилизация и контроля золотовалютных резервов государств. В целях борьбы с коррупцией разрабатываются санкции за неправомерное использование государствами общих валютных ресурсов фонда путем незаконного систематического оттока капитала и др.

Законодательство государств в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также управления внешними валютными долгами государств включает, с одной стороны, национальные и международные унифицированные нормы о валютных операциях,

259

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

учете активов финансовых организаций, обороте валюты в мировых финансах, в публичном и частном секторе. С другой стороны, он предусматривает публичные договоренности государственных органов и международных организаций о конверсии внешних долгов в целях защиты финансовой системы и финансовой стабильности.3

Вступлению России в ВТО предшествовали радикальные и фундаментальные изменения в законодательстве, регулирующим финансовые рынка. Практически расширены до размеров кодексов ФЗ «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «О защите конкуренции», Приняты новые законы. Этот процесс отразил имплементацию в российское право значительного количества норм международного обычного торгового права о торговле финансовыми услугами. Приложение 1В - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) - базовый международный договор ВТО на основе которого осуществляется правовое регулирование внешней торговли услугами, (пункт 7) в том числе торговли финансовыми услугами.

Финансовые услуги не выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО): они являются интегрированной частью группы «Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)», которая в свою очередь относится к более крупной категории -разделу «Финансовые услуги».

3. Международно-правовые, договорные механизмы взаимодействия государств по исполнению валютных обязательств и опыт ЕС

Международно-правовые условия принятия управленческих решений государствами и коммерческими организациями с учетом тенденций реформирования договорно-правовых и публично-правовых основ международных валютно-финансовых отношений предполагают ориентацию на следующие правовые механизмы, выработанные мировой практикой: 1) систему правовых стимулов к выбору применимого права участниками валютно-финансовых операций в условиях столкновения юрисдикций; 2) сбалансированную оценку валютных рисков при конфликте юрисдикций и оценке получаемых возможностей; 3) общепризнанные, апробированные мировой контрактной практикой, приемы, методы, нормы, принципы и обычаи договорно-правовой работы в секторе валютно-финансовых услуг;4) современные типовые валютно-расчетные и иные финансовые контракты в секторе финансовых услуг по обслуживанию клиентов банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых, клиринговых и других финансовых организаций; 5) системное договорноправовое сопровождение процедур реализации коммерческих договоренностей в секторе валютно- финансовых операций; 6) использование активов финансовых организаций в обеспечении исполнения договорных обязательств в секторе финансовых услуг для защиты от финансовых и иных имущественных рисков; 7) нормы конкурентного права ВТО в противодействии недобросовестной практики партнеров при приобрете-

3 В качестве нормативно-правовой и теоретической базы регулирования деятельности национальных государственных органов и международных финансовых организаций по конверсии внешнего долга выступают фундаментальные труды иностранных и российских ученых по системе мировых долгов, международному долговому праву, принципам управления государственным долгом, по динамике и процедурам погашения долгов посредством участия Парижского и Лондонского клуба кредиторов.

ние активов иностранных эмитентов на рынке ценных бумаг и финансовых инструментов; 8) унифицированные нормы частного валютного права ВТО /МВФ в финансовом секторе и нормы «мягкого права» в регулировании рынка финансовых услуг

Одним из важнейших факторов, способствующих исполнению государствами их международных финансовых обязательств являются конверсионно-обменные операции по погашению внешних долгов с использованием финансовых инструментов.4

В сложных современных финансовых условиях механизм валютной конверсии долгов, то есть замены одних договорных условий погашения валютных обязательств государств на другие с использованием финансовых инструментов, снижает риски транснациональных финансовых конфликтов, улучшая положение государств-должников либо в текущем финансовом положении, либо с точки зрения перспективы и, обеспечивая инвестиционные и иные финансовые интересы государств-кредиторов. Однако международные коммерческие операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами по взаимным зачетам встречных обязательств и расчетам активами на межгосударственном и частном уровне часто становятся «альтернативной», а иногда и «теневой» платежной системой в мировом валютном и фондовом обороте.

Неурегулированность погашения валютных долговых обязательств на уровне универсальных конвенций ООН привела к тому, что международные нормы, регулирующие оборот долговых обязательств государств на мировых финансовых рынках, воплощаются преимущественно к нормах «гибкого права».5 Такие нормы выступают как унифицированные и гармонизированные правила и своды рекомендаций, принципов, обычаев и стандартов международных финансовых организаций ассоциативного (клубного типа).6 Однако, их международно-правовая природа, как источников международного, банковского права, международного долгового права, международного права оборота ценных бумаг, международного инвестиционного и валютного права не бесспорна, поскольку они преимущественно принимаются неправительственными международными структурами, являясь актами неофициальной кодификации.7

Следует отметить особую роль секьюритизации (выпуска и обмена) активов в обеспечении процессов

4 Петрова Г. В. Международно - правовые и финансовые условия осуществления государствами конверсии внешних долгов // Финансовый журнал.- № 2 .- 2013.-С.115-123

5 Berger К.Р. Transnational Commercial Law in the Age of Globalisation // Saggi, conferenze e seminare 42. - Roma, 2001. P.32. Shihata I International invest process in contemporary courts // International trade, Teubner G. // Rechtshistorisches Journal. - 1996. -C.54. Петрова Г.В. Международное финансовое право. - М.: Юрайт, 2011. - С.34.; Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки. - М.:Волтерс Клувер, 2009.

6 Группа государств, входящих в Парижский клуба кредитов устанавливает примерный порядок регулирурования международных долговых расчетов путем конверсионно-обменных операций «долг в обмен на помощь», «долг в обмен на инвестиции» и др.

7 Международные нормы и принципы регулирования погашения денежных обязательств в международных расчетах содержат: Рекомендации международной комиссии по рынку ценных бумаг 1999; Унифицированные правила международных клиринговых расчетов Всемирной клиринговой палаты; Модельный кодекс добросовестного поведения транснациональных корпораций на национальных рынках; Рекомендации международного форума финансовой стабильности при участии МВФ, МБРР, МАР; Унифицированные правила Международной торговой палаты о гарантиях по требованию 2010г., Общие принципы банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору 1998 -2006 г. и др

260

ФОРМИРОВАНИЕ ДОКТРИНЫ ВАЛЮТНОГО ПРАВА

Петрова Г.В.

конверсии валютных долгов и становления новых норм о валютном регулировании на рынке ценных бумаг.

Во-первых, секьюритизация, включая эмиссию облигаций, элементы валютного клиринга, заключение срочных контрактов поставки финансовых инструментов, является новым финансово-экономическим и договорно-правовым механизмом конверсии «иностранные инвестиции в обмен на долги» и с гражданскоправовых позиций рассматривается как финансирование под уступку денежного требования с использованием инструментов денежного рынка, рынка ссудных капиталов, банковские кредитно-расчетных инструментов, облигаций инвестиционных фондов и еврооблигаций

Во-вторых, секьюритизация оживляет кредитный рынок и рынок ценных бумаг, стимулируя выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств), подтверждающих право на собственность или обязательства должника, поэтому в большинстве случаев такие новые инструменты определяются как обеспеченные активами ценные бумаги (asset-backed securities). Для государств с большим внешним долгом это возможность обменять внешний долг на национальные активы, приобретаемые иностранными инвесторами страны-кредитора.

В третьих, под секьюритизацией задолженности понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты (ценные бумаги) с элементами международного факторинга. Любой кредитор (или должник) вправе секьюритизировать свои активы (или долги), а успех такой конверсионно-обменной операции будет зависеть от: готовности рынка принять дополнительный риск; состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств, источником погашения которых являются старые долги.

Опыт Европейского Союза и других интеграционных сообществ по активизации международных конверсионно-обменных операций с внешними долгами включает отработанные международно-правовые и гражданско-правовые договорные процедуры конверсии обязательственных отношений в международной практике долговых конверсионно - обменных операций государств ЕС, минимизируя при этом риски неисполнения договорных обязательств в международной банковской и иной международной деятельности на рынке финансовых услуг посредством усиленных гарантий, резервирования финансовых активов и создания резервных фондов.

Как показывает опыт ЕС, как правило, в свопах по обмену долга на акции государства-кредиторы отказываются от своих договорных прав в отношении государства-должника, не исполняющего свои обязательства, в обмен на определенную долю акций коммерческой или финансовой организации страны-должника с государственным участием. Главное преимущество данной операции состоит в том, что она позволяет конвертировать внешний долг государства-должника в акции корпорации или акционерного общества под юрисдикцией государства-должника посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций под юрисдикцией государства-кредитора.

Для сравнительно-правового анализа положительного зарубежного опыта конверсионно-обменных операций с финансовыми инструментами (свопов) по конверсии внешних долгов иностранных государств перед Российской Федерацией необходимо сопоставить тен-

денции развития норм российского гражданского, корпоративного, банковского, валютного законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг, сравнивая его с адекватными нормами законодательства Европейского Союза.

Особенно это актуально применительно к регулированию структуры долевой (акционерной) собственности фондовых бирж, клиринговых организаций, инвестиционных фондов и других организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это важно, поскольку количество российских эмитентов, выходящих на внутренний рынок Европейского Союза, и иностранных эмитентов на российском рынке выросло за последние годы в несколько раз и отсутствие понимания тенденций развития права Европейского Союза усложняет конверсионно-обменные операции на рынке ценных бумаг.

В российской финансовой системе отношения межгосударственные (отношения, регулируемые договорами и соглашениями о валютных расчетах, кредитовании, предотвращении двойного налогообложения, взаимной защите инвестиций, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами) тесно связаны с отношениями обеспечения финансовой стабильности российской банковской и валютной системы.

Международный опыт показывает, что процесс конверсии долга дает возможность стране-дебитору, во-первых, сократить объем или снизить темпы роста внешнего долга. Во-вторых, этот процесс выступает как средство привлечения «беглого» капитала и прямых иностранных инвестиций. В-третьих, при проведении обмена долга на акции появляется возможность перейти от потери процентов и основной суммы по долговым облигациям к отсроченным и менее строгим выплатам, которые сопровождаются прямыми частными инвестициями.

Мировая практика показывает, что своп начинается тогда, когда кредитор переводит долг правительственному учреждению в обмен на определенную сумму денег в местной валюте. Вместо перечисления наличности непосредственно инвестору это правительственное учреждение открывает счет в центральном банке или другом соответствующем учреждении на определенную сумму на имя инвестора (если суверенный заемщик не является должником и правительственное учреждение действует просто в качестве агента должника, должник переведет деньги на этот счет). В результате этой сделки долг аннулируется и отношения между кредитором/инвестором и заемщиком прекращаются. 8

Конверсия долга стимулирует инвестирование, давая возможность правительству предлагать выгодный валютный обменный курс новым инвесторам, заинтересованным в участии в общем экономическом развитии страны или в разработке таких конкретных правительственных инициатив, как программы приватизации. В этом случае главный интерес для страны-должника представляет характер и качество валютных инвестиций, причем в количественном отношении конверсия долга приобретает второстепенное значение. Страны, заинтересованные в использовании конверсии долга для стимулирования инвестиций, должны разработать программы, в которых оговаривается прибыль для инвесторов, желающих вложить капита-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Журнал «Рынок ценных бумаг», http://www.rcb.ru/rcb/2006-

18/7898/

261

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

лы в конкретные секторы экономики на продолжительный период времени.

Существенным шагом в создании валютно-

платежной системы ЕАЭС мирового уровня была организация ЕврАзийского банка развития (ЕАБР), который является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торговоэкономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает 1,5 млрд. долларов США. Государствами-участниками Банка являются Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Армения и Кыргызская Республика.

Возможности применения между странами ЕврАзЭС опыта мировой практики конверсионно-обменных операций с использованием финансовых инструментов, капиталов, товаров и инвестиций показывает, что российский и иной инвестор ЕАЭС, который становится держателем долговых обязательств, подлежащих конверсии, должен провести переговоры о свопе с соответствующим правительственным учреждением, ведающим программой обмена долговых обязательств на акции, например, с центральным банком, казначейством или соответствующим министерством. В соглашении по результатам этих переговоров должны конкретно указываться практические механизмы осуществления погашения долга путем валютного свопа.

Кроме того международное валютное право претерпевает новый этап своего системного переосмысления в связи с новыми информационными технологиями электронных валютных расчетов и электронных денег.

Список литературы:

1. Статьи Соглашения о Международном Валютном Фонде. / КонсультантПлюс.ааа/сопсиКап!- plus

2. Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от 29 мая 2014 года www/concultant- plus

3. Directive 2004/109/EC of the European Parliament

and of the Council of 15 December 2004 on the harmonisation of transparency requirements in relation to information about issuers whose securities are admitted to trading on a regulated market and amending Directive 2001/34/EC. OJ L 390, 31.12.2004, p. 38-57

www/concultant- plus

4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

5. Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»,

6. Зенкин И.В. Право ВТО. Курс лекций. М. академия внешней торговли. 2011.

7. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учебник. М.: Высшая школа экономики. 2012

8. Петрова Г.В. Устранение пробелов финансового права на национальном и международном уровне -условие обеспечения экономической безопасности государств / Пробелы в российском законодательстве № 6 2011

9. Петрова Г.В. Конституционные основы финансового права России и проблемы имплементации международно-правовых норм о торговле финансовыми услугами права Всемирной Торговой Организации (ВТО) в российское законодательство / Бизнес в законе. № 6 2013

10. Петрова Г.В. Международное финансовое право. М. Юрайт 2015

11. Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации. М.:Юрайт 2012.

Literature list:

1. The articles of Agreement of the International Monetary Fund. www/concultant- plus

2. Agreement for organization of EvroAzian Ecomomic Union 2014/ www/concultant- plus

3 Directive 2004/109/EC of the European Parliament and of the Council of 15 December 2004 on the harmonisation of transparency requirements in relation to information about issuers whose securities are admitted to trading on a regulated market and amending Directive 2001/34/EC. OJ L 390, 31.12.2004, p. 38-

57www/concultant- plus

4. Federal law of 10 December 2003 №173-FZ «On currency regulation and currency control»

5. Federal law of the Russian Federation dated 22 April 1996 no. 39-FZ «On securities market»,www/concultant-plus

6. Zenkin I.V. WTO Law. Course of lectures. M. Academy of foreign trade. 2011.

7. Erpeleva N. J. International banking law: Textbook. M: state University-Higher school of Economics. 2012

8. Petrova G V. Removal gaps in national and international financial law and provision of economics security of the states / Gaps in Russian legislation № 6 2011

9. Petrova G V. Constitutional basics of financial law of Russia and implementation problems international legal norms by financial services trade World Trade Organization (VTO) in Russian legislation / Business in law № 6 2013

10. Petrova G V. International financial law. M:Yurayt. 2015

11. Shumilov V.M. Law of the world trade organization. M:yurayt 2012.

Рецензия

на статью Петровой Г.В. Формирование российской доктрины международного валютного права в контексте мировых проблем трансформации международной валютно-финансовой системы

Статья написана по актуальным проблемам международного частного права и международного финансового права, связанным с реформой мировой валютной системой. Она представляет собой концептуальные подходы к пониманию международного валютного права как самостоятельной подотрасли международного частного права, регулирующей валютно-

расчетные, валютно-кредитные, валютные долговые и иные валютно-финансовые отношения на международных рынках финансовых услуг.

Автор проявляет исключительное понимание, ранее не озвученное в науке, особого места международного частного валютного права как механизма унифицированного и коллизионного регулирования трансграничных валютных операций. Статья является интересным и полезным исследованием и может быть опубликована в журнале по списку ВАК.

Заведующий кафедрой международного и административного права Института международного права и экономики имени А.С.Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент Ступаков В.И.

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.