Научная статья на тему 'Становление Нового банка развития БРИКС и его конкурентоспособность на валютном рынке'

Становление Нового банка развития БРИКС и его конкурентоспособность на валютном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1492
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / БРИКС / МВФ / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРСПЕКТИВА / NEW DEVELOPMENT BANK / CURRENCY RESERVES / BRICS / IMF / THE WORLD BANK / INFRASTRUCTURE / COMPETITION / COOPERATION / PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Наталья Владимировна, Чернышов Максим Александрович

В данной статье рассматривается становление нового банка развития БРИКС. Исследуются предпосылки создания банка, в сложившейся экономической ситуации, а именно, инфраструктурные проблемы некоторых участников БРИКС, а в дальнейшем, будущих учредителей НБР. Рассмотрено образование банка, его финансовые характеристики, пул валютных резервов с его функционалом, а также обозримые перспективы банка на международной арене. Отражены существующие сложности, включая отсутствие общих границ у участников и растущее влияние Китая. Проработаны мнения экспертов по вопросу альтернативы Нового банка развития западным финансовым структурам, показана заинтересованность укрепления политической составляющей сотрудничества стран БРИКС, а также желание изменить нынешнее положение дел. Проведен сравнительный анализ НБР с другими международными организациями, которые могут быть конкурентами банку БРИКС, такие как АБР, МВФ, и Всемирный банк. Обговариваются плюсы и минусы каждой организации. В целях формирования и укрепления потенциала БРИКС представлены несколько направлений деятельности. Приоритетными действиями НБР будет поддержка проектов экономического роста и предоставление для этих целей доступного долгосрочного финансирования, что позволит обеспечить устойчивость инфраструктурных проектов Банка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NEW DEVELOPMENT OF BRICS AND ITS COMPETITIVENESS ON THE CURRENCY MARKET

This article discusses the formation of a new development bank of BRICS. We have considered the background of creation of the bank in this economic situation, which are infrastructure problems of some country-member and future founders. We reviewed the creation of the bank, the official start of its work, financial characteristics, pool of currency reserves, pool of foreign exchange reserves, which has the functions and short-terms perspective of bank in international scene. We have reflected the existing difficulties, including a lack of common borders among the participants and the growing influence of China. We processed the opinions of experts about an alternative to the New Development Bank by Western financial institutions, which show the interest of strengthening the political component of the BRICS cooperation and the desire to change the current situation. We have conducted a comparative analysis of the New Development Bank and other international organizations which can serve to BRICS bank competitors such as the ADB, the IMF and the World Bank. Here we talk about the advantages and disadvantages of each organization. In order to form and strengthen the potential of BRICS we have presented several lines of activities. NDB should support projects for economic growth and provide for this purpose the long-term financing available, which will ensure the stability of the infrastructure projects of the Bank

Текст научной работы на тему «Становление Нового банка развития БРИКС и его конкурентоспособность на валютном рынке»

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

1

УДК 339.923

08.00.00 Экономические науки

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО БАНКА РАЗВИТИЯ БРИКС И ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ

Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор

Чернышов Максим Александрович Аспирант

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В данной статье рассматривается становление нового банка развития БРИКС. Исследуются предпосылки создания банка, в сложившейся экономической ситуации, а именно, инфраструктурные проблемы некоторых участников БРИКС, а в дальнейшем, будущих учредителей НБР. Рассмотрено образование банка, его финансовые характеристики, пул валютных резервов с его функционалом, а также обозримые перспективы банка на международной арене. Отражены существующие сложности, включая отсутствие общих границ у участников и растущее влияние Китая. Проработаны мнения экспертов по вопросу альтернативы Нового банка развития западным финансовым структурам, показана заинтересованность укрепления политической составляющей сотрудничества стран БРИКС, а также желание изменить нынешнее положение дел. Проведен сравнительный анализ НБР с другими международными организациями, которые могут быть конкурентами банку БРИКС, такие как АБР, МВФ, и Всемирный банк. Обговариваются плюсы и минусы каждой организации. В целях формирования и укрепления потенциала БРИКС представлены несколько направлений деятельности. Приоритетными действиями НБР будет поддержка проектов экономического роста и предоставление для этих целей доступного долгосрочного финансирования, что позволит обеспечить устойчивость инфраструктурных проектов Банка

Ключевые слова: НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ, ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ, БРИКС, МВФ, ВСЕМИРНЫЙ БАНК, ИНФРАСТРУКТУРА, КОНКУРЕНЦИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ПЕРСПЕКТИВА

UDC 339.923 Economics

FORMATION OF THE NEW DEVELOPMENT OF BRICS AND ITS COMPETITIVENESS ON THE CURRENCY MARKET

Klimova Natalia Vladimirovna Doctor of Economic science, professor

Chernyshov Maksim Aleksandrovich Post-graduate student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

This article discusses the formation of a new development bank of BRICS. We have considered the background of creation of the bank in this economic situation, which are infrastructure problems of some country-member and future founders. We reviewed the creation of the bank, the official start of its work, financial characteristics, pool of currency reserves, pool of foreign exchange reserves, which has the functions and short-terms perspective of bank in international scene. We have reflected the existing difficulties, including a lack of common borders among the participants and the growing influence of China. We processed the opinions of experts about an alternative to the New Development Bank by Western financial institutions, which show the interest of strengthening the political component of the BRICS cooperation and the desire to change the current situation. We have conducted a comparative analysis of the New Development Bank and other international organizations which can serve to BRICS bank competitors such as the ADB, the IMF and the World Bank. Here we talk about the advantages and disadvantages of each organization. In order to form and strengthen the potential of BRICS we have presented several lines of activities. NDB should support projects for economic growth and provide for this purpose the long-term financing available, which will ensure the stability of the infrastructure projects of the Bank

Keywords: NEW DEVELOPMENT BANK, CURRENCY RESERVES, BRICS, IMF, THE WORLD BANK, INFRASTRUCTURE, COMPETITION, COOPERATION, PERSPECTIVE

Глобализация экономики оказывает значительное влияние на развитие мировой банковской системы как неотъемлемой составной части финансовой системы. Банковские структуры в современных условиях не только оказывают влияние на движение потоков корпоративных ресурсов,

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

2

но и обеспечивают кредитное финансирование на национальном и международном уровнях. Крупнейшие банковские структуры принимают непосредственное участие в международных банковских операциях, включая организацию консорциумов с банками других стран [1]. Одним из таких примеров может служить создание Нового банка развития БРИКС.

В 2001 году, при создании аббревиатуры БРИК, не предполагалось, что страны-участники образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию. Однако со временем появились признаки, что страны БРИК, а с 2011 года - БРИКС, стремятся сформировать некий «политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать свою растущую экономическую перспективу в большее геополитическое влияние. Таким примером является создание Нового банка развития БРИКС и пула валютных резервов, которые в будущем обещают быть привлекательными для потенциальных инвесторов.

Банк развития БРИКС (НБР БРИКС) — международная финансовая организация, которая будет управляться странами-членами БРИКС. Начало работы банка планируется в 2015—2016 гг. Декларация о создании Банка развития БРИКС подписана странами-участницами организации по итогам саммита в городе Форталеза, который проходил с 15 по 17 июля 2014 года. Банк будет в основном специализироваться на инфраструктурных проектах на территориях стран-участниц БРИКС. Также был создан пул валютных резервов. На первом этапе капитал Банка развития БРИКС составит $100 миллиардов. Штаб-квартиру планируется организовать в Шанхае, а первым президентом банка станет выходец из Индии [2].

Новый банк развития планируется противопоставить Всемирному банку и схожим региональным фондам, но сможет ли НБР эффективно конкурировать со сформировавшимися финансовыми институтами? Сможет ли создать определенную независимость БРИКС от внешних факто-

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

3

ров, поднять инвестиционную привлекательность на международной арене, в условиях отдаленности и различий в экономике стран БРИКС.

К настоящему моменту государства пятерки уже начали утрачивать то главное, что их первоначально объединяло: чрезвычайно высокую динамику экономического развития.

Эксперты отмечают существование у стран БРИКС разных проблем.

По словам эксперта консалтинговой компании Shifting Wealth профессора Хельмута Райзена у Южной Африки на протяжении целого ряда лет были самые низкие темпы экономического роста в рамках БРИКС, в Индии, «значительная часть населения продолжает пребывать в крайней бедности», в Бразилии остро чувствуется растущий бюджетный дефицит. Зато, возможно, страны объединяет наличие общего конкурента.

Проблема развития инфраструктуры имеет существенное значение не только для БРИКС, но и для других развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой. Логично предположить, что основными получателями средств Банка станут как сами страны-учредители, так и их наиболее приоритетные партнеры. Следует отметить, что отдельные инфраструктурные проблемы существуют не только у партнеров, но и во всех странах БРИКС.

Среди стран БРИКС с наибольшими инфраструктурными проблемами сталкивается Индия, где доступ к сети интернет, весьма ограничен, даже по отношению к ЮАР (таблица 1), поэтому для нее развитие крупных инфраструктурных проектов имеет приоритетное значение [7].

Таблица 1- Уровень развития инфраструктуры в странах БРИКС

Инфраструктура Россия Бразилия Китай Индия ЮАР

Количество авиаперевозок (2014 г.) 67440 958782 3073450 681063 185963

Доступ к сети Интернет (число подписок на 100 чел., 2013 г.) 16,62 10,08 13,63 1,16 3,06

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

4

На сегодня между участниками группы действуют двусторонние договоренности, касающиеся финансирования программ развития. В частности, заключены соглашения о валютных свопах (Китай - Бразилия) и о двусторонних займах (Китай - Южная Африка).

Страны БРИКС вполне могли бы финансировать программы развития и на двусторонней основе, однако у них были стимулы к созданию банка, такие как необходимость разделения рисков и повышение легитимности их сотрудничества.

Идея создания банка принадлежит Индии, которая предложила таким образом повысить роль БРИКС в мировой экономике и поддержать развивающиеся страны.

Банк открыт для принятия новых участников из числа членов ООН, но доля БРИКС не будет снижаться ниже 55%. Все решения будут приниматься специальным большинством, предполагающим поддержку четырех из пяти представителей государств БРИКС, или двумя третями голосов. Заработать банк может уже в следующем году, если все участники успеют ратифицировать необходимые документы и предусмотреть в бюджетах необходимые суммы.

Эксперты считают, что банк БРИКС задуман, как альтернатива западным финансовым структурам. Негласное противостояние между БРИКС и МВФ идет давно. Новый Банк предполагает увеличение доли стран БРИКС в капитале МВФ на 3,46 процентных пункта - до 14,18%. Доля России при этом вырастет на 0,22 пункта и составит 2,71%. Китай по квотам займет третье место после США и Японии, Индия - восьмое, а Бразилия - десятое. В результате пересмотра понижается доля США, поэтому Конгресс до сих пор не ратифицировал решение о пересмотре квот. И даже новое предложение по квотам, когда доля страны зависит от ее доли в мировом ВВП, тоже пока не нашло одобрения.

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

5

Пул валютных резервов БРИКС - это несколько другая структура. Её совокупный капитал также составит $100 млрд. Оплаченный капитал предназначен для кредитования инфраструктурных проектов. В свою очередь, пул валютных резервов создается для стабилизации национальных валют в условиях волатильности финансовых рынков.

Из общего объема в 100 миллиардов долларов Китай взялся внести 41 миллиард, Россия, Бразилия, Индия - по 18 млрд., а ЮАР - 5 миллиардов долларов. При этом востребовать из Пула Россия, Бразилия и Индия смогут столько же, сколько внесли, а Китай - только половину своего взноса. Зато ЮАР - в два раза больше [5].

В связи со становлением Нового банка развития, БРИКС, уже в самом начале испытывает некоторые сложности. У стран БРИКС нет общих границ, и существуют региональные противоречия. Вместе с тем Россия видит риск в растущем влиянии Китая в Центральной Азии и опасается дальнейшего массового заселения китайцами слабо освоенных регионов Сибири и Дальнего Востока. Одновременно у Китая из-за пограничных конфликтов весьма напряженные отношения с Индией. Китай с одной стороны пугает других членов группы БРИКС своей экономической мощью, а с другой дает значительный толчок к экономическому развитию БРИКС, и что немаловажно дает им пример.

И, несмотря на это, БРИКС может стать ядром движения, к которому подключатся намного больше стран с развивающимися рынками, в связи с глобализацией современного мира. Страны БРИКС заинтересованы в укреплении политической составляющей своего сотрудничества, для чего будет расширяться практика взаимных консультаций и совместных действий в международных организациях, а также БРИКС хотят изменить нынешнее положение дел, когда мировая валютная система зависит от американской валютной политики.

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

6

До саммита этого года у стран БРИКС практически не было выступлений на мировой арене в качестве единого блока. Скорее можно говорить о лояльности и ситуативных союзах. Так все государства БРИКС воздержались при голосовании в ООН за осуждение российской агрессии в Украине.

В июле 2015 года, в Шанхае состоялась церемония официального начала работы Нового банка развития, на которой присутствовали главы и представители стран БРИКС. На этой церемонии представители стран осветили наиболее важные первоначальные действия и перспективы Банка.

Только благодаря совместным усилиям всех участников банка, Новый банк развития БРИКС сможет стать профессиональным, эффективным, прозрачным, многосторонним институтом развития нового образца и внесет значимый вклад в инфраструктурное строительство и устойчивое развитие зарождающихся экономик и развивающихся стран.

Также Новому банку развития БРИКС необходимо на основе опыта существующих многосторонних банков развития инновационными методами снижать расходы, повышать эффективность, удовлетворять требования клиентов с неодинаковым уровнем развития и приспосабливаться к мировой экономической ситуации [6].

Рассмотрим основных конкурентов Нового Банка Развития БРИКС более подробно (таблица 2) [3].

Таблица 2 - Основные конкуренты Нового Банка Развития

М-н Орг./

Сравни- Число

тельные Мандат Финансы стран

характе- членов

ристики

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

7

Новый Банк Развития БРИКС Банк направлен на финансирование инфраструктурных проектов в развивающихся странах Стартовый капитал в $50 млрд. разделен поровну между пятью членами-учредителями, с $10 млрд. наличными и $40 млрд. в виде гарантий. Еще $50 млрд., как ожидается, будут внесены другими государствами, которые присоединятся. 5

МВФ Осуществляет надзор за международной валютной системой Способствует стабильности обмена и упорядоченности отношений обмена между странами-членами Помогает всем членам, которые оказываются во временных трудностях платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов Пополняет валютные резервы своих членов через распределение СДР (специальные права заимствования), 204 млрд, СДР (около $316 млрд.) Черпает свои финансовые ресурсы главным образом из квоты подписки стран-членов 182

Всемирный банк Стремится содействовать экономическому развитию беднейших стран мира Оказывает помощь развивающимся странам посредством долгосрочного финансирования проектов и программ развития Обеспечивает специальную финансовую помощь через Международную Ассоциацию Развития в беднейших развивающихся странах, чей ежегодный ВВП на душу населения составляет менее $865 Поощряет частные предприятия в развивающихся странах через свои филиалы, Международную Финансовую Корпорацию $184 млрд. уставного капитала, из которых члены платят около 10%. Приобретает большинство своих финансовых ресурсов путем заимствования на международном рынке облигаций. 180

АБР АБР помогает развивающимся странам-членам в борьбе с бедностью путем предоставления займов, технической помощи и грантов для широкого спектра деятельности в области развития. Фокусируется на пяти ключевых областях деятельности: инфраструктура; окружающая среда, включая измене- $165 млрд. Капитал АБР вырос в три раза, с $55 млрд. в 2009 году. Привлекает средства посредством выпуска облигаций, также полагается на членские взносы, нераспределенную при- 67

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

8

ние климата; региональное сотрудничество и интеграция; развитие сектора финансов; образование.

АБР стал первой многосторонней организацией, имеющей утвержденную Советом директоров политику управления для помощи в целях развития, в полной мере отвечающей интересам бедных.

быль, как от кредитных операций, так и погашения кредитов

Из таблицы 2 видно, что мандат банка БРИКС отличается узкопро-фильностью, но от этого предполагает большую прозрачность и контроль со стороны выполнения обязательств. Финансы банка БРИКС, в соответствии с уставом, скооперированы долей не меньшей 55% от стран БРИКС и доля не снизится при присоединении к Новому Банку Развития новых членов. Также из плюсов для БРИКС можно добавить, что кроме банка, пять стран решили создать $100 млрд. валютных резервов, чтобы помочь странам предотвратить краткосрочные проблемы с ликвидностью.

Но не стоит и переоценивать Новый Банк Развития БРИКС. Ведь все перспективы и преимущества банка БРИКС попадают в среду сложившихся, устойчивых финансовых институтов, которые не только являются сильнейшими соперниками, но также могут не дать конкурировать Новому Банку вовсе [4].

Несмотря на снижение темпов роста и бюджетного дефицита в некоторых странах БРИКС, у Нового Банка Развития есть все предпосылки внести значимый вклад в инфраструктурное строительство и устойчивое развитие зарождающихся экономик и развивающихся стран и стать институтом развития нового образца. Но в своих действиях руководство Банка должно основываться на филигранной осторожности и эффективности действий, иначе такие конкуренты как МВФ, Всемирный банк, АБР могут просто затмить банк БРИКС как крупный бизнес - малый.

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

9

Новый банк развития, безусловно, будет дополнять, а не замещать существующие финансовые институты в рамках сотрудничества как с государственным, так и с частным сектором. В целях формирования и укрепления потенциала в этой сфере страны-учредители могли бы работать по следующим направлениям.

Во-первых, достижение целей Банка в долгосрочной перспективе будет зависеть от двух переменных - надежности финансирования и объема имеющихся ресурсов. На практике это условие может быть выполнено за счет как государственного, так и частного финансирования. Государственные ресурсы будут обеспечивать гарантии, доступность, долгосрочную устойчивость и цикличность финансирования, в то время как частные -масштаб и диверсификацию кредитования.

Во-вторых, в долгосрочной перспективе функции Банка не должны ограничиваться предоставлением только инфраструктурных кредитов. Банк должен поддерживать проекты экономического роста и предоставляя для этих целей доступное долгосрочное финансирование. Это позволит обеспечить устойчивость проектов Банка.

В-третьих, чтобы получить общественную поддержку и международное признание, процесс принятия кредитных решений должен быть открытым и прозрачным. Достижению этой цели может способствовать внедрение внутренней и внешней систем мониторинга и оценки реализации Банком проектов/программ.

Таким образом, Банк БРИКС является многосторонним финансовым институтом, который будет кредитовать проекты развития. Клиентами являются правительства стран-членов, которые также являются его акционерами. Среди стран БРИКС с наибольшими инфраструктурными проблемами сталкивается Индия. Именно она была инициатором создания банка. Сравнительный анализ НБР с другими международными организациями, показал, что банк, безусловно, будет дополнять, а не замещать существу-

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

10

ющие финансовые институты. В целях формирования и укрепления потенциала БРИКС представлены несколько направлений деятельности. Приоритетными действиями будет поддерживать проекты экономического роста и предоставлять для этих целей доступное долгосрочное финансирование, что позволит обеспечить устойчивость инфраструктурных проектов Банка.

Литература

1. Климова Н.В. Трансформация мировой банковской системы через призму глобальных дисбалансов // Н.В. Климова. - Экономика и предпринимательство - М.: Редакция журнала «Экономика и предпринимательство» - 2014. - № 5-1 (46-1). - С. 112-115

2. Сайт свободной энциклопедии [электронный ресурс]: информационный сервер - режим доступа к изд.: http://ru.wikipedia.org

3. Сайт журнала БРИКС [электронный ресурс]: информационный сервер - режим доступа к изд.: http://bricsmagazine.com/ru

4. Сайт новостей российской экономики, политики и общества [электронный ресурс]: информационный сервер - режим доступа к изд.: http://ftimes.ru/

5. Сайт информационный портал [электронный ресурс]: информационный сервер - режим доступа к изд.: http://news.bigmir.net/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сайт новостей Российского информационного агентств [электронный ресурс]: информационный сервер - режим доступа к изд.: http://ria.ru/economy/

7. Сайт Всемирного банка [электронный ресурс]: информационный сервер -режим доступа к изд.: http://www.worldbank.org/

The list of reference:

1. 1. Klimova N.V. Transformacija mirovoj bankovskoj sistemy cherez prizmu global'nyh disbalansov // N.V. Klimova. - Jekonomika i predprinimatel'stvo - M.: Redakcija zhurnala «Jekonomika i predprinimatel'stvo» - 2014. - № 5-1 (46-1). - S. 112-115

2. 2. Sajt svobodnoj jenciklopedii [jelektronnyj resurs]: informacionnyj ser-ver -rezhim dostupa k izd.: http://ru.wikipedia.org

3. 3. Sajt zhurnala BRIKS [jelektronnyj resurs]: informacionnyj server - re-zhim dostupa k izd.: http://bricsmagazine.com/ru

4. 4. Sajt novostej rossijskoj jekonomiki, politiki i obshhestva [jelektronnyj resurs]: informacionnyj server - rezhim dostupa k izd.: http://ftimes.ru/

5. 5. Sajt informacionnyj portal [jelektronnyj resurs]: informacionnyj ser-ver -rezhim dostupa k izd.: http://news.bigmir.net/

6. 6. Sajt novostej Rossijskogo informacionnogo agentstv [jelektronnyj resurs]: informacionnyj server - rezhim dostupa k izd.: http://ria.ru/economy/

7. 7. Sajt Vsemirnogo banka [jelektronnyj resurs]: informacionnyj server - rezhim dostupa k izd.: http://www.worldbank.org/

http://ej .kubagro.ru/2015/10/pdf/91 .pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.