Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА С 2021 ПО 2024 ГОД'

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА С 2021 ПО 2024 ГОД Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая гармонизация / Республика Беларусь / Россия / политическое развитие / политическая интеграция / Союзное государство / political cooperation / Republic of Belarus / Russia / political development / political integration / union state

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емельянов Даниил Евгеньевич

Производится анализ гармонизации политического развития современной России и Республики Беларусь в рамках укрепления интеграционных связей Союзного государства. Среди перспективных направлений межгосударственной политики рассмотрены IT-сфера, космическая отрасль, промышленность, фармацевтическая отрасль и другие мероприятия в рамках союзных программ. Обозначены новые возможности и преимущества развития отраслей Союзного государства России и Республики Беларусь. Обозначены политические инновации Союзного государства и путей решения проблем к углублению политической интеграции как продолжения политического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN MODERN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONTEXT OF THE POLITICAL INTEGRATION OF THE UNION STATE FROM 2021 TO 2024

The analysis of political and complex cooperation as a significant factor in the development of modern Russia and the Republic of Belarus within the framework of strengthening ties of the Union State is carried out. Among the promising areas of interstate policy, the IT sphere, the space industry, industry, the pharmaceutical industry and other activities within the framework of the union programs are considered. New opportunities and advantages of the development of industries of the Union State of Russia and the Republic of Belarus are outlined. Interstate cooperation between Russia and Belarus and their innovative development is considered as a continuation of political development and deepening of political integration.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА С 2021 ПО 2024 ГОД»

in the military and spiritual spheres have been identified. Particular attention is paid to the influence of interstate confrontation on the national security of the Russian Federation, the justification of options for the further development of events in the world system

Key words: interstate confrontation, armed conflicts, national security of the state, challenges and threats, variants of development of events in the world system

Kopylov Igor Aleksandrovich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Corresponding Member of the Academy of Military Sciences, dxharald@mail.ru, Russia, Moscow, Academy of Military Sciences,

Tolstykh Vladimir Vladimirovich, Candidate of Military Sciences, oficer.1978@mail.ru, Russia, Moscow, Academy of Military Sciences

УДК 321 DOI: 10.24412/2071-6141-2024-2-38-48

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА С 2021 ПО 2024 ГОД

Д.Е. Емельянов

Производится анализ гармонизации политического развития современной России и Республики Беларусь в рамках укрепления интеграционных связей Союзного государства. Среди перспективных направлений межгосударственной политики рассмотрены сфера, космическая отрасль, промышленность, фармацевтическая отрасль и другие мероприятия в рамках союзных программ. Обозначены новые возможности и преимущества развития отраслей Союзного государства России и Республики Беларусь. Обозначены политические инновации Союзного государства и путей решения проблем к углублению политической интеграции как продолжения политического развития.

Ключевые слова: политическая гармонизация, Республика Беларусь, Россия, политическое развитие, политическая интеграция, Союзное государство.

В настоящее время Республика Беларусь и Россия тесно сотрудничают в политическом, экономическом, культурном плане, активно развиваются двусторонние отношения в условиях сближения и политической интеграции.

Значительный аспект гармонизации межгосударственных отношений двух государств в настоящее время как предмет исследования недостаточно изучен. Однако в контексте политического развития Союзного

государства как межгосударственной политической системы вопрос является актуальным. По мнению Ф. Бурлацкого и В. Чиркина, экономическое господство и экономические средства определяют структуру и политическое развитие системы, порядок и осуществление власти, работу политических институтов и продвижение ценностей [1]. Кроме того, для России и Беларуси как для единой сложносоставной системы Союзного государства важно находить новые точки сближения и пути преодоления противоречий, не ограничиваясь сугубо политическими вопросами.

За последние годы политическое сотрудничество России и Беларуси вышло на новый этап развития в контексте укрепления связей Союзного государства. Отметим увеличение частоты политических контактов, возросшую роль Республики Беларусь в процессе принятия некоторых политических решений России (экспедиции на неизведанные территории вечной мерзлоты, разрешение военного противостояния ЧВК «Вагнер» и армии России летом 2023 года и др.). Беларусь стала арбитром и переговорной площадкой для стран Европы (предложения в сглаживании военного конфликта с Украиной, «минская группа» ОБСЕ). Россия и Беларусь являются неотъемлемой частью европейского политического мира, что подтверждает большое число контактов с международными институтами.

Тем не менее, Россия и Беларусь на протяжении многих десятилетий не пришли к полному взаимопониманию по части вопросов политической интеграции:

• создание единой валюты Союзного государства (остается российский и белорусский рубль, а взаимный расчет происходит в иностранной валюте. Возможно, требуется масштабная институциональная и функциональная работа по слиянию двух политических и экономических систем в единое целое);

• формирование единого политического управления пространством Союзного государства (где есть единый центр политического и военного командования, а не разделение полномочий политических центров Москвы и Минска, которые договариваются между собой);

• единый «ядерный суверенитет» Союзного государства (в настоящее время с конца 2023 г. Республика Беларусь обрела статус ядерной державы при активной помощи России. В 2024 г.г. продолжаются переговоры о совместных учениях Республики Беларусь и России в отработке возможных сценариев внезапной военной агрессии «недружественных стран»);

• выработка однородной идеологии Союзного государства с учетом паритета национальных интересов России и Республики Беларусь, а также «институционального дизайна» двух политических систем и двух политических режимов (не интегрирован большой список органов политического управления Союзного государства) [3, 7, 9].

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу составляют проведенные автором количественные и качественные исследования:

• экспертное интервью (выборочная совокупность - 12 чел. экспертов разного пола, возраста, территории проживания России и Беларуси, период сбора данных: ноябрь 2023 г. - январь 2024 г.). Сфера научных интересов экспертов - выборы и политические институты, этнополитология, международные отношения, межгосударственные отношения;

• сквозной мониторинг новостей, публикаций и статей в СМИ и Интернете по темам политического и иного сотрудничества за период янв. 2021 г. - янв. 2024 г. Союзного государства России и Беларуси. Новости, публикации и заметки в СМИ и Интернете взяты за период не более 3 последних лет с использованием информационных ресурсов: Издательский дом «Беларусь сегодня», сетевое периодическое издание в Евразийском регионе «Евразия.Эксперт», информационно-аналитический портал «Спутник. Беларусь», официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства России и Беларуси, информационно-поисковая система «Яндекс» по заданным запросам);

• контент-анализ политических событий за период с января 2021 г. по январь 2024 г. в разрезе упоминаний по словам «Беларусь», «Белоруссия», «Россия и Беларусь», «Союзное государство», «Путин», «Лукашенко», «Президент Беларуси», «Президент России», «российско-белорусские» с помощью информационно-аналитического портала «РБК» и сетевого издания «РИА Новости», а также использован новостной агре-гатор «MediaMetrics» с котировками актуальных новостей за заданный период. Метод контент-анализа дополнительно выбран с целью репрезентации сквозного мониторинга.

Методологическую базу исследования составили следующие подходы: 1) институциональный. Применялся нами для проведения анализа развития и взаимодействия политических и экономических институтов, формальных и неформальных практик в условиях политико-экономического развития России и Республики Беларусь; 2) социокультурный. Использовался в контексте анализа единства и общности интересов, ценностей и культур России и Республики Беларусь; 3) системный. Подход был необходим для изучения системного построения модели инновационного и экономического сотрудничества России и Республики Беларусь в контексте Союзного государства; 4) сетевой. Применялся для проведения анализа отношений между организациями, акторами и сетевыми структурами России и Республики Беларусь.

Перейдем к данным сквозного мониторинга и контент-анализа основных политических событий современной России и Республики Беларусь с 2021 по январь 2024 г. ниже в двух таблицах.

Таблица 1

Сквозной мониторинг и контент-анализ новостей, публикаций и статей в СМИ и Интернете по темам экономического и политического сотрудничества) за период янв. 2021 г. - янв. 2024 г. Союзного государства России и Республики Беларусь

Всего (упоминания / годы) 2021 2022 2023 янв-24

Смысловой политический контекст «Россия и Беларусь» (по 9 запросам) 31 49 73 90

Таблица 2

Упоминание сотрудничества России и Беларуси в 2021 - янв. 2024 г. с подсчетом политического и иного сотрудничества

Виды сотрудничества Упоминание сотрудничества России и Беларуси в 2021 - янв. 2024 г.

Научно-техническое сотрудни- 1 4 1

чество

Экономическое сотрудничество - 1 4 1

Инновационное сотрудничество 2 4 4 3

Политическое сотрудничество 28 20 39 73

Повторяющиеся новости и события 16 10 39 31

Согласно полученным данным отметим, что 2022 и 2023 годы для современной России и Республики Беларусь отмечены наибольшей плодотворностью совместных усилий, направленных на сотрудничество. Отметим также «повторяющиеся новости и события». Автор здесь предлагает не учитывать те же самые события, мероприятия и упоминания с разными заголовками, но одинаковым содержанием с 2021 по янв. 2024 г.

Табл. 1 показывает рост влияния смыслового политического контекста «Россия и Беларусь» с 2021 по 2024 г. в динамике. То есть стало значительно больше совместных новостей про Союзное государство, а также про Беларусь как геополитическую площадку размещения совместных войск и тактического ядерного оружия, совместные учения армий Беларуси и России и т.д. Немало новостей экономического характера про двустороннее взаимодействие России и Беларуси на пути решения актуальных задач политической интеграции.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что данные в табл. 2 иллюстрируют рост похожих и родственных упоминаний экономического сотрудничества России и Беларуси в 2021 - янв. 2024 г. в контексте политического развития. Об экономическом сотрудничестве в разные годы заявлено от 2 до 4 раз в среднем в год, на 2022 и 2023 гг. приходится максимальное кол-во упоминаний - 4, что позволяет сделать вывод в укреплении политических отношений России и Беларуси за период с 2022 года по настоящее время.

По большинству обсуждаемых вопросов любого характера Россия и Беларусь находят понимание в построении общей политической стратегии.

В 2021 году российско-белорусских мероприятий в постковидный период было немного, и минимум контактов лидеров двух государств. Однако по завершении 2021 года он был признан эффективным для дальнейшего углубления политической интеграции и попыток разрешения противоречий Союзного государства на будущие годы.

Проанализируем некоторые значимые события и мероприятия, способствующие политическому развитию.

1. 2021 г. Сформированы и одобрены 28 союзных программ («дорожная карта» Союзного государства России и Республики Беларусь на ближайшие годы) на встрече двух президентов - Владимира Путина и Александра Лукашенко.

О двухстороннем политическом сотрудничестве заявлено 1 событие:

- в марте 2021 г. на базе «Белмедпрепаратов» начался промышленный выпуск российской вакцины «Спутник V». В декабре 2021 года в Беларуси начали производить вакцины «Спутник V» и «Спутник Лайт» по полному циклу производства, к 2022 году начаты поставки вакцины в Россию и страны СНГ.

В 2021 году было выдвинуто много тезисов о сотрудничестве на будущий период. 16 событий различных источников повторяют события упоминания 28 союзных программ и не используются в подсчете.

2. 2022 г. Реализация 28 интеграционных программ Союзного государства России и Республики Беларусь, подписанных в 2021 году: унификация экономического законодательства и денежно-кредитной политики, интеграции платежных систем, создание единых рынков нефти, нефтепродуктов и электроэнергии.

Проведены совместные учения вооруженных сил Беларуси и России «Союзная решимость — 2022», направленных на укрепление оборонно-промышленного комплекса и выделения дополнительных бюджетных средств на оборону.

3. 2023 г. Беларусь и Россия организовали «БелПромИнноФорум» и обсудили актуальные вопросы инновационной деятельности. Стоит отметить работу Форума инноваций «Россия - Беларусь», упоминается разра-

ботка новых материалов и механизмов, тестирование и работа искусственного интеллекта, создание новых рабочих мест в ГГ-сфере, освоение космической отрасли. ГГ-сфера как одинаково перспективная для России и Беларуси, т.к. два государства активно противостоят «цифровому неравенству» по вопросу мобильной связи, Интернета и других цифровых технологий. Это так же является одной из задач по формированию единого политического пространства Союзного государства.

4. По состоянию на янв. 2024 г. власти Беларуси заявили о намерениях увеличения поставок куриных яиц и других продуктов для России по приемлемым ценам, продолжается военное и стратегическое сотрудничество, на протяжении предшествующего 2023 года было заявлено о продолжении совместной космической программы. Поддерживаются направления 2023 года. Общее число подсчитанных новостей в 2023 - январе 2024 г. составило 163, что свидетельствует об увеличении контактов лидеров двух стран, которые положительно влияют на экономики государств (чаще всего рассматриваются экономические и интеграционные вопросы).

В то же время нами в ходе проведения контент-анализа и мониторинга новостной ленты выявлены аспекты, которые могут быть проверены в ходе проведения экспертного опроса. Экспертному сообществу для проведения анализа были представлены следующие показатели:

1) степень готовности кадров к российско-белорусскому сотрудничеству во всех сферах;

2) подсчет и обоснование вызовов и перспектив Союзного государства России и Беларуси в разных областях;

3) определение потенциала для формирования единого политического пространства Союзного государства России и Беларуси.

Таблица 3

Результаты экспертного интервью по тональности и смысловых конструкций полученных данных

№ Формулировка вопроса Распределение ответов экспертов

по тональности

Нега- Нейтраль- Положитель-

тивно но но

1 Насколько готовы кадры России и Республики Беларусь к совместному сотрудничеству в инновационной и экономической сфере? (Оцените степень готовности) 4 3 6

Окончание табл. 3

2 Перечислите и обоснуйте вызовы и перспективы Союзного государства России и Беларуси в инновационной и экономической сфере как важных факторов политического развития 2 5 5

3 Опишите политический по- 1 10 1

тенциал и возможности фор-

мирования единого научно-

технологического простран-

ства Союзного государства

России и Беларуси несколь-

кими словами, предметами,

терминами

Проанализируем данные табл. 3.

По вопросу № 1 в целом получены ответы о том, что кадры России и Республики Беларусь за последние годы стали ближе во всех сферах. Россию и Беларусь объединяет создание общего торгово-экономического пространства, что может являться путем снижения противоречий и гармонизации политического развития.

Республика Беларусь выглядит реципиентом промышленного потенциала с расширенной географией (перенимает опыт не только России, но и стран СНГ, ЕврАзЭС, африканских и азиатских государств, особо стоит отметить трехстороннее сотрудничество России, Беларуси и Китая) (подтвердили 2 эксперта из 12). Никто их экспертов не отметил развитие научной или космической отрасли, что можно считать перспективным направлением к гармонизации политических отношений.

С одной стороны, опасения в неполной готовности к сотрудничеству кадров России и Беларуси относятся к созависимости двух политических систем и экономик, а с другой стороны - часто инновации России перенимаются и рассматриваются как инновации Республики Беларусь в ситуации «младшего брата», которому Россия указывает как материально-технический, так и инновационный, политический и иной путь развития.

Также 2 из 12 экспертов оценили степень готовности как преждевременную, то есть для России, как и для Беларуси, требуется глубинное изучение вызовов и рисков, которые связаны с формированием «политической повестки» Союзного государства. В условиях сложных и накаленных политических отношений, конфронтации по всем направлениям со странами Евросоюза и США, Союзному государству России и Беларуси требуется в короткое время отвечать на риски и готовить «политическую повест-

ку». В этом случае политические отношения России и Беларуси смогут быть более независимыми и самостоятельными для принятия более эффективных дипломатических решений.

Отметим, что в вопросе № 2 основной задачей и вызовом для Беларуси, как и для России, остается переход на экономику, независимую от поставок материалов и комплектующих недружественных стран. В этом, вероятно, может косвенно заключаться политическое соперничество России как страны с достаточно разнообразной базой природных ресурсов и геополитической державы со странами Запада за право оставаться лидирующей державой предлагать свой политический путь к развитию других политических систем дружественных стран (3 эксперта обратили на это свое внимание).

Среди вызовов инноваций эксперты назвали: недостаточное финансирование инноваций, излишнее участие государства в деятельности бизнеса, зависимость двух политических систем друг от друга, тесную связь политических режимов, отток кадров в западные страны (экономической и политической элиты) за последние годы, а также риски политической зависимости от ряда азиатских и восточных стран (в первую очередь, от Китая, Турции, Индии).

Стоит предположить, что связь политических систем России и Беларуси позволяет быстрее интегрироваться в политическом и экономическом поле (общее финансирование, защита общих территорий и регионов России и Беларуси, осознанность в принятии стратегических решений на мировой арене). Вероятно, политическая интеграция России и Беларуси, возможно, происходит быстрее при условии активной работы политических институтов Союзного государства и их нормативной базы, сближения лидеров двух стран, в отличие от экономической интеграции, которой приходится перестраиваться под политическую повестку и санкционные ограничения, а также дорабатывать и создавать под такую интеграцию экономические институты.

Также среди вызовов особо отмечается агрессия и потенциал военно-политических конфликтов со странами Запада и блоком НАТО (здесь Россия и Беларусь выступают как единое геополитическое целое в подготовке и опыте вооруженных сил) (заявили 4 эксперта из 12).

С недавнего времени Беларусь возродила статус государства, которое на своей территории владеет ядерным оружием, хотя и тактического аспекта, что тоже можно рассматривать как инновационное развитие, т. к. требуется подготовка квалифицированных кадров для обслуживания ядерной энергии (это отметили 2 эксперта).

Россия и Беларусь как Союзное государство активно сотрудничают со специалистами аналогичных ядерных держав (Северной Кореи, Ирана, Пакистана, Израиля). Актуальным считается вопрос правильного использования ядерного оружия на собственной территории. Вхождение с 2023

года Беларуси в клуб государств с ядерным оружием является показателем политического, скорее, геополитического превосходства и соблюдения национальных интересов России и Беларуси в условиях сдерживания потенциала агрессии стран НАТО и США.

По вопросу № 3 эксперты разделяют понятие «потенциал». Среди политического потенциала отмечают следующее: единая политика, общая политическая система, схожесть политических институтов и практик, союзник СВО, совместные вооруженные силы (2 раза), политическое развитие России невозможно без Беларуси (и наоборот), плотные политические связи, политическое и культурное родство, совместная политическая стратегия (3 раза).

В целом потенциал с точки зрения политического развития отмечают как значительный, большой, нераскрытый, догоняющий, весомый, расширяющий границы и др.

Таким образом, подводя общий итог, среди востребованных направлений для развития межгосударственной политики и преодоления противоречий Союзного государства России и Беларуси названы: 1Т-направление, разработка вакцины, пищевая промышленность, авто- и сельскохозяйственные отрасли, разработка новых материалов, механизмов, микроэлектроники, ядерная и атомная энергия, нефть и газ, тяжелая промышленность, научное сотрудничество, освоение новых территорий.

В качестве направлений для преодоления взаимных политических противоречий России и Беларуси были рассмотрены приход к единому «ядерному суверенитету» и выработка единой идеологической концепции.

Обозначенные сферы подчеркнуты без отрыва от политического анализа и прогнозирования возможных новых направлений и достижения предполагаемых положительных политических результатов: продолжения политической интеграции, углубления институциональных связей (работы Парламентского Собрания Союза России и Беларуси, Администраций Президента России и Беларуси и др.), осознание ценностей культурного единства России и Беларуси среди граждан двух государств, создание единого политического (и геополитического) пространства Союзного государства России и Беларуси.

Экспертное сообщество оценило политическую обстановку Союзного государства России и Республики Беларусь - Россия и Беларусь существуют в едином многопрофильном блоке с общими и частными национальными интересами, достаточно часто интересы Союзного государства сливаются в консонанс по принятию единого политического решения и выработки эффективной стратегии. Большинство экспертов оценили вклад России в развитие политических институтов Республики Беларусь, но заметны «торможения» и «замедления» на пути к интеграции.

Тем не менее в качестве демонстрации укрепления политических отношений и сотрудничества России и Беларуси продолжается масштабная

институциональная и функциональная работа по слиянию двух политических и экономических систем в единое целое в 2024 г.

Благодаря снижению политических противоречий России и Беларуси можно транслировать положительный образ Союзного государства и гармонизировать сотрудничество в новых сферах.

Список литературы

1. Бурлацкий Ф., Чиркин В. Политические системы современности. К характеристике политической системы современного капитализма / отв. ред. Ф. М. Бурлацкий, В. Е. Чиркин. М., 1985. С. 150-154.

2. Волкова Ю. Особенности инновационной деятельности промышленных предприятий республики Беларусь в условиях развития цифровой экономики // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. 2020. № 2. С. 107-117.

3. Сычевич В., Кононович Е. Беларусь и Россия в условиях экономической агрессии Запада успешно реализуют совместные проекты / Матрица Союзных задач, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sb.by/articles/matritsa-soyuznykh-zadach.html (дата обращения: 14.02.2024).

4. Обязательная маркировка товаров в Беларуси // Маркировка товаров в системе Электронный знак ГК Аверсон, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://averson.by/klientam/faq/markirovka-tovarov-v-belarusi/ (дата обращения: 31.01.2024).

5. Вооруженный мятеж Пригожина. Самое главное о событиях 2324 июня 2023 года. Новостной портал «Фонтанка. Ру». 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fontanka.ru/2023/06/26/72434885/ (дата обращения: 02.02.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шаныгин И. Россия и Беларусь формируют научный суверенитет Союзного государства // «Евразия.Эксперт», 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://eurasia.expert/rossiya-i-belarus-formiruyut-nauchnyy-suverenitet-soyuznogo-gosudarstva/?utm source=yandex. ru&utm medium=organic&utm campaign=yande x.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 02.02.2024).

7. Неменский О. «Последний союзник»: российско-белорусские отношения на современном этапе // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. № 5(9). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledniy-soyuznik-rossiysko-belorusskie-otnosheniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 31.01.2024).

8. Драгун Н., Ивановская И. Направления изменения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси в контексте ее гармонизации с Повесткой-2030 ООН // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2018. № 2(73).

9. Богодель А. "Если бой неизбежен, нанесите удар первым". Беларусь меняет военную систему, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://vrubcovske.ru/news/ekonomy/34807-pervYi-udar-ieto-iadernyi-udar-belarus-menjaet-voennuju-doktrinu.html (дата обращения: 10.02.2024).

10. Скляр Л. Союзное государство России и Беларуси: 7 избранных статей за 2021 год // «Евразия.Эксперт», 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://eurasia.expert/soyuznoe-gosudarstvo-rossii-i-belarusi-7-izbrannykh-statey-za-2021/?utm source=yandex.ru&utm medium=organic&utm campaign=yandex.ru&ut m_referrer=yandex.ru (дата обращения: 31.01.2024).

Емельянов Даниил Евгеньевич, аспирант, wwwdaem@,rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Научный руководитель: Махрин Андрей Владимирович, канд. полит. наук, доц., machrin@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

COOPERATION BETWEEN MODERN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONTEXT OF THE POLITICAL INTEGRATION OF THE UNION STATE FROM 2021

TO 2024

D.E. Emelyanov

The analysis of political and complex cooperation as a significant factor in the development of modern Russia and the Republic of Belarus within the framework of strengthening ties of the Union State is carried out. Among the promising areas of interstate policy, the IT sphere, the space industry, industry, the pharmaceutical industry and other activities within the framework of the union programs are considered. New opportunities and advantages of the development of industries of the Union State of Russia and the Republic of Belarus are outlined. Interstate cooperation between Russia and Belarus and their innovative development is considered as a continuation of political development and deepening of political integration.

Key words: political cooperation, Republic of Belarus, Russia, political development, political integration, union state.

Emelyanov Daniil Evgenievich, postgraduate, wwwdaem@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

Scientific supervisor: Makhrin Andrey Vladimirovich, candidate of political scienses, docent, machrin@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.