зарубежный опыт
государственного управления
и международные отношения
УДК 323(470+476)
DOI: 10.17072/2218-9173-2021-3-423-443
межрегиональное и трансграничное сотрудничество
на пространстве союзного государства беларуси и россии: проблемы и возможности
А. Н. СЛУГИНА
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия
Для цитирования:
Слугина А. Н. Межрегиональное и трансграничное сотрудничество на пространстве Союзного государства Беларуси и России: проблемы и возможности // Ars Administrandi (Искусство управления). 2021. Т. 13, № 3. С. 423-443. DOI: 10.17072/2218-9173-20213-423-443.
АННОТАЦИЯ
Введение: потенциал роста интеграционной привлекательности Союзного государства Беларуси и России кроется в совершенствовании межрегионального и трансграничного сотрудничества, способного создать новые перспективы его динамичного развития, влияния на мировой рынок и улучшения геополитической ситуации на его внешних границах. Цель: верификация проблемного поля и инструментов совершенствования межрегионального и трансграничного взаимодействия на пространстве Союзного государства Беларуси и России. Методы: когнитивное картирование, экспертный опрос, сравнение. Результаты: выявлены диссонанс в предпочтениях и недостаточное внимание представителей политических элит Российской Федерации и Республики Беларусь к проблематике межрегионального и трансграничного сотрудничества двух стран, неоднозначное видение экспертами российско-белорусских отношений. Среди методов и технологий совершенствования системы межрегионального и трансграничного взаимодействия эксперты выделяют в первую очередь развитие инфраструктуры приграничных территорий. Выводы: в дискурсе о межрегиональном и трансграничном сотрудничестве России и Беларуси манифестирующими являются определенные проблемы внутреннего, внешнего и межгосударственного характера. Вместе с тем сфера интеграционного взаимодействия, связь с уровнем Союзного государства не являются приоритетными. Недооценено влияние Союзного государства на совершенствование межрегионального и трансграничного сотрудничества
© Слугина А. Н., 2021
423
России и Беларуси. Необходимо консолидированное взаимодействие политических элит и экспертного сообщества обеих стран, что позволит выстроить эффективную стратегию развития России и Беларуси на пути к двусторонней интеграции.
Ключевые слова: взаимодействие; интеграция; межрегиональное сотрудничество; политические элиты; прямые контакты; регион; Союзное государство Беларуси и России; трансграничное сотрудничество
ВВЕДЕНИЕ
Интеграционные процессы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь сталкиваются с внешними и внутренними вызовами и угрозами. Новые политические и экономические реалии, деструктивное влияние внешних акторов, наличие серьезных проблем на площадках Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств побуждают страны к углублению разнообразных взаимосвязей, в том числе в плоскости двусторонней интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России.
Значительный потенциал двусторонней интеграции кроется в совершенствовании межрегионального и трансграничного сотрудничества регионов1 Российской Федерации и Республики Беларусь, способного открыть перед странами реальные перспективы динамичного развития и влияния на мировой рынок. Ведущая роль в этом процессе отводится политическим элитам, потому что они являются системообразующими игроками, вовлечены в процесс принятия решений, и профессиональным экспертам, поскольку они обладают глубокими знаниями и способны оказать заинтересованным лицам консультативную помощь по своевременному обнаружению проблем и негативных состояний, минимизации либо ликвидации их деструктивных последствий.
К настоящему моменту сложился довольно большой круг исследователей, чьи профессиональные интересы прямо или косвенно связаны с проблематикой межрегионального и трансграничного сотрудничества России и Беларуси.
В рассматриваемом нами ракурсе выделим три основные группы работ.
Первая группа посвящена изучению отношений Российской Федерации и Республики Беларусь в фокусе интеграционных процессов (Chaplygin, 2016; Czerewacz-Filipowicz and Konopelko, 2017; Kuzavko et al., 2020; Lavnikevich, 2017; Marin, 2020; Newnham, 2020; Pugaciauskas, 2020; Robinson, 2019; Astap-enia and Balkunets, 2016; Косов, 2018; Кохно, 2019; Суздальцев, 2020; Эпштейн и Вильчинский, 2020).
Вторая группа ориентирована на анализ конкретных сфер сотрудничества двух стран, преимущественно экономической (Kaminski and Kaminski, 2017; Салмыгина, 2020; Solovieva, 2018; Беляев, 2018; Еремина, 2020; Шурубович, 2018; Яшева и др., 2017).
Третья группа сосредоточена непосредственно на вопросах межрегионального и трансграничного сотрудничества России и Беларуси (Абрамов
1 Под регионами в данной статье мы понимаем административно-территориальные единицы Республики Беларусь и субъекты Российской Федерации.
и др., 2016; Абрамов и др., 2017; Дубровина, 2018; Когут и Нурышев, 2020; Лалетина, 2018; Наркевич и Наркевич, 2021; Румянцев и Гончарик, 2019; Тра-цевская, 2017; Цветкова, 2016).
Несмотря на то, что мнение научных и экспертных кругов о содержании и динамике российско-белорусского взаимодействия уже сформировалось, проблематика межрегионального и трансграничного сотрудничества двух стран остается до сих пор малоизученной, особенно в контексте сопряжения интеграционных и иных тенденций. Научная новизна данного исследования заключается в выявлении - на основе анализа восприятия экспертного сообщества и паттернов мышления политических элит Российской Федерации и Республики Беларусь - ключевых проблем и инструментов совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества на пространстве Союзного государства.
МЕТОДОЛОГИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ
Политическая элита Российской Федерации и Республики Беларусь закрыта для общения, поэтому для анализа взглядов ее представителей на межрегиональное и трансграничное взаимодействие стран было выбрано когнитивное картирование. Состав элит, включенных в процесс принятия решений в области межрегионального и трансграничного сотрудничества, определялся с привязкой к формальному (должностному) критерию, то есть учитывалась занимаемая ими должность в органах власти и управления России и Беларуси на национальном и региональном уровнях.
Задача проведенного когнитивного картирования заключалась не в глубоком лингвистическом или семиотическом анализе единиц текста, используемых федеральными и региональными политическими элитами, или их эмоциональных компонентов. Речь шла об исследовании конкретных паттернов мышления политических элит двух стран по наиболее важным вопросам межрегионального и трансграничного взаимодействия в рамках Союзного государства. Размышления руководителей регионов России и Беларуси по этим вопросам содержатся в информационно-интеграционном проекте «Приоритетные направления развития регионального сотрудничества как ключевого фактора союзного строительства» (Гусев и Залесский, 2018), реализованном в 2018 году при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь.
С помощью инструментов поиска ключевых слов «межрегиональное», «трансграничное», «сотрудничество», «взаимодействие», «связи», «уровень» были отобраны тексты представителей политических элит двух стран, имеющие отношение к изучаемой тематике. Несмотря на то, что подобные тексты составляются командой помощников, они проходят согласование у руководителей, поэтому будем отталкиваться от того, что данные тексты отражают паттерны мышления именно представителей политической элиты.
С помощью инструментов поиска ключевых слов были отобраны 12 текстов десяти представителей политических элит Российской Федерации
и Республики Беларусь (по пять с каждой стороны), а также двух председателей верхних палат парламентов (табл. 1). Все должности названы по состоянию на 2018 год.
Таблица 1 / Table 1
Представители политических элит Российской Федерации и Республики Беларусь / Representatives of the political elites of the Russian Federation and the Republic of Belarus
Страна ФИО Должность
Российская Федерация Валентина Матвиенко Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Денис Гуляев Руководитель Аппарата Администрации Псковской области
Михаил Ерохин Директор департамента экономического развития Брянской области
Олег Кувшинников Губернатор Вологодской области
Максим Решетников Губернатор Пермского края
Андрей Тарасенко Временно исполняющий обязанности губернатора Приморского края
Республика Беларусь Михаил Мясникович Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
Владимир Дворник Председатель Гомельского областного исполнительного комитета
Сергей Железняк Председатель комитета экономики Минского областного исполнительного комитета
Владимир Кравцов Председатель Гродненского областного исполнительного комитета
Анатолий Лис Председатель Брестского областного исполнительного комитета
Руслан Страхар Председатель комитета экономики Могилевского областного исполнительного комитета
Большинство текстов затрагивают не только вопросы, рассматриваемые в рамках данного исследования, поэтому из них были отобраны лишь необходимые фрагменты. По отдельности интерпретированные результаты фрагментов текстов представителей политических элит России и Беларуси сведены в соответствующих когнитивных картах. Узлами когнитивных карт стали аргументы большинства, одного или нескольких должностных лиц, представленных в табл. 1. Это позволило выделить их в качестве интеграторов дискурса политических элит Российской Федерации или Республики Беларусь: контекстный интегратор, интегратор-решение, интегратор-проблема. Тезисы-синонимы представлены одним интегратором. Большая роль в этом процессе отводится исследователю, интерпретирующему текст с использованием формальной логики и причинно-следственных связей.
Построенная на основе отобранных текстов когнитивная карта дискурса политической элиты Республики Беларусь состоит из 106 узлов и 165 связей, а Российской Федерации - из 99 узлов и 126 связей. Обе карты включают
в себя паттерны мышления в плоскости регион - государство, регион - регион и государство - государство. Для визуализации когнитивных карт использовалась программа "Microsoft NodeExcel".
Результаты когнитивного картирования сопоставлялись с результатами формализованного заочного экспертного опроса, проведенного автором в 2020 году. Он был ориентирован на выявление особенностей восприятия экспертным сообществом ключевых проблем совершенствования межрегионального и трансграничного взаимодействия России и Беларуси на современном этапе. Отбор происходил по методу типичных представителей. Генеральную совокупность составили представители научного сообщества двух стран, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук, в чью область интересов входят российско-белорусские отношения. В выборочную совокупность были включены 15 кандидатов и докторов социологических, политических, географических, экономических, исторических наук из Пскова, Минска, Пин-ска, Белгорода, Калининграда, Санкт-Петербурга, Витебска и других городов. Представительство городов связано с диспропорциями исследовательского сообщества, изучающего российско-белорусские отношения. Соотношение исследователей из Российской Федерации и Республики Беларусь составило 7/8.
Анкета включала 25 вопросов смешанного типа с возможностью указания одного или нескольких вариантов ответа, а также своего варианта в графе «другое». Отсутствие открытых вопросов обусловливалось сложностью исследуемой темы и недостаточностью узкоспециализированных экспертов в области межрегионального и трансграничного сотрудничества России и Беларуси.
Все вопросы анкеты можно разделить на три блока. Первый блок был посвящен определению факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование и динамику системы межрегионального и трансграничного взаимодействия, и факторов, этому препятствующих. Второй блок ориентирован на выявление главных проблем в сфере межрегионального и трансграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь. Третий блок вопросов анкеты сфокусирован на выявлении вероятных механизмов, методов и технологий совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества двух стран.
Методами анализа и представления данных стали одномерный и двумерный анализ в программе "SPSS Statistics".
Сопоставление российской и белорусской управленческих практик, восприятия экспертами и политическими элитами двух стран анализируемой проблемы способствовало эмпирическим обобщениям, которые могут быть приняты во внимание при разработке и внедрении интеграционной стратегии Российской Федерации и Республики Беларусь.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По мнению экспертного сообщества, на формирование и динамику системы межрегионального и трансграничного взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь наибольшее влияние оказывают три фактора: пространственно-географический, экономический и истори-
Рис. 1. Положение межрегионального сотрудничества в центральной казуальной связи (Республика Беларусь) /Fig. 1. The position of interregional cooperation in the central casual communication (the Republic of Belarus)
ческий. Многие специалисты также выделяют важность социокультурного, политико-правового, внешнеполитического и геополитического факторов, однако в гораздо меньшей степени.
Следует отметить, что белорусские эксперты придают сравнительно большее значение социокультурному и геополитическому факторам в развитии межрегиональных и трансграничных отношений между странами, чем российские эксперты.
С помощью когнитивного картирования выявлен диссонанс в приоритетах представителей политических элит Российской Федерации и Республики Беларусь. Центральным понятием карты дискурса политической элиты Беларуси оказался контекстный интегратор «межрегиональное (региональное) сотрудничество» (рис. 1). Ближайшую периферию составляют следующие понятия: «регион Российской Федерации», «региональные политические элиты», «Российская Федерация», «регион Республики Беларусь», «конкурентная продукция», «проекты», «промышленная кооперация». Отдаленную периферию - «прямые контакты», «рабочие группы», «отношения региона с Российской Федерацией» и др. Центральным понятием карты дискурса политической элиты России оказался контекстный интегратор «прямые контакты/связи». Ближайшую периферию образуют понятия: «регион Российской Федерации», «отношения региона с Республикой Беларусь», «межрегиональное сотрудничество» (рис. 2), «рабочие группы», «региональные политические элиты», «государственные политические элиты», «проекты». Отдаленную периферию: «Республика Беларусь», «наука», «промышленная кооперация» и др. В рамках нашего исследования контекстные интеграторы обладают наибольшим весом. Понятие трансграничного сотрудничества в дискурсе политических элит обеих стран не используется.
Как отмечают эксперты, совершенствованию системы межрегионального и трансграничного взаимодействия России и Беларуси препятствуют отсут-
Рис. 2. Положение межрегионального сотрудничества в центральной казуальной связи (Российская Федерация) / Fig. 2. The position of interregional cooperation in the central casual communication (the Russian Federation)
ствие консенсуса между политическими элитами двух стран; ситуативность реагирования на актуальные вызовы, отсутствие четкой стратегии, учитывающей особенности региона; недостаточный уровень развития местного (само)управления. Многие исследователи выделили в числе главных такие проблемы, как медленный и сложный процесс принятия решений, политический режим в России и Беларуси, отсутствие эффективной системы научного обеспечения межрегионального и трансграничного взаимодействия, активность сторонних интеграционных объединений, пассивность региональных и локальных политических элит.
При сопоставлении ответов экспертов из Российской Федерации и Республики Беларусь обнаружено, что проблематика фрагментации политических элит, пассивности гражданского общества, региональных и локальных политических элит, некомпетентности управленческих кадров, зависимости бизнеса от политических установок в большей мере акцентирована белорусской стороной.
Главными проблемами в сфере межрегионального и трансграничного сотрудничества, согласно ответам экспертов, являются следующие: трудности политического диалога между странами; сдерживание сотрудничества национальными законодательствами на фоне несовершенства интеграционных механизмов; последствия обострения геополитической ситуации по периметру границ Союзного государства; недостаточная финансовая база регионального и местного уровня; низкий уровень жизни населения приграничных территорий двух стран (отмечается исключительно белорусскими экспертами); пассивность политических элит (также выделяется лишь экспертами из Беларуси).
Белорусские эксперты, в отличие от российских, выделяют также в качестве проблем недостаточный уровень межрегионального партнерства, медленный процесс принятия решений политическими элитами, отсутствие необходимой инфраструктуры, неудовлетворительное состояние норма-
тивной базы в сфере межрегионального и трансграничного сотрудничества.
Российские эксперты артикулируют ориентацию России и Беларуси на проекты государственного уровня, доминирование политических интересов при выборе направлений развития регионов.
Согласно результатам, полученным в ходе когнитивного картирования, в паттернах мышления политических элит Республики Беларусь актуализируются следующие интеграторы-проблемы: недостаточность темпов союзного государственного строительства в научно-технологической сфере; необходимость участия в мировой торговле; неудовлетворенность внутренних потребностей; неустойчивое функционирование единых рынков, ограниченность передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; необходимость увеличения товарооборота двух стран до 50 млрд долл. США в год; недостаточность совместных проектов на региональном уровне; частичная реализация принятых решений и подписанных соглашений, в том числе в рамках Евразийского экономического союза; нарастание вызовов и угроз, обострение конкуренции на международных рынках; опасность утраты молодежью интереса к интеграционным форматам; недооценка роли академических и научно-исследовательских организаций при принятии решений о выборе союзных программ; недостаточная эффективность союзного строительства; слабое обеспечение передачи научных знаний и разработок; недостаточный учет приоритетов научно-технического развития как обеих стран в целом, так и отдельных их регионов по самым разным направлениям экономического и социального развития. Другими словами, акценты сделаны на проблемах торговли, научной деятельности и интеграционной стратегии. Следует отметить, что указанные интеграторы-проблемы не сформировали плотных узлов и чаще всего имеют единичную связь с другими узлами когнитивной карты.
Интегратор-проблема в дискурсе исследуемых политических элит Российской Федерации отсутствует. Однако стоит отметить, что представители политических элит других регионов России: Новосибирской, Астраханской, Ярославской, Смоленской, Новгородской, Ульяновской, Вологодской и Сахалинской областей, г. Москвы, Чувашской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа, - в чьих текстах не встречаются понятия межрегионального, трансграничного сотрудничества и их синонимов, указывают на ряд проблем в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь - в академической, научно-исследовательской области, проектной работе, экспортной деятельности.
Степень внимания участников общегосударственного политического процесса двух стран к проблематике совершенствования системы межрегионального и трансграничного взаимодействия в целом недостаточна. Так считают 14 экспертов из 15-ти.
Кроме того, в результате построения в программе "SPSS Statistics" таблицы сопряженности ответов на вопрос «Как, на Ваш взгляд, можно оценить уровень взаимодействия России и Беларуси в области межрегионального и трансграничного сотрудничества?» с ответами, связанными со страновой принадлежностью экспертов, было обнаружено, что и среди экспертного сообщества России, и среди экспертного сообщества Беларуси нет однозначного видения текущей ситуации. Одни эксперты считают, что обе страны показывают
стремление к сотрудничеству, другие - что уровень сотрудничества снижается. Были и те, кто затруднились дать ответ. Отсутствует согласованное мнение и между экспертами. Большинство российских экспертов склонны считать, что страны стремятся к сотрудничеству, а большинство белорусских экспертов - что уровень сотрудничества снижается (рис. 3).
Стремятся Изменяется только форма Уровень сотрудничества
с сотрудничеству сотрудничества снижается
Ц Российская Федерация Республика Беларусь
Рис. 3. Уровень взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь в области межрегионального и трансграничного сотрудничества / Fig. 3. The level of interaction between the Russian Federation and the Republic of Belarus in interregional and cross-border cooperation
Статистические сведения, полученные по Хи-квадрату, также указывают, что связь между ответами на указанный вопрос и страновой принадлежностью экспертов прослеживается слабо (табл. 2). Критические значения Хи-квадрата Пирсона при уровне асимптотической значимости 0,658 от 3 степени свободы составляет от 1,424 до 2,366. Мы получили среднее значение 1,607. С поправкой на правдоподобие, связь между ответами снижается. Асимптотическая значимость величиной 0,658 говорит о том, что результат статистически значим и достоин содержательной интерпретации.
Таблица 2 / Table 2
Критерии хи-квадрат / Chi-squared test
Критерии Значение Степень свободы Асимптотическая значимость (2-сторонняя)
Хи-квадрат Пирсона 1,607* 3 0,658
Отношения правдоподобия 1,999 3 0,573
Количество допустимых наблюдений 15 - -
Примечание: *Для числа ячеек 8 (100,0 %) предполагается значение меньше 5. Минимальное предполагаемое число равно 0,47.
При имеющихся ограничителях и проблемах необходимо определить вероятные механизмы, методы и технологии совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества России и Беларуси. Эксперты к таковым относят: формирование государственной политики в области трансграничного сотрудничества и регионального развития; унификация и гармонизация законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства; расширение финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов; экспертное сопровождение (профессиональная экспертиза) на всех этапах процесса принятия решений и их реализации.
В результате построения таблицы сопряженности ответов на вопрос «Какие механизмы совершенствования системы межрегионального и трансграничного взаимодействия России и Беларуси представляются Вам важнейшими?» с переменными, связанными со страновой принадлежностью экспертов, было обнаружено, что белорусским экспертным сообществом, в отличие от российского, акцентируется важность использования таких механизмов, как расширение участия политических партий и общественных объединений по вопросам межрегионального и трансграничного взаимодействия, стратегическое планирование развития приграничных территорий, развитие государственно-частного партнерства, привлечение средств международной технической помощи. Для экспертов из Беларуси более актуальным представляется механизм передачи межрегионального сотрудничества в управление отдельного ведомства.
Согласно результатам, полученным в ходе когнитивного картирования, в паттернах мышления политических элит Республики Беларусь выделяются следующие интеграторы-решения: унификация и гармонизация национальных законодательств; активное участие всех заинтересованных агентов - от союзных интеграционных структур и центральных органов двух стран до региональных властей; широкий подход к белорусско-российскому сотрудничеству; оперативное решение вопросов согласования союзных программ в некоторых ведомствах; акцент на специализации регионов; согласование стратегических планов научно-технологического развития; наращивание производства и привлечение инвесторов; быстрые конкретные действия исполнителей по реализации принятых на высшем уровне решений; усиление внимания к сотрудничеству в сфере молодежной политики, своевременное реагирование на запросы молодежи; организация совместных рабочих групп по областям научных исследований между организациями отдельных регионов Союзного государства; активное использование государственно-частного партнерства; финансовая помощь предприятиям всех форм собственности; включение региональных учреждений высшего образования в состав экспертных организаций, принимающих решения о выборе союзных программ; функционирование постоянно обновляемой электронной базы запросов и предложений конкретных организаций по научно-технической продукции, научным исследованиям, актуальным по каждому региону; непосредственный контакт с потенциальными заказчиками и партнерами по предполагаемым проектам в форме организации систематических бирж контактов, презентации проектов, грантов на участие в данных мероприятиях; взаимное признание аттестатов соответствия на выполнение опытно-конструкторских работ и инжинирин-
говых услуг, оказываемых научными и научно-образовательными организациями Союзного государства; создание единого информационного центра по формированию заказов конкретных предприятий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технических работ.
В дискурсе представителей политических элит исследуемых регионов России интеграторы-решения не обнаружены. Ряд решений предложен представителем г. Москвы в 1Т-области.
Среди методов и технологий, необходимых для совершенствования системы межрегионального и трансграничного взаимодействия России и Беларуси, эксперты выделяют в первую очередь развитие инфраструктуры приграничных территорий. Наиболее актуальны для белорусских экспертов геостратегическое обоснование развития страны, регионов и муниципалитетов в контексте изменения внешней и внутренней ситуации; эффективная реакция на запрос «снизу» (от регионов, муниципалитетов); комплексная оценка потенциалов, процессов их реализации и капитализации на всех уровнях территориального управления.
Кроме того, были также отмечены повышение квалификации политических элит на всех уровнях; объединение энергетических систем; организация дискуссионных площадок и инициативных форумов; повышение участия региональных и локальных элит в принятии решений (более актуально для России); обновление кадрового состава управленческой элиты на всех уровнях (более актуально для Беларуси); поддержка гражданских проектов и сотрудничества между местными неправительственными организациями (более актуально для Беларуси). Только эксперты из Беларуси выделили развитие межведомственного взаимодействия между государствами; использование результатов опросов общественного мнения, размещение соответствующего контента в сети Интернет и изучение реакции на него; создание единой денежной единицы; формирование общего рынка ценных бумаг.
При совершенствовании межрегионального и трансграничного сотрудничества на различных этапах (точках контроля) целесообразно проводить оценку ситуации с использованием критериев эффективности для своевременной корректировки реализуемой стратегии. Большинство экспертов считают, что с учетом проблематики данного исследования главным критерием является показатель качества жизни населения региона (территории). Помимо этого, на их взгляд, следует ориентироваться на стоимостной объем взаимных потоков товаров и услуг граничащих территорий соседних государств; повышение инвестиционной привлекательности региона; обеспечение сотрудничества программно-стратегическими и нормативно-правовыми документами.
При построении таблицы сопряженности ответов на вопрос «Какие критерии эффективности межрегионального и трансграничного взаимодействия России и Беларуси должны быть, по Вашему мнению, определяющими?» с переменными страновой принадлежности экспертов, обнаружено некоторое расхождение во взглядах экспертов двух стран. Для Республики Беларусь значимыми являются наличие транспортно-логистических сетей, соединяющих приграничные регионы государств-участников трансграничного сотрудничества; уровень социальной и национальной напряженности; позиция в миро-
вой хозяйственной системе, при том, что эксперты из России эти критерии совсем не называли. В качестве определяющих критериев они указывали на объем туристических потоков и достаточность экономической комплемен-тарности отраслей региональной экономики.
ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать ряд выводов.
Российские политические элиты уделяют недостаточное внимание роли регионов Беларуси в развитии межрегионального и трансграничного сотрудничества обеих стран, предпочитая прямые контакты с центральными органами. Меньше, чем политические элиты Республики Беларусь, они придают значение науке в качестве драйвера развития межрегионального и трансграничного сотрудничества. Обнаружены артикуляция роли центральных органов и их представителей в выстраивании отношений с Беларусью, а также диаметрально противоположный взгляд на роль рабочих групп в данном процессе. При этом белорусские политические элиты сфокусированы на межрегиональном сотрудничестве во всех сферах с доминированием интересов в конкурентном производстве и промышленной кооперации.
Структура дискурса политических элит Российской Федерации и Республики Беларусь в отношении межрегионального и трансграничного сотрудничества выстроена не по принципу «проблема - решение», а по принципу разделения на внутреннее и межгосударственное. Доминирование контекстных интеграторов показывает значительную зависимость паттернов мышления от политической повестки. Эксперты из России также выделяют доминирование политических интересов при выборе направлений развития регионов и значимость внутригосударственных ограничителей, в том числе связанных с особенностями политических режимов, в качестве одних из главных проблем и препятствий на пути совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества. Меньше всего акцентируются сдерживающие факторы, обнаруживающие себя за пределами союзного пространства.
Проблематика, артикулированная представителями политических элит из Беларуси, имеет преимущественно интеграционный характер и не затрагивает проблемы, непосредственно относящиеся к системе межрегионального и трансграничного сотрудничества. Основные акценты расставлены в сферах торговли и научно-исследовательской деятельности. Исключением является интегратор-проблема «необходимо активизировать реализацию совместных проектов на региональном уровне».
Наиболее значимые проблемы совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества, по мнению экспертов двух стран, носят интеграционный характер. Главная из них - трудности политического диалога России и Беларуси. Белорусские эксперты, в отличие от российских, по многим пунктам отдают предпочтение внутренним проблемам, связанным с регионами и политическими элитами, но и те, и другие одинаково отмечают недостаточное внимание политических элит к проблематике взаимодействия России и Бела-
руси. Между тем именно политические элиты имеют влияние на процесс принятия внешнеполитических и внешнеэкономических решений в государстве, чем и обусловлена та большая роль в процессе совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества, которая отводится им экспертами.
Политические элиты России не связывают развитие прямых связей с Беларусью с межрегиональным и трансграничным сотрудничеством, поэтому проблематика такого сотрудничества в исследовательском поле не представлена. Тем не менее следует отметить, что проблематика, выделенная российскими политическими элитами за пределами исследования, согласовывается с проблематикой межрегионального и трансграничного сотрудничества, обозначенной белорусской стороной.
Политические элиты Республики Беларусь предлагают множество решений для артикулированных проблем. Часть из них идентичны позициям экспертов России и Беларуси, а именно: унификация и гармонизация национальных законодательств; согласование стратегических планов научно-технологического развития; активизация сотрудничества в сфере молодежной политики; своевременное реагирование на запросы молодежи; расширение государственно-частного партнерства; включение региональных учреждений высшего образования в состав экспертных организаций, принимающих решения о выборе союзных программ. В то же время политические элиты Российской Федерации по сути никаких решений не предлагают.
Что касается роли Союзного государства в процессе совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества, то можно отметить, что в качестве интегратора когнитивной карты оно находится на периферии центральных казуальных связей. Таким образом, его роль в развитии межрегионального и трансграничного сотрудничества, как и регионов России и Беларуси, политическими элитами не раскрывается. Незначительная часть проблем указана политическими элитами в союзном ключе. Эксперты двух стран среди главных проблем союзные не отмечают. Проблематика, связанная с работой Союзного государства, отсутствует.
Белорусские эксперты, в отличие от российских, предлагают более широкий диапазон механизмов, методов и технологий совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества, которые к тому же имеют разную актуальность для сторон.
Согласно полученным результатам экспертного опроса на формирование и динамику системы межрегионального и трансграничного взаимодействия наибольшее влияние оказывают пространственно-географический, экономический и исторический факторы, что необходимо учитывать при принятии решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы видим, что развитие межрегионального и трансграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь сталкивается с рядом нерешенных проблем. Их понимание позволит в будущем обнаружить дополнительные точки соприкосновения на союзном пространстве.
Для улучшения сложившейся ситуации полагаем необходимым принять следующие меры:
- при формировании стратегии совершенствования межрегионального и трансграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь принимать во внимание те или иные факторы в зависимости от доли их влияния на динамику межрегионального и трансграничного сотрудничества;
- формировать стратегию и проводить ее балансировку с опорой на научное сообщество;
- увеличивать долю регионального компонента в стратегии развития российско-белорусских отношений;
- использовать критерии эффективности с учетом особенностей конкретной страны для своевременной корректировки реализуемой стратегии и проводить оценку по тем критериям, которые актуальны и значимы на данном этапе;
- вести переговоры на основе заранее проработанных приоритетных ори-ентаций союзника;
- формировать согласованное и консолидированное видение совместного развития с учетом интересов и взглядов союзника;
- использовать потенциал трансграничного сотрудничества;
- развивать гражданское общество и поддерживать инициативы «снизу»;
- учитывать ограничители, связанные с внутренней политикой государства, но не превращать их в главный детерминант взаимоотношений;
- повышать степень внимания участников общегосударственного политического процесса двух стран к проблематике совершенствования системы межрегионального и трансграничного взаимодействия России и Беларуси и Союзного государства.
Эффект от внедрения указанных общих мер должен быть серьезно усилен разработкой и реализацией конкретных проектов с участием регионов двух стран. Стартовой площадкой может стать многосторонний проект, охватывающий территории приграничных регионов России и Беларуси, причем с вовлечением не только собственно регионов, но и иных субъектов приграничного сотрудничества, в том числе муниципальных образований. Финансовую поддержку проекта могли бы обеспечивать как интегрирующиеся государства, так и заинтересованные хозяйствующие субъекты, получающие льготы как ведущие инвесторы. При разработке подобного проекта целесообразно учесть опыт функционирования «внутренних» преференциальных территорий. Кроме того, проект мог бы стать частью профильной союзной программы и получать финансирование также из бюджета Союзного государства, что поспособствовало бы взаимодополняемости разных форм сотрудничества России и Беларуси. Гипотетическая приграничная преференциальная территория обладает потенциалом образования внутренних кластеров на основе ряда критериев однородности. Тем более для этого имеются предпосылки на практике, некие их «прообразы», представленные, например, неко-
торыми инициативами в области туризма и экологии2.
Предлагаемый проект, являясь, по сути, моделью «союза в миниатюре», призван наглядно демонстрировать преимущества углубления сотрудничества на разных уровнях, быть драйвером развития, как приграничных территорий, так и дееспособности Союзного государства, спроса на интеграцию среди населения обеих стран. В перспективе проект мог бы быть постепенно расширен на другие регионы, как минимум, сопредельные с приграничными, с поступательным устранением барьеров для их участия в сотрудничестве. В целом, сделав указанную территориальную зону отправной и приоритетной точкой новой волны развития межрегионального и трансграничного сотрудничества, можно было бы добиться существенных успехов и в плоскости союзной интеграции. Для разработки и тем более осуществления данного проекта потребуются значительные средства и квалифицированные специалисты, поэтому важно своевременно решить комплекс финансовых, правовых и прочих взаимосвязанных вопросов. Степень вероятных опасений политического плана (вторжение в сферы интересов элитных групп, утрата ими достигнутых позиций и пр.) первоначально может быть снижена приданием преференциальным территориям временного статуса и интерпретацией соответствующих проектов как пилотных.
БЛАГОДАРНОСТИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), проект № 21-011-31086 «Вызовы и возможности для Союзного государства Беларуси и России: внутреннее и внешнее измерения».
Библиографический список
Абрамов Р. А., Стрельченко С. Г., Деревянко С. В. Межрегиональное сотрудничество в интеграционных процессах Союзного государства // Пространственная экономика. 2016. № 4. С. 153-173. Б01: 10.14530/8е.2016.4.153-173.
Абрамов Р. А., Стрельченко С. Г., Сурилов М. Н. Развитие межрегиональных связей в социальной сфере как важный резерв укрепления отношений в Союзном государстве // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 3. С. 134-149. Б01: 10.15838/евс/2017.3.51.7.
Беляев С. А. Внешнеторговые отношения России и Республики Беларусь на фоне экономических санкций // Региональный вестник. 2018. № 6. С. 46-48.
Гусев К., Залесский Б. Приоритетные направления развития регионального сотрудничества как ключевого фактора союзного строительства: информ.-
2 О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании трансграничной особо охраняемой природной территории «Заповедное Поозерье» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28.09.2017 № 2074-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/436770690 (дата обращения: 01.07.2021).
интеграц. проект. Минск: Бизнесофсет, 2018. 392 с.
Дубровина О. Ю. Приграничное сотрудничество как форма межрегионального взаимодействия и регионализации // Власть. 2018. Т. 26, № 8. С. 97-102. Б01: 10.3117lMast.v26i8.6051.
Еремина Н. В. Экономическое взаимодействие России и Беларуси в рамках Союзного государства: задачи, проблемы, достижения // Общественные науки и современность. 2020. № 5. С. 131-141. Б01: 10.31857/8086904990012328-2.
Когут В. Г., Нурышев Г. Н. Форумы регионов Беларуси и России - фундамент союзного строительства // Управленческое консультирование. 2020. № 1. С. 27-34. Б01: 10.22394/1726-1139-2020-1-27-34.
Косое А. П. Западные исследователи о развитии белорусско-российской интеграции в конце ХХ - начале XXI века // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 30-38.
Кохно П. А. Белорусско-российские интеграционные процессы на современном этапе // Общество и экономика. 2019. № 3. С. 172-181. Б01: 10.31857/ 8020736760004299-7.
Лалетина А. С. Межрегиональное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 131-134.
Наркевич Л. В., Наркевич Е. А. Состояние и перспективы развития межрегионального сотрудничества России и Беларуси // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 4. Ч. 1 / Под. ред. В. И. Герасимова. Москва: ИНИОН РАН, 2021. С. 248-255.
Румянцев В. А., Гончарик Н. В. Межрегиональное сотрудничество в рамках Союзного государства как элемент социально-экономического развития регионов Беларуси и России // Россия: тенденции и перспективы развития: сб. трудов конф. / Под ред. В.И. Герасимова. М.: ИНИОН РАН, 2019. С. 229-233.
Салмыгина Е. Д. Россия-Беларусь: многостороннее экономическое сотрудничество и его перспективы // Альманах «Крым». 2020. № 21. С. 47-59.
Суздальцев А. И. Кризис Союзного государства Белоруссии и России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64, № 3. С. 56-67. Б01: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-56-67.
Трацевская Л. Ф. Приграничное экономическое сотрудничество Витебской области с регионами Российской Федерации как фактор становления Союзного государства Беларуси и России // Ценностные ориентации и историческое сознание населения белорусско-российского приграничья: материалы междунар. науч.-практ. заоч. конф. / Под ред. Н. М. Прищепа, В. А. Космача, С. П. Кулика и др. Витебск: Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2017. С. 194-196.
Цветкова О. В. Трансграничное сотрудничество приграничных субъектов Российской Федерации // РоШоок 2016. № 4. С. 96-107.
Шурубович А. В. Экономическое взаимодействие России и Белоруссии: интеграционные проекты и национальные интересы. М.: ИЭ РАН, 2018. 96 с.
Эпштейн В. А., Вильчинский А. С. Проблемные узлы интеграционного взаимодействия России и Белоруссии // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 1. С. 22-34. Б01: 10.20323/2658-7866-2020-1-3-22-34.
Яшева Г. А., Плахин А. Е., Завиваев Н. С. Международные кластеры в повышении конкурентоспособности экономики России и Беларуси в рамках Союзного государства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6, № 3. С. 279-284.
Astapenia R, Balkunets D. Belarus-Russia relations after the Ukraine conflict. Minsk-London: Ostrogski Centre; Belarus Digest, 2016. 23 p.
Chaplygin V. The policy of regional convergence in Russia-Belarus integration: Prospects for development // Baltk Region. 2016. Vol. 8, № 4. P. 69-78. DOI: 10.5922/2079-8555-2016-4-6.
Czerewacz-Filipowicz K., Konopelko A. The union state of Russia and Belarus // Czerewacz-Filipowicz K., Konopelko A. Regional integration processes in the Commonwealth of Independent States. Cham: Springer, 2017. P. 47-54. DOI: 10.1007/978-3-319-47563-9_1.
Kaminski A. Z, Kaminski B. Political economy of Belorussian-Russian conundrum: Between a rock and a hard place? // WSIiZ Working Paper Series. 2017. № 21. 38 p. DOI: 10.13140/RG.2.2.12048.61446.
Kuzavko A., Silchenkova S., Kirillova E. Main tendencies of economic development of the cross-border regions of Russia and Belarus in the conditions of interstate integration // Proceedings of the International scientific conference "Far East Con" (ISCFEC 2020),Vladivostok Oct. 1-4, 2020 / Ed. by D. B. Solovev. Dordrecht: Atlantis Press, 2020. P. 870-881. DOI: 10.2991/aebmr.k.200312.120.
Lavnikevich D. Russia and Belarus: Friendship on the brink of war // Current Digest of the Post-Soviet Press. 2017. Vol. 69, № 7. P. 10-11. DOI: 10.21557/ DSP.48459365.
Marin A. The union state of Belarus and Russia. Myths and realities of political-military integration. Vilnius: Vilnius Institute for Political Affairs, 2020. 39 p.
Newnham R. Russia and Belarus: Economic linkage in a patron-client relationship // Journal of Belarusian Studies. 2020. Vol. 9, № 1. P. 3-26. DOI: 10.30965/2052651212340002.
Pugaciauskas V. The Russian-Belarusian integration: Political puzzles of "31 roadmaps" // Lithuanian Annual Strategic Review. 2020. Vol. 18, № 1. P. 177193. DOI: 10.47459/lasr.2020.18.8.
Reforging the weakest link: Global political economy and post-soviet change in Russia, Ukraine and Belarus // Ed. by N. Robinson. London: Routledge, 2019. 176 p.
Solovieva Yu. V. Interaction in the innovative sphere: Russia and CIS countries // 9th International scientific conference "Analysis of International Relations 2018. Methods and models of regional development. Winter edition", Katowice. Jan. 12, 2018 / Ed. by W Szkutnik, A. S^czewska-Piotrowska, M. Hadas-Dyduch et al. Katowice: Publishing House of the University of Economics in Katowice, 2018. P. 140-146.
Информация об авторе
Слугина (Горская) Анастасия Николаевна - научный сотрудник Научно-образовательного центра «Политический анализ территориальных систем» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», 430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68
ORCID: 0000-0002-8250-272X ResearcherlD: AAT-5742-2021 Электронный адрес: [email protected]
Статья получена редакцией 8 июля 2021 года Принята к печати 6 августа 2021 года
UDC 323(470+476)
DOI: 10.17072/2218-9173-2021-3-423-443
interregional and cross-border cooperation within the union state of Belarus and russia: problems and opportunities
Anastasiia N. Slugina
National Research Mordovia State University, 68 Bolshevistskaya str., Saransk, 430005, Russia ORCID: 0000-0002-8250-272X ResearcherlD: AAT-5742-2021 E-mail: [email protected]
For citation:
Slugina, A. N. (2021), "Interregional and cross-border cooperation within the Union State of Belarus and Russia: problems and opportunities", Ars Administrandi, vol. 13, no. 3, pp. 423-443, doi: 10.17072/2218-9173-2021-3-423-443.
Abstract
Introduction: the large growth potential of integration attractiveness of the Union State of Belarus and Russia lies in the improvement of interregional and cross-border cooperation, which can create new prospects for dynamic development and influence on the world market as well as improve the geopolitical situation on the external borders of the Union State. Objectives: verification of the problem field and tools for improving interregional and cross-border interaction in the space of the Union State of Belarus and Russia. Methods: cognitive mapping, expert survey, comparison. Results: the study has revealed the discordance in the Russian and Belarus political elites' preferences, the lack of their attention to the problems of interregional and cross-border cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus, an ambiguous vision of Russian-Belarusian relations by experts. Among the methods and technologies for improving the interregional and cross-border interaction between Russia and Belarus, experts highlight, first of all, the development of the border areas infrastructure. Conclusions: the discourse on interregional and cross-border cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus manifests certain problems of an internal, external and interstate nature. At the same time,
the political elites and the expert community of the Russian Federation and the Republic of Belarus do not see the sphere of integration interaction and connection with the Union State level as priorities. The influence of the Union State on the improvement of interregional and cross-border cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus is underestimated. Consolidated interaction of political elites and expert community of the two countries is needed, which will make it possible to form an effective strategy for the development of the Russian Federation and the Republic of Belarus on the way to bilateral integration.
Keywords: interaction; integration; interregional cooperation; political elites; direct contacts; region; Union State of Belarus and Russia; cross-border cooperation
Acknowledgements
The research was supported within the grant provided by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) and Expert Institute for Social Research (EISR), project no. 21-011-31086 "Challenges and opportunities for the Union State of Belarus and Russia: Internal and external dimensions".
References
Abramov, R. A., Strelchenko, S. G. and Derevyanko, S. V. (2016), "Interregional cooperation within integration processes in the Union State of Russia and Belarus", Prostranstvennaya Ekonomika = Spatial Economics, no. 4, pp. 153-173, doi: 10.14530/ se.2016.4.153-173.
Abramov, R. A., Strelchenko, S. G., and Surilov, M. N. (2017), "Promoting interregional cooperation in the social sphere as an important reserve to strengthen relations within the Union State", Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, vol. 10, no. 3, pp. 134-149, doi: 10.15838/esc/2017.3.51.7.
Belyaev, S. A. (2018), "Foreign trade relations between Russia and the Republic of Belarus against the background of economic sanctions", Regionalnyi vestnik, no. 6, pp. 46-48.
Gusev, K. and Zalesskiy, B. (2018), Prioritetnye napravleniya razvitiya regional'nogo sotrudnichestva kak klyuchevogo faktora soyuznogo stroitelstva: informatsionno-integratsionnyi proekt [Priority directions for the development of regional cooperation as a key factor in Union building: Information and integration project], Businessoffset, Minsk, Belarus.
Dubrovina, O. Yu. (2018), "Cross-border cooperation as a form of interregional interaction and regionalization", The Authority, vol. 26, no. 8, pp. 97-102, doi: 10.31171/vlast.v26i8.6051.
Eremina, N. V. (2020), "Economic cooperation between Russia and Belarus within the Union State: Tasks, problems, achievements", Social Sciences and Contemporary World, no. 5, pp. 131-141, doi: 10.31857/S086904990012328-2.
Kogut, V. G. and Nuryshev, G. N. (2020), "Forums of the regions of Belarus and Russia - The foundation of the Union construction", Administrative Consulting, vol. 1, pp. 27-34, doi: 10.22394/1726-1139-2020-1-27-34.
Kosov, A. P. (2018), "Western researchers on the development of the Belarus-Russian integration in the end of the XX - the beginning of the XXI century", Herald of Polotsk State University. Series A. Humanity Science, vol. 1, pp. 30-38.
Kokhno, P. A. (2019), "On the present-day Belarusian-Russian integration processes", Obshhestvo i jekonomika, vol. 3, pp. 172-181, doi: 10.31857/ S020736760004299-7.
Laletina, A. S. (2018), "Interregional cooperation of the Republic of Belarus and the Russian Federation", Gaps in Russian legislation, vol. 1, pp. 131-134.
Narkevich, L. V. and Narkevich, E. A. (2021), "The state and prospects for the development of interregional cooperation between Russia and Belarus", in Gerasimov, V. I. (ed.), Bolshaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. [Greater Eurasia: Development, security, cooperation], Yearbook, issue 4, part 1, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN), Moscow, Russia, pp. 248-255.
Rumyantsev, V. A. and Goncharik, N. V. (2019), "Interregional cooperation within the framework of the Union State as an element of the socio-economic development of the regions of Belarus and Russia", in Gerasimov, V. I. (ed.), Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya [Russia: Trends and prospects of development: proceedings of the conference], Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN), Moscow, Russia, pp. 229-233.
Salmygina, E. D. (2020), "Russia-Belarus: Multilateral economic cooperation and its prospects", Almanac "Crimea", no. 21, pp. 47-59.
Suzdaltsev, A. I. (2020), "The crisis of the Union State of Belarus and Russia", World Economy and International Relations, vol. 64, no. 3, pp. 56-67, doi: 10.20542 / 0131-2227-2020-64- 3-56-67.
Tratsevskaya, L. F. (2017), "Cross-border economic cooperation of the Vitebsk region with the regions of the Russian Federation as a factor in the formation of the Union State of Belarus and Russia", in Prishchepa, N. M., Kosmach, V. A., Kulik S. P. et al. (eds.), Tsennostnye orientatsii i istoricheskoe soznanie naseleniya belorussko-rossiiskogo prigranich'ya [Value orientations and historical consciousness of the population of the Belarusian-Russian border region: Materials of the international scientific and practical correspondence conference], Vitebsk State University named after P. M. Masherov, Vitebsk, Belarus, pp. 194-196.
Tsvetkova, O. V. (2016), "Cross-border cooperation of border regions of the Russian Federation", PolitBook, no. 4, pp. 96-107.
Shurubovich, A. V. (2018), Ekonomicheskoe vzaimodeistvie Rossii i Belorussii: integratsionnye proekty i natsional'nye interesy [Economic interaction between Russia and Belarus: Integration projects and national interests], Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Epshteyn, V. A. and Vilchinskii, A. S. (2020), "Major sticking points on the way of integration between Russia and Belarus", World of Russian-speaking countries, no. 1, pp. 22-34.
Yasheva, G. A., Plakhin, A. E. and Zavivaev, N. S. (2017), "International clusters in enhancing competitiveness economies of Russia and Belarus within the framework of the Union State", Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration, vol. 6, no. 3, pp. 279-284.
Astapenia, R. and Balkunets, D. (2016), Belarus-Russia relations after the Ukraine conflict, Ostrogski Centre, Belarus Digest, Minsk, Belarus, London, UK.
Chaplygin, V. (2016), "The policy of regional convergence in Russia-Belarus integration: Prospects for development", Baltic Region, vol. 8, no. 4, pp. 69-78, doi: 10.5922/2079-8555-2016-4-6.
Czerewacz-Filipowicz, K. and Konopelko, A. (2017), "The Union State of Russia and Belarus", in Regional integration processes in the Commonwealth of Independent States, Springer, Cham, Switzerland, pp. 47-54, doi: 10.1007/978-3-319-47563-9_1.
Kaminski, A. Z. and Kaminski, B. (2017), "Political economy of Belorussian-Russian conundrum: Between a rock and a hard place?", WSIiZ Working Paper Series, no. 21, 38 p., doi: 10.13140/RG.2.2.12048.61446.
Kuzavko, A., Silchenkova, S. and Kirillova, E. (2020), "Main tendencies of economic development of the cross-border regions of Russia and Belarus in the conditions of interstate integration", in Solovev, D. B. (ed.), Proceedings of the International scientific conference "Far East Con" (ISCFEC 2020), Vladivostok, October 1-4, 2020, Atlantis Press, Dordrecht, Netherlands, pp. 870-881, doi: 10.2991/ aebmr.k.200312.120.
Lavnikevich, D. (2017), "Russia and Belarus: Friendship on the brink of war", Current Digest of the Post-Soviet Press, vol. 69, no. 7, pp. 10-11, doi: 10.21557/ DSP.48459365.
Marin, A. (2020), The Union State of Belarus and Russia. Myths and realities of political-military integration, Vilnius Institute for Political Affairs, Vilnius, Lithuania.
Newnham, R. (2020), "Russia and Belarus: Economic linkage in a patronclient relationship", Journal of Belarusian Studies, vol. 9, no. 1, pp. 3-26, doi: 10.30965/20526512-12340002.
Pugaciauskas, V. (2020), "The Russian-Belarusian integration: Political puzzles of "31 roadmaps", Lithuanian Annual Strategic Review, vol. 18, no. 1, pp. 177-193, doi: 10.47459/lasr.2020.18.8.
Robinson, N. (ed.) (2019), Reforging the weakest link: Global political economy and post-soviet change in Russia, Ukraine and Belarus, Revivals, London, UK.
Solovieva, Yu. V. (2018), "Interaction in the innovative sphere: Russia and CIS countries", in Szkutnik, W., S^czewska-Piotrowska, A., Hadas-Dyduch, M. et al. (eds.), 9th International scientific conference "Analysis of International Relations 2018. Methods and models of regional development. Winter edition", Katowice, Jan. 12, 2018, Publishing House of the University of Economics in Katowice, Katowice, Poland, pp. 140-146.
Received July 8, 2021
Accepted August 6, 2021