Научная статья на тему 'Сценарный прогноз развития союзного государства в контексте диалога России и Белоруссии'

Сценарный прогноз развития союзного государства в контексте диалога России и Белоруссии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско-белорусские отношения / Союзное государство / интеграция / сценарный прогноз / Республика Беларусь / РФ / СНГ / Russian-Belarusian relations / Union State / integration / scenario forecast / Republic of Belarus / RF / CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилюк Н.П., Макарова Е.М.

В статье предпринята попытка изучить практику и тенденции взаимодействия двух государственных образований, в рамках Союзного государства, в контексте событий последних десятилетий XXI века. Использование современных методов политического анализа и прогнозирования позволило обосновать практическую значимость исследования, а также представить сценарный прогноз по возможным направлениям развития сотрудничества России и Беларуси в процессе интеграции и определить жизнеспособность проекта Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenario forecast of the development of the union state in the context of the dialogue of Russia and Belarus

The article attempts to study the practice and trends of interaction between the two state entities, within the framework of the Union State, in the context of the events of the last decades of the XXI century. The use of modern methods of political analysis and forecasting made it possible to substantiate the practical significance of the study, as well as to present a scenario forecast for possible areas of development of cooperation between Russia and Belarus in the process of integration and determine the viability of the Union State project.

Текст научной работы на тему «Сценарный прогноз развития союзного государства в контексте диалога России и Белоруссии»

Всеобщая история The World History

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Макарова Е.М.

Студентка IV курса Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Сценарный прогноз развития Союзного государства в контексте диалога России и Белоруссии*

На сегодняшний день Россия и Беларусь занимают особое место на постсоветском пространстве. Эти два государства осуществляют межгосударственное сотрудничество в рамках нескольких интеграционных объединений, одним из которых является Союзное государство.

Российско-белорусские отношения приобрели особый характер, после того как в конце ХХ-го века был взят курс на интеграционное сближение двух государств. Создание Таможенного союза, подписание Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, ликвидация границы положили начало крупномасштабному объединению. Сам процесс интеграции является долгосрочным и берет своё начало со сближения в какой-то одной определенной области и затем, углубляясь, он плавно переходит в другие. Однако, проект Союзного государства предполагал ускоренную интеграцию, переходя сразу к её высшим формам, из-за чего он заведомо был обречен на неудачу. Утверждение 28 союзных программ стало фактором возобновления данного проекта, который многие эксперты считали уже провальным и сомневались в его дальнейшей реализации.

На основе анализа российско-белорусского сотрудничества с выделени-

© Гаврилюк Н.П., Макарова Е.М., 2022.

31

Тке ^огК ЧИвЬогу

ем проблем, тормозящих интеграционные процессы, нами предпринята попытка составления сценарного прогноза о возможных направлениях развития взаимодействия двух стран в рамках данного объединения.

Выбор событий происходил с учетом их резонанса в СМИ и наиболее частого упоминания в исследованиях. Событиям, способствующим интеграции, присуждалась цифра 1, событиям, становившимися причиной ухудшения сотрудничества присуждался - 0 и, так как наш график охватывает хронологические рамки с 1992 г., когда был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ), до апреля 2022 г., периодам, которые не оказывали серьёзное влияние на интеграцию, и которые не сопровождались негативными моментами, мы присудили «нейтральное» значение - 0,5. Таким образом, нами был составлен график динамики интеграционных процессов, который наглядно демонстрирует процесс изменения взаимоотношений России и Беларусии.

Динамика интеграционных процессов

0,9 0,8 0,7 0,6 0.5 0,4 0,3 о,; 0,1

События, способствующие интеграции (1) События, способствующие ухудшению сотрудничества (0) События нейтрального характера (0,5)

15.05.1992 - Договор о коллективной безопасности (ДКБ) Июнь 1996 - Вступление Беларуси в ЦЕИ 1993 - Нейтральная позиция

06.01.1995 - Таможенный Союз 2004 - Газовый конфликт 1994 - Нейтральная позиция

21.02.1995 - Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и Республикой Беларусь 2007 - Газовый конфликт 2001 - Нейтральная позиция

14.05.1995 - Референдум в Белоруссии, где большая часть граждан проголосовала за интеграцию с Россией (83,3 %) Март 2008 - Открытие Представительства Комиссии Европейских сообществ (с 2009 г. - Представительство ЕС) 2002 - Нейтральная позиция

02.04.1996 - Договор об образовании Сообщества Беларуси и России Август 2008 - Непризнание Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии 2003 - Нейтральная позиция

02.04.1997 - Договор о Союзе Беларуси и России Май 2009 - Членство в Восточном партнёрстве 2005 - Нейтральная позиция

25.12.1998 - Декларации о дальнейшем единении Республики Беларусь и РФ, Договор о равных правах граждан Июнь 2009 - Молочная война 2006 - Нейтральная позиция

08.12.1999 - Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии Июнь 2010 - Газовый конфликт 2018 - Нейтральная позиция

10.10.2000 - Беларусь и Россия в ЕврАзЭС 2013 - Нейтральная позиция 2019 - Нейтральная позиция

Март 2011 - Соглашение о строительстве БелАЭС 2014 - Непризнание Беларусью независимости Крыма

2012 - Создание Белорусского космического комплекса дистанционного зондирования Земли Июнь 2016 - Газовый конфликт

2015 - Беларусь и Россия в ЕАЭС 2017 - Председательство Беларуси в ЦЕИ

Апрель 2016 - Создание единой системы ПВО Январь 2020 - Нефтяной конфликт

33

Тке ^огК ЧИвЬоЪу

Август 2020 - Выборы Президента в Беларусии Февраль 2020 - Визит Майка Помпео в Беларусь

04.11.2021 - Утверждение 28 союзных программ

Апрель 2022 - Соглашение о сотрудничестве между партией «Единая Россия» и белорусским общественным объединением «Белая Русь»

С помощью метода количественного подсчёта благоприятных и неблагоприятных исходов событий у нас получилось 16 - положительных факторов, 13 - негативных, и 10 имеющих нейтральное значение и свидетельствующих о стабильном развитии отношений.

Таким образом, мы можем заметить, что отношения между двумя государствами постоянно балансируют между сближением и расхождением по ряду вопросов, кроме этого особое значение оказывает смещение Белорусского политического курса в сторону ЕС и США.

Следующий этап исследований и определения сценария развития событий связан с использованием дедуктивного метода создания сценарного прогноза с применением оси сравнения альтернатив для обозначения возможных направлений политического курса Беларусии.

В основу оси заложена альтернатива - «интеграция-дезинтеграция», границы представлены такими векторами как «пророссийский» и «про-европейский» ввиду основных направлений политики Беларуси. Третий вектор «смена политического лидера» совпадает с осью времени и является

«промежуточным звеном» т.к. находится в состоянии неопределённости, поскольку у данного направления существует как минимум 3 варианта развития событий.

Проанализируем каждый вектор по отдельности с учетом тех внешнеполитических обстоятельств, в которых сейчас находятся страны Союзного государства.

Начнём с «проевропейского» вектора, поскольку факторов тесного взаимодействия Беларуси со странами ЕС и США значительно меньше, чем с Российской Федерацией в виду того, что Беларусь очень часто обкладывали санкциями. Нами был построен график, демонстрирующий движение политического курса Белоруссии в проевропейском направлении.

Движение Белоруссии по "проевроиейскому" вектору

О- О [-- 00 О-. — о 00 ОС О-. — ГЧ О-, ^г Щ о с: С: С:-----<М <М

Г" Г* Г* Г* =;=;■=;■=;■=:=■=: = ■=:= = --— —--=; — =:=<"чгмгмгчгчгмгмгмгмгм

Г- Г- Г Г _-■ _-■ _-■ - Г = Г* = Г = = = Г Г Г О г г = = = = = = = = = =

— — — — —--— — гч — гч — гч гч гч — гч гч — гч гч гч гч — гч — — пппгчпппппп

(Т; ^ г' с-- о щ щ щ : : о т о т сП-- и (г [-- ^ ^ п 1-- ^ !-■ ь - ^ - щ ^ ^ ^ ^г

■=; = ■=:■=:■=;■=;■=; = = = ■=:■=:■=:■=: — ■ - г ■ г : г — — С С С — С С С — — =;=; = = =

^ ^ _ ^ ш - -

События, способствующие интеграции (1) События, способствующие ухудшению сотрудничества (0) События нейтрального характера (0,5)

Март 1995 - Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС 15.09.1997 - Введение санкций Евросоюзом 2000 - Нейтральная позиция

Июнь 1996 - Вступление Беларуси в ЦЕИ 09.07.1998 - Введение визовых ограничений 2001 - Нейтральная позиция

1999 - Снятие визовых ограничений Сентябрь 2004 - Ограничения на въезд на территорию стран ЕС для 4 официальных лиц, позже для 6 2002 - Нейтральная позиция

35

Тке ^огК НИвЬоёу

2005 - Предпринята попытка к налаживанию связей и расширению контактов 10.04.2006 - Запрет на въезд на территорию государств ЕС А. Лукашенко, замораживание счетов в европейских банках. 2003 - Нейтральная позиция

Март 2008 - Открытие Представительства Комиссии Европейских сообществ (с 2009 г. - Представительство ЕС) 2007 - Продолжение действия санкций 2018 - Нейтральная позиция

13.10.2008 - Приостановление действия ограничительных мер 20.01.2011 - Запрет на въезд А. Лукашенко, его старших сыновей, 158 чиновников, заморозка активов ряда компаний и организаций 2019 - Нейтральная позиция

Май 2009 - Членство в Восточном партнёрстве 22.03.2012 - Санкционный список расширен до 243 человек и 29 организаций, эмбарго на поставки спецтехники, техники двойного назначения.

2010 - Налаживание контактов 2013 - Действие санкций

29.10.2015 - Приостановление санкций 30.10.2014 - Продление санкций

15.02.2016 - Снятие практически всех санкций, в действии остались ограничительные меры только против 4 силовиков и эмбарго 02.10.2020 - Санкции в отношении 40 человек

Сентябрь 2016 - Утверждена новая стратегия европейского банка реконструкции и развития для Беларуси на 2016 - 2019 год 06.11.2020 - Санкции против А. Лукашенко и 14 чиновников

2017 - Председательство Беларуси в ЦЕИ 25.02.2021 - Продление ограничительных мер

27.10.2017 - Белорусско-европейский экономический форум 05.06.2021 - Запрет на осуществление рейсов в аэропорты ЕС и совершение полётов над его территорией (более 20 стран закрыли воздушное пространство)

08.01.2020 - Соглашение между Беларусью и ЕС об упрощении выдачи виз 21.06.2021 - Четвертый пакет санкций в отношении 8 компаний и 78 физических лиц

25.06.2021 - Введение экономических санкций

28.06.2021 - Беларусь вышла из восточного партнёрства

Март 2022 - Введение санкций против Беларуси

Апрель 2022 - Продолжение введения санкций и приостановление членства Беларуси в ЦЕИ

Прослеживая динамику развития взаимоотношений Беларуси с ЕС и США у нас получилось 14 положительных факторов, 18 негативных и 6 нейтральных.

Стабильно российско-белорусские отношения развивались с 1992 г. по 2006 г. Что касается проевропейского курса, то данный период сопровождался введением ограничений и попытками налаживания контактов.

С 2007 г. по 2010 г. мы можем наблюдать резкий спад в российско-белорусских отношениях, происходящий на фоне финансово-экономического кризиса (2008 - 2010 г. г.) и улучшения сотрудничества Беларуси с ЕС и США.

Период с 2011 г. по 2016 г. отмечен положительной динамикой, реа-лизовывались совместные программы в космической области, началось строительство БелАЭС, однако здесь стоит отметить события 2014 г., а именно, тот факт, что на сегодняшний день до сих пор не было сделано официального заявления о признании Беларусью аннексии Крыма, однако действующий Президент уже несколько раз высказывался о том, что считает полуостров российским и его будущая поездка туда будет являться подтверждением этому.

С середины 2016 г. до августа 2020 г. российско-белорусские отношения претерпевали некие кризисы, в частности это касается нефтяного кон-

фликта, и именно в этот период мы можем отметить активное развитие проевропейского вектора.

Начиная с августа 2020 г. по настоящее время, наблюдается значительный рост российско-белорусского сотрудничества и явная активизация пророссийского вектора, о чём могут служить подписание 28 союзных программ, урегулирование споров по оплате энергоносителей, в связи с переходом на российский рубль, и самое главное, это проблема внешнеполитического давления со стороны ЕС и США. Изоляция, в которой оказались две страны Союзного государства, в связи с введёнными санкциями, затронувшими экономический, банковский и гуманитарный секторы, в связи с прекращением приграничного и трансграничного сотрудничества, на самом деле является фактором ускорения процессов интеграции и повышения уровня взаимодействия России и Белоруссии.

Таким образом, анализ графиков доказывает, что, когда в отношениях с Россией происходили различные кризисы, Республика Беларусь начинала проводить курс проевропейской направленности, и, наоборот, когда Беларусь оказывалась в изоляции из-за западных санкций, в российско-белорусском сотрудничестве появлялась положительная динамика.

Исходя из всех перечисленных факторов, мы можем сделать вывод о том, что, на сегодняшний день, белорусская политика развивается по «пророссийскому» вектору, а с учетом того, что ЕС продлили санкции до 2023 года, то существует низкая вероятность изменения направленности курса до следующих выборов Президента, которые пройдут в 2024 г. в России и через год в Беларуси. Россия и Беларусь находятся сегодня в ситуации конфронтации с западными элитами, наращивая тем самым темпы интеграции.

Третий обозначенный нами вектор называется «смена политического лидера» и варианты его развития могут предполагать смещение как к одному, так и к другому вектору, что приведёт либо к продолжению, либо к изменению внешнеполитической линии. Здесь мы можем выделить несколько направлений:

- Уход главы государства А.Г. Лукашенко с поста Президента.

- Попытка очередного госпереворота.

- Избрание нового Президента России на выборах 2024 г.

Приход к власти другого политического лидера в одном из государств (или сразу в двух) может либо резко изменить направленность политического курса в сторону дезинтеграции, либо продолжить его развитие в сторону сближения двух стран.

Самым неблагоприятным из трёх направлений является попытка государственного переворота, результатом которой может стать прекращение Договора о создании Союзного государства.

С учетом проведённого анализа, мы можем выделить 4 возможных сценария развития межгосударственного сотрудничества России и Беларусии в рамках Союзного государства:

Оптимистический: Россия наращивает интеграционные связи с Беларусью, реализуя 28 запланированных союзных программ, воплощая, в первую очередь, план экономической интеграции, совершив переход к единой промышленной политике, создав к концу 2023 г. единый рынок нефти, газа и электроэнергии. Начнутся движения к образованию единой валюты в связи с переходом оплаты энергоносителей на российский рубль. Совместная оборонная политика будет только усиливаться, формируя единую зону безопасности. Импортозамещение будет способствовать развитию национального производства, росту рабочих мест, повышению ВВП и стабилизации экономики, что, в свою очередь, только усилит кооперационные связи между двумя государствами. Будет сформирована полноценная структура органов Союзного государства, которая будет минимизировать возможности возникновения конфликтов и противоречий в дальнейших процессах сотрудничества, способствуя урегулированию споров и созданию благоприятного фона для дальнейшей интеграции.

Реалистический: Интеграционные процессы будут развиваться, но не так усиленно. Сотрудничество будет осуществляться преимущественно в экономической и военной сферах, однако страны не будут идентифицировать себя как части единого объединенного блока, а собственные интересы каждого из них будут превалировать над общими. Реализация запланированных программ может затянуться. Союзное государство будет представлять собой объединение двух стран, не исключая возможности присоединения других участников, с сохранением суверенитета, руководства, национальной атрибутики.

Пессимистический: В виду тяжелого экономического положения двух стран, возникнут проблемы с финансированием союзных программ, проект Союзного государства будет заморожен на неопределённый срок, а страны будут сохранять сотрудничество на уровне двухсторонних связей. Государства активизируют налаживание контактов с другими альтернативными партнёрами, а интеграционное объединение будет существовать лишь «формально». Кроме этого, существует вероятность снятия западных ограничений, после окончания российской военной операции на Украине [2], что может стать причиной смещения политического курса Беларуси в сторону «проевропейского» вектора, что также станет причиной стагнации союзного проекта.

«Форс-мажор»: Российская военная операция на Украине может затянуться и приобрести иную негативную форму. В конфликт может быть втянута Беларусь в виду возможной провокации со стороны Польши [3].

Таким образом, реализация первых двух сценариев предполагает развитие процессов интеграции, однако не в таком полном объёме, как прописано в Договоре [1], поскольку он требует модернизации и корректировки существующих положений.

На сегодняшний день для успеха интеграции и реализации оптимистического сценария необходимо разрешить имеющиеся проблемы, а именно, модернизировать Договор о создании Союзного государства для эффективного функционирования механизма принятия и исполнения решений, продолжать наращивать сотрудничество по всем направлениям, развивать общее коммуникационное пространство, встать на путь постепенной интеграции, осуществляя движение от простых форм к сложным, гармонизировать согласованность внешней политики, создав зону коллективной ответственности, а самое главное, определиться с конечной формой Союзного государства.

Библиографический список:

[1] Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // Инфор-

мационно-аналитический портал Союзного государства. // URL: https://soyuz.by/dogovor-o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva.

[2] Запад начал отменять антироссийские санкции: Какие ограничения уже сняли и от каких еще могут

отказаться // Комсомольская правда. 2022. 4 мая. // URL: https://www.kp.ru/daily/27388/4582572/ (Дата обращения: 05.05.2022)

[3] Описан сценарий жесткого втягивания Белоруссии в конфликт России и Украины // Московский

комсомолец. 2022. 11 мая. // URL: https://www.mk.ru/politics/2022/05/11/opisan-scenariy-zhestkogo-vtyagivaniya-belorussii-v-konflikt-rossii-i-ukrainy.html (Дата обращения: 11.05.2022)

Reference

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Treaty between the Russian Federation and the Republic of Belarus of December 8, 1999 "On the establishment

of the Union State" // Information and analytical portal of the Union State. // URL: https://soyuz.by/dogov-or-o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva.

[2] The West began to lift anti-Russian sanctions: What restrictions have already been removed and which ones can

still be abandoned // Komsomolskaya Pravda. May 4, 2022 // URL: https://www.kp.ru/daily/27388/4582572/ (05.05.2022)

[3] The scenario of the hard involvement of Belarus in the conflict between Russia and Ukraine is described //

Moskovsky Komsomolets. May 11, 2022 // URL: https://www.mk.ru/politics/2022/05/11/opisan-sce-nariy-zhestkogo-vtyagivaniya-belorussii-v-konflikt-rossii-i-ukrainy.html (05.11.2022)

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук.

Доцент кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Макарова Е.М.

Студентка IV курса Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Сценарный прогноз развития Союзного государства в контексте диалога России и Белоруссии Аннотация. В статье предпринята попытка изучить практику и тенденции взаимодействия двух государственных образований, в рамках Союзного государства, в контексте событий последних десятилетий XXI века. Использование современных методов политического анализа и прогнозирования позволило обосновать практическую значимость исследования, а также представить сценарный прогноз по возможным направлениям развития сотрудничества России и Беларуси в процессе интеграции и определить жизнеспособность проекта Союзного государства.

Ключевые слова: российско-белорусские отношения, Союзное государство, интеграция, сценарный прогноз, Республика Беларусь, РФ, СНГ.

Gavrilyuk N.P.

Candidate of Historical Sciences. Associate Professor of the Department of History of the Institute of History and Law, Kaluga State University.

Makarova E.M.

IV-year student of the Institute of History and Law of the Kaluga State University.

Scenario forecast of the development of the Union state in the context of the dialogue of Russia and Belarus Abstract. The article attempts to study the practice and trends of interaction between the two state entities, within the framework of the Union State, in the context of the events of the last decades of the XXI century. The use of modern methods of political analysis and forecasting made it possible to substantiate the practical significance of the study, as well as to present a scenario forecast for possible areas of development of cooperation between Russia and Belarus in the process of integration and determine the viability of the Union State project.

Key words: Russian-Belarusian relations, Union State, integration, scenario forecast, Republic of Belarus, RF, CIS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.