Научная статья на тему 'Проблемные аспекты интеграционных процессов России и Белоруссии на пути становления стабильного союзного государства'

Проблемные аспекты интеграционных процессов России и Белоруссии на пути становления стабильного союзного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союзное государство / интеграция / росиийско-белорусские отношения / Республика Беларусь / СНГ / США / сценарии развития российско-белорусских отношений / Union State / integration / Russian-Belarusian relations / Republic of Belarus / CIS / USA / scenarios for the development of Russian-Belarusian relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилюк Н. П., Макарова Е. М.

В статье предпринята попытка выявить и проанализировать проблемные аспекты интеграционных процессов России и Белоруссии при выстраиваннии добрососедских отношений двух государственных образований, в рамках Союзного государства. В условиях установления нового миропорядка немаловажным является определение приоритетных направлений сотрудничества и составление плана взаимодействия, в том числе четкое определение самого формата существования Союзного государства, основных сфер взаимодействия в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic aspects of the integration processes of Russia and Belarus on the way to becoming a stable union state

The article attempts to identify and analyze the problematic aspects of the integration processes of Russia and Belarus in building good neighborly relations between the two state entities within the framework of the Union State. In the context of the establishment of a new world order, it is important to identify priority areas for cooperation and draw up a clear plan of interaction, including a clear definition of the very format for the existence of the Union State, the main areas of interaction in the coming years.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты интеграционных процессов России и Белоруссии на пути становления стабильного союзного государства»

История международных отношений и внешней политики

History of international relations and foreign policy

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Макарова Е.М.

Студентка IV курса Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Проблемные аспекты интеграционных процессов

России и Белоруссии на пути становления стабильного союзного государства*

Актуальность исследования обуславливается несколькими факторами. Интеграционные процессы между Россией и Беларусью были инициированы с целью обеспечения устойчивого экономического развития, достижения высокого уровня и качества жизни россиян и белорусов, а также с целью сохранения территориальной целостности и обеспечения безопасности государств-участников. Однако в создании и развитии Союзного государства есть некоторые проблемы, часть которых связана с многовекторной политикой Беларуси и частой сменой риторики действующего Президента в отношении интеграционных процессов с Россией. Одним из ключевых этапов сотрудничества, побуждающий Беларусь изменить свой политический курс и направить его в сторону увеличения взаимодействия с союзником, был политический кризис в 2020 году, вызванный несогласием большинства граждан с результатами выборов и непризнанием их легитимности европейским сообществом. Вспыхнувшие на этом фоне массовые беспорядки стали одним из факторов организа-

© Гаврилюк Н.П., Макарова Е.М., 2022.

ции тесного взаимодействия между ведомствами и спецслужбами двух государств, после того, как Россия единственная поддержала Беларусь, а именно, Президента А.Г. Лукашенко.

Что касается интеграционных процессов, то они находились в стагнации более 20 лет, до момента подписания в 2021 году на заседании Госсовета Союзного государства интеграционного декрета, утверждающего 28 союзных программ, претворение в жизнь которых, по мнению Президента Росийской Федерации, поможет обеспечить экономический рост и Россия, в свою очередь, окажет поддержку белорусской экономике на фоне внешнего санкционного давления.

В настоящее время в политическом дискурсе лидеров двух стран особое место занимают вопросы развития сотрудничества, в виду условий тяжелой геополитической обстановки, вызванной внешним санкционным давлением. В сегодняшних реалиях проект Союзного государства заслуживает особого внимания, поскольку складывающиеся обстоятельства могут выступить либо в роли благоприятного фактора, подталкивающего страны к развитию интеграции, либо в роли отягощающего фактора, и проект будет отложен на неопределенный срок.

Если до смены власти в Белоруссии отношения с Западом развивались стабильно, то после того, как главой государства был избран А.Г. Лукашенко, его политика урегулирования социально-экономического кризиса в стране, ориентированная на преференции со стороны России и союзнические заявления в её адрес, лишили его успешной дипломатии с США и странами ЕС. Это было вызвано тем, что белорусский Президент всегда проводил политику «по собственным правилам», которая не совпадала с пропагандируемой европейской демократией. Белорусский лидер получил ярлык «последнего диктатора Европы» [2, С. 72] за ряд санкций против нескольких чиновников и предприятий, часть которых была снята в 2008 г. А через год, на территории государства появилось представительство ЕС, которое так или иначе имело определенную возможность вмешательства во внутриполитические дела государства, поскольку взаимодействовало с властью и оппозицией.

С 1996 г. Беларусь являлась членом организации Центрально-Европейской инициативы, которая оказывала поддержку странам в интеграции с ЕС, в 2017 г. Республика и вовсе стала председателем данного сообщества, что показывало её стремление добиться признания белорусской политической модели в Европе.

В апреле 2022 года организация обвинила Беларусь в поддержке «российского вторжения на Украину» и приостановила её членство, что вызвало негативную ответную реакцию со стороны Республики, которая, по заявлениям, не только не участвует в данной операции, но и оказывает

содействие в процессе урегулирования данного конфликта предоставляя площадку для проведения переговоров [7].

Членство Белоруссии в Восточном партнёрстве также негативно отражалось на сотрудничестве с Россией, поскольку организация имеет антироссийский характер и ориентирована на дезинтеграцию постсоветского пространства, к тому же вступление Республики произошло на фоне проблемы непризнания Абхазии и Южной Осетии. Беларусии было выгодно членство в виду экономического сотрудничества и развития политических связей со странами ЕС, так как данная программа являлась единственной связующей институциональной площадкой для сотрудничества [8]. Кроме этого, участие в данной организации облегчало визовый режим, но из-за возросшего санкционного давления страна вышла из Восточного партнёрства в 2021 г. [1].

События 2014 г. на Украине вынуждали Беларусь, как российского союзника занять определенную позицию по отношению к присоединению Крыма, но Минск не поддержал Москву, что подорвало доверие со стороны России, но благоприятствовало отношениям с Западом. Если обе страны являются членами единого «союзного государства», то как одна сторона может признать новые государственные образования, а вторая - воздержаться.

Последовавшее снятие санкций способствовало «потеплению» в отношениях с Европой, что не могло не беспокоить Россию, в следствие чего Белорусская сторона апеллировала к тому, что нормализация отношений с ЕС и США специально трактуется Россией как подрыв союзнических отношений, с целью, в очередной раз, упрекнуть Республику в многовекторности [6], которая, по мнению А.Г. Лукашенко, не является негативным проявлением, а наоборот, способствует налаживанию связей по всем направлениям [5]. Однако, заявляя о «многовекторности», белорусская сторона подчеркивала, тем самым, равные отношения со всеми странами, не выделяя Россию в качестве союзника. Кроме этого, очень часто Республика позиционировала себя в качестве посредника между Россией и Европой, выходя таким образом за рамки союзнического проекта. Тем самым, мы можем наблюдать отсутствие согласованности действий во внешней политике, которая, согласно проекту, должна быть гармонизирована.

Еще одной проблемой, препятствовавшей интеграции двух стран, являлось стремление Белоруссии получить выгоду одновременно от сотрудничества и с Россией, и с Евросоюзом, однако активизация связей с одной стороной, вызывала вопросы у другой.

Беларусь старалась дистанцироваться от России, уменьшить свою экономическую зависимость, в те моменты, когда договоренности по во-

просам энергоносителей и других торговых сделок не достигали должного результата. Республика начинала искать поддержку со стороны Европы, однако, имея статус «российского союзника», она была интересна ЕС и США не как партнёр, а как инструмент давления на Россию.

Многие разногласия возникали ввиду того, что Россия под «союзничеством» подразумевала синхронизацию внешнеполитического курса и поддержание этой политической линии союзником, а Беларусь рассматривала данную интеграцию в парадигме «дружественного нейтралитета» балансируя между Россией и Западом, особенно в моменты их напряженных отношений [9, с. 235].

Отметим, что Беларусь понимала, что Запад в сотрудничестве с ней преследует собственные интересы, поэтому страна сохраняла свои союзнические обязательства перед Россией и использовала проевропей-ский вектор как фактор влияния на Российскую Федерацию в экономических вопросах.

Со стороны ЕС и США в адрес Белоруссии зачастую использовалась критика режима А.Г. Лукашенко в виду применения им силовых структур в моменты дестабилизации общества со стороны оппозиции. Большая часть таких «выступлений» организовывалась в период президентских выборов, победу на которых, вот уже 6 раз подряд одерживает бессменный лидер государства.

Разгон оппозиции «насильственными методами» и обвинения в фальсификации выборов становились причиной ухудшения отношений с США и странами ЕС, которые всяческими усилиями пытались установить лояльную власть в стране, путем государственного переворота. Так США не признали выборы Президента в 2010 г., наложив ряд санкций, прикрываясь защитой прав человека. Аналогичная ситуация произошла в 2020 г.

Раскрывая всю суть проблем, обратим особое внимание на события 2020 года, которые стали переломным этапом в истории Белоруссии, оказав определённое влияние на выбор её политического курса. В начале 2020 г. Россия и Беларусь переживали нефтяной кризис, а вот планка белорусско-американских отношений продолжала повышаться, в частности, страну посетил госсекретарь Майк Помпео, который пообещал устранить потребность в нефти и после этого действительно в страну пришел танкер. Затем последовал ряд соглашений, а также финансовая помощь со стороны Соединенных Штатов в виде 1,7 млн. долл. на борьбу с С^-19 [11, с. 111].

Все изменилось после выборов Президента, когда в сторону Белару-сии начались очередные упреки в фальсификации и в отказе соблюдать демократические нормы. Вопрос с поставками нефти оказался закры-

тым, а результаты выборов нелегитимными [11, с. 112]. Таким образом, глава государства и другие чиновники, попавшие под санкции, лишились возможности въезда в страны ЕС, а их активы были заморожены.

Единственная страна, которая поддержала Беларусь в этот сложный период, была Россия, несмотря на то, что именно её в начале предвыборной гонки, Президент Белоруссии обвинял в попытках вмешательства в избирательную кампанию страны, вследствие задержания 33 граждан Российской Федерации, которые, по сообщению спецслужб, прибыли для организации массовых беспорядков [10].

Следующая проблема, которая тормозила процесс интеграции на протяжении более 20 лет, и которая сохраняется на сегодняшний день, заложена в самом Договоре о создании Союзного государства. Данный проект опередил своё время, т.к. ставились грандиозные цели, которые, в тот момент, были непосильны для обоих государств, претерпевающих кризис. Как мы уже обозначали, проект предполагал интеграцию не в какой-то одной определенной области, а затрагивал все сферы сотрудничества и утверждал также создание наднациональных органов, из которых, на сегодняшний день, полноценно функционирует только половина. Отсутствие некоторых институтов тормозит дальнейшее строительство, в частности, формирование Суда, Счетной палаты невозможно без Союзного парламента, который, как таковой, не был создан. Установление символики и утверждение проекта Конституции также находится в ведении данного органа, однако возникает вопрос об их целесообразности, в виду того, что, согласно высказываниям А.Г. Лукашенко, в интервью В. Соловьеву, в его понимании Союзное государство это «объединение суверенных государств с сохранением национальной атрибутики...» [4]. Отсюда мы можем сделать вывод, что не существует точного представления о том, как в конечном итоге должно выглядеть это интеграционное объединение с таким многообещающим в названии словом «государство», а отсутствие слаженного союзного механизма функционирующих институтов требует постоянного вмешательства глав государств в урегулирование противоречий.

Государства во внешнеполитическом пространстве не выступают как части единого целого, и именно этот нюанс становится одной из причин трудностей интеграции. К примеру, на период 2017 - 2018 годов существовала проблема недоиспользования союзного бюджета, когда около 30% запланированных денег оказывались невостребованными. Это вызывало вопросы, касательно эффективности проводимых программ и заморозки денежных средств, которые, в таком случае, не работают на экономику двух государств. Экспертное мнение заключается в том, что многие проекты не доводятся до конца в связи с возникающим вопросом собственно-

сти реализованной программы, кому принадлежит эта интеллектуальная собственность (России или Беларуси) и кто может получать доход с продажи этих патентов. Кроме того, государства выходят на рынок с конечным продуктом сами по себе, но если Россия и Беларусь позиционируют себя как Союзное государство, то с этой продукцией они должны удовлетворять потребность не только внутренних рынков, но и продвигать её для третьих стран, чтобы потом эти «инновационные продукты» могли пополнять бюджет. Это также является следствием проблемы, заключающейся в разных экономических системах двух государств. Из российской и белорусской экономик должна получится некая «союзная экономика», которая решит вышеобозначенные трудности.

На сегодняшний день не существует четких стандартов становления и функционирования интеграционных объединений, однако если мы обратимся к этапам развития региональной интеграции, которые выделил Б. Баласса, а именно: «зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и полная экономическая интеграция» [3], которая подразумевает экономический и валютный союз, то мы можем заметить, что, сформировав в 1995 г. Таможенный союз, Россия и Беларусь спустя 4 года утвердили проект, подразумевающий последнюю стадию интеграции, а именно, введение единой валюты.

Строительство единого экономического пространства и установление равных условий для субъектов хозяйствования свидетельствует о том, что страны встали на путь поэтапного развития интеграции, сосредоточив все свои усилия на конкретной области.

Библиографический список:

[1] Белоруссия приостанавливает участие в инициативе ЕС «Восточное партнерство» // ТАСС. - 2021. 28

июня. // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11770591 (Дата обращения: 23.04.2022)

[2] Гронский А. Д. Отношения Белоруссии с европейским Союзом и США (1992 - 2018 гг.): от дистанциро-

вания к дрейфу на Запад // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. № 2. С. 71-97.

[3] Зуев В. Н. Методология классификации и оценки форм региональной интеграции // Евразийская Эко-

номическая Интеграция. 2014. № 3 (24). С. 27.

[4] Интервью журналисту ВГТРК Владимиру Соловьеву // Официальный интернет-портал Президента

Республики Беларусь. - 2022. 4 февраля. // URL: https://president.gov.by/ru/events/intervyu-zhurnalistu-vgtrk-vladimiru-solovevu?openVideo=true (Дата обращения: 27.04.2022)

[5] Лукашенко: наша политика многовекторна, но это не значит, что она между Востоком и Западом // Бел-

ТА. - 2021. 26 мая. // URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-nasha-politika-mnogovektorna-no-eto-ne-znachit-chto-ona-mezhdu-vostokom-i-zapadom - 443042-2021 (Дата обращения: 23.04.2022)

[6] Лукашенко: Россия сама бросила Белоруссию в объятия Запада // Царьград. - 2019. 5 марта. // URL: https://

tsargrad.tv/news/lukashenko-rossija-sama-brosila-belorussiju-v-objatija-zapada_187629?ysclid=l3deyw0jzj (Дата обращения: 23.04.2022)

[7] Минск осудил решение о приостановке участия Белоруссии в Центрально-Европейской инициативе //

ТАСС. - 2022. 19 апреля. // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14408873 (Дата обращения: 23.04.2022)

[8] Неменский О. Б. Участие Белоруссии в Программе Восточного партнерства ЕС в контексте восточной

политики Польши // Славянский альманах. 2017. № 3-4. С. 155-177.

[9] Политические процессы на постсоветском пространстве: новые тренды и старые проблемы. Коллектив-

ная монография / Отв. ред. Э.Г. Соловьев, Г.И. Чуфрин. - М.: ИМЭМО РАН, 2020. С. 235.

[10] Президент Белоруссии продолжает обвинять граждан России во вмешательстве в выборы // Ведомости. - 2020. 4 августа. // иИЬ: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/08/04/835969-prezident-belorussii (Дата обращения: 25.04.2022)

[11] Фёдоров А. Беларусско-американские отношения: очередное крушение // Белорусский ежегодник. 2021. № 1. С. 111.

Reference

[1] Belarus suspends participation in the EU Eastern Partnership initiative // TASP. - 2021. June 28. // URL: https://

tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11770591 (04.23.2022)

[2] Gronsky A. D. Relations of Belarus with the European Union and the USA (1992 - 2018): from distancing to drift

to the West // Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2019. № 2. P. 71-97.

[3] Zuev VN Methodology of classification and assessment of forms of regional integration // Eurasian Economic

Integration. 2014. № 3 (24). P. 27.

[4] Interview with VGTRK journalist Vladimir Solovyov // Official Internet portal of the President of the Republic

of BelaruP. - 2022. February 4. // URL: https://president.gov.by/ru/events/intervyu-zhurnalistu-vgtrk-vladi-miru-solovevu?openVideo=true (04.27.2022)

[5] Lukashenka: our policy is multi-vector, but this does not mean that it is between East and West // BelTA.

- 2021. May 26. // URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-nasha-politika-mnogovektor-na-no-eto-ne-znachit-chto-ona-mezhdu-vostokom-i-zapadom - 443042-2021 (23.04.2022)

[6] Lukashenko: Russia itself threw Belarus into the arms of the West // Tsargrad. - 2019. March 5. // URL: https://

tsargrad.tv/news/lukashenko-rossija-sama-brosila-belorussiju-v-objatija-zapada_187629?ysclid=l3deyw0jzj (04.23.2022)

[7] Minsk condemned the decision to suspend Belarus' participation in the Central European Initiative // TASP. -

2022. April 19. // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14408873 (04.23.2022)

[8] Nemensky O. B. Participation of Belarus in the EU Eastern Partnership Program in the context of Poland's

Eastern policy // Slavic Almanac. 2017. № 3-4. P. 155-177.

[9] Political processes in the post-Soviet space: new trends and old problemP. Collective monograph / Ed. ed.

E.G. Solovyov, G.I. Chufrin. - M.: IMEMO RAN, 2020. P. 235.

[10] The President of Belarus continues to accuse Russian citizens of interfering in the elections // Vedomosti. -2020. August 4. // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/08/04/835969-president-belorussii (04.25.2022)

[11] Fedorov A. Belarusian-American relations: another crash // Belarusian Yearbook. 2021. № 1. P. 111.

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук.

Доцент кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Макарова Е.М.

Студентка IV курса Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Проблемные аспекты интеграционных процессов России и Белоруссии на пути становления стабильного союзного государства Аннотация. В статье предпринята попытка выявить и проанализировать проблемные аспекты интеграционных процессов России и Белоруссии при выстраиваннии добрососедских отношений двух государственных образований, в рамках Союзного государства. В условиях установления нового миропорядка немаловажным является определение приоритетных направлений сотрудничества и составление плана взаимодействия, в том числе четкое определение самого формата существования Союзного государства, основных сфер взаимодействия в ближайшие годы.

Ключевые слова: союзное государство, интеграция, росиийско-бело-русские отношения, Республика Беларусь, СНГ, США, сценарии развития российско-белорусских отношений.

Gavrilyuk N.P.

Candidate of Historical Sciences. Associate Professor of the Department of History of the Institute of History and Law, Kaluga State University.

Makarova E.M.

IV-year student of the Institute of History and Law of the Kaluga State University.

Problematic aspects of the integration processes of Russia and Belarus on the way to becoming a stable union state Abstract. The article attempts to identify and analyze the problematic aspects of the integration processes of Russia and Belarus in building good neighborly relations between the two state entities within the framework of the Union State. In the context of the establishment of a new world order, it is important to identify priority areas for cooperation and draw up a clear plan of interaction, including a clear definition of the very format for the existence of the Union State, the main areas of interaction in the coming years.

Key words: Union State, integration, Russian-Belarusian relations, Republic of Belarus, CIS, USA, scenarios for the development of Russian-Belarusian relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.