ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 327
ОТ СОЮЗА БЕЛОРУССИИ И РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Булах Евгений Васильеви
к.полит.н.,
доцент кафедры политологии ДВФУ (Владивосток, Россия)
Булыгин Михаил Алексеевич
студент ДВФУ (Владивосток, Россия)
FROM THE UNION OF BELARUS AND RUSSIA: PROSPECTS FOR A UNION STATE IN THE
POST-SOVIET SPACE
Bulakh Yevgeniy Vasilevich
cand. of polit. sciences, Associate Professor FEFU (Vladivostok, Russia) Bulygin Mikhail Alekseyevich
FEFU students (Vladivostok, Russia)
Аннотация. Статья посвящена современным проблемам функционирования государства в составе союза. В материале раскрываются обстоятельства возможных альянсов. Сравнительный анализ Европейского Союза и Союза Беларусь-Россия, позволяет сделать выводы о качественном состоянии процесса, о возможных его перспективах на постсоветском пространстве. Уже решенные задачи по созданию общих политических институтов, дальнейшие планы по интеграции, все это позволяет подтвердить предположения, но внутренние и внешние факторы вносят корректировку в процесс объединения. Инфраструктурное единство экономических систем двух стран, единая система коллективной безопасности и самое главное, общественное ожидания граждан Белоруссии и России делают проект Союзного государства реалистичным.
Abstract. The article is devoted to modern problems of the functioning of the state as part of the union. The material reveals the circumstances of possible alliances. A comparative analysis of the European Union and the Union of Belarus-Russia allows us to draw conclusions about the qualitative state of the process, about its possible prospects in the post-Soviet space. The tasks already solved to create common political institutions, further plans for integration, all this allows us to confirm the assumptions, but internal and external factors make adjustments to the unification process. The infrastructural unity of the economic systems of the two countries, a single system of collective security, and most importantly, the public expectations of the citizens of Belarus and Russia make the project of the Union State realistic.
Ключевые слова: союзное государство, суверенитет, экономическая система, политический институт
Keywords: union state, sovereignty, economic system, political institution
Тип территориально-политического устройства государства определён необходимостью обеспечить единое социально-экономическое пространство. Территориальный суверенитет сегодня имеет символическую значимость, а территориальный спор, не более чем инструмент политического давления. Основным показателем суверенитета является степень экономической самостоятельности и реальная возможность национальных политических институтов определять вектор социально-экономических интересов. Безопасность, экономическая несостоятельность или ожидание мультипликативного эффекта, что мотивирует к участию в союзах, которые в дальнейшем имеют свойство трансформироваться в различные формы единой государственности. Европейское экономическое партнёрство пошло по пути формирования единого политического пространства. Ждёт ли подобное Союз Белоруссии и России, вопрос, актуальность которого возрастает с учётом различных факторов. Можно предположить, что интеграция в единую государственность для двух стран неизбежна, но на какой стадии данный процесс сегодня, все ли экономические вешки объединения пройдены. Будет ли это объединение в ожидаемую конфедерацию или, это будет интеграция в союзы, созданные иными странами. Последнее время Президент Белоруссии заговорил о необходимости изменений курса внешней политики страны. На совещании с руководителями учреждений, имеющих зарубежные представительства, он подчеркнул, что в новой ситуации необходимо обратиться к крупным восточным партнерам, вроде Китая, Индии, Турции, государствам Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Лукашенко считает, что в подобном сотрудничестве кроются огромный потенциал и безграничные возможности. Недобрым кивком в сторону сложившихся партнёрских отношений считают слова главы Белоруссии о том, что
перечисленные государства не выдвигают никаких ультиматумов и не призывают давить на страну. Весной 2020 года, он отметил, что вся Республика наблюдает как нарастает антибелорусская активность в социальных сетях, меняется не в лучшую сторону риторика наших оппонентов в Брюсселе и Вашингтоне [11].
Союз неизбежен, считают аналитики, но будет ли это ожидаемая конфедерация с Россией. Конфедерация в нынешних условиях представляется наиболее распространенную форму взаимодействия. Обычно под ней понимается создание союза государств без образования нового государства. Её можно условно назвать государственным союзом государств. Объединение с целью обеспечения безопасности и повышения эффективности экономической системы. В истории древности, средневековья и Нового времени конфедерация была более часто встречающейся формой взаимодействия. Тогда, это не требовало обязательного введения единой денежной единицы, общей правовой системы и единых социальных стандартов. Унификация могла проявляться в военном деле, что позволяло повысить эффективность коллективной системы безопасности. Конфедерацией отдельных княжеств, по сути, была Киевская Русь — первое единое государство, объединившее племенные союзы восточных славян. Опыт государственного управления предоставляет богатый исторический материал для сравнительного анализа государственно-территориального устройства государств Востока и Запада. Древний Египет и Древняя Месопотамии представляли собой союзы отдельных городов-государств. Новейшая история предлагает нам опыт США и СССР, позволяя отметить то, что грань между федерацией и конфедерацией стала стираться, но и в том и другом случае, присутствие элементов общей государственности является для союза государств обязательным. Ярким примером является союз европейских стран. Первоначально Европейский Союз развивался по пути функционализма, предполагающего реакцию правительств на практические нужды общества, интеграцию по отдельным областям такими темпами, которые определялись государствами-участниками данного процесса [12]. Дальнейшая интеграция осуществлялась в рамках Шенгенского соглашения 1995 года, решениях Амстердамского саммита 1997 года, введения в 2001 году единой денежной единицы - евро и проекта «Конституции для Европы» в 2004м. Подписание акта Лиссабонской Межправительственной конференции в 2007 году окончательно придало Евросоюзу качества конфедерации.
Что собой представляет союз Белоруссии и России - проект, родившийся на рубеже веков в виде экономического партнерства, обеспечивший выживание бывших Советских республик. По итогу инициативы лидеров Ельцина, Кравчука и Шушкевича, в 1991 году было подписано соглашение о создании Содружества Независимых государств, которое по мнению историка Спицина Е.Ю., носило явно антиконституционный характер [18]. Белоруссия и Россия перестали жить в едином государственном пространстве. Тем не менее, уже через год были установлены дипломатические отношения между независимыми Россией и Белоруссией. О. Е. Меньшова считает, что в рамках СНГ начался процесс активной разноуровневой интеграции [15]. Среди всех участников СНГ наибольшим стремлением к единению отличались Россия и Беларусь. В 1992 году началось подписание первых интеграционных соглашений, которые привели к Договору о создании Союзного государства. Идея восстановления связи с государствами, которые ранее входили в состав СССР, прежде всего с Россией и Украиной, все это стало основой предвыборной программы избранного президента Республики Беларусь. Александр Лукашенко добросовестно принялся выполнять данные обещания. В январе 1995 года было подписано соглашение о Таможенном Союзе между Россией и Белоруссией, а через месяц Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет, который предусматривал создание условий для формирования единого экономического пространства, координацию финансовой, таможенной политики, открытость границы и ликвидацию пограничного контроля. Все декларации были поддержаны народом Белоруссии в мае 1995 года в ходе референдума, на котором 83% населения выразило поддержку интеграции с Россией [4]. В августа 1994 года состоялась первая рабочая встреча Ельцина и первого в истории Белоруссии президента. Главы государств подтвердили приверженность курсу на дальнейшее сближение России и Белоруссии. А 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, который предусматривал также, как и Договор 1995 года создание единого экономического пространства, а в качестве нового шага было объявлено о задачи формирования единого законодательства. Стороны договорились о согласованной внешней политике, вопросах обеспечения безопасности, борьбе с преступностью и охране государственных границ [3]. С тех пор 2 апреля считается Днём единения народов Беларуси и России. Уже 23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России, в соответствии с которым были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России. В 1997-1998 гг. формируются исполнительные органы Союза, формируется общий бюджет, реализовываются первые союзные программы. Были образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности. 25 декабря 1998 года подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему. Восьмого декабря 1999 году был заключён договор «О Союзном государстве России и Белоруссии», который вступил в силу 26 января 2000 года.
Динамика формирования Союзного государство остается объектом пристального внимания со стороны мирового сообщества. В мире заговорили о возможных угрозах ввиду возрождения СССР [16].
А с российской стороны всё чаще проявляются признаки раздражения по поводу попыток Белоруссии сохранить нейтралитет. Республика до недавнего времени лавировала между Западом и Россией. Данная тематика являлась традиционной на официальных встречах глав союзных государств. За последнее время Лукашенко и Путин обсудили тему СГ уже несколько раз. В частности, встречу президентов республик 9 сентября 2021 года в Москве стоит отметить как на редкость продуктивную. Здесь был сделан заметный шаг вперёд по пути дальнейшей интеграции, главным образом в экономической сфере, политическая составляющая находится в стороне [8]. 22 апреля 2021 года президенты России и Белоруссии обсудили тему СГ, причём эта тема была отмечена в качестве приоритетной. Второго апреля 2021 года, по случаю Дня единения народов России и Белоруссии, состоялся телефонный разговор, тема интеграции двух стран и проблематики СГ была основной. Возможно, что протестные события в Белоруссии 2020 года и доля протестного настроения граждан в обеих республиках, требует от президентов новых результативных действий. Актуальность данной тематики подтверждают европейские санкции, введённые на фоне задержания белорусских оппозиционеров. Запрет на совершение полётов белорусскими авиакомпаниям над территорией Евросоюза и рекомендации европейским компаниям не совершать полёты над воздушным пространством Республики Беларусь, это первые серьёзные предпосылки предстоящей экономической блокады. Однако Путин в ходе последней встречи сделал для белорусской стороны всё, чтобы болевые ощущения от данного удара свести к минимуму, поскольку все воздушные ограничения, раннее существовавшие между Россией и Белоруссией, сняты. Можно предположить, что у Белоруссии немного вариантов, но любой из них требует отказа от политического суверенитета. Если в пользу Евросоюза, то дальнейший путь в проект «анти-Россия», по аналогии с Украиной, если в интересах России, то это глубокая интеграция в существующую федерацию. Логика действий президента Лукашенко и встреча на высшем уровне в сентябре 2021 года показали, что Белоруссия будет следовать второму пути, что вполне очевидно и ожидаемо.
Анализ результатов позволяет подчеркнуть, что декларативное создание союзных политических институтов, это не единственные итоги интеграционного процесса. В рамках бюджетного взаимодействия, 7 декабря 2006 года был подписан Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который определяет порядок назначения и выплат трудовых и социальных пенсий, пособий. Борис Грызлов отмечал, что успешная практика союзного строительства позволила Беларуси и России накопить уникальный для мировой практики опыт межгосударственного сотрудничества и глубокой интеграции. Причем опыт позитивный [1]. В 2019 году началась активная разработка интеграционных дорожных карт. Из более тридцати карт, к апрелю 2021 года были согласованы 27, осталось прийти к компромиссу по оставшимся, заявил Лукашенко [2]. Сентябрьская встреча 2021 года поставила жирную точку в многолетнем обсуждении интеграционных дорожных карт. Наконец все они, в количестве 28-ми, согласованы. На сегодня между Белоруссией и Россией подписано около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Подобный объём выполненных работ, свидетельствует об организационно-правовой готовности к объединению в любом формате, но проект Конституционного акта, в котором должна содержаться информация о государственном устройстве и единой правовой системе Союзного государства остаётся пока на рассмотрении.
Оценка экономических систем на предмет готовности к глубокой интеграции даёт спорные результаты. Несмотря на Договор «О создании Союзного государства», который предусматривает введение единой валюты, данный пункт выполнен не был [5]. Ожидания к 2005 году не оправдались, в октябре 2003 года А. Лукашенко предсказал, что единой валюты к 2005 году не будет, что стороны не готовы. В декабре 2018 года Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова к созданию единого эмиссионного центра, на что Лукашенко во время пресс-конференции 1 марта 2019 года отметил, что он не против единой валюты с Россией, однако ей должен быть и не российский, и не белорусский рубль [7]. В ходе последней встрече в Москве Лукашенко выразил готовность вернуться вновь к теме единой валюты, однако Путин отметил, что говорить об этом ещё рано. Однако, указанные обстоятельства не препятствовали развитию общей социально-экономической сферы и формированию единого экономического пространства. В начале 2000-х годов были созданы унифицированные антимонопольные и таможенные правовые основы. Свободное перемещение трудового ресурса между Россией и Белоруссией обеспечивает отсутствие визового режима, что позволяет гражданам двух стран беспрепятственно совершать миграцию в двух направления. В дополнение к безвизовому режиму 12 декабря 2018 года было подписано Соглашение между правительствами о взаимном признании виз, смысл которого в том, что иностранные граждане, имея визу РФ или РБ, могут приехать в любую из указанных стран. Союзное государство стало полноценной зоной свободной торговли. Показатели экспорта за к 2019 году свидетельствует о том, что экономика Белоруссии ориентирована на рынок России, которая в свою очередь, поставляет ей комплектующие и энергоносители. Программа экономической интеграции осуществляется между государствами напрямую и через коллективное партнерство, прежде всего через взаимодействие в рамках ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения). Планировалось, что с 2025 года заработает общий рынок энергоносителей [13], однако в результате московских договорённостей от 9 сентября 2021 года дата сместилась на 2023 год. В декабре 2018 года Путин и Лукашенко приняли решение о создании межправительственной рабочей группы по
дальнейшему развитию интеграции. Расчёт на то, что к 2020 году будет единое хозяйственное законодательство не оправдался, но работы по созданию условий для функционирования общих рынков: нефтегазового; промышленного; сельскохозяйственного и транспортного, должны быть завершены к концу 2021года. Большой шаг вперёд в этом направлении был сделан в ходе последней встречи, потому что лидер России заявил, что участницы СГ переходят к единой промышленной политике и будут проводить единую макроэкономическую политику, кроме того будет функционировать единый энергетический рынок. Осуществляются программы по развитию системы гидрометеорологии и производству комбикорма. Белоруссия остается привлекательным транзитным коридором, более привлекательным, чем Украина и страны Прибалтики. Страны осуществляют сотрудничество в области охраны природной среды, а также созданы и реализуются программы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В рамках утвержденной Путиным и Лукашенко Военной доктрины Союзного государства от 2001года, которая носит оборонительный характер, взаимодействие в сфере обороны и безопасности является одной из приоритетных областей сотрудничества России и Белоруссии. По мнению Н. В. Ступакова за 20 лет существования Союзного государства было заключено 35 соглашений в области военно-технического сотрудничества, что подчёркивает важность и приоритет военного сотрудничества в рамках Союзного Государства [19]. Госсекретарь Союзного государства Бородин уже в 2001 году говорил, что у России и Беларуси единое оборонное пространство, одна боевая техника, одна методика подготовки офицерского состава.
Уровень союзного взаимодействия настолько высок, что позволяет странам ставить перед собой задачи, выходящие за рамки экономического сотрудничества: выработка совместной позиции двух стран в различных международных организациях (ООН, ОБСЕ); укрепление региональной и европейской безопасности; борьба с международный терроризм, экстремизм, нелегальная миграция, торговля людьми, наркоторговля. Для борьбы с преступностью разработана программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 2019-2023 годы. В целях дальнейшего совершенствования военного взаимодействия между военнослужащими России и Белоруссии в скором времени будут проведены военные учения «Запад - 2021».
Можно отметить, что комплексная интеграция не привела к появлению качественных новых политических изменений в системе единого управления. Даже напротив обнажила ряд серьёзных проблем. Предложение Лукашенко об очерёдности руководства Союзным государством были поддержаны Путиным. Он предложил в мае 2003 года провести референдум о Союзной Конституции, а через полгода провести выборы Союзного парламента и президента. Данная инициатива не нашла дальнейшей продолжения. Больших усилий для Лукашенко было де-факто признать Крым российским [14]. Но если цена вопроса высока, то Лукашенко прагматично воздерживается от поддержки России как это было в 2008 году, когда он отказался признавать независимость Южной Осетии, даже не смотря на призыв президента России Медведева [9]. Данное решение было продиктовано угрозой введения санкций со стороны Запада, негативное влияние которых Россия не смогла бы покрыть в тот период. Белоруссия и Россия чутко реагируют на общемировые тенденции и вынуждена учитывать голос Запада. Так будет продолжаться до тех пор, пока не получится совершить глубокую политическую интеграцию считаю многие исследователи. О. Б. Неменский выделил основные принципы внешней политики Белоруссии, которыми являются: многовекторность; добрососедство; прагматичное партнёрство. Первый принцип, который имел место до выборов президента Белоруссии в 2020 году являлся неблагоприятным фактором в развитии двухсторонних отношений с Россией. Необходимо отметить, что лидеры Евросоюза руководствуются именно подобным набором принципов, а прагматизм и многовекторность отдельных участников приводит к «Северному потоку» или даже к Брексиду. Есть мнение, что Белоруссии выгодно лавировать между Россией и Западом, что она делала до последнего времени. Именно для этого, в 1998 году Белоруссия вступила в Движение неприсоединения. При спокойной реакции России, в 2004 году Лукашенко заявлял о создании единого экономического пространства с ЕС и Россией, что полностью подтверждает тезис о многовекторности политики участника Союзного Государства. По мнению политика Сергея Черечня и журналиста Алексея Венедиктова, в связи с последними событиями сохранить нейтральную позицию у Лукашенко не получится, потому что на Беларусь оказывается давление со стороны коллективного Запада. Мнение, что Беларуси нужно срочно определяться, что после президентских выборов 2020 года и последующего задержания Романа Протасевича звучит все чаще. Внешнее политическое давление провоцируют разногласия в экономической сфере Союзного Государства. Периодически вспыхивающие противоречия между Россией и Белоруссией по поводу углеводородов «нефтяными» и «газовыми» войнами тому в пример, когда «Газпром» во второй половине 2000-х гг. требуя повышения цены на газ, экспортируемый в Белоруссию и передачу под свой контроль её газотранспортной системы, прекратил поставки газа в страну, Белорусская сторона назвала данные действия шантажом [6]. Периодически между Россией и Белоруссией вспыхивают «молочные» войны, как, например, было 6 июня 2009 года, когда Роспотребнадзор забраковал белорусское молоко. В декабре 2016 года Россельхознадзор начал новую «молочную» войну, запретив поставку в Россию молочной продукции с пяти белорусских предприятий. Глава Россельхознадзора Российской Федерации Сергея Данкверта и вице-премьер Белоруссии Михаил Русый обменялись взаимными претензиями. По мнению
президента Белоруссии спор обусловлен особенностью экономики республики, в сильной её централизации, Лукашенко ещё в 2003 году отмечал, что трудности в интеграции связаны с данным обстоятельством [10]. Конечно, есть споры между участниками договора, разногласия преимущественно экономического характера, но Россия, будучи лидером Союза, сама переживает период переформатирования экономики, внедряя идею о социальной ответственности бизнеса. Россия, по инициативе Путина только формирует госсектор в экономике, тогда как в Белоруссии он составляет 70% ВВП, где занято около 50% трудоспособного населения страны [17]. Для сравнения МВФ оценил долю государственного сектора в экономике России в 33% от ВВП. Наличие определённых отличий обосновывает причины периодических конфликтов, есть точки напряжения, но они помогают вскрывать те проблемные места, которые мешают российской экономике окончательно выйти из-под западной зависимости 90х.
Говоря о перспективах взаимодействия двух государств на примере Европейского Союза, можно согласиться с И.М. Бусыгиной, что ЕС является уникальной и успешной попыткой сознательного выстраивания институтов, позволяющих независимым государствам объединяться даже при несформировавшейся общности политической культуры. Процесс вызревания общеевропейской идентичности не предшествовал, а следовал за процессом интеграции; во многих отношениях он по сей день пребывает в зачаточном состоянии. Такое отставание, однако, не препятствует взаимному интегрированию, хотя и вынуждает использовать специальные механизмы интеграции. Европейские государства-участники имеют возможность индивидуально выйти из договора, а для желающих присоединиться существует сложный механизм коллективного одобрения. Аналогично выглядит Договор о Союзном государстве Белоруссии и России, где речь идёт о конфедерации с сохранением независимости каждого субъекта этого объединения. Речь не идёт о поглощении Белоруссии Россией, это всегда подчеркивают участники интеграции. Как утверждает Ж. Ф. Обер, это совершенно неважно, определение форм отличия федерации от конфедерации является занятием скорее эмоциональным, чем рациональным. Разницей между федеративным и конфедеративным устройством может являться различный механизм выхода из договора о союзе. [20] Другие различия являются не более чем особенностями того или иного договора о Союзе.
Существует мнение, высказанное когда-то известным в прошлом лидером «Союза правых сил» Борисом Немцовым, что отношения России и Белоруссии можно охарактеризовать как неровные, что субъективный фактор является основным в существующих разногласиях, личные качества президентов двух республик, создавших в своих странах разные политические модели: в России управляемая демократия, а в Белоруссии диктатура, является не маловажным сдерживающим фактором в строительстве Союзного государства, что разногласия, возникающие между странами, разрешаются в формате двухсторонних закулисных переговоров между лидерами двух стран исходя из настроения, что системных механизмов преодоления кризиса нет. Так ли это, сегодня Белоруссию трудно представить на месте Югославии или Украины. Отказ со стороны ЕС признавать результаты выборов в Республике Беларусь и блокада воздушного пространства, пока не принесли Западу ожидаемого результата. Предпосылок к социально-политическому напряжению в Белоруссии не наблюдается, а сложившийся в условиях санкций торговый транзит с Россией собственноручно закрыт Европой. Говоря о Союзном государстве Белоруссии и России как об аналоге Евросоюза, то можно с уверенностью сказать, что он давно создан и имеет более крепкие основания для устойчивого функционирования. Союз не требует длительного процесса вызревания общеславянской идентичности. С правовой точки зрения, организационно и экономически два государства уже давно являются неким единым целым. Отличие экономических моделей нивелируется путем увеличения госсектора в России и доли частного бизнеса в Белоруссии. Процесс создание моно-центра руководства Белоруссия и Россия находится в режим активного выжидания, что позволяет демонстрировать политическую суверенность каждому из участников в сложных геополитических условиях. Подобная схема полностью соответствует действующей в Европейском Союзе. Состояние единства по стратегическим вопросам и самостоятельность в реализации собственных тактических задач участников Союзного Государства полностью соответствуют практике Европейского Союза. Гибкая форма интеграции демонстрирует свою очевидную эффективность, и становится примером для подражания. Актуальность тематики о Союзном государстве позволяет сохранять высокие рейтинги президентов. Вот что говорит сам А. Г. Лукашенко по этому поводу: «Мы были архитекторами этих отношений, нам ли их ломать на исходе нашей политической карьеры? Мы же не вечные. Что мы оставим после себя — вот в чем вопрос» [21]. Это не вопрос, а скорее ответ, тем, кто провоцирует тематику «скорейшего завершенного объединения». До очередных президентских выборов ситуация не измениться, никто из президентов нечего «оставлять» не собирается. Есть обоюдное желание продолжить начатый проект создания единого и комфортного социально-экономического пространства на территории бывшего СССР. Все предпосылки для этого есть, а сложившейся территориально-политической моделью является результат анализа европейского опыта и приверженность отстаивать собственные интересы.
Список литературы
1. Батыгин, А. Борис Грызлов: Союзное государство - объективная реальность / А. Батыгин, Т. Шкель // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2006/12/27/gryzlov.html (дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
2. Беспамятных, А. Лукашенко: Москва и Минск согласовали 26-27 дорожных карт по интеграции / А. Беспамятных // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.eom/amp/s/amp.kp.ru/online/news/4269162/ (дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
3. Васильева, Ю. Союзному государству - 20 лет / Ю. Васильева // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https ://rg. ru/2019/12/08/20-let-nazad-byl-podpisan-dogovor-o-sozdanii-soiuznogo-gosudarstva.html (дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
4. Демичев, Д. М. Конституционно-правовая практика проведения референдумов в Республике Беларусь / Д. М. Демичев // Юридическая наука. 2013. №3. С. 121-127.
5. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства». -Доступ из справа.-правовой системы «КонсультантПлюс»
6. Зиновьев, В. П. Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.): малое государство на геостратегическом разломе / В. П. Зиновьев, Е. Ф. Троицкий // Русин. 2017. №4. С. 123-133
7. История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/6890804 (дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
8. Итоги переговоров Путина и Лукашенко в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/amp/s/tass.ru/politika/12347453/amp. (Дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
9. Костюгова, В. Российско-белорусские отношения: теперь вместе порознь / В. Костюгова, А. Паньковский // Белорусский ежегодник. 2009. №1. С. 60-70.
10. Лукашенко, А. Г. Послание Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь 2003 г. / А. Г. Лукашенко // Официальный Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/events/poslanie-prezidenta-respuWiM-belams-aleksandra-lukashenko-k-belomsskomu-mrodu-i-parlamentu-respubliki-5822 (дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
11. Лукашенко заявил о необходимости корректировать внешнюю политику страны [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.eom/amp/s/ria.ru/amp/20210720/lukashenko-1741982954.html (дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
12. Мавкова, А. В. Федеративно-конфедеративные основы европейской интеграции / А. В. Мавкова, Ю. А. Матофонова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6. С. 98-100.
13. Малышев, Д. В. Союзное Государство Российской Федерации и Республики Беларусь: институционализация и современное состояние / Д. В. Малышев // Постсоветские исследования. 2019. №8. С. 1551-1562.
14. Мельничук, Т. Лукашенко признал Крым де-факто частью России / Т. Мельничук // BBC news [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/amp/s/www.bbc.com/russian/russia/2014/03/140323_lukashenko_crimea_russia_speec h.amp (дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
15. Меньшова, О. Е. Развитие российско-белорусских связей в 90-е годы XX - начале XXI вв.: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / О. Е. Меньшова. Москва, 2005. 30 с.
16. Мильченко, А. «Идём вперёд»: Путин рассказал о преимуществах ЕАЭС / А. Мильченко // Газета.т [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.eom/amp/s/www.interfax.ru/amp/704970 (дата обращения 23 сентября 2021 г.)
17. Неменский, О. Б. «Последний союзник»: Российско-белорусские отношения на современном этапе / О. Б. Неменский // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. №5. С.24-40.
18. Спицын, Е. Ю. Россия-Советский Союз. 1946-1991 гг.: Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Книга IV: учеб. Пособие / Е. Ю. Спицын // М.: Концептуал, 2018. С. 504.
19. Ступаков, Н. В. Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь: перспективы углубления союзной интеграции и обеспечения безопасности (к 20-летию Союзного государства) / Н. В. Ступаков // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2019. №3. С. 12-26.
20. Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 249
21. Чевтаева, И. «Момент истины наступил». Лукашенко критикует Россию перед встречей с Путиным / И. Чеватаева // Ведомости [Электронный ресурс] URL: https://www.google.com/amp/s/amp.vedomosti.ru/politics/articles/2020/02/04/822195-lukashenko-moment-istini-baiden (дата обращения: 23 сентября 2021 г.)
References
1. Batygin, A. Boris Gryzlov: The Union State is an objective reality / A. Batygin, T. Shkel // Rossiyskaya Gazeta [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2006/12/27/gryzlov.html (Accessed September 23, 2021)
2. Bespamyatnykh, A. Lukashenko: Moscow and Minsk agreed on 26-27 roadmaps for integration / A. Bespamyatnykh // Komsomolskaya Pravda [Electronic resource]. URL: https://www.google.com/amp/s/amp.kp.ru/online/news/4269162/ (Accessed September 23, 2021)
3. Vasilyeva, Yu. The Union State is 20 years old / Yu. Vasilyeva // Rossiyskaya Gazeta [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2019/12/08/20-let-nazad-byl-podpisan-dogovor-o-sozdanii-soiuznogo-gosudarstva.html (accessed 23 September 2021)
4. Demichev, D. M. Constitutional and legal practice of holding referendums in the Republic of Belarus / D. M. Demichev // Yuridicheskaya nauka. 2013. №3. pp. 121-127.
5. Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus dated 12/08/1999 "On the Creation of the Union State". - Access from the right.-legal system "ConsultantPlus"
6. Zinoviev, V. P. Foreign policy of Belarus (1992-2017): a small state on a geostrategic fault / V. P. Zinoviev, E. F. Troitsky // Rusin. 2017. No. 4. pp. 123-133
7. The history of the integration of Russia and Belarus within the framework of the Union State [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/info/6890804 (accessed September 23, 2021)
8. The results of the negotiations between Putin and Lukashenko in Moscow [Electronic resource]. URL: https://www.google.com/amp/s/tass.ru/politika/12347453/amp. (Accessed: September 23, 2021)
9. Kostyugova, V. Russian-Belarusian relations: now together separately / V. Kostyugova, A. Pankovsky // Belarusian Yearbook. 2009. No. 1. pp. 60-70.
10. Lukashenko, A. G. Message of the President of the Republic of Belarus Alexander Lukashenko to the Belarusian people and the Parliament of the Republic of Belarus in 2003 / A. G. Lukashenko // Official President of the Republic of Belarus [Electronic resource]. URL: https://president.gov.by/ru/events/poslanie-prezidenta-respubliki-belarus-aleksandra-lukashenko-k-belorusskomu-narodu-i-parlamentu-respubliki-5822 (Date of access: September 23, 2021) )
11. Lukashenka announced the need to adjust the country's foreign policy [Electronic resource]. URL: https://www.google.com/amp/s/ria.ru/amp/20210720/lukashenko-1741982954.html (Accessed September 23, 2021)
12. Mavkova, A. V. Federative-confederal foundations of European integration / A. V. Mavkova, Yu. A. Matofonova // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014. No. 6. P. 98-100.
13. Malyshev, D. V. The Union State of the Russian Federation and the Republic of Belarus: institutionalization and current state / D. V. Malyshev // Postsovetskiye issledovaniya. 2019. No. 8. pp. 15511562.
14. Melnichuk, T. Lukashenko recognized Crimea as a de facto part of Russia / T. Melnichuk // BBC news [Electronic resource]. URL: https://www.google.com/amp/s/www.bbc.com/russian/russia/2014/03/140323_lukashenko_crimea_russia_speec h.amp (Accessed September 23, 2021)
15. Menshova, O. E. The development of Russian-Belarusian relations in the 90s of the XX - early XXI centuries: author. dis. ... cand. history Sciences: 07.00.02 / O. E. Menshova. Moscow, 2005. 30 p.
16. Milchenko, A. "Let's go forward": Putin spoke about the advantages of the EAEU / A. Milchenko // Gazeta.ru [Electronic resource]. URL: https://www.google.com/amp/s/www.interfax.ru/amp/704970 (Accessed September 23, 2021)
17. Nemensky, O. B. "The Last Ally": Russian-Belarusian Relations at the Present Stage / O. B. Nemensky // Kontury global'nykh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo. 2016. No. 5. pp.24-40.
18. Spitsyn, E. Yu. Russia-Soviet Union. 1946-1991: A complete course in the history of Russia for teachers, lecturers and students. Book IV: textbook. Allowance / E. Yu. Spitsyn // M.: Conceptual, 2018. P. 504.
19. Stupakov, N. V. The Union State of the Russian Federation and the Republic of Belarus: Prospects for Deepening Union Integration and Ensuring Security (on the 20th Anniversary of the Union State) / N. V. Stupakov // Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo yevraziyskikh gosudarstv: politika, ekonomika, pravo. 2019. №3. pp. 12-26.
20. Federalism // Encyclopedic Dictionary. M., 1997. S. 249
21. Chevtaeva, I. "The moment of truth has come." Lukashenka criticizes Russia before meeting with Putin / I. Chevataeva // Vedomosti [Electronic resource] URL: https://www.google.com/amp/s/amp.vedomosti.ru/politics/articles/2020/02/04/ 822195-lukashenko-moment-istini-baiden (accessed 23 September 2021)
Список сокращений:
СГ - Союзное государство
США - Соединенные штаты Америки
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
СНГ - Содружество независимых государств
РФ - Российская федерация
РБ - Республика Беларусь
ЕАЭС - Евразийский экономический союз
ООН - Организация Объединенных Наций
ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
ЕС - Европейский Союз
ВВП - внутренний валовый продукт
МВФ - Международный валютный фонд