Научная статья на тему 'СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО В ВОСПРИЯТИИ БИЗНЕСА: ЕСТЬ ЛИ ЭФФЕКТЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ?'

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО В ВОСПРИЯТИИ БИЗНЕСА: ЕСТЬ ЛИ ЭФФЕКТЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапцева Е. В.

Союзное государство России и Беларуси - самый продолжительный на постсоветском пространстве проект региональной интеграции. При этом наибольший объем противоречий аккумулируется в области экономической интеграции, в том числе и во взаимодействии российских и белорусских предприятий. Однако именно корпоративная интеграция («интеграция снизу») создает предпосылки для достижения экономических интеграционных целей и задач Союзного государства. Цель исследования - анализ восприятия Союзного государства российскими региональными предприятиями как проекта экономической интеграции России и Беларуси. Метод исследования - полуструктурированное фокусированное интервью с представителями предприятий Свердловской области, работающих в Беларуси. Научная значимость исследования заключается в развитии системы научных знаний о возможностях и ограничениях корпоративной интеграции на перспективы развития Союзного государства. Ценность проведенного исследования - полевое исследование. Анализ восприятия региональными предприятиями такого интеграционного проекта, как Союзное государство, показывает, что для большинства респондентов это политический проект, не дающий существенных экономических выгод российским предприятиям. Результаты исследования: а) большинство предприятий не стремятся к углублению экономической интеграции России и Беларуси; б) российские предприятия не рассматривают Союзное государство как единое и экономически выгодное пространство для ведения бизнеса; в) российские предприятия видят необходимость в устранении национальных барьеров для облегчения взаимодействия между предприятиями России и Беларуси. Прикладная значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для формирования программ экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNION STATE IN THE PERCEPTION OF BUSINESS: ARE THERE ANY EFFECTS ON ECONOMIC INTEGRATION?

The Union State of Russia and Belarus is the longest-lasting regional integration project in the postSoviet space. The biggest volume of contradictions is accumulated in the area of economic integration, including the interaction between Russian and Belarusian enterprises. However, it is the corporate integration (“integration from below”) that creates prerequisites for achieving economic integration goals and objectives of the Union State. The aim of the research is to analyze the perception of the Union State by Russian regional enterprises as a project of economic integration of Russia and Belarus. The method of research is a semi-structured focused interview with representatives (owners, managers) of Sverdlovsk Region enterprises operating in Belarus. The article is structured as follows: the first part analyzes the economic integration of Russia and Belarus in the framework of the Union State. The second part is devoted to the description of the research design and characteristics of the sample. The third part answers the question whether the perception of Russian regional business has any effects on economic integration from the Union State. The analysis of regional enterprises’ perception of such integration project as the Union State shows that for the majority of respondents it is a political project that does not give significant economic benefits to Russian enterprises. Research results: a) most enterprises do not seek deeper economic integration of Russia and Belarus; b) Russian enterprises do not view the Union State as a single and economically beneficial space for doing business; c) Russian enterprises see the need to remove national barriers to facilitate interaction between Russian and Belarusian enterprises.

Текст научной работы на тему «СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО В ВОСПРИЯТИИ БИЗНЕСА: ЕСТЬ ЛИ ЭФФЕКТЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ?»

DOI 10.22394/2073-2929-2021-03-35-43

Союзное государство в восприятии бизнеса: есть ли эффекты для экономической интеграции?1

Потапцева Е. В.

Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация;

potaptseva.ev@uiec.ru

РЕФЕРАТ

Союзное государство России и Беларуси — самый продолжительный на постсоветском пространстве проект региональной интеграции. При этом наибольший объем противоречий аккумулируется в области экономической интеграции, в том числе и во взаимодействии российских и белорусских предприятий. Однако именно корпоративная интеграция («интеграция снизу») создает предпосылки для достижения экономических интеграционных целей и задач Союзного государства. Цель исследования — анализ восприятия Союзного государства российскими региональными предприятиями как проекта экономической интеграции России и Беларуси. Метод исследования — полуструктурированное фокусированное интервью с представителями предприятий Свердловской области, работающих в Беларуси. Научная значимость исследования заключается в развитии системы научных знаний о возможностях и ограничениях корпоративной интеграции на перспективы развития Союзного государства. Ценность проведенного исследования — полевое исследование. Анализ восприятия региональными предприятиями такого интеграционного проекта, как Союзное государство, показывает, что для большинства респондентов это политический проект, не дающий существенных экономических выгод российским предприятиям. Результаты исследования: а) большинство предприятий не стремятся к углублению экономической интеграции России и Беларуси; б) российские предприятия не рассматривают Союзное государство как единое и экономически выгодное пространство для ведения бизнеса; в) российские предприятия видят необходимость в устранении национальных барьеров для облегчения взаимодействия между предприятиями России и Беларуси. Прикладная значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для формирования программ экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. Ключевые слова: экономическая интеграция, корпоративная интеграция, Союзное государство, Россия, Беларусь, интервьюирование предприятий, региональная интеграция Для цитирования: Потапцева Е. В. Союзное государство в восприятии бизнеса: есть ли эффекты для экономической интеграции? // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. Т. 15. № 3. С. 35-43.

The Union State in the Perception of Business: Are There Any Effects on Economic Integration?2

Ekaterina V. Potaptseva

Institute of Economics, Ural Branch of the RAS, Ekaterinburg, Russian Federation; potaptseva.ev@uiec.ru ABSTRACT

The Union State of Russia and Belarus is the longest-lasting regional integration project in the postSoviet space. The biggest volume of contradictions is accumulated in the area of economic integration,

1 Исследование выполнено по плану НИР Института экономики УрО РАН на 2021-2023 гг.

2 The research was carried out according to the research plan of the Institute of Economics, Ural Branch of RAS for 2021-2023.

including the interaction between Russian and Belarusian enterprises. However, it is the corporate integration ("integration from below") that creates prerequisites for achieving economic integration goals and objectives of the Union State. The aim of the research is to analyze the perception of the Union State by Russian regional enterprises as a project of economic integration of Russia and Belarus. The method of research is a semi-structured focused interview with representatives (owners, managers) of Sverdlovsk Region enterprises operating in Belarus. The article is structured as follows: the first part analyzes the economic integration of Russia and Belarus in the framework of the Union State. The second part is devoted to the description of the research design and characteristics of the sample. The third part answers the question whether the perception of Russian regional business has any effects on economic integration from the Union State. The analysis of regional enterprises' perception of such integration project as the Union State shows that for the majority of respondents it is a political project that does not give significant economic benefits to Russian enterprises. Research results: a) most enterprises do not seek deeper economic integration of Russia and Belarus; b) Russian enterprises do not view the Union State as a single and economically beneficial space for doing business; c) Russian enterprises see the need to remove national barriers to facilitate interaction between Russian and Belarusian enterprises.

Keywords: economic integration, corporate integration, Union State, Russia, Belarus, interviewing enterprises, regional integration

For citing: Potaptseva E. V. The Union State in the Perception of Business: Are There Any Effects on Economic Integration? // Eurasian integration: economics, law, politics. 2021. Vol. 15. No. 3. P. 35-43.

Введение

Союзное государство России и Беларуси — самый продолжительный на постсоветском пространстве проект региональной интеграции. Несмотря на это, российско-белорусская интеграция носит реверсивный характер. Российско-белорусские экономические отношения развиваются в двух интеграционных проектах: Союзное государство и ЕАЭС. Вопросы о роли каждого интеграционного объединения в общем процессе интеграции рассматриваются многими российскими, белорусскими и зарубежными исследователями [2; 5; 6; 7; 8; 10; 15; 16; 17]. Наибольшего взаимопонимания России и Беларуси удалось достичь во внешнеполитической и военно-стратегической сферах [4; 11]. При этом наибольший объем противоречий аккумулируется в области экономической интеграции [1; 4; 5; 11]. Вместе с тем на словах Россия и Белоруссия заинтересованы в дальнейшем развитии интеграционного взаимодействия.

Статья структурирована следующим образом: в первой части проанализирован процесс экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. Вторая часть посвящена описанию дизайна исследования и характеристике выборки. Третья часть отвечает на вопрос о том, есть ли в восприятии российского регионального бизнеса эффекты для экономической интеграции в рамках Союзного государства.

Постановка проблемы

Ключевую роль в формировании барьеров экономической интеграции России и Беларуси играет несовпадение экономических интересов сторон [5; 6; 10; 13]:

- для России интеграция с Беларусью изначально имела преимущественно геополитический интерес. Начиная с 2018 г. Россия заинтересована в смене формата Союзного государства, в связи с чем инициировала работу над программой экономической интеграции России и Беларуси1. Основные этапы по интенсификации экономической интеграции России и Беларуси на межправительственном уровне представлены в таблице 1.

1 Березина Е. Союз открывает карты: главы правительств России и Беларуси обсудят «дорожные карты» по дальнейшей экономической интеграции [Электронный ресурс] // Российская газета. № 260 (8018). 19.11.2019. URL: https://rg.ru/2019/11/19/rossiia-i-belarus-obsudiat-dorozhnye-karty-po-ekonomiche skoj-integracii.html (дата обращения: 23.03.2021).

Таблица 1

Этапы интенсификации экономической интеграции России и Белоруссии, направленные на изменение существующего формата Союзного государства, 2018-2021 гг.

Table 1. Stages of intensifying the economic integration of Russia and Belarus aimed at changing the existing

format of the Union State, 2018-2021

Год Экономическая интеграция России и Беларуси

Июнь 2018 Утверждена программа «Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы», в соответствии с которой Приоритетными направлениями и первоочередными задачами определены проведение согласованной макроэкономической, промышленной, бюджетной политики, углубление торгово-экономических отношений, формирование единого правового пространства и развитие институциональных основ Союзного государства1

Декабрь 2018 Президенты РФ и Белоруссии приняли решение о создании межправительственной рабочей группы по развитию экономической интеграции: с российской стороны ее возглавил министр экономического развития М. Орешкин; с белорусской — министр экономики Д. Крутой2

Июнь 2019 Премьер-министр Белоруссии С. Румас сообщил, что к ноябрю 2019 планируется согласовать все интеграционные дорожные карты, а в декабре 2019 представить программу экономической интеграции

Август 2019 Руководитель межправительственной рабочей группы по развитию интеграции с российской стороны М. Орешкин отметил, что практически все принципиальные разногласия по вопросу экономической интеграции двух стран сняты. В соответствии с программой углубления интеграции в рамках Союзного государства к 1 ноября 2019 года должны быть подготовлены 28 дорожных карт, которые будут предусматривать перечень мер по созданию общих рынков в различных отраслях экономики3

Сентябрь 2019 Разработка 31 дорожной карты, посвященных углублению торгово-экономического сотрудничества, гармонизации налогового и миграционного законодательства, формированию единого правового пространства, унификации отчетности, сближению макроэкономической политики, созданию единой системы маркировки и т. д.

Декабрь 2019 Согласовано только 16 дорожных карт из 31. Проект Программы не подписан Президентом России и Президентом Беларуси

Февраль 2021 По утверждению Президента Беларуси в процессе согласования находятся уже 33 дорожные карты4

30 марта 2021 В. Семашко в интервью «РГ» рассказал, что «из 30 [дорожных] карт, а точнее из 28, потому что три карты — по унификации налогового законодательства и две карты по таможенному регулированию — слились в одну, 21 карта уже готова к подписанию. Осталось всего семь карт, до конца апреля, я надеюсь, они будут согласованы. И тогда дорожные карты и Программу их реализации возможно будет подписать в первой половине этого года"»5

16 апреля 2021 Правительственная делегация РФ посетила Беларусь. Премьер-министр РФ отметил, что «сегодня мы посмотрим, как можно интегрировать системы наши»6

22 апреля 2021 Президент Беларуси А. Лукашенко считает, что Беларусь и Россия серьезно продвинулись в вопросе согласования союзных программ: «26 или 27 программ мы уже согласовали на уровне правительства. Немного осталось, 2-3 очень серьезные программы экономического характера, в том числе и налогообложение»7

- Беларусь видит основной приоритет в развитии экономической интеграции, т. к. Россия — важнейший торговый партнер и крупнейший инвестор / кредитор8 в белорусскую экономику [5; 11]. Дифференциация в экономическом потенциале двух стран, с одной стороны, приводит к лидерству России как экономически более мощного партнера, что противоречит стремлению Беларуси к равноправной интеграции и формирует страх потери суверенитета. С другой — руководство Беларуси хорошо осознает свою геостратегическую важность для России и использует это для получения еще большей экономической выгоды и укрепления своей власти [15; 16; 18]. Все вышеперечисленное приводит к расхождению моделей Союзного государства в России и в Беларуси [19].

1 Березина Е. Союз открывает карты: главы правительств России и Беларуси обсудят «дорожные карты» по дальнейшей экономической интеграции [Электронный ресурс] // Российская газета. № 260 (8018). 19.11.2019. URL: https://rg.ru/2019/11/19/rossiia-i-belarus-obsudiat-dorozhnye-karty-po-ekonomiche skoj-integracii.html (дата обращения: 23.03.2021).

2 История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства [Электронный ресурс] // ТАСС. 16.09.2019. URL: https://tass.ru/ info/6890804 (дата обращения: 19.03.2021).

3 Там же.

4 Александр Лукашенко заявил о согласовании почти всех дорожных карт с Россией [Электронный ресурс] // Официальный сайт Постоянного комитета Союзного государства. 22.02.2021. URL: https://www.postkomsg.com/news/politika_ekonomika/227542/ (дата обращения: 24.03.2021).

5 Дорожные карты по интеграции России и Беларуси согласуют в апреле [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/03/30/dorozhnye-karty-po-integracii-rossii-i-belarusi-soglasuiut-v-aprele.html (дата обращения: 26.04.2021).

6 Встреча Путина и Лукашенко пройдет 22 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/vstrecha-putina-i-lukashenko-projdet-22-aprelja/a-57229447 (дата обращения: 18.04.2021).

7 Лукашенко: Беларусь и Россия серьезно продвинулись в вопросе согласования союзных программ [Электронный ресурс]. URL: https://www. belta.by/president/view/lukashenko-belarus-i-rossija-serjezno-prodvinulis-v-voprose-soglasovanija-sojuznyh-programm-438460-2021/ (дата обращения: 23.04.2021).

8 Ткачев И. Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economicsZ3 1/03/2021/606349f99a7947a9b6d1f95c (дата обращения: 05.04.2021).

На уровне экономического взаимодействия конкретных хозяйствующих субъектов (бизнеса), именуемого корпоративной интеграцией («интеграция снизу»1), количество противоречий также велико [11]. Вместе с тем именно корпоративная интеграция создает предпосылки для достижения экономических интеграционных целей и задач [14; 18]. Большинство исследований на уровне корпоративной интеграции опираются на анализ макроэкономических показателей: товарооборот, инвестиции и пр. А. М. Либман изучал роль корпоративной интеграции в Центральной Азии, где характерна активная «интеграция снизу» российского бизнеса [3]. Ф. Ирназаров и З. Салманов исследовали корпоративную интеграцию в Казахстане и Узбекистане и выявили, что предприятия зачастую не видят смысла в углублении региональной экономической интеграции [12].

Мы считаем, что именно предприятия являются двигателем российско-белорусской экономической интеграции, т. к. их деятельность может как стимулировать, так и сдерживать углубление экономической интеграции в рамках Союзного государства. Изучение Союзного государства в контексте корпоративной интеграции позволит получить более объемную картину российско-белорусского экономического взаимодействия.

Методы исследования и данные

Цель исследования — анализ восприятия Союзного государства российскими региональными предприятиями как проект экономической интеграции России и Беларуси.

Методы исследования — полуструктурированное фокусированное интервью с представителями (собственники, руководители) предприятий Свердловской области, включающее следующие блоки:

• поведение предприятий на рынках Республики Беларусь;

• отношение к интеграционным объединениям с участием России и Беларуси;

• оценка эффективности организационной поддержки федеральной, региональной и местной власти ;

• восприятие предприятиями процесса экономической интеграции России и Беларуси;

• перспективы углубления экономической интеграции.

Объект исследования — предприятия и организации Свердловской области:

- с 07.08.2019 по 01.06.2020 оформившие сертификаты происхождения на экспорт продукции (работ, услуг) в Беларусь;

- по информации, предоставленной Уральской ТПП, заинтересованные в сотрудничестве с предприятиями Беларуси;

- по информации Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, имеющие деловые контакты с партнерами в Беларуси.

Сроки проведения интервью: сентябрь — ноябрь 2020 г. Средняя продолжительность интервью — 45 мин.

В выборку попало 45 предприятий (гражданская продукция), после отбраковки интервью в исследовании приняли участие 23 предприятия. 78% опрошенных предприятий расположено в г. Екатеринбурге, 22% — в Свердловской области. Распределение предприятий, участвовавших в опросе, по численности персонала и длительности работы на белорусском рынке представлено в таблице 2. В выборке примерно одинаковое число, приходящееся на малый и средний бизнес (с численностью до 250 чел.) и на крупные компании — 52% (12 респондентов) и 48% (11 респондентов) соответственно. 21,7% респондентов сохранили экономические связи со времен СССР; около 70% предприятий вышли на рынок Беларуси уже после создания Союзного государства.

Результаты

Все опрощенные предприятия отмечают положительный момент в рамках Союзного государства — отсутствие границ между Россией и Белоруссией:

1 Понятие корпоративной интеграции (идея «интеграции снизу») было предложено в работах А. М. Либмана и Б. А. Хейфеца.

«Ну, я, конечно, не политик, но я понимаю, что в рамках договора о Союзном государстве эти процессы прописаны, наверное. То, что таможня между Россией и Беларусью упрощена (таможенное оформление), это уже плюс. Она [таможня], естественно, гораздо проще, чем с Казахстаном, и Киргизией». Восприятие Союзного государства респондентами представлено на рисунке 1.

Таблица 2

Распределение респондентов по численности персонала предприятий

Table 2. Distribution of respondents by the number of employees of enterprises

Количество сотрудников предприятия, чел. Длительность взаимодействия Итого

I - сохранились со времен СССР, в т. ч. были прерваны в 90-х и возобновлены в 2000-х гг. II - после развала СССР до создания Союзного государства (90-е гг.) III - с момента создания Союзного государства до начала работы ЕАЭС (2000-2014 гг.) IV - с момента создания ЕАЭС (2015 г. по настоящее время) Количество предприятий Доля предприятий, %

16-50 1 3 4 17,4

51-100 3 2 5 21,8

101-250 2 1 3 13,0

251-500 2 1 3 13,0

501 и более 3 3 2 8 34,8

Итого 5 2 8 8 23 100,0

Доля предприятий , % 21,7 8,7 34,8 34,8 100,0

Рис. 1. Восприятие Союзного государства российским региональным бизнесом Fig. 1. Perception of the Union State by Russian regional business

1. Союзное государство как интеграционный проект:

а) изначально политический проект, не предполагающий никакой экономической интеграции:

• «Союзное государство — политический проект...»

• «[Союзное государство] — политический проект пока [и] в экономический никак не переводится....»

• «Я считаю, что пока [Союзное государство] это больше политическая [сущность]. Это мое субъективное мнение...»

• «Считаю, что это политический проект. С точки зрения экономики вот как все было, так все эти [нерешенные] экономические моменты и остались!»

б) Союзное государство как проект экономической интеграции:

- на протяжении всего периода существования Союзного государства экономическая интеграция углубляется:

• «Можно ли сейчас говорить о том, что это экспорт [продукции из России в Республику Беларусь]? Дело в том, что мы сейчас Союзное государство плюс еще к тому единое таможенное пространство. Будет ли это являться экспортом?»

• «На протяжении всего периода интеграционные процессы углубляются. Но политика вмешивается, конечно. Но мы смотрим срез на пять лет и за все время работы...»

- экономическая интеграция между Россией и Беларусью идет волнообразно:

• «На мой взгляд, [экономическая интеграция между нашими странами с момента создания Союзного государства] происходит волнообразно, [поскольку] нет стабильности в этом вопросе...»

• «Действительно, все идет волнообразно, и мы являемся хозяйствующим субъектом и ищем, где дешевле и лучше; и они [белорусские контрагенты] никогда не упустят выгоды».

2. Квазинтеграционный проект — де-юре это должно способствовать экономической интеграции, но де-факто российские производители этого не ощущают:

• «Кто мы такие для Союзного государства?! Возможно, сейчас что-то произойдет. Мы не знаем, кто там сейчас у них победит, может быть, и начнется процесс интеграции сейчас...»

• «Нам больше Таможенный союз помогает, чем Союзное государство. Для нас именно эта часть [интеграции] актуальна...»

• «Союзное государство — это условность! Та [белорусская] продукция, которую мы сегодня видим на [российском] рынке, в том числе спецтехника, та же самая сельскохозяйственная, — хорошая техника. Она примерно так же, как наша продукция. Она находится в такой интересной нише: она достойного качества, но она не претендует по ценам "на Европу", однако она по качеству лучше самых дешевых "китайцев". Поэтому она присутствует на [российском] рынке — это чистой воды экономика. Здесь нет ничего союзного, здесь только экономика...»

• «Помощи [нам] никакой нет [от Союзного государства]!»

3. Де-факто нет никакого Союзного государства:

• «Мы все прекрасно понимаем, что нет никакого Союзного государства! Это и не политический проект, я не знаю, какой это проект, т. к. политических результатов нет никаких. Союзное государство не дает никаких преимуществ, только недостатки!»

• «Я не вижу интеграцию России хоть с кем-либо. Наш последний интеграционный друг — это Монголия. Конечно, все это наши амбиции. Нет людей, которые могут общественные интересы ставить выше своих личных...»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Исходя из того, что я вижу, и того, что я знаю, — да, я не вижу никаких вещей на уровне [Союзных] государств [России и Беларуси].»

• «Затруднюсь ответить, [поскольку] я вообще не понимаю, что такое Союзное государство!»

Анализ восприятия региональными предприятиями Союзного государства показывает, что для большинства респондентов это политический проект, не дающий существенных экономических выгод российским предприятиям, т. е. существенных выгод от Союзного государства для российско-белорусской экономической интеграции российский бизнес не ощущает.

Результаты исследования позволили выявить модели построения Союзного государства для углубления экономической интеграции с точки зрения российского регионального бизнеса (рисунок 2).

Большинство респондентов высказываются за снятие барьеров при взаимодействии российских и белорусских предприятий на территории Союзного государства (модель 3). Несмотря на то, что ряд респондентов высказываются за дальнейшее углубление экономической интеграции России и Беларуси, для многих предприятий этот вопрос не является актуальным. Доказательством чему является тот факт, что многие опрошенные не слышали про программу экономической интеграции:

• «Все, что Вы перечислили, — нет, я такого не слышал!»

• «Можете даже не называть! Я вообще ничего не слышал, потому что я сразу могу вам сказать, почему мне даже неинтересно их слушать!»

Среди тех респондентов, которые либо слышали о Программе экономической интеграции, либо слышали о некоторых ее мероприятиях, преобладает скепсис в ее реализации:

• «Я слышал про все это, но выхода, точнее, выхлопа из этого ведь никакого нет!»

Такое восприятие бизнесом процесса экономической интеграции свидетельствует о недоверии в целом к продолжающемуся уже двадцать первый год российско-белорусскому интеграционному проекту.

Рис. 2. Модели построения Союзного государства с целью углубления экономической интеграции России и Беларуси с точки зрения российского регионального бизнеса Fig 2. Models of building the Union State in order to deepen the economic integration of Russia and Belarus from the point of view

of Russian regional business

Заключение

Выводы по результатам исследования:

S большинство предприятий не стремятся к углублению экономической интеграции России и Беларуси — предприятия выступают за прозрачные правила ведения бизнеса на территории Союзного государства;

S российские предприятия, несмотря на культурную и историческую взаимосвязь между двумя странами, наличие более двадцати лет интеграционного проекта и пр., не рассматривают Союзное государство как единое и экономически выгодное пространство для ведения бизнеса; S российские предприятия видят необходимость устранения национальных барьеров для облегчения взаимодействия между предприятиями России и Беларуси; S правительства России и Беларуси одновременно воспринимаются российским региональным бизнесом, с одной стороны, как основные двигатели интеграционного процесса, а с другой, являются основным препятствием экономической интеграции между странами. Сознавая преимущества корпоративной интеграции, существует несколько способов реализации

интеграционной политики в рамках Союзного государства:

S создание равных условий ведения бизнеса для российских и белорусских предприятий на территории Союзного государства; S снятие барьеров и ограничений, препятствующих взаимодействию предприятий России и Беларуси;

S стимулирование промышленной кооперации (производственных цепочек) между российскими и белорусскими предприятиями, их выход на международные рынки. Эти меры должны помочь экономической конвергенции между Россией и Беларусью в рамках

Союзного государства.

Литература

1. Абрамов Р. А., Стрельченко С. Г., Деревянко С. В. Межрегиональное сотрудничество в интеграционных процессах Союзного государства // Пространственная экономика. № 4. 2016. С. 153-173.

2. Буконкин Д. А. Проблемы отложенной интеграции: что мешает Беларуси и России усилить Союзное государство [Электронный ресурс] // Евразия. Эксперт. 03.03.2021. URL: https://eurasia.expert/chto-meshaet-belarusi-i-rossii-usilit-soyuznoe-gosudarstvo/ (дата обращения: 23.03.2021).

3. Либман А. М. «Интеграция снизу» в Центральной Азии [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-snizu-v-tsentralnoy-azii (дата обращения: 23.05.2021).

4. Селиванова И. Ф. Российско-белорусские отношения: Союзное государство или союз государств? // Мир перемен. 2006. № 2. С. 184-187.

5. Суздальцев А. И. Кризис Союзного государства Беларуси и России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 3. С. 56-67. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-56-67.

6. СуздальцевА. И. Республика Беларусь: эволюция политики балансирования между Союзным государством Белоруссии и России и Евразийским экономическим союзом // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 1 (109). С. 193-232. DOI: 10.31249/ape/2021.01.09.

7. УшкаловаД. И. К вопросу о применимости существующих теорий экономической интеграции к взаимодействию России со странами «пояса соседства» // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 5. С. 150-160.

8. Филькевич И. А. Новые приоритеты макроэкономического сотрудничества государств — членов ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 2. С. 104-112.

9. Хейфец Б. А., Либман А. М. Корпоративная интеграция. Альтернатива для постсоветского пространства. М. : ЛКИ, 2008. С. 162.

10. ШурубовичА. В. Союзное государство и актуальные проблемы российско-белорусской интеграции // Проблемы постсоветского пространства. 2019. № 6. С. 244-258. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-3-244-258.

11. Эпштейн В. А., Вильчинский А. С. Проблемные узлы интеграционного взаимодействия России и Белоруссии // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 1 (3). С. 22-34. DOI: 10.20323/2658-7866-2020-1-3-22-34.

12. Irnazarov F., Salmanov Z. Regional Integration in Central Asia: Measuring the Perceptions of Economic Actors in Uzbekistan and Kazakhstan. Norwegian Institute of International Affairs (NUPI), Regional Competence — Building for Think-Tanks in the South Caucasus and Central Asia, 2012.

13. Kfysinski К, Chawryfo К, Wisniewska I. The Failure of the Russian-Belarusian Summit [Электронный ресурс] // Osrodek Studiow Wschodnich. 09.12.2019. URL: https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/analyses/2019-12-09/ failure-russian-belarusian-summit (дата обращения: 23.03.2021).

14. Maloletko A. N., Kaurova O. V., Ermilov A. N. et al. Approaches to the Study of Factors Stimulating the Development of Cooperation Between Large and Small Businesses in Russia and the Republic of Belarus // Springer, Cham. 2021. Vol. 316. P. 325-334. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-57831-2_34.

15. Newnham R. Russia and Belarus: Economic Linkage in a Patron-Client Relationship // Journal of Belarusian Studies. 2020. Vol. 9. No. 1. P. 3-26. DOI: https://doi.org/10.30965/20526512-12340002.

16. Polglase-Korostelev G. The Union State: A Changing Relationship between Belarus and Russia // Journal of the Belarusian State University. International Relations. No. 2. P. 38-46.

17. Pugaciauskas V. The Russian-Belarusian Integration: Political Puzzles of "31 Roadmaps" // Lithuanian Annual Strategic Review. 2020. Vol. 18. No. 1. P. 177-193. DOI: https://doi.org/10.47459/lasr.2020.18.8.

18. Vieira A. A. Tale of Two Unions: Russia-Belarus Integration Experience and Its Lessons for the Eurasian Economic Union // Journal of Borderlands Studies. 2017. Vol. 32. No. 1. P. 41-53. DOI: https://doi-org.gate3.library.lse.ac. uk/10.1080/08865655.2016.1211959.

19. Zulys A. Towards a Union State of Russia and Belarus [Электронный ресурс] // Lithuanian Foreign Policy Review. 2005. No. 15-16. Р. 148-169. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=22322 (дата обращения: 26.04.2021).

Об авторе:

Потапцева Екатерина Викторовна, доцент Института экономики Уральского отделения РАН, старший научный сотрудник Центра структурной политики (Екатеринбург, Российская Федерация), кандидат экономических наук; potaptseva.ev@uiec.ru

References

1. Abramov R. A., Strelchenko S. G., Derevyanko S. V. Interregional cooperation in the integration processes of the Union State // Spatial Economics. No. 4. 2016. P. 153-173. (In rus)

2. Bukonkin D. A. Problems of delayed integration: what prevents Belarus and Russia from strengthening the Union State [Electronic resource] // Evraziya. Ekspert. 03.03.2021. URL: https://eurasia.expert/chto-meshaet-belarusi-i-rossii-usilit-soyuznoe-gosudarstvo/ (date of access: 23.03.2021). (In rus)

3. Libman A. M. "Integration from below" in Central Asia [Electronic resource] // Eurasian economic integration. 2009. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-snizu-v-tsentralnoy-azii (date of access: 23.05.2021). (In rus)

4. Seiivanova I. F. Russian-Belarusian Relations: Union State or Union of States? // Mir peremen. 2006. No. 2. P. 184— 187. (In rus)

5. Suzdal'tsev A. I. Crisis of the Union State of Belarus and Russia // World Economy and International Relations. 2020. Vol. 64. No. 3. P. 56-67. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-56-67. (In rus)

6. Suzdal'tsev A. I. The Republic of Belarus: the evolution of the policy of balancing between the Union State of Belarus and Russia and the Eurasian Economic Union // Actual problems of Europe. 2021. No. 1 (109). P. 193-232. DOI: 10.31249/ape/2021.01.09. (In rus)

7. Ushkalova D. I. To the question of the applicability of the existing theories of economic integration to the interaction of Russia with the countries of the "neighborhood belt" // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 5. P. 150-160. (In rus)

8. Filkevich I. A. New priorities of macroeconomic cooperation of the EAEU member states // International cooperation of Eurasian states: politics, economics, law. 2020. No. 2. P. 104-112. (In rus)

9. Kheifets B. A., Libman A. M. Corporate integration. Alternative for the post-Soviet space. M. : LKI, 2008. P. 162. (In rus)

10. Shurubovich A. V. Union State and Actual Problems of Russian-Belarusian Integration // Problems of the Post-Soviet Space. 2019. No. 6. P. 244-258. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-3-244-258. (In rus)

11. Epshtein V. A., Vil'chinskii A. S. Problematic nodes of integration interaction between Russia and Belarus // World of Russian-speaking countries. 2020. No. 1 (3). P. 22-34. DOI: 10.20323/2658-7866-2020-1-3-22-34. (In rus)

12. Irnazarov F., Salmanov Z. Regional Integration in Central Asia: Measuring the Perceptions of Economic Actors in Uzbekistan and Kazakhstan. Norwegian Institute of International Affairs (NUPI), Regional Competence — Building for Think-Tanks in the South Caucasus and Central Asia, 2012.

13. Ktysinski K., Chawryto K., Wisniewska I. The Failure of the Russian-Belarusian Summit [Electronic resource] // Osrodek Studiow Wschodnich. 09.12.2019. URL: https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/analyses/2019-12-09/failure-russian-belarusian-summit (date of access: 23.03.2021).

14. Maloletko A. N., Kaurova O. V., Ermilov A. N. et al. Approaches to the Study of Factors Stimulating the Development of Cooperation Between Large and Small Businesses in Russia and the Republic of Belarus // Springer, Cham. 2021. Vol. 316. P. 325-334. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-57831-2_34.

15. Newnham R. Russia and Belarus: Economic Linkage in a Patron-Client Relationship // Journal of Belarusian Studies. 2020. Vol. 9. No. 1. P. 3-26. DOI: https://doi.org/10.30965/20526512-12340002.

16. Polglase-Korostelev G. The Union State: A Changing Relationship between Belarus and Russia // Journal of the Belarusian State University. International Relations. No. 2. P. 38-46.

17. Pugaciauskas V. The Russian-Belarusian Integration: Political Puzzles of "31 Roadmaps" // Lithuanian Annual Strategic Review. 2020. Vol. 18. No. 1. P. 177-193. DOI: https://doi.org/10.47459/lasr.2020.18.8.

18. Vieira A. A. Tale of Two Unions: Russia-Belarus Integration Experience and Its Lessons for the Eurasian Economic Union // Journal of Borderlands Studies. 2017. Vol. 32. No. 1. P. 41-53. DOI: https://doi-org.gate3.library.lse.ac. uk/10.1080/08865655.2016.1211959.

19. Zulys A. Towards a Union State of Russia and Belarus [Electronic resource] // Lithuanian Foreign Policy Review. 2005. No. 15-16. P. 148-169. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=22322 (date of access: 26.04.2021).

About the author:

Ekaterina V. Potaptseva, Associate Professor, Senior Research Fellow Institute of Economics, Ural Branch of the RAS (Ekaterinburg, Russian Federation), PhD in Economics; potaptseva.ev@uiec.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.