Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапцева Екатерина Викторовна

В статье исследуется восприятие российскими региональными предприятиями существующей политики импортозамещения в Республике Беларусь. Методы исследования - полуструктурированное фокусированное интервью с представителями предприятий Свердловской области, работающих в Республике Беларусь. В выборку попало 45 предприятий, в исследовании приняло участие 23 предприятия. Сроки проведения интервью: 14 сентября 2020 - 17 ноября 2020 гг. Средняя продолжительность интервью - 45 мин. Статья структурирована следующим образом: в первой части описан дизайн эмпирического исследования. Вторая часть посвящена анализу подходов к формированию политики импортозамещения в Республике Беларусь. Третья часть включает исследование восприятия респондентами реализуемой в Беларуси политики импортозамещения. По мнению части регионального бизнеса, реализуемая политика импортозамещения в Беларуси является одним из барьеров, препятствующих экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE PERCEPTION OF RUSSIAN REGIONAL BUSINESS

The article examines the perception of Russian regional enterprises of the existing import substitution policy in the Republic of Belarus. The research methods were semi-structured focused interviews with representatives of Sverdlovsk Oblast enterprises operating in the Republic of Belarus. The sample included 45 enterprises; 23 enterprises participated in the study. Date of the interview: September 14, 2020 -November 17, 2020. The average duration of the interview is 45 minutes. The article is structured as _ follows: the first part describes the design of the empirical study. The second part is devoted to the analysis of approaches to the formation of import substitution policy in the Republic of Belarus. The third part includes a study of the respondents' perception of the import substitution policy implemented in Belarus. According to some regional businesses, the import substitution policy implemented in Belarus is one of the barriers to the economic integration of Russia and Belarus in the framework of the Union State.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА

Аннотация. В статье исследуется восприятие российскими региональными предприятиями существующей политики импортозамещения в Республике Беларусь. Методы исследования - полуструктурированное фокусированное интервью с представителями предприятий Свердловской области, работающих в Республике Беларусь. В выборку попало 45 предприятий, в исследовании приняло участие 23 предприятия. Сроки проведения интервью: 14 сентября 2020 - 17 ноября 2020 гг. Средняя продолжительность интервью - 45 мин. Статья структурирована следующим образом: в первой части описан дизайн эмпирического исследования. Вторая часть посвящена анализу подходов к формированию политики импортозамещения в Республике Беларусь. Третья часть включает исследование восприятия респондентами реализуемой в Беларуси политики импортозамещения. По мнению части регионального бизнеса, реализуемая политика импортозамещения в Беларуси является одним из барьеров, препятствующих экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.

Ключевые слова. Политика импортозамещения, экономическая интеграция, Россия, Беларусь, Союзное государство, интервьюирование предприятий.

Potaptseva E.V.

THE IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE PERCEPTION OF RUSSIAN REGIONAL BUSINESS

Abstract. The article examines the perception of Russian regional enterprises of the existing import substitution policy in the Republic o f Belarus. The research methods were semi-structured _ focused interviews with representatives of Sverdlovsk Oblast enterprises operating in the Republic of Belarus. The sample included 45 enterprises; 23 enterprises participated in the study. Date of the interview: September 14, 2020 -November 17, 2020. The average duration of the interview is 45 minutes. The article is structured as _ follows: the first part describes the design of the empirical study. The second part is devoted to the analysis of approaches to the formation of import substitution policy in the Republic of Belarus. The third part includes a study of the respondents' perception of the import substitution policy implemented in Belarus. According to some regional businesses, the import substitution policy implemented in Belarus is one of the barriers to the economic integration of Russia and Belarus in the framework of the Union State.

Keywords. Import substitution policy, economic integration, Russia, Belarus, Union State, interviewing enterprises.

Введение

Создание Союзного государства России и Беларуси изначально предполагало углубление экономической интеграции между странами: движение от зоны свободной торговли к единому валютному союзу.

ГРНТИ 06.51.77 © Потапцева Е.В., 2021

Екатерина Викторовна Потапцева - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра развития и размещения производительных сил Института экономики Уральского отделения Российской академии наук; доцент кафедры экономики транспорта Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург)

Контактные данные для связи с автором: 620014, Екатеринбург, Московская ул., д. 29 (Russia, Ekaterinburg, Moskovskaya str., 29). Тел.: +7 912 288-58-72. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.05.2021.

Несмотря на то, что взаимоотношения России и Беларуси в настоящее время являются наиболее экономически развитыми среди всех стран постсоветского пространства, их интеграция носит волнообразный характер. Многие исследователи [1, 12, 16, 18, 19] объясняют это тем, что наибольшего взаимопонимания России и Беларуси удалось достичь не в экономической, а во внешнеполитической и военно-стратегической сферах. При этом на протяжении 20 лет наибольший объем противоречий аккумулируется в области экономической интеграции [11, 13, 14, 17]. Доказательством этого может служить факт, что не были достигнуты основные цели создания этого интеграционного проекта [8]. Вместе с тем, на словах Россия и Белоруссия заинтересованы в дальнейшем углублении экономической интеграции.

При проведении ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» и ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» научного исследования на тему «Инструментарий оценки взаимодействия регионов России и Беларуси в промышленно-технологическом развитии и обоснования его приоритетов в условиях углубления интеграционных процессов и глобальных вызовов», мы выявили, что реализуемая политика импортозамещения в Республике Беларусь воспринимается некоторыми российскими региональными предприятиями как барьер, препятствующий углублению экономической интеграции России и Беларуси.

Статья структурирована следующим образом: в первой части описан дизайн эмпирического исследования. Вторая часть посвящена анализу подходов к формированию политики импортозамещения в Республике Беларусь. Третья часть включает исследование восприятия респондентами реализуемой в Беларуси политики импортозамещения.

Материалы и методы

Цель исследования - анализ восприятия российскими предприятиями существующей политики импортозамещения в Республике Беларусь.

Методы исследования - полуструктурированное фокусированное интервью с представителями (собственники, руководители) предприятий Свердловской области, включающее следующие блоки: поведение предприятий Свердловской области на рынках Республики Беларусь; отношение к интеграционным объединениям с участием Российской Федерации и Республики Беларусь (Союзное государство, ЕАЭС, влияние санкций/контрсанкций); оценка эффективности организационной поддержки федеральной, региональной и местной власти; восприятие предприятиями Свердловской области экономической интеграции России и Беларуси (Программа экономической интеграции; что мешает (барьеры) и что нужно сделать (шаги)); перспективы углубления экономической интеграции (на ближайшие 3-5 лет).

Объект исследования - предприятия и организации Свердловской области, которые: в период с 07.08.2019 по 01.06.2020 гг. оформили сертификаты происхождения на экспорт продукции (работ, услуг) в Республику Беларусь; по информации, предоставленной Уральской Торгово-Промышленной Палатой, заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями Республики Беларусь; по информации Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области имеют деловые контакты с партнерами в Республике Беларусь.

Сроки проведения интервью: 14 сентября 2020 - 17 ноября 2020 гг. Продолжительность одного интервью - от 25 мин до 1,5 часов.

Характеристика респондентов. В выборку попало 45 предприятий (гражданская продукция), из которых было опрошено 28 (отклик на интервью составил 62,2%), после отбраковки интервью в исследовании приняло участие 23 предприятия. 78% опрошенных предприятий расположено в г. Екатеринбурге, 22% в Свердловской области. Распределение по видам деятельности (укрупнено): 35% - энергосектор; 31% - медицинские изделия и оборудование; 17% - другие группы машиностроения, включая инжиниринг; 17% - прочие. В выборке примерно одинаковое число респондентов, приходящееся на малый и средний бизнес (с численностью до 250 чел.) и на крупные компании - 52% (12 респондентов) и 48% (11 респондентов), соответственно. 21,7% респондентов сохранили экономические связи со времен СССР; около 70% предприятий вышли на рынок Беларуси уже после создания Союзного государства.

Исследование зафиксировало мнение респондентов об особенностях реализации политики им-портозамещения в Республике Беларусь.

Результаты и их обсуждение

В отличие от России, инициировавшей Программу импортозамещения только в 2014 году, в Республике Беларусь идея импортозамещения на законодательном уровне была реализована еще в 1997 году. На государственном уровне в Беларуси под импортозамещением понимается «государственная политика, направленная на рационализацию импорта товаров и услуг посредством стимулирования отечественных производителей аналогичных продуктов, создание на территории страны новых предприятий, в том числе и с участием иностранного капитала для организации выпуска продукции, которая прежде импортировалась» [3]. Основные подходы к формированию политики импортозамещения в Республике Беларусь представлены в таблице.

Таблица

Подходы к реализации политики импортозамещения в Республике Беларусь

Год Подходы к политике импортозамещения Реализация

19972000 Программы импортозамещения разрабатывались ежегодно Государственная программа импортозамещения, одобренная Президентом Республики Беларусь 7 июля 1997 г. № 09/124-418 и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол № 6 от 8 апреля 1997 г.)

20012010 Переход на пятилетние программы импортозамещения Государственная программа импортозамещения в 2001-2005 годах: завершено 109 проектов, произведено импортозамещающей продукции на сумму около 1,5 млрд долларов, в том числе на экспорт поставлено товаров на более чем 640 млн долларов [2]. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 г. №402 «О Государственной программе импортозамещения на 20062010 годы»: в 2010 году на единицу стоимости произведенного продукта будет использоваться 0,477-0,437 единицы импорта (против 0,595 в 2005 году) [7]

2011 Схема работ по замещению импортируемых в страну товаров (предложена впервые в 2009 г., действует по настоящее время) Определены критерии для отбора продукции с целью импортоза-мещения. За отраслевыми органами государственного управления и облисполкомами закреплена каждая отобранная товарная позиция (по отраслевой принадлежности), по которым они являются ответственными за обеспечение улучшения внешнеторговой ситуации в стране в целом [10]

2016 «Рациональное импортозаме-щение» Экпортоориентированность импортозамещения. «Валютоокупае-мость» новых проектов по импортозамещению

2021 «Рациональное и эффективное импортозамещение» Реализация отраслевых и региональных планов по импортозаме-щению в целях обеспечения в 2025 году роста производства импортозамещающей продукции до 22,3 млрд долларов США, в том числе за счет освоения 260 новых видов такой продукции, в том числе около 25 принципиально новых для республики [9, с. 31]

С 2000-х годов импортозамещение в Республике Беларусь стало рассматриваться в качестве государственной политики по совершенствованию структуры импортируемой продукции (работ, услуг) с целью стимулирования производителей, находящихся на территории Республики Беларусь, выпускать продукцию, которая ранее импортировалась из других государств, в том числе и из России. Такой подход потребовал реализации системных мер по замещению импортируемых в Беларусь товаров (Схема работ по замещению импортируемых в страну товаров, одобрена Главой Республики Беларусь в 2009 году), для чего были определены товарные позиции для импортозамещения, введены пороговые значения для отнесения продукции к подлежащей импортозамещению, и закреплены ответственные органы (отраслевые, региональные) государственного управления [4, с. 4].

Уже к 2015 году Схемой работ по замещению импортируемой продукции, по данным Евразийской комиссии ЕАЭС, было охвачено около 2 тыс. кодов ТН ВЭД ЕАЭС [10, с. 344]. Результаты проведенного анализа позволили выявить следующие основные характеристики реализуемой политики им-портозамещения в Беларуси:

• политика импортозамещения в Беларуси носит многоуровневый характер: разрабатывается большое количество программ импортозамещения на республиканском и региональном уровнях, а также существуют отраслевые программы импортозамещения;

• ежегодно Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь разрабатывает «Перечень потребительских товаров, предлагаемых для освоения их производства, выпуска импортозамещающей продукции и развития ассортимента с учетом конъюнктуры рынка», включающий две групп товаров: товары, производство которых осуществляется в республике, но в недостаточном количестве и ассортименте, или которые не полностью удовлетворяют спрос по отдельным параметрам (свойствам); товары, не производимые в Республике Беларусь. В 2021 году этот перечень содержит 134 позиции по номенклатуре товаров из первой группы и 221 позицию позиции по номенклатуре товаров из второй группы [5];

• реализация политики импортозамещения в Республики Беларусь оценивается экономическим и политическим блоком страны как крайне результативная [15, с. 46];

• политика импортозамещения носит явно протекционистский характер, в частности характеризуется ограничением допуска иностранных (в том числе российских) производителей к торгам. Постановлением Совета Министров от 15 марта 2012 года № 229 «предусмотрен механизм отсечения третьего участника торгов. Если в конкурсе участвует две или более белорусских компаний производителя, то третья, иностранная, отсекается от торгов. Это также является одним из механизмов защиты отечественного производителя и ухода от избыточной конкуренции» [6].

Все вышеперечисленное приводит к тому, что реализуемая политика импортозамещения в Беларуси выступает одним из барьеров российско-белорусской экономической интеграции в рамках Союзного государства. Следует отметить, что восприятие политики импортозамещения в Беларуси предприятиями-респондентами зависит от того, есть ли на территории Республики Беларусь местные производители аналогичной продукции:

• если российское предприятие поставляет продукцию, которую не производят в Беларуси, то программа импортозамещения не является барьером для работы на белорусском рынке (респонденты: «Нет, у нас профиль другой продукции. Просто таких аналогов [оборудования] в Беларуси не производится»; «к нам это не относится, [поскольку] они не производят это [оборудование] у себя на территории [Республики Беларусь]»);

• если есть производители аналогичной продукции на территории Республики Беларусь, то российским предприятиям становится практически невозможно (или невыгодно) участвовать в конкурсных процедурах на поставку продукции из-за действующей в Республике Беларуси программы импортозамещения (респондент: «у них [в Беларуси] политика импортозамещения доходит до абсурда!»).

По мнению респондентов, реализация политики импортозамещения в Республике Беларусь зачастую характеризуется следующими форматами:

• ярлык «Made in Belarus». Белорусские предприятия покупают продукцию с высокой степенью готовности/готовое оборудование и выдают за «Сделано в Беларуси» (респонденты: «там есть один местный производитель вот тот же «[название белорусского предприятия]», но у них реального осуществления программы так называемой «локализации» нет - берут абсолютно отсталое убитое оборудование в Иране, клеят свой ярлык, и это якобы называется «Made in Belarus»; «в действительности, если у нас есть три предприятия в Белоруссии, с которыми мы работаем, то одно из них закупает полуфабрикаты. То есть они покупают наши полуфабрикаты, сами их чуть-чуть отбивают, докрашивают и получают [название продукции], по сути дела, нашу, но с брендом «Made in Belarus». Единственно, что они нас научились обходить, они закупают наши полуфабрикаты на стадии 85%-готовности, у себя их дорабатывают, по сути дела, просто точат и красят»);

• изначально проект по импортозамещению реализуется иностранцами, но потом производство переходит, например, на местное сырьё, и продукция, производимая на территории Беларуси, становится менее конкурентоспособной (респондент: «зависимость от государственной политики. Если Батька говорит, что нужно импортозамещать, то они берут краску местную: то ли [название зарубежной фирмы], то ли [название зарубежной фирмы] строили завод [на территории Республики Беларусь]. Они [иностранцы] привезли технологию, построили завод и там технологии поставили,

людей обучили, на первый цикл привезли сырье - прям шикарная краска получилась! Промышленная прям, по-взрослому всё. А потом, когда возник вопрос, чтобы вторую партию выпускать, у них пришёл вопрос с их Минфина на тему того, «а что это вы, ребята, хотите на иностранном [сырье]? У нас, что, местного [сырья] нет что ли? Что мы краску сделать не можем?» Они [белорусский завод] взяли местные компоненты, изготовленные местными [белорусскими] производителями, и получили «уфимскую эмаль», которую берут заборы красить»); • активная борьба с импортом, в том числе и российским (респонденты: «там есть активная борьба с импортом - программа импортозамещения, и лично нам это мешает. Потому что директор предприятия говорит нам, что «мне незачем покупать импортную продукцию, если я должен найти что-то местное»; «программа импортозамещения! Когда наши специалисты там были в составе делегации, включая нашего губернатора, они ходили, общались с местными фермерами - наша продукция там нужна, востребована; она там пользуется популярностью (не конкретно [даже] наша, а сельскохозяйственный инвентарь). Но нашу продукцию они не закупают!»).

Заключение

Таким образом, анализ восприятия политики импортозамещения, реализуемой в Республике Беларусь, показал, что импортозамещение часто рассматривается российскими предприятиями как существенный барьер, препятствующий экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. При этом российские предприятия отмечают, что в России белорусские производители, как правило, приравнены к российским производителям, в противовес ситуации с российскими предприятиями в Республике Беларусь. По мнению опрошенных предприятий, приравнивание российских предприятий к белорусским производителям на территории Республики Беларусь позволило бы создать честную конкуренцию и способствовало бы углублению российско-белорусской экономической интеграции.

Благодарности

Исследование выполнено при поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований, проект № 20-510-00023 Бел_а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буконкин Д.А. Проблемы отложенной интеграции: что мешает Беларуси и России усилить Союзное государство // Евразия. Эксперт. 03.03.2021.

2. В Беларуси утверждена Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.government.by/ru/rus_solution1471.html (дата обращения 20.02.2021).

3. Идеи для импортозамещения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ ru/idei_importozames-ru/#:~:text=Политика%20импортозамещения%20в%20Республике %20Бела% (дата обращения 01.05.2021).

4. Мерещенко О.Ю. Импортозамещение: Российская практика и Международный опыт (на примере Республики Беларусь) // Политика, экономика и инновации. 2016. № 6.

5. Перечень потребительских товаров, предлагаемых для освоения их производства, выпуска импортозамещающей продукции и развития ассортимента с учетом конъюнктуры рынка в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/regulation-trade/import.html (дата обращения 06.05.2021).

6. По программе импортозамещения в следующей пятилетке в стране будет освоен выпуск 260 видов новых товаров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sb.by/articles/zameshchenie-s-pritselom-na-eksport.html (дата обращения 19.04.2021)

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 г. № 402 «О Государственной программе импортозамещения на 2006-2010 годы».

8. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. 08.12.1999.

9. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.by/upload/docs/file2635c85fcdcb1ca5.PDF (дата обращения 21.04.2021).

10. Результаты научно-исследовательской работы по теме «Решение задач импортозамещения за счет развития промышленного сотрудничества государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе анализа промышленных комплексов и общего рынка ЕАЭС». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.eurasiancommission.org/ru/NIR/Lists/List/DispForm.aspx?ID=161&ContentTypeId=0x01002110E62F7 E25A24DB824E882270A5638 (дата обращения 19.02.2021).

11. Селиванова И.Ф. Российско-белорусские отношения: Союзное государство или союз государств? // Мир перемен. 2006. № 2. С. 184-187.

12. Суздальцев А.И. Кризис Союзного государства Беларуси и России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Том 64. № 3. С. 56-67. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-56-67

13. Суздальцев А.И. Республика Беларусь: Эволюция политики балансирования между Союзным государством Белоруссии и России и Евразийским экономическим союзом // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 1 (109). С. 193-232. DOI: 10.31249/ape/2021.01.09

14. Ушкалова Д.И. К вопросу о применимости существующих теорий экономической интеграции к взаимодействию России со странами «пояса соседства» // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 5. С. 150-160.

15. Червинский Е. Процессы трансформации политики импортозамещения в Беларуси // Наука и инновации. 2013. № 127. С. 44-48.

16. Шурубович А.В. Союзное государство и актуальные проблемы российско-белорусской интеграции // Проблемы постсоветского пространства. 2019. № 6. С. 244-258. DOI: 10.24975/2313-8920-2019-6-3-244-258

17. Эпштейн В.А., Вильчинский А.С. Проблемные узлы интеграционного взаимодействия России и Белоруссии // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 1 (3). С. 22-34. DOI: 10.20323/2658-7866-2020-1-3-22-34

18. Pugaciauskas V. The Russian - Belarusian Integration: Political Puzzles of «31 Roadmaps» // Lithuanian Annual Strategic Review. 2020. Vol. 18 (1). P. 177-193. DOI: 10.47459/lasr.2020.18.8

19. Polglase-Korostelev G. The Union State: a changing relationship between Belarus and Russia // Journal of the Belarusian State University. International Relations. 2019. № 2. Р. 38-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.