УДК 332
Мерещенко Оксана Юрьевна, аспирант Юго-Западного государственного университета
e-mail: oks-mer@mail.ru
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
Аннотация: в данной статье рассматривается процесс импортозамещения в России и Республике Беларусь. Актуализация вопроса импортозамещения для России вызвана геополитическими факторами: кризис в отношениях с западноевропейскими странами, введение экономических санкций, падения курса рубля по отношению к иностранной валюте. В этой связи целесообразно рассмотрение опыта других стран в отношении реализации политики импортозамещения.
Ключевые слова: импорт, импортозамещение, государственная программа импортозамещения.
Оksana Merschenko, postgraduate student, South-West state University
e-mail: oks-mer@mail.ru
IMPORT SUBSTITUTION: RUSSIAN PRACTICE AND INTERNATIONAL EXPERIENCE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BELARUS)
Abstract: this article describes the process of import substitution in Russia and Belarus. Actualization of the issue of import substitution for Russia is driven by geopolitical factors: the crisis in relations with Western European countries, impose economic sanctions, the falling ruble against foreign currencies. In this connection, it is expedient to consider the experience of other countries in relation to implementation of the policy of import substitution.
Keywords: import, import substitution, the state program of import substitution.
В настоящее время импортозамещение является одним из приоритетных направлений развития российской экономики.
По нашему мнению, под импортозамещением следует понимать значительное сокращение или полное прекращение ввоза из-за рубежа в страну импортных товаров за счет организации выпуска аналогичной продукции силами отечественных компаний-товаропроизводителей, осуществляющих производственную деятельность внутри государства.
Для обоснования актуальности изучения процесса импортозамещения рассмотрим показатели динамики и структуры импорта в России.
Динамика объема импорта в Россию в период с 2000 по 2013 гг. имеет тенденцию к увеличению: за рассматриваемый период данный показатель вырос в 9,3 раза (с 33,9 до 315 млрд. долларов США).
В 2014-2015 гг. показатель объема импорта в Россию сократился: в 2014 г. 287 млрд. долларов США, в 2015 г. 182 млрд. долларов США (рисунок 1).
Наибольший удельный вес в структуре импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства. На них приходится 45 % всего объема импорта. При этом по сравнению с 2000 годом доля этой продукции в импортных поставках выросла на 13 п. п. На втором месте по объему импорта в Россию находится продукция химической промышленности (18,6 % импорта), на третьем - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14,5 %).
В 2014 году 43 % субъектов РФ (35 из 82) имели отрицательное сальдо общего внешнеторгового баланса (по данным ФСГС). Превалирующей в структуре импорта является доля машин и оборудования, транспортных средств [4].
По результатам анализа, проведенного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2014 году, наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются следующие отрасли:
- станкостроение (доля импорта в потреблении более 90 %);
- тяжелое машиностроение (60-80 %);
- легкая промышленность (70-90 %);
- электронная промышленность (80-90 %);
- фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80 %);
- машиностроение для пищевой промышленности (60-80 %) [2].
Реализация стратегии импортозамещения применительно к этим отраслям возможна при условии наличия свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, выпускающих качественную продукцию, позволяющую удовлетворить потребности населения своей страны и стран зарубежья.
Приведенные данные наглядно демонстрируют важность реализации процесса импортозамещения в России. Снижение импортозависимости в ключевых отраслях экономики повысит политическую и экономическую независимость экономики России.
Инструментами политики импортозамещения, применяемым в России, по нашему мнению, являются:
- финансовая поддержка в форме различных субсидий (два новых вида финподдержки: субсидии на возмещение затрат, связанных с сертификацией промышленной продукции и возмещение затрат, связанных с внедрением результатов НИОКР в сфере производства импортозамещающих видов промышленной продукции);
- рефинансирование займов и кредитов субъектами РФ, а также обеспечение доступа к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях;
- специальные государственные фонды развития промышленности (финансовая поддержка в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды и т.д.);
- региональные инвестиционные проекты;
- целевые займы предприятиям за счет средств федерального бюджета;
- специальный инвестиционный контракт;
- налоговые льготы;
- применение стандартизации, как инструмента импортозамещения при государственных закупках;
- отраслевые программы импортозамещения.
Перечисленные инструменты реализации политики импортозамещения не замыкают список имеющихся в арсенале органов и структур государственной власти. В настоящее время необходимо особое внимание к вопросам разработки и реализации конкретных механизмов и мероприятий, направленных на решение задач импортозамещения с учетом российской специфики и проблем каждой из отраслей хозяйственного комплекса [8].
Несмотря на то, что органы государственной власти Российской Федерации уделяют большое внимание вопросам импортозамещения, на данный момент не созданы действенные инструменты и институты, обеспечивающие подготовку и успешную реализацию программ и планов импортозамещения, остаются неиспользованными значительные ресурсные резервы и возможности для ускорения социально-экономического развития и повышения эффективности экономики регионов. Необходимо применение дополнительных инструментальных и институциональных средств, способных обеспечить благоприятные условия для ускорения импортозамещающего развития бизнеса.
Можно выделить несколько альтернативных вариантов стратегии развития промышленного производства на основе импортозамещения:
- стимулирование относительно слабых производств (усилия государства направлены на развитие производств неконкурентоспособной продукции относительно товаров внешних производителей даже на внутреннем рынке);
- активизация развитых отраслей, имеющих достаточный потенциал для реализации внешнеторговых операций (государство стремится закрепить успешных экспортеров на внешних рынках);
- реализация стратегии импортозамещения как инструмента промышленной политики «опоры на собственные силы» (государство стремится производить своими силами большее количество товаров, импорт осуществляется при отсутствии национальных товаров-аналогов);
- создание отсутствующей отрасли (поддержка государства направлена на вновь создаваемые сегменты промышленного производства на начальном этапе их существования, когда существует необходимость оказания преференций, обеспечивающих ценовые преимущества товаров, замещающих импортные);
- перемещение ресурсов в эффективно функционирующие отрасли (государственная поддержка существующих эффективно функционирующих отраслей, обладающих экспортным потенциалом) [8].
По мнению руководства России, «необходимо подходить к импортозамещению избирательно, осуществлять его только в тех областях, где это перспективно, где отечественная продукция будет конкурентоспособной», «импортозамещение не должно привести к хозяйственной самоизоляции России» [6].
Международный опыт реализации политики импортозамещения рассмотрим на примере Республики Беларусь. Основные этапы развития импортозамещения в этой стране:
1. С середины 1990-х гг. до 2000 г. - отдельные импортозамещающие проекты, формирование Государственной программы импортозамещения. В 1997 г. была разработана первая Государственная программа импортозамещения. На ее реализацию из всех источников было направлено около 664 млрд. руб., завершено более 240 проектов. Основным практическим результатом программы стало освоение ряда новых видов продукции, которые ранее в стране не производились, а в глобальном плане - существенное снижение доли импортных комплектующих в отдельных видах продукции, где первоначально составляющая их часть была достаточно высока [5].
2. В 2001-2010 гг. - переход к пятилетним Государственным программам импортозамещения, активное развитие отраслевых и региональных программ импортозамещения.
3. С 2011 г. - отказ от Государственной программы импортозамещения, переход к точечному решению проблем конкретных производств и конкретных товаров. Работа по импортозамещению в Республике Беларусь проводится в соответствии со Схемами работ по замещению импортируемых в страну товаров. Первая группа предусматривает замещение товаров, аналоги которых производятся в республике в недостаточном количестве либо потребительские свойства которых значительно уступают импортным. Вторую группу составляют товары, производство которых планируется или осваивается при реализации проектов государственных, отраслевых программ, отдельных мероприятий и планов органов госуправления. Третья группа - это товары, не производимые в Беларуси, их импортозамещение экономически нецелесообразно или невозможно. Это способствовало повышению результативности белорусского импортозамещения [1].
Основные инструменты импортозамещения в Республике Беларусь:
1. Схема работ по замещению импортируемых в страну товаров.
2. Льготное кредитование.
3. Налоговые льготы для производителей импортозамещающей продукции.
4. Меры, направленные на снижение затрат белорусских производителей. Максимальное задействование уже имеющихся в республике производственных и мощностей на основе их модернизации и перепрофилирования с учетом обновления и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, а также привлечение существующих в стране сопряженных производств.
5. Привлечение иностранных инвестиций.
Приоритетными отраслями для импортозамещения в Белоруссии определены: новые материалы и новые источники энергии; медицина и фармация; информационные и телекоммуникационные технологии; промышленные биотехнологии; машиностроение.
Вместе с тем реализация политики импортозамещения затруднена недостаточностью государственного финансирования, требованиями либерализации внешней торговли при вступлении в ВТО, малыми объемами внутреннего спроса [7].
По нашему мнению, основными препятствиями для решения проблемы импортозамещения как в России так и в Республике Беларусь являются:
- отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта;
- слабый уровень осведомленности предприятий о реализуемых мерах господдержки, а также препятствия в процессе получения информации;
- отсутствие полноценной и эффективно функционирующей инфраструктуры продвижения экспортной продукции, в т. ч. предпродажной подготовки, сервиса и т. д.;
- ограничения доступа предприятий реального сектора экономики к кредитным ресурсам;
- низкая инновационная активность хозяйствующих субъектов;
- невысокий уровень конкурентоспособности товаров на мировых рынках;
- зависимость ключевых видов экономической деятельности (сельскохозяйственной, фармацевтической, нефтяной, газовой, других добывающих отраслей) от импортных поставок товаров, оборудования, сырья;
- недостаточная поддержка властями выпуска отечественного оборудования и сырья; низкое качество отечественного оборудования и сырья; завышенные цены на отечественное оборудование и сырье;
- нехватка высококвалифицированных кадров.
Считаем, наиболее оптимальным стратегию смешенного импортозамещения. При этом каждое государство самостоятельно определяет ключевые направления развития импортозамещения с целью последующего освоения международного рынка, исходя из объема имеющихся ресурсов, с одновременным развитием менее затратного импортозамещения ориентированного на внутренний рынок.
Характерными чертами смешанного типа стратегии являются наличие возможности рационального распределения объемов ресурсов необходимых для реализации импортозамещения на внутреннем и внешнем рынках [3].
Создаваемая на импортозамещающих производствах продукция должна быть ориентирована как на внутренний рынок, так и на внешний. Это обязательное условие достижения приемлемого уровня конкурентоспособности отечественной продукции, поскольку ограничение конкуренции со стороны импортных производителей может снизить стимулы организации заниматься развитием инноваций, повышением конкурентоспособности производимого товара и привести к полной зависимости компании от государственных субсидий. При этом в процессе реализации стратегии импортозамещения следует делать акцент не на копирование технологий производства продукции, а, прежде всего, на развитие собственных, уникальных [8].
В качестве важнейших факторов достижения эффективности реализации импортозамещения в целях обеспечения инновационно-индустриального развития региональной экономики, на наш взгляд, необходимо использовать:
- поддержку и развитие инвестиционной активности в стране;
- улучшение конфигурации бизнеса, поддержку процессов формирования прогрессивной структуры промышленности и экономики страны в целом;
- формирование институциональной среды, адекватной потребностям промышленных предприятий в развитии конкурентных преимуществ.
Применение инструментов импортозамещения позволит обеспечить стабильный экономический рост и даст возможность сконцентрировать внимание в рамках трансформирующейся стратегии экономического развития на проблемах обеспечения национальной безопасности, инновационного развития высокотехнологичного сектора промышленности и вопросах повышения рентабельности экономики.
Список литературы:
1. Касперович С.А. Влияние развития импортозамещения на воспроизводственные процессы и экономический рост в Республике Беларусь // Труды БГТУ. Серия 7: Экономика и управление. 2010. №7. [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-razvitiya-importozamescheniya-na-vosproizvodstvennye-protsessy-i-ekonomicheskiy-rost-v-respublike-belarus (дата обращения: 27.09.2016).
2. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL:http://minpromtorg.gov.ru/.
3. Официальный сайт СПС Гарант [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2006 № 402 «О Государственной программе импортозамещения на 2006 - 2010 годы». [Электронный ресурс]. - URL: http://lawbelarus.eom/repub2013/library133/legalact433624.htm#2 (дата обращения: 27.09.2016).
6. Ушакова О.А. Стратегическое планирование импортозамещения в регионе угроз // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №8. [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.osu.ru/2015_8/24.pdf (дата обращения: 27.09.2016).
7. Шамхалов Ф.И. Опыт импортозамещения продукции оборонной промышленности в зарубежных странах // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. № 2-2. С. 256-269.
Юрьев В.М., Карпунина Е.К., Колесниченко Е.А. Реальные модели и инструменты импортозамещения в экономике России // Вестник ТГУ. 2015. №2 (142). [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realnye-modeli-i-instrumenty-
importozamescheniya-v-ekonomike-rossii (дата обращения: 06.09.2016).