Научная статья на тему 'СУД СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ. ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЯВЛЕНИЯ'

СУД СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ. ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
426
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / СУД СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И БЕЛАРУСИ / НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА / ДОГОВОР О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиев Максим Русланович

Предметом работы являются двусторонние отношения Российской Федерации и Республики Беларусь как двух субъектов взаимной интеграции. Цель исследования - комплексное изучение интеграционного образования Союзное государство России и Беларуси, которое подразумевает в себе и взаимную политическую интеграцию сторон. Взаимная интеграция независимых России и Беларуси претерпела быстрое движение [1] по коммунитарной модели интеграции от Таможенного союза в 1995 г., Сообщества Беларуси и России в 1996 г. до Союзного государства в 1999 г., которое поглотило две предыдущие интеграционные площадки. Однако за более чем 20 последующих лет Союзное государство не смогло построить существенную часть институтов, которые были предусмотрены Договором 1999 г. К таким институтам относится и Суд Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURT OF THE UNION STATE AS PART OF THE POLITICAL INTEGRATION OF RUSSIA AND BELARUS. REASONS FOR ABSENCE AND PROSPECTS OF APPEARANCE

The subject of the work is the bilateral relations of the Russian Federation and the Republic of Belarus as two subjects of mutual integration. The purpose of the study is a comprehensive study of the integration formation of the Union State of Russia and Belarus, which implies mutual political integration of the parties. The mutual integration of independent Russia and Belarus has undergone a rapid movement [1] along the communitarian model of integration from the Customs Union in 1995, the Community of Belarus and Russia in 1996 to the Union State in 1999, which absorbed the two previous integration platforms. However, over the next 20 years, the Union State failed to build a significant part of the institutions that were provided for by the 1999 Treaty. The Court of the Union State also belongs to such institutions.

Текст научной работы на тему «СУД СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ. ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЯВЛЕНИЯ»

22

УДК 94

СУД СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ. ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЯВЛЕНИЯ

© Алиев Максим Русланович1

1 студент IV курса Юридического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск

Предметом работы являются двусторонние отношения Российской Федерации и Республики Беларусь как двух субъектов взаимной интеграции. Цель исследования - комплексное изучение интеграционного образования Союзное государство России и Беларуси, которое подразумевает в себе и взаимную политическую интеграцию сторон. Взаимная интеграция независимых России и Беларуси претерпела быстрое движение [1] по коммунитарной модели интеграции от Таможенного союза в 1995 г., Сообщества Беларуси и России в 1996 г. до Союзного государства в 1999 г., которое поглотило две предыдущие интеграционные площадки. Однако за более чем 20 последующих лет Союзное государство не смогло построить существенную часть институтов, которые были предусмотрены Договором 1999 г. К таким институтам относится и Суд Союзного государства.

Ключевые слова: Союзное

государство, Суд Союзного государства, политическая интеграция, интеграция России и Беларуси, наднациональные органы Союзного государства, Договор о создании Союзного государства.

Согласно Договору 1999 г. между РФ и республикой Беларусь о создании Союзного государства [2], Суд призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора и нормативно-правовых актов, принятых внутри Союзного государства. Однако для формирования Суда необходимо наличие Парламента Союзного государства (не создан), который назначит 9 судей. Гражданство же судей закрепляется паритетом 50 на 50.

Суд Союзного государства сегодня, по меткому замечанию журналиста Л. Мережковского [3], является фантомной болью этого интеграционного объединения. Политические деятели двух стран порой делают заявления об этом органе, обозначают необходимость его появления и те проблемы, которые приносит его отсутствие, однако Суд так и не появляется. Отличным примером тому служат слова Председателя Верховного суда Беларуси В. Сукало от 2007 г. Он заявлял [4], что создание Суда предусмотрено Союзным договором, что к числу вопросов, которые Суд мог бы рассмотреть, можно отнести и газовые споры между Россией и Беларусью. Однако Сукало тут же делает акцент на первоочерёдности принятия Конституционного Акта Союзного государства и на том, что именно этот документ уже может поспособствовать созданию Суда. Однако если появление Судебного органа может быть обусловлено экономической необходимостью, так как резиденты Союзного государства смогли бы защищать в нём свои интересы через страну своего гражданства [5], что повысило бы инвестиционную привлекательность объединения, то принятие Конституционного Акта вопрос исключительно политический.

В 2008 г. ректор РГТЭУ С. Бабурин в честь десятилетия Союзного государства писал [6, с. 8], что Конституционный акт «значительно активизировал бы белорусско-российские отношения, вывел бы интеграционные процессы на совершенно новый, более высокий уровень». Бабурин сравнивал принятие Конституционного акта Союзного государства с Конституцией Европейского Союза (не вступившей в силу по ряду причин, в т.ч. в связи с принятием «Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», иными словами в настоящее время возможность вступления Конституции ЕС в силу не рассматривается) и писал, что в чрезмерной поспешности нет необходимости. Однако с тех пор прошло больше десяти лет, а Россия и Беларусь до сих пор не реализовали положения Договора. В мае 2021 г. российский президент В.В. Путин отметил [7], что «интеграция в Союзном государстве должна идти не спеша».

Политическая воля ко всестороннему воплощению Договора 1999 г. чётко не была видна ни у одной из сторон до недавнего

23

момента, пока Россия и Беларусь не начали согласовывать дорожную карту по углублению интеграции двух стран. Само решение о принятии дорожной карты обусловлено фактической невозможностью реализации интеграции, прописанной в Договоре, что создало необходимость согласования между сторонами их нового видения интеграции. В ходе переговоров однозначно стало видно стремление России к политической интеграции, тогда как до этого времени обе страны работали лишь над экономической.

Например, в 2019 г. президент России В.В. Путин отметил [8], что работа по основополагающим решениям в области создания Союзного государства практически не сделана. Он также заявил о необходимости ускорить процесс формирования Союзного государства, в том числе за счёт создания наднациональных органов. Согласно позиции Владимира Владимировича, он и президент Беларуси А.Г. Лукашенко совместно приняли решение о таком ускорении интеграции. Однако в феврале 2020 г. белорусский президент заявил, что его страну «понуждают» к интеграции с Россией. Со стороны Александра Григорьевича также прозвучали слова [9] о том, что вместе с президентом России Б.Н. Ельциным он инициировал Союзное государство как «интеграцию экономик, жизни людей и так далее», что не относится к политической сфере.

Разработка дорожной карты (имеются в виду все т.н. «дорожные карты», которых сегодня насчитывается больше 30, а их точное содержание неизвестно) ведётся с 2019 г. Тогда Россия и Беларусь не пришли к компромиссам по вопросам нефти, газа и налоговой политики, что также относится к вопросам неполитическим, и переговоры были приостановлены. В марте 2020 г. российская сторона снова предложила вернуться к созданию наднациональных органов, в том числе Суда, а в сентябре 2020 г. было заявлено о возобновлении работы по разработке и согласованию дорожной карты [10]. Тем не менее, сегодняшнее положение переговоров об углублённой интеграции указывает на то, что «углубление» снова будет происходить исключительно в экономической сфере. По словам посла России в Беларуси Е.В. Лукьянова [11], найдено решение по налогообложению, чего не было сделано в 2019 г., однако о создании наднациональных

органов, в том числе Суда, вновь не говорится ни одной из сторон.

То же относится и к предложенной

A.Г. Лукашенко [12] «долгосрочной стратегии интеграции до 2030 г.» в рамках Союзного государства. Белорусский президент и в этом случае не говорит о наднациональных органах, а заявляет о необходимости «наполнить её конкретными проектами с учётом ключевых приоритетов и векторов развития». Однако в этом же заявлении в качестве перспективной сферы сотрудничества Лукашенко называет только развитие промышленной интеграции, вновь делая акцент на экономике. Ту же мысль транслирует и посол Беларуси в России

B.И. Семашко [13], когда говорит, что в 2022 г. Россия и Беларусь будут работать в формате «единой экономической платформы Союзного государства».

Сейчас Россия тоже уходит от риторики создания наднациональных органов, сосредоточив своё внимание на экономике Союзного государства. В своём интервью от апреля 2021 г. госсекретарь Союзного государства Д.Ф. Мезенцев говорил о вопросах [10], которые обсуждались в правительствах России и Беларуси по вопросу развития Союзного государства. Среди упомянутого были «промышленная политика, агросфера, научная сфера, цифровизация экономики», но ничего политического.

Вопрос появления предусмотренных Договором 1999 г. политических институтов зависит только от политической воли Беларуси. Эконмоически же Беларуси выгодно находиться в Союзном государстве с Россией [1]. В конце 90-х годов, оставив на своём балансе советские предприятия, Беларусь была вынуждена искать доступ к ресурсам и рынкам сбыта продукции для функционирования своего производственно-промышленного

комплекса. А комплекс этот представлял из себя, как и в советские годы, «сборочный цех» (зависимость от комплектующих и спроса постсоветских соседей), что и предопределило интеграцию Беларуси именно с Россией, как с бывшей союзной республикой, когда-то включённой в одну производственную цепочку с ней. Экономическая интеграция также позволила привлечь прямые инвестиции из России (доля в 35%), что обеспечило Республике экономический рост. В то же время стабильная и растущая экономика необходима Беларуси для обеспечения возможности ведения социальной политики, что необходимо

24

и для политической стабильности внутри страны. Движение в сторону именно экономической интеграции было поддержано и белорусским обществом на референдуме 1995 г.

Однако политическая привязанность, которая станет неизбежной с появлением, например, такого наднационального органа, как союзного парламента, как минимум, невыгодна сегодняшнему белорусскому режиму, где политические элиты не меняются в ходе внутренних выборов и не захотят меняться после непредсказуемых для них итогов выборов в союзный парламент. Это не означает, что к политической элите в Беларуси относятся депутаты Национального собрания Республики. Депутаты являются лишь представителями этой элиты в Парламенте, их гарантом проведения соответствующей интересам элит законодательной деятельности. В союзном же парламенте представительство будут иметь и российские элиты, интересы которых могут не совпадать с белорусскими, о чём может говорить, например, арест руководства «Белгазпромбанка» в 2020 году.

Более того, российские элиты могут получить перевес в представительстве, по сравнению с белорусскими. Такой исход диктуется разным масштабом двух государств, который не даёт возможность установить паритет 50 на 50, так как в таком случае Россия поступилась бы большим суверенитетом в сторону Союзного государства, нежели Беларусь. Отсутствие решения именно по этому вопросу сразу после подписания Договора (а Договор 1999 г. чёткого плана насчёт созыва Парламента не содержал), согласно мнению аналитика Института развития интеграционных процессов при Академии внешней торговли РФ Д.В. Болкунца [14], объясняет сегодняшнее отсутствие важных наднациональных органов в Союзном государстве. Он также видит в качестве причины нереализации положений Договора в отсутствии в Беларуси нескольких центров принятия решений. «Если бы Россия и Белоруссия разговаривали на уровне сильного гражданского общества, был бы какой-то более ощутимый успех».

А.А. Сулейков же из Института экономики НАН Беларуси видит Суд Союзного государства как наиболее приоритетный к созданию орган [1]. Отмечая скорее экономическую направленность сегодняшнего Союзного Государства, он пишет о

необходимости определения приоритетов выстраивания и политической

институциональной структуры Союза. Создания Суда, который затрагивал бы не только экономические споры, позволило бы распространить этот позитивный опыт и на Евразийский Экономический Союз, где сегодня Суд рассматривает исключительно экономические вопросы.

Иное мнение транслирует директор Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» А.В. Дзермант [15]. Он видит решение базовых экономических вопросов, таких как интеграция в сфере промышленной кооперации (о том же говорит А.Г. Лукашенко) и цены на энергоносители, в качестве предпосылки для создания наднациональных органов, в том числе Суда Союзного государства. По словам А.В. Дрезманта, только после этого можно будет думать о Суде и других наднациональных органах.

Если исходить из необходимости решения экономических вопросов перед решением политических, то исследователи также выделяют экономические факторы, замедляющие развитие Союзного государства именно в этой (экономической) сфере. Директор НИИ проблем безопасности СНГ Н.В. Ступаков пишет [16, с. 14] о дестабилизирующей роли «Восточного партнёрства», в котором до июня 2021 г. участвовала Беларусь. Однако, несмотря на решение части экономических вопросов и приостановление Европейским Союзом участия Беларуси в «Восточном партнёрстве», Россия и Беларусь всё ещё не начали процесс создания Суда Союзного государства и, тем более, процесс созыва Парламента или принятия Конституционного Акта. В этой связи нужно найти истинную причину отсутствия политической интеграции.

Согласно докладу Вильнюсского института политического анализа от 2020 г. [17], отсутствие политической интеграции двух стран заключается именно в едином центре принятия решений в Беларуси, о чём также писал Д.В. Болкунец. В докладе отмечается тенденция к проецированию Россией своей «мягкой силы» на Беларусь, что ведёт к политической напряжённости между двумя странами. Это происходит, так как, и это отражено в докладе, белорусский президент А.Г. Лукашенко стал хуже относиться к распространению в Беларуси российских

25

«правительственных и квазигосударственных НПО» после начала конфликта в Украине, в котором Россия принимает участие. Более того, автор доклада отмечает отсутствие потребности в Суде Союзного государства в нынешних условиях, потому как платформа ЕАЭС и Суд ЕАЭС уже дают России и Беларуси решать эконмические разногласия друг с другом. Например, вопросы государственного контроля над ввозом белорусской продукции или несоблюдения Беларусью продовольственного эмбарго.

Перспектива же появления Суда Союзного государства является таковой, что при сохранении текущих факторов, влияющих на политическую интеграцию, а именно: приоритетность экономического направления для обеих сторон, нежелание Беларуси отдавать больший суверенитет Союзному государству, а также неизменность авторитарного [18] политического режима в Беларуси, который провоцирует белорусские элиты противиться проведению выборов в союзный парламент, необходимый для формирования Суда, появление

наднациональных органов маловероятно. В целом, пока авторитарный режим персоналистского автократа А.Г. Лукашенко в Беларуси существует, политическая интеграция Беларуси и России сталкивается со следующими вызовами для Республики.

Во первых, повестка А.Г. Лукашенко, направленная к своим внутренним элитам, до событий августа 2020 г. была рассчитана на демонстрацию себя как единственной персоны, которая способна защитить Беларусь от чрезмерного российского влияния [19], а соответственно, сохранить и активы белорусской элиты. Это ему было необходимо [20, с. 337] для убеждения аудитории в собственной значимости на посту президента, несмотря на построенную им неэффективную модель экономики, которая существует на дотациях неконкурентоспособных предприятий из «кармана» предприятий успешных, а также несмотря на санкции со стороны основного партнёра - Евросоюза. Ведь угроза потери всех активов после тесной интеграции с Россией куда хуже, чем потеря лишь части доходов от санкций или дотаций. Хотя риторика А.Г. Лукашенко частично сменилась за прошедший год, президент Беларуси не изменил своим обещаниям белорусской элите. Он продолжает вести союзное государство по пути исключительно экономической интеграции,

оставляя в стороне российские предложения даже по созданию органов, прямо предусмотренных подписанным им Договором 1999 г.

Во вторых, авторитарный фундамент, на котором существует президент А.Г. Лукашенко, сохраняет его у реальной и неограниченной власти только до тех пор, пока он является лидером суверенной страны. Согласно Договору, высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет, председателем которого может быть президент России или Беларуси. Уже 21 год А.Г. Лукашенко является председателем Высшего Государственного Совета. Но пока Союзное государство на деле является лишь площадкой для экономической интеграции, председательство в Высшем Государственном Совете на даёт А.Г. Лукашенко реальной власти, а значит, это не встречает сопротивление российской стороны. В случае же углубления политической интеграции, Россия сможет потребовать передать председательство своему президенту, согласно изложенному в Договоре принципу ротации. И если Россия и Беларусь окажутся политически глубоко интегрированными, то пост председателя Высшего Государственного Совета обретёт реальную власть над всем Союзным государством, а значит А.Г. Лукашенко не будет более всевластным персоналистским автократом Республики Беларусь, а станет лишь одним из деятелей большого Союзного государства, тогда как обеими странами будет управлять российский президент. Эта перспектива может оказывать влияние на сегодняшние и дальнейшие решения, принимаемые Беларусью

относительно углублённой интеграции с Россией.

Таким образом, создание Суда Союзного государства с самого подписания Договора 1999 г. столкнулось с трудностями. Белорусская сторона не проявляет воли к взаимной политической интеграции с Россией даже по пунктам, предусмотренным Договором. Эксперты видят различные факторы, влияющие на процесс политической интеграции в рамках Союзного государства, однако ключевым из них автору видится именно политический режим в Беларуси. Отсутствие политической интеграции обуславливает и отсутствие и других наднациональных органов российско-белорусского объединения, в том числе

26

союзного парламента, а не только Суда. Маловероятно, что эти органы появятся в ближайшем будущем.

Список источников и литературы:

1. Сулейков А.А. Участие Беларуси в Союзном государстве и ЕАЭС как фактор политической и экономической стабильности / Евразия эксперт. URL: https://eurasia.expert/belarus-v-soyuznom-gosudarstve-i-eaes-faktor-stabilnosti/?utm_source=yxnews&utm_medium=d esktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.r u%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

2. Договор между РФ и Республикой Беларусь. Глава IV. Суд Союзного государства / Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_25282/2b7fddbc62a1d20ec9b0ff39eeaf22a7d8 13c8be/

3. Мережковский Л.П. От кого должен защитить Совет Безопасности // Чеснок. URL: https://4esnok.by/mneniya/ot-kogo-dolzhen-zashhitit-sovet-

bezopasnosti/?utm_source=yxnews&utm_medium =desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyande x.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

4. В. Сукало: «Принятие Конституционного Акта может способствовать созданию суда Союзного государства» / Союзное государство. URL: https://www.postkomsg.com/news/various/175373

5. Договор между РФ и Республикой Беларусь. Статья 54 / Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_25282/7c928d4c94f6c45f0f62aee03c040c237d e25ce1/

6. Бабурин С.Н. Проблемы правоприменения в унитарном, федеративном и союзном государстве // Вестник Омского университета. - 2008. - С. 7-9.

7. Названы сроки согласования союзных программ России и Белоруссии / Известия. URL: https://iz.ru/1191856/2021-07-12/nazvany-sroki-soglasovaniia-soiuznykh-programm-rossii-i-belorussii

8. Путин: решения в рамках Союзного государства были верными, но они не реализованы на 90% / ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/7380731

9. Калюков Е. Лукашенко заявил о «понуждении» Белоруссии к интеграции с Россией / РБК. URL:

https://www.rbc.ru/politics/27/02/2020/5e578fD09 a79479d5cc7bbb1?

10. Мезенцев заявил, что Белоруссия обозначила интерес к интеграции с Россией / ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11276329

11. Посол России назвал не согласованную с Минском «дорожную карту» / regnum. URL: https://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/news/3293723 .html

12. Лукашенко предложил разработать стратегию интеграции в Союзном государстве до 2030 года / ТАСС. URL: https ://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11798147

13. Посол Белоруссии в России назвал новую дату согласования дорожных карт по интеграции / EAD. URL: https://yandex.ru/turbo/eadaily.com/s/ru/news/202 1/07/12/posol-belorussii-v-rossii-nazval-novuyu-datu-soglasovaniya-dorozhnyh-kart-po-integracii

14. Коц А.И. Почему застопорился Союз между Россией и Белоруссией / Комсомольская Правда. URL: https://www.kp.ru/daily/27260.5/4391652/?utm_so urce=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referr er=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsear ch%3Ftext%3D

15. Белорусский эксперт сказал, когда Москва и Минск создадут единый суд и единый эмиссионный центр / Украина.ру. URL: https://ukraina.ru/news/20210512/1031333041.ht ml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop& utm_referrer=https%3 A%2F%2Fyandex. ru%2Fne ws%2Fsearch%3Ftext%3D

16. Ступаков Н.В. Союзное государство Российской Федерации и республики Беларусь: перспективы углубления союзной интеграции и обеспечения безопасности (к 20-летию Союзного государства) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2019. - С. 12-26.

17. Anaïs Marin. The Union state of Belarus and Russia. Myths and Realities of Political-Military Integration // Vilnius Institute for Policy Analysis. - 2020.

18. Countries and Territories / Freedom House. URL: https://freedomhouse.org/countries/freedom-world/scores

19. Занько Н. Лукашенко: «Если Россия попробует нарушить наш суверенитет, вы знаете, как отреагирует не только мировое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.