Научная статья на тему 'ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Веревкина Ю.И.

В статье анализируется опыт межгосударственных отношений России и Белоруссии с акцентом на экономическую и военно-стратегическую составляющие. В работе показано, что приверженность интеграционному типу взаимодействия отвечает коренным интересам двух стран. В условиях перехода к широкомасштабной конфронтации Запада с Россией союзному строительству, как в РФ, так и Республике Беларусь, придается особое значение. Отдельное внимание в работе уделено американскому фактору, а также планам Польши под своим началом реинтегрировать Центральную и Восточную Европу, что напрямую затрагивает интересы безопасности России и Белоруссии, Союзного государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEO-ECONOMIC DIMENSION OF RUSSIAN-BELARUSIAN RELATIONS

The article analyzes the experience of interstate relations between Russia and Belarus with an emphasis on economic and military-strategic components. The paper shows that the commitment to the integration type of interaction meets the fundamental interests of the two countries. It is shown that in the conditions of transition to a large-scale confrontation between the West and Russia, union building, both in the Russian Federation and the Republic of Belarus, is given special importance. Special attention is paid to the American factor, as well as Poland's plans to reintegrate Central and Eastern Europe under its leadership, which directly affects the security interests of Russia and Belarus, the Union State as a whole.

Текст научной работы на тему «ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 327(476+597)

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЙ

© 2023 Ю. И. Веревкина

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории e-mail: verewkina2403 @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье анализируется опыт межгосударственных отношений России и Белоруссии с акцентом на экономическую и военно-стратегическую составляющие. В работе показано, что приверженность интеграционному типу взаимодействия отвечает коренным интересам двух стран. В условиях перехода к широкомасштабной конфронтации Запада с Россией союзному строительству, как в РФ, так и Республике Беларусь, придается особое значение. Отдельное внимание в работе уделено американскому фактору, а также планам Польши под своим началом реинтегрировать Центральную и Восточную Европу, что напрямую затрагивает интересы безопасности России и Белоруссии, Союзного государства в целом.

Ключевые слова: Республика Беларусь, Российская Федерация, Союзное государство, евразийская интеграция.

GEO-ECONOMIC DIMENSION OF RUSSIAN-BELARUSIAN RELATIONS

© 2023 Yu. I. Verevkina

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Universal History e-mail: verewkina2403 @ yandex. ru

Kursk State University

The article analyzes the experience of interstate relations between Russia and Belarus with an emphasis on economic and military-strategic components. The paper shows that the commitment to the integration type of interaction meets the fundamental interests of the two countries. It is shown that in the conditions of transition to a large-scale confrontation between the West and Russia, union building, both in the Russian Federation and the Republic of Belarus, is given special importance. Special attention is paid to the American factor, as well as Poland's plans to reintegrate Central and Eastern Europe under its leadership, which directly affects the security interests of Russia and Belarus, the Union State as a whole.

Keywords: Republic of Belarus, Russian Federation, Union State, Eurasian integration.

Как известно, на протяжении последних десятилетий Россия и Белоруссия, выстраивая межгосударственные отношения, ориентируются на союзную парадигму, получившую в реальной практике выражение в виде Союзного государства. Говоря о предпосылках именно такого типа взаимодействия, остановимся на следующих моментах, указывающих на его объективную природу. На начальном этапе независимого существования (1991-1994 гг.) Республика Беларусь, в силу специфики экономики, остро нуждалась в поддержании и развитии хозяйственных связей с другими постсоветскими республиками, и прежде всего с Россией. Заявление,

сделанное в парламентский период председателем Верховного Совета С.С. Шушкевичем, о том, что страна идет к независимости, но не представляет даже в долгосрочной перспективе такого раздела с Россией, который может себе позволить Украина [24], появилось неслучайно. К 1993 г. руководство республики в лице премьер-министра В.Ф. Кебича подвергло критике целесообразность курса на нейтралитет, заявив, что экономические интересы Белоруссии требуют «полномасштабного включения республики в структуры международного сотрудничества на Востоке» [11, с. 53]. Тогда же правительство взяло курс на интеграцию с республиками бывшего СССР, был подготовлен пакет документов, касающихся так называемого «всеобъемлющего союза» с Россией, предполагавший, в частности, объединение денежных систем двух стран (соответствующее соглашение было заключено в апреле 1994 г.) [Там же].

Приход к власти в Белоруссии А.Г. Лукашенко не изменил взятого в предшествующий период курса, но был сделан акцент на то, что во внешнеполитической сфере интеграция с республиками бывшего СССР должна способствовать построению и укреплению белорусской государственности. Являясь сторонником единения народов бывшего СССР, президент А.Г. Лукашенко при этом не подвергал сомнению ценность государственного суверенитета белорусской республики1. Таким образом, в Белоруссии с первых лет независимого существования включение во внешнеполитическую повестку интеграционной проблематики осмысливалось сквозь призму экономических интересов. С этой точки зрения белорусский подход к практике межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве отмечен высокой прагматической направленностью.

В целом в развитии российско-белорусских отношений, основанных на союзной парадигме, условно можно выделить ряд периодов: начальный, именуемый иногда «кебичевским» (1991-1994 гг.); учредительно-подготовительный, который на практике оказался связан с подписанием ряда важнейших межгосударственных соглашений, направленных на правовое обеспечение союзного строительства, - соглашение о создании Таможенного союза двух стран (6 января 1995 г.), договор о создании Сообщества России и Белоруссии (2 апреля 1996 г.), договор о Союзе Белоруссии и России (2 апреля 1997 г.), договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (8 декабря 1999 г.) - и собственно этап строительства Союзного государства, характеризующийся созданием формализованного институционально-организационного интеграционного механизма.

Процесс обустройства Союзного государства, как показало время, оказался для сторон, несмотря на комплекс исторических предпосылок, весьма непростым делом и требовал от руководителей России и Белоруссии часто идти на взаимные уступки, сглаживание острых противоречий, естественным образом возникавших в свете реализации важнейших межгосударственных соглашений в области интеграционного сотрудничества. Самостоятельными сложными вопросами в практике российско-белорусских отношений являются также проблемы, связанные с определением цен на углеводороды для белорусской республики, степени геополитической лояльности России официального Минска. С другой стороны, в настоящее время, в связи с наметившимся в последние годы трендом на формирование новой геополитической реальности в европейском регионе, Белоруссия и Россия фокусируются на активизации союзного строительства, о чем свидетельствует и факт участившихся контактов

1 В ноябре 1995 г. в интервью немецкой газете «Хандльсблатт» А.Г. Лукашенко так прокомментировал концепцию интеграции: «Никаких присоединений к России, пока я президент, не произойдет. Мы независимое суверенное государство. Россия ведь и не требовала от нас какого-то присоединения». См.: [10].

на высшем и высоком уровнях. Например, в 2022 г. между президентами России и Белоруссии состоялось 10 встреч, в ходе которых было уделено значительное внимание проблематике союзного строительства [9].

Утверждение в ноябре 2021 г. на заседании Высшего Государственного Совета СГ России и Белоруссии 28 отраслевых союзных программ ознаменовало собой начало нового этапа российско-белорусского объединения, что было особо подчеркнуто представителями официальных кругов как России, так и Белоруссии. Примечательно, что в сентябре 2021 г., то есть еще до утверждения союзных программ, президентами России и Белоруссии в ходе совместной пресс-конференции было сделано заявление о фактическом завершении переговоров по углублению интеграции [16]. Таким образом, в настоящий момент речь идет о начале некоей новой страницы в отношениях двух стран.

С другой стороны, если оценивать предыдущий этап союзного строительства, его соответствие букве имеющихся в этой сфере документов, явно обнаруживается нестыковка между заявленным и реализованным. В историографии, посвященной российско-белорусским отношениям, которая в нашей стране, равно как и Белоруссии, формировалась фактически по горячим следам, то есть еще с начала 90-х гг. ХХ в., критический взгляд на результаты союзного строительства весьма распространен. Очень интересные работы ретроспективного плана вышли в последние годы, в которых авторы с критических позиций оценивают результаты союзного строительства, не подвергая сомнению саму идею интеграции в целом. Так, например, в своих исследованиях М.В. Вилисов, подсчитав количество выполненных пунктов, предусмотренных программой реализации Договора о Союзном государстве, пришел к выводу о формальном существовании Союзного государства и действующих в его рамках институтов2. Другой политолог А.И. Суздальцев делает акцент на специфику белорусского режима, который, с его точки зрения, является самостоятельным фактором, оказывающим неоднозначное влияние на динамику процесса союзного строительства [21]. Однако очевидно, что сотрудничество в формате интеграционной парадигмы для России и Белоруссии, в силу исторических причин, является жизненно необходимым. В частности, наблюдается взаимодополняемость их экономик, что имеет глубинный характер. Прежде всего, Россия для Белоруссии - выгодный экономический партнер. Торгово-экономические связи двух стран характеризуются стабильным увеличением товарооборота (с 35,6 млрд долл. в 2018 г. до 50 млрд долл. в 2022 г) [14; 22], чему, в частности, способствуют и существующие в евразийском регионе интеграционные механизмы. Принятое в июне 2021 г. решение МИД РБ о приостановке белорусского участия в инициативе ЕС - «Восточное партнерство», способствующее на практике еще большему вовлечению республики в механизмы интеграционного сотрудничества, находящиеся в Большой Евразии, свидетельствует о важности углубления связей с Россией для белорусской стороны, а также сделанном республикой геостратегическом выборе.

В результате суммарный объем двусторонней торговли Белоруссии с Россией выгодным образом отличается от того, как складываются торгово-экономические связи белорусского государства с другими постсоветскими странами.

2 Так, М.В. Вилисов отмечает, что из 19 пунктов, предусмотренных программой реализации союзного договора, полностью не выполнено 10, частично 8, полностью 1. При этом практически все из частично выполненных пунктов удалось реализовать только в рамках реализации другого проекта - ЕАЭС. См. подр.: [4, с.109] .

Торговый оборот РБ с отдельными республиками бывшего СССР, 2018-2020 гг., млн долл. Составлено по: [1]

Страна 2018 2019 2020

Украина 5465,1 5842,1 4 547,6

Литва 1512,6 1445,5 1379

Казахстан 895,6 920,1 828,2

Латвия 582,3 487,3 393,8

Азербайджан 465,5 3-7,8 447

На этом фоне своеобразной ахиллесовой пятой для Белоруссии во внешней торговле с Россией является проблема отрицательного сальдо, которая, как отмечают исследователи, естественным образом возникает в силу характера структуры торгового баланса России и Белоруссии [23]. В то же время парадигма Союзного государства позволяет республике получать серьезные преференции от проведения политики интеграционного сотрудничества с РФ. Так, например, по некоторым оценкам, Белоруссия в Россию экспортирует 90% продовольственной продукции, 75% машин и оборудования, порядка 70% транспортных средств [4, с. 114], что позволяет республике сохранять крупную промышленность, адаптируя ее к современным условиям. В экспертной среде наблюдается консенсус относительно того, что кооперация с Россией - залог устойчивости Республики Беларусь как государственного организма в целом. Любопытно отметить в данном контексте, что представители белорусского государства соглашаются с подобной оценкой. Так, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания РБ А.В. Савиных в одной из своих публикаций обращал внимание буквально на следующее: «...крупные предприятия МЗКТ, МАЗ, МТЗ, БелАЗ и другие были созданы с расчетом на очень большой рынок потребителей, минимум 200-250 миллионов человек. Фактически на уровне небольшой Беларуси они не смогли бы выжить» [19].

Высокая зависимость Белоруссии от России наблюдается и в сфере прямых иностранных инвестиций. Россия по этому показателю на фоне других стран, в том числе Китая, который в последние годы неуклонно наращивал свое присутствие в республике, занимает устойчиво первое место.

Объем иностранных инвестиций в экономику РБ по основным странам-инвесторам (млн долл.США), 2018-2021 гг. Составлено по: [1]

Страна 2018 2019 2020 2021

Россия 4154,6 4 513,3 3593,2 3708,9

Польша 445,3 440,8 142,7 184,7

Китай 339,9 162,2 101,7 104,6

Германия 363,7 139,0 138,5 121,2

Кипр 848,3 760,1 814,9 1208,8

Таким образом, данные свидетельствуют, что даже в относительно благоприятный период (2018-2021 гг.) РФ являлась для РБ крупнейшим инвестором, не говоря о текущей политической ситуации, когда республика, сталкиваясь с попытками Запада дестабилизировать внутреннюю ситуацию, объявила в ответ страны ЕС, а также США, Канаду и ряд других европейских государств недружественными. С этой точки зрения Россия, которая и до 2022 г. решала задачу закрепления за собой статуса

главного трансграничного инвестора в регионе СНГ3, вне всякого сомнения, получает дополнительные возможности по активизации инвестиционной деятельности в Белоруссии, что определенно будет иметь долгосрочные последствия. При этом уже сейчас Белоруссия наряду с Казахстаном, Узбекистаном, Азербайджаном и Арменией входит в пятерку крупнейших направлений российских капиталовложений в регионе [Там же].

К позитивным моментам относится и то, что во многом благодаря политике интеграционного сотрудничества, в том числе в рамках Союзного государства, в известной мере нивелируются риски, связанные с периферийностью постсоветских стран в системе мирохозяйственных связей [4, с. 114]. Белоруссия, несмотря на ее географическое положение, близость к ЕС, в этом плане не является исключением.

Все вышесказанное свидетельствует, что регион, а также хозяйственные связи, существующие между бывшими союзными республиками, обладают значительной устойчивостью.

В современных международных условиях, как показывает, в частности, украинский опыт, интеграционное сотрудничество постсоветских стран, укрепление между ними межгосударственных связей на новой основе оказывается для них еще и инструментом укрепления суверенитета. Доводы белорусской оппозиции (например, БНФ начала 1990-х гг.) о том, что Союз с Россией обернется для республики утратой государственной самостоятельности, оказались несостоятельны. Официальный Минск проводил и проводит многовекторную внешнюю политику, делая акцент на необходимости укрепления государственности. В свою очередь, политическая надстройка в виде Союзного государства позволяет России и Белоруссии координировать свои позиции в целом ряде многосторонних международных организаций, придавая Белоруссии больший вес, усиливая ее международные позиции [19].

В целом, говоря о проблеме «разновеликости» государственных потенциалов России и Белоруссии, следует отметить, что асимметричные альянсы не такое уж и редкое явление в международной практике. При рассмотрении данного вопроса необходимо исходить из того, как осуществляется функциональное сопряжение союзных стран. Опираясь на выводы исследователей, анализировавших специфику управления обязательствами в асимметричных союзах, можно заключить, что даже в условиях диспаритета и глубокой зависимости, подчинения все равно не происходит [8, с. 41]. На практике в подобных союзах наблюдается обмен разнородными благами, каждая из сторон предоставляет другой то, в чем она нуждается и сама не в состоянии себя обеспечить. Как было показано выше, Белоруссия нуждается в России как важном экономическом партнере, что при этом вовсе не означает невыгодность подобных отношений для РФ [23].

Другой сферой, имеющей стратегическую значимость для России и Белоруссии, является безопасность. Активные контакты в торгово-экономической области дополняются развитием отношений в военной плоскости. Данный компонент союзного строительства является относительно непротиворечивым и основывается на исторически сложившихся связях военно-промышленных комплексов России и Белоруссии. В условиях перехода Запада к широкомасштабной конфронтации с Россией этот аспект сотрудничества для союзных стран приобретает особую значимость и актуальность. Польша, чьи интересы в регионе хорошо известны

3 Так, согласно данным мониторинга взаимных инвестиций Евразийского банка развития (ЕАБР), на долю российских ПИИ в середине 2022 г. пришлось 79,2% взаимных инвестиций СНГ. См. подробнее: [12, с. 5] .

и неразрывно связаны с доктриной Гедройца-Мерешковского, по сути, превращается в передовую ударную силу на восточном фланге НАТО. В этой связи примечательны заявления министра обороны Польши М. Блащака о том, что республика в скором времени будет иметь «самые сильные сухопутные войска среди европейских стран НАТО» [3] . При этом за подобными заявлениями стоят реальные расчеты и действия польского руководства. Рассматривая Россию в качестве основного источника опасности, в Польше, несмотря на то что еще в 2022 г. делались заявления, что расходы страны на нужды обороны составят 3% от уровня ВВП), в январе 2023 г. было принято решение выделить на военные расходы 4% ВВП [6]. На фоне эскалации напряженности в регионе руководство Польши в 2022 г. заключило серию контрактов на поставки военной техники с Южной Кореей. Согласно заключенным договорам, на вооружение польской армии должны поступить в общей сложности 1 000 южнокорейских танков К2, 288 реактивных артиллерийских систем, 672 самоходные гаубицы К9, 48 истребителей на общую сумму $12,3 млрд [13]. Кроме того, в том же году Варшава заключила договор о приобретении 250 американских танков Abrams [Там же]. Параллельно с этим в Польше запущен проект «Обучение с армией», направленный на формирование у гражданского населения в возрасте от 18 до 65 лет военных навыков. Так, например, по некоторым данным, в данной программе с октября по ноябрь 2022 г. приняло участие 3,5 тыс. польских граждан [Там же].

Ситуация в области безопасности с точки зрения национальных интересов России и Белоруссии осложняется еще и тем, что свои силы на территории европейских стран на основе двусторонних и многосторонних соглашений наращивают США. Так, в частности, США, в соответствии с принятым в июне 2022 г. на саммите НАТО решением о готовности взять на себя дополнительные долгосрочные обязательства по укреплению европейской безопасности, заявили о своем намерении разместить на территории Польши передовой командный пункт штаба корпуса армии американского государства, который будет насчитывать, по некоторым оценкам, 235 военнослужащих [7]. Это обстоятельство, помимо прочего, важно с той точки зрения, что пункт станет первым постоянно размещенным подразделением армии США на восточном фланге НАТО. На фоне в целом динамично развивающегося стратегического партнерства с США со стороны Варшавы не прекращаются заявления о том, что Европа нуждается в еще большей помощи и поддержке со стороны США, при этом руководители Польши выражают готовность принять участие в американской программе Nuclear Sharing по размещению и хранению ядерного оружия [Там же].

В целях изменения геополитической конфигурации Восточной Европы Польша выступила также инициатором создания субрегиональных объединений, направленных на включение в зону трансатлантической безопасности республик, находящихся на западном фланге СНГ. Характерный пример - сделанное главами МИД Польши, Литвы и Украины в июле 2020 г. заявление о создании «Люблинского треугольника». В условиях активной фазы специальной военной операции России на Украине Польша прилагает усилия для того, чтобы закрепить за собой образ государства, которое в силу истории особым образом ответственно за судьбу украинского государства.

Подобная политика Запада подталкивает Россию и Белоруссию к активизации сотрудничества и укреплению созданных механизмов интеграции. Отметим, что укрепление военно-технического сотрудничества и отношений в политической сфере между странами еще в 1990-х гг. вызывало исключительно подозрение и недовольство в Вашингтоне и других западных столицах. Вместе с тем в современных условиях военная интеграция Россия и Белоруссии, как следует из коммюнике саммита НАТО от 14 июня 2021 г., отнесена к угрозам, затрагивающим «сущностные интересы» блока [15], так как оказывает заметное влияние на ситуацию в регионе, позволяя сторонам

отчасти купировать те угрозы, которые возникают в связи с наращиванием в Восточной Европе военной инфраструктуры НАТО.

Таким образом, геополитические условия наряду с экономическими факторами оказываются объективными предпосылками союзного строительства. Белоруссия, имеющая относительно крупную и боеспособную армию, на западном направлении является важнейшим союзником России. По мнению многих экспертов и аналитиков, большое значение в условиях интенсификации конфликта на Донбассе имело решение, принятое в октябре 2022 г. руководством России и Белоруссии, о размещении на белорусской территории совместной группировки войск. Очевидно, что данная группировка призвана стать важным элементом стратегического сдерживания Запада и с военной точки зрения прикрывает границу Союзного государства на украинском и польском направлениях. Таким образом, с учетом геополитического месторасположения Белоруссии Россия приобретает непосредственный выход к границам Центрально-Европейского региона. Кроме того, нейтрализуется угроза создания пояса изоляции России, известного как Балтийско-Черноморский санитарный кордон.

В геополитическом плане границы безопасности России, благодаря политике интеграционного сотрудничества, находятся на территории Белоруссии, где, помимо прочего, располагаются два стратегически важных объекта - узел связи ВМФ РФ в Вилейке Минской области и РЛС в Барановичах, позволяющие решать боевые задачи на дальних рубежах. В октябре 2021 г. с учетом окончания предыдущего срока аренды данных объектов руководители России и Белоруссии подписали новые межправительственные соглашения, предусматривающие возможность использования российскими военнослужащими этих пунктов в течение последующих двадцати пяти лет [18].

Внимания заслуживает и тот аспект сотрудничества двух стран, который связан с подготовкой военнослужащих Белоруссии в российских военных вузах. Следует отметить, что стороны ведут работу в данном направлении фактически с 2006 г., используя, в частности, специальное межправительственное соглашение о подготовке военных кадров для государств-членов ОДКБ [5]. В настоящее время, по некоторым оценкам, в российских военных вузах проходят обучение более 400 белорусских военнослужащих, налажено сотрудничество по проведению краткосрочных курсов повышения квалификации военнослужащих Белоруссии в вузах Министерства обороны РФ [Там же].

Учитывая современный уровень угроз безопасности, а также деструктивную позицию Запада, занятую им в отношении Союзного государства, Россия и Белоруссия вынуждены форсировать интеграцию в военно-политической сфере. Следует отметить, что руководством России поставлена задача к 2025 г. предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса модернизировать белорусские вооруженные силы [Там же]. По всей видимости, имеется в виду в первую очередь выполнение заказов Министерства обороны Белоруссии на поставки военной техники в интересах укрепления безопасности границ Союзного государства [Там же], что является вполне закономерной реакцией на фоне стоящих перед страной вызовов и угроз военной безопасности.

Говоря о наиболее важных аспектах российско-белорусского союза, следует обратить внимание также на проблему конечных результатов союзного строительства, которая в общем плане выражается вопросом - что строят народы России и Белоруссии? Если обратиться к заявлениям первых лиц объединяющихся стран, которые ими делаются в данной связи, то становится очевидным, что о создании единого государства в принципе речь не идет, поэтому на практике базовыми

принципами в контексте союзного строительства остаются суверенитет и равноправие. Так, например, президент России В.В. Путин, комментируя идею союзного строительства, в июле 2021 г. констатировал, что Союзное государство России и Белоруссии не в полном смысле слова государство, а «определенный уровень интеграции», которая осуществляется в интересах народов двух стран [17]. Представители Белоруссии, высказываясь о дальнейших целях и планах союзного строительства, в свою очередь, делают акцент на евразийской интеграции.

Основываясь на том, что формирующийся многополярный миропорядок будет связан с укреплением макрорегионов, белорусское руководство подчеркивает, что СГРБ есть потенциальное ядро евразийского региона [2]. Причем его наиболее продвинутая и институционально оформленная часть, в которой, как показал опыт развития, без ущерба для государственного суверенитета реализуется стратегия широкомасштабной интеграции практически во всех сферах. Россия и Белоруссия, таким образом, могут стать центром принятия решений в данном макрорегионе, выступая его естественными лидерами [Там же]. В целом, учитывая, что Белоруссия посредством реализации стратегических проектов одновременно связана с двумя региональными державами - Россией и Китаем, вероятность реализации подобного сценария выглядит вполне реалистичной.

С геоэкономической точки зрения очевидно, что Россия, являясь страной системой, явно заинтересована в построении подобного макрорегиона. Кроме того, будучи нацеленной на изменение соотношения сил в глобальном масштабе, а также ориентируясь на восстановление своей политической, экономической и военной мощи в регионе, РФ объективно нуждается в укреплении и развитии ключевых механизмов, коими в регионе являются Союзное государство и ЕАЭС. Белоруссия, равно как и другие постсоветские страны, принимающие участие в данном процессе, в свою очередь, вследствие становления данного макрорегиона получают возможность встроится в формирующийся миропорядок на правах его активных и самостоятельных членов. Несомненно также, что Союзное государство России и Белоруссии, являясь важным элементом евразийского пространства, отвечает потребностям конвертирования экономических достижений интегрирующихся стран в геополитические.

Библиографический список

1. Беларусь в цифрах. - Минск, 2022. - 69 с. - Текст: электронный. - URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/4a6/17lzwjez5wrikz92fyx8f2w0qlhm97me.pdf (дата обращения: 26.02.2023).

2. В Белоруссии заявили, что Союзное государство должно стать ядром евразийского макрорегиона. - Текст: электронный //ТАСС [Сайт]. - 12.04.2022. .

3. В Польше пообещали создать сильнейшие сухопутные войска НАТО в Европе. - Текст: электронный // РБК [Сайт]. - 24.07.2022.

4. Вилисов, М.В. Союзное государство и союзная экономика: политэкономия российско-белорусского сотрудничества / М.В. Вилисов. - Текст: электронный // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2021. - Том 14. -№3. - С. 106-126. - URL: file:///C:/Users/Zver/Downloads/soyuznoe-gosudarstvo-i-soyuznaya-ekonomika-politekonomiya-rossiysko-belorusskogo-sotrudnichestva%20(2).pdf (дата обращения: 26.02.2023).

5. Военное сотрудничество. Посольство РБ в России. - Текст: электронный. - URL: https://russia.mfa.gov.by/ru/bilateral relations/military (дата обращения: 26.02.2023).

6. Вольфович: милитаризация Польши и стран Балтии усиливает риски и вызовы для нашей безопасности. - Текст: электронный //Белта [Сайт]. - 07.02.2023.

7. Зверев, Ю. Наращивание сил НАТО и США в Европе: риски и последствия для России и Белоруссии / Ю. Зверев. - Текст: электронный // Евразия Эксперт. 26.07.22. - URL: // https://eurasia.expert/narashchivanie-nato-v-evrope-riski-i-posledstviya-dlya-rossii-i-

belorussii/?utm source=yandex.ru&utm medium=organic&utm campaign=yandex.ru&utm referrer=yandex.ru (дата обращения: 26.02.2023).

8. Истомин, И. Управление обязательствами в асимметричных альянсах / И. Истомин. - Текст: электронный // Международные процессы. - Том 19. - №1 (64). -С. 26-55. - URL: http://www.intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/2303/UReNi6BFhY.pdf (дата обращения: 26.02.2023)

9. Комментарий Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова для СМИ после встречи с Президентом РБ А.Г. Лукашенко, Минск, 19 января 2023 г. - Текст: электронный // МИД РФ [сайт]. - 19.01.2023.

10. Лукашенко, А.Г. Интервью Президента корреспонденту немецкой газеты «Хандельсблатт» // Белорусский мониторинг. - Текст: электронный // Белорусский мониторинг [сайт]. - 24.11.1995.

11. Мечи и орала: национальная безопасность Беларуси и Украины / под редакцией Р. Легволда и С. Уолландер. - Кембридж, 2004. - 326 с. - Текст: электронный // URL: https://carnegieendowment.org/files/9336Sword Sustenance.pdf. (дата обращения: 26.02.2023)

12. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР — 2022. Доклады и рабочие документы 22/5. - Москва: Евразийский банк развития, 2022. - 46 с. - Текст: электронный // URL: file:///C:/Users/Zver/Desktop/EDB_2022_Report-5_Monitoring-of-Mutual-Investments_rus.pdf. (дата обращения: 26.02.2023).

13. На рельсах войны. Зачем Польша закупает 1000 танков и просит США о ядерном оружии. - Текст: электронный //Белта [Сайт]. - 17.12.2022.

14. Об итогах внешней торговли Беларуси с Россией в 2021 году. Посольство РБ в России. - Текст: электронный. - URL: https://russia.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade/ (дата обращения: 26.02.2023).

15. Основные итоги саммита НАТО в Брюсселе (2021). - Текст: электронный. - URL: /http://factmil.com/publ/strana/nato/osnovnye itogi sammita nato v brjussele 2021/61-1-01890 (дата обращения: 26.02.2023).

16. Пресс-конференция по итогам российско-белорусских переговоров.09.09.2021. - Текст: электронный. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/press conferences/66648. (дата обращения: 26.02.2023)

17. Путин сравнил Союзное государство с Белоруссией и Евросоюз. - Текст: электронный //РБК [Сайт]. - 14.07.2021.

18. Размещение в Белоруссии двух военных объектов РФ продлили на 25 лет. 08.11.2021. - Текст: электронный //Интерфакс [Сайт]. - 08.11.2021.

19. Савиных, А. Союзное государство как один из инструментов стабилизации национальной экономики / А. Савиных. - Текст: электронный. URL: https://savinykh.by/?p=5564 (дата обращения: 26.02.2023).

20. Савиных, А. Союзное государство может стать ядром будущего макрорегиона / А. Савиных. - Текст: электронный //Белта [Сайт]. - 05.05.2022.

21. Суздальцев, А. И. Белорусский политический кризис 2020-2021 гг.: первый этап / А.И. Суздальцев // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66. №5. С. 88-97. - Текст: непосредственный.

22. Товарооборот между Россией и Белоруссией в 2022 году впервые достиг $50 млрд. - Текст: электронный. - URL: https://tass.ru/ekonomika/16814721. (дата обращения: 26.02.2023).

23. Шурубович, А. В. Тенденции и проблемы российско-белорусских экономических отношений: Научный доклад / А. В. Шурубович. - Москва: Институт экономики РАН, 2017. - 60 с. - Текст: непосредственный.

24. Шушкевич, С. // Звязда. 25.05.1992. - Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.