Научная статья на тему 'СОЮЗ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ'

СОЮЗ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
214
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ / РОССИЯ / БЕЛОРУССИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДИСКУССИИ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ И ПРОТИВНИКОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дерен Василий Иосифович

Предмет данной статьи - Союзное государство России и Белоруссии. Цель - анализ процессов его становления, проблем развития и деятельности, проследить основные формы и методы взаимодействия основных субъектов обоих государств, достижения, трудности и неудачи на пути его развития. Значительное внимание в статье уделяется продолжающимся дискуссиям по поводу формирования и развития Союзного государства, анализу аргументов сторонников и противников Союза России и Белоруссии. Раскрываются и анализируются внутренние и внешние факторы, сдерживающие развитие Союзного государства, среди которых - разные пути преобразований в России и Белоруссии общественных отношений после разрушения СССР, разные взгляды россиян и белорусов на современную деятельность, перспективы и окончательную форму Союзного государства, нарастающая активность внешних противников межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве и др. Выводы анализа заключаются в том, что, несмотря на значительные достижения, в деятельности Союзного государства, сохраняются всё же нерешённые вопросы, такие как завершение формирования организационной структуры управления с чётким определением функций каждой из её составляющей, принятие Конституционного акта, активизация информационного сопровождения всех процессов связанных с деятельностью Союзного государства. С решением этих и других сохраняющихся проблем Союз России и Белоруссии может стать хорошим примером для других межгосударственных группировок, их государств и народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNION OF RUSSIA AND BELARUS: FORMATION AND DEVELOPMENT PROBLEMS

The subject of this article is the Union State of Russia and Belarus. The purpose is to analyze the processes of its formation, development problems and activities, to trace the main forms and methods of interaction between the main subjects of both states, achievements, difficulties and failures on the way of its development. Considerable attention is paid in the article to the ongoing discussions about the formation and development of the Union State, the analysis of the arguments of supporters and opponents of the Union of Russia and Belarus. The internal and external factors constraining the development of the Union State are revealed and analyzed, among which are different ways of transformation of public relations in Russia and Belarus after the destruction of the USSR, different views of Russians and Belarusians on modern activities, prospects and the final form of the Union State, the increasing activity of external opponents of interstate integration in the post-Soviet space, etc. The conclusions of the analysis are that, despite significant achievements in the activities of the Union State, there are still unresolved issues, such as the completion of the formation of an organizational management structure with a clear definition of the functions of each of its components, the adoption of a Constitutional Act, the activation of information support for all processes related to the activities of the Union State. With the solution of these and other remaining problems, the Union of Russia and Belarus can become a good example for other interstate groupings, their states and peoples.

Текст научной работы на тему «СОЮЗ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА World Economy

В.И. Дерен

СОЮЗ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

VI. Deren

The Union of Russia and Belarus: Formation and Development Problems

Спонтанное подписание 8 декабря 1991 г. президентами РСФСР Б. Ельциным, УССР Л. Кравчуком и председателем Верховного совета БССР С. Шушкевичем незаконного Беловежского соглашения о создании вместо СССР какого-то нового образования, причем, по утверждению президента СССР М. Горбачева, втайне от него, заложило основы для разрушения СССР - второго в мире экономически развитого государства, формировавшегося более тысячелетия.

В свою очередь, разрушение СССР и вслед за этим СЭВ, где с 1949 г. СССР являлся центром экономического сотрудничества десяти социалистических государств, означало разрушение созданного общими усилиями единого успешно развивающегося экономического пространства и вытеснение России за пределы активно развивающейся межгосударственной экономической интеграции, в том числе и из ООН.

По утверждению В.В. Путина, разрушение СССР - крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ в. «То, что нарабатывалось в течение тысячи лет, в значительной степени было утрачено, страна утратила 40 % территории, примерно столько же производственных мощностей и населения».1 Трудно не согласиться и с бывшим государственным секретарем США Генри Киссинджером, по мнению которого, свершился «величайший грех США - планомерное уничтожение единственного справедливого мирового государства - Советского Союза».2

Одновременно с разрушением СССР большинство советских республик, включая Белоруссию, впервые в своей истории обрели

государственность, которой они не имели ни до присоединения к Российской империи, ни в составе СССР, хотя Белоруссия и Украина наряду с СССР входили в ООН со времени ее образования.

Бывшие партнеры по СССР и СЭВ часто вынужденно отказывались от хорошо налаженного сотрудничества и спешно вовлекались в экономические связи с капиталистическими странами, что привело к значительным потерям для всех постсоциалистических стран.

Очевидно, понимание этого привело к тому, что в 1991 г. был подписан Договор о создании СНГ - первой, пожалуй, наиболее объективной, желательной и перспективной межгосударственной экономической организации, включившей в себя 12 бывших советских республик (кроме Литвы, Латвии и Эстонии).

Но на практике СНГ не проявило себя интегрированной организацией современного типа. Многие его решения по разным причинам не реализуются, ряд ее стран устремились в ЕС и НАТО, в рамках СНГ начали создаваться другие группировки, в том числе без России, Грузия и Украина, под давлением западных стран и вовсе ушли из СНГ.

В этих условиях по инициативе белорусского руководства и начались процессы совместных действий России и Белоруссии вплоть до формирования современного Союзного государства. Так в 19921993 гг. между Россией и Белоруссией было заключено около 40 соглашений по вопросам экономического сотрудничества, в 1995 г. подписано Соглашение о Таможенном союзе, в 1996 г. было создано Сообщество России и Белоруссии; в 1997 г. - провозглашен Союз двух государств, а в 1999 г. - подписан Договор о создании ныне действующего Союзного государства3 (Союзного государства России и Белоруссии, Союза России и Белоруссии) - первого в высшей степени интеграционного содружества двух важнейших составляющих дореволюционной (1917 г.) России.

Высшим его органом стал Высший государственный совет, куда входят президенты, премьер-министры и руководители палат парламентов обоих государств. Учрежден Парламент Союзного государства, который включает в себя Палату представителей (по 36 депутатов от России и Белоруссии) и Палату союза (75 депутатов от России и 28 - от Белоруссии). Учреждены также Совет министров, Постоянный комитет, Таможенный и Пограничный комитеты, Идет подготовка Конституционного акта Союзного государства. Однако не все намеченные элементы организационной структуры управления в Союзном государстве еще не сформированы, не четко сформулированы их задачи.4

Между странами подписано более 200 договоров и соглашений

по различным направлениям сотрудничества. Создан бюджет, который, например, в 2021 г. составлял 4384,8 млн руб. (взносы России составляли 65 %, а Белоруссии - 35 %) и расходуется на финансирование девяти программ и двадцати шести мероприятий в таких сферах, как обеспечение пограничной безопасности, совершенствование военной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства, защита информационных ресурсов в условиях нарастающих внешних угроз и другие.

От создания Союзного государства враз получили выгоды граждане и России, и Белоруссии, которые стали обладать равными правами во многих сферах деятельности на территориях обоих государств, включая права беспрепятственного пересечения границ с внутренними паспортами, трудоустройства, получения бесплатной медицинской помощи, обучения в вузах любого из двух государств и другие.

В результате, например, в 2020 г. на территории России проживало более 760 тыс. граждан Белоруссии (и этот показатель из года в год на 40-60 тыс. увеличивается), из них работающих до 450 тыс., а их доходы в отдельные годы достигают 700 млн долл. По некоторым данным, в Белоруссии проживает не менее 120 тыс. российских граждан (официально эти подсчеты в Белоруссии не ведутся), значительная часть которых осуществляет в Белоруссии трудовую деятельность.5

В России (где, кстати, с 2021 г. признаются результаты централизованного тестирования белорусских абитуриентов), получают образование 10,6 тыс. студентов Белоруссии, в их числе 3,5 тыс. - на бесплатной основе. В Белоруссии ежегодно обучается от 1,4 до 1,7 тыс. россиян.6

Несмотря на пандемию, в рамках Союзного государства продолжает развиваться туризм, например, в 2019 г. Россию посетило более 61 тыс. белорусских туристов, а в Белоруссии побывало свыше 217 тыс. россиян (хотя по экспертным оценкам их в разы больше).

Равенство прав и свободное перемещение граждан усиливает возможности всестороннего развития Союзного государства.

Двустороннее сотрудничество складывается и развивается между субъектами практически всех регионов обоих государств и по всем известным сферам внешнеэкономической и общественной деятельности. Помимо торговли в эту деятельность вовлечены машиностроение, нефтехимия, энергетика, транспорт, строительство, агропромышленный комплекс, наука, образование, медицина, культура и другие.

В разных регионах Белоруссии в настоящее время работает

более 2,5 тыс. российских компаний, а свыше 50 % предприятий Белоруссии сотрудничает с разными регионами России.7 Более 8 тыс. предприятий Белоруссии и России работают на основе производственной кооперации, осуществляющих поставки друг другу сырье, материалы, комплектующие изделия, в их числе более 50 совместных сборочных производств. Достаточно сказать, что только грузовые автомобили Минского автомобильного завода примерно на 50 % обеспечиваются составляющими, произведенными на предприятиях России. В российских регионах функционируют также 7 сборочных фирм Минского тракторного завода. На совместных предприятиях заняты миллионы россиян и белорусов.

На территории Белоруссии с населением около 9,5 млн человек (для сравнения: в Москве официально проживает 12,5 млн человек) имеют свои подразделения более 50 крупнейших российских корпораций таких, как Газпром, Лукойл, Транснефть, Росатом, Сбербанк, ВТБ и прочие.

Особо отметим, что начиная с 1990-х гг. в Белоруссии бизнес России, особенно нефтегазовый, получает значительную выгоду. Стоимость перекачки газа в Европу по территории Белоруссии на порядок ниже, чем по территории Польши. Поэтому даже при цене в 50 долл. за 1 тыс. м3 газа рентабельность поставок в Белоруссию для Газпрома по мировым меркам считается очень высокой - не ниже 20 % (в настоящее время, до 2022 г., цена газа для Белоруссии установлена на уровне 128,5 долл. за 1 тыс. м3). За счет низких белорусских тарифов на транзит газа в Европу и более короткого пути доставки, чем, например, через Украину, Газпром экономит в год минимум 800 млн долл. Кроме того, Газпрому были созданы не только все условия для строительства с минимальными затратами на территории Белоруссии газопровода «Ямал - Европа-2», но и предоставлены льготы на 200 млн долл. В охранную зону газопровода включено 40 тыс. га не худшей белорусской земли. Таких выгодных условий нигде в мире Газпром не имеет. Но перекачку газа в Европу через Белоруссию Газпром сокращает8, что, по мнению аналитиков, несет Белоруссии потери до 350 млн долл. в год, которые она получала бы за обслуживание транзита российского газа.

Одним из примеров деятельности российско-белорусских предприятий, вовлекающих в свою деятельность предприятия и организации многих других регионов не только своих государств, является учрежденное в 2005 г. АО СП «Брянсксельмаш» с ОАО «Гомсельмаш» (основные виды его деятельности - производство и реализация сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней). Его поставщиками комплектующих деталей и узлов являются бо-

лее двухсот компаний, в числе которых Автодизель, Волтайрпром, Оренбургский радиаторный завод, УралПромСталь, Пензмаш, Симферопольсельмаш. ЗАО СП «Брянсксельмаш» имеет более 60 дилерских центров в 9 федеральных округах России, на базе шести ключевых аграрных институтов создана сеть корпоративных аудиторий, где студенты осваивают принципы работы на новейших комбайнах данного предприятия. Кроме того, по поводу сбыта своей продукции предприятие вступает в экономические отношения не только с россиянами и белорусами, но и с потребителями других странах ближнего и дальнего зарубежья.9

Развитие совместных предприятий, с одной стороны, базируется на международном движении инвестиции, а с другой - стимулирует этот процесс. Россия является основным поставщиком инвестиций в Белоруссию, за последние 20 лет среднегодовая доля российских инвестиций в экономику Белоруссии составляла около 45 %. По данным Национального статистического комитета Белоруссии и ее Минфина (которые, в отличии от Банка России, учитывают не только инвестиции, идущие напрямую в Белоруссию, но и те, которые поступают транзитом через другие страны, например, через Кипр), в 2019 г. в Белоруссию из России поступило 2,87 млрд долл. прямых инвестиций (без инвестиций в банковский сектор), или около 40 % от общего объема (7,2 млрд долл.), поступивших извне в Белоруссию инвестиций.

Из Белоруссии в Россию поступают незначительные объемы инвестиций, но среди стран ближнего зарубежья по этому показателю Белоруссия занимает второе место после Казахстана.

В рамках Союза России и Белоруссии динамично развивается международная торговля. Достаточно сказать, что с 2015 г. по сентябрь 2021 г. двумя ведущими внешнеторговыми партнерами России являлись КНР и ФРГ, третье и четвертое места занимали Нидерланды и Белоруссия, на пятом месте - США.10 По данным Росстата, с 2000 по 2020 г. товарооборот между Россией и Белоруссией увеличился с 9,3 до 28,6 млрд долл. При этом экспорт российских товаров в Белоруссию увеличился с 5,6 до 16,0 млрд долл., а потоки белорусских товаров в Россию - с 10,0 до 12,6 млрд долл..11

К основным продуктам импорта Белоруссии из России относятся: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные (около 40 %), секретный код (13 %), черные металлы (6 %), электрические машины и оборудование, их части.

Основными продуктами экспорта Белоруссии в Россию обычно являются: молочная и друга продукция животноводства (около

20 %), средства наземного транспорта, их части и принадлежности (14 %), реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства и их части (8 %), электрические машины и оборудование, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура (6 %).

Кстати, в Россию поступает продукция, производимая в Белоруссии по советским государственным общесоюзным стандартам (ГОСТам), система которых в России в 2002 г. под давлением хозяев США и с их помощью была разрушена из-за чрезмерно высоких их требований, не позволявших производить в России и сбрасывать в страну несоответствующих этим требованиям товаров. Разрушение системы ГОСТов, по мнению М.Е. Фрадкова (бывшего в 2004-2007 гг председателя Правительства России.) стало «супероперацией в интересах наших глобальных конкурентов».12

Кроме того, широко известно, что бизнес вырождающегося ка-питализма13 максимизирует собственную прибыль любой ценой, любыми средствами и несмотря ни на что, пример тому перепродажа в 2021 г. друг другу в рамках Европейского союза купленного в России газа по ценам в три, в четыре, в шесть, в семь раз дороже.14 Между тем, белорусы продают свои товары россиянам, как правило, по ценам производителей.

Белорусские товары ввозятся практически во все регионы России, но на Москву и Московскую область приходится 42 % белорусского импорта, Санкт-Петербург и Ленинградскую область -7 %, Смоленщину - 7 %, во внешнеторговом обороте Крыма белорусские товары, составляя 22 %.15

Между тем, и в настоящее время продолжаются острые дискуссии по поводу формирования и развития Союзного государства, как и мировых интеграционных процессов в целом.16 При этом сторонники Союза России и Белоруссии считают, что при его развитии необходимо учитывать следующие важные факторы.

Во-первых, Россия и Белоруссия имеют опыт многовекового единства, у них единые история, общественный и социокультурный менталитет, общий язык, их совместными усилиями многие века создавался единый народнохозяйственный комплекс, формировалось единое экономическое пространство - высоко интегрированный научно-технический, производственно-технологический потенциал, единая производственная и социальная инфраструктура.

Во-вторых, Белоруссия, пожалуй, единственная из постсоциалистических государств выражает искреннее стремление жить в союзе с Россией, она, в отличие от многих постсоветских стран, не стремится в НАТО, не размещает на своей территории войска НАТО и

играет важную роль в усилении процесса межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве.17

В-третьих, территория Белоруссии является единым пространством для укрепления национальной безопасности и обороноспособности России. С прекращением деятельности Союзного государства военные базы НАТО могут появиться на советских базах под Смоленском, как это уже оказалось в ряде постсоветских стран, и на границах России может появиться еще одна страна ЕС и НАТО. А создание на территории России группировки, способной противостоять окружившим Россию войскам НАТО, обойдется России, по оценкам экспертов, в десятки миллиардов долларов.

В-четвертых, в Союзе с Белоруссией у России появилась возможность значительной экономии средств для обустройства более 1000 км новых границ (оборудование одного километра границ стоит около миллиона долл.), создания новых постоянных таможенных постов, снабжения жителей Калининградской области в обход Белоруссии, куда сегодня поступают многие белорусские товары.

В-пятых, во всех известных межгосударственных группировках формируется единое экономическое пространство, поэтому цены внутри группировок и с третьими странами дифференцированы. Именно с этого, с предоставления друг другу преференций и началась в далеком прошлом международная экономическая интеграция. Поэтому в рамках Союзного государств крайне важно прекратить «ценовые войны», особенно со стороны российских финансовых олигархов, тем более, что основная часть белорусского экспорта идет в Россию, и высокие российские экспортные цены вызывают рост в России белорусского импорта и общий рост цен.

В-шестых, Союз России и Белоруссии оказался старейшим из действующих в современных условиях интеграционных объединений на евразийском пространстве и, несомненно, является важнейшим фактором развития международной интеграции бывших советских республик, именно благодаря Союзному государству и на его основе сформирован Евразийский экономический союз18 - пожалуй, наиболее объективное и перспективное межгосударственное объединение на постсоветском пространстве.

В-седьмых, формирование Союза Беларуси и России имеет важное мировое и политическое значение для обеспечения национальной безопасности, прогрессивного экономического и политического развития государств.19

В-восьмых, надо уважать совместно принятые договоренности и напрягать усилия их практической реализации.

Вместе с тем сохраняются внутренние и внешние факторы, сдер-

живающие развитие союза России и Белоруссии. Пожалуй, главный из них - разные пути преобразований их общественных отношений после разрушения СССР. Если диктуемые извне революционные преобразования (ликвидация социалистического и формирования на его основе капиталистического хозяйства) в России были проведены спешно, во многом насильственными методами, вопреки результатам проведенного 17 марта 1991 г. Всесоюзного референдума о сохранении СССР, и законодательной власти вплоть до расстрела Белого дома, то реформы в Белоруссии реализуются органами ее государственной власти, поддерживаемой общественностью, по теории градуализма - постепенно, без катаклизмов и шоковой терапии.

Белорусское сообщество отказалось от советов МВФ и других правил неоколониального мирового порядка, от безудержной приватизации по российскому варианту, придерживается социально ориентированной экономической модели развития, здесь преобладает государственная собственность (для примера: в руках российского государства в 2021 г. находилось 2,6 % от общего количества в стране предприятий20), социальные формы защиты населения и глубоко продуманное централизованное регулирование экономики.

И практика показывает, что белорусская модель оказалась много эффективнее, чем в среднем по всем странам ЕАЭС: степень износа основных фондов в Белоруссии в полтора раза ниже, инвестиции в человеческий капитал намного выше, неравенство населения значительно ниже21, доля государственных расходов на образование в ВВП Белоруссии составляет 4,79 %, а в России - 3,76 %, на здравоохранение, соответственно, 4,15 и 3,05 %., индекс Джини в Белоруссии составляет 25,2 (он постоянно снижается и является самым низким в мире), а в России - 37,5.22

Из внешних противники Союза России и Белоруссии, как и других неугодных им мировых процессов, наибольшую активность проявляют хозяева США, которым, кстати, пора бы навести порядок в собственном доме, так как «Америка, - пишет кандидат в президенты США на выборах 1992 и 1996 гг. П. Дж. Бьюкенен, - превратилась в идеологизированное государство, в «мягкую тиранию», насаждающую принципы новой ортодоксии не через армию и полицию, а через инквизиторов от масс-культуры. Включите телевизор - и вы увидите, что революционные ценности подмяли под себя все прочее, что в стране правит бал политкорректность, что выступления против культурной революции расцениваются как «речи ненависти», а неуважение к новым догмам есть признак душевной болезни».23

Так вот эти зарубежные противники Союза России и Белоруссии

требуют от России поставить все формы отношений с Белоруссией в зависимость от соблюдения «прав и свобод белорусского народа» (требование ПАСЕ от июня 2005 г.), способствовать реализации принятого нижней палатой Конгресса США в 2004 г. «Акта о демократии в Белоруссии» - законопроекта об изменении политического режима в Белоруссии,24 установить для Белоруссии мировые цены на энергоресурсы и т.п.

Прямое воздействие хозяев стран G7, прежде всего США, на разложение белорусского общества оказывается запугиванием А.Г. Лукашенко участью необоснованно казненного ими президента Ирака С. Хусейна,25 а также путем гуманитарной интервенции -поддержки им подвластной «пятой колонны». Для этого за последние 20 лет создана обширная инфраструктура: в 2014-2020 гг. западные страны ежегодно направляли 150-200 млн долл. на программы гуманитарного воздействие на белорусское общество, с этой целью после 2014 г. страны ЕС удвоили финансирование.26 Тем самым в Белоруссии, как и в России, Запад стимулирует внутренних противников интеграции, финансирует и стимулируют их на «цветные» перевороты.

А для устрашения приверженцев интеграции России с Белоруссией США с 2014 г. открыто превратили Украину в «поле битвы» для наведения порядка на постсоветском пространстве с намерением, по Бжезинскому, «положить конец геополитическому натиску России на Запад ... Украина для нас, считает не только Бжезинский, - это форпост Запада против восстановления Советского Союза».27

Все это, по замыслам западных стратегов, будет способствовать изменению политической ситуации в Белоруссии, сдерживанию ее социально-экономического развития, выходу Белоруссии из Союзного государства, присоединению к ЕС, а затем и к НАТО, максимальному приближению натовских войск к границам России. С другой стороны, это должно сдерживать возрождение имперских амбиций России и, что является для хозяев стран G7 и ЕС более опасным, возможность возрождения СССР.

Внутренние противники Союзного государства выступают за реализацию требований зарубежных противников. При этом белорусские противники, организаторы которых бежали за границу и стали внешними противниками, уже несколько лет инициируют государственный переворот с передачей власти, как и на Украине, своим покровителям. Некоторые из них требуют вхождения Белоруссии в состав России в качестве ее субъекта (вместо создания Союза по образцу ЕС). При этом особенно активно проявляют себя финансовые

олигархи, стремящиеся в максимальной степени приватизировать собственность Белоруссии, особенно нефтегазовую инфраструктуру, причем в три-пять раз дешевле реальной стоимости.

Одновременно российские противники любого интеграционного объединения на постсоветском пространстве требуют продолжения революционных реформ и «либеральной модернизации» российской экономики любой ценой и при любых издержках; максимального включения России в мировую экономику на основе приоритетного учета общемировых (а не национальных) интересов, активного ее участия в глобальных экономических и финансовых институтах. А для роста привлекательности России для Запада отношения с «малыми», особенно постсоветскими, странами, по их мнению, требуется строить только на двусторонней основе, используя мировые цены, проценты, тарифы и т.п., что, как показывает мировая практика, и ведет к подрыву деятельности любого интеграционного объединения.

Все это, к сожалению, сопровождается «энергетическими», «молочными», «ценовыми» и другими «войнами» между Россией и Белоруссией, которые способствуют появлению искусственных конфликты (не без вины и российских политиков) с Белоруссией, да и другими постсоветскими странами. После таких конфликтов нарастает и упрощается «воспитательное» воздействие на население этих стран со стороны Запада, растет в этих странах, как показывают опросы, число противников сотрудничества с Россией. Между тем, например в России, понятие «воспитание» в учебных заведениях на протяжении последних 30 лет признавалось неполиткорректным, а то и оскорбительным.

Так или иначе, если вначале 2000-х гг. все проводимые социологические опросы граждан России и Белоруссии по вопросу будущего братских народов показывали, что более 75 % выступали за воссоединение в рамках единого государства, то в настоящее время настроения как белорусов, так и россиян изменяются в обратную сторону. Например, по данным Института социологии Национальной академии наук Белоруссии, 19,1 % молодых (до 30 лет) белорусов в 2019 г. отдали предпочтение созданию в перспективе Великого княжества Литовского (с участием Белоруссии) и только 12,8 % - созданию Союза Белоруссии и России.28 Кроме того, опросы во всех белорусских регионах показали, что с 2014 по 2019 г оценки населением динамики белорусско-российских отношений пошли на резкий спад. Через 5-10 лет 26,5 % белорусов хотят видеть свою страну государством, сохраняющим нейтралитет и не входящим ни в какие союзы и блоки; 18,3 % - страной в составе Европейского

союза; 15,7 % - членом Евразийского экономического союза29 (куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия).

Близкими белорусским результатам можно признать результаты Всероссийского центра изучения общественного мнения по поводу взаимных отношений России и Белоруссии, а также россиян и белорусов. В 2020 г. в процессе опроса оказалось, что 43 % россиян, из них 58 % в возрасте 18-24 лет, впервые узнали о создании Союзного государства. Тенденцию к ухудшению отношений между Россией и Белоруссией в 2019 г. отмечали 22 %, а в 2020 г. - 32 % опрошенных, 22 % респондентов признают необходимым объединение двух государств на равноправной основе, а 17 % считают, что Белоруссия должна входить в состав России на правах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.30

Между тем, в результате масштабного опроса, который в 2019 г. проводил в Белоруссии ИМИ МГИМО, 57,6 % респондентов считали наиболее приемлемыми отношениями для Белоруссии с Россией - «союзнические»; 31,8 % - «партнерские»; 10,2 % - «нейтральные». 0,2 % - «враждебные», 0,2 % - затруднились ответить.31

Результаты всех этих опросов указывают на необходимость усиление разъяснительной работы среди населения, особенно среди молодежи, относительно истории становления и развития, места, роли, значения России, Белоруссии, а также Союза России и Белоруссии в современном мире, в котором активизируется международная экономическая интеграция практически всех объективно противоборствующих между собой стран и территорий Другими словами, в гуманитарной области российско-белорусской интеграции есть проблемные зоны, одной из которых является недостаточное информационное сопровождение. 32

Таким образом, несмотря на значительные достижения, в деятельности Союзного государства все еще сохраняются нерешенные вопросы, такие как завершение формирования организационной структуры управления с четким определением функций каждой из ее составляющей, всенародное обсуждение в обеих странах и принятие Конституционного акта, активизация информационного сопровождения всех процессов, связанных с деятельностью Союзного государства.

Понимание этого способствовало тому, что в сентябре 2021 г. президентами В.В. Путиным и А.Г. Лукашенко было подписано 28 Союзных программ - документов по дальнейшему углублению интеграционных процессов между Россией и Белоруссией. Речь идет о программах, нацеленных на унификацию законодательства России и Белоруссии в различных сферах экономики, на выравнивание

условий деятельности хозяйствующих субъектов двух стран, формирование единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства, формирование и реализацию общей промышленной и сельскохозяйственной политики.

При этом в рамках реализации Союзных программ предполагается также выработка единых подходов к законодательству в области трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми и т.п. Кроме того, до 2023 г. предполагается подписание других важных документов, в том числе о создании единых в Союзном государстве рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии.

Важно отметить, что принятие указанных документов в дополнение к тем, которые принимались, начиная с 1990-х гг. (напомним, их более 200), является важным фактом в истории Союза России и Белоруссии, но гораздо важнее рациональная практическая реализация зафиксированных в этих документах требований. Причем их практическая реализация должна быть направлена на обеспечение интересов не только крупнейшего бизнеса и отдельных высокопоставленных лиц, но прежде всего на обеспечение интересов обоих государств и каждого их гражданина. Можно с уверенностью утверждать, что только при такой практической реализации Союзных программ Союз России и Белоруссии может стать хорошим примером для постсоветских, постсоциалистических, да и для других межгосударственных группировок, их государств и народов.

Примечания Endnotes

1Путин назвал распад СССР трагедией. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/12/12/putm-zaiavil-chto-raspad-sssr-dHa-nego-stal-tragediej .html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.

2СССР: homo soveticus. [Электронный ресурс]. URL: http://dagpravda. ru/obshestvo/sssr-homo-soveticus.

3Договор о создании Союзного государства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/8b7594d3b3872de6ab2e6b44 b0d4cc04/Dogovor_%20sg_1999.pdf.

АМалышев Д.В. Союзное Государство Российской Федерации и Республики Беларусь: институционализация и современное состояние // Постсоветские исследования. Т. 2. № 8 (2019). С. 1551-1562. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/UserPC/Downloads/soyuznoe-gosudarstvo-rossiyskoy-federatsii-i-respubliki-belarus-institutsionali-zatsiya-i-

sovremennoe-sostoyanie.pdf.

5Союзное государство Беларуси и России: результаты для граждан и перспективы / Громыко Ал.А., Рахманов С.К. и др.; Ассоциация внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко. М., 2021. - 56 с. [Электронный ресурс]. URL: https://gromyko.ru/upload/analiticheskij_ doklad_2021.pdf.

6Образование в Республике Беларусь (2019/2020 учебный год). Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.belstat.gov. by/upload/iblock/eef/ eef2ad012db2ea8aaf4dbea2647d5a90.pdf.

7С какими российскими регионами Беларусь сотрудничает активнее всего. [Электронный ресурс]. URL: https://sputnik.by/20200924/S-kakimi-rossiyskimi-regionami-Belarus-sotrudnichaet-aktivnee-vsego-1045752615. html.

8Газпром сокращает транзит газа через Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://news.21.by/other-news/2021/06/12/2312005.html.

9АО СП «Брянсксельмаш». [Электронный ресурс]. URL: http://www. bryanskselmash.ru/o-kompanii/zao-sp-bryanskselmash-1.

10Статистика внешней торговли России. Анализ онлайн. [Электронный ресурс]. URL: https://statimex.ru/strany/

"Россия в цифрах. 2021: крат. стат. сб. / Росстат - M., 2021 - 275 с. С. 217.

12Федеральный Закон «о Техническом Регулировании» опасен для страны. [Электронный ресурс]. URL https://archi-cat.com/topic/4741-федеральный-закон-«о-техническом-регулировании»-опасен-для-страны/.

13Криворотько И.А. Проблемы и прогнозы развития сельскохозяйственного сектора в мировой экономике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 212-214. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-prognozy-razvitiya-selskohozyaystvennogo-sektora-v-mirovoy-ekonomike/ viewer.

14Стенограмма: О чем говорил Владимир Путин на большой пресс-конференции. URL:https://rg.ru/2021/12/23/stenogramma-o-chem-govoril-vladimir-putin-na-bolshoj-press-konferencii.htm.

15Внешняя торговля Республики Беларусь: Статистический сборник / Отв. ред. И.В. Медведева. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. С. 72-77. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.belstat.gov. by/upload/iblock/64e/64e4df83a3c7cc308c24c28c03b31b73. pdf.

16Интеграция в условиях многополярности. Эволюция теории и практики реализации / В.В. Перская, М.А. Эскиндаров. - Москва : Экономика, 2016. - 383 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library. fa.ru/files/integration.pdf.

17Экономика интеграции: Монография - Астана: ИП «Булатов А.Ж.», 2016. - 267 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kgu.kz/sites/default/

files/Documents/Repozitory/Monograf.pdf.

18Роль России и ЕС в конфликтах и кризисах на постсоветском пространстве: конкуренты или союзники? монография / Н.В. Еремина, Н.В. Каледин, Е.М. Кузьмина ; под ред. Н.М. Михеевой, Н.В. Шевчук. -Знание-М: Москва, 2021. — 180 с. [Электронный ресурс]. URL https://spb. ranepa.m/wp-content/uploads/2021/08/rol-rossii-i-es-v-konfliktah-i-krizisah-monografiya.pdf.

19Куракина С.И., Баршова О.А. К 20-летию создания Союзного государства России и Беларуси: итоги, проблемы и перспективы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 47. C. 137-159.

20Россия в цифрах. 2021: крат. стат. сб. / Росстат - M., 2021 - С. 104.

21Глазьев С.Ю. Белорусский выбор // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 3. С. 11-25.

22Коэффициент Джини в странах мира. [Электронный ресурс]. URL: мираhttps://svspb.net/danmark/gini.php.

23Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: пер. с англ. / П. Дж. Бьюкенен -М.: ООО «Издательство АСТ». 2003. [Электронный ресурс]. URL: https:// stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/byukenen_p_smert_zapada.pdf.

24Америка пугает Лукашенко законопроектом. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2004/10/06/luka/.

25США грозят Лукашенко участью Саддама. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusnetusa.com/fqarnu/politics/usa-lukashenko.php /.

26Союзное государство Беларуси и России: результаты для граждан и перспективы / Громыко Ал.А., Рахманов С.К. и др.; Ассоциация внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко. М., 2021. - 56 с. [Электронный ресурс]. URL: https://gromyko.ru/upload/analiticheskij_ doklad_2021.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21Збигнев Бжезинский недоволен выбором Украины. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/news/561395.

28Союзное государство Беларуси и России: результаты для граждан и перспективы / Громыко Ал.А., Рахманов С.К. и др.; Ассоциация внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко. М., 2021. - 56 с. [Электронный ресурс]. URL: https://gromyko.ru/upload/analiticheskij_ doklad_2021.pdf.

29Динамика оценок внешнеполитических векторов Беларуси. [Электронный ресурс]. URL: https://socio.bas-net.by/dinamika-otsenok-vneshnepoliticheskih-vektorov-belarusi-po-dannym-monitoringovyh-issledovanij-instituta-sotsiologii-nan-belarusi/.

30Россия, Белоруссия, Союзное государство. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/belorussiya-rossiya-coyuznoe-gosudarstvo.

31Соцопрос показал, как белорусы относятся к России. [Электронный ресурс]. URL: http://новости-беларуси.ru-an.info/новости/соцопрос-показал-как-белорусы-относятся-к-россии/.

32Лазоркина О.И. Гуманитарное измерение Союзного Государства

России и Беларуси // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 6. С. 550-555. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/UserPC/Downloads/ gumanitarnoe-izmerenie-soyuznogo-gosudarstva-rossii-i-belarusi.pdf.

Автор, аннотация, ключевые слова

Дерен Василий Иосифович - канд. экон. наук, доцент Смоленского государственного университета (Смоленск, Россия)

deren.v@yandex.ru

Предмет данной статьи - Союзное государство России и Белоруссии. Цель - анализ процессов его становления, проблем развития и деятельности, проследить основные формы и методы взаимодействия основных субъектов обоих государств, достижения, трудности и неудачи на пути его развития. Значительное внимание в статье уделяется продолжающимся дискуссиям по поводу формирования и развития Союзного государства, анализу аргументов сторонников и противников Союза России и Белоруссии. Раскрываются и анализируются внутренние и внешние факторы, сдерживающие развитие Союзного государства, среди которых - разные пути преобразований в России и Белоруссии общественных отношений после разрушения СССР, разные взгляды россиян и белорусов на современную деятельность, перспективы и окончательную форму Союзного государства, нарастающая активность внешних противников межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве и др. Выводы анализа заключаются в том, что, несмотря на значительные достижения, в деятельности Союзного государства, сохраняются всё же нерешённые вопросы, такие как завершение формирования организационной структуры управления с чётким определением функций каждой из её составляющей, принятие Конституционного акта, активизация информационного сопровождения всех процессов связанных с деятельностью Союзного государства. С решением этих и других сохраняющихся проблем Союз России и Белоруссии может стать хорошим примером для других межгосударственных группировок, их государств и народов.

Союз России и Белоруссии, Россия, Белоруссия, интеграция, постсоветское пространство, совместные предприятия, дискуссии приверженцев и противников Союзного государства

References (Articles from Scientific Journals)

1. Glazyev S.Yu. Belarusian choice. Eurasian integration: economics, law, politics, 2020, no. 3, pp. 11-25.

2. Kurakina S.I., Barshova O.A. To the 20th anniversary of the creation of

the Union State of Russia and Belarus: results, problems and prospects. Bulletin of Perm University. Legal sciences, 2020, Issue 47, pp. 137-159.

3. Lazorkina O.I. Humanitarian dimension of the Union State of Russia and Belarus. Post-Soviet studies, 2018, vol. 1, no. 6, pp. 550-555.

4. Malyshev D.V. The Union State of the Russian Federation and the Republic of Belarus: institutionalization and the current state. Post-Soviet Studies, vol. 2, no. 8 (2019), pp. 1551-1562.

(Monographs)

5. Economics of integration. Astana, 2016. 267 p.

6. Perskaya V.V., Eskindarov M.A. Integration in conditions of multipolarity. Evolution of theory and practice of implementation. Moscow, 2016, 383 p.

7. Eremina N.V., Kaledin N.V., Kuzmina E.M. The role of Russia and the EU in conflicts and crises in the post-Soviet space: competitors or allies. Moscow, 2021, 180 p.

Author, Abstract, Key words

Vasily I. Deren - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Smolensk State University (Smolensk, Russia)

deren.v@yandex.ru

The subject of this article is the Union State of Russia and Belarus. The purpose is to analyze the processes of its formation, development problems and activities, to trace the main forms and methods of interaction between the main subjects of both states, achievements, difficulties and failures on the way of its development. Considerable attention is paid in the article to the ongoing discussions about the formation and development of the Union State, the analysis of the arguments of supporters and opponents of the Union of Russia and Belarus. The internal and external factors constraining the development of the Union State are revealed and analyzed, among which are different ways of transformation of public relations in Russia and Belarus after the destruction of the USSR, different views of Russians and Belarusians on modern activities, prospects and the final form of the Union State, the increasing activity of external opponents of interstate integration in the post-Soviet space, etc. The conclusions of the analysis are that, despite significant achievements in the activities of the Union State, there are still unresolved issues, such as the completion of the formation of an organizational management structure with a clear definition of the functions of each of its components, the adoption of a Constitutional Act, the activation of information support for all processes related to the activities of the Union State. With the solution of these and other remaining problems, the Union of Russia and Belarus can become a good example for other interstate groupings, their states and peoples.

The Union of Russia and Belarus, Russia, Belarus, integration, post-Soviet space, joint ventures, discussions of supporters and opponents of the Union

State.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.