Научная статья на тему 'Интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства'

Интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / РОССИЯ / RUSSIA / БЕЛОРУССИЯ / BELARUS / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / STAGES OF UNION DEVELOPMENT / СНГ / SNG

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Караткевич Александр Григорьевич, Головин Юрий Алексеевич

В статье рассматривается состояние и перспективы развития интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Показаны основные этапы союзного строительства, развитие его политико-правовых основ. Предложены рекомендации для совершенствования интеграционного процесса союзных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Караткевич Александр Григорьевич, Головин Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integration of the Russian Federation and the Republic of Belarus within the Union state

The article provides and overview of the current state and prospects of the integration processes within the Union state of Russia and Belarus. The main stages of such development and the politic and legislative aspects are discussed. The recommendations on improvement of the integration processes are given.

Текст научной работы на тему «Интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства»

Интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства

Александр Караткевич Юрий Головин

В настоящее время происходят коренные перемены в системе международных отношений [1]. В мире сложилась новая геополитическая ситуация, коренным образом отличающаяся не только от послевоенной и державшейся десятилетиями политической картины мира, но и от мировой политической панорамы двадцатилетней давности.

В последнее время исследователи поднимают проблему великой геополитической революции [2]. Поэтому подчеркнём, что при анализе геополитических аспектов, влияющих на интеграционные процессы в постсоветских обществах, необходимо учитывать сущность глобализации и особенности интеграции как объективных, так и субъективных составляющих международной жизни.

Во-первых, с одной стороны, это относится к анализу идеологии и политики глобализации, это политические аспекты тех составляющих, которые претерпевают изменения в ходе глобализации международной жизни в целом, - структура политической организации, состав компонентов, функции

КАРАТКЕВИЧ Александр Григорьевич - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры философии, культурологи и политологии Московского гуманитарного университета. E-mail: karatkevich1@mail.ru

ГОЛОВИН Юрий Алексеевич - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. E-mail: yagolovin@rambler.ru

Ключевые слова: интеграция, Россия, Белоруссия, Союзное государство, СНГ.

1 Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений // Полис. 2012. № 3. С. 36.

2 Брутенц К.Н. Великая геополитическая революция // МЭиМО. 2012. № 10. С. 7.

и облик различных политических сил и органов в мире и т.п., а с другой - к определению роли геополитики в прохождении самих процессов глобализации, её направленности, определении вектора этих процессов в соответствии с интересами тех или иных политических сил и социальных общностей, в регулировании и контроле за прохождением этих процессов.

Во-вторых, к выбору варианта направлений политического развития трансформирующихся постсоветских обществ. Дело в том, что в 90-е годы ушедшего столетия ярко обозначились два противоречивых политических вектора развития:

- прозападный - глобализационный;

- интеграционный - СНГ, Союзное государство России и Белоруссии, Ев-раАзЭС, ОДКБ и др.

Первый - прозападный политический курс трансформации государства и общества - основывался на общей геополитической идее, что постсоветские государства являются частью Запада, поэтому неизбежно должны ориентироваться на его модель развития.

Второй в своей геополитической составляющей ориентировался на так называемое ближнее зарубежье. Речь шла о восстановлении прежних не только экономических, но и политических связей. Однако этот вариант при реализации столкнулся с рядом сложностей: всплески сепаратизма и открытое противодействие Запада восстановлению интеграционной роли России на постсоветском пространстве.

С середины 90-х годов геополитическая конкуренция за влияние на постсоветские государства между США и Россией стремительно возрастала [3]. Достаточно быстро подобные геополитические установки были восприняты прибалтийскими республиками, Украиной, Грузией. Поэтому, чтобы понять сущность обозначенных противоречий, необходимо рассмотреть некоторые теоретические положения.

Принято считать, что старт процессу постсоциалистической трансформации был дан в начале 80-х годов в Польше. С этим тезисом можно согласиться. Однако необходимо уточнить, что постсоциалистическая трансформация началась в 1989 г., когда сначала в Польше, а затем по цепной реакции и во всём регионе «реальный социализм рухнул». Это время можно считать точкой отсчёта переходного периода.

Считается, что переходный период -это период времени, когда страна переходит от одной исторической ступени развития к другой. Это время, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами политической и экономической системы.

В нашем случае содержанием переходного периода является «посткоммунистическая и постсоветская

3 Беспалов С. В. Перспективы реализации интересов России на постсоветском пространстве // Полис. 2011. № 2. С. 118.

трансформация общества». Под этим термином понимаются глубокие преобразования во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, в государственно-административном устройстве, идеологии, во внутренней и внешней политике.

Вместе с Россией трансформационный переход осуществлял ряд стран Центральной и Восточной Европы, постсоветских республик, а также Китай, Монголия и Вьетнам.

Условно их можно классифицировать так:

1. Группа постсоциалистических государств (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словения, Словакия, Хорватия, Чехия, а также бывшие советские республики - Латвия, Литва и Эстония). В этих обществах относительно низкая острота конфликта из-за основных политических и культурно-духовных ценностей, по своему менталитету они больше тяготеют к Западу.

2. Группа неопределившихся постсоветских государств (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), которые предпринимали неудачные попытки объединения (ГУУАМ - ГУАМ) с целью политического противостояния российскому влиянию в ЕвроАзиатском регионе.

3. Группа интеграционных постсоветских государств - членов СНГ (Россия, Белоруссия и Казахстан -как ядро союза, а также Армения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия

и Туркмения). Лидирующая роль в этой группе принадлежит России и Белоруссии, что объясняется опытом длительного совместного существования, общими традициями совместной деятельности народов двух стран, объединительными настроениями в массовом сознании и др.

4. Группа особых постсоциалистических государств (Вьетнам, Китай, Монголия). Лидирующая роль здесь принадлежит Китаю.

В странах с переходной экономикой проживает 8,1% всего населения мира. Однако их доля в мировом ВВП невелика и составляет 5,8%. Уровень ВВП на душу населения в этих странах - около 60% от среднемирового уровня [4].

Как считают некоторые исследователи, в XXI в. чётко обозначились три мировые системы - США, Китай и объединённая Европа [5]. Поэтому наилучшим выходом для постсоветских государств было бы создание собственного глобального проекта экономического и политического сотрудничества при безусловном российском лидерстве. В связи с этим можно уверенно говорить о необходимости поиска механизмов реинтеграции. В этом контексте для реинтеграции России и Белоруссии и других постсоветских государств принципиальное значение имеет то, что становление, совершенствование регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве осложнено развитием и взаимодействием в нём двух глобаль-

4 История государства и права зарубежных стран // URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pravo / istrp/46. php

5 Кульпин Э.С. Альтернативы российской модернизации, или Реставрация мэйдзи по-русски // Полис. 2009. № 5. С. 158.

ных процессов - дезинтеграционно-го и реинтеграционного.

Факторы дезинтеграции и реинтеграции накладываются на двустороннюю межгосударственную политику, в первую очередь России и Белоруссии. В этих условиях основная проблема российско-белорусской интеграции - нахождение типа Союзного государства, имеющего федеративные в сочетании с конфедеративными признаки при сохранении политической независимости, суверенитета и государственности каждого из государств - участников Союза или что-то иное.

Этапами союзного строительства стали:

- Соглашение от 20 июля 1992 г. о формировании межгосударственных хозяйственных структур как основы рационализации хозяйственных связей и стабилизации крупномасштабного производства;

- создание Таможенного союза двух государств (6 января 1995 г.);

- заключение Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (21 февраля 1995 г.);

- подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России (1996 г.);

- заключение Договора о Союзе Белоруссии и России с более высоким уровнем интеграции (2 апреля 1997 г.) и утверждение Устава Союза Белоруссии и России (23 мая 1997 г.);

- Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии (25 декабря 1998 г.);

- заключение Договора о создании Союзного государства, подписанного 8 декабря 1999 г. вместе с Программой действий Российской

Федерации и Республики Беларусь по реализации положений этого договора.

В рамках союзного строительства в последнее время проведена большая работа. Однако судить о коренных изменениях в экономической и социальной сферах России и Белоруссии пока преждевременно.

В российско-белорусской интеграции много недоработок, так как большинство организационно-распорядительных документов Союзного государства практически не работает. Эффект мероприятий по интеграции в политической сфере неоправданно низок. Серьёзным является противоречие между принципиальным согласием сторон на интеграцию и определением конкретных механизмов, этапов, процедур и форм объединения. Дело в том, что интегрирующиеся российская и белорусская экономики сегодня - это различные типы экономики, прошедшие разные пути трансформации: либеральный (Россия) и тип государственного регулирования (Белоруссия), экономики фактически без частной собственности и определённым образом адаптированной к рыночным отношениям. Вместе с тем следует отметить, что на постсоветском пространстве в основном проявляются те черты, которые характерны для раннего этапа становления национальной государственности на Евразийском континенте.

Особую значимость имеет проблема «интеграция и военная сфера». Общими стратегическими интересами России и Белоруссии в военной сфере являются:

- стратегическая стабильность в мире;

- стратегическое военное равновесие;

- ядерная безопасность государств - участников СНГ;

- углубление разоружения, нераспространение оружия массового поражения и технологий его изготовления;

- поддержание международного мира и безопасности;

- расширение возможностей и усиление роли ООН и ОБСЕ в миротворческой деятельности;

- равноправное партнёрство и сотрудничество с региональными структурами безопасности.

Вместе с тем некоторые исследователи ошибочно утверждают, что подлинная военная интеграция между Россией и Белоруссией отсутствует [6].

В систему договоров, заключённых Россией и Белоруссией с другими государствами -участниками СНГ, входят:

- Соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроле космического пространства;

- Соглашение о создании объединённой системы противовоздушной обороны;

- Концепция охраны воздушного пространства;

- документы двустороннего сотрудничества государств - участников Договора о коллективной безопасности.

Следует отметить, что от темпов и глубины российско-белорусской интеграции и рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза и СНГ во многом зависит их участие в общеевропейской ин-

теграции. В этой сфере как России, так и Белоруссии предстоит решить немало сложных проблем, зависящих как от них самих, так и от Запада. Например, осуществляющуюся по отношению к Белоруссии политику «избирательного участия на уровне соответствия целям США».

Социально-политическая ситуация в Белоруссии постоянно находится в центре внимания международного сообщества. Одной из причин этого является то, что Запад и оппозиция пытались изобразить Белоруссию как очередное доказательство «авторитаризма и нелегитимности режима», «нарушения прав и свобод человека».

Госдепартамент США, а вслед за ним и так называемая «европейская тройка» применяют к Белоруссии двойные стандарты. Многие исследователи российско-белорусской проблемы отмечают, что спецслужбы США пытались дестабилизировать политическую ситуации в Республике Беларусь.

«Как это ни прискорбно, к этой подрывной работе была подключена специально созданная миссия ОБСЕ в Минске... Возглавлял её многолетний руководитель германской разведки (БНД) Ханс-Георг Вик» [7].

Анализируя определённый интерес политических сил как на Западе, так и внутри республики к ситуации в Белоруссии, необходимо отметить, что негативное отношение США и других западных политических структур обусловлено общей полити-

6 Суздальцев А.И. Формирование российской политики в отношении Белоруссии // МЭиМО. 2009. № 3. С. 65.

7 Дашицев В. Россия и Беларусь в новых геополитических реалиях // Власть. 2003. № 11. С. 54.

ческой линией Минска, нацеленной на создание и укрепление Союзного государства, многополюсного мира на принципах справедливости и равенства. Подобные установки Запад применяет и в отношении России. Поэтому следует констатировать, что в мире есть политические силы, заинтересованные в ослаблении интеграционных процессов на постсоветской территории. Трагические события на Украине, происходящие при активном вмешательстве США и ЕС, наглядно показали необходимость совместных усилий России и Белоруссии в обеспечении собственной национальной безопасности.

Интеграция - это не самоцель, главное - это создание объединённого рынка для экспорта товаров Союзного государства и обеспечения на этой основе устойчивого политического развития.

При объединении государств следует исходить из интересов обоих народов. К сожалению, не всегда удаётся преодолеть стереотип удельных княжеств. Во многом процессу дезинтеграции способствовало стремление к этому некоторых политиков. Однако их мнение не совпадало с волей народов Советского Союза в марте 1991 г. Тенденция сепаратизма и сейчас не поддерживается большинством населения не только Белоруссии и России, но и стран СНГ. В душах граждан ещё сохранилось чувство общего Отечества, оно остаётся реальным фактором политики.

По данным ВЦИОМ, мнение опрошенных делится почти поровну:

одни выступают за полное объединение двух государств, другие за сохранение независимости и глубокое партнёрство, но имеется и тенденция к снижению интеграционных настроений.

Согласно опросу ВЦИОМ (август 2002 г.), 74% россиян выступали за полное объединение с Белоруссией. При этом 41% высказывались за единство с сохранением государственного суверенитета обеих стран по типу Европейского союза, а 48% опрошенных россиян желали присоединиться к Европейскому союзу [8].

Социологические опросы населения, проведённые в 2009 г. Институтом социологии НАН Белоруссии и ВЦИОМ, показывают совпадение взглядов белорусов и россиян на возможные формы взаимоотношений Москвы и Минска. Среди жителей Белоруссии (51%) преобладает мнение о строительстве отношений с Россией на основе международных договоров с сохранением независимости государства. За равноправный союз двух государств с созданием наднациональных органов управления высказывается 41% респондентов. Вхождение в состав Российской Федерации в качестве субъектов Федерации поддерживают лишь 4% опрошенных.

Однако данные других источников, например белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований, противоположны. Если лет 10 назад за объединение Белоруссии и России в единое государство выс-

8 Шилов В. Россия, Европейское сообщество и СНГ: приоритеты интеграции // Власть. 2003. № 10. С. 77.

казывалось подавляющее большинство - 80%, то сейчас за эту идею выступают только 31,4% белорусов, против - 47,8%. А если бы пришлось выбирать между Россией и ЕС, за ЕС проголосовали бы 44,5%, за Россию -35,3% [9].

Исходя из этого следует отметить, что процесс создания Союзного государства затормозился; понимают это и лидеры наших государств. Они пытаются реанимировать объединительные процессы на постсоветском пространстве, ищут новые формы и точки соприкосновения во всех сферах. Подтверждением тому является создание Таможенного союза (ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в соответствии с планом действий, утверждённым на уровне глав государств решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 1 от 6 октября 2006 г.

В развитие этого плана решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 9 от 9 июня 2009 г. были установлены этапы и сроки формирования единой таможенной территории. К концу 2011 г. были реализованы решения Межгоссовета ЕврАзЭС, проведены реализующие их мероприятия по формированию правовой базы и институциональной структуры Таможенного союза.

Уже в первом полугодии 2011 г. объём торговли между союзными государствами составил 58,1 млрд долл. и увеличился по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 40,7%, а со вторым полугодием - на 15,7%.

Взаимная торговля со странами - членами ТС занимает 44,7% объёма внешней торговли Республики Беларусь (РБ), 18,2% - Республики Казахстан (РК) и 7,4% объёма внешней торговли Российской Федерации.

Доля третьих стран составляет соответственно: в РБ - 55,3%, в РК - 81,8%, в РФ -92,6% всего объёма внешней торговли [10].

Важным событием для развития экономической интеграции на постсоветском пространстве стало подписание 29 мая 2014 г. Договора об Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 г.

Рассматривая механизм политической интеграции Белоруссии и России и других государств в этих условиях, необходимо подчеркнуть следующее. В Договоре о создании Союзного государства предусмотрено, что по инициативе Высшего государственного совета парламенту Союзного государства дано право рассмотреть проект Конституционного акта. Возможно, Конституционный акт будет временным Основным законом Союзного государства. В последующем в него могут быть внесены изменения и дополнения. Конституционный акт должен определить государственное устройство Союзного государства, порядок проведения выборов в парламент и другую правовую основу.

В последнее время проводятся дискуссии об объединительных схемах Союзного государства.

9 Белорусы отделились от России / / Новая Европа / / URL: http://www. n-europe.eu/ topics/2011/06/29/belоrusy_otdelilis_ot_rossii

10 Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России / / Российский экономический журнал. 2011. № 6. С. 56-81.

Предлагается схема создания федеративного государства на основе равенства регионов России и Белоруссии по примеру ФРГ-ГДР, т.е. своеобразное поглощение Белоруссии Россией. Второй вариант объединительной схемы - по принципу Евросоюза.

Оценивая социально-экономическую и политическую ситуацию в Республике Беларусь и Российской Федерации, которая сложилась в современных условиях, вряд ли следует делать поспешные выводы. Эти схемы создания Союзного государства слабо понятны даже профессионалам. Необходимо взглянуть на них реально, спросить мнение людей. И начинать нужно с проведения выборов в парламент Союзного государства, для чего необходимо принять соответствующий закон.

Поэтому целесообразно было бы поддержать тех политиков, которые предлагают применить следующую схему первого этапа политической интеграции Белоруссии и России:

- принятие закона о выборах в парламент Союзного государства;

- избрание Союзного парламента;

- подготовка Союзным парламентом проекта Конституционного акта;

- рассмотрение проекта Конституционного акта Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации;

- вынесение Конституционного акта на всенародное обсуждение в Российской Федерации и Республике Беларусь;

- проведение и в России, и в Белоруссии референдумов по внесению

соответствующих изменений в конституции.

Следует отметить необходимость определения сроков реализации этих мероприятий. Проведение референдумов по Конституционному акту и внесению изменений в конституции союзных государств является обязательным условием, так как только в этом случае под создание Союзного государства будет заложен прочный фундамент. Действительно, данные меры позволили бы всерьёз сформировать союзные органы власти. Юридически Союзное государство будет существовать только после внесения изменений в конституции обоих государств. Два последних мероприятия можно совместить.

Референдумы в России и Белоруссии должны дать ответы на вопросы, на каких принципах объединяться:

- обеспечения равенства прав и свобод граждан объединённого государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- равенства регионов России и Белоруссии как субъектов единого государства;

- создания единых органов власти единого государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

- создания единого государства по принципу Евросоюза и др.

Именно на этой реинтеграционной основе необходимо развивать трансформационные процессы, наполняя их предметным, идущим от жизни содержанием. Разноформатная и разноскоростная реинтеграция станет реальностью. Она позволит полнее реализовывать интересы граждан обеих стран. Вместе с тем процесс создания реального Союзно-

го государства Белоруссии и России будет довольно продолжительным по времени. В связи с этим возникают вопросы, которые требуют специального осмысления, научной проработки и прогнозирования:

- как народы России и Белоруссии проголосуют на референдуме через год-два;

- не увеличится ли количество противников Союзного государства;

- во всех ли идеологических структурах имеются кадры, способные убеждать граждан в правильности политической линии;

- достаточно ли закреплён принцип союзности идеологической практикой на всех государственных уровнях как в Белоруссии, так и в России;

- насколько единообразна линия освещения проблем интеграции средствами массовой информации в наших странах.

Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые потребуют своего разрешения и которыми нельзя пренебрегать. Всё это, несомненно, будет способствовать успешному завершению первого этапа интеграции, решению задач создания Союзного государства.

Второй этап политической интеграции должен заключаться в создании условий для присоединения к Союзному государству других государств. Двери должны быть открыты для всех! Но это станет возможным, если удастся стабилизировать социально-экономическое положение. Последнее же будет зависеть от того, станет ли Союзное государство реальностью.

Стратегическая цель реинтеграции - создание светского, демокра-

тического, правового, социального государства с единым политическим и экономическим пространством, единой денежной единицей, единой таможенной территорией, общим бюджетом, единой транспортной системой и объединённой электроэнергетической системой. В последующем именно такую задачу может решить, например, Евразийский союз государств. На начальном этапе это может быть союз независимых и равноправных государств, служащий наиболее полной реализации национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющий совокупный интеграционный потенциал всего сообщества.

Опыт прошлых лет убедительно показал, что наряду с совершенствованием интеграционных механизмов не следует рассматривать Союз России и Белоруссии как единственную форму объединения. Развитие внутреннего потенциала каждой страны Содружества возможно только при экономической интеграции стран постсоветского пространства на новой политической основе.

Следует иметь в виду, что любое межгосударственное объединение проходит различные этапы своего развития, дополняясь и обогащаясь новыми, более эффективными формами многопланового сотрудничества.

Переход же на новый уровень интеграции может гарантировать соблюдение принятых обязательств всеми государствами-участниками. Кажется, что Евразийский союз - это одна из эффективных форм интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безо-

пасности на постсоветском пространстве и осуществления экономической, политической и другой трансформации.

Эта точка зрения совпадает с выводом В.И.Жукова: «Пути возвышения России пролегают через интеграцию и усиление взаимодействия со странами, заинтересованными в создании Евразийского союза» [11].

Как отмечено авторами ежегодного прогноза «Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика», залогом прогресса евразийской интеграции является политика России, её способность в полной мере использовать для реализации евразийской инициативы «преимущества текущего момента». России необходимо усилить лоббирование евразийского проекта, в максимальной степени способствующего повышению конкурентоспособности национальных экономик [12]. Однако перед авторами проекта стоит задача, как доказать Западу, что евразийское сотрудничество не приведет к восстановлению СССР.

Во всех случаях главнейшим фактором, определяющим необходимость реальной интеграции на постсоветском пространстве, следует считать фактор геополитический, так как потенциал для выполнения роли субъекта мировой политики может образоваться лишь в случае интеграции государств постсоветского пространства.

Однако значительные проблемы существуют в координации совместных проектов, поскольку правительства многих стран СНГ заинтересованы в интеграции с Россией, а не между собой. В связи с этим возникает необходимость поиска источников реанимации реинтеграционных процессов, которые обнаруживаются в структурах гражданского общества постсоветских государств.

Библиография

Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений // Полис. 2012. № 3. [Baranovsky V.G. Main parameters of the modern international relationships // Polis. 2012. № 3]

Белорусы отделились от России // Новая Европа // URL: http://www. n-europe.eu/

topics/2011/06/29/belоrusy_otdelilis_ot_rossii [Belarusians separated from Russia - New Europe. URL: http: //www.n-europe.eu/topics/

2011 /06/29/belarusy_otdelilis_ot_rossii] Беспалов С.В. Перспективы реализации интересов России на постсоветском пространстве // Полис. 2011. № 2. [Bespalov S.V. Prospectives of materialization of the Russian interests in the post-soviet

territories // Polis. 2011. № 2] Брутенц К.Н. Великая геополитическая революция // МЭиМО. 2012. № 10. [Brutinets K.N. Great geopolitical revolution // МЭиМО. 2012. № 10]

11 Жуков В.И. Потенциал Евразийского союза: политико-социологическая компаративистика // Социс. 2012. № 7. С. 19.

12 Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М., 2011.

Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России / / Российский экономический журнал. 2011. № 6.

[Glaziev S.Y. The real nucleous of the post-soviet economic integration: the results of the foundation and prospectives of further development of the customs union of Belarus, Kazakhstan and Russia / / The Russian Economic Magazine. 2011. № 6]

Дашицев В. Россия и Беларусь в новых геополитических реалиях // Власть. 2003. № 11.

[Dashitsev V. Russia and Belarus in the new geopolitical realities // Vlast. 2003. № 11]

Жуков В.И. Потенциал Евразийского союза: политико-социологическая компаративистика // Социс. 2012. № 7.

[Zhukov V.I. Potential of the Eurasian Union: political and sociological comparativity // Socis. 2012. № 7]

История государства и права зарубежных стран // URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pravo / istrp/46. php

[The history of state and law of the foreign countries. URL: http://wwwgumer.info/ bibliotek_Buks/Pravo / istrp/46. php]

Кульпин Э.С. Альтернативы российской модернизации, или Реставрация мэйдзи по-русски // Полис. 2009. № 5.

[Kulpin E.S. Alternatives to the Russian modernization or Resurrection of "meidzi" the Russian way // Polis. 2009. № 5]

Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М., 2011. -157 с.

[Russia and the world: 2012. Economics and external politics. Annual forecast. М., 2011]

Суздальцев А.И. Формирование российской политики в отношении Белоруссии // МЭиМО. 2009. № 3.

[Suzdaltsev A.I. Shaping of the Russian politics in relation to Belarus // МЭиМО. 2009. № 3]

Шилов В. Россия, Европейское сообщество и СНГ: приоритеты интеграции // Власть. 2003. № 10.

[Shilov V. Russia, European society and CIS: priorities of the integration // Vlast. 2003. № 10]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.