Научная статья на тему 'РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ'

РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
199
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БЕЛОРУССИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕАЭС / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ядрихинский Марк Дмитриевич

Автор рассмотрел динамику взаимоотношений России и Белоруссии за годы независимости, проблемы и причины торможения процессов интеграции, а также взаимную необходимость тесного союза Белоруссии и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND BELARUS THROUGH THE PRISM OF INTEGRATION ASSOCIATION

The author examined the dynamics of the relationship between Russia and Belarus over the years of independence, the problems and causes of the stalling of integration processes, as well as the mutual necessity of a close union between Belarus and Russia.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ И БЕЛОРУССИЯ: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_12_19 УДК 327 (470+571) + (476)

Россия и Белоруссия: через призму интеграционного объединения

Марк ЯДРИХИНСКИЙ

Отношения России и Белоруссии в период 1991-1999 гг.

После распада СССР Россия попыталась сохранить контроль над постсоветским пространством, создав 8 декабря 1991 г. региональную организацию - Союз Независимых Государств (СНГ) и подписав ряд соглашений в последующие годы, большая часть которых не была выполнена. Белоруссия, как и другие республики, начала отходить от сотрудничества с Москвой, пытаясь переориентироваться на западные страны.

Кроме того, из-за прозападного вектора российской внешней политики начала 90-х годов Россия была обеспокоена тем, что активное политическое участие в ближнем зарубежье поставит под угрозу её кон-

такты с Западом. Поэтому отношения с постсоветскими странами, и Белоруссией в частности, занимали второстепенное место во внешнеполитических приоритетах Москвы.

Тем не менее отношения Москвы с Минском в 90-е годы оставались наиболее развитыми по сравнению с другими постсоветскими государствами. Более того, именно с Белоруссии Россия попыталась начать реинтеграцию. После подписания в феврале 1995 г. Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с Минском президент Б. Н. Ельцин заявил: «Это создало основу для подписания договора и других документов о более глубокой интеграции наших двух стран. Среди всех стран

ЯДРИХИНСКИЙ Марк Дмитриевич - внештатный сотрудник Института стран СНГ. E-mail: MarkYadrichinskiy@yandex.ru

Ключевые слова: Россия, Белоруссия, интеграция, ЕАЭС, Союзное государство.

СНГ Белоруссия обладает наибольшими правами на такие отношения благодаря своему географическому положению, контактам с Россией, нашей дружбе и прогрессу реформ».

Официально интеграционный процесс начался 2 апреля 1996 г. с образования Содружества России и Белоруссии, а ровно через год Содружество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. 25 декабря 1998 г., после длительного застоя в отношениях, президенты двух стран подписали декларацию о

дальнейшем объединении. Кульминацией интеграции стало создание 8 декабря 1999 г. Союзного государства России и Белоруссии [1].

Однако экономическая слабость обеих стран и то, что в своей внешнеполитической деятельности они больше внимания уделяли отношениям с Западом, тормозили реинтеграцию Москвы и Минска, поэтому попытки интенсифицировать экономическое и политическое взаимодействие двух сторон оставались декларациями о намерениях.

Отношения России и Белоруссии с 2000 г.

К концу 90-х годов Россия испытала

разочарование в своей внешнеполитической ориентации, нацеленной на приоритетное налаживание отношений с западными странами. Несмотря на большие ожидания, к России относились не как к равной стороне, а как к проигравшей в холодной войне, игнорируя её национальные интересы.

Расширение НАТО на Восток воспринималось как распространение политического и военного влияния Запада. Россия оказалась в тяжёлом положении. С одной стороны, она столкнулась с распадом большого геополитического блока, который совсем недавно контролировала, а с другой - чувствовалось, что НАТО пытается изолировать её от Европы и «цивилизованного мира», отбирая части бывшей территории.

Неспособность Запада учесть интересы Москвы подтолкнула Кремль к попыткам восстановления своих

позиций в ближнем зарубежье. Предполагалось, что эта цель может быть достигнута путём реинтеграции постсоветского пространства.

Таким образом, при президенте В. В. Путине Россия кардинально изменила политику по отношению к ближнему зарубежью, нацеливаясь на максимально возможную реинтеграцию.

Белоруссия явилась идеальной страной для начала данного процесса.

Первоначально межгосударственные отношения стран не изменились, хотя Белоруссия оставалась важнейшим геополитическим союзником на западном фланге. Членство Минска в региональных организациях под руководством Москвы, таких как СНГ, ОДКБ, ЕЭП, ЕврАзЭС и Таможенный союз, имело и имеет для России большое значение. В. В. Путин инициировал новый этап интеграции с Белоруссией, т. е. конкрет-

1 История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства // URL: https:// tass.ru/info/6890804

ные шаги по формированию Союзного государства.

Хотя в договоре 1999 г. было сказано, что два независимых государства объединятся в единое Союзное государство, но модель объединения не была определена.

Во время первого срока президентства В. В. Путина было предпринято несколько попыток решить этот вопрос, однако в 2002 г. произошёл перелом в интеграции двух стран. Во время встречи в Санкт-Петербурге (11 июня 2002 г.) президента Белоруссии А. Г. Лукашенко и президента ВВ. В. Путина российский президент заявил, что Россия в отношениях с Белоруссией должна «отделить мух от котлет» [2].

Затем на пресс-конференции в Кремле (24 июня 2002 г.), когда его спросили о Союзном государстве, президент России выразил своё глубокое недовольство состоянием взаимоотношений и подверг критике договор 1999 г. 14 августа 2002 г. на встрече с А. Г. Лукашенко В. В. Путин предложил две модели Союзного государства [3]:

- первый, по определению российского президента, был «самым прямым и самым конкретным» - создание единого федеративного государства. Соответственно, Белорус-

сия должна была войти в состав России как субъект Федерации или как шесть отдельных областей;

- второй вариант подразумевал постепенный процесс унификации во всех сферах двух стран, как и в Европейском союзе.

В результате реальная политическая интеграция фактически остановилась, так как Белоруссия не была готова пожертвовать своим суверенитетом.

В результате, если первое пребывание Путина в должности президента (2000-2004 гг.) характеризовалось несколькими попытками инициировать конкретные интеграционные шаги, то следующие президентские и премьерские сроки можно охарактеризовать как период разочарования, практической остановки политической интеграции и роста конфронтации, сопровождавшейся газовыми, нефтяными и продуктовыми конфликтами, при этом в военно-стратегическом плане, как и в сфере экономики, продолжалось тесное сотрудничество.

Прагматическая идеология российского президента и политика «экономической эффективности» во внешних отношениях повлияли на динамику взаимоотношений Москвы и Минска.

Экономический аспект российско-белорусских отношений

Торгово-экономическое сотрудни- ними остаются крепкими. Особенно чество двух стран развивается, и это касается Белоруссии: на Россию экономические взаимосвязи между приходится около половины общего

2 Прощай, союзная Россия // URL: https://www.kommersant.ru/doc/337889

3 Путин фактически предложил Белоруссии войти в состав России // URL: https://www. svoboda.org/a/24190894.html

товарооборота страны, в том числе 55,8-50,2% импорта (2019-2020 гг.) 41-45% экспорта (2019-2020 гг.) и (табл. 1).

Таблица 1

Внешнеторговый оборот России с Белоруссией [ 4]

млн долл.

Показатели По годам:

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Оборот внешней торговли, всего 60 168 56 952 51 148 63 475 72 348 74 432 61 946

Оборот внешней торговли с Россией 28 035 27 541 26 255 32 497 35 605 35 605 29 667

Экспорт Белоруссии в Россию 9954 10 398 10 948 12 898 12 986 12 986 13 157

Импорт Белоруссии из России 18 081 17 143 15 307 19 599 22 619 22 619 16 510

Сальдо торговли Белоруссия -Россия -8127 -6745 -4359 -6701 -9633 -9633 -3353

Белоруссия экспортирует в Россию прежде всего продовольственные товары и сельхозсырьё (3233%); машины и оборудование (почти 30%); значительную долю белорусского экспорта составляет продукция химпрома (14%); металлы и изделия из них (7,4%); текстиль и изделия из него (6,6%) (табл. 2).

Российский экспорт в Белоруссию почти наполовину (45%) состоит из минерального сырья (в первую очередь нефть и газ); металлы составляют 11 %; на машины и оборудование приходится лишь порядка 19% экспорта (табл. 3).

В целом российский экспорт в Белоруссию по большей части сырьевой, тогда как белорусский в значительной степени состоит из товаров высокого передела.

Интеграция в ЕАЭС положительно повлияла на структуру российского экспорта в Белоруссию: доля машин и оборудования выросла за 20152019 гг. с 14,5 до 19%, в абсолютном выражении с 2,5 млрд долл. до 4,1 млрд; в полтора раза вырос экспорт

4 Сборник Беларусь и Россия. М., 2018. С. 155 // URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/pubUcations/izdania/public_compilation/mdex_12968/

продукции сельского хозяйства. Важ- ходится 91% продовольственного, ность торговли Белоруссии с Россией 75% машиностроительного и 60-70% трудно переоценить: на Россию при- транспортного экспорта Минска.

Таблица 2

Экспорт основных товарных групп из Белоруссии в Россию [4, 5, 6]

млн долл.

Номенклатура товаров По годам:

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Продовольственные товары, сельхозсырьё 2690 3724,0 3749,2 4207,5 4150 4393,4 4211,5

Минеральные продукты 123,3 539,1 294,9 353,6 269,9 246,8 306,9

Продукты химической промышленности, каучук 1297,6 1329,4 1454 1719,5 1762,8 1893,5 1586,9

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 30,8 22,1 35,5 47,1 50,7 38,8 39,1

Древесина и древесно-бу-мажные изделия 256,2 284,1 303,1 349,8 381,4 372,6 409,2

Текстиль и текстильные изделия, обувь 683,8 569,2 729,4 826,4 880,2 908,3 1001,1

Металлы и изделия из них 831,3 684,8 739,4 927,2 949,9 1013,1 940

Машины, оборудование и транспортные средства 3256,9 2549,8 3007,4 3704,1 3781,2 4038 3672,3

Другие товары 783,7 695,9 635,1 762,5 760,4 781,3 990

Всего 9953,6 10398,4 10948 12897,7 12986,5 13685,8 13685,8

5 Сборник Беларусь и Россия. М., 2020. С. 144 // URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_18910/

6 Торговый оборот - 2020: пятьдесят на пятьдесят. Почти половина внешнеторгового оборота приходится на Россию // URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/torgovyj-oborot---2020-50-na-50

Таблица 3

Экспорт основных товарных групп из России в Белоруссию [6, 7, 8]

млн долл.

Номенклатура товаров По годам:

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Продовольственные товары, сель-хозсырьё 684,5 928,6 915,8 1081,6 1316,2 1465,6 1405,9

Минеральные продукты 10543,3 9244,5 7425,7 9704,3 11094,2 9782,2 6269,4

Продукты химической промышленности, каучук 1645,8 1620,4 1659,6 2076,6 2351,5 2359,3 2063,7

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 45,4 49,9 57,5 56,7 53,7 47,6 41,6

Древесина и древесно-бу-мажные изделия 344,5 314,1 321,7 377 423,9 429,8 404

Текстиль и текстильные изделия, обувь 314,7 322,7 372,1 359,9 381,8 446,8 466,9

Металлы и изделия из них 2400,1 1575,8 1595,7 2330,6 2623,8 2468,8 2136,6

Машины, оборудование и транспортные средства 1716,2 2497,9 2290,2 2976,1 3726,4 4115,4 2817,9

Другие товары 386,1 589,3 668,5 636,3 647,9 900,9 904

Всего 18080,6 17143,2 15306,8 19599,1 22619,4 22016,4 16510

По итогам 2020 г. товарооборот белорусский экспорт сократился между двумя странами сократился на лишь на 4%, тогда как импорт из Рос-17,3% - до 29,6 млрд долл., при этом сии сократился на четверть [7]. Глав-

7 Об итогах внешней торговли Беларуси с Россией в 2020 году // Посольство республики Беларусь в Российской Федерации // URL: https://russia.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade/

8 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Внешняя торговля // URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/

ной причиной такой разницы оказалось снижение мировых цен на энергоносители, являющиеся главным предметом российского экспорта.

Интересно отметить, что с 1995 г. доля России во внешнеторговом обороте республики составляет примерно одинаковую долю, порядка 50% [8].

Динамика товарооборота между Россией и Белоруссией зависит как от мировой конъюнктуры, когда падение мировых цен на нефть влечёт сокращение в денежных показателях российского экспорта (который наполовину является сырьевым), так и от динамики экономик сторон: экономическая рецессия в России отрицательно влияет и на белорусскую экономику, которая сильно связана с российской.

Однако за годы экономического взаимодействия были не только успехи, но и конфликты, связанные с расхождением интересов и попытками (в первую очередь белорусской стороны) получить режим наибольшего благоприятствования, в частности, в газовой и продовольственной сферах.

В 2000-е годы основным камнем преткновения в газовых спорах между Россией и Белоруссией был местный газовый монополист, компания «Белтрансгаз», контролирующая газораспределительную систему Белоруссии.

«Газпром» (апрель 2002 г.) договорился с белорусами о покупке 50% акций «Белтрансгаза» за 600 млн долл. в обмен на поставки газа по льготным (значительно меньше рыночных) ценам, однако белорусская сторона вскоре неожиданно отказалась от договора, выставив цену покупки в 5 млрд долл. Тогда «Газпром» изменил цены поставки газа в страну на рыночные.

В феврале 2004 г. наступила кульминация конфликта: Россия временно остановила поставки газа в Белоруссию, официально из-за газовых долгов, а на деле - это попытка радикально решить вопрос с «Белтрансгазом».

Все стороны согласились с тем, что оценку «Белтрансгаза» будет проводить независимый аудитор, Минск выплатил долг и поставки газа были возобновлены.

Решить вопрос с белорусской газотранспортной инфраструктурой России удалось в 2007 г.: была установлена новая цена на российский газ -100 долл. за тысячу кубов, а 50% акций «Белтрансгаза» были оценены в 2,5 млрд долл., которые «Газпром» и приобрёл.

В скором времени российский газовый монополист скупил оставшиеся акции белорусского газового монополиста.

Однако решение вопроса с белорусской газотранспортной системой не смогло предотвратить дальнейшие газовые конфликты: в основном они начинались из-за недовольства Минска ценой российского газа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в 2017 г. Минск ввёл безвизовый режим в отношении 80 стран, включая страны ЕС и США, которые проводили антироссийскую санкци-онную политику и граждане которых через белорусскую границу могли беспрепятственно попадать в Россию из-за отсутствия границ между странами. Это опять было связано с ценами на газ, которые А. Г. Лукашенко считает слишком высокими, хотя он сам подписал контракт с «Газпромом» и обязался платить именно эти «несправедливые» цены.

Белорусский президент оперировал к договорённостям Евразийского союза по единому энергетическому рынку с общими ценами. Но проблема в том, что Лукашенко «забыл» о том, что единый энергетический рынок должен начать работать не ранее 2025 г., до этого времени вопросы с ценой должны решаться с «Газпромом».

По сути, белорусский президент уклонился от исполнения договоров. В ответ Россия сократила

поставки нефти в Белоруссию. Конфликт длился несколько месяцев, но белорусский президент добился своего, получив 20%-ную скидку от «Газпрома», и кроме того, Белоруссия получила кредитов на 1,6 млрд долл. [9].

13 июля 2021 г. стало известно, что цена за поставляемый российский газ в Белоруссию в 2022 г. останется на уровне 2021 г. (128,5 долл. за 1 тыс. куб. м).

Таким образом, начиная с 2018 г. и вплоть до конца 2022 г., т. е. на протяжении пяти лет, цена за поставляемый Россией газ для Белоруссии остаётся фиксированной (на уровне 127-129 долларов за 1 тыс. куб. м), что на фоне роста стоимости поставок в Европу является крупной дипломатической победой Лукашенко. Также Россия пообещала компенсировать потери Белоруссии от налогового маневра Москвы в нефтяной отрасли за счёт кредитной поддержки.

Сельскохозяйственные конфликты, периодически происходившие в нулевые годы, тоже были связаны с конфликтами во внешнеполитических вопросах и участии в интеграционных объединениях.

Масштабный конфликт, связанный с российским продовольственным эмбарго продукции ЕС 2014 г., произошёл из-за того, что Белоруссия под видом поставок своей продукции занималась реэкспортом санкционной продукции из ЕС.

В ответ был восстановлен таможенный досмотр белорусской сельхозпродукции с российской стороны.

В феврале 2018 г. разразилась «молочная война» России и Белоруссии, когда Россельхознадзор запретил поставку на российский рынок значительной части белорусской молочной продукции из-за выявленных нарушений стандартов.

С 6 июня 2018 г. был введён запрет на поставку всей сухой молочной продукции и прочей продукции, упаковываемой в тару объёмом более 2,5 л.

Конфликт дошёл до такой степени, что Минск обратился в Европейскую экономическую комиссию (ЕЭК), которая признала российские меры неправомерными (январь 2019 г.).

Россия пыталась отменить это решение и продолжала эмбарго в отношении Белоруссии. Наконец в апреле 2019 г. на заседании Евразийского межправительственного совета стороны всё же договорились: Россия отказалась от тотального запрета импорта молочной продукции, заменив эту меру временным запретом поставок только для отдельных белорусских предприятий; последние должны пройти тщательную проверку и избавиться от выявленных нарушений, т. е. санкции пере-шли от секторальных (запрет продукции всей отрасли) на уровень отдельных предприятий.

Таким образом, из анализа происходящих экономических конфликтов между Россией и Белоруссией и их решениями можно сделать вывод, что экономическое взаимодействие между сторонами не определяется принципами «игры с нулевой суммой», а является взаимовыгодным для обеих сторон.

Россия также является главным инвестором в белорусскую экономику: на её долю приходится от 40 до 50% всех ПИИ в реальный сектор.

Стоит отметить падение как относительной доли России в общем объёме ПИИ (с 45 до 39%), так и абсолютное (с 3,26 млрд долл. до 2,86 млрд) за период 2016-2019 гг. В 2020 г. уровень инвестиций несколько возрос, и доля в России в общем объёме привлечённых Белоруссией инвестиций выросла до 41,4%.

9 Россия пошла навстречу Белоруссии в газовом споре // URL: https://expert.ru/2017/04/17/ belorussiya/

На данный момент в свободных экономических зонах (СЭЗ) Белоруссии реализуется около 50 производственных проектов с российским участием, общее же количество российско-белорусских совместных предприятий по состоянию на 1 января 2021 г. составляет более 2315 (35,6% от всех организаций с иностранными инвестициями на территории Белоруссии), включая1130 совместных предприятий и 1176 предприятий

со 100%-ным российским капиталом [8].

Стоит отметить, что белорусские компании стали чаще инвестировать средства в российскую экономику, нежели чем 4-5 лет назад: в общем объёме белорусских ПИИ в иностранные экономики доля инвестиций в Россию за последние пять лет выросла с 51 до 62% всех инвестиций, в абсолютных числах они выросли почти на 1 млрд долл., что свидетельствует о росте экономической интеграции (табл. 4, 5).

Таблица 4

Динамика поступлений прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Белоруссии (для 2020 г. все инвестиции, включая портфельные и прочие) [10, 11]

млн долл.

Показатели По годам:

2012 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Всего поступило ПИИ 10 358 7241,4 6928,6 7634,2 8537,1 7233 8680.2

Поступлено ПИИ из России 5035 3264,7 3526 2849 2962 2864,7 3593,6

Таблица 5

Динамика поступлений инвестиций Белоруссии в иностранные экономики [8, 10]

млн долл.

Показатели По годам:

2012 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Всего поступило инвестиций в страны мира 6086,7 5141,2 3889 5547,4 6064,7 5761,5 4862,1

Поступило инвестиций в Россию 2178,7 2618,4 2183,1 3709,7 4134,4 3566,5 3127,9

10 Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Евразийская экономическая комиссия. С. 19-20 // URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/SiteAssets/брошюра%20рус%20OK%20NEW.pdf

11 Договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25282/

По оценкам, более 60% промышленных предприятий Белоруссии осуществляют кооперацию с российскими промышленниками [10].

Кооперация заключается в:

- закупке материалов и полуфабрикатов (37,2%);

- поставке произведённой продукции на российские предприятия (26,7%);

- переработке поставленного российского сырья (10,5%).

Стоит отметить, что за последние годы идёт рост промышленной кооперации между российскими и белорусскими компаниями.

Оценочно на начало 2021 г. доля сырья, материалов и комплектующих (т. е. промежуточных товаров) из России составляет 40-70% стоимости белорусских промышленных товаров [8].

Примером масштабной промышленной кооперации может служить ОАО «БелАЗ», который объединён с российскими и другими белорусскими предприятиями в общую производственную цепочку, включающую более 200 организаций и 170 тыс. работников.

Таким образом, экономическое взаимодействие между Россией и Белоруссией является важным для обеих сторон.

Российские поставки обеспечивают промышленность и сельское хозяйство Белоруссии необходимыми материалами и сырьём по льготным ценам,

что позволяет удешевить производство и сделать его более эффективным.

Российская экономика является основным потребителем промышленной и сельскохозяйственной продукции Белоруссии, что обеспечивает Минск гарантированным рынком сбыта и работой сотни тысяч белорусских рабочих.

Для России Белоруссия является поставщиком недорогого, но качественного промышленного оборудования и продуктов сельского хозяйства, а также играет транзитную роль для доставки значительных объёмов природного газа европейским потребителям, что приносит значительные финансовые средства.

На Россию приходится половина товарооборота Белоруссии и более 40% от иностранных инвестиций в белорусскую экономику. Несмотря на то что торговля между странами периодически подвергается воздействию мировых кризисов, доля России в белорусской торговле на протяжении многих лет находится примерно на одном уровне. Из успехов за последние годы стоит отметить рост промышленной кооперации между предприятиями двух стран (белорусская промышленность в значительной степени уже неотделима от российской) и рост несырьевого экспорта России в Белоруссию.

Военно-политическое сотрудничество

Усилия России по включению Белоруссии в свою зону безопасности и превращению её в своего военного союзника в конечном итоге увенчались успехом. Минск при провозглашении независимости пытался стать «нейтральным» госу-

дарством, хотя уже был подписан комплексный пакет военных и экономических соглашений с Москвой (июль 1992 г.). В соответствии с этими соглашениями Россия взяла на себя обязательство по созданию единого военно-стратегического

пространства, но этого было недостаточно, чтобы нейтрализовать натиск Запада на Восток, что привело к присоединению Белоруссии к Договору о коллективной безопасности, и она официально стала военным союзником России.

В январе 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашения о предоставлении белорусской территории для размещения российских военных баз на условиях долгосрочной аренды (РЛС «Волга» в Барановичах, которая входит в состав системы раннего предупреждения ракетного нападения, и 43-й узел связи ВМФ в Вилейках, обеспечивающий связь с атомным подводным флотом ВМФ России, несущим дежурство в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах). Кроме того, было подписано соглашение о совместной обороне внешней границы (февраль 1995 г.).

В соответствии с Договором о Союзном государстве 1999 г. Белоруссия и Россия приняли решение проводить совместную оборонную и внешнюю политику, координировать мероприятия по наращиванию военного потенциала, развивать вооружённые силы сторон, совместно использовать военную инфраструктуру и осуществлять другие меры по обеспечению национальной обороны Союзного государства, а также сотрудничать по военным и пограничным вопросам [11].

С приходом В. В. Путина на пост президента резко возросло военное значение западного соседа. В российской Военной доктрине 2000 г.

приоритет отдавался Белоруссии и было указано, что Россия реализует «совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооружённых сил государств -участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства» [12].

Стратегическое значение Белоруссии повысилось в XXI в. в свете международных событий:

- во-первых, наблюдалось увеличение американской военной активности на постсоветском пространстве начиная с 11 сентября 2001 г.;

- во-вторых, Прибалтика вступила в НАТО (март 2004 г.), тем самым меняя статус-кво в регионе;

- в-третьих, в июле 2004 г. начались переговоры между США и новыми членами альянса - Чехией, Венгрией и Польшей - о возможности развёртывания американской системы ПРО в одной из этих стран;

- в-четвёртых, на российском влиянии в странах СНГ негативно сказались «цветные революции» на постсоветском пространстве, организованные и профинансированные Западом [13].

Россия продолжила укреплять военно-интеграционное сотрудничество с Белоруссией, к которому относятся:

- ежегодные заседания Совместной коллегии Министерств обороны Белоруссии и России;

12 Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 об утверждении Военной доктрины Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/15386

13 Штоль В. В. Новая парадигма НАТО в эпоху глобализации. М.: Научная книга, 2003.

- совместное материально-техническое обеспечение региональной группы войск Вооружённых сил России и Белоруссии;

- проведение совместных военных учений и поставки российского вооружения в Белоруссию.

Поэтому с точки зрения российской национальной безопасности Минск остаётся ключевым геостратегическим и военным союзником на западном фланге и служит платформой для раннего предупреждения о возможном ракетном нападении, а военное сотрудничество в рамках Союзного государства в какой-то мере нивелирует угрозу НАТО.

Начиная с конца 2013 г. украинский кризис, вызванный Евромай-даном, возвращением Крыма в состав России (март 2014 г.) и войной в Донбассе привёл к резкому возрастанию международной напряжённости между Россией и Западом, обусловленной претензиями во вмешательство во внутриукраинские дела. Новая международная реальность нашла своё отражение в современных внешнеполитических документах Москвы.

В принятой в 2014 г. новой редакции Военной доктрины России на первом месте в списке внешних военных опасностей указана деятельность НАТО, в том числе мероприятия стран альянса, направленные на дестабилизацию положения в соседних с Российской Федерацией странах (в частности, на Украину) [4]. Обновлённая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая В. В. Путиным 2 июля 2021 г., отмечает, что

страны Запада, пытаясь сохранить свою международную гегемонию, всё чаще прибегают к силовым методам воздействия, навязывая международному сообществу свои правила и нормы [ 14].

Страны НАТО вновь оказались на первом месте в списке военных опасностей, оказывая всё увеличивающееся военное давление на Россию, расширяя и укрепляя свою военную инфраструктуру у российских границ, проводя разведывательные мероприятия и развёртывая системы ПРО, что нарушает ракетно-ядерный баланс сил. Также были отмечены попытки недружественных стран повлиять на российское общество, устроить «цветную революцию».

В новых геополитических условиях роль Белоруссии в обеспечении национальной безопасности России резко возросла. В современных основополагающих российских внешнеполитических документах указывается на необходимость углубления сотрудничества с Минском в рамках Евразийского союза и Союзного государства (СГ), включая координацию деятельности в развитии национальных вооружённых сил и общую военную политику в рамках Военной доктрины СГ. Также постулируется необходимость укрепления братских связей между русскими и белорусскими народами. Наконец, в новой Стратегии безопасности Россия обязывается оказывать помощь и поддержку странам-союзникам в укреплении их обороноспособности и ликвидации

14 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

внешнего вмешательства в их внутренние дела, что гарантирует безопасность Минску от дальнейших попыток «цветных революций».

Стоит отметить, что разногласия, имеющие в своей основе политические вопросы, в основном экономические, никогда не достигали такого накала, чтобы привести к кардинальной смене взаимоотношений между Минском и Москвой вплоть до полного разрыва, наоборот, возникающие конфликты в скором времени приводили к очередному сплочению двух стран перед лицом угрозы со стороны Запада.

Примерами такого рода являются события, связанные с протестами в Белоруссии, начавшимися в августе 2020 г., из-за предположительно сфальсифицированных президентских выборов. А. Лукашенко в протестах видел иностранное вмешательство.

Кульминацией российско-белорусской напряжённости стали события 29 июля, когда под Минском были задержаны 33 россиянина, якобы входивших в состав ЧВК «Вагнер» и которые должны были спровоцировать массовые беспорядки в белорусской столице. Эти задержания вызвали резкую реакцию Москвы, в результате белорусской стороне были предоставлены доказательства невиновности россиян, которые оказались жертвой провокации со стороны Украины. Белорусское руководство и лично А. Лукашенко приняли объяснения и отпустили российских граждан 14 августа, отметив, что никаких планов их выдачи Украине у белорусской стороны никогда не было.

Отношения между двумя странами быстро нормализовались, и сто-

роны договорились о взаимной политической и экономической поддержке.

Президент В. В. Путин 27 августа 2020 г. заявил, что по просьбе белорусского президента в России сформирован резерв из сотрудников правоохранительных органов, который, в случае просьбы, окажет помощь своим белорусским коллегам, а 3 сентября 2020 г. премьер-министр М. В. Мишустин на встрече с президентом Белоруссии А. Г. Лукашенко и премьер-министром Р. А. Голов-ченко обсудил вопросы экономического и политического характера, в частности, по усилению интеграции между странами. В результате многомесячных переговоров российской и белорусской сторонам удалось согласовать «дорожные карты» по углублению интеграции между странами во всех сферах, названные официально «союзными программами», о чём на пресс-конференции 9 сентября 2021 г. заявили российский и белорусский президенты [15]. Хотя вопросы политической интеграции были отложены на неопределённый срок, но принятие самих программ явилось большим шагом в направлении усиления интеграционного взаимодействия.

А. Г. Лукашенко оказал внешнеполитическую поддержку России в нашумевшем деле о якобы отравлении российскими спецслужбами оппозиционного политика А. Навального. В частности, белорусский президент сообщил российскому премьеру о имеющимся в его распоряжении перехвате разговора двух высокопоставленных служащих НАТО, нахо-

15 Пресс-конференция по итогам российско-белорусских переговоров // URL: http://kremlin. ru/events/president/news/66648

дящихся в Варшаве и Берлине, в котором шла речь о фальсификации отравления Навального [16]. 4 сен-

тября 2020 г. материалы этого разговора были переданы российской стороне.

Почему Белоруссия важна для России?

В целом, несмотря на наличие многочисленных проблем, отношения с Белоруссией остаются стратегически важным, делая Минск главным союзником Москвы. Стоит отметить несколько причин этого.

Во-первых, союз Белоруссии и России позволил последней восстановить контроль над западной частью советской границы. Использование инфраструктуры постсоветских республик стабилизирует ситуацию и даёт Москве время для укрепления своих границ. Такое возвращение России в «Европу» влияет не только на стратегический баланс на континенте в целом, но и на её позиции в СНГ.

Во-вторых, интеграция двух стран воспринимается Кремлём как центростремительная сила. Полная бесполезность СНГ как интеграционной платформы подтолкнула Россию к поиску других механизмов, которые позволили бы ей предотвратить дезинтеграционные тенденции на постсоветском пространстве.

В-третьих, интеграция с Белоруссией приносит большую экономическую пользу России. Географическое положение страны позволяет Москве безопасно, недорого и быстро продавать свои энергоносители (нефть и газ) своим европейским клиентам, используя развитую белорусскую транзитную инфраструктуру. Белорусская промышленность тоже представляет интерес для крупных российских компаний.

Значение Минска тем более велико, что НАТО создала на западных российских границах «санитарный» кордон из лимитрофных стран ЦВЕ и Прибалтики, направленный против России. Белоруссия является единственным исключением в этой цепочке от Балтики до Чёрного моря. Кроме того, Минск облегчает доступ России в её калининградский анклав и решает проблемы связи и снабжения этого региона.

Именно все эти факты делают для России отношения с Белоруссией стратегически важными.

Библиография • References

Договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25282/

[Dogovor mezhdu RF i Respublikoj Belarus' ot 8 dekabrya 1999 g. «O sozdanii Soyuznogo gosudarstva» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25282/]

16 Лукашенко назвал утверждения об отравлении Навального фальсификацией // URL: https://ria.ru/20200903/navalnyy-1576676642.html

История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства // URL:

https://tass.ru/info/6890804 [Istoriya integracii Rossii i Belorussii v ramkah Soyuznogo gosudarstva // URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://tass.ru/info/6890804] Лукашенко назвал утверждения об отравлении Навального фальсификацией //

URL: https://rla.ru/20200903/navalnyy-1576676642.html [Lukashenko nazval utverzhdeniya ob otravlenii Naval'nogo faTsifikaciej // URL:

https://ria.ru/20200903/navalnyy-1576676642.html] Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Внешняя торговля // URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/ [Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus'. Vneshnyaya torgovlya // URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/ vneshnyaya-torgovlya/] Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Иностранные инвестиции // URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/inostrannye-investitsii/ [Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus'. Inostrannye in-vesticii // URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/ inostrannye-investitsii/] Об итогах внешней торговли Беларуси с Россией в 2020 году // Посольство республики Беларусь в Российской Федерации // URL: https://russia.mfa.gov. by/ru/bilateral_relations/trade/ [Ob itogah vneshnej torgovli Belarusi s Rossiej v 2020 godu // Posol'stvo res-publiki Belarus' v Rossijskoj Federacii // URL: https://russia.mfa.gov.by/ru/bilateral_ relations/trade/]

Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Евразийская экономическая комиссия // URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/SiteAssets/брошю-ра%20рус%20OK%20NEW.pdf [Osnovnye napravleniya promyshlennogo sotrudnichestva v ramkah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/SiteAssets/ broshyura%20rus%200K%20NEW.pdf] Пресс-конференция по итогам российско-белорусских переговоров // URL: http://

kremlin.ru/events/president/news/66648 [Press-konferenciya po itogam rossijsko-belorusskih peregovorov // URL: http://

kremlin.ru/events/president/news/66648] Прощай, союзная Россия // URL: https://www.kommersant.ru/doc/337889 [Proshchaj, soyuznaya Rossiya // URL: https://www.kommersant.ru/doc/337889] Путин фактически предложил Белоруссии войти в состав России // URL: https://

www.svoboda.org/a/24190894.html [Putin fakticheski predlozhil Belorussii vojti v sostav Rossii // URL: https://www.

svoboda.org/a/24190894.html] Россия пошла навстречу Белоруссии в газовом споре // URL: https://expert.

ru/2017/04/17/belorussiya/ [Rossiya poshla navstrechu Belorussii v gazovom spore // URL: https://expert. ru/2017/04/17/belorussiya/]

Сборник Беларусь и Россия. М., 2018. // URL: http://www.belstat.gov.by/

ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_12968/ [Sbornik Belarus' i Rossiya. M., 2018. // URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-

statistika/publications/izdania/public_compilation/index_12968/] Сборник Беларусь и Россия. М., 2020. // URL: https://www.belstat.gov.by/

ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_18910/ [Sbornik Belarus' i Rossiya. M., 2020. // URL: https://www.belstat.gov.by/

ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_18910/] Статистический ежегодник Республики Беларусь. Минск, 2020. // URL: https:// www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_ compilation/index_18023/ [Statisticheskij ezhegodnik Respubliki Belarus'. Minsk, 2020. // URL: https://www. belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/ index_18023/]

Торговый оборот - 2020: пятьдесят на пятьдесят. Почти половина внешнеторгового оборота приходится на Россию // URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/ torgovyj-oborot---2020-50-na-50 [Torgovyj oborot - 2020: pyat'desyat na pyat'desyat. Pochti polovina vneshnetorgo-vogo oborota prihoditsya na Rossiyu // URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/ torgovyj-oborot---2020-50-na-50] Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/47046 [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 2 iyulya 2021 g. № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/47046]

Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 об утверждении Военной доктрины Российской Федерации // URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/15386 [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 aprelya 2000 g. № 706 ob utver-zhdenii Voennoj doktriny Rossijskoj Federacii // URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/15386]

Штоль В. В. Новая парадигма НАТО в эпоху глобализации. М.: Научная книга, 2003. -176 с.

[SHíoí' V. V. Novaya paradigma NATO v epohu globalizacii. M.: Nauchnaya kniga, 2003. -176 s.]

Статья поступила в редакцию 29 сентября 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.