Научная статья на тему 'СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
301
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ / РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДИАСПОРАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солопова Оксана Вячеславовна, Козополянская-Соловьева Александра Вадимовна

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия в сфере образования в рамках Союзного государства. Новизна данного исследования заключается в том, что в нем впервые сформулирована и вводится в научный оборот авторская исследовательская позиция в отношении предмета исследования, четко очерчены границы, разделяющие процессы, происходящие в рамках Союзного государства, и развитие российско-белорусского межгосударственного взаимодействия. В контексте этой концепции выявлены и сформулированы основные этапы развития этих процессов, намечены основные тенденции формирования нормативно-правовой базы формирования единого образовательного пространства, систематизированы меры по их практической реализации. Представлен анализ развития взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства, встроенный в общий контекст изучения союзного строительства. Обозначаются следующие этапы: 1995-1999 гг. - предварительный, включающий в себя оформление равных прав граждан на уровне межгосударственных отношений и в процессе начала союзного строительства; 1999-2012 гг. - оформление нормативно-правовой базы в части образовательного пространства Союзного государства, реализация существующих норм; 2012-2018 гг. - постепенный рост внимания со стороны органов управления Союзного государства к проблематике гуманитарного сотрудничества, адаптация сформированных нормативно-правовых актов к актуальным изменениям в сфере образования двух стран; с 2018 г. по настоящее время - формирование единого образовательного пространства Союзного государства стало остро актуальной задачей дальнейшего развития интеграции, что подтверждается реальными практическими решениями. Разведены в отдельные блоки и охарактеризованы действия, предпринимаемые органами Союзного государства, и шаги, инициируемые самими образовательными учреждениями, профессиональными кругами с целью развития сотрудничества в сфере образования. Выявлена и особо обозначена роль диаспоральных общественных организаций в рассматриваемых процессах. В результате проведенного анализа сформулирован вывод об особой роли образовательных, научных организаций, профессиональных объединений и институтов гражданского общества двух стран в развитии единого образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Солопова Оксана Вячеславовна, Козополянская-Соловьева Александра Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS IN THE LATE 20TH AND EARLY 21ST CENTURIES: DEVELOPMENT OF COOPERATION IN EDUCATION

The article deals with the main directions of cooperation in the sphere of education within the framework of the Union State. The novelty of the study lies in the fact that for the first time it formulates and introduces the authors' research position, clearly outlines the boundaries separating the processes which take place within the Union State, and traces the development of the Russian-Belarusian interaction. In the context of this concept the authors identify and formulate the main stages of development of these processes and systematize the main trends of formation of the normative-legal base of the common educational space and measures for its practical implementation. They examine the interaction between the Russian Federation and the Republic of Belarus within the Union State framework in the general context of the Union State building. The following stages are outlined: the preliminary stage from 1995 through 1999 included the maintenance of equal rights of citizens at the level of interstate relations and in the beginning of the Union State building; the second stage from 1999 through 2012 provided the normative-legal base of the educational space of the Union State and implementation of the existing norms; the third stage from 2012 through 2018 was characterized by gradual growth of attention of the governing bodies of the Union State to the problems of humanitarian cooperation, adaptation of the normative-legal acts to the actual changes in the sphere of education of the two countries; the fourth stage from 2018 until now is regarded as a high time for formation of a single space of education of the Union State for further development of integration. The article categorizes and characterizes the actions taken by the bodies of the Union State, educational institutions and professional circles in order to develop cooperation in the field of education. The study identifies the role of diaspora public organizations in the processes under consideration. The authors conclude about the special role of educational and scientific organizations, professional associations and civil society institutions of the two countries in the development of a unified educational space.

Текст научной работы на тему «СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия 8. ИСТОРИЯ. 2023. Т. 64. № 2. С. 129-158 LOMONOSOV HISTORY JOURNAL. 2023. Vol. 64. N 2. P. 129-158

DOI: 10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-2-129-158 О.В. Солопова, А.В. Козополянская-Соловьева

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Solopova O.V., Kozopolianskaia-Soloveva A.V.

THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS IN THE LATE 20th AND EARLY 21st CENTURIES: DEVELOPMENT OF COOPERATION IN EDUCATION

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления взаимодействия в сфере образования в рамках Союзного государства. Новизна данного исследования заключается в том, что в нем впервые сформулирована и вводится в научный оборот авторская исследовательская позиция в отношении предмета исследования, четко очерчены границы, разделяющие процессы, происходящие в рамках Союзного государства, и развитие российско-белорусского межгосударственного взаимодействия. В контексте этой концепции выявлены и сформулированы основные этапы развития этих процессов, намечены основные тенденции формирования нормативно-правовой базы формирования единого образовательного пространства, систематизированы меры по их практической реализации. Представлен анализ развития взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства, встроенный в общий контекст

Солопова Оксана Вячеславовна, кандидат исторических наук, руководитель лаборатории истории диаспор и миграций, доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Solopova Oksana Vyacheslavovna, PhD Candidate in History, Head, Laboratory for the History of Diasporas and Migrations, Associate Professor, Department of History of Near Abroad Countries, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University osolopova@mail.ru ORCID: 0009-0002-3675-5766

Козополянская-Соловьева Александра Вадимовна, научный сотрудник лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Kozopolianskaia-Soloveva Aleksandra Vadimovna, Research Fellow, Laboratory of the History of Diasporas and Migrations, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University

klin24a@yandex.ru ORCID: 0009-0004-4046-0658

изучения союзного строительства. Обозначаются следующие этапы: 19951999 гг. — предварительный, включающий в себя оформление равных прав граждан на уровне межгосударственных отношений и в процессе начала союзного строительства; 1999-2012 гг. — оформление нормативно-правовой базы в части образовательного пространства Союзного государства, реализация существующих норм; 2012-2018 гг. — постепенный рост внимания со стороны органов управления Союзного государства к проблематике гуманитарного сотрудничества, адаптация сформированных нормативно-правовых актов к актуальным изменениям в сфере образования двух стран; с 2018 г. по настоящее время — формирование единого образовательного пространства Союзного государства стало остро актуальной задачей дальнейшего развития интеграции, что подтверждается реальными практическими решениями. Разведены в отдельные блоки и охарактеризованы действия, предпринимаемые органами Союзного государства, и шаги, инициируемые самими образовательными учреждениями, профессиональными кругами с целью развития сотрудничества в сфере образования. Выявлена и особо обозначена роль диаспоральных общественных организаций в рассматриваемых процессах. В результате проведенного анализа сформулирован вывод об особой роли образовательных, научных организаций, профессиональных объединений и институтов гражданского общества двух стран в развитии единого образовательного пространства.

Ключевые слова: Союзное государство Беларуси и России, российско-белорусское сотрудничество, евразийская интеграция, гуманитарное сотрудничество, межвузовское сотрудничество, диаспоральные общественные организации.

Abstract. The article deals with the main directions of cooperation in the sphere of education within the framework of the Union State. The novelty of the study lies in the fact that for the first time it formulates and introduces the authors' research position, clearly outlines the boundaries separating the processes which take place within the Union State, and traces the development of the Russian-Belarusian interaction. In the context of this concept the authors identify and formulate the main stages of development of these processes and systematize the main trends of formation of the normative-legal base of the common educational space and measures for its practical implementation. They examine the interaction between the Russian Federation and the Republic of Belarus within the Union State framework in the general context of the Union State building. The following stages are outlined: the preliminary stage from 1995 through 1999 included the maintenance of equal rights of citizens at the level of interstate relations and in the beginning of the Union State building; the second stage from 1999 through 2012 provided the normative-legal base of the educational space of the Union State and implementation of the existing norms; the third stage from 2012 through 2018 was characterized by gradual growth of attention of the governing bodies of the Union State to the problems of humanitarian cooperation, adaptation of the normative-legal acts to the actual changes in the sphere of education of the two countries; the fourth stage from 2018 until now is regarded as a high time for formation of a single space of education of the Union State for further development of integration. The article categorizes and characterizes the actions taken

by the bodies of the Union State, educational institutions and professional circles in order to develop cooperation in the field of education. The study identifies the role of diaspora public organizations in the processes under consideration. The authors conclude about the special role of educational and scientific organizations, professional associations and civil society institutions of the two countries in the development of a unified educational space.

Keywords: Union State of Belarus and Russia, Russian-Belarusian cooperation, Eurasian integration, humanitarian cooperation, inter-university cooperation, diaspora public organizations.

* * *

Российско-белорусские межгосударственные отношения начали институализироваться сразу после дезинтеграции СССР. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь устанавливались дипломатические отношения1, открывались посольства2, подписывались межгосударственные соглашения, регулирующие первоочередные вопросы, в том числе об условиях хозяйствования, торговли, миграций и др3.

Первое двустороннее интеграционное объединение — Сообщество Беларуси и России — было создано в 1996 г. Уже в следующем 1997 г. оно было преобразовано в Союз Беларуси и России, а в 1999 г. — в Союзное государство. Отличительной особенностью этого интеграционного проекта стал принцип сотрудничества по ключевым направлениям развития двух государств в экономической, военной, социальной, гуманитарной, культурной, научной, внешнеполитической и др. сферах. В результате постепенно, не форсированно, но последовательно стали вырабатываться двусторонние интеграционные механизмы, которые впоследствии были успешно применены в других интеграционных проектах, в первую очередь ЕАЭС. С этой точки зрения опыт формирования и функционирования Союзного государства, его успешных практик представляет несомненный исследовательский интерес.

Вопросы участия Республики Беларусь в интеграционных проектах на постсоветском пространстве привлекают внимание специалистов из разных сфер научного знания, и в последние годы — все более интенсивно. События 2014 и 2022 гг. на Украине простимулировали в общественном и научном дискурсах столкновение мнений о статусе Союзного государства. Согласно одной из позиций, Бела-

1 25 июня 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

2 С 1993 г. действует Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации и Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь.

3 В 1992 г. было подписано Соглашение о свободной торговле.

русь стала «последним оплотом восточнославянского братства»4. А работа «минской площадки», предоставленной для переговоров по вопросам урегулирования конфликта на юго-востоке Украины, способствовала усилению узнаваемости и популярности темы Союзного государства. Приверженцы другой позиции скептически восприняли одновременное «потепление отношений» Беларуси с европейскими странами, Китаем и прогнозировали постепенную самоликвидацию Союзного государства5.

В то же время нельзя не видеть, что с 1991 г. из тридцатидвухлетней истории Республики Беларусь как независимого и суверенного государства двадцать пять лет напрямую связаны с развитием Союзного государства. Всё это время, вне зависимости от актуальной политической повестки и восприятия интеграционных процессов, происходивших внутри двух стран и за их пределами, эти процессы стали стратегически важным фактором развития и Республики Беларусь, и Российской Федерации. Изучение разных аспектов этого процесса позволяет зафиксировать, осмыслить не только российско-белорусские отношения, но и специфику интеграционного опыта стран постсоветского пространства в целом. Актуальность данной проблематики связана с появлением новых тенденций во внешней политике России и Беларуси после начала Специальной военной операции в феврале 2022 г., оптимизацией — а в некоторых случаях и пересмотром — взаимоотношений с государствами постсоветского пространства.

Работы по истории формирования и развития Союзного государства систематизируются в первую очередь по хронологическому принципу.

С середины 1990-х до начала 2000-х гг., когда интеграционный проект проходил стадию формирования, фиксируется явный исследовательский интерес к проблематике. В этот период появляются первые общие материалы, в которых анализируется протекающий интеграционный процесс и прогнозируется его будущее. Об этом пишут, в частности, Ю.Ф. Годин и Н.Б. Пастухова6. Их публика-

4 Франц Клинцевич: Беларусь — западный форпост России // Союзное вече. — URL: https://www.souzveche.ru/articles/tribune_deputy/54584/ (дата обращения 10.01.2023).

5 Гронский А.Д. Отношения Белоруссии с Европейским Союзом и США (19922018 гг.): от дистанцирования к дрейфу на Запад // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 2. С. 71-97; Суздальцев А.И. Кризис Союзного государства Белоруссии и России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 3. С. 56-67; и др.

6 Годин Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. Проблемы экономической безопасности Союзного государства. М., 2001; Пастухова Н. Союз России и Белоруссии: история, настоящее, перспективы. М., 2000.

ции подготовлены на основе документов, появившихся непосредственно в ходе разработки интеграционных планов. Так, например, Ю.Ф. Годин занимался составлением аналитических отчетов для Б.Н. Ельцина и А.Г. Лукашенко в период подготовки Договора о создании Союзного государства (1997-2001 гг.).

Следующая группа работ относится к начальному периоду формирования Союзного государства, когда у исследователей уже появилась возможность анализировать первые конкретные результаты интеграции. Особо следует отметить вклад в разработку данной темы сотрудников Института экономики УрО РАН. В начале 2000-х гг. коллективом сотрудников института под руководством А.И. Татаркина были изданы монографии, посвященные различным аспектам интеграции Республики Беларусь и Российской Федера-ции7. Тогда же прошло несколько круглых столов, в том числе в Институте международных экономических и политических исследований РАН (с 2005 г. — Отделение международных экономических и политических исследований Института экономики РАН) на тему «Российско-белорусские отношения: проблемы и перспективы»8.

Значительное количество работ, выходивших в тот период, посвящено отдельным аспектам развития Союзного государства, а не анализу и оценке общих процессов, протекавших в данном интеграционном объединении. Так, например, анализ межгосударственной правовой базы был рассмотрен С.А. Авакьяном в статье «Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства: конституционно-правовой аспект»9.

В конце 2000-х гг. определилось еще одно направление исследований Союзного государства. Успехи и проблемы интеграции этого периода анализировали в своих работах А.В. Базанов, Ю. Дмитриев, Л.Е. Криштапович, В. Миронов, Е.И. Пивовар, О.В. Солопова и др.10

7 Проблемы интеграции России и Республики Беларусь в Союзное государство: экономика и энергетика / Науч. ред. А.И. Татаркин, А.А. Куклин. Екатеринбург, 2002; Состояние и перспективы развития экономики России и Республики Беларусь в рамках Союзного государства / Науч. ред. А.И. Татаркин, А.А. Куклин. Екатеринбург, 2001; Моделирование процесса объединения России и Республики Беларусь / Отв. ред. А.И. Татаркин, А.А. Куклин. Екатеринбург, 2001.

8 Российско-белорусские отношения: проблемы и перспективы: материалы круглого стола (1-3 февраля 2000 г., Москва). М., 2001.

9 Авакьян С.А. Договор между РБ и РФ о создании СГ: конституционно-правовой аспект // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2001. № 1. С. 3-15.

10 Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2008; Он же. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве: 1921-2015 гг. (предпосылки, становление, развитие). СПб., 2016; Базанов А.В., Криштапович Л.Е. Союзное государство как императив

Изменения в экономической сфере, связанные с формированием Союзного государства, затронули в своих исследованиях В. Тарасе-вич, А. Лобач, Т. Сорокина11. Их публикации основывались на статистических источниках, содержащих данные о социально-экономическом положении обеих стран, бюджет Союзного государства изучался как особая институциональная форма для формирования и использования единого денежного фонда интеграционного объединения. Вместе с тем для этого периода в историографии характерен сдержанный интерес к проблематике Союзного государства.

Как уже отмечалось, с 2014 г. в российской, белорусской и зарубежной историографии Союзное государство начинает привлекать внимание значительного числа новых исследователей, в частности, Российско-белорусского экспертного клуба, Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко12, информационно-аналитического издания и одноименного научного журнала «Евразия.Эксперт» и др. При этом четко оформляются следующие направления.

Во-первых, всё, что связано с развитием евразийской интеграции, в том числе особенностями взаимодействия государств ЕАЭС. В связи с этим изучается феномен Союзного государства с точки зрения возможностей применения его опыта в других, более масштабных по числу участников, интеграционных проектах13.

Во-вторых, внимание сосредотачивается на рассмотрении изначально декларируемой многовекторности во внешней политике Беларуси, анализируется внутренняя и внешняя политика РБ и РФ, даются прогнозы дальнейшего развития российско-белорусской

развития Беларуси и России в современном мире. Минск, 2011; Дмитриев Ю., Миронов В. Новая форма государственного союза: Союзное государство Беларуси и России // Право и жизнь. 2012. № 166 (4). С. 62-77; Солопова О.В. Союзное государство Беларуси и России: исторические особенности, вызовы и общественные инициативы // Укрепление духовных, исторических, экономических и культурных связей как вектор развития российско-белорусских отношений: научный сборник / Под ред. Д.А. Сурмило. М., 2018. С. 11-19; Она же. Развитие гуманитарного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации: задачи, вызовы, перспективы в конце 20-х годов XXI в. // Вестник РГГУ Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». 2021. № 1. С. 71-84.

11 Сорокина Т.В. Бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации: проблемы формирования и исполнения // Белорусский экономический журнал. 2007. № 3 (40). С. 42-55.

12 Союзное государство Беларуси и России: результаты для граждан и перспективы. М., 2021; Российско-белорусские отношения в 2022 г.: союзные программы, новые вызовы и направления интеграции: аналитический доклад. М., 2022.

13 Старичёнок В. Образовательная политика Союзного государства Беларуси и России: какой она должна быть. — URL: https://eurasia.expert/obrazovatelnaya-politika-soyuznogo-gosudarstva-belarusi-i-rossii/ (дата обращения 10.01.2023).

интеграции в контексте геополитических тенденций14. Среди этой группы исследований выделяются работы, написанные представителями ведущих образовательных и научных центров Российской Федерации и Республики Беларусь. В них перспективы интеграции в рамках Союзного государства разбираются с точки зрения истории государственности обеих стран, анализируются события общего прошлого и их отражение в современных исторических концепциях России и Беларуси15.

Тогда же появились работы, посвященные непосредственно анализу развития Союзного государства. Среди них, в первую очередь, следует сказать о пятом томе фундаментального труда Института истории Национальной академии наук Беларуси «История белорусской государственности», называющемся «Национальная государственность на переломе эпох (вторая половина XX — начало XXI в.)»16, где история российско-белорусских отношений и формирования Союзного государства анализируется с учетом процессов становления и развития независимой белорусской государственности.

Отдельно необходимо упомянуть издательские проекты Постоянного Комитета Союзного государства. Совместно с информационным агентством БелТА Постоянный Комитет публикует материалы научно-практических конференций, круглых столов, проводимых под эгидой Союзного государства17, а с 1998 г. — «Информационный бюллетень Парламентского Собрания Союза Беларуси и России».

Несмотря на пусть небольшой, но при этом устойчивый исследовательский интерес к проблематике Союзного государства, вопро-

14 Антонович И.И. Беларусь в глобальном мире. Минск, 2014; Ротман Д.Г., По-сталовский А.В. Беларусь в контексте европейской политики: между ЕС и Россией // Альманах добрососедства. М., 2013. С. 34-48; Возможен ли «белорусский майдан»? Диагностика и вызовы для России. М., 2016; Суздальцев А.И. Указ. соч.

15 Антонович И.И., Зайцев С.М., Кузьмин С.В. Союзное государство Беларуси и России. История и современность. М., 2014; Арчаков В.Ю., Баньковский А.Л., Данилович В.В., Коваленя А.А. К вопросу об исторической политике // Беларуская думка. 2019. № 8. С. 3-11; Фомин-Нилов Д., Данилович В. Союзное государство: культурное единство, разнообразие и общая историческая память // Евразия.Эксперт. 2020. № 1-2. С. 9-17.

16 История белорусской государственности. В 5 т. Т. 5. Национальная государственность на переломе эпох (вторая половина XX — начало XXI в.) / Отв. ред. Н.В. Смехович. Минск, 2020.

17 Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы — новый этап формирования общего социального пространства: материалы науч.-практ. Конф. Союзного государства (Москва, 17-18 ноября 2011 г.) / Постоянный комитет Союзного государства. Минск, 2012; Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы. Науч.-практ. конф., посвященная 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства: сборник материалов. М., 2020.

сы взаимодействия и сотрудничества между Россией и Беларусью в сфере образования в рамках союзной интеграции в конце ХХ — начале XXI в. пока не становились предметом целенаправленного изучения. Вместе с тем, заявленное в Договоре о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. «проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», стало не просто одной из декларируемых целей, но реальным направлением практической деятельности в рамках развития интеграционного объединения.

Опорным документом в этом процессе стал Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан18, который закреплял особые условия для граждан Союзного государства (на момент подписания документа — еще граждан Союза Беларуси и России). В числе таковых значились «доступность и равные права граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования»19. После подписания этого документа начался процесс разработки нормативно-правовой базы, обеспечивающей равные права граждан Беларуси и России, что предполагалось разработать за 1999 г. Однако сближение законодательства в сфере образования двух независимых государств, даже на фоне неоспариваемой, а авторитетно декларируемой позиции и предпринимаемых конкретных действий, — процесс сложный и продолжительный, реагирующий на все изменения, происходящие в системах образования обеих стран, внутригосударственные задачи, тенденции интеграционного процесса, внутренние и внешние вызовы.

Можно выделить следующие основные этапы и тенденции развития сотрудничества России и Беларуси в области образования и в рамках интеграционного проекта Союзного государства, а также на уровне межгосударственных отношений.

Начало формирования Союзного государства отсчитывается с 1996 г., когда был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси — первого двустороннего российско-белорусского объединения. В истории Союзного государства следует выделить два процесса, пересекающихся, но развивающихся параллельно: формирование интеграционного объединения Союзного государства и развитие российско-белорусского межгосударственного взаимодействия.

18 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25 декабря 1998 г., вступил в силу 22 июля 1999 г.).

19 Там же.

Грань между этими процессами часто трудноуловима: в соответствии с учредительными документами Союзного государства, решения Высшего Государственного Совета, Совета министров, Парламентского Собрания интеграционного объединения передаются для дальнейших согласований и исполнения правительствам и профильным ведомствам двух стран. И непосредственное решение принимается уже органами государственного управления Российской Федерации и Республики Беларусь.

Параллельно с этим реализуются шаги, не связанные с формированием и развитием Союзного государства, но также вносящие свой вклад в совершенствование сотрудничества в сфере образования. Например, договоренности в рамках евразийских интеграционных процессов, общие типовые документы со всеми странами СНГ и др.

Процесс оформления равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере образования начался еще до формирования Сообщества России и Беларуси. 27 февраля 1996 г. было подписано межправительственное Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях20, которое основывалось на аналогичных документах, оформленных на площадке Содружества Независимых Государств21. В этом документе было оформлено и закреплено взаимное признание документов об образовании Российской Федерации и Республики Беларусь всех этапов обучения, от школы до вуза, дипломов об ученых степенях и званиях. Исключение составляли некоторые профессии, требования к которым зафиксированы отдельными государственными нормами.

После подписания Соглашения об образовании Сообщества Беларуси и России в апреле 1996 г. этот процесс продолжился и в рамках интеграционного объединения, и параллельно — на уровне многосторонних межгосударственных соглашений. Так, в 1998 г. аналогичная договоренность о признании эквивалентности документов об образовании была заключена на многостороннем уровне — подписано Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Рес-

20 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г.

21 Этот документ основывался на Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 г., Соглашении о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г., Соглашении о сотрудничестве в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.

публикой Таджикистан22. В 2004 г. то же решение было принято в рамках развития евразийской интеграции23, а в 2013 г. — на площадке Содружества Независимых Государств24.

В настоящем исследовании представляется целесообразным сфокусироваться на процессах, происходящих в рамках Союзного государства.

В апреле 1996 г. было принято постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России25. В нем формулировались основные принципы «создания единого образовательного пространства». В конце 1998 г., уже основываясь на Договоре о Союзе Беларуси и России26, они были закреплены Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан. Так нормативно-правовая база взаимного признания документов об образовании была сформирована к моменту подписания Договора о создании Союзного государства в 1999 г.

В рамках деятельности Союзного государства дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере образования определялось Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, Концепциями социального развития Союзного государства от 200327 и от 201128 гг. В составе Парламентского Собрания Союза России и Беларуси была создана Комиссия по социальной политике, культуре, науке и гуманитарным вопросам, где также обсуждались вопросы взаимодействия в этой сфере. Еще

22 Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 28 ноября 1998 г.).

23 Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (Астана, 15 сентября 2004 г., вступило в силу для России 27 сентября 2005 г.).

24 Соглашение государств — участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем (высшем профессиональном) образовании (Минск, 31 мая 2013 г., вступило в силу для России 23 мая 2014 г.).

25 Постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 11.04.1996 № 1 «О равных правах граждан на получение образования».

26 Договор о Союзе Беларуси и России (Москва, 2 апреля 1997 г.).

27 Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства № 3 от 20.01.2003 «О Концепции социального развития Союзного государства до 2005 года» (действие пролонгировано до 2010 г.).

28 Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства № 7 от 25.11.2011 «О Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы».

один формат сотрудничества в области образования — совместные заседания коллегий соответствующих министерств Российской Федерации и Республики Беларусь, в рамках которых обсуждаются и решаются актуальные вопросы сближения законодательств двух стран. С 2004 г. действует Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства (МАС)29. В его функционал входит информационная и организационная поддержка реализации совместных планов, проводятся заседания, публикуются сборники научных работ.

Анализ соглашений и договоров, заключенных Россией и Беларусью в области образования, позволяет выявить особенность, которая создает ряд затруднений при реализации их положений на практике и на которую указывают большинство исследователей30. В текстах таких документов как правило присутствует отсылочная норма «в соответствии с национальным законодательством» или «в соответствии с законодательством государства трудоустройства», то есть национальное законодательство оказывается приоритетным по отношению к союзному31. Как, например, и осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в России, которая регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым «необходимо иметь сертификат специалиста, выданный соответствующим образовательным учреждением Российской Федерации».

Первые 10 лет существования Союзного государства вопросы взаимодействия и сближения законодательств двух стран в сфере образования сами по себе не входили в перечень центровых вопросов, а решались в рамках более широкой повестки дня социальной политики.

Следующий этап формирования и развития нормативно-правовой базы Союзного государства в сфере образования следует отсчитывать с 2012 г.

29 Постановление Президиума РАН от 30.03.2004 № 114 «О создании Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства».

30 Петровский П.С., Сутырин В.В. Проблемы развития образовательного пространства в Союзном государстве Беларуси и России. Минск; М., 2017; Российско-белорусские отношения в 2022 г.: союзные программы, новые вызовы и направления интеграции: аналитический доклад; Союзное государство Беларуси и России: результаты для граждан и перспективы; Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы. Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства: сборник материалов.

31 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.12.2013 № 03И-1452/13 «О допуске к профессиональной деятельности граждан, получивших медицинское и фармацевтическое образование в образовательных учреждениях Республики Беларусь».

Реформирование систем образования Российской Федерации и Республики Беларусь, происходившее в связи с вступлением в Болонский процесс, обусловило необходимость корректировки соглашения. В 2012 г. в документ были внесены соответствующие изменения32. Статьи 1-5, а также 7-11 были изложены в новой редакции, которая учитывала все нюансы новых образовательных систем Российской Федерации и Республики Беларусь: общеевропейские ступени образования, а также особенности, проявившиеся при их внедрении в каждой из стран.

С переходом к Болонской системе высшего образования в каждой из стран была учреждена собственная система итогового тестирования выпускников школ — Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в РФ и Централизованного тестирования (ЦТ) в РБ. Это, в свою очередь, создало определенные трудности в практической реализации равных прав граждан. Согласно договоренностям сторон, «абитуриенты поступают в высшие учебные заведения всех видов на основе действующих правил приема в высшие учебные заведения принимающей стороны»33. То есть для того, чтобы поступить в вузы Российской Федерации, белорусским абитуриентам необходимо предварительно, вне приемной кампании, сдать ЕГЭ, а россиянам для поступления в вузы Республики Беларусь — ЦТ. В связи с тем, что далеко не для всех абитуриентов такой механизм оказывался приемлемым, сформировалась и закрепилась практика сосуществования двух статусов абитуриентов из Беларуси в России и абитуриентов из России в Беларуси. Они могут поступать в вузы на бюджетные места на основании общего конкурса, предварительно сдав соответственно ЕГЭ или ЦТ. Или не сдавать дополнительное тестирование и поступать в вузы на платной основе, в качестве иностранных граждан.

При этом очевидной была необходимость принятия более однозначного и универсального решения возникающих вопросов с поступлением и взаимным признанием документов об образовании. После 2012 г. этот вопрос все чаще стал подниматься в повестке официальных государственных органов Союзного государства. В 2013-2015 гг. создание равных условий для граждан Беларуси и России в сфере образования в части поступления в высшие учебные

32 Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 (Минск, 18 июля 2012 г.).

33 Постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 11.04.1996 № 1 «О равных правах граждан на получение образования».

заведения двух государств обсуждалось на заседаниях Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства. В феврале 2013 г. Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству образования Республики Беларусь совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства было поручено рассмотреть вопрос о взаимном признании результатов ЕГЭ и ЦТ34, а в июле 2013 г. — предписано обеспечить выработку согласованной позиции по вопросу о взаимном признании результатов ЕГЭ и ЦТ35. В октябре 2014 г. была поставлена задача провести анализ эффективности существующих механизмов предоставления равных условий для граждан Беларуси и России в сфере образования в части поступления в высшие учебные заведения двух государств36. По результатам проведенного анализа 11 сентября 2015 г. на заседании Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства было доложено, что сформированная нормативная база и организация приемных кампаний являются эффективными и позволяют гражданам России и Беларуси поступать в вузы этих двух стран на равных условиях.

Анализ нормативно-правовой базы, деятельности органов управления Союзного государства, выступлений официальных лиц двух стран доказывает, что формированию единого образовательного пространства придается особое значение на уровне Союзного государства. Данный сюжет на протяжении всей истории оставался в повестке дня, во всяком случае, декларировался. При этом следует подчеркнуть, что до 2018 г. он рассматривался в контексте более обширных направлений деятельности — социальной сферы, гуманитарного взаимодействия.

С 2018 г. в истории Союзного государства начинается принципиально новый период развития. В это время главами государств была обозначена необходимость интенсификации сотрудничества и интеграции в рамках Союзного государства, начались системные

34 Протокольное решение от 28.02.2013 № 14 Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства «О создании равных условий для граждан Беларуси и России в сфере образования в части поступления в высшие учебные заведения двух государств».

35 Протокольное решение от 24.06.2013 № 27 Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства «О создании равных условий для граждан Беларуси и России в сфере образования в части поступления в высшие учебные заведения двух государств».

36 Протокольное решение от 09.10.2014 № 10 Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства «О создании равных условий для граждан Беларуси и России в сфере образования в части поступления в высшие учебные заведения двух государств».

действия в этом направлении, в том числе в сфере образования: с 2018 г. фиксируются конкретные, последовательные законодательные и институциональные меры, направленные на формирование единого образовательного пространства Союзного государства.

Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 19 июля 2018 г. были утверждены Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы, где п. 16 сформулирован как «Формирование общего образовательного пространства и молодежной политики». В рамках этого направления были обозначены четыре первоочередные задачи: 1) реализация молодежной политики Союзного государства, создание совместных программ и расширение молодежных обменов; 2) повышение академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников; 3) дальнейшее совершенствование и сближение систем образования государств — участников Договора о создании Союзного государства; 4) совершенствование и реализация механизма совместной аккредитации учреждений высшего образования (образовательных программ высшего образования).

На уровне нормативно-правовой базы во исполнение этого постановления в 2018 г. было подписано межведомственное соглашение о сотрудничестве в области государственной аккредитации учреждений высшего образования37. Ежегодно проводились совместные заседания коллегий профильных министерств обоих государств и Государственного комитета по науке и технологиям, к участию в которых приглашались заинтересованные ведомства и организации38. Было разработано и принято новое Положение Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства39. Учреждена Премия Союзного государства в области науки и техники40.

37 Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Российская Федерация) о сотрудничестве в области государственной аккредитации учреждений высшего образования (образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования) (Москва, 17 ноября 2020 г.).

38 Образовательное и научное сотрудничество России и Беларуси — в числе приоритетов деятельности Союзного государства (новости министерства, 17 июля 2019 г.). — URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21940/ (дата обращения 10.01.2023).

39 Постановление Президиума РАН от 13.12.2018 № 206 «Об утверждении Положения о Межакадемическом совете по проблемам развития Союзного государства».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Постановление Совета министров Союзного государства № 31 от 13.12.2018 «О Положении о Премии Союзного государства в области науки и техники».

Особое внимание к гуманитарному направлению российско-белорусского взаимодействия в рамках Союзного государства проявлялось в этот период и на уровне решений глав государств. Поддержку со стороны Президента Российской Федерации В.В. Путина получило предложение проводить крупные российско-белорусские мероприятия, посвященные интеграции, с привлечением гуманитарного кластера, озвученное председателем ФНКА Белорусов России С.Л. Кандыбовичем на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям41. Примечательно, что именно на этом этапе запрос со стороны общественности совпал с государственным видением ситуации и встретил поддержку. Повестка VI Форума регионов Беларуси и России «Межрегиональные связи как основа формирования единого культурного и гуманитарного пространства народов Беларуси и России», прошедшего в 2019 г. в Санкт-Петербурге, отражала это направление интеграционного процесса. Секционные заседания, отдельные круглые столы, экспертные совещания, включенные в программу мероприятий, были посвящены обсуждению вопросов культурного и гуманитарного взаимодействия регионов двух стран, развития туристической отрасли, молодежной политики.

Так, тематика одного из секционных заседаний — «Образовательное пространство России и Беларуси: проекты и направления развития» — была напрямую связана с решением этих задач. В ходе мероприятия ректоры ведущих российских и белорусских вузов, представители министерств, органов государственной власти, профильных ведомств России, Беларуси, Союзного государства обобщили опыт совместной деятельности и выработали рекомендации по развитию взаимодействия в сфере образования.

Новаторским для российско-белорусского сотрудничества форматом работы стал Форум ректоров вузов России и Беларуси, который также прошел в рамках VI Форума регионов на площадке Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, а на пленарном заседании Форума регионов 18 сентября 2019 г. президент Российского Союза ректоров, ректор Московского государственного университета академик В.А. Садовничий и ректор Белорусского государственного университета профессор А.Д. Король подписали Декларацию о деятельности Ассоциации вузов России и Беларуси. Декларация зафиксировала

41 Стенограмма заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям (г. Ханты-Мансийск, 28 октября 2018 г.) . — URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/deliberations/58922 (дата обращения 10.01.2023).

обязательство участников этой ассоциации ежегодно проводить форумы ректоров вузов России и Беларуси42.

28-29 сентября 2020 г. в дистанционном формате прошел VII Форум регионов Беларуси и России «Историческое наследие Великой Победы как основа развития социально-экономических и духовных связей народов Беларуси и России». В программу форума вошла экспертная сессия «Образование как основа исторической памяти и дальнейшего интеграционного развития Союза Беларуси и России».

Одним из решений итогового документа, утвержденного на пленарном заседании Форума регионов, стало проведение заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании «Интеграция систем общего образования Республики Беларусь и Российской Федерации как основа создания единого образовательного пространства Союзного государства», которое прошло 19 ноября 2020 г.

Итоговым документом заседания стал проект рекомендаций министерствам и ведомствам двух стран и Постоянному Комитету по разработке Стратегии формирования единого образовательного пространства Союзного государства. Также была обозначена и рекомендована методология анализа нормативной базы по сближению дошкольного и школьного общего образования. Заключены предварительные договоренности о подготовке учебно-методических пособий для педагогов и разработке учебной программы и учебного пособия по истории Союзного государства43.

Еще одним из пунктов исполнения поручений Высшего Государственного Совета Союзного государства (постановление от 19 июня 2018 г.) о дальнейшем развитии Союзного государства в части образования стали меры, направленные на обеспечение сближения законодательства двух стран в этой сфере. С 2021 г. решением Министерства науки и высшего образования РФ граждане Республики Беларусь имеют право поступать в российские вузы по результатам ЕГЭ и ЦТ, на территории Беларуси открываются пункты сдачи ЕГЭ. Все это способствует практической реализации равных прав граждан Союзного государства.

42 Межвузовское взаимодействие как важный элемент гуманитарного сотрудничества России и Беларуси (новости министерства, 16 июля 2019 г.) . — URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21944/ (дата обращения 10.01.2023).

43 Успех союзной интеграции зависит от степени единства систем образования. — URL: https://ria.ru/20201119/obrazovanie-1585413946.html (дата обращения 10.01.2023).

Логическим продолжением этого процесса стало одно из решений 61-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 23 декабря 2021 г. В структуру Парламентского Собрания Союза Беларуси и России был внесен ряд изменений, в том числе вместо ранее существовавшей Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам появились две структуры: Комиссия Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению и Комиссия Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию44.

В начале декабря 2022 г. в рамках медиафорума «Беларусь — Россия: равноправный союз, общая история, совместное будущее», посвященного 23-й годовщине подписания Договора о создании Союзного государства, была заключена договоренность о подготовке сводного плана деятельности в сфере образования на ближайшие два года.

Итоговый документ — План мероприятий по развитию сотрудничества в 2023-2024 годах45 — был подписан министром образования Республики Беларусь А.И. Иванцом и министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 10 января 2023 г. в Минске. Он включает 32 пункта, направленных на интенсификацию российско-белорусского сотрудничества в сфере образования и обмен накопленным опытом. Планом также предусмотрено участие представителей системы образования Союзного государства в Форуме регионов Беларуси и России46.

Говоря о практической деятельности, направленной на развитие сотрудничества в сфере образования и на формирование единого образовательного пространства, следует выделить как минимум две ее составляющие.

Во-первых, это деятельность органов государственной власти Союзного государства, обеспеченная бюджетным финансированием.

44 Принято решение об изменении структуры Парламентского Собрания (новости Парламентского Собрания). — URL: https://belrus.ru/info/prinyato-reshenie-ob-izmenenii-struktury-parlamentskogo-sobraniya/ (дата обращения 10.01.2023).

45 В 2023-2024 годах Россия и Белоруссия проведут мероприятия по обмену педагогическим опытом, совместные патриотические акции и фестивали (новости министерства, 11 января 2023 г.)/ — URL: https://edu.gov.ru/press/6413/v-2023-2024-godah-rossiya-i-belorussiya-provedut-meropriyatiya-po-obmenu-pedagogicheskim-opytom-sovmestnye-patrioticheskie-akcii-i-festivali (дата обращения 10.01.2023).

46 На пути к единым стандартам: Россия и Беларусь углубляют сотрудничество в сфере образования/ — URL: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/20230128-na-puti-k-edinym-standartam-rossiya-i-belarus-uglublyayut-sotrudnichestvo-v-sfere-obrazovaniya/ (дата обращения 10.01.2023).

Ключевым инструментом реализации любого приоритетного направления этого интеграционного объединения являются программы Союзного государства. С участием ключевых высших учебных заведений и научных институтов России и Беларуси их реализовано более 50, в том числе в сфере космических технологий, суперкомпьютеров, биологии, машиностроения, новых материалов. Но абсолютное большинство из них осуществлялось и проходило в бюджете по статье финансирования «Наука и техника», поэтому исключительно к образовательному сотрудничеству эта деятельность отнесена быть не может. В целом на уровне Союзного государства внимание к точным наукам, перспективам совместных научных разработок остается стабильно высоким. В последние годы с учетом геополитической обстановки и нацеленности обеих стран на развитие импортозамещения еще более возрастает значение сотрудничества в сфере совместных научных разработок, в первую очередь практико-ориентированных. Эта проблематика и последовательно финансируется, и находится в сфере постоянно обсуждаемых на высоком уровне вопросов. Так, прошедший в 2021 г. VIII Форум регионов Беларуси и России был посвящен теме «Научно-техническое сотрудничество России и Беларуси в эпоху цифровизации».

В 2002 г. состоялось мероприятие, затрагивающее отдельные аспекты сотрудничества в сфере образования — физкультурно-спортивный фестиваль студентов высших учебных заведений физической культуры России и Беларуси в г. Анапа Краснодарского края России47. Финансирование мероприятия осуществлялось из средств, предусмотренных в бюджете Союзного государства на 2002 г. по разделу 17 «Здравоохранение и физическая культура».

Первым межправительственным решением, направленным на конкретные действия в сфере образования в рамках деятельности Союзного государства, стало соглашение48, в соответствии с которым с 2003 г. осуществляет свою деятельность Белорусско-Российский университет, созданный на базе Могилевского технического университета. Особенностью БРУ является то, что он имеет статус государственного образовательного учреждения как в Беларуси, так и в России. Студенты БРУ могут получать образование по бело-

47 Постановление Совета министров Союзного государства от 02.12.2002 № 44 «О финансировании из бюджета Союзного государства на 2002 год проведения физкультурно-спортивного фестиваля студентов высших учебных заведений физической культуры России и Беларуси».

48 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях учреждения и деятельности Российско-Белорусского университета (Могилев, 19 января 2001 г.).

русским или российским образовательным стандартам по выбору. По данным, представленным на официальном сайте университета, по белорусским образовательным программам было подготовлено более 47 тысяч специалистов технического и экономического профилей, по российским — более 1,4 тысячи специалистов и бакалавров49.

С 2003 по 2009 г. в бюджете Союзного государства в разделе «Образование» было заложено финансирование филиала Московского государственного социального университета в г. Минске.

Под эгидой органов Союзного государства с начала 2000-х гг. проходят разнообразные научные и образовательные мероприятия: научные и научно-практические конференции, творческие и профессиональные конкурсы, олимпиады. Некоторый рост активности в этом отношении обозначился после 2011-2012 гг. Начиная с этого времени при поддержке и по инициативе Постоянного Комитета Союзного государства, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России интенсивно проводятся экспертные заседания, научно-практические конференции, посвященные гуманитарному взаимодействию вообще и гуманитарному образованию в частности. В сентябре 2011 г. в Костроме прошел проблемный семинар «Оптимизация содержания социально-гуманитарного образования в вузах Белоруссии и России в контексте Болонского процесса»50. Особым форматом популяризаторской деятельности Постоянного Комитета Союзного государства стали экспертно-медийные туры для представителей белорусской и российской высшей школы, а также журналистов двух стран.

Некоторые мероприятия, организуемые Союзным государством и финансируемые по статье «Образование», со временем стали регулярными. Среди них два проекта познавательной и популяризаторской направленности: Олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» и Туристский слет учащихся Союзного государства. Постановлением Совета министров Союзного государства от 2007 г.51 с 2008 г. на их проведение ежегодно предусматривалось финансирование в разделе «Образование» годовых бюджетов Союзного государства. Третий проект — слеты юных эко-

49 Университет сегодня (официальный сайт БРУ). — URL: http://bru.by/content/ university/universitytoday (дата обращения 10.01.2023).

50 В Костроме состоялся семинар «Оптимизация содержания социально-гуманитарного образования в вузах Белоруссии и России в контексте Болонского процесса». — URL: https://regnum.ru/news/cultura/1450102.html (дата обращения 10.01.2023).

51 Постановление Совета министров Союзного государства от 23.07.2007 № 22 «О мероприятиях Союзного государства в сфере образования».

логов Беларуси и России «Экология без границ» — посвящен востребованной и обсуждаемой на глобальном уровне повестке.

Среди мероприятий, которые на постоянной основе финансируются в рамках деятельности Союзного государства, — те, что могут быть отнесены к патриотической тематике. Причем ориентированы они не только на работу с молодежью вообще, но и целенаправленно на совместное обучение кадетов Беларуси и России. Гражданско-пат-риотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны» и Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных и кадетских училищ Беларуси и России, которые являются наиболее крупными мероприятиями Союзного государства в сфере образования, отражают особое внимание со стороны руководства обеих стран к патриотическому воспитанию.

Деятельность Союзного государства в сфере образования направлена не только на объединение в рамках тематических площадок детей и молодежи, но и на вовлечение в эту деятельность педагогических работников. Так, в 2014-2018 гг. Постоянный Комитет Союзного государства проводил конкурсы среди учителей на лучшие уроки на заданную тему — на лучший урок по истории, по географии, на лучший урок для начальных классов о Союзном государстве.

Таким образом, для деятельности Союзного государства в сфере образования характерны точечные действия, направленные на создание общих российско-белорусских тематических площадок в той или иной узкой сфере: для школьников, заинтересованных в приобщении к гуманитарному знанию и творчеству, для детей и молодежи, интересующихся экологией, туризмом, для курсантов военных училищ.

Стоит обратить внимание на еще одну тенденцию — проведение подобных крупных российско-белорусских мероприятий в региональных центрах России и Беларуси: в Ростове-на-Дону, в Анапе, Гомеле и др. Для Российской Федерации, в силу масштабов страны, остается актуальной концентрация активного гуманитарного взаимодействия в рамках Союзного государства в приграничных с Беларусью регионах и в центральной части страны. Но вопрос о распространении деятельности «за Урал» обозначается в повестке сотрудничества52 и в деятельности Союзного государства, очевидно

52 Нужно расширять молодежные контакты за Урал, чтобы там тоже знали о Союзном государстве (в Смоленске во время фестиваля «Молодежь — за Союзное государство» состоялась презентация проектного офиса молодежного сотрудничества по направлению «Россия — Беларусь»). — URL: https://belrus.ru/info/ nuzhno-rasshiryat-molodezhnye-kontakty-za-ural-chtoby-tam-tozhe-znali-o-soyuznom-gosudarstve/ (дата обращения 10.01.2023).

стремление не фокусироваться исключительно на приграничных и столичных центрах.

Во-вторых, крупным блоком реальной практической деятельности, направленной на развитие сотрудничества в сфере образования, является российско-белорусское учебно-научное взаимодействие, осуществляемое по инициативе самих образовательных учреждений. Оно развивается в общем контексте приоритетов и задач Союзного государства, руководствуется сформированной нормативно-правовой базой, но осуществляется независимо от деятельности официальных органов интеграционного объединения. Такое взаимодействие принимает системный, регулярный характер на базе локальных договоров и соглашений о сотрудничестве. По данным, озвученным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, их заключено более 550. Здесь можно выявить две общие тенденции.

Первая тенденция — развитие приграничного регионального сотрудничества учебных заведений.

Система обеспечения равных прав граждан, возможность беспрепятственно пересекать границу России и Беларуси обуславливают широкий диапазон возможностей для жителей приграничных территорий.

При поддержке региональных администраций учебные заведения — школы, колледжи, училища, вузы — инициируют и проводят совместные проекты самых разных типов и форматов. Наиболее распространенными являются научные конференции, научные и образовательные выставки, выставки творческих работ, академические обмены, рабочие визиты делегаций студентов и преподавателей, презентации образовательных учреждений в регионах. На базе Смоленского государственного университета в 2016 г. был создан Научно-образовательный центр «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем», претендующий на статус постоянной площадки взаимодействия российского и белорусского научного и образовательного сообществ.

Вторая тенденция — развитие взаимодействия в рамках учебно-научных школ, инициированное профессиональными связями на межличностном уровне.

Такое взаимодействие развивается внутри конкретных областей научного знания, реализуется в форматах форумов, съездов, конференций, конкурсов, грантов и предоставляет собой площадку для научного общения, обмена опытом, методологией, наработками по актуальным вопросам современного научного знания.

Высокий уровень таких узкопрофильных связей демонстрирует исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, располагающий многолетним опытом взаимодействия с учебными и научными учреждениями Беларуси. Подписан ряд договоров и соглашений о сотрудничестве с Институтом истории НАН Беларуси, историческими факультетами Белорусского государственного университета, Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова, Гомельского государственного университета имени Ф. Скори-ны, Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова и др.

С 2008 г. реализуется принципиально новый формат взаимодействия исторических факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова и БГУ в рамках подписываемых каждые два года рабочих программ сотрудничества к Договору о научном и учебном сотрудничестве МГУ имени М.В. Ломоносова и БГУ Помимо многочисленных российско-белорусских научных мероприятий и совместных изданий, необходимо отметить наиболее значимые новаторские проекты системного многолетнего сотрудничества исторических факультетов двух университетов53.

Во-первых, учреждение и реализацию с 2019 г. первой российско-белорусской международной совместной образовательной магистерской программы МГУ имени М.В. Ломоносова и БГУ «История белорусской диаспоры» с выдачей двух дипломов. «Преподавание истории не может строиться на простом перечне фактов без внятных концептуальных основ и определенных мировоззренческих позиций»54, поэтому необходимо подчеркнуть, что ее открытие и успешная реализация стали возможными благодаря сохранению многолетних связей исторических научных школ двух университетов и деятельному участию Федеральной национально-культурной автономии Белорусов России. На историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова действует первое в России учебно-научное направление «История Беларуси и белорусской диаспоры» (руководитель — доцент, к.и.н. О.В. Солопова), на историческом факультете БГУ работает единственная в современной Беларуси кафедра истории России (заведующий — профессор, д.и.н. О.А. Яновский). Эти

53 Дни дружбы МГУ и БГУ: российско-белорусское межуниверситетское сотрудничество МГУ и БГУ на современном этапе. Материалы и документы: научно-практический сборник / В.А. Садовничий, Л.С. Белоусов, Ю.А. Мазей и др. М., 2019. С. 113-135.

54 Белоусов Л.С. Историко-культурный стандарт по всеобщей истории: проблемы методологии // Новая и новейшая история. 2019. Т. 63. № 5. С. 168.

наработки наряду с успешной реализацией совместной магистерской программы (соруководители с белорусской стороны — А.Г. Ко-хановский, с российской стороны — О.В. Солопова) подтверждают общность и открытость к сотрудничеству исторических школ РБ и РФ.

Во-вторых, историческими факультетами двух ведущих вузов Союзного государства был инициирован новый формат образовательного и научного взаимодействия — Дни факультетов. Впервые такое мероприятие прошло по инициативе белорусской стороны в 2016 г., в рамках этой программы в Минске состоялись: цикл публичных лекций ведущих ученых исторического факультета Московского университета, круглый стол, ряд важных рабочих встреч, были достигнуты договоренности о дальнейшем развитии сотрудничества факультетов. Ответные мероприятия в Москве прошли в 2017 г. и включали публичные лекции ведущих ученых исторического факультета Белорусского государственного университета, студенческие научные мероприятия, круглый стол по актуальной проблематике российско-белорусского сотрудничества в сфере образования и др.

Опыт историков по проведению Дней факультетов был воспринят на межуниверситетском уровне. В 2018 г. был учрежден особый, не имеющий аналогов формат — ежегодные Дни дружбы МГУ и БГУ, что простимулировало развитие аналогичного межуниверситетского сотрудничества механико-математических, вычислительной математики и кибернетики, биологических, филологических, философских факультетов, а следовательно — образовательных инициатив, университетских научных школ.

В-третьих, Международный российско-белорусский конкурс студенческих научных работ по истории «Общий путь к Великой Победе. Подвиг народов бессмертен», учрежденный в 2014 г., получил статус ежегодного и остается единственным в рамках Союзного государства специализированным научным конкурсом для студентов-историков. Общее число лауреатов за прошедшие годы составило более 60 человек. Конкурс получил в Республике Беларусь высокую оценку и особый статус в рамках национальных приоритетных конкурсов: белорусские студенты-лауреаты попадают в Банк данных одаренной и талантливой молодежи Республики Беларусь.

С 2018 г. ежегодно проводится Конкурс молодых международников СНГ имени А.А. Громыко. Организаторами выступают Ассоциация внешнеполитический исследований имени А.А. Громы-

ко, МГИМО МИД России, Институт Европы Российской академии наук, Академия управления при Президенте Республики Беларусь при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Евразийской экономической комиссии, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ.

В-четвертых, студенческий обмен и приглашение с лекциями преподавателей из партнерского вуза позволяет формировать сообщество молодых российских и белорусских специалистов, заинтересованных в развитии и укреплении связей научных и образовательных школ наших стран.

Подобная деятельность осуществляется университетами на общих с другими иностранными вузами основаниях — на основе межвузовских договоров о сотрудничестве — и, соответственно, как правило не имеет отдельного дополнительного финансирования. В экспертном сообществе двух стран неоднократно поднималась тема целесообразности и значимости для формирования общего образовательного пространства проработки и внедрения специальных программ грантового финансирования научных стажировок на пространстве Союзного государства. Вопрос пока остается открытым55.

В-пятых, формирование профессиональных сообществ.

В 2000 г. была создана Международная ассоциация вузов приграничных областей Беларуси и России. С такой инициативой выступили представители Белорусско-Российского университета и Брянского государственного технического университета.

Особую роль в реализации программ Союзного государства и в развитии интеграционного движения в сфере образования в целом играет проводимый с 2012 г. на площадке Белорусского национального технического университета Форум проектов вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства.

В 2019 г. была создана Ассоциация ректоров вузов двух стран. Декларацию о деятельности организации подписали президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН В.А. Садовничий и ректор БГУ профессор А.Д. Король. Особое звучание в контексте развития сотрудничества в сфере образования получило то, что документ был подписан в рамках пленарного заседания VI Форума регионов Беларуси и России с участием председателя Совета РБ М.В. Мясниковича и председателя Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко.

55 Фомин-Нилов Д., Данилович В. Указ. соч. С. 15; Петровский П.С., Сутырин В.В. Указ. соч.

В-шестых, реализация совместных российско-белорусских молодежных мероприятий.

Особое место в формировании общего образовательного пространства занимает молодежная политика. Одним из значимых ресурсов интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь является наличие близких принципов осмысления страниц общей истории государств и народов. На сегодняшний момент существует профессиональное сообщество историков, не прекращавших взаимодействия. Как в России, так и в Беларуси продолжают развиваться и находят поддержку на государственном уровне исторические концепции близкие в основных выводах и заключениях видения исторического процесса. Научные исторические школы России и Беларуси заинтересованы в дальнейшем изучении элементов культуры, сохраняющих наше единство, а не уничтожающих его в угоду конъюнктуре.

Общее понимание исторического процесса сохраняется не только в сфере науки и высшего образования, но и на уровне обществ. Именно это совпадение принципиально важно для дальнейшего российско-белорусского взаимодействия и развития Союзного государства.

В-седьмых, взаимодействие на площадке студенческого самоуправления.

По инициативе студенческой молодежи России и Беларуси выстраивается взаимодействие на уровне организаций студенческого самоуправления. Так, на площадке исторического факультета Белорусского государственного университета по инициативе студенческих объединений в 2019 г. прошла первая Международная российско-белорусская студенческая конференция «Современное студенческое самоуправление: опыт исторических факультетов БГУ и МГУ имени М.В. Ломоносова». Запрос на развитие сотрудничества, сформулированный самими студентами, получил поддержку и позитивную оценку со стороны руководства исторических факультетов и на университетском уровне. Мероприятие стало частью программы I Форума Ассоциации вузов России и Беларуси «Наука и образование в условиях больших вызовов современности» и очередного Дня дружбы МГУ имени М.В. Ломоносова и БГУ.

Подобные инициативы находят деятельную поддержку в объединениях гражданского общества двух стран. По всем перечисленным направлениям двусторонней совместной деятельности ученым и образовательным организациям содействуют в проработке идей, выстраивании профессиональных связей, проведении совместных мероприятий и научных исследований белорусские общественные

объединения и организации — ФНКА Белорусов России, региональные национально-культурные автономии белорусской диаспоры России, Координационный совет руководителей организаций российских соотечественников в Беларуси и мн.др.

Сложно не увидеть, что в рамках реализации интеграционных проектов Союзного государства был запущен процесс сближения законодательств России и Беларуси в сфере образования, который к настоящему времени может быть разделен на три этапа: с 1999 до 2012 г., с 2012 до 2018 г., с 2018 г. по настоящее время. Каждый из этапов характеризуется интенсификацией внимания со стороны государственных, союзных структур и обществ в обеих странах к образовательному сотрудничеству.

По инициативе органов Союзного государства создан первый межгосударственный Белорусско-Российский университет, поддерживается деятельность филиалов российских вузов в Беларуси. В рамках бюджетного финансирования из средств Союзного государства проводится ряд просветительских, научно-популяризаторских мероприятий. Порой они имеют опосредованное отношение к образованию, но обеспечивают точечное формирование общего гуманитарного пространства для детей и молодежи в той или иной узкой тематической сфере.

Вместе с тем остается ряд нерешенных вопросов. Утвержденные союзные программы, в реализации которых принимают участие ведущие образовательные и научные центры двух стран, главным образом направлены на практико-ориентированные научно-технические исследования и разработки, не включают механизмов активизации гуманитарной интеграции.

На уровне Союзного государства пока только оформляются специальные программы академической мобильности и научных стажировок, иные форматы, которые по мере их запуска были бы востребованы в обеих странах, способствовали бы активизации маятникового обмена российских и белорусских студентов и преподавателей.

Гармонизация законодательства в части организационно-правовых и финансовых моделей образовательных процессов, стандартов преподавания и оценки освоения образовательных программ признается органами власти Союзного государства и экспертным сообществом актуальной и важной задачей, но при этом непростой для решения. Наиболее деятельным и результативным остается практический инициативный вклад самих образовательных учреждений в развитие сотрудничества в области образования в рамках Союз-

ного государства, которое часто находит деятельную фактическую, информационную и финансовую поддержку со стороны федеральной и региональных национально-культурных автономий белорусской диаспоры России. Принимая системный характер в рамках заключаемых локальных договоров и соглашений о сотрудничестве, такое взаимодействие с общественными организациями во многом закрывает проблемные вопросы, обозначенные выше. По инициативе образовательных учреждений успешно развивается приграничное региональное сотрудничество, осуществляется системное взаимодействие в рамках учебно-научных школ, инициированное профессиональными связями на межличностном уровне, студенческий обмен и приглашение с лекциями преподавателей вузов, формирование профессиональных сообществ, реализация совместных российско-белорусских молодежных мероприятий, взаимодействие на площадке студенческого самоуправления и др.

Возможности и достижения взаимодействия в таком формате нередко оказываются прорывными: с 2012 г. успешно действует Форум проектов программ вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства, с 2014 г. проходит Международный российско-белорусский конкурс студенческих научных работ по истории «Общий путь к Великой Победе. Подвиг народов бессмертен», в 2018 г. был учрежден первый в своем роде межвузовский праздник День дружбы МГУ и БГУ, с 2019 г. действует первая российско-белорусская международная совместная образовательная (магистерская) программа МГУ имени М.В. Ломоносова и БГУ «История белорусской диаспоры» и др.

Таким образом, запланированная программами финансируемая деятельность Союзного государства в сфере образования и личные инициативы образовательных и научных учреждений России и Беларуси не всегда напрямую связаны, но дополняют друг друга, не противореча и не конкурируя, а напротив — формируя широкое пространство для тесной связи и развития сотрудничества двух стран.

References

Antonovich I.I. Belarus' vglobal'nom mire [B elarus in the Global World]. Minsk: Knizhnyy dom, 2014. 384 pi.

Antonovich I.I., Zaytsev S.M., Kuz'min S.V. Soyuznoye gosudarstvo Belarusi i Rossii. Istoriya i sovremennost' [The Union State of Belarus and Russia. History and Modernity]. Moscow: Veche, 2014. 288 p.

AichakovV. Yu., Ban'kovskiy A.L., Danilovich V.V., Kovalenya A.A. K wprosu ob istoricheskoypolitike [On HistoaicalPolitics] // Belaruskaya dumka. 8019. N 8. P. 3-11.

Avak'yan S.A. Dogovor mezhdu AB i RF o sozdanii SG: korntitutsionno-pravovoy aspekt [Treaty between the RB and the RF on the Creation ofthe Union State: The Constitutional And L egal Aspect] /1 Vestnik Moskovskogo univereiteta. Seriei 11. Prato. 2001.N1. P. 3-15.

Bazanov A.V., Krishtapovich L.E. Soyuznoye gosudarstvo kak imperativ razvitiya Belarusi i Rossii v sovremsnnom mtre [The Union State as an Imperative for the De-aelopment of Betarus and Russia in the Modern World.]. Minsk: Bolorusskiy Dom pechati, 2011. 43 p.

Bolousov L.S. Isiorioe-kul'turnfy stvttdart po vseobshchey istorii: psoblemy metodologii tHistorical an2 (Cultural 1tandard for Universal History: Methodology Problems] 1/ Novaya i nooeyvhaya istoriya. f 019. Vol. 63. N1 5. P. 166- 178.

Dmitriyev Yu., Mironov V. Novaya forma gosudarstvennogo soyuza: Soyuznoye gosudarstvo Belarusi i Rossii [A New Form of State Union: The Union State of Belarus and Russia] // Prauo i zhizn'. f01f.N 166 (4). P. 6f-77y

Fomin-Nilov D., Danilovich V. Soyupnoye gosudarstvo: kul'turnoye yedinstvo, raznoobraviye i obshohaya istorithoskayapamyaa' [The Union Stats: Culütral Unity, Diversity end Common Historic al Memory] // Evraeiya. Ekspert. fOf0. N (-f. P. 9-17.

Geras enkoV.P., Gerasenko P.V. Analiz sblizheniya usloviy deyatel'nosti sub'yektov khozyaystvovaniya v Soyuznom gorudaretve Belarusi i Rossii [An alysis of the Convergence 18 Business Entities in the Uhio n State ot Belarus and Rustia] // Vevtnik Vtlotskogo gosudarstvennogo univvrsiaetno Series D. Ekonomicheskiye i yuridichnkiye nauki. f006.Nf. P. f-10.

Godin Yu.F. Rossiya i Belorussiya neptti kyedininiyu. Ptotlemy ekonomwheskoy pezopasnosti Soyuznogo gosudarstva [Russia and Belorussia on the Way to Unity. Issues of Economic Securityot tho Union State]. Mosoow: Mezhdun5r odnype otnosheniya, fhSl. 30f p.

(üronskif A.D. Otnosheniya Belotuasii s Yvvropeyskim Soyurom i 75hA (19922018 gg.): ot distantsirovariya k dreyfn ta Zapad [Relations oOBelarus with the European Union ane the USA (199P-P018): From Distancing to Drift te tins Wrest] // Kov-iuryglrbal'nykh transformatsiy:.ol^tikio, ekonomika, pravo. f01S.Vol. 1f. N2 P. P. 71-97.

I1toiiy8 behrusskyygosudarstvennottt ]Historf oftheBelarasian Statnhvod]. In 5 vols. VoL h. Natsivharnayagysudar1tvennost' na perelome epokh (vtoraya polovina XX — nashrlo XXI v.. [Naeional Statehood at the Turn of Epoths (Second Half ot th-P0th Century and Early P1st Century)] / Ed. by N.V. Smekhovich. Minsk: Belaruskaya nhvuka,P0P0. 759 p.

Kontseptsiya sotsiarnogo razvitiy9 goyuznogo gosudarstva na 2011-2015gody — novyy etap formirovaniya obshchogo sotsMlnogo prottranstva: materia.y naudtno-nraktichetkoy koaferents]i Soyuznogo gosgticrstva PMcukva, 17-18 noytbr.a 2011 g.) ICnncept of Social Dwelopment of the Union State for P011-P015. A New Stage of Formation of a Unified So ciel Space: Acta o f the Scientific and Practical Conference og the Union State (Motc owe1, 17-18 Novsmber f 0H )] / Standin. Committee pf the Union Stat3. Minsk: Pachatkovaya shkola, f01f. 159 p.

Modelirovaniyeprotsessa ob"yedineniyaRossii iRespublikiBelatve' [Modelinatü-Proress ot Unifigation of Rustia and the Republic of Belarus] / Ed. by A.I. Tatarkin, A.A. auklin. Yekaterinburg: Izdatel'sdvo Uralokogo gniversiteta, 2001. 59 p.

Nedil'ko Yu. V. Soyuznoye gosudarslvo Rosse i Beta rust: sttn ovleniye, tazvitiye, persprkticy [Thh Union Stete of Russia and Belarur: Formation, Development, Prospects]. Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, P006. 199 p.

OgarkovS.A. Rol'prioritetnykhprogramm Soyyuznogogosudarstva v ustoychivom razvitii sel'skoy mestnosti [Hie Role of the Priority Programs of the Union State in the Sustainable Development of Rural Areas] // Nikonovskiye chteniya. 2003. N 8. P. 423-g25.

Pastukhova NN. Soyuz Rostii i Betorussii: istoeiea, nastoyashcheye, perspektivy [Union of Russia and Belorussia: History, Preeent, Prosp ects]. Mescow: Kniga i biz-nes, 2000.117 pp.

Petrovskiy P.S., Sutyrin V.V. Problemy razvitiya obsazovate0nego prostranstva v Soyuznom yvsudarvtvs BeSarusi i Rossii [Problems of the Development of Educational gpacein zhe Union State of Belsrus rnd Russia]. Minsk; Mozcow: Rossiysko-beloruss-kiyekspertnyy klub, 2017.Z4 p.

Pivovar E.I. Postsovetskoye prostranstvo: al'ternativy integratsii. Istoricheskiy ocherk [Post-Soviet Space: Alternatives of Integration. Historical Essay]. Saint Petersburg: Aletern, 2008.316 p.

Pivovor E .I. Ysvraziyskiy mteyratsionnyyproyeyt napostsovetskom prostranstve: 1921-2015vg. (prvdposy]ki, s^nooleniye, razvitiye) 'Eurasian Integration Proyectm ghe Post-Soviet Spake: 1 921-2015 tPrecondrtions , Formation, Development)]. Seint Petersburg: Aleteta, 2016. 720 p.

problemy integratsii Rossii i Respubliki Be^zrus v Sryuznaye yesudaretvo: eko-nomika i energetika iIssoes oi Integratioia of Rusvia and Republic of Belaaus in thhe Union State: Economics and Energy] / Ed. by A.I. Tatarkin, A.A. Kuklin. Yekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2002. 296 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rossiyskro-belorusskiizs otnksheniya: problemy i perspektivy: materialy kkuglügo stolo (1-3 fevralya 22000 g., Moskva) [Russian-Belarusian Relations: Problems and Orospects: Materials of the Roundtable (1-3 Fe^^ry 2000, Moscow)]. Moscow: EPIKON, 2001.134 p,

Rossiysko-yporusskiye otnosheniya v 2022 gg.: soyuznyye zrogrsmmy, novyye ryzovy l napravieniya inteyratpii: aneiiiicheskiz dokSad tRussian-Itelarusian Relations en 2.022 : Itnion Ilrogranss, New Challenges and Directions ot InVegration : .Analytical Repoct]. Moscow:Assotsiatsiya vneshnegoliticheskikh issiedovaniy imeni A.A. Gro-myko; Institut Europy RAN, 2022. 20 p.

Rorsiysko-belzeusskoye sotrudnichestvo: veemya strategiehrskikh resheniy [Rus-iian-Betarusirn Cooperation: Time for Strategic Decisions-. Moscow: Assotsiatsiya vneshnepoliticheskikh issledovaniy imeni A.A. Gromyko; Institut Europy RAN, 2021. 38 p.

Rotman D.G., Pottalovskiy A:V. Behrus'vkonteketeyevropeyskaypolitiki: mezh-zs ES i pansiyey [Belarus in the Context of Europeaz Politics: Between the EU and Russia] // Aymanakh doproaosedetva [Almanac of Good Neighborhood] Moscow: Tsentr opshchestzennykh tekhnologiy, 2013.R 34-48.

Solopora O.V. Razvyiyegumanitaenouototrudniche1tva Respubliki Belarus' i Ros-siyskoy Fedemtsii: zadachg vyzovy perspektivy v kontse 20-kh godov XXI v. [Development of Humanitari an CokperatiIn betwren the Republic of Belarus and the Russian tekeration: Tasks, Challenges, Prospects at the End of the 2020s] // Vestnik RGGU. Series "Yevraziyskiye ittirdevaniye. Iseoriya. Politologipa. Mezhdunaroezyye otnosh-rniyah 2021.N1.P. 71-84.

Soloeova O.V. goykznoyrgaeudarstvo Beirruzt i Rortü: istoricheskiAe osobannotti, zyzovy i obc^ha^n^te initsiatiey [ The Union State of Belarus and Russia: Historical Features, Challenges and Public Initiatives] // Ukrepleniye dukhovnykh, istoricheskikh,

ekonomicheskikh i kul'turnykh svyazey kak vektor razvitiya rossiysko-belorusskikh ot-nosheniy: nauchnyy sbornik [Strengthrniag Spiritual, Histoi"ic£il, Economic and (Cultural Ties as a Vector for the Development of Russian-Belrrusian Relations: A Scientific Collection] - Ed.by D.A. Surmilo. Moscow: Moskovskiy dom natsional'nrstey, 2018. P. 11 -lh.

Sorokina T.V. Byudzhet Soyuznogo gosudarstva Respubliki Belarus' i Rossiyskoy Feyrrataii: hrobiemy frrmirovaniya i irpolneniya [Budget of tho Union ktatz of the Republic ofBelarus and the Russian Federation: Problems of Formation and Execution] -- Belorusskiy ekanomichrskiy zhuenrl. 200h. N 3 (40). I5. 42-55.

Sos.oyaniyr i pirsprktivy razvitiya kkonomiki Rossii i Respubliki Belarus' v rzm-kakh Soyyuzzmgo gfsudarstva [State and Prospects of the Development of the Economy of Russia and the Republic of Belarus in the Framework of the Union State] - Ed. by A.I. Tatarkin, A.A. Kuklin. Yekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skhgo universiteta, 2001. 535 p.

Sotsial'no-ekonomicheskiye problemy razvitiya Soyuznogo gosudarstva: sbornik nauchnyh trudov [Socio-Economic Problems of the Development of the Union State: A Collection of Scientific Works] - Ed. by A.V. Bogdanovich, A.E. Dayneko. Minsk: NIEI Minekonomiki Respubliki Belarus', 2001. 143 p.

Soyuznoye gosudarstvo Belarusi i Rossii: rezul'taty dlya grazhdan i perspektivy [The Union State of Belarus and Russia: Results for Citizens and Prospects]. Moscow: Assotsiatsiya vneshnepoliticheskikh issledovaniy imeni A.A. Gromyko, 2021. 56 p.

Soyuznoye gosudarstvo: dostizheniya, problemy, perspektivy. Nauchno-praktiches-kaya konferentsiya, posvyashchennaya 20-letiyu podpisaniya Dogovora o sozdanii Soyuznogo gosudarstva: sbornik materialov [The Union State: Achievements, Problems, Prospects. Research-to-Practice Conference Devoted to the 20th Anniversary of Signing the Treaty on the Creation of the Union State: A Collection of Materials]. Moscow: Postoyannyy Komitet Soyuznogo gosudarstva, 2020. 636 p.

Starichonok V. Obrazovatel'naya politika Soyuznogo gosudarstva Belarusi i Rossii: kakoy ona dolzhna byt' [Educational Policy of the Union State of Belarus and Russia: What It Should Be]. — URO: https:--eurasia.expert-obrazovatelnaya-politika-soyuznogo-gosudarstva-belarusi-i-rossii-

Suzdal'tsev A.I. Krizis Soyuznogo gosudarstva Belorussii i Rossii [Crisis of the Union State of Belarus and Russia] -- Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye ot-nosheniya. 2020. Vol. 64. N 3. P. 56-67.

Vozmozhen li "belorusskiy maydan"? Diagnostika i vyzovy dlya Rossii [Is a "Be-larusian Maidan" Possible? Diagnosis and Challenges for Russia]. Moscow: Nauchnyy ekspert, 2016. 116 p.

Yakushov S.S. Natsional'naya bezopasnost' Soyuznogo gosudarstva Belarusi i Rossii: konstitutsionno-pravovyye problemy [National Security of the Union State of Belarus and Russia: Constitutional and oegal Issues]. Moscow: Izdatel'stvo RGTEU, 2006. 1ff p.

Поступила y редакцию 20 zpyapz 2023 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.