Научная статья на тему 'Сотрудничество России и Монголии в области высшего профессионального образования (на рубеже XX-XXI вв. )'

Сотрудничество России и Монголии в области высшего профессионального образования (на рубеже XX-XXI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И МОНГОЛИИ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ДОГОВОРЫ / МОНГОЛЬСКИЕ СТУДЕНТЫ БГУ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND MONGOLIA / BRAINPOWER / RUSSIAN-MONGOLIAN TREATIES / MONGOLIAN STUDENTS OF BSU / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шойдонова Алтына Мункожаргаловна

Статья посвящена изучению сотрудничества Бурятского госуниверситета с монгольскими высшими учебными заведениями в рамках внешнеполитического сотрудничества России и Монголии в области высшего профессионального образования, выполнена попытка анализа материалов, полученных в отделе статистики и учета контингента студентов, касающихся иностранных студентов БГУ граждан Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between Russia and Mongolia in the field of higher education

The article is devoted to the study of cooperation between the Buryat State University and the Mongolian higher education institutions within the foreign policy cooperation between Russia and Mongolia in the field of higher education, the attempt has been made to analyze materials regarding foreign BSU students citizens of Mongolia. These materials were obtained in the Department of statistics and registration of students number.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России и Монголии в области высшего профессионального образования (на рубеже XX-XXI вв. )»

А.М. Шойдонова. Сотрудничество России и Монголии в области высшего профессионального образования (на рубеже XX-XXI вв.)_

Таким образом, можно сделать вывод о том, что этап новейшей истории российского железнодорожного транспорта начался с неудач. Транспортная система пришла в упадок, что наблюдалось повсеместно, в том числе на железных дорогах Восточной Сибири. Неразрешенные проблемы с кадровым составом вкупе с торможением процесса научно-технической модернизации привели к необратимому отставанию.

Перед железнодорожным транспортом СССР

отныне стояла новая задача - не растерять былой мощи при переходе на систему рыночных отношений, сохранить конкурентоспособность и объемы перевозок. Стоит отметить, что научно-технические достижения отечественных конструкторов послевоенного периода заложили прочную основу развития железнодорожного комплекса на полвека вперед, что позволило не допустить более разрушительных последствий в экономике государства [3, с. 48].

Литература

1. Хаптаев Р.Е. Железнодорожный транспорт Восточной Сибири в 1971-1985 гг. - Иркутск, 1993. - 215 с.

2. История железнодорожного транспорта Советского Союза. Т. 3: 1945-1991 гг. - М.: МИИТ, 2004. - 631 с.

3. Харламова Ю.А. Российский железнодорожный комплекс. Политический анализ. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 179 с.

4. ГАРФ. Ф. 10197. Оп. 1. Д. 18. Л. 2-7, 106-109.

5. РГАНТД. Ф. Р-500. Оп. 2-2. Т. 2. Д. 209, 4-22.

Чекменев Алексей Павлович - аспирант, кафедра правоведения и философии, Братский государственный университет, e-mail: anyque13@mail.ru

Chekmenev Alexey Pavlovich - postgraduate student, department of law and philosophy, Bratsk State University, e-mail: any-que13@mail.ru

УДК 378 (470+517.3)

© А.М. Шойдонова

Сотрудничество России и Монголии в области высшего профессионального образования

(на рубеже XX-XXI вв.)

Статья посвящена изучению сотрудничества Бурятского госуниверситета с монгольскими высшими учебными заведениями в рамках внешнеполитического сотрудничества России и Монголии в области высшего профессионального образования, выполнена попытка анализа материалов, полученных в отделе статистики и учета контингента студентов, касающихся иностранных студентов БГУ - граждан Монголии.

Ключевые слова: сотрудничество России и Монголии, научные кадры, российско-монгольские договоры, монгольские студенты БГУ, международные связи.

A.M. Shoydonova

Cooperation between Russia and Mongolia in the field of higher education

The article is devoted to the study of cooperation between the Buryat State University and the Mongolian higher education institutions within the foreign policy cooperation between Russia and Mongolia in the field of higher education, the attempt has been made to analyze materials regarding foreign BSU students - citizens of Mongolia. These materials were obtained in the Department of statistics and registration of students number.

Keywords: cooperation between Russia and Mongolia, brainpower, Russian-Mongolian treaties, Mongolian students of BSU, international relations.

В конце 1929 г. правительством СССР было предложено создать в БМАССР монгольский рабочий факультет в городе Верхнеудинске. Согласно данной директиве, правительством БМАССР за короткий срок были подготовлены помещения для учебных занятий, общежитие для студентов и библиотека. В связи с тем, что монгольский рабочий факультет занимал особое положение среди учебных заведений Советского Союза, для обучения студентов были приглаше-

ны лучшие преподаватели республики.

20 февраля 1930 г. монгольский факультет начал свои занятия. Факультет специализировался на подготовке аратов МНР и Тувы, готовил работников средней квалификации для практической работы в различных отраслях народного хозяйства, народного просвещения, медицины и сельского хозяйства. Первый набор учащихся насчитывал 70 человек, состоял в основном из монголов, было и несколько тувинцев.

Продолжительность обучения составляла 6 лет: 2 года на подготовительном отделении и 4 года на основных курсах. Такой срок обучения обусловливался тем, что студенты, обучающиеся на факультете, имели за плечами всего двух-, трехлетнее образование. Кроме того, среди них не было ни одного знающего хоть немного русский язык, не говоря уже о письменности. В связи с этим в первые годы существования рабфака преподавание протекало в условиях экспериментирования и изыскания рациональных путей постановки учебного процесса. А для эффективного усвоения материалов преподавание велось на русском и на монгольском языках.

На рабфаке были созданы предметные и научные кружки: сельскохозяйственный, драматический, хоровой и танцевальный. Также особое внимание уделялось политико-воспитательной работе, что привело к созданию политического кружка. В нем проводились мероприятия, нацеленные на воспитание патриотизма и героизма.

Монгольский рабочий факультет просуществовал 10 лет. В 1940 г. факультет был реорганизован в Монгольское педагогическое училище. В него влилось монгольское отделение Кяхтин-ского педучилища. А в мае 1941 г. по решению МНР и СССР Монгольское педучилище было переведено в Улан-Батор. Оборудование кабинетов, лаборатории, библиотека училища были преподнесены правительству МНР как подарок к 20 годовщине Монгольской народной революции.

За 10 лет рабочий факультет подготовил 1912 человек и прославился своими знаменитыми выпускниками. На монгольском факультете обучались: генеральный секретарь ЦК Народно-революционной партии Ю. Цэдэнбал, заместитель председателя Совета министров МНР Д. Майдар, президент Академии наук МНР Б. Ши-рендыб и многие другие [1].

После распада Советского Союза тесные связи были нарушены. Интерес к обучению в России и изучению русского языка резко снизился, студенты-монголы направились для получения образования в такие страны, как США, Великобритания, Германия, Япония, Южная Корея. В новых условиях английский язык заменил русский как основной иностранный язык, преподающийся в учебных заведениях Монголии. В 1990-х гг. в стране началась массовая переподготовка учителей русского языка для обучения их английскому языку. Несмотря на данные изменения, Россия остается местом, где граждане Монголии могут получить достойное образование.

В 1993 г. был подписан договор «О дружественных отношениях и сотрудничестве между

Российской Федерацией и Монголией», который содействовал развитию связей в области образования и науки, а также установлению прямых связей между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами. В 1995 г. было заключено Соглашение о культурном и научном сотрудничестве, которое поддерживает обмен и интеграцию между образовательными учреждениями в области науки и образования. Новым этапом в развитии отношений двух государств стало заключение 1 июля 2003 г. Соглашения «О взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званий». Таким образом, присвоенные дипломы о высшем профессиональном образовании в одном государстве признаются, соответственно, в другом государстве. Данное соглашение также способствовало развитию научного и образовательного сотрудничества между Россией и Монголией.

Сотрудничество двух государств в сфере высшего профессионального образования также осуществляется в Бурятском госуниверситете. Вуз имеет более чем полувековой опыт международной деятельности.

Согласно Уставу ФГБОУ ВПО «Бурятский госуниверситет» от 2011 г., вуз имеет право осуществлять международную деятельность в области высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научной и научно-технической, преподавательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 1993 г. был создан отдел международных связей БГУ, который обеспечивает административную, коммуникационную, консультативную поддержку разнообразных форм международной деятельности. Университет успешно сотрудничает с учебными заведениями и научными центрами многих стран, в том числе Монголии.

В 1997 г. был подписан договор с Монгольским государственным университетом образования, согласно которому осуществляется взаимный обмен студентами, академические и научные обмены. В 1998 г. - с Монгольским государственным университетом, по пунктам договора которого стали возможны взаимный обмен студентами и стажировки. В том же году подписано соглашение с Институтом иностранных языков Монголии, который предусматривал академические обмены между двумя вузами. В 1999 г. очередным зарубежным партнером Бурятского госуниверситета становится Монгольский юридический университет «Их Засаг», в результате данного сотрудничества становятся

А.М. Шойдонова. Сотрудничество России и Монголии в области высшего профессионального образования (на рубеже ХХ-ХХ1 вв.)_

возможными не только академические обмены, но и прохождение курсов повышения квалификации. С 2001 г. действует соглашение с Монгольским государственным медицинским университетом по подготовке врачей, о совместной научно-исследовательской работе. В 2005 г. также партнерство было установлено с Монгольским университетом «Наадам», Монгольским институтом традиционной медицины «Монос», которые гарантируют академические обмены и культурное сотрудничество. В 2000 г. был создан филиал БГУ в г. Улан-Батор, который осуществлял образовательную и научно-исследовательскую деятельность в Монголии. Таким образом, деятельность Бурятского госуниверситета направлена на дальнейшее расширение зарубежных контактов по различным научно-образовательным аспектам.

С 2001 по 2012 г. в Бурятском госуниверситете, по данным отдела статистики и учета контингента студентов, успешно окончили вуз 27 человек. Институт экономики и управления окончили 11 человек; юридический факультет -6; восточный институт - 5; Институт филологии и массовых коммуникаций (в то время филологический факультет и факультет иностранных языков) - 3; исторический факультет - 1; факультет физической культуры, спорта и туризма - 1. Столь незначительные цифры свидетельствуют об ослаблении сотрудничества России и

Распределение по подраздели

Монголии в области высшего профессионального образования.

Однако, по данным отдела статистики и учета контингента студентов Бурятского госуниверситета, в 2013/14 учебном году в вузе обучается уже 45 студентов - граждан Монголии. Рассмотрим подробнее.

В 2013/14 учебном году на очном отделении обучается 40 человек; на заочном отделении - 5. Далее, при бюджетном финансировании - 5 чел, на договорном финансировании - 40. Стоимость обучения на договорной основе для иностранцев варьируется: на бакалавриате - 40-50 тыс. руб.; в магистратуре 70-80 тыс. руб.

Обучение в бакалавриате проходят 24 человека, в магистратуре - 19 человек, 2 студентов обучается на специалитете на медицинском факультете.

Интересно наблюдать за распределением данных студентов по факультетам Бурятского госуниверситета.

Больше всего студентов-монголов на 1-м курсе. Поступивших в 2013 г. 26 человек. На 2-м курсе обучается 13 человек. На 3-м и 4-м курсах количество студентов из Монголии незначительно, 2 и 4 человека соответственно. Заметно, что в последние два года деятельность БГУ по привлечению иностранных граждан, в том числе граждан Монголии, стала более эффективной.

Таблица 1

ш БГУ студентов-монголов

№ Факультет Кол-во (чел.)

Институты

1 Институт филологии и массовых коммуникаций 7

2 Восточный институт 4

3 Институт экономики и управления 3

4 Институт математики и информатики 1

5 Педагогический институт 0

Факультеты

6 Биолого-географический факультет 12

7 Юридический факультет 11

8 Социально-психологический факультет 3

9 Медицинский факультет 2

10 Исторический факультет 1

11 Факультет физической культуры, спорта и туризма 1

12 Физико-технический факультет 0

Итого: 45

Таким образом, биолого-географический факультет БГУ на данный момент является факультетом с наибольшим количеством учащихся в нем студентов - граждан Монголии. Кроме того, все они являются студентами 1-го курса. Факультет имеет обширные научные и образо-

вательные связи с научными и учебными заведениями Монголии. На основании Положения БГУ о международном сотрудничестве установлены связи с Институтом биологии, Институтом географии и мерзлотоведения, Институтом геоэкологии Академии наук Монголии, предусмат-

ривающие обмен опытом в области образования и науки, обмен студентов по комплексным практикам, проведению совместных научно-исследовательских проектов. Также и остальные подразделения Бурятского госуниверситета устанавливают различные формы сотрудничества с монгольскими учреждениями образования и науки. Затем по количеству студентов из Монголии идет юридический факультет, который по праву является одним из самых востребованных в Бурятском госуниверситете. И замыкает трой-

ку лидеров Институт филологии и массовых коммуникаций, образованный в 2013 г. в результате объединения филологического факультета и факультета иностранных языков [3].

Увеличившееся количество студентов-монголов свидетельствует о том, что практики сотрудничества между государствами становятся более эффективными и успешными. Расширение взаимодействия Бурятского госуниверситета и монгольских вузов является актуальным направлением развития университета.

Литература

1. К вопросу о становлении национальных кадров народной интеллигенции МНР на этапе демократических преобразований // Народы Востока: основные тенденции и противоречия соц.-экон. и полит. развития: тез. докл. к регион. конф. -Иркутск, 1986.

2. URL: http://bsu.ru/

3. Данные отдела статистики и учета контингента студентов Бурятского госуниверситета.

Шойдонова Алтына Мункожаргаловна, аспирант Бурятского госуниверситета, e-mail: shoyd89@mail.ru Shoydonova Altyna Munkozhargalovna, postgraduate student, Buryat State University, е-mail: shoyd89@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.